Освобождение из мест лишения свободы

Обязанности администраций исправительных учреждений

Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.

Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.

Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.

Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).

Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:

  1. Бесплатный проезд к месту жительства;
  2. Продуктами питания или денежными средствами на время следования к месту проживания;
  3. Одеждой с учетом времени года.

Дополнительно может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей (на чай и сигареты должно хватить). Все выплаты и иную помощь обеспечивает администрация учреждения, в котором находился осужденный.

А вот после прибытия в пункт проживания ему необходимо узнать адреса реабилитационных центров и обратиться туда за дополнительной помощью. Рекомендуется посетить администрацию, органы соцзащиты или отделение полиции и получить там необходимую информацию.

Социальная помощь

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ. Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума. Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.

Обратить внимание нужно и на специализированные центры социальной адаптации, которые есть практически в каждом городе.

Перечень оказываемых услуг:

  • Обеспечение жилплощадью;
  • Обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями;
  • Питание;
  • Помощь в оформлении документов;
  • Юридическая помощь.

В ряде центров услуги оказываются бесплатно, в некоторых берут минимальную сумму в сутки – 100-150 рублей. Все, что нужно – узнать адрес, придти по месту нахождения учреждения, заявить о проблеме.

Время нахождения в центре – полгода в среднем. За этот период нужно постараться решить свои проблемы. Главное – отказаться от желания повторно преступить закон.

Появившиеся трудности решаемы, нужно упорно идти по правильному пути и эффективно использовать появляющиеся возможности.

Вот несколько центров социальной адаптации в разных городах (кликните по ссылке, откроется в новом окне).

Помощь в трудоустройстве

Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.

Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия. Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).

Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
  • Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
  • Страховое свидетельство и ИНН.

Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства.

Искать работу гражданин может и самостоятельно – через сайт или лично посещая учреждение. Новые вакансии представлены на информационных стендах.

Во время подачи документов необходимо написать заявление. После этого обратившийся получает статус безработного.

Каждые 2 недели ему предоставляют перечень организаций с открытыми вакансиями, которые ему необходимо посещать. Дважды в месяц человек отчитывается о предпринятых им действиях.

Иногда люди намеренно отказываются от работы и просят ставить отметки об отказе в их приеме на предоставленную должность, чтобы получать пособие.

Поскольку его размер невелик (разный в зависимости от региона и иных особенностей), лучше так не делать и цепляться за любую возможность устроиться на работу.

Если длительное время не удается найти свое место – остается рассмотреть неофициальный заработок – пилорамы, грузчики на складах (чаще продуктовых), разгрузка вагонов и фур, дворник и т.д.

Материальная помощь в регионах

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы может предоставляться на уровне регионов. Ее размер и способ получения нужно узнавать самостоятельно в общественных и государственных организациях.

Их адреса известны органам соцзащиты, полиции, администрации. Единовременного пособия в размере 850 рублей хватит мало на что, поэтому стоит рассмотреть и этот вариант.

Чтобы исключить влияние прошлого на настоящее необходимо перестать общаться с людьми, которые «тянут вниз», предпринять все возможности для отказа от пагубных привычек, постараться заработать первые деньги, чтобы почувствовать их силу и трудиться дальше, более воодушевленно.

Не следует бездарно распоряжаться полученными средствами или оказанной помощью. Нужно стараться извлекать пользу из всего.

Есть смысл первое время осесть в городе или поселке с минимальной стоимостью аренды комнат и квартир, адаптироваться там, почувствовать вкус жизни и двигаться дальше. Есть населенные пункты, где снять жилье можно за пару тысяч рублей.

