Остракизм в афинах

В целях профилактики

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идет о гонении, травле, общественном неприятии, неправильно считать остракизм наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Эта мера являлась профилактической, причем в каком-то смысле остракизм можно было расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви. Изгоняли ведь зачастую чрезмерно успешных, популярных и красноречивых.

Клисфен. Современный бюст. (wikipedia.org)

Аристотель писал, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Соответственно, возникновение этого обычая принято датировать ориентировочно 508 годом до нашей эры — незадолго до этого была свергнута тирания Писистратидов, и полис нуждался в некоем механизме, который не допустит появления новых тиранов. Однако первый изгнанник появился только спустя два десятилетия. Им в 487 году стал Гиппарх.

Суд черепков

Привычных нам бюллетеней у древних афинян, конечно же, не было. Изъявлять волю в устной форме не имело смысла — в условиях большого города-государства можно было и запутаться. Поэтому жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.

Остраконы, обнаруженные при раскопках. (wikipedia.org)

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.

Фемистокл. (wikipedia.org)

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

Остракон с указанием имени Фемистокла. (wikipedia.org)

Был подвергнут остракизму и Дамон, советник Перикла и вероятный учитель Сократа. Его сочли симпатизирующим тирании и изгнали из полиса.

Остраконы из Афин с надписями: «Перикл, сын Ксантиппа», «Кимон, сын Мильтиада», «Аристид, сын Лисимаха»

Остраки́зм (др.-греч. ὁ ὀστρακισμός от τὸ ὄστρακον «черепок, скорлупа») — в древних Афинах народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя гражданина, который угрожал демократии государства. Сначала архонты пересчитывали общее количество черепков. Если число требовавших изгнания было менее шести тысяч, остракизм не приводился в исполнение. Затем каждое имя клали в сторону, и тот, чьё имя оказывалось написанным на большем числе черепков, изгонялся на 10 лет, не подвергаясь конфискации имущества. Однако следует подчеркнуть, что остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти и т. п. В литературе этот термин часто ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»).

В широком смысле остракизм — гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.

История возникновения

Существует две точки зрения относительно даты введения остракизма в политическую жизнь Афин. Долгое время не подвергался сомнению факт учреждения процедуры изгнания Клисфеном в 508—507 годах до н. э. Антиковеды опирались на свидетельства из Аристотеля, Филохора, Диодора Сицилийского и Клавдия Элиана. Согласно Аристотелю: «Далее, на двенадцатом году после этого, при архонте Фениппе, афиняне одержали победу в битве при Марафоне, а спустя два года после победы, когда народ стал уже чувствовать уверенность в себе, тогда впервые применили закон об остракисме, который был установлен ввиду подозрения к людям, пользующимся влиянием, так как Писистрат из демагога и полководца сделался тираном. И первым подвергся остракисму один из его родственников Гиппарх, сын Харма, из Коллита, которого главным образом и имел в виду Клисфен, издавая этот закон, так как хотел его изгнать».

Первым, кто решил пересмотреть устоявшееся мнение относительно возникновения остракизма стал немецкий историк Карл Юлиус Белох. Он, опираясь на данные аттидографа первой половины IV века до н. э. Андротиона, отстаивал гипотезу о принятии закона вскоре после битвы при Марафоне 490 года до н. э. Ряд историков предпринял попытку сопоставить свидетельства Аристотеля и Андротиона. По их мнению закон приняли во время реформ Клисфена, но впервые применили через 20 лет после введения.

Плутарх. «Аристид». 7

Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; благопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но по сути дела оказывался средством утишить ненависть, и средством довольно милосердным: чувство недоброжелательства находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилетнем изгнании того, кто это чувство вызвал. Когда же действию этой меры начали подпадать люди безвестные и порочные, остракизм перестал применяться.

Вне зависимости от того, кто прописал процедуру остракизма, все историки согласны с тем, что первым изгнанным стал родственник тирана Писистрата Гиппарх. Его заставили покинуть Афины в 488 или 487 году до н. э. Закон об остракизме, согласно античным источникам, был введен для предотвращения тирании и борьбы с потенциальными узурпаторами власти. Вскоре он превратился в средство внутриполитической борьбы, позволявшее изгонять неугодных народу и/или популярным среди демоса политикам лиц. Ёмкую характеристику остракизма дал Плутарх в жизнеописании Аристида.

