Отграничение трудового права

Система трудового права.

Система трудового права РК – совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а так же на иные устойчивые общности норм, имеющие стуктурную определенность (подинституты).

Структурно вся система трудового права подразделяется на две большие части – Общую и Особенную.

Нормы общей части содержат общие вопросы организации и применения труда работников. К ней относятся следующие институты:

— предмет трудового права;

— метод трудового права;

— источники трудового права;

— принципы трудового права;

— субъекты трудового права;

— правоотношения;

— трудоустройство;

— коллективный договор.

Нормы особенной части конкретизируют положения общей части и регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементы. К данной части относятся следующие институты:

— индивидуальный трудовой договор;

— рабочее время и время отдыха;

— заработная плата;

— дисциплина труда;

— материальная ответственность;

— трудовые споры;

— охрана труда.

Применительно к трудовому праву смежными отраслями права выступают гражданское право, административное право, право социального обеспечения.

В предмет гражданского права входят общественные отношения, которые так же связаны с трудом, носят возмездный характер, основаны на договорных началах. К ним относятся отношения по выполнению договоров подряда, поручения, авторского договора и т.п. Однако между этими отношениями и отношениями, входящими в предмет трудового права имеются существенные различий, обуславливающие их разную отраслевую принадлежность. Предметом и содержанием трудовых отношений выступает сам процесс труда и именно он подчиняется правовой регламентации. В гражданском праве предметом выступает конечный результат труда.

Схожими чертами с трудовым правом обладает административное право, особенно институт государственной службы, предметом которого является осуществление государственно-управленческих отношений государственным служащим. Основное отличие от трудового права состоит в том, что трудовые отношения возникают на основании индивидуального трудового договора и характеризуются равноправием сторон, а отношения в сфере государственной службы возникают на основании административного акта о назначении на должность, и при этом строятся на жесткой системе власти и подчинения.

От права социального обеспечения трудовое право отличают следующие черты: — предмет регулирования права социального обеспечения составляют общественные отношения, возникающие в результате реализации гражданами права на материальное обеспечение, а не права на труд; — право социального обеспечения предусматривает выплату гражданам денежных сумм за счет средств бюджета, а не из фондов оплаты труда, существующих у каждого конкретного работодателя.

Необходимость разграничения трудового права и гражданского права возникает в связи с тем, что они регулируют отношения в области трудовой деятельности. Разграничение рассматриваемых отраслей права следует проводить прежде всего по предмету.

Предмет гражданского права и предмет трудового права составляют различные по своей природе и особенностям общественные отношения. В гражданском праве – это имущественные отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому и др. Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Если предметом гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда, выступает овеществленный труд, продукт труда (его результат), то предметом трудового права является живой труд, процесс труда и получение его результата.

В гражданском праве, как справедливо обращается внимание в юридической литературе, отсутствуют институты рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат, дисциплины труда и дисциплинарной ответственности, охраны труда и другие институты, которые характеризуют систему отрасли трудового нрава. Работа, выполняемая субъектами гражданско-правовых отношений, не вносится в трудовую книжку, не засчитывается в стаж работы по специальности, им не предоставляются отпуска, гарантии, компенсации и т.д., как работникам, вступившим в трудовые отношения на основании трудового договора.

Значительно различаются методы трудового и гражданского права. Метод трудового права характеризуется рассмотренными ранее основными чертами, которые определяют его отраслевую направленность. Метод же гражданского права с точки зрения его отраслевой принадлежности выражается в признании за организациями и гражданами юридического равенства, автономии воли, обособленного имущества, свободы договора и в отсутствии отношений власти и подчинения, что имеет место в трудовом праве.

Необходимость отграничения трудового нрава от административного права возникает в связи с присущими им элементами управления. Предметом административного права являются отношения по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Для трудовых отношений характерно подчинение внутреннему трудовому распорядку и распоряжениям работодателя (руководителя), которые не выходят за пределы управления совместным процессом труда у работодателя. Поэтому связи руководителей с работниками по организации и управлению совместным трудом носят характер производственного, а не административного управления. Являясь важнейшим звеном трудовых отношений, они опосредуются нормами трудового права.

Трудовое право также отличается и от права социального обеспечения. Предмет права социального обеспечения, в отличие от предмета трудового права, составляют общественные отношения, складывающиеся при реализации гражданами права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца. Они возникают между гражданами и специализированными органами государства по поводу предоставления отдельных видов обеспечения (пенсии, пособия, услуги и др.) из различных государственных фондов. Столь же существенные различия и в методах регулирования. Методу права социального обеспечения не свойствен договорный порядок возникновения и изменения правоотношений. Права и обязанности субъектов правоотношений социального обеспечения определяются, как правило, непосредственно нормами права, устанавливаемыми государством.

  • Трудовое право: учебник / под ред. А. Д. Зайкина. М., 2000. С. 23-24.
  • Трудовое право: учебник / под ред. А. Д. Зайкина. М., 2000. С. 24-25.

Административное право также имеет определенное сходство с трудовым правом, так как обе отрасли регулируют управленческие отношения (административное — преимущественно, трудовое — в определенных случаях). Но эти отрасли имеют и существенные отличия, поскольку аспекты этих управленческих отношений различны. Административное право регулирует отношения по реализации управленческих функций государства, его органов власти, а трудовое включает в предмет своего регулирования отношения по управлению трудом в рамках отдельной организации.

