Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности

Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, того возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по основанию, указанному в п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления. В данном случае отсутствует один из основных элементов состава преступления — субъект преступления. УПК РФ допускает возможность прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего как в стадии предварительного следствия, так и в суде.

Это относится лишь к случаям совершения преступлений небольшой и средней тяжести. Прокурор, а также следователь, дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование и возбудить перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ. При этом должно быть установлено, что несовершеннолетний обвиняемый совершил преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения уголовного наказания — путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. В таком случае уголовное дело вместе с ходатайством направляется в суд.

Суд рассматривает ходатайство и дело в порядке, предусмотренном ч. 4, 5, 7, 8 и 10 ст. 108 УПК, за исключением правил, устанавливающих процессуальные сроки. При этом он вправе прекратить дело и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительные меры воспитательного воздействия. Причем суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия.

Закон предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетних:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор, ограничения досуга и установления особых требований определяется органом, назначающим эти меры. Если несовершеннолетний систематически не исполняет установленные для него требования, то по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних суд может отменить постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия. В таком случае суд направляет уголовное дело прокурору для расследования, которое производится на общих основаниях, т.е. дело может быть направлено в суд и несовершеннолетний осужден.

Решение о прекращении дела и применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия может принять и сам суд по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом. При этом суд может вынести либо постановление о прекращении дела (ст. 431 УПК), либо приговор, которым освобождает несовершеннолетнего подсудимого от наказания, применив к нему принудительную меру воспитательного воздействия (ст. 432 УПК).

В ч, 2 ст. 432 УПК, кроме того, предусмотрено право суда на помещение несовершеннолетнего подсудимого в специализированное учреждение для несовершеннолетних на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет (это правило относится только к случаям совершения преступлений средней тяжести). Срок пребывания несовершеннолетнего осужденного в специализированном учреждении для несовершеннолетних может быть: прекращен (при достижении им совершеннолетия и если отпала необходимость в дальнейшем применении этой нормы); продлен (для завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки).

Вопрос о прекращении или продлении срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специализированном учреждении рассматривается судьей единолично. Следует подчеркнуть, что при рассмотрении и разрешении судом любых вопросов, связанных с освобождением несовершеннолетнего от уголовной ответственности, применением принудительной меры воспитательного воздействия, обязательно участие самого несовершеннолетнего, его законного представителя, защитника, прокурора, а при необходимости — и представителя специализированного учреждения для несовершеннолетних.

Если несовершеннолетний не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, то в возбуждении уголовного дела должно быть отказано. Если данное обстоятельство выявилось в ходе расследования уже возбужденного уголовного дела, то оно подлежит прекращению. Как уже указывалось, уголовное дело может быть прекращено и в связи с «возрастной невменяемостью» подростка (ч. 3 ст. 20 УК). В указанных выше случаях к таким несовершеннолетним могут быть применены иные меры воздействия.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушители (ЦВИНП) органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние. ЭТО делается в тех в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также если их личность не установлена либо они не имеют места жительства места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние.

Несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, могут быть помешены в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел по постановлению судьи. В ночное время, выходной или праздничный день либо в других исключительных случаях указанная категория лиц может быть помешена в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте, либо его заместителя или оперативного дежурного соответствующего органа внутренних дел.

Материалы на несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние, в течение 3 сут. после их помещения в ЦВИНП органа внутренних дел представляются судье для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении. О помещении в ЦВИНП органа внутренних дет указанных несовершеннолетних незамедлительно, но не позднее 24 ч, уведомляется прокурор по месту расположения центра. Несовершеннолетние данной категории могут находиться в таком центре в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не бот ее 30 сут. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 сут. После окончания предварительного следствия несовершеннолетние, причастность которых к совершению преступления установлена, а также их законные представители и адвокаты должны быть уведомлены о принятом решении и имеют право ознакомиться с материалами уголовного дела и делать из него выписки.

