Отличие подсудности и подведомственности

Порой даже специалистам в области юриспруденции бывает трудно разграничить между собой те или иные понятия. Это в полной мере касается подведомственности («ведомство») и подсудности («суд»). При подаче заявлений и жалоб в общие и специальные судебные органы, очень важно не ошибиться. Это позволит сохранить своё время и получить искомый результат значительно быстрее.

Определение

Подведомственность – это совокупность процессуальных норм, которые очерчивают круг дел, право на рассмотрение которых имеет тот или иной вид судебных органов. При этом подведомственность в общем смысле выступает как синоним слова «компетенция», то есть объективная возможность разрешить вопрос по существу. Ею обладают, помимо суда, различные органы: прокуратура, нотариат, администрация и т.д.

Подсудность – это более частное понятие, которое используется в гражданском, административном и уголовном праве и обозначает распределение дел при рассмотрении их судами в первой и последующей инстанциях. Отдельные аспекты данного определения понятны и неспециалисту. Так, конституционный суд не может рассмотреть уголовное дело, а хозяйственный – споры между двумя физическими лицами. На практике тонкостей куда больше, и порой найти правильное учреждение для рассмотрения заявления по существу очень сложно.

Сравнение

Подсудность может быть родовой, территориальной, исключительной, договорной, альтернативной и по связи дел. Подведомственность – исключительной, условной и альтернативной. Иными словами, при определении подведомственности необходимо знать суть правового спора, при определении подсудности – ещё и местонахождение ответчика, а также иные тонкости (возможность суда рассмотреть то или иное дело). Если нарушено правило подведомственности, то дело будет прекращено. При нарушении правил подсудности, дело передаётся надлежащему судебному органу. Передача может осуществляться и в связи с переформулированием заявленных требований.

Итак, подведомственность определяет вид суда, который будет рассматривать дело, в то время как подсудность – конкретный орган, его территориальное расположение. О подсудности стороны могут договориться, но о подведомственности – нет.

Выводы TheDifference.ru

  1. Общий смысл. Понятие подведомственности может использоваться относительно различных государственных органов, понятие подсудности – только по отношению к судам.
  2. Порядок определения. Сначала определяется подведомственность, то есть процессуальная возможность рассмотрения заявления по существу, а затем – подсудность, или конкретная относимость к определённому государственному органу судебной власти.
  3. Последствия нарушения. Если нарушена подведомственность, то дело подлежит прекращению, если нарушена подсудность – то передаче в другой суд.
  4. Особенности подачи заявления. Определённые категории споров подлежат рассмотрению в судебном порядке лишь после урегулирования обоюдных претензий. Нарушение данного правила подведомственности влечёт либо отказ в принятии заявления, либо прекращение дела. Подсудность такой особенностью не обладает.

Подсудность — это порядок распределения подведомственных судам дел к рассмотрению определенного суда.

Различают 2 вида подсудности:

2. Территориальная (пространственная) — устанавливает компетенцию одноуровневых судов в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного суда.

Территориальная подсудность:

1. Общая (ст. 28) — определяется местом жительства ответчика — физического лица и местом нахождения ответчика — юридического лица.

2. Альтернативная (ст. 29) — предоставляет истцу право самостоятельно выбрать один из судов, в который он может обратиться в соответствии с законом.

3. Исключительная — определяет категории, которые могут быть рассмотрены только точно указанными судами (ст. 30).

4. Подсудность по связи дел — устанавливает принадлежность спора к рассмотрению в суде, в котором рассматривается связанное с этим спором дело, т. е. независимо от территориальной принадлежности (напр., встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска).

5. Договорная — устанавливается по соглашению сторон (ст.32). При этом стороны не вправе изменять родовую и исключительную родовую подсудность.


Разрешение вопроса о подсудности осуществляется судьей единолично при принятии заявления. В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 135 ГПК судья возвращает исковое заявление при неподсудности дела данному суду, о чем выносится мотивированное определение с указанием суда, куда следует обратиться заявителю. На определение может быть подана частная жалоба.

Изменение подсудности — это:

1. Передача дела в другой суд — может быть произведена при наличии обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 33 (напр., ходатайство обеих сторон о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств).

2. Передача дела из одного суда в другой вышестоящим судом — может иметь место при невозможности рассмотрении дела судом, которому оно подсудно (напр., при наличии обстоятельств, не позволяющих судье повторно участвовать в рассмотрении дела).

Лица, участвующие в деле.

Основными субъектами гражданских процессуальных правоотношений выступают лица, участвующие в деле, — это юридически заинтересованные в исходе дела участники гражданского процесса, обладающие правом совершать процессуальные действия, влияющие на ход развития судопроизводства.

