Отбывание наказания в колонии поселения

Многие осужденные к отбыванию наказания в колонии-поселении и их родственники толком не знают, что это такое, в чем состоят особенности этого вида исправительных учреждений, не знают, какими правами и обязанностями они обладают, находясь в колонии-поселении. Часто это порождает проблемы в ходе отбытия наказания.

Формально колония-поселения – это самый мягкий вид исправительных колоний. Это касается и режима содержания, и количества запретов, и доступности тех или иных материальных (и не только) благ. Правовой статус осужденных к отбытию наказания в колонии-поселении (или «поселке», как его называют на арестантском жаргоне) определеляется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (в особенности – специальными статьями: 74, 75.1, 128, 129) и «Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений», которые регулируют правила внутренней жизни исправительных учреждений всех видов, в том числе и колоний-поселений.

Согласно ст. 128 УИК РФ, в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы:

а) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;

б) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

в) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;

г) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьей 78 УИК РФ, то есть при изменении вида исправительного учреждения.

Интересной особенностью колонии-поселения является то, что в одной колонии могут содержаться осужденные мужчины и осужденные женщины. Однако, как правило, мужская и женская части колонии разделены забором.

Как мы уже говорили, колония-поселение – это особый вид исправительного учреждения. Особенности начинают себя проявлять уже с момента вынесения приговора. Дело в том, что согласно ст. 75.1 УИК РФ, осужденный, как правило, направляется в колонию-поселение сам, «своими ногами». Как сказано в этой статье, территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию-поселение. В указанном предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания.

Порядок направления осужденных в колонию-поселение установлен Инструкцией по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания, утвержденная Приказом Министерства Юстиции РФ от 6 апреля 2009 г. № 102. Согласно этой Инструкции, осужденные, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование к месту отбывания наказания, направляются в колонии-поселения в пределах территории субъекта РФ, в которых они проживали или были осуждены. То есть, если Вы проживали или были осуждены в определенном регионе, то и отбывать наказание Вас должны отправить в этом же регионе. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. Кроме того, осужденные направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, в которых имеются условия для их размещения, при отсутствии по месту жительства или по месту осуждения колонии-поселения или невозможности размещения в имеющихся учреждениях по согласованию с центральным аппаратом ФСИН России.

Согласно той же Инструкции, после вынесения приговора, если судом принято решение о самостоятельном следовании к месту отбытия наказания, территориальный орган ФСИН России должен: 1) вручить Вам предписание о направлении к месту отбывания наказания; выдать деньги на проезд, обеспечить продуктами питания или деньгами на время проезда; сформировать дело осужденного (произвести дактилоскопирование, составить анкету и сфотографировать Вас). В предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Время на проезд определяется из расчета следования до указанного в предписании пункта кратчайшим путем с наименьшим количеством пересадок.

Срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного в колонию-поселение. При этом время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, для чего ему рекомендуется сохранить проездные документы для предъявления в исправительном учреждении.

Бывает и так, что на прием в колонию-поселение образуется настоящая очередь, поскольку норма заполнения колонии меньше, чем количество людей, которые туда поступают. В этой ситуации осужденный ждет, пока подойдет его очередь, причем ждет обычно там, где он проживал.

Таким образом, осужденным, которым разрешено самим добираться до колонии-поселения, предоставлена довольно большая свобода, что приводит к возникновению определенных соблазнов: например, скрыться или не поехать вовремя отбывать наказание. Однако это чревато неблагоприятными последствиями. В этом случае Вы можете быть объявлены в розыск, а когда и если Вас найдут, то препроводят в колонию-поселение уже под конвоем, что далеко не так комфортабельно, как передвигаться самому. Кроме того, согласно п. 4.1. ст. 78 УИК РФ, Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, предусмотренного частью первой статьи 75.1 настоящего Кодекса, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

В самой колонии-поселении правовой статус осужден довольно сильно отличается от осужденных, отбывающих наказание в других видах колоний. В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ, осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества.