В этом смысле остракизм содействовал стабильности афинской демократии; его отрицательная роль заключалась в том, что он устранял от общественной и военной деятельности многих выдающихся лиц.

В разное время остракизму были подвергнуты Аристид Справедливый, Фемистокл, Кимон; черепки с их именами, как и с именем Перикла и других менее видных деятелей, были найдены при археологических раскопках в Афинах. Иногда такие черепки содержат любопытные приписки, мотивирующие позицию голосующего: например, на одном черепке рядом с именем Аристида приписано: «брат Датиса» (персидский полководец в Марафонской битве), с намёком на его якобы проперсидскую ориентацию. Широко известен анекдот о том, как Аристид по просьбе неграмотного крестьянина написал для него на черепке своё собственное имя.

Процедура остракизма

Остракизм предполагал выполнение ряда процедурных моментов. Совет Пятисот ежегодно готовил пробулевму о проведении остракизма. Её выносили на предварительное голосование эпихиротонию Народного собрания во время шестой притании (декабрь-январь). У демоса спрашивали мнения о том, проводить ли в этом году остракофорию или нет. Решение принимали простым большинством голосов.

Если решение было положительным, то в промежутке от двух до шести недель после его принятия проводилась сама остракофория. Она имела ряд существенных отличий от обычных Народных собраний. Остракофория не предполагала дебатов и обсуждений, её проводили на центральной рыночной площади Агоре, а не на стандартном месте собраний Пниксе. В день остракизма пространство, предназначенное для его проведения, огораживалось. В ограждении оставляли десять входов по числу аттических фил. Каждый из граждан перед входом в отведенный для его филы участок оставлял свой подписанный остракон. После этого он должен был оставаться внутри ограды. Таким образом избегали попыток проголосовать вторично. Для этой цели собственно и было необходимо само ограждение. При подаче черепка его следовало повернуть надписью вниз. Таким образом процедура остракизма предусматривала тайное голосование.

После того как голосование заканчивалось, а граждан выпускали из ограждения, должностные лица начинали подсчёт остраконов. В античных источниках и среди антиковедов нет единства относительно числа в 6000 голосов. Одни считают, что это был необходимый кворум, для того чтобы считать голосование состоявшимся; другие — минимальное количество поданных против одного лица голосов, необходимое для его изгнания. Профессор И. Е. Суриков на основании анализа различных источников приходит к выводу, что речь идёт о минимальном количестве голосов за одного кандидата.

Согласно законам Клисфена срок пребывания вне Аттики составлял десять лет. Народное собрание имело право, которым несколько раз воспользовалось, разрешить досрочное возвращение подвергнутого остракизму политика. Возможно в закон об остракизме около 450-х годов до н. э. была внесена поправка, которая сокращала срок изгнания с десяти до пяти лет. Однако этот момент остаётся дискуссионным и антиковеды не могут дать на него однозначный ответ.

Применение остракизма

В различных античных источниках содержатся указания на остракизм 18 человек. Из них, по мнению И. Е. Сурикова, 10 случаев являются достоверными, имевшими место на самом деле, 5 — недостоверными и фиктивными, 3 — спорными, достоверность которых оспаривается некоторыми историками.

Достоверные случаи

Первым на ком применили процедуру остракизма был Гиппарх. Этот политик состоял в родственных связях с изгнанным из Афин тираном Гиппием. После свержения тирании в полисе оставалось много сторонников бывших правителей. Гиппарх стал их вождём. Современный историк И. Е. Суриков называет её партией «друзей тиранов». Возглавляемые Гиппархом афиняне имели определённое влияние в полисе, которое пошатнулось после битвы при Марафоне 490 года до н. э. В этом сражении в стане персов присутствовал бывший тиран Гиппий. Гиппарх лично не совершал преступлений, за которые его можно было бы осудить. Однако присутствие в городе влиятельного сторонника врага было нежелательным для молодой афинской демократии. Поэтому он стал первым изгнанным из Афин через процедуру остракизма в 488 или 487 году до н. э..