Для данной категории субъектов характерен ряд признаков, позволяющих отличать их от иных участников.

Лица, участвующие в деле, обладают юридической заинтересованностью. Наличие юридической заинтересованности у субъекта означает, что решение суда может повлиять на его права и обязанности. В зависимости от характера интереса выделяют личную (материально-правовую) и государственно-правовую, служебную (процессуально-правовую) юридическую заинтересованности.

Личная юридическая заинтересованность в исходе дела определяется возможностью влияния судебного решения на личные субъективные права и обязанности участника. Таковой заинтересованностью обладают стороны (истец, ответчик, заявитель и заинтересованные лица в делах публично-правового и особого производства), третьи лица. Названные лица выступают субъектами спорного (иного) материального правоотношения, представленного на рассмотрение дела.

Государственно-правовая, служебная юридическая заинтересованность означает обусловленность участия соответствующего субъекта его должностным положением, необходимостью исполнения им своих функциональных обязанностей. Непосредственно материально-правовой заинтересованностью эти лица не обладают, поскольку они не являются субъектами спорного (иного) материально-правового отношения. Субъектами, наделенными названной заинтересованностью, выступают прокурор и субъекты, от своего имени защищающие права и интересы иных лиц.

Лица, участвующие в деле, обладают широким кругом прав, в т.ч. правами, реализация которых направлена на развитие, движение судопроизводственной деятельности (ст. 35?, 39 ГПК РФ).

Перечень лиц, участвующих в деле, исчерпывающим образом закреплен в законе (ст. 34 ГПК РФ). К данной группе лиц относятся стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренными ст. 4, 46 и 47 ГПК РФ, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и делам, возникающим из публичных правоотношений.

Названные субъекты действуют в гражданском судопроизводстве от своего имени и выступают либо в защиту собственных интересов (стороны, третьи лица), либо прав и интересов иных лиц (например, органы государственной власти и местного самоуправления).

(В каком случае можно проиграть дела и взыскать с выигравшей стороны издержки. Задача 8 , стр. 66, штрафы.)

Вопрос 1. Понятие, виды, значение подведомственности и подсудности.

Подведомственность – это относимость спора о праве или другого юридического дела к ведению определенного юрисдикционного органа.

В зависимости от формы защиты нарушенных прав можно выделить судебную, административную (органы государственной власти и МСУ) и общественную (третейские суды) подведомственность.

Подведомственность дел конституционным и уставным судам, подведомственность дел СОЮ и подведомственность арбитражным судам. Если говорить о подведомственности СОЮ, то выделяют единичная или исключительная или множественная. Единичная означает, что данное дело может быть рассмотрено только судом (только суд может признать сделку недействительной).

Выделяют следующие виды множественной подведомственности.

  1. Договорная. Суть её в том, что компетентный орган для разрешения конкретного дела определяется по соглашению сторон. В ч. 3 ст. 3 ГПК предусмотрено, что по соглашению сторон спор, вытекающий из гражданских правоотношений до принятия судебного постановления суда первой инстанции может быть передан на разрешение в третейский, если иное не установлено ФЗ. По общему правилу передавать в третейский суд можно только гражданско-правовые споры в узком смысле, т.е. вытекающие из гражданско-правовых отношениях. Дела из иных правоотношений (трудовых ,семейных…) в третейский суд не передаются. Ст. 64 ЗК РФ предусматривает, что можно передать в третейский суд земельные споры. По общему правилу третейское соглашение возможно вплоть до удаления суда в совещательную комнату, то земельные споры передаются в третейский суд до возбуждения дела в государственном суде. Ст. 50 ФЗ «О недрах». Ст. 10 ФЗ «Об иностранных инвестициях», т.е. споры с участием иностранного инвестора. Ст. 22 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» — споры между государством и инвестором об исполнении, изменении, прекращении таких соглашений и об их недействительности.