После принятия решения о прекращении уголовного дела по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК в связи с недостижением лицом, совершившим общественно опасное деяние, уголовно-наказуемого возраста дело должно быть направлено в комиссию по делам несовершеннолетних для подготовки ходатайства о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Ходатайство комиссии со всеми материалами (в том числе и уголовным делом) прокурором в соответствии со ст. 26 и 27 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» направляется в суд для рассмотрения и решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. При принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела по тем же основаниям для принятия мер воспитательного воздействия в комиссию по делам несовершеннолетних направляются соответствующие материалы.

Освобождение от наказания несовершеннолетних (статья 92 Уголовного кодекса Российской Федерации).

/ Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении.

4. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего.

5. Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205.1, статьей 205.3, частью второй статьи 205.4, частью второй статьи 205.5, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229 настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат. /

Институт освобождения несовершеннолетних от наказания, равно как и институт освобождения от уголовной ответственности, обусловлен гуманным отношением государства по отношению к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. Освобождение несовершеннолетнего от наказания является одной из форм реализации уголовной ответственности, при которой суд, постановляя приговор, дает уголовно-правовую оценку действиям виновного, но тем не менее находит возможным освободить лицо от наказания с применением ПМВВ. Ст. 92 УК РФ предусматривает два самостоятельных вида освобождения от наказания несовершеннолетних: освобождение от наказания в связи с применением ПМВВ и освобождение от наказания в связи с применением особой ПМВВ — помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением ПМВВ может иметь место при постановлении обвинительного приговора за совершение преступления небольшой или средней тяжести. При этом суд в приговоре, если он придет к убеждению о необходимости применения принудительных мер воспитательного характера, должен привести мотивы принятия такого решения (привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности впервые, положительные данные о его личности, критическое отношение к содеянному, случайное стечение обстоятельств, которые повлияли на поведение подростка, и др.).

Помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием — одно из оснований освобождения несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления. Такая мера воздействия применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение может применяться как после применения ПМВВ, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ, так и вместо названных мер, если суд придет к выводу о необходимости помещения несовершеннолетнего в специальное учреждение (неоднократное совершение преступных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, отсутствие контроля со стороны родителей, игнорирование общепризнанных правил поведения, употребление алкогольных напитков или наркотических средств и т.д.). При постановлении приговора суд может дать специализированному учебно-воспитательному учреждению указание: учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учреждении может быть прекращено до истечения указанного в решении суда срока, если поведение несовершеннолетнего свидетельствует об отсутствии необходимости в дальнейшем пребывании в данном учреждении (добросовестное отношение к учебе и работе, отсутствие нарушений дисциплины, положительные характеристики от администрации учреждения и т.д.). Психолого-медико-педагогическая комиссия каждые шесть месяцев рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальный план работы с воспитанником. При положительных результатах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложение о досрочном выпуске воспитанника из учреждения. Выпуск воспитанника из учреждения закрытого типа производится по решению суда по месту нахождения этого учреждения на основании заключения администрации учреждения.

Самостоятельным основанием для досрочного прекращения пребывания несовершеннолетнего в специализированном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа является выявление заболевания, препятствующего содержанию и обучению несовершеннолетнего в названном учреждении. Перечень таких заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием».

В ч. 5 ст. 92 УК РФ указаны преступления, при совершении которых несовершеннолетние освобождению от наказания в соответствии с правилами ч. 2 ст. 92 УК РФ не подлежат.