Остракон с именем Мегакла

В 486 году до н. э. жертвой остракизма стал Мегакл. В политической сфере он ничем особо не прославился. Его изгнание стало результатом неприязни демоса к Алкмеонидам, которых подозревали в симпатии к персам. На сохранившихся остраконах афиняне вменяли ему в вину распутство и корыстолюбие. В изгнании Мегакла современные антиковеды видят успех политики Фемистокла, который на тот момент вёл борьбу с Алкмеонидами.

Аристотель в «Афинской политии» пишет о трёх изгнанных остракизмом сторонников тиранов. Если имена первых двух указаны, то третий остался неназванным. Остракизм «неизвестного» всерьёз не рассматривался историками до раскопок Керамика. Во время проведенных археологических работ в высохшем русле реки Эридан обнаружили более 8,5 тысяч остраконов. При анализе сохранившихся остраконов внимание специалистов привлекло необычное обстоятельство — более 700 из них было посвящено Каллию, сыну Кратия из Алопеки. Каллий, по числу сохранившихся остраконов с его именем, занимает третье место после Мегакла и Фемистокла. Таким образом, как отмечают антиковеды, в случае Каллия историки столкнулись со свидетельством существования неупомянутого в письменных источниках человека, которого древние афиняне считали весьма опасным, а, значит, весьма влиятельным. После открытия тысяч новых остраконов ряд учёных посчитали, что упомянутого Каллия следует отождествить с безымянной жертвой третьей остракофории 485 года до н. э., о которой писал Аристотель в «Афинской политии». На 16 остраконах Каллий фигурирует как «мидянин», то есть фактически «перс», а ещё на одном — «ходивший к мидянам». На одном из черепков неизвестный афинянин даже не поленился выцарапать его карикатурное изображение в виде лучника в персидском одеянии. П. Бикнелл предположил, что Каллий участвовал в афинском посольстве 507 года до н. э. в Сарды к сатрапу Артаферну I. И. Е. Суриков поддержал эту гипотезу, полагая, что Каллий, возможно, даже возглавил посольство. Эта версия, хоть и не находит подтверждения в письменных источниках, правдоподобна. Кроме неудачного посольства могли быть и другие причины, по которым Каллий ездил в империю Ахеменидов, где «заразился» тягой к восточной роскоши.

Жертвой четвёртой остракофории 484 года до н. э. стал лидер «партии Алкмеонидов» Ксантипп. Аристотель подчёркивал, что изгнание Ксантиппа стало первым случаем, когда процедуру остракизма применили не для изгнания сторонников тирании и потенциальных тиранов, против которых она и была создана, а как средство внутриполитической борьбы. Ксантипп, хоть и представлял интересы Алкмеонидов, которых афиняне подозревали в помощи персам, не навлёк на себя подобных обвинений. По всей видимости он принимал непосредственное участие в битве при Марафоне 490 года до н. э.

В 482 году до н. э. в изгнание отправили Аристида.

Спорные случаи

Об изгнании знаменитого философа и музыкального теоретика Дамона из Афин путём остракизма свидетельствуют Аристотель, называя его Дамонидом, Плутарх, причём неоднократно, и другие античные источники. Достаточно красноречиво событие описал Плутарх: «ведь и Дамон, учитель Перикла, отправился в изгнание за то, что казался согражданам чересчур разумным». Из всех античных сообщений следует, что непосредственной причиной остракизма Дамона была его близость и влияние на Перикла. Враги знаменитого стратега, не имея возможности нанести ему какой-либо вред, отыгрывались на окружении Перикла. Точная дата события неизвестна. Согласно оценкам историков остракизм Дамона произошёл в 440—420-х годах до н. э..

По отбытию положенного остракизмом срока изгнания Дамон вернулся в Афины. Не все историки признают историчность остракизма Дамона.