Таким образом, есть ряд важных отличий от колоний других видов: отсутствие вооруженной охраны; возможность носить обычную «вольную одежду» (в других колониях, как правило, заключенных заставляют носить специальную форму, неудобную и часто непригодную для нормальной жизни); возможность свободного перемещения по колонии (в других колониях такой возможности обычно нет – колония разделена на «локалки», то есть на территории у бараков, где и могут передвигаться заключенные); возможность покидать территорию колонии с разрешения начальства; возможность иметь при себе деньги и ценные вещи, которые нельзя иметь в СИЗО и в колониях других видов; возможность пользоваться деньгами без ограничения (как правило, в обычном магазине), чего нет в других колониях, получать без ограничения (поскольку такие ограничения не установлены законом) передачи и бандероли, а также возможность иметь свидания без ограничения их количества. Последнее – особенно важно, поскольку свидания – это возможность поддерживать живую связь с родными и близкими. Причем речь идет как о краткосрочных свиданиях, так и о долгосрочных, что позволяет вести приближенную к нормальной семейную жизнь. Разумеется, на практике возможность получить свидания зависит от отношений с администрацией колонии, которая может объявить неугодному зеку выговор или поместить его в ШИЗО (штрафной изолятор).

Еще одна особенность колоний-поселений закреплена в п. «б» ст. 129 УИК РФ. Осужденные проживают, как правило, в специально предназначенных для этого общежитиях. Однако осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения. Таким образом, данное положение закона фактически разрешает заключенным с разрешения администрации жить с родными в колонии или даже на воле.

Может показаться, что жить в колонии-поселении состоит из одних радостей и преимуществ. Однако на деле это не так. Колонии-поселения в большинстве функционируют для того, чтобы использовать заключенных в качестве бесплатной (или очень дешевой) рабочей силы. В колониях-поселениях на Севере страны в таежной зоне заключенных обычно используют для валки леса, то есть фактически отправляют на лесоповал. Такая работа сама по себе очень тяжела, к тому же нередки случаи производственных травм, когда зеки, не имеющие соответствующего опыта и не знающие техники безопасности, получают серьезные травмы или даже гибнут под обвалившимися деревьями. Иначе обстоит дело на юге и в центральных областях России. Там обычно заключенных направляют на сельскохозяйственные работы, что не травматично, но и рабочий день фактически не нормирован. О трудовом кодексе можно забыть.

Отказаться от работы в колонии-поселении на практике оказывается почти невозможно. Отказ от работы влечет за собой штрафной изолятор, а штрафной изолятор в перспективе грозит переводом в колонию общего режима. Достаточно получить два штрафных изолятора, чтобы быть признаным «злостным нарушителем» (ст. 116 УИК РФ). В этом случае администарция может выйти в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения на колонию общего режима. Мало кто из заключенных хочет изменения режима заключения на худший, поэтому большинство соглашается выходить на работу на тех условиях, которые предлагает администрация колонии. А условия эти обычно бывают плохими.

Несмотря на положение о том, что «труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу» (ст. 129 УИК РФ) трудовые права заключенных постоянно нарушаются. Это касается и рабочего времени (часто заключенных заставляют работать по 10-12 часов), и оплаты труда. В большинстве случаев зарплата в колонии-поселении очень маленькая, а сами заключенные бояться требовать ее повышения. Объясняется это очень просто: над осужденными постоянно висит угроза взысканий, в том числе в виде штрафного изолятора, которые в перспективе могут привести к переводу в колонию общего режима или к отказу в УДО. Выиграть суд у администрации колонии по взысканиям крайне сложно, поэтому большинство предпочитает не рисковать.

Таким образом, у колонии-поселения есть и свои преимущества, и свои недостатки (например, принудительный труд с нарушением трудовых прав заключенных). В этих условиях сложно выработать общие рекомендации по поведению в колонии-поселении. Активное отстаивание своих прав в одних случаях может привести к положительному результату, а в других привести к ухудшению положения заключенного.