>Помощь от государства для бывших заключенных: ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Законодательная база

Список федеральных актов и законов, в которых говорится о социализации и помощи вышедшим из тюрьмы:

  • Уголовно-Исполнительный Кодекс РФ, глава 22 «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними». Здесь прописаны основные обязанности администраций, которые исполняют наказания, в содействии и помощи вышедшим из тюрьмы, по контролю за ними, а также права самих освобожденных на трудоустройство, бытовое устройство и т.п.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 800 г. Москва «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы». Сумма пособия составляет 720 рублей.
  • Приказ Министерства юстиции РФ № 262 от 30 декабря 2005г. «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». Здесь говорится о создании специальных школ для подготовки осужденных к освобождению, о проведении различных бесед, курсов для создания предпосылок ресоциализации и т.д.
  • Приказ № 2 от 13.01.2006г. «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». Описывается порядок оказания помощи бывшим осужденным, информация о бесплатном проезде, об одежде, питании и так далее, о том, какая помощь оказывается инвалидам, несовершеннолетним, женщинам, престарелым и другим категориям.
  • Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и т.д.

Основные направления деятельности социальной службы по ресоциализации личности осужденного

Работа социальной службы является одной из главных составляющих для успешной адаптации и ресоциализации заключенных в современном мире и для снижения случаев повторных редицивов преступлений. Это особый вид оказания социальной помощи людям, нуждающимся как в материальной, так и духовной поддержке.

Вся деятельность этих специалистов осуществляется в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы и приказом № 2 от 13.01.2006г. «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Еще за шесть месяцев до освобождения заключенного администрация ИУ уже начинает проводить работу по нескольким направлениям его ресоциализации. В эти направления входит решение вопросов трудового и бытового устройства, воспитательные и психологические занятия, разъяснение основных прав и обязанностей. Они уведомляют органы местного самоуправления и федеральную службу занятости о предстоящем освобождении заключенного, о его трудоспособности и количестве рабочих специальностей. Также проверяют информацию о наличии жилья.

Заключенный может написать письменное заявление с выбором места жительства и о поиске работы. В задачу ИУ входит доведение этой информации до администрации по месту его жительства, направление необходимых запросов. После получения результатов эти сведения передают самому заключенному.

В определенных случаях ведется переписка с родственниками и близкими заключенных, совместно решаются вопросы по поводу предоставления жилой площади, а также других необходимых элементов быта. Самими сотрудниками исправительных учреждений проводятся различные психологические и воспитательные беседы, разъясняются основные права и обязанности, соблюдение которых необходимо после выхода из тюрьмы.

Таким образом, к основным задачам ресоциализации заключенных можно отнести:

  • индивидуальное выявление наличия психологических и социальных проблем, страхов и фобий и помощь по избавлению от них;
  • помощь в поиске жилья и работы;
  • восстановление и укрепление связей с родственниками;
  • обеспечение социальной защиты всем категориям осужденных (детям, инвалидам, беременным, престарелым, больным, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости, не имеющих определенного места жительства и т.д.);
  • помощь в трудовом устройстве после фактического освобождения;
  • решение вопросов, связанных с пособиями, пенсиями и т.р.;
  • работа по восстановлению и подготовке необходимых документов, удостоверяющих личность осужденного;
  • привлечение общественности и специалистов социальной защиты для оказания помощи.

Рассмотрим отдельно осуществление работы с освобождающимися заключеннными несовершеннолетнего возраста. Она начинает проводиться также за шесть месяцев до освобождения.

ИУ связываются с близкими и родственниками детей, информируют их о предстоящем появлении, указывают дату освобождения ребенка и предлагают в это время прибыть в колонию для его встречи и спровождения. Для детей до 16 лет сопровождение до дома родственниками или сотрудниками службы ИУ должно быть обязательно.

Как правило, несовершеннолетние осужденные после отбывания наказания отправляются к месту жительства родителей или близких родственников. Если ребенок является сиротой, не имеющим близких родственников, то администрация колонии отправляет запрос в соответствующие органы опеки, информирует их об основных деталях. Тут также решается вопрос по месту проживания ребенка и его обеспечения. В некоторых случаях несовершеннолетние осужденные направляются в школу-интернат.