Недостоверные свидетельства об остракизме

Тесей по одной из версий первым был изгнан из Афин через процедуру остракизма, которую он сам и вписал в законодательство

Согласно ряду источников первым, кого изгнали через процедуру остракизма, которую тот сам и ввёл, был легендарный герой Тесей. Впервые данная информация встречается у Теофраста. Эта альтернативная версия о введении остракизма представлена в сочинениях не столь уж большого количества авторов, однако при этом является весьма стабильной и устойчивой. Её существование зафиксировано в том числе и в византийском энциклопедическом словаре X века «Суда».

В одной из речей Лисия написано «Мегакла ваши предки обоих дважды изгоняли посредством остракизма». Похожая информация содержится и у Андокида: «Мегакл, и его дед Алкивиад — оба дважды подвергались изгнанию остракизмом». Источники этих утверждений приведены в крайне тенденциозном контексте, а именно в обвинительных речах против внука Мегакла Алкивиада. Если изгнание Мегакла в 480-х годах до н. э. не вызывает сомнений, то второй остракизм антиковеды не рассматривали всерьёз вплоть до 1970-х годов. В это время в районе Керамика был найден остракон с именем Мегакла, который учёные датировали 470-ми годами до н. э. В ряде научных работ появились предположения, что информация в речах Лисия и Андокида достоверна, а Мегакл, после своего досрочного возвращения из изгнания в 480-м году до н. э. был ещё раз подвергнут остракизму в 470-х годах до н. э. По мнению И. Е. Сурикова эти аргументы крайне слабы. Остракизм был значимым событием в Древних Афинах, соответственно о нём должны были сохраниться более точные сведения в других античных источниках.

Отказ от использования

Остракизм имел смысл, пока на авансцене политической жизни заправляли представители влиятельных аристократических родов; он утратил значение, когда после смерти Перикла приобрели вес незнатные политики, так называемые «демагоги», и без остракизма целиком зависевшие от милости народа. Он перестал производиться после 417 г. до н. э. по следующему поводу.

В Афинах боролись две мощные партии, имевшие разногласия по ряду принципиальных политических вопросов: сторонники Никия и сторонники Алкивиада. Остракизм 417 г. должен был разрешить этот спор в пользу кого-то из них. Но поскольку ни одна партия не была уверена в своей победе, то их сторонники сговорились и написали имя второразрядного демагога Гипербола, который неожиданно для всех и оказался изгнанным. Как свидетельствует Плутарх, такой исход сначала позабавил, но затем возмутил афинян, считавших, что Гипербол был недостоин такого наказания. В итоге дискредитировавший себя институт перестал применяться.

Комик Платон, комментируя этот случай с Гиперболом, написал:

Хоть поделом он принял наказание,

С его клеймом никак не совместить его

Суд черепков не для таких был выдуман.

Известно, что аналогичные обычаи были также в Аргосе, Мегаре, Сиракузах, Милете, Ефесе и некоторых других городах Пелопоннеса и Великой Греции. В частности, в Сиракузах такой обычай назывался «петализм» (от греч. πέταλον, «лист»), так как имя будущего изгнанника писали на листе оливкового дерева, а изгнание длилось 5 лет.

Известные остракизмы

См. также: Категория:Подвергнутые остракизму

Наиболее известные случаи остракизма афинских политиков:

Примечания

Литература

Остракизм:

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе

Монографии и статьи

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 12653133g · GND: 4075755-9 · Microsoft: 2776298855 · SUDOC: 050614312

В сносках к статье найдены неработоспособные викиссылки.
Исправьте короткие примечания, установленные через шаблон {{sfn}} или его аналоги, в соответствии с инструкцией к шаблону, или добавьте недостающие публикации в раздел источников. Список сносок: Суриков, 2000

Приходилось ли вам слышать выражение, типа «его подвергли остракизму»? А знаете ли вы, что такое остракизм? Если нет, тогда данный пост, относящийся к рубрике «Умные слова» как раз об этом.

Остракизм – это отвержение, неприятие или изгнание какого-то человека со стороны общества. Но это значение остракизма в широком смысле слова.