УДК 343.819.1

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ КИРИЛЛОВ,

Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород, Российская Федерация,

e-mail: kirillov.mihail@bk.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ

Реферат: в статье рассматриваются вопросы, вызывающие определенные трудности в деятельности колоний-поселений, которые предстоит решать на современном этапе развития отечественной пенитенциарной системы с учетом характерных особенностей режима, установленного для данных учреждений. Предлагается внести ряд изменений в уголовно-исполнительное законодательство, направленных на решение имеющихся проблем. В частности, для обеспечения надзора за осужденными, трудоустроенными на выездных производственных и сельскохозяйственных объектах, необходимо использовать электронные браслеты, применяемые уголовно-исполнительными инспекциями в отношении подконтрольных им лиц. В целях изоляции злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания в колониях-поселениях до вынесения судом решения об изменении вида исправительного учреждения целесообразно установить запрет осужденным выходить за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.

Ключевые слова: осужденные, колонии-поселения, исполнение наказания, надзор, уголовно-исполнительная система.

MIKHAIL ANDREEVICH KIRILLOV,

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of interior of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation,

e-mail: kirillov.mihail@bk.ru

TOPICAL ISSUES OF EXECUTION OF THE PUNISHMENT CONCERNING CONVICTS IN COLONIES SETTLEMENTS

Keywords: convicts, colonies settlements, execution of the punishment, supervision, penal system.

Колония-поселение является одним из видов исправительных учреждений, в которых отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов в установленном законом порядке. Лица, отбывающие наказание в колониях-поселениях, испытывают на себе минимальные требования изоляции, что заключается в отсутствии вооруженной охраны осужденных, поскольку они содержатся под надзором администрации данных учреждений; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах всей территории коло-

нии; носят гражданскую форму одежды и т. д. Все это радикально отличает условия отбывания наказания в колониях-поселениях от аналогичных условий, в которых содержатся осужденные в колониях закрытого типа.

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения либо за пределами колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. При этом законодателем установлены два обязательных условия для осужденных: не до-

© Кириллов М. А., 2017 © Kirillov M. A., 2017

пускать нарушений установленного порядка отбывания наказания; иметь семью. Вместе с тем не стоит забывать о том, что в колониях-поселениях отбывают наказание и осужденные, которые в браке официально не состоят, однако соблюдают установленный порядок отбывания наказания (режим) и при этом поддерживают социально полезные связи как с родственниками, так и с близкими им людьми. В связи с этим представляются интересными предложения, преследующие цель изменить рассматриваемую правовую норму — п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ. Первое из них состоит в исключении такого признака, как наличие семьи, из законодательства . Альтернативное ему предложение заключается в расширении круга лиц, которым может быть предоставлено право подобного проживания за пределами колоний-поселений, — осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также положительно характеризующимся осужденным, имеющим семьи .

В отношении осужденных, проживающих вне рассматриваемых исправительных учреждений (колоний-поселений), предусмотрена обязательная явка для регистрации до четырех раз в месяц. Периодичность такой регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. В рамках рассматриваемой правовой нормы (п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ) содержится положение о том, что жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения. В ведомственных нормативно-правовых актах содержится аналогичное положение, позволяющее представителям администрации колонии-поселения, территориального органа ФСИН России посещать в любое время жилые помещения, в которых проживают осужденные со своими семьями. О результатах подобной проверки сотрудники колоний-поселений и территориального органа ФСИН России составляют рапорт, который приобщается к материалам личных дел осужденных. Представители администрации колонии-поселения могут посещать жилые помещения, в которых проживают осужденные-поселенцы со своими семьями, но не в любое время. Это, на наш взгляд, является грубейшим нарушением частной жизни членов семьи осужденного (осужденной) . Предлагаем в п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ внести изменения, закрепив, что жилые помещения, в которых проживают осужденные со своими семьями, могут посещаться представителем администрации колонии-поселения в определенный временной интервал, например, с 6.00 до 22.00 (то есть в дневное время). Аналогичные изменения следует внести в ведомственные нормативно-

правовые акты, что позволит исключить возможность нарушения частной жизни членов семей таких осужденных в ночное время (с 22.00 до 6.00).

