Отдельные политико юридические акты имеющие торжественный характер

Декларация

(фр. declaration — заявление) — 1) в конституционном праве название политико-юридических актов, имеющее целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для судеб соответствующего государства (напр., о государственном суверенитете РСФСР, прав и свобод человека и гражданина РСФСР). Специфической чертой Д. как нормативно-правового акта является общий, неконкретный характер содержащихся в них положений, требующий дополнительного законодательного регулирования; 2) в международном праве торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели. Не имеет обязательной силы. Исключение составляет Всеобщая декларация прав человека 1948 г., приобретшая обязательность для государств в силу обыкновения.

Смотреть значение Декларация в других словарях

Всеобщая Декларация Прав Человека — — важнейший социально-политический документ современности, принятый Генеральной Ассамблеей OOH 10 декабря 1948 г. и закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы……..
Политический словарь

Всеобщая Декларация Прав Человека — — документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Провозглашает приоритет достоинства личности, прав и свобод человека, закрепляет равенство всех перед……..
Политический словарь

Декларация — ( лат. declaratio заявление, объявление) — 1) название отдельных политико-юридических актов, имеющих целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение……..
Политический словарь

Декларация Прав Человека И Гражданина — — политический манифест Великой французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789 г., в котором получили новое (после американской Декларации……..
Политический словарь

Банковская Декларация — в Швейцарии и некоторых других странах документ, предоставляемый банком в финансово-налоговые органы относительно вкладов иностранных вкладчиков, не проживающих в стране.
Экономический словарь

Валютная Декларация — документ в виде заявления, предъявляемый таможне и содержащий сведения о перевозимой валюте.
Экономический словарь

Временная (неполная) Декларация — — таможенная
декларация, содержащая основные сведения, необходимые для таможенных целей; разрешается таможенным органом Российской Федерации в порядке, определяемом……..
Экономический словарь

Всеобщая Декларация Прав Человека — (англ. Universal Declaration of Human Rights) — международный акт универсального характера по
правам человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в
развитие
……..
Экономический словарь

Грузовая Таможенная Декларация — декларация, предъявляемая таможне при перевозе
груза через границу. Содержит сведения о грузе, его отправителе и получателе, составляется распорядителем груза.
Экономический словарь

Грузовая Таможенная Декларация (гтд) — — унифицированный
документ для таможенных целей, заполняемый на каждую партию товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации участниками……..
Экономический словарь

Декларация — —
объявление чего-либо для всеобщего сведения. Торговая
декларация — обозначает количество, вес товаров для
платежа таможенных сборов.
Экономический словарь

Декларация Таможенная Периодическая — таможенная
декларация, используемая при регулярном перемещении одних и тех же товаров и транспортных средств одним и тем же физическим или юридическим
лицом………
Экономический словарь

Декларация (судового Груза) — В страховании океанских и морских перевозок: документ, подготавливаемый капитаном судна, содержащий перечень всех коносаментов по номерам и типам, а также общее количество……..
Экономический словарь

Декларация Банковская — перечень, необходимый для регистрации
банка, выдачи лицензии, с
указанием направлений деятельности банка, основных финансовых показателей, реквизитов.
Экономический словарь

Декларация Валютная — перечень,заявление, заполняемое на таможне при вывозе наличной валюты из государства.
Экономический словарь

Декларация Ввозная — См.
Декларация импортная
Экономический словарь

Декларация Здоровья — заявление страхователя о перенесенных заболеваниях и оперативных хирургических вмешательствах, госпитализации при заключении
договора личного или медицинского……..
Экономический словарь

Декларация Импортная — комплект документов, предъявляемых на таможне, в том числе
грузовая таможенная декларация,
декларация таможенной стоимости и другие
документы, содержащие……..
Экономический словарь

Декларация Инвестиционная — документ, определяющий направления деятельности и
цели инвестиционного
фонда, величину долей уставного
капитала, которые могут быть вложены в инвестиционные ценные
бумаги.
Экономический словарь

Декларация Капитанская — письменное
извещение о готовности к грузовым
операциям, передаваемое капитаном фрахтователю вместе с нотисом.
Экономический словарь