юридические науки

Валуйсков Николай Викторович, Бондаренко Любовь Викторовна, Арутюнян Ани Давидовна СТЕПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ …

УДК 343

СТЕПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ НАКАЗАНИЯ

© 2017

Валуйсков Николай Викторович, кандидат юридических наук, доцент Бондаренко Любовь Викторовна, кандидат экономических наук Арутюнян Ани Давидовна, ассистент

Аннотация. Установление меры наказания за совершенное уголовное преступление требует от правоприменителя использования многих положений Общей части уголовного права, в том числе связанных с индивидуализацией наказания преступника. Назначение наказания — сложный, многоуровневый, целенаправленный процесс, который развивается в зависимости от ряда явлений и факторов, которые взаимодействуют и имеют множественные связи. Назначению наказания присущи критерии индивидуализации наказания. В числе общих критериев индивидуализации наказания УК РФ предписывает учет степени общественной опасности совершенного преступления по каждому уголовному делу, однако именно критерий степени общественной опасности в не достаточной мере изучен наукой уголовного права, а его применение на практике не находится на должном уровне. Также на законодательном уровне и на уровне доктринальном отсутствует единое понимание степени общественной опасности как важнейшего критерия индивидуализации наказания. В статье проводится уголовно-правовой анализ применения обстоятельств, являющихся критериями индивидуализации при назначении наказания и в частности критерия степени общественной опасности. В результате сделан вывод о том, что индивидуализация наказания является принципом на основании которого, зиждется институт назначения наказания. На основании уголовного закона, судом определяется мера наказания для лица, совершившего преступление, для достижения цели исправления осужденного, а также частной превенции, что способствует достижению других целей, поставленных УК РФ перед наказанием. Автор также приходит к выводу, что на установление степени общественной опасности, влияют объективные и субъективные признаки преступления. Для максимально широкого учета степени общественной опасности преступления, необходимо при индивидуализации наказания учитывать субъективные признаки , а не только объективные. Проводится анализ учета критерия степени общественной опасности, который будет полезен для правоприменителя.

Ключевые слова: преступление, деяние, наказание, назначение наказания, индивидуализации наказания, общие критерии индивидуализации наказания, основные критерии индивидуализации наказания, специальные критерии индивидуализации наказания, категория, субъективные признаки, объективные признаки.

THE DEGREE OF SOCIAL DANGER AS AN ESSENTIAL CRITERION SENTENCING

© 2017

Понятие наказания является одним из базовых понятий уголовного права, а требования, предъявляемые Уголовным кодексом Российской Федерации — далее по тексту УК РФ), касающиеся справедливости и соразмерности уголовного наказания, являются основополагающими принципами уголовного закона.

Наказание всегда имеет чисто личный характер, поскольку его должно нести только виновное в правонарушении лицо. Оно применяется только к самому преступнику, не затрагивая ни в коем случае законные интересы других лиц. Наказание должно нанести удар только тем, кто причинил вред, кто совершил преступле-

ние или правонарушение, и был признан виновным в совершении такого деяния.

При этом преступление — это только такое деяние, которое является социально опасным по содержанию. Общественная опасность является наиболее важным социальным (материальным) свойством преступления. Выражение общественной опасности производится через призму причинения вреда (создания угрозы причинения) охраняемым УК РФ интересам.

Следует отметить, что в уголовном законодательстве царской России , Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г.

Valuyskov Nicolay Viktorovich, Bondarenko Lyubov Viktorovna, Arutiunian Ani Davidovna juridical

THE DEGREE OF SOCIAL DANGER AS AN ESSENTIAL CRITERION … science

В дальнейшем в УК РСФСР 1960 г. законодатель уже предусмотрел, что при назначении наказания судом должны были учитываться характер и степень общественной опасности действий, которые совершены виновным.

В настоящее время, ч. 3 ст. 60 УК РФ в числе общих критериев индивидуализации наказания предписывает необходимость учета степени общественной опасности каждого преступления, которое совершено. Такие указания имеются не только в ст. 60 УК, но также других статьях УК РФ.

Деяние социально опасно тогда, когда оно направлено на объект, принятый под защитой уголовным законом, способно нанести вред охраняемым общественным отношениям или создать угрозу для них.