Для решения вопросов о бытовом и трудовом устройстве привлекаются различные попечительские советы, которые создаются в рамках воспитательных колоний.

Стадии подготовки к адаптации в обществе и трудоустройству

Воспитательная работа в целях подготовки к освобождению с осужденными начинает проводиться за шесть месяцев до выхода из тюрьмы. Комплекс мер подготовки к адаптации заключенного в обществе состоит из внутренней и внешней работы.

В самом исправительном учреждении организовываются различные мероприятия, направленные на формирование в осужденных хороших навыков и знаний, поддержку и моральную помощь. Например, проводятся тренинги. Очень часто устраиваются культурно-массовые мероприятия, на которых заключенные могут заняться совместной работой, пообщаться друг с другом. Это также помогает формированию социальных качеств адаптации в современном мире.

Приглашаются психологи и другие специалисты, проводятся беседы с заключенными, выявляются все их страхи и переживания. Осуществляется работа по борьбе со всеми этими фобиями.

Проводятся различные семинары, на которых обсуждаются актуальные и популярные темы из жизни. Психологи, в свою очередь, пытаются создать благоприятные условия для общения и взаимодействия с заключенными, выделить их хорошие качества и т.д.

В большинстве регионов ИУ взаимодействуют с государственными, общественными и религиозными организациями и учреждениями. Создаются специальные региональные программы по восстановлению и реабилитации заключенных. Эти программы организовывают специальные курсы для осужденных, оказывающие помощь в социальной реабилитации.

В самих исправительных учреждениях проводятся «Школы подготовки к освобождению», в которых заключенных информируют о специальных инстанциях, которые могут помочь после выхода из тюрьмы, а также формируют навыки приспосопления к социуму. Здесь же на занятиях рассказывается о будущем возможном трудоустройстве осужденных, прививается их интерес к труду и работе, разрабатывается применение полученных навыков на практике.

Колоссальную роль в этой связи имеет профориентационная работа, благодаря которой каждый из осужденных может попробовать себя в той или иной сфере деятельности, проверить свои способности и желания.

Очень часто в церковь на территории тюрем и колоний приезжают различные священнослужители, которые разговаривают с заключенными. И по желанию после освобождения заключенные могут отправиться служителями в монастыри, где им предоставляется проживание, питание и работа.

Таким образом, комплексная помощь осужденным, которые овобождаются из мест лишения свободы, очень важна и необходима. Именно взаимодействие различных сфер жизнедеятельности оказывает самый эффективный и продуктивный результат.

Читайте иные материалы об исправительных учреждениях:

  • Как живут опущенные на зонах?
  • Первоход.
  • Самые страшные тюрьмы РФ.
  • СИЗО.
  • Лишение свободы УК РФ.
  • 5 актуальных способов перевода денег заключенному в колонию.
  • Является ли документом и удостоверением личности справка об освобождении из мест лишения свободы?
  • Правила и особенности отмены условного осуждения.
  • Что значит «сидеть на губе»?
  • 20 преступлений, за которые назначают пожизненное лишение свободы в России.

За преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Осужденные за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности часто посещают занятия психологов. В отличие от других категорий заключенных с ними занимаются врачи-сексологи или сексотерапевты.

Специалисты объясняют причины происхождения этого психологического заболевания, направляют осужденного на правильный путь, используя различные методики (просмотры коротких психологических фильмов, постепенное разрешение психологических проблем пациента и т.д.).

Инвалиды

Для категории инвалидов создаются специальные тренировки, на которых изучается адаптация в мире с теми или иными заболеваниями. Чаще других к ним приходят врачи, проводят курсы лечения и восстановления. Во время бесед психологи настраивают заключенных на положительный лад, убеждают, что жить в мире с какими-либо болезнями или отклонениями возможно, что нужно привыкнуть к этому и не опускать руки.