Кроме того, некоторые вопросы ответственности в административном и в трудовом праве также имеют отличия. В первом случае возникает административная ответственность, которая регулируется административным правом, во втором — дисциплинарная и материальная ответственность, являющиеся специфическими видами юридической ответственности, присущими трудовому праву.

Но и при реализации трудовых отношений возможно наступление административной ответственности (например, в случае применения ее к должностным лицам, совершающим правонарушения в сфере труда, предусмотренные административным законодательством).

Новая ситуация возникла в последнее время в сфере государственной гражданской службы в связи со статусом государственных служащих, как особой разновидности лиц наемного труда. Должностные лица, выполняющие распорядительные функции в органах государственного управления, являются весьма специфическими наемными работниками и на них сегодня распространяются как нормы трудового права, так и нормы права административного.

Пожалуй, в наибольшей степени связаны между собой трудовое право и право социального обеспечения, так как в основе обеих отраслей лежит труд. Более того, право социального обеспечения сравнительно недавно стало самостоятельной отраслью, выделившись, кстати, из трудового права.

Трудовое право регулирует трудовые отношения между работодателями и «действующими» (работающими в организации) работниками, право социального обеспечения — с работавшими ранее (вышедшими на пенсию), не работавшими никогда (дети, инвалиды), не работающими временно (больные, инвалиды). В ряде случаев отношения по социальному обеспечению приходят на смену трудовым, иногда они сопутствуют трудовым, а иногда они так и не связаны с ними. Важно то, что в первом из этих случаев юридическим фактом является трудовой стаж, который, кстати, является исходной категорией для подотраслей и институтов права социального обеспечения ( нормы, связанные с назначением пенсий, пособий).

Различие данных отраслей можно провести не только по предмету, но и по методу правового регулирования. Если в трудовом праве мы наблюдаем сочетание методов централизованного регулирования и договорного, то праву социального обеспечения договорный метод практически не присущ.

Трудовое право близко и к гражданскому процессуальному праву, поскольку правила рассмотрения трудовых споров в суде регламентируются его нормами. В то же время для трудовых споров предусмотрены и определенные изъятия из общего порядка (порядок и сроки рассмотрения дел, освобождение работников от государственной пошлины, наличие специальных органов — комиссий по трудовым спорам, специфика примирительных процедур при коллективных трудовых спорах и т.д.).

В настоящее время выдвинута идея о необходимости выделения из гражданского процесса трудового процесса, нормы которого сконцентрировали бы в себе всю специфику рассмотрения трудовых споров — во всех инстанциях (включая такую специфическую, как комиссии по трудовым спорам) и на всех стадиях. Однако эта идея требует еще самой серьезной проработки.

Особого внимания заслуживает проблема соотношения трудового права и законодательства о занятости и трудоустройстве.

Традиционно проблемы занятости и трудоустройства включались в программу курса «Трудовое право», а в КЗоТе имелась глава III-А «Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд» (состоящая, кстати, всего из трех статей). Статья 2 ТК и сегодня называет в числе принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений такой принцип, как защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Немало в свое время копий ломалось вокруг проблемы наличия или отсутствия в СССР, а затем в России рынка труда. Оставив в стороне научные споры о том, существует или нет у нас в стране рынок труда, Правительство РФ своим распоряжением от 6 мая 2003 г. одобрило Концепцию действий на рынке труда на 2003 — 2005 годы. Этим документом были определены основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан (затем была утверждена аналогичная Концепция, рассчитанная на 2008-2010 гг.).

Совершенно очевидно, что граждане являются субъектами рынка труда лишь постольку, поскольку ищут работу. Как только они ее находят и вступают в трудовые отношения с конкретным работодателем, они включаются в сферу действия трудового права. При этом они могут параллельно искать себе другую работу, но это никоим образом не влияет на их трудовые отношения.

На сегодняшнем этапе развития общества мы наблюдаем ситуацию, когда постепенно формируется практически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройству и занятости. На наш взгляд, уже можно говорить о выделении из трудового права значительного круга общественных отношений, тесно связанных с трудом, которые могут составить основу самостоятельной отрасли законодательства о занятости и трудоустройстве (как в свое время произошло с правом социального обеспечения).

В пользу этого тезиса свидетельствует наличие большого количества нормативного материала, специфический предмет правового регулирования (законодательство о занятости и трудоустройстве регулирует вопросы, отличные от трудового законодательства, имеет при этом и специальных субъектов — это не работники, а люди, ищущие работу или потерявшие ее).

База для данной самостоятельной отрасли права формируется и путем принятия на разных уровнях нормативных актов, направленных на регулирование вопросов занятости и трудоустройства. Такие акты существуют — они определяют основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан. Представляется, что в определенной степени к этому массиву актов могут быть подключены и акты, регулирующие вопросы миграции.

В то же время следует, видимо, разделять отрасль законодательства и отрасль права. Да, формально в настоящее время вопросы занятости не входят в предмет трудового права (ст.1 ТК РФ). Но при этом образовался некий вакуум в научном плане. Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих данные вопросы, вряд ли можно считать уже вполне состоявшимся выделение самостоятельной отрасли права — «права трудоустройства и занятости».

Добавить комментарий