Декларация Мартенса — — на Гаагской мирной конференции 1899 г. по предложению российского профессора Ф.Ф. Мартенса в преамбулу
конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» было включено……..
Экономический словарь

Декларация На Партию Грузов, Товаров — — документ, содержащий сведения о грузе, провозимом через границу, необходимые для таможенного контроля.
Экономический словарь

Декларация Налоговая — англ. income tax return официальное заявление
плательщика
налога о полученных им за истекший
период доходах и распространяющихся на них налоговых
скидках и
льготах.
Экономический словарь

Декларация Негативная — обязательство будущего
эмитента не обременять ипотекой
земельный участок и не использовать его как гарантию перед третьими лицами.
Экономический словарь

Декларация О Государственном Суверенитете Рсфср — — важнейший политико-правовой акт, ознаменовавший начало конституционной реформы в РФ. Принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г Помимо провозглашения……..
Экономический словарь

Декларация О Доходах — извещение, передаваемое в
налоговые органы гражданином о фактически полученных им за
календарный год доходах и произведенных расходах. Д.о.д. представляют
……..
Экономический словарь

АВ 2003г. Выпуск 14 Бюджетный процесс в развитых странах

  • Титульный лист

Франция

Ордонанс 1959 г. определяет бюджет как совокупность счетов, отражающих в течение года все постоянные ресурсы и затраты государства . Согласно ст. 1 Декрета 1956 г., бюджет принимается парламентом в законе о финансах, определяющем экономические и финансовые цели правительства .
_________________________
Ордонанс (фр. ordonnance, от ordonner — приказывать, англ. ordinances): в ряде зарубежных государств (Франция, Сенегал, Тунис, Алжир и др.) акт главы государства, относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый в силу исключительных причин или в период, когда деятельность парламента прервана в результате исключительных обстоятельств. Ордонансом во Франции называются также акты правительства, подписанные главой государства, принимаемые в порядке делегированного законодательства (ст. 38 Конституции Франции 1958 г.).
Таким образом, бюджет как узкий документ, фиксирующий доходы и расходы государства, вписан в более широкую доктрину экономической политики на год. В отличие от Великобритании бюджетный процесс во Франции характеризуется более жестким доминированием исполнительной ветви власти. Законодательная власть ограничена как сроками рассмотрения закона о финансах (не более 70 дней), а также и невозможностью внесения в закон дополнений, если они направлены на уменьшение доходной и, что еще важнее, увеличение расходной части.

Акты, регламентирующие бюджетный процесс

Порядок подготовки, принятия и исполнения бюджета регулируется рядом положений Конституции (ст. 34, 49, 42, 39, 45, 47), Ордонансом 59-2 от 2 января 1959 г. об органичительном законе относительно финансовых законов, Декретом 62-1587 от 29 декабря 1962 г. о государственном учете, а также другими актами, затрагивающими вопросы, связанные с бюджетным процессом.