Для таких осужденных создаются тесты на проверку пессимистичного настроя. При выявлении суицидальных наклонностей с ними проводится комплекс мер по устранению подобных мыслей. Часто таким категориям дают читать различные психологические книги, в которых поэтапно рассказывается о том, как необходимо вести себя и бороться со своими недостатками и болезнями.

Что происходит после освобождения лиц, есть ли материальные выплаты?

После освобождения из тюрьмы заключенные имеют право на бесплатный проезд к месту жительства и обеспечение всеми необходимыми продуктами питания и денежными средствами на время поездки.

Если у заключенных отсутствует одежда, то после освобождения им выдается новая, купленная на деньги из федерального бюджета. Также им могут быть выданы пособия в размере 720 рублей на покупку предметов первой необходимости. Все это должно исполняться и контролироваться администрацией учреждения, которые исполняет наказание.

Беременные женщины, женщины с малолетними детьми, несовершеннолетние до 16 лет, больные, нуждающиеся в постоянном уходе и инвалиды должны в обязательном порядке сопровождаться до места жительства родственниками или администрацией ИУ.

Люди, освободившиеся из тюрьмы, имеют полное право на трудовое и бытовое устройство. При возникновении проблемы с местом жительства (например, жилья больше нет), в ИУ начинает проводиться работа по решению данного вопроса, поиске нового места жительства и помощи в бытовом устройстве.

Существуют различные центры реабилитации для таких людей, туда из исправительных учреждений и отправляются запросы с просьбами об устройстве заключенного.

В этих просьбах также указывается дата выхода осужденного, его основные документы, наличие каких-либо профессий, умений и навыков, обстоятельства, из-за которых был получен статус БОМЖа (без определенного места жительства). Как правило, все центры идут навстречу и дают осужденным бесплатную регистрацию. Сам заключенный, зная свою ситуацию по поводу наличия жилплощади, может походатойствовать в ИУ о поиске временного жилья или же хотя бы об адресах центров помощи.

Необходимо будет отправиться туда с имеющимися документами, там окажут необходимую помощь и пропишут на жилой площади. Существует много центров, куда заселяют временно без наличия документов. В таком случае там же и помогают их восстановить, чтобы в дальнейшнем не возникло никаких проблем.

И самый банальный вариант, куда может направиться заключенный после отбывания наказания-это к ближайшим родственникам и друзьям, если таковые остались.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как получить финансовую помощь после освобождения из исправительной колонии.

Пишите соответствующее заявление на имя администрации ИК.

Статья 181 УПК РФ . Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

1. Осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

4. При освобождении от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

1. В целях успешной адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности комментируемая статья предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в начальный период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в ИУ, обеспечены оплачиваемой работой, многие из них имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи, которая предоставляется администрацией ИУ.

2. Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного, который получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим к месту жительства вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные от отбывания наказания обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами по установленным нормам. Беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, а также освобождаемые больные снабжаются питанием исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.

3. Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» при отсутствии у освобожденного средств ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 720 руб. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, кроме предусмотренных ч. 1 ст. 180 УИК. Исключение в этом плане сделано лишь в отношении осужденных несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей, и больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. Об их освобождении ставятся в известность родственники, органы опеки и попечительства, органы и учреждения Минздравсоцразвития России.

При отсутствии родственников о предстоящем освобождении осужденного могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия.

Законодателем не определены сроки подобного извещения, а упомянуто лишь о его заблаговременности. Не указана и форма извещения. Представляется, что по общему правилу администрация учреждения, исполняющего наказание, должна направлять письменное уведомление об освобождении осужденного его родственникам, иным лицам, органам и учреждениям, названным выше, в сроки, указанные в ч. 1 ст. 180 УИК. Однако в отдельных случаях возможны отступления от этого правила, если, например, незадолго до освобождения произошло ухудшение состояния здоровья осужденного, поступило известие о невозможности приезда его родственника и т.п.

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, освобожденный направляется к месту жительства в сопровождении работника ИУ.