Вообще же дословный перевод греческого «ostrakismos» — черепок или скорлупа. А каким образом остракизм приобрел смысл наказания, вы узнаете прямо сейчас.

Подвергнуть остракизму

В древних Афинах был оригинальный метод борьбы с политически неблагонадежными гражданами. И выглядело это следующим образом.

Допустим, некоторого человека греки заподозрили в том, что он намерен свергнуть существующий политический строй. Как же не допустить этого? Для афинян, решающих все недоразумения путем голосования, это был элементарный вопрос.

Они устраивали голосование, в котором ставился вопрос о недоверии подозрительному гражданину. Вместо современных бумажных бюллетеней в Афинах использовали черепки (остракизмы), на которых горожане писали свое мнение о потерявшем доверие деятеле.

Вот так выглядят черепки (остракизмы), дошедшие до наших дней

Если положительных ответов набиралось более 6 тысяч, решение считалось принятым, и бедолагу изгоняли из страны на 10 лет.

Это и значило, что его подвергли остракизму.

К слову сказать, эта процедура имела еще одно, более простое название: «Суд черепков».

Интересен факт, что во время десятилетнего отсутствия изгнанника все его имущество охранялось законом. По возвращении он вступал в полноправное владение всеми своими материальными богатствами.

В наше время подвергнуть остракизму – это значит выразить общественное недоверие, презрение или отвержение кому-либо.

Надеемся, что теперь слово «остракизм» не будет смущать вас своим загадочным смыслом.

Как запомнить

Если кто-то из друзей нехорошо подшутит над вами, пригрозите, что подвергните его остракизму.

Говорят, что небрежная лихость звучания этого термина сама по себе способна унять разбушевавшегося обидчика.

Подписывайтесь на InFAK.ru – развивайтесь с нами.

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

У этого термина существуют и другие значения, см. Остракизм (значения). Остраконы из Афин с надписями: «Перикл, сын Ксантиппа», «Кимон, сын Мильтиада», «Аристид, сын Лисимаха»

Остраки́зм (др.-греч. ὁ ὀστρακισμός, от τὸ ὄστρακον, «черепок, скорлупа») — в ряде древнегреческих полисов, в том числе в Древних Афинах — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. В широком смысле остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Однако следует подчеркнуть, что остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти и т.п.

В литературе часто этот термин ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»).

Как утверждает Аристотель, обычай введён автором демократических реформ Клисфеном после свержения тирании Писистратидов, то есть около 508 г. до н. э., как профилактическая мера против возможных новых тиранов; однако фактически он начал действовать несколько позже, после Марафонской битвы, когда народ, по словам Аристотеля, «почувствовал себя увереннее». Первым изгнанным (в 487 г. до н. э.), действительно, оказался тесть бывшего тирана Гиппарх, сын Харма; Аристотель утверждает, что именно его и имел в виду Клисфен, когда вводил закон об остракизме (по гипотезе современного исследователя, Клисфен хотел лишь обезвредить этого деятеля и получить его поддержку, шантажируя его угрозой изгнания — поэтому остракизм и не применялся на практике первые 20 лет). Очень быстро остракизм превратился в метод решения межпартийных споров (Аристотель считает первой жертвой собственно партийной борьбы Ксантиппа, отца Перикла, изгнанного в 484 или 483 г.). В этом смысле остракизм содействовал стабильности афинской демократии; его отрицательная роль заключалась в том, что он устранял от общественной и военной деятельности многих выдающихся лиц.

В разное время остракизму были подвергнуты Аристид Справедливый, Фемистокл, Кимон; черепки с их именами, как и с именем Перикла и других, менее видных, деятелей были найдены при археологических раскопках в Афинах. Иногда такие черепки содержат любопытные приписки, мотивирующие позицию голосующего: например на одном черепке рядом с именем Аристида приписано: «брат Датиса» (персидский полководец в Марафонской битве), с намёком на его якобы проперсидскую ориентацию. Широко известен анекдот о том, как Аристид по просьбе неграмотного крестьянина написал для него на черепке своё собственное имя.