Считаем, что законодатель не разграничивает жилое помещение осужденных-поселенцев, проживающих со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади от общежития, где проживают осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, без семьи, поскольку в этом случае возможно проведение обысков, досмотров либо посещение в любое время суток администрацией учреждения. Изложенное вытекает из ч. 5 ст. 82 УИК РФ, где закреплено, что осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных — досмотру. В связи с этим возникают закономерные вопросы: правомерно ли проведение обысков собственных или арендованных жилых помещений, в которых осужденные-поселенцы проживают с семьями за пределами колоний-поселений, не нарушаются ли права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, предусмотренные ч. 1 ст. 23 Конституции РФ? Чтобы ответить на указанные вопросы, обратимся к правовым нормам, содержащимся в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации, и Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что право администрации исправительных учреждений производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы ограничено нахождением последних на территории данных учреждений и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования (ч. 5-6 ст. 82 УИК РФ, п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Интересно, что законодателем изложена уточняющая правовая норма, запрещающая осужденным использовать и хранить на территории колонии-поселения и на объектах, где выполняются работы, предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 2 ст. 129 УИК РФ). Согласно п. 42 Правил представители администрации учреждения обладают правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в исправительном учреждении вещей. Изложенное свидетельствует о том, что компетенция представителей администрации колоний-поселений ограничивается только местом отбывания наказания либо объектом, на котором используется труд осужденных-

поселенцев. Следовательно, права осужденного (осужденной), и прежде всего членов его (ее) семьи, с которым он (она) проживает в помещении на арендованной или собственной жилой площади за пределами колоний-поселений, могут быть потенциально нарушены в случае, если представитель колонии-поселения будет проводить обыск, о чем свидетельствует проведенный ранее анализ норм уголовно-исполнительного законодательства.

Аналогичный вопрос, связанный с компетенцией представителей администрации рассматриваемых учреждений в части проведения обысков, остается законодательно не урегулированным в отношении осужденных-поселенцев, проходящих лечение в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Согласно требованиям совместного приказа Минздрава России и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» осужденные-поселенцы могут проходить лечение в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства или отбывания наказания. Осужденные колоний-поселений, проходящие стационарное лечение в подобных профилактических учреждениях, находятся в больничной палате (не на территории исправительного учреждения), а следовательно, на них не может распространяться действие нормативных требований, связанных с хранением и использованием запрещенных предметов и вещей, установленных приложением № 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Одним из актуальных вопросов остается привлечение осужденных к труду как одно из направлений деятельности современных колоний-поселений. Осужденные-поселенцы могут привлекаться к оплачиваемому труду на различных объектах: центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские учреждений, исполняющих наказания; федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС); объекты организаций любых организационно-правовых форм, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их. Кроме того, они могут привлекаться на работы по хозяйственному обслуживанию учреждений УИС.

Вместе с тем далеко не во всех территориальных органах ФСИН России своевременно внедряется передовой опыт развития и использования производственных мощностей, расположенных на территории колоний-поселений , в связи с чем осужденные данных учреждений трудоустраиваются на объекты, расположенные за их предела-

ми. Именно выездные производственные и сельскохозяйственные объекты вызывают особую озабоченность при организации на них труда осужденных колоний-поселений, а также при обеспечении надзора за ними. На долю выводных производственных объектов ежегодно приходится около трети всех побегов из колоний-поселений либо участков колоний-поселений .

Анализ допущенных побегов осужденных-поселенцев с выводных объектов позволяет сделать вывод о том, что администрацией данных учреждений вопросам организации их трудоисполь-зования уделяется недостаточное внимание. Подтверждением вышесказанного служит следующее: рабочие объекты часто находятся на значительном удалении от учреждений; допускается использование малочисленных групп осужденных без обеспечения должного надзора; личные дела осужденных перед трудоустройством на такие объекты изучаются формально; с ними не проводится должным образом необходимая профилактическая и воспитательная работа; отсутствует налаженное взаимодействие с работодателями. Кроме того, к числу дополнительных негативных факторов, осложняющих обеспечение надлежащего надзора за осужденными колоний-поселений, следует отнести оптимизацию штатной численности сотрудников УИС и значительное увеличение количества объектов трудоиспользования осужденных-поселенцев в результате прекращения трудоиспользования осужденных, которым предоставлено право передвижения без конвоя.