Памятка освобождаемым из мест лишения свободы «Ваши права. Социальная помощь»

Прокуратура Новосибирской области

ПАМЯТКА

ОСВОБОЖДАЕМЫМ

ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ

СВОБОДЫ

«Ваши права. Социальная помощь»

2015 г.

Социальная помощь осужденным,

освобождаемым из мест лишения свободы

По истечении срока отбывания наказания либо по иным основаниям (амнистия, условно-досрочное освобождение, помилование) все осужденные рано или поздно покидают исправительные учреждения и возвращаются домой, обратно в общество.

Подготовка к адаптации в обществе отбывших наказание граждан включает в себя совокупность мер социально-экономического характера, обеспечение реализации социальных гарантий таким гражданам.

Сам процесс подготовки к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируется ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ).

Согласно указанной норме права не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.

Осужденному за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания обязана разъяснить право осужденного на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает необходимые материалы в отношении осужденного, прошедшего освидетельствование и лечение в порядке, установленном частью четвертой статьи 18 УИК РФ, с его согласия органам здравоохранения по избранному им месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Кроме проведения бесед с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу, а также разъяснения необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и в трехдневный срок явиться в орган внутренних дел для регистрации, администрация ИУ обязана осуществлять выдачу принадлежащих им вещей и ценностей, средств, хранящихся на лицевом счете, личных документов и ценных бумаг, а также документов об освобождении и трудовой деятельности (ч. 3 ст. 173 УИК РФ).

Право на трудоустройство

Организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб. Для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.

Право на бесплатный проезд к месту жительства

Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, должны обеспечиваться бесплатным проездом к месту жительства (ч. 1 ст. 181 УИК РФ).

Осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования.

Освобождаемым от отбывания наказания осужденным, которые следуют к месту жительства на транспорте местного или пригородного сообщения, для приобретения проездных билетов выдаются деньги в соответствии с установленными тарифами.

В тех случаях, когда освобождаемые инвалиды и лица престарелого возраста, а также несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, следуют в дома инвалидов или престарелых, в интернаты или к попечителям, они обеспечиваются билетами до места нахождения указанных учреждений или места жительства попечителей.

Право на обеспечение продуктами питания

или деньгами на время проезда

Кроме обеспечения проезда к месту пребывания или жительства, осужденные, освобождаемые из ИУ, на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (в ред. от 01.01.2001).

Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на пути следования обеспечиваются продуктами по нормам, утвержденным Приказом Министерства юстиции России от 01.01.2001 N 125. Замена продуктов при выдаче продовольственных пайков производится в соответствии с этим же нормативным документом.

Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц (ч. 1 ст. 181 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.

Право на обеспечение одеждой

Что касается обеспечения освобождающихся необходимой одеждой, то здесь возможны варианты. Как правило, освобожденные осужденные следуют к месту жительства в собственной одежде либо выданной в ИУ (ч. 2 ст. 181 УИК РФ). В случаях невозмещения к моменту освобождения стоимости одежды, выданной осужденным в ИУ, из средств, имеющихся на их лицевых счетах, удерживается ее остаточная стоимость, после чего указанная одежда переходит в их собственность.

При отсутствии средств на лицевых счетах и наличии у бывших заключенных собственной одежды предметы вещевого имущества, выданные в ИУ и оплаченные ими не полностью, подлежат сдаче на склад. При отсутствии собственной одежды у этих осужденных предметы вещевого имущества, не полностью оплаченные, остаются в их пользовании, а остаточная стоимость списывается за счет ИУ.

Инвалиды I или II группы, а также несовершеннолетние осужденные при наличии у них собственной одежды выданную им одежду сдают на склад, а при отсутствии собственной одежды они освобождаются в ранее выданной им одежде.

Вместе с тем существует запрет на выдачу освобождаемым осужденным инвентарных вещей и предметов, а также постельных принадлежностей и спецодежды.