Остракизм в афинском полисе проводился следующим образом. В январе (в шестую пританию, по афинскому административному календарю) председатели Совета пятисот (пританы) должны были поставить на голосование в Народном Собрании вопрос о необходимости остракизма.

Если решение было положительным, в восьмую пританию (март-апрель) проводился сам остракизм. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесённом с собой черепке (остракон) имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчёт, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание. Причем изгнание это продолжалось столько времени, сколько считалось нужным в видах угрожавшей опасности (обыкновенно — 10 лет).

Изгнанные не лишались прав гражданства и собственности. По окончании срока изгнания они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи (например перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному позволялось на время вернуться на родину. Для этого требовалось народное постановление, принятое по крайней мере 6000 голосов.

Наиболее известные случаи остракизма афинских политиков:

См. также

  • Атимия
  • Бойкот, Херем, Враг народа
  1. Суриков И. Е. 2005. Институт остракизма в античной Греции: к общей оценке феномена. История и современность, № 2, с. 113–130.
  2. C.И. Гинзбург — О дате издания закона об остракизме в Афинах
  3. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  4. Фемистокл. ЭСБЕ. Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 18 декабря 2011.

В Викисловаре есть статья «остракизм»

Видимо, следует понимать сообщение античных авторов таким образом, что 6 ООО черепков составляли миннмалыюе количество острака, обрекающее на изгнание того кандидата, чье имя в них содержалось. Общее число голосующих, безусловно, было значительно большим.

В разные годы путем остракизма из Афин были изгнаны такие известные политики как Кимон, Аристид, Фемистокл, Дамой (учитель Перикла).

Наиболее часто этот электорально-политический инструмент применялся в 480-х гг. до н. э. Последний известный случаи относится к 416 или 415 гг. до н. э.

В нашем распоряжении имеется слишком мало данных для того, чтобы точно указать обстоятельства, при которых остракизм был исключен из числа действующих политических институтов афинского государства. По сообщению Плутарха, народное собрание приняло постановление, навсегда упраздняющее остракофорию: «Возмущенный тем, что остракизм сделался предметом издевательства и поношения, парод упразднил его навсегда»43.

Писистрат на колеснице. Современная гравюра. Источник: ancientgreekbattles.net

Рассматривая формальную сторону процедуры остракизма, мы обнаруживаем в ней ряд черт, родственных современным выборам. Разумеется, не следует забывать о том, что целыо остракизма было понижение в правах, а не предоставление полномочий. Существовал узаконенный кворум «избирателей», имели место своеобразные «бюллетени» с именами — обломки глиняных сосудов. Порой граждане не ограничивались простой фиксацией имени потенциального изгнанника, они добавляли к нему карикатурные изображения, стихотворные строки, нелестные эпитеты, показывая тем самым свое негативное отношение к данному политику («бесчестный», «развратник», «мидянин»). Подобные проявления экспрессии электората свойственны и для практики новейшего времени.

Фемистокл

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

Был подвергнут остракизму и Дамон, советник Перикла и вероятный учитель Сократа. Его сочли симпатизирующим тирании и изгнали из полиса.

В Афинах существовала еще одна политическая процедура, схожая с остракизмом. Совет пятисот мог исключить из своих рядов лицо, не соответствующее высокому статусу булевта. В таком случае применялась «экфил- лофория» — голосование листьями, па которых члены Совета писали имя своего коллеги, подлежащего исключению: «Совет приступил к голосованию. И сначала, при подаче голосов масличными листьями, он исключил Тимарха из своих списков, однако затем, при голосовании камешками, вновь принял его в свои ряды»

Завершая рассмотрение избирательных процедур, применявшихся в древних Афинах, необходимо отметить их важное значение для дальнейшего развития традиций демократии и народовластия. Политическое устройство афинского полиса, особенности функционирования этого типа государства начали пристально изучать еще в эпоху античности. Фукидид, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Цицерон и многие другие мыслители древности внимательно рассматривали достоинства и недостатки прямого народовластия.

Античные идеалы гражданской свободы, равенства и сопутствующие им избирательные процедуры стали частью теоретического фундамента политических доктрин и концепций нового времени.

Добавить комментарий