Бюджетные полномочия исполнительной и законодательной властей

Ведущая роль в подготовке бюджета принадлежит исполнительной власти. Каждый министр должен подготовить данные о предполагаемых расходах своего ведомства. Он должен предусмотреть те расходы и те кредиты (утверждение расходов), которые ему необходимы на год.
В начале года Совет Министров определяет основные направления подготовки бюджета, а министр финансов направляет каждому министру указания о том, как должны быть сформулированы их предложения о расходах. В соответствии с этими указаниями министры с помощью своих финансовых служб рассматривают и в случае необходимости сокращают требования кредитов. Таким образом, подготавливается проект данных о будущих расходах министерства. Этот проект должен быть представлен в отдел бюджета Министерства экономики и финансов до 10 мая.
Министр финансов играет существенную роль в подготовке закона о финансах и разработке бюджета. Это положение закреплено ст. 37 Ордонанса 1959 г.: Под руководством премьер-министра министр экономики и финансов подготавливает проект закона о финансах, который подлежит утверждению Советом Министров .
Задачи Министерства экономики и финансов по подготовке проекта закона состоят в следующем:
объединить предполагаемые расходы, установленные каждым министерством, и добавить к ним расходы самого Министерства экономики и финансов;
установить будущие доходы на основе данных о налоговых поступлениях, представляемых Генеральным управлением налогов, Генеральным управлением пошлин и других поступлений, Генеральным управлением учета и Управлением казначейства, а также возможные доходы, данные о которых представляются отдельными министерствами;
осуществить необходимое сокращение расходов и увеличение доходов, чтобы обеспечить финансовое равновесие (баланс);
постатейно отредактировать текст закона о финансах.
Министр финансов представляет также необходимые документы обязательного характера, которые предназначены для информации и контроля, осуществляемого парламентом. В работе по подготовке проекта закона о финансах и бюджета министру финансов оказывает помощь Бюджетное управление.
Окончательное решение по проекту закона о финансах принимает Совет Министров. В результате согласования в Бюджетном управлении с Государственным секретарем, министром финансов, премьер-министром и президентом, Совет Министров к 15 сентября одобряет проект закона о финансах.
Проект, принятый Советом Министров, может подвергнуться некоторым изменениям со стороны парламента.
Проект закона о финансах, принятый правительством, вносится в комиссии по финансам, экономике и планированию, которые существуют в обеих палатах парламента. Комиссия каждой палаты рассматривает проект закона о финансах. Она назначает специальных докладчиков, чтобы рассмотреть требования министров о кредитах, выходящих за рамки бюджета. Комиссия требует у прикрепленного к ней представителя Бюджетного управления все необходимые объяснения. Другие комиссии каждой палаты высказывают свои мнения относительно требований о кредитах министерств, относящихся к их компетенции. Наконец, генеральный докладчик представляет палате свой доклад по общим проблемам бюджета.
Возможности палат парламента при внесении изменений в проект, представленный правительством, ограничены тремя условиями.
Во-первых, ст. 42 Конституции предусматривает, что обсуждение проекта закона относится только к тексту, представленному правительством, а не к тексту, измененному комиссией.
Во-вторых, предлагаемые изменения не могут быть приняты, если они повлекут за собой уменьшение ресурсов или дополнительные расходы государства. Это положение трактуется так широко, что признаются неприемлемыми даже такие увеличения или уменьшения ресурсов, которые компенсируются сокращением расходов.
И, в-третьих, правительство может возражать против рассмотрения предложений, которые не были предварительно представлены в комиссию.

Процедура разработки государственного бюджета

В процессе разработки государственного бюджета, который начинается в начале календарного года, выделяют четыре этапа.
На первом этапе (начало января — середина марта) определяются направления бюджетной политики на следующий год. Ведущая роль на этом этапе принадлежит Бюджетному управлению. В его задачу входит рассмотрение бюджетных запросов различных министерств, предложений по ассигнованиям, вопросов экономии и т.д. Управление действует в контакте с Генеральным налоговым управлением, Комиссией по доходам и Таможенным управлением.
Свои предложения по бюджету следующего года Бюджетное управление передает министру финансов. На основе полученной информации министр финансов и премьер-министр обсуждают будущую бюджетную политику и в конце марта определяют основные направления финансовой деятельности на следующий год (уровень бюджетного дефицита, размеры управленческого персонала, расходы на его деятельность, субсидии государственным предприятиям и т.д.). Материалы передаются всем министрам в рамочном письме . В этом письме министрам предлагается сообщить свои предложения по бюджету их министерств на следующий год.
На втором этапе (середина марта — середина июля) Бюджетное управление проводит совещания с министерствами, в ходе которых согласуется объем бюджетных средств, обсуждаются новые программы и необходимые для их финансирования средства, а также предложения по экономии. Результаты совещаний передаются министру финансов в виде сводного досье с указанием всех спорных моментов, которые вносятся на рассмотрение правительства. После их рассмотрения на заседаниях правительства премьер-министр доводит до министерств в т.н. потолочном письме их основные бюджетные показатели.
На третьем этапе (середина июля — середина августа) между министерствами и Бюджетным управлением проводится новая серия обсуждений, в ходе которых детально определяются бюджетные показатели, которые будут представлены парламенту.
В течение четвертого этапа (15 августа — начало октября) должна быть закончена разработка статей, которые будут включены в проект закона. Статьи, принятые кабинетом министров, передаются в соответствующую секцию Государственного совета на заключение.
Проект финансового закона утверждается Советом Министров до 15 сентября и передается на рассмотрение парламента.