На детей, находившихся в домах ребенка при ИУ и следующих вместе с освобожденными женщинами, выдается один комплект белья, одежды по сезону в соответствии с возрастом ребенка.

Списание остаточной стоимости вещевого имущества и выдача освобождаемым осужденным предметов одежды производится по их заявлению с разрешения начальника ИУ или его заместителя.

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание (ч. 3 ст. 181 УИК РФ).

О выдаче проездного билета либо денег на его приобретение, об обеспечении питанием или деньгами на время проезда, одеждой, о сумме выданного единовременного денежного пособия делаются соответствующие отметки в документе об освобождении.

Основные права на социальное обеспечение граждан России, в том числе и отбывших наказание, закреплены в Конституции РФ, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Кроме того, в РФ действует Федеральный закон от 01.01.2001 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), где социальное обслуживание представляет собой деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Отдел по надзору за соблюдением законов

при исполнении уголовных наказаний

прокуратуры Новосибирской области

ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

(комментарии нашего добровольного помощника-юриста)

В соответствии с п. 3. ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения (ИУ) обязана выдать осужденному:

— принадлежащие ему вещи и ценности,

— средства, хранящиеся на его лицевом счете,

— личные документы и ценные бумаги,

— документы об освобождении осужденного от наказания,

— документы о его трудовой деятельности.

При отсутствии в личном деле заключенного паспорта администрация ИУ обязана заблаговременно до освобождения принять меры по получению паспорта заключенным.

В соответствии со статьей 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (пункт 4) паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению.

В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного (на лицевой счет осужденного зачисляются его заработная плата, пенсии, другие доходы, а также денежные средства, изъятые у осужденного при исполнении приговора, и с него же производятся удержания в оплату предоставляемых заключенному питания, одежды и прочего содержания). Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

В соответствии с действующим Приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 г. N 605 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации» (пункт 44) паспорт осужденному выдается на основании представленных администрациями исправительных учреждений запросов по установленной форме с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по установленной форме и двух личных фотографий осужденного.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бывшим заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется право на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, которое включает в себя:

1. Право на жилье;

2. Право на трудоустройство;

3. Право на иные виды социальной помощи, в том числе:

— на бесплатный проезд к месту жительства,

— на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда,

— на обеспечение одеждой за счет государства при отсутствии у осужденного необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение,

— на дополнительную помощь больным заключенным, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним заключенным, инвалидам, престарелым, беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей.

Более подробно вышеуказанные права заключенных будут рассмотрены ниже.

Статьей 180 УИК РФ предусмотрена обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных. В исправительных учреждениях должна проводиться работа по подготовке осужденного к освобождению. Закон обязывает начинать такую работу за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу. Осуществление этой работы возлагается на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб.

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, включает в себя:

— проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;

— проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;

— получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

— рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.

В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается ли он в помощи в трудовом и бытовом устройстве. Если осужденный нуждается в помощи в предоставлении жилья и/или трудоустройстве, администрация ИУ обязана принять меры, предусмотренные законом (о них подробнее см. ниже).

В исправительном учреждении с осужденным проводится воспитательная работа, в ходе которой ему разъясняются его права и обязанности, порядок трудоустройства, возможность прибегнуть к услугам службы занятости и т.п.

При освобождении из мест лишения свободы осужденному разъясняется:

— необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации,

— недопустимость совершения новых преступлений,

— обязанность прибыть к избранному месту жительства и в трехдневный срок явиться в орган внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу.

Право на жилье

На практике реализация этого права осужденного наиболее проблематична. В законодательстве порядок предоставления жилья лицам, освобождаемым из мест лишения свободы и не имеющим жилья, специально не определен: то есть получение жилья осуществляется бывшими заключенными в общем порядке, на общих основаниях. В настоящее время Жилищный кодекс предусматривает право внеочередного получения жилья по договорам социального найма только детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Остальные бывшие заключенные получают жилье в порядке общей очереди.