Решение проблемных вопросов, связанных с организацией надзора за осужденными во время их нахождения за пределами мест дислокации колоний-поселений, видится нам в расширении возможностей использования электронных и иных технических средств надзора и контроля. Речь идет об электронном мониторинге (средствах электронного мониторинга) — электронных браслетах, применяемых в УИС подразделениями уголовно-исполнительных инспекций в отношении подконтрольных им лиц.

В настоящее время существенной проблемой применения подобных систем в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, является отсутствие соответствующей правовой базы, регламентирующей перечень подобных технических средств и порядок их использования. Однако их применение становится возможным в рамках эксперимента, что не нарушает прав и законных интересов самих осужденных.

Одним из проблемных вопросов является изоляция осужденных колоний-поселений (участков колоний-поселений), признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наказания. Рассматриваемое обстоятельство относится к периоду с момента направления в суд необходимых материалов об изменении им вида исправительного учреждения с колонии-поселения на исправительную колонию до вступления решения суда об этом в законную силу. Как показывает практика, именно в этот период у осужденных, в отношении которых решается вопрос об изменении вида исправительного учреждения, наиболее активно проявляются побеговые намерения, которые в силу психологических, мотивационных и иных особенностей не всегда удается предотвратить мероприятиями воспитательного характера. Учитывая, что осужденные имеют возможность по нескольку раз подавать апелляции на судебные решения, период этот может длиться до нескольких месяцев. Оснований для изоляции и ограничения установленного порядка передвижения таких осужденных законом не предусмотрено .

Следует отметить, что в колониях-поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и

тех же условиях (ч. 2 ст. 128 УИК РФ), что создает трудности изоляции в них злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания. Представляется целесообразным использовать такой вид изоляции осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, до их перевода в исправительную колонию, как запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней в соответствии с ч. 2 ст. 115 УИК РФ. Для реализации рассматриваемой меры взыскания в отношении осужденных рекомендуется решить вопрос о созданиии (обеспечении) соответствующих условий.

Нами рассмотрены лишь некоторые актуальные вопросы, вызывающие определенные трудности в деятельности современных колоний-поселений, которые предстоит решать на современном этапе развития отечественной пенитенциарной системы, учитывая характерные особенности режима, установленного для данных учреждений.

Список литературы

1. Антонкин К. Г. Проблемы обеспечения надзора за осужденными в колониях-поселениях и на участках колоний-поселений // Вестник Кузбасского института. 2014. № 4. С. 36-42.

4. Кириллов М. А. Место и роль колоний-поселений в уголовно-исполнительной политике: анализ законодательства // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 4. С. 46-50.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Кириллов Михаил Андреевич — доктор юридиче- Kirillov Mikhail A. — dsc in law, professor, pro-

ских наук, профессор, профессор кафедры уголовно- fessor criminal and penal law department Nizhny

го и уголовно-исполнительного права Нижегород- Novgorod academy of the Ministry of interior

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

В колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы:

-лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;

-лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

-лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;

-положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьей 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Лица, осужденные за преступления совершенные по неосторожности ранее не отбывающие лишение свободы вместе с лицами которые впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, отбывают лишение свободы отдельно от лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности ранее отбывавшие лишение свободы и положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима. В колониях-поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях. В одной колонии-поселении могут содержаться осужденные мужчины и осужденные женщины. Осужденные, совершившие преступления в соучастии, отбывают лишение свободы, как правило, раздельно.

В колониях-поселениях осужденные к лишению свободы:

1. Содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества;

2. Проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения;

3. Имеют документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного. Паспорт и другие личные документы осужденных хранятся в их личных делах.