Процедура рассмотрения и принятия бюджета парламентом

Как и любой закон, закон о финансах принимается в соответствии с законодательной процедурой, однако в его принятии имеются некоторые особенности. Одна из них заключается в том, что закон о финансах должен обсуждаться сначала в нижней палате до того, как он будет представлен на рассмотрение верхней палаты. Это положение закреплено в ст. 39 Конституции. Существуют и другие особенности бюджетной процедуры. Они объясняются требованиями, которым эта процедура подчиняется. Во-первых, требование быстроты: бюджет необходимо принять до 1 января, поэтому дебаты по бюджету должны быть краткими. Во-вторых, требование сохранения бюджетного равновесия (сбалансированности).
Конституция определяет временные рамки дебатов по бюджету. Ст. 47 Конституции и ст. 39 Ордонанса 1959 г. обязывают Национальное собрание вынести решение в первом чтении в течение 40 дней после внесения проекта. Как правило, проект закона о финансах представляется до открытия сессии парламента. Срок начинает исчисляться с момента, когда открывается парламентская сессия и представлены необходимые документы.
После этого текст проекта передается в Сенат в том виде, как он был первоначально представлен, или с изменениями, внесенными Национальным собранием и одобренными правительством. Сенату отводится 15 дней на рассмотрение проекта закона о финансах с момента его поступления. После этого срока проект вновь передается Национальному собранию с дополнениями, которые были сделаны Сенатом и с которыми правительство согласилось. Этот проект рассматривается в соответствии с чрезвычайной процедурой, предусмотренной ст. 45 Конституции. Это означает, что, если Сенат и Национальное собрание не пришли к единому решению, премьер-министр может создать смешанную комиссию, состоящую на паритетных началах из депутатов и сенаторов. Такая комиссия и должна найти единое решение. Текст, предлагаемый данной комиссией, может быть представлен правительством обеим палатам. Дополнения к этому тексту не допускаются, кроме тех, с которыми согласно правительство.
Если смешанная комиссия не предложила текста или текст комиссии не был принят Национальным собранием, правительство после нового чтения в Национальном собрании и Сенате может потребовать окончательного решения Национального собрания. В этом случае Национальное собрание может утвердить либо текст смешанной комиссии, либо последний принятый ею текст, измененный в соответствии с дополнениями, внесенными Сенатом.
В отдельных случаях правительство имеет возможность ввести в действие закон о финансах без голосования и утверждения. Эта норма, предусмотренная ст. 47 Конституции, воспроизведена в ст. 39 Ордонанса 1959 г.: Если парламент в течение 70 дней не принял решения, то предписания проекта могут вступить в силу посредством издания Ордонанса .
Наконец, правительство имеет возможность для принятия закона о финансах использовать процедуру, предусмотренную ст. 49 Конституции, т.е. в связи с законом о финансах поставить вопрос о доверии. В этом случае закон считается принятым, если абсолютное большинство не выразило недоверия правительству.