По закону заключенный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения. Администрация ИУ обязана запросить у заключенного, какое место жительства он изберет по освобождении — в письменном виде. При этом администрация ИУ обязана разъяснить осужденному, что в отдельных крупных городах, например, в Москве, установлены ограничения на регистрацию вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости и касаются всех граждан.

По избранному осужденным месту жительства администрацией ИУ направляются запросы в орган внутренних дел о возможности проживания по указанному адресу. Также администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.

Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации ИУ.

В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город, независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т.п.

При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении. Однако очередь на жилье идет крайне медленно. Поэтому эта задача на перспективу.

Наиболее вероятный вариант получения жилья — общежитие или иная жилая площадь от той работы, на которую поступит данное лицо. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости.

В крупных городах обычно имеются комнаты в коммунальных квартирах с ограниченными удобствами, которые не пользуются спросом у очередников. Такие комнаты могут быть предоставлены вне очереди, если они имеются и очередники от них отказываются.

Инвалиды и лица престарелого возраста, не способные обеспечить себя либо нуждающиеся в уходе, с их согласия помещаются в дома инвалидов и престарелых (интернаты).

Несовершеннолетние, не имеющие родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.

Следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке в зависимости от числа и характера совершенных преступлений отменены. Возможность прописки (ныне регистрации) определяется наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.

Право на трудоустройство

По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости. Гражданин, обратившийся в органы службы занятости, должен представить:

паспорт (при отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции);

документ об образовании (если он есть);

трудовую книжку (если она есть);

справку об освобождении;

справку из исправительного учреждения о заработке (для начисления пособия по безработице);

справку МСЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности (это касается трудоспособных инвалидов и лиц, имеющих медицинские ограничения к определенным видам работы);

свидетельство о рождении детей, если дети находятся на иждивении (для получения на них надбавки к пособию). На иждивенцев старше 14 лет представляется справка из учебного заведения об обучении и неполучении стипендии;

соответствующие документы, если из заработной платы лица должны производиться удержания алиментов или иных сумм, присужденных решением суда.

Возможно, необходимо будет представить некоторые другие документы, указанные службой занятости.

Днем обращения в центр занятости признается день, когда в центр занятости были предоставлены все установленные законодательством документы, необходимые для регистрации лица в качестве безработного.

Как правило, граждане приходят в центр занятости по месту их регистрации (прописки). Однако, возможно обращение и в другие службы, которые дают консультации и подбирают место работы. Но пособие по безработице гражданин может получить только по месту регистрации.

В центре занятости освобожденный может получить бесплатную консультацию по вопросам занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. Лица, не имеющие специальности, по которой заявлены вакантные места, по их желанию, могут быть направлены на бесплатное обучение новой профессии (специальности) либо на повышение квалификации, которые дают возможность трудоустроиться.

Безработный обязан регулярно (в назначенные службой занятости дни) посещать службу занятости и интересоваться возможностями трудоустройства. При первом посещении службы ему устанавливаются дни, когда он должен посещать ее два раза в месяц. Уважительность причины неявки должна быть подтверждена документом (например, больничным листом).

Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное время явиться для оформления на работу. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью. Этот документ возвращается в органы занятости, которые подбирают другую работу.

В случае если лицо, обратившееся в центр занятости, не будет трудоустроено в течение 10 дней, оно признается безработным и получает право на пособие по безработице начиная со дня обращения в центр занятости.

Но следует иметь в виду, что безработными не могут быть признаны (и, соответственно, не имеют право на получение пособия по безработице) граждане:

— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

— не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

— представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными и некоторые другие.

В соответствии со статьей 4 федерального закона «О занятости населения» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

— впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

— отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

— состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших и для некоторых других категорий безработных граждан.

Подходящей не может считаться работа, если:

— она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

— условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

— предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, которые достигли 16-летнего возраста, зарегистрированы в органах службы занятости и имеют статус безработного. Пособие выплачивается вплоть до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного за время отбывания наказания, но во всяком случае он не может быть меньше установленной минимальной заработной платы. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца. Вместе с тем пособие не может превышать средней заработной платы данного лица за последний год.