Осужденным запрещается использовать и хранить на территории колонии-поселения и на объектах, где выполняются работы, предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения. В целях привлечения к труду осужденных на базе имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование организациями, использующими труд этих осужденных, могут создаваться участки колоний-поселений, расположенные вне колоний-поселений, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территориях которых они находятся. Порядок создания и функционирования указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Типовой договор между колонией-поселением и организацией, использующей труд осужденных, находящихся на участке колонии-поселения, расположенном вне территории колонии-поселения, утверждается федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Администрация организации, в которой работают осужденные, находящиеся на участке колонии-поселения, расположенном вне территории колонии-поселения предоставляет осужденным общежития для проживания по нормам, установленным частью первой статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, другие помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания лишения свободы в колонии-поселении, а также оказывает содействие администрации колонии-поселения в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных. Осужденным разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. При применении к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и не занятым общественно полезным трудом, взыскания в виде запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней им предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов.

Как свидетельствует история, вопросы определения вида исправительного учреждения для отбывания уголовного наказания ранее (УК 1960г.) уголовным законодательством не регулировались. Исправительно-трудовые колонии являлись в то время основным видом мест лишения свободы.

Принятие Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик и УК РСФСР повлекло за собой принятие нового Положения об ИТК и тюрьмах МВД РСФСР, которое было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1961.

Система исправительно-трудовых учреждений по Положению 1961г. предусматривала:

1) исправительно-трудовые колонии (общий, усиленный, строгий, особый режимы);

2) тюрьмы (общий и строгий режимы);

3) детские трудовые колонии с общим и строгим режимом. Впоследствии детские трудовые колонии были переименованы в воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режима.

Колонии-поселения в порядке эксперимента были введены в систему исправительных учреждений Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26.06.1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления». В соответствии с этим Указом, в колонии-поселении направлялись не только лица, твердо вставшие на путь исправления, но и отбывшие часть определенного судом срока наказания.

Колонии-поселения были предназначены для выполнения задач по социальной адаптации осужденных, проведших длительное время в местах лишения свободы, твердо вставших на путь исправления и в своей основе утративших социально-полезные для жизни в обществе связи. Вновь созданные колонии-поселения изначально брали на себя функции органов ресоциализации осужденных (приспособление к жизни на свободе, их адаптации в изменившемся социуме).

В результате проводимой работы с осужденными, последние в основной своей массе дорожили предоставленной им возможностью жить в условиях ограниченной свободы, которые резко отличались от условий исправительно-трудовых колоний. В более позднее время, когда осужденные с большим сроком наказания освободились и на смену им стали поступать лица, пробывшие в местах лишения свободы относительно короткое время, положение в вопросах преступности и правопорядка в колониях изменилась в отрицательную сторону.

Длительное время в науке уголовного и уголовно-исполнительного права велись споры и дискуссии об отнесении колоний-поселений к системе исправительных учреждений, в силу того, что они не исполняют лишения свободы в прямом смысле слова, что данный правовой институт ближе стоит к ограничению, а не лишению свободы. Вместе с тем, первый опыт функционирования колоний-поселений прямо указал на их эффективность и целесообразность.

В силу этого, начиная с 1977 года, стал возникать и функционировать новый вид колоний-поселений, в которых содержались лица, совершившие преступления по неосторожности. Эти колонии были введены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977г. «О внесении дополнений и изменений в Основы исправительно-трудового законодательства союза ССР и союзных республик» после проведения удачного эксперимента по содержанию лиц, совершивших неосторожные преступления в колониях-поселениях.

Дальнейшее развитие система колоний-поседений получила в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 2.04.1985 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик». Этим документом был введен еще один вид колоний-поселений для лиц, совершивших впервые умышленные преступления, за которые им назначено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Практическая состоятельность колоний-поселений доказана временем и правоприменительной практикой.

Законотворческая деятельность советского периода привела к тому, что исправительно-трудовое законодательство РСФСР предусматривало три вида исправительных колоний-поселений:

1) для лиц, совершивших преступления по неосторожности;

2) для лиц, совершивших умышленные преступления;

3) для лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из исправительных колоний других видов режимов содержания.

Колонии-поселения твердо вошли в систему исправительных учреждений, что, в свою очередь, предопределило окончание научных споров относительно их целесообразности.