В теории уголовного права имеется много определений термина «общественная опасность». Например, Ю.И. Ляпунов считает, что уголовная правовая общественная опасность является определенным объективным антисоциальным состоянием преступления, обусловленным всей совокупностью его отрицательных свойств и атрибутов и содержащим в себе реальную возможность причинить вред социальным или общественным отношениям, поставленным под защиту законом (Ю.И. Ляпунов ).

И.А. Солодков полагает, что общественная опасность преступления — это нанесенный вред или угроза его причинения, исходящий от лица, которое обязано воздерживаться от посягательств на объект, защищенный нормами уголовного права, а также его злонамеренность, отражающую уровень потенциальной возможности совершения нового преступления (И.А Солодков ).

Ф.Н. Сотскова считает, что общественная опасность является внутренним свойством деяния, выражающегося в объективной способности человеческой деятельности причинять или создавать угрозу причинения вреда, которая по своей правовой оценке состоит в запрете совершения такого деяния под угрозой наказания (Ф.Н. Сотсков ).

Для определения общественной опасности в науке выделяются ее качественные и количественные характеристики. Первая называется характером общественной опасности, а вторая — степенью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно с помощью этих категорий уголовное законодательство предусматривает индивидуализацию наказания.

Поскольку, по мнению авторов настоящей статьи, оценка характера общественной опасности относится к оценке самого законодателя, у которого оценка отдельного вида преступления является его прерогативой, путем отнесения их к категории преступлений небольшой тяжести, средней тяжести, тяжких или особо тяжких, то наибольший интерес вызывает степень общественной опасности преступления.

Как отмечает Н.А. Беляев, и с чьей точкой зрения следует согласиться, степень общественной опасности, является признаком, характеризующим конкретное преступное деяние. При этом преступления, являющиеся по характеру общественной опасности одинаковыми, по степени их общественной опасности могут отличаться

(Н.А. Беляев )._

Степень общественной опасности зависит от характера и размера ущерба, зависит также от его наличия, или, наоборот его отсутствия по отношению к другим общественным отношениям, которые не являлись объектом данного вида посягательства, от характера и степени вины, от способа совершения преступления, целей, мотивов и т.д.

Думается, что степень общественной опасности является одним из важнейших критериев индивидуализации наказания.

В этой связи необходимо отметить, что термин «критерии индивидуализации наказания» в самом УК РФ не встречается, при этом уголовный закон предусматривает критерии индивидуализации наказания как общие, так и специальные. Общие критерии, к которым относится степень общественной опасности, должны применяться судом по любому уголовному делу. Исключений на данный счет не предусмотрено.

В тоже время специальные критерии индивидуализации наказания определяются специальными правилами назначения наказания. В этом случае по некоторым категориям дел судом осуществляется индивидуализация наказания.

В связи с этим, как и сама индивидуализация, так и ее критерии являются теоретическими положениями, которые имеют наиважнейшее значение для правоприменительной практики.

Кроме того, по мнению авторов настоящей статьи, индивидуализация наказания является принципом на основании которого, зиждется институт назначения наказания. В соответствии с критерием индивидуализации наказания судом производится оценка общих и специальных критериев, предусмотренных уголовным законом. На основании уголовного закона, судом определяется мера наказания для лица, совершившего преступление, для достижения цели исправления осужденного, а также частной превенции, что способствует достижению других целей, поставленных УК РФ перед наказанием.

Для индивидуализации наказания закон предоставляет широкие возможности: особые правила назначения наказания в различных обстоятельствах, санкции с различными видами, а также пределами наказания, возможность наложения более мягкого наказания, использование условного осуждения и т. д.

При этом именно от основных критериев индивидуализации наказания, к которому относится степень общественной опасности преступления и зависит мера наказания. Таким образом, индивидуализация наказания предполагает, что при установлении наказания учитываются не только личность виновного и характер общественной опасности преступления, но прежде всего степень общественной опасности преступления, которое им совершено.