Если безработный по решению суда обязан выплачивать алименты на содержание детей или возмещать ущерб по исполнительному листу, либо у него в соответствии с таким исполнительным листом должны быть другие удержания, все они производятся из пособия по безработице на общих основаниях.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена на срок до трех месяцев, или его размер может быть сокращен органами службы занятости по основаниям, перечисленным в законе.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

— признания гражданина занятым (утратой статуса безработного);

— прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

— длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

— переезда безработного в другую местность;

— попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

— осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

— назначения пенсии;

— отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

— смерти безработного.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

— отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

— отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин, предусмотренных законом;

— явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

— увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

— нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного — со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

— самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

— неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

— отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Одно из оснований для прекращения выплаты пособия — получение пособия обманным путем. Это может быть: сообщение заведомо ложных сведений, подделка документов и т.п. Лишение пособия не исключает привлечения виновного к установленной законом ответственности, а также взыскания незаконно полученного. Поскольку пособие выплачивается только безработным, гражданин, получающий его, обязан сообщать в органы службы занятости даже о временной работе, на которую он устроился. Несообщение рассматривается как обман и влечет соответствующие санкции.

Органы службы занятости могут сами направить гражданина на так называемые временные общественные работы (ремонт дорог, уборка снега, обслуживание зеленых насаждений и т.п.). Направление на эти работы возможно только с согласия лица; заработок, получаемый на этих работах, не препятствует получению пособия по безработице.

Выплата пособия прекращается в случае осуждения безработного лица к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

По предложению органов службы занятости безработные граждане, которых не удалось трудоустроить, имеют право на досрочный, но не ранее чем за два года до установленного законом срока (в том числе и льготного), выход на пенсию, которая выплачивается им на общих основаниях.

Время, когда гражданин получает стипендию при обучении или пособие по безработице, а также время, необходимое для переезда с его согласия в другую местность по направлению службы занятости, засчитывается в общий трудовой стаж на основании справки, выдаваемой службой занятости.

Право на иные виды социальной помощи

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание.

Право на бесплатный проезд к месту жительства

Как правило, оплачивается проезд в общих жестких вагонах, в каютах 3 класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт.

Осужденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. На ребенка выдается питание и один комплект белья, одежды и обуви по сезону.

Право на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда

Осужденные освобождаемые из ИУ на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (см. ниже Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»).

Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на путь следования обеспечиваются продуктами по нормам, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации (см. ниже Приказ Минюста РФ от 2 августа 2005 г. N 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время»)

Освобождаемым женщинам с детьми выдается дополнительно для детей на время, необходимое для проезда к месту жительства, сухой паек в виде набора продуктов по назначению врача-педиатра дома ребенка учреждения, исполняющего наказания, или деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости продуктов, входящих в норму питания детей, сложившейся в месяце, предшествующем освобождению от наказания.

Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц.

Общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.

Если освобождаемый не имеет необходимой по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение, они выдаются бесплатно по заявлению этого лица с разрешения начальника учреждения или его заместителя, либо таким лицам выдается единовременное денежное пособие на приобретение одежды.

Право на сопровождение к месту жительства отдельных категорий освобождаемых

О дате освобождения больных осужденных, несовершеннолетних, а также беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, уведомляются их родственники. В случае неприбытия родных или близких освобождаемых несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также беременных женщин или больных, нуждающихся в постороннем уходе, они направляются к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Это были комментарии нашего добровольного помощника, сделанные на основании нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок оказания социальной помощи лицам, освобождаемым из МЛС.

При составлении справки также использованы комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ:

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Постатейный научно-практический комментарий (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова). — Агентство „Библиотечка «Российской газеты»“, 2004 г.

Добавить комментарий