Закон не только относит колонии-поселения к исправительным учреждениям, но и указывает на то, что в них исполняется наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с действующим уголовным законодательством (п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ), для отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении направляются лица:

1) осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, независимо от срока наказания и от того обстоятельства, отбывал ли осужденный ранее лишение свободы;

2) лица, осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы;

3) осуждённые, переведённые из исправительных колоний общего и строгого режимов («в» и «г» части второй статьи 78 УИК РФ).

Перевод осужденных из колоний общего и строго режимов (из колоний особого режима и тюрем такой перевод запрещен) в колонии-поселения осуществляется судом.

Основаниями к переводу являются:

1) содержание осужденных в облегченных условиях отбывания наказания;

2) отбытие осужденным в колонии общего режима не менее одной четверти срока наказания, назначенного судом;

3) отбытие осужденным в колонии строгого режима неменее одной трети срока наказания;

4) отбытие осужденным, ранее условно-досрочно освобождавшимся от отбывания лишения свободы и совершившим новое преступление в период оставшейся не отбытой части наказания не менее половины срока наказания;

5) отбытие осужденными за совершение особо тяжких преступлений не менее двух третей срока наказания.

Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осуждённого под стражу.

Закон определяет и процедурные вопросы, регулирующие порядок обращения в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения. Таким правом наделяется сам осуждённый, его адвокат, либо законный представитель (ч. 2.1 ст. 78 УИК). Ходатайство осуждённый подаёт через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через десять дней после подачи ходатайства осуждённого направляет указанное ходатайство в суд вместе с характеристикой на осуждённого.

В характеристике должны содержаться следующие данные:

1) о поведении осуждённого;

2) о его отношении к учёбе и труду;

3) об отношении осуждённого к совершённому деянию;

4) сведения о частичном или полном погашении ущерба, заглаживании вреда от преступления.

В характеристике на лицо, осуждённое за совершение в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признанное на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о применённых к нему принудительных мерах медицинского характера и о его отношении к лечению. Сюда же приобщается и заключение лечащего врача.

Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, вносит в суд представление об изменении вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующегося осуждённого. В представлении об изменении вида исправительного учреждения должны содержаться указанные выше исчерпывающе данные, учитываемые судом при решении вопроса об изменении вида исправительного учреждения.

Отбывание лишения свободы в колонии-поселении назначается лицам обоего пола. Особенностью колоний поселений является заниженный уровень изоляции осужденных и степень режимных ограничений при их содержании.

С учетом того, что в колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны, а только под надзором администрации колонии-поседения, закон запрещает перевод в эти исправительные учреждения:

1) осуждённых, совершивших преступление при особо опасном рецидиве преступлений;

2) осуждённых к пожизненному лишению свободы;

3) осуждённых, которым этот вид наказания в порядке помилования заменен лишением свободы на определенный срок;

4) осуждённых, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

5) осуждённых, не прошедших обязательного курса лечения;

6) осуждённых, которым требуется специальное лечение в медицинских учреждениях закрытого типа;

7) осуждённых, не давших согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Колония-поселение, как правило, организуется в отдаленной местности. Границы обозначаются видимыми ориентирами, они (границы) определяют органы местного самоуправления в соответствии со ст. 4 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и с учетом местонахождения колонии, характера работ, выполняемых осужденными. Во всех случаях границы колонии-поселения не должны превышать пять километров по радиусу от центра ее расположения. С приказом, объявляющим границы колонии-поселения, администрация знакомит под расписку каждого прибывшего в колонию осужденного.

Расписка приобщается к личному делу осужденного. Если колония-поселение располагается на территории населенного пункта, ее огораживают забором с организаций контрольно-пропускного пункта. Организация надзора в колониях-поселениях осуществляется дежурной сменой в соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях. Помещения камерного типа (ПКТ) в колониях-поселениях не предусматриваются. Штрафные изоляторы (ШИЗО) создаются на изолированном участке территории.

В колониях-поселениях организуются общежития, служебные помещения, столовые, библиотека, магазин, медицинское учреждение, школа. Здесь же имеются помещение для культурных мероприятий, баня с прачечной, помещение для лиц, прибывших на свидание.

Особенности правового положения осужденных и условия их содержания в колониях-поселениях определены в ст. 129 УИК РФ.