Поскольку степень общественной опасности является количественной характеристикой, представляется, что судам необходимо обратить внимание на количественные показатели последствий, которые наступили в отношении преступлений с материальным составом.

Способ совершения преступления также влияет на степень общественной опасности и должен учитываться избрании меры наказания.

Когда способ совершения преступления не является обязательным признаком состава, он не выступает в качестве средства дифференциации, а играет роль в индивидуализации наказания. Таким образом, использование насилия или угроза его применения в процессе совершения преступления всегда увеличивает степень общественной опасности.

Для определения степени общественной опасности важны и субъективные признаки.

Среди субъективных признаков, пожалуй, мотив оказывает наибольшее влияние на рассматриваемый критерий индивидуализации наказания. Так П.С. Дагель Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

юридические науки

Валуйсков Николай Викторович, Бондаренко Любовь Викторовна, Арутюнян Ани Давидовна СТЕПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ …

выделил общественно опасный мотив поведения людей (П.С. Дагель ). Установив в действиях человека отрицательный уголовный мотив, при назначении наказания суд должен его учесть как повышающий степень общественной опасности.

Таким образом, в качестве вывода к настоящей статье можно отметить следующее:

На установление степени общественной опасности, влияют объективные и субъективные признаки преступления.

Индивидуализация наказания является принципом на основании, которого зиждется институт назначения наказания. В соответствии с принципом индивидуализации наказания судом производится оценка общих и специальных критериев, предусмотренных уголовным законом. На основании уголовного закона, судом определяется мера наказания для лица, совершившего преступление, для достижения цели исправления осужденного, а также частной превенции, что способствует достижению других целей, поставленных УК РФ перед наказанием.

Представляется, что для максимально широкого учета степени общественной опасности преступления, необходимо при индивидуализации наказания учитывать субъективные признаки, а не только объективные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЭ// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954

2. Уголовное уложение 22 марта 1903 г. // Российское законодательство X — XX веков. Т. 9. М.: Юрид. лит., 1994.

3. «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик» (утв. Постановлением ЦИК СССР от 31.10.1924) // «СЗ СССР», 1924, N 24, ст. 205

4. Уголовный Кодекс Р.С.Ф.С.Р.// «СУ РСФСР», 1922, N 15, ст. 153

5. Уголовный Кодекс Р.С.Ф.С.Р. // «СУ РСФСР», 1926, N 80, ст. 600

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. «Уголовный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // «Свод законов РСФСР», т. 8, с. 497

7. Беляев Н.А. Курс советского уголовного права. Часть Общая. Т. 2. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1970. С. 325 — 327

8. Дагель П.С. Проблема вины в советском уголовном праве // Учен. зап. Дальневосточного ун-та. Владивосток, 1968. С. 163.

9. Курс уголовного права. Общая часть / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2002. Т. 1: Учение о преступлении. С. 153 — 154. (624 с.)

13. Сотсков Ф.Н. Общественная опасность деяния в уголовном праве России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10.

⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 52

принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 432 УПК РФ).

Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

(Часть в ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ; от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.)

3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении.

(Часть в ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ; от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ.)

4. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессиональной подготовки продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего.

(Часть в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ.)

5. Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 2051, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 2281, частями первой и второй статьи 229 настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат.

(Часть введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.)

1. Комментируемая статья предусматривает два вида освобождения несовершеннолетних от наказания: а) с применением принудительной меры воспитательного воздействия (в случае совершения несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести); б) с помещением осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (в случае совершения несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести, а также тяжкого преступления, за исключением указанных в ч. 5 ст. 92 УК).

Освобождение от наказания в связи с применение указанных мер является факультативным (т. е. составляет право суда) и безусловным (решение о их применении не может быть впоследствии отменено).

2. О видах и содержании принудительных мер воспитательного воздействия см. комментарий к ст. 90, 91 УК.

3. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием применяется к несовершеннолетним осужденным только в случае освобождения их от наказания до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, но не более чем на три года.