Указы французских королей, создававшие законодательные нормы для внутренней жизни страны. Будучи на первых порах актами административно-хозяйственного управления в собственных доменах короля, они, мало-помалу, становятся законами, распространяющими свою силу на все королевство и устраняющими аналогичные распоряжения других феодальных владельцев. Сначала они выражали согласную волю короля и подчиненных ему знатных лиц, баронов и высшего духовенства; затем они становятся выражениями воли одного короля, как верховного законодателя — воли, проявляемой после выслушания лишь совещательного мнения «великого совета», состав которого постепенно уменьшается до тесного круга ближайших к трону лиц и принцев крови. О. издаются иногда и помимо совета, будучи выработаны комиссиями из юристов или канцлером королевства, под редакцией которого они всегда появляются в свет. Волю короля выражают и те О., которые изданы под непосредственным влиянием генеральных штатов или в ответ на петиции сословий. Рост законодательной деятельности, выражающейся в О., идет параллельно с ростом королевской власти. Первый общий О. относится к 1155 г., когда Людовиком VII провозглашен был Божий мир на 10 лет, прекращавший на это время частные войны. Несколько О. издает Филипп-Август, а Людовик IX смело уже берется за руководство внутренней жизнью всей Франции при помощи О. (О. 1254 г. pour la reformation des moeurs, О. 1257 г., уничтожавший поединок в королевских судах, и т. д.). С этого времени начинается быстрый рост французского законодательства. Официальная редакция обычного права прекращает дальнейшее его самостоятельное развитие, и каждый новый шаг в развитии права совершается путем О. По содержанию и форме различают О. XIV — XVI и О. XVII — XVIII вв. Представляя собой нередко обширные законодательные акты, первые имели в виду, главным образом, ввести улучшения в устройство отдельных частей внутреннего управления и суда, способствовать борьбе со злоупотреблениями. Их совокупность лишена определенного плана, нормы лишены оригинальности и заметно отражают на себе влияние римского и канонического права. О. XVII — XVIII ст. являются последовательными и планомерными кодификациями правовых норм, касающимися цельных отделов государственного устройства, судопроизводства, гражданского, торгового, морского права и др. отраслей юридической жизни; они представляют собой плоды юридического творчества компетентных лиц и комиссий, хорошо знакомых с прошлым страны, теорией права и потребностями текущей жизни. Из первых особенно выдаются О., посвященные реформам в области юстиции: О. 1494 г. (111 articles) и 1539 г. (192 art.), О. орлеанский 1560 г., блуасские 1576 и 1579 гг. и сводный О. 1629 г. (Code Michau; см. Кодификация); из вторых — Ordonnance civile 1667 г. (основа позднейшего Code de procédure civile), Ordonnance criminelle 1670 г. (уголовное право и процесс), Ord. du commerce (Code Savary) 1673 г., Ord. de la marine 1681 г. (морское право), О. 1695 г. о духовной юрисдикции, в XVIII в. — О. о дарении, завещаниях и субституциях, вошедшие целиком во французский гражд. кодекс. О количестве О. можно судить по тому, что сборниках, выходивший, начиная с 1723 г., под редакцией ряда юристов, по инициативе канцлеров, а позднее перешедший в заведывание французского института, обнимает в 21 томе только О. до конца царствования Людовика XII (1514). «Recueil général des anciennes lois françaises», изданный Jourdan’ом, Decrusy и Isambert’ом в 1823—1827 гг. и доводящий собрание О. (неполное) до 5 мая 1789 г., имеет 28 томов. Написать историю О. — значит, как справедливо говорит Варнкениг, написать историю Франции. О. — общее название всех королевских указов, имеющих силу закона; в более тесном смысле О. называют обширные и цельные указы, обнимающие целые институты права или их совокупность, а указы, касающиеся отдельных вопросов, носят название эдиктов, деклараций, жалованных грамот (lettres patentes) и т. д. Ср. Esmein, «Cours d’histoire de droit francais» (465 сл., 731 сл., П. 1892); Warnkönig, «Geschichte d. Rechts-quellen uud des Privatrechts» («Franz. Staatsund Rechtsgeschichte», II, 1848).

B. H.

Со времени введения конституционного образа правления характер О. существенно изменился: законы с тех пор вырабатываются не иначе как при содействии палат. По 14-й статье хартии 1814 г. правительство могло делать только распоряжения об исполнении законов, но не могло ни утверждать новых постановлений, ни изменять существующих. Произвольное истолкование этой статьи в ордонансах 25 июля 1830 г. привело к польской революции. В настоящее время некоторые частные определения и распоряжения должностных лиц судебного и административного ведомств назыв. О. См. Декрет.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. ОРДОНАНСЫ — (франц. ordonnances, англ. ordinans) — во Франции и Англии королев. указы, имевшие силу гос. законов (в Англии без обязательного утверждения их органами сословного представительства). Во Франции О. появляются во 2-й пол. Советская историческая энциклопедия
  2. Ордонансы — (франц. ordonnances, от ordonner — приказывать; англ. ordinances) 1) во Франции и Англии наименование королевских указов. Во Франции О. появились в 12 в., однако до середины 13 в. во владениях феодальных сеньоров они применялись только с их согласия. Большая советская энциклопедия
  3. ОРДОНАНСЫ — ОРДОНАНСЫ (франц. ordonnances, от ordonner — приказывать) — .. 1) в некоторых зарубежных государствах правовые акты высших органов государства… 2) В ряде государств Зап. Европы в 12-19 вв. королевские указы. Большой энциклопедический словарь


Добавить комментарий