В этой норме закреплено, что в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы:

1) содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения;

2) в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах территории колонии-поселения;

3) с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы, либо в связи с обучением;

4) могут носить гражданскую одежду;

5) могут иметь при себе деньги и ценные вещи;

6) пользоваться деньгами без ограничения;

7) получать посылки, передачи и бандероли;

8) могут иметь свидания без ограничения их количества.

Осужденные проживают в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии или за ее пределами.

Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырёх раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается начальником колонии. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителями администрации колонии-поселения;

Осужденным на период отбывания наказания выдаётся документ установленного образца, удостоверяющий их личность. Паспорт и другие личные документы осужденных изымаются и хранятся в их личных делах.

Осужденным запрещается приносить, использовать и хранить в общежитии предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений:

1) предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота;

2) все виды огнестрельного, холодного оружия, взрывчатые, отравляющие и пожароопасные вещества;

3) транспортные средства, все виды алкогольных напитков;

4) наркотические и лекарственные вещества медицинского назначения;

5) пишущие машинки, множительные аппараты, военная и друга форменная одежда.

Труд осужденных регулируется законодательством РФ о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе и в другую местность может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения.

Осужденным разрешается заочно обучаться в общеобразовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования.

В целях предупреждения правонарушений со стороны осужденных предусмотрено проведение обысков территории колонии-поселения и всех ее помещений, личного обыска осужденных и осмотра их вещей. Корреспонденция осужденных может быть подвергнута цензуре, а посылки и передачи — досмотру.

Осужденным запрещается:

1) самовольно оставлять колонию — поселения;

2) приобретать, хранить и использовать холодное и огнестрельное оружие;

3) хранить и носить одежду военного образца;

4) играть в азартные игры;

5) появляться в общественных местах в нетрезвом виде.

За нарушения режима содержания к осужденным применяются следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) выговор;

2) дисциплинарный штраф;

3) водворение в штрафной изолятор на срок до пятнадцати суток;

4) отмена права на проживание вне общежития;

5) запрещение выходить за пределы общежития в свободное от работы время на срок до тридцати суток.

В отношении осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, могут быть приняты меры по переводу их судом в исправительную колонию прежнего вида режима, а осужденных, содержащихся в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности, — в исправительную колонию общего режима. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом по мотивированному представлению администрации колонии-поселения.

Как показывает практика, преимущество колоний-поселений заключается в том, что они дают реальную возможность закрепить достигнутые в другом виде колоний результаты исправления осужденных, максимально приблизить условия содержания осужденных, к жизни и работы на свободе, сохранить и приобрести новые социально-полезные связи, использовать их в будущем в процессе адаптации в условиях гражданского общества.

Назревшая необходимость более широкого использования в судебной практике видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества предопределяет потребность расширения сети колоний-поселений.

Такое увеличение числа колоний-поселений в уголовно-исполнительной системе позволит:

1) сблизить исправительные учреждения с системой социальной реабилитации осужденных;

2) создать оптимальные условия для ресоциализационной деятельности органов, исполняющих наказание;

3) расширить производственную базу и создать дополнительное количество рабочих мест для трудоспособных осужденных и систему стимулирования их трудовой деятельности;

4) обеспечить приобретение осужденными профессий и возможности работать по специальности после освобождения;

5) обеспечить самоокупаемость содержания осужденных в условиях ограниченной изоляции от общества и возвращение в него духовно и нравственно очищенных от антисоциальных взглядов и убеждений людей.

Контрольные вопросы

1) Какие условия отбывания наказания существуют в исправительных колониях общего режима?

2) Какие категории осуждённых направляются для отбытия наказания в виде лишения свободы в исправительные колонии строго режима? В какие условия помещаются осуждённые по прибытии в исправительную колонию?

3) Чем характеризуются условия отбывания наказания в исправительных колониях особого режима?

4) Какие категории осуждённых помещаются для отбывания наказания в виде лишения свободы в тюрьмы, и на какой срок?

5) Дайте характеристику условий отбывания наказания в колониях-поселениях. Определите их отличие от режимных условий в исправительных колониях общего режима.

Добавить комментарий