Рассматриваемая мера применяется к несовершеннолетнему при наличии следующих условий: а) осуждение его к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления; б) вывод суда о возможности исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода, без применения к нему наказания в виде лишения свободы.

4. К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся: а) специальные общеобразовательные школы закрытого типа; б) специальные профессиональные училища закрытого типа; в) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

Статья 432. Освобождение судом несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

(Наименование в ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ; от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ.)

1. Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания, то суд в соответствии с частью первой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказания и применить к нему принудительную меру воспитательного воздействия, предусмотренную частью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего подсудимого, совершившего это преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, то суд, постановив обвинительный приговор, освобождает несовершеннолетнего осужденного от наказания и в соответствии со статьей 92 Уголовного кодекса Российской Федерации направляет его в указанное учреждение на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет.

(Часть в ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ; от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ; от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ.)

3. Пребывание несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть прекращено до достижения им совершеннолетия, если отпадет необходимость в дальнейшем применении к нему данной меры либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении.

(Часть в ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ; от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ; от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ.)

4. Продление срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается, если судом будет признано, что несовершеннолетний осужденный нуждается в дальнейшем применении к нему данной меры. Мотивированное представление о продлении срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа направляется в суд администрацией учреждения и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения не позднее чем за один месяц до истечения срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в указанном учреждении. Срок пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, может быть восстановлен судом по представлению администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним осужденным соответствующих образовательных программ или получения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего осужденного. Прекращение пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа либо перевод его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа осуществляется по мотивированному представлению администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения либо по ходатайству несовершеннолетнего осужденного, его родителей или иных законных представителей. Мотивированное представление администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения либо ходатайство несовершеннолетнего осужденного, его родителей или иных законных представителей о прекращении пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть направлено в суд по истечении не менее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего осужденного в указанное учреждение. В случае отказа суда в прекращении пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа повторное представление либо ходатайство может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в прекращении пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. Вопрос о продлении, прекращении или восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа либо переводе его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа рассматривается единолично судьей районного суда по месту нахождения указанного учреждения в течение 10 суток со дня поступления ходатайства или представления.

(Часть в ред. Федеральных законов от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ; от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ.)

5. В судебном заседании участвуют несовершеннолетний осужденный, его родители или законные представители, адвокат, прокурор, представители специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения.

(Часть в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ.)

6. В судебном заседании исследуются ходатайство несовершеннолетнего осужденного, его родителей или иных законных представителей, представление (заключение) администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения, выслушиваются мнения участвующих в данном деле лиц.

(Часть в ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ; от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ.)

7. По результатам рассмотрения ходатайства несовершеннолетнего осужденного, его родителей или иных законных представителей, представления (заключения) судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

(Часть в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ.)

8. Копия постановления в течение 5 суток направляется несовершеннолетнему осужденному и его законному представителю, а также в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, прокурору и в суд, постановивший приговор.

(Часть в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ.)

1. Комментируемая статья решает целый комплекс вопросов, возникающих на заключительном этапе судебного разбирательства по уголовным делам и еще позднее, а именно: а) об освобождении несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного характера; б) об освобождении несовершеннолетнего подсудимого от наказания с направлением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа; в) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в названном учреждении; г) о прекращении пребывания в нем; д) о переводе в другое специальное учреждение.

2. Первый вопрос имеет существенное сходство с освобождением судом несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера, о которых речь шла в предыдущей статье. И в том и в другом случае несовершеннолетний не подвергается уголовному наказанию. Однако комментируемая статья предполагает такое окончание уголовного процесса, когда судебное разбирательство полностью завершено и дело не прекращается, а по нему постановляется обвинительный приговор и принудительные меры воспитательного воздействия применяются, таким образом, не к освобожденному от уголовной ответственности, а к осужденному.

3. По общему правилу срок пребывания осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа должен завершаться в день его 18-летия. При этом он (срок) при всех обстоятельствах не может превышать трех лет. Значит, тот, кто осужден в 14 лет за преступление, за совершение которого уголовная ответственность наступает с данного возраста, может покинуть данное учреждение и до достижения совершеннолетия.

4. До достижения совершеннолетия осужденный может быть освобожден из специального учебно-воспитательного закрытого учреждения и в том случае, если за время пребывания в нем он доказал, что твердо встал на путь исправления, утратил опасность для общества и дальнейшее применение принудительной меры воспитательного характера, о которой идет речь, не вызывается необходимостью.

5. По достижении осужденным совершеннолетия его пребывание в данном учреждении допустимо только на основании судебного решения, которое принимается в судебном заседании судьей районного суда с участием самого осужденного, и только при наличии следующих условий: а) о таком продлении ходатайствует сам осужденный; б) продление срока имеет целью окончание начатой в стенах закрытого учреждения общеобразовательной или профессиональной подготовки. В основу такого решения кладутся заключение администрации специализированного учебно-воспитательного учреждения, которое находится в ведении органов управления образования, и выслушанные судом мнения родителей или законных представителей осужденного, адвоката, прокурора и представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая образуется органом местного самоуправления.

6. В таких же судебных процедурах решается и вопрос о переводе несовершеннолетнего из одного учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в другое.

* * *

Категорическая норма, которой открывается комментируемая глава 50 УПК: «Требования настоящей главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет», — заключает в себе проблему. Выходит, что, если ни в чем не отстающий в своем развитии юноша за один день до своего совершеннолетия совершил тяжкое преступление и скрылся, а разыскан, изобличен и привлекается к уголовной ответственности только в возрасте 22 лет, в отношении его в уголовном судопроизводстве должны применяться все специальные нормы — дополнительные гарантии его законных прав и интересов: о выделении уголовного дела в отдельное производство, об отдаче под пересмотр, об участии законного представителя и т. д., а также весь комплекс норм, связанных с применением принудительных мер воспитательного характера. Представляется, что такая юридическая конструкция лишена смысла и ничьи рекомендации эту проблему решить неспособны; требуется совершенствование закона.

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Комментарий к Ст. 91 УК РФ

1. Комментируемая статья раскрывает содержание ПМВВ, которые применяются в случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании ч. 2 ст. 90 УК.

2. Суть предупреждения заключается в устном внушении несовершеннолетнему социальной неприемлемости его поведения, оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение осуществляется в устной форме, но оформляется письменно с указанием того, что сущность предупреждения понятна.

3. Надзор в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, заключается в контроле за их поведением и проведении с ними соответствующей воспитательной работы. Осуществление надзора закон возлагает на родителей, лиц, их заменяющих, а также на специализированные государственные органы. Продолжительность срока надзора устанавливается судом: от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести или от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90).

4. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, по существу предполагает обращение внимания указанных субъектов на необходимость более тщательного подхода к воспитанию несовершеннолетнего. В соответствии с п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 01.02.2011 N 1, при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа предполагает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях его социально-психологической реабилитации и предупреждения совершения им новых преступлений (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 30.12.2011) ). В уголовном законе точно не определен специализированный государственный орган, под надзор которого может передаваться несовершеннолетний; в качестве такого органа может выступать один из органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 4 названного Закона).
———————————
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; 2003. N 28. Ст. 2880; 2004. N 49. Ст. 4849; 2005. N 17. Ст. 1485; 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7056.

5. Возложение обязанности загладить причиненный вред означает возмещение причиненного преступлением ущерба собственными средствами или своим трудом. Назначается эта мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

6. Перечень форм ограничений досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего в уголовном законе не является исчерпывающим. Выбор конкретной формы ограничения досуга и определенных требований к поведению должны быть обусловлены целями социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего и предупреждения совершения им новых преступлений.

Добавить комментарий