  2. Альтернативная. Означает ,что у заинтересованного лица имеется право выбора между судом и иным органом для разрешение данного дела. В настоящее время альтернативы в чистом виде не существует. В советское время альтернатива понималась в чистом виде, если лицо выбирало какой-либо определенный способ и форму защиты права, то утрачивало возможность для использования другого порядка защиты права (ст. 267 КОАП РСФСР – решение административного органа может быть обжаловано или в вышестоящий орган, или в суд, если лицо подавало административную жалобу, то последующее обращение в суд уже не допускалось). В настоящее время такой подход противоречит ст. 46 Конституции ,где закреплено право на судебную защиту, поэтому использование административного порядка обжалования не исключает возможность обращения в суд. Поэтому в чистом виде альтернативная подведомственность действует только в том случае, если есть выбор между разными судами (совместное постановление Пленума ВС и ВАС РФ от 5. 02.1998 года №3/1 «О некоторых вопросах применения закона «О переводном и простом векселе»» — если сторонами вексельного обязательства являются юридические лица или предпринимателя, то кредитор может обратиться либо к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, либо в арбитражный суд с иском, поскольку здесь имеется выбор между судебными органами, то обратившись в один из них лицо реализует право на судебную защиту ,поэтому не может повторно обратиться за судебной защитой в другой орган, т.е. здесь альтернатива действует в чистом виде). По ряду дел возможна двойная или даже тройная подведомственность. Если лицо желает оспорить какой-либо НПА органов МСУ, то можно обратиться в СОЮ в связи с его несоответствием федеральному законодательству, можно обратиться в конституционный или уставный суд субъекта в связи с его несоответствием Конституции или Уставу субъекта РФ или в КС РФ, если не соответствует Конституции. В данном случае предмет проверки будет различным, поэтому возможно неоднократное обращение.

  3. Императивная. Заключается в том, что до обращения в суд заинтересованное лицо обязано пройти через претензионный или иной досудебный порядок. В соответствии со ст. 135 ГПК досудебный порядок разрешения дела обязателен в двух случаях: когда он предусмотрен ФЗ, когда он предусмотрен договором сторон. Что касается прямых указаний закона, то примером может выступать ст. 445 ГК РФ, предусматривающая, что если заключение договора для стороны является обязательным, то необходимо направить ей оферту и только при отказе или уклонении от заключения договора спор может быть передан в суд. Ст. 452 – споры об изменении и расторжении договора – сначала направляется предложение изменить или расторгнуть договор с указанием срока для ответа и только после этого возможно обращение в суд. Все договорные и преддоговорные споры должны проходить через досудебный порядок. Ст. 797 ГК – иски к перевозчикам предъявляются только после предъявления претензии. Порядок и сроки рассмотрения претензии регулируются соответствующими транспортными уставами и кодексами. В ст. 37 ФЗ «О почтовой связи» и в ст. 55 ФЗ «О связи» предусмотрен также обязательный претензионный порядок при спорах с оператором связи. Закон РФ «О защите прав потребителей» также предусматривает направление претензии потребителя ,сроки рассмотрения такой претензии и последствия её неудовлетворения. В связи с этим возникает вопрос обязателен ли претензионный порядок по делам о защите прав потребителей. Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.1994 года №7 разъясняет, что потребитель вправе, но не обязан направлять претензию, т.е. претензионный порядок является добровольным, кроме случаев, предусмотренных законом (в частности ст. 797 ГК РФ). Трудовые споры рассматривает в первичном порядке КТС, однако в ст. 394 ТК РФ предусматривает, что суд рассматривает индивидуальный трудовой спор, если работодатель или работник не согласен с решением КТС или когда работник обратился в суд, минуя КТС. Отсюда вытекает ,что для работника обращение в КТС является правом, а не обязанностью.

  4. Условная (по связи дел). Для обращения в суд требуется наличие определенного условия, предусмотренного закона. Например, по ст. 17 СК РФ муж не вправе предъявить иск о расторжении брака без согласия жены во время её беременности, а также в течение одного года после рождения ребенка. Данная норма применяется также в тех случаях, когда ребенок до одного года не дожил или родился мертвым. Нет согласия – суд не примет заявление. В ч.4 ст. 72 ЖК РФ предусмотрено, что обмен жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные допускается только с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Следовательно, суд не может разрешать споры о принудительном обмене жилыми помещениями, если не получено предварительное согласие органа опеки и попечительства. Если сравнивать условную и императивную подведомственность, то можно увидеть общие черты – перед обращением должно быть какое-либо условие. Различие – при обращение суд выступает в качестве второй инстанции (в императивной), т.е. проверяет законность и обоснованность решения первой инстанции, при условной подведомственности суд не вправе выяснять законность и обоснованность принятого в досудебном порядке решения. Если жена не дает согласие мужу на развод, то суд не вправе выяснять насколько такой отказ является обоснованным.

По общему правилу досудебный порядок не применяется к публичным спорам (прямо указано в ст. 247 ГПК). Однако для отдельных публичных споров такой порядок может быть установлен. Ст. 88 Конституции говорит о том, что в случае споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ Президент РФ применяет согласительные процедуры, а в случае, если спор не разрешен, то передает спор в ВС РФ. Ст. 101.2 НК РФ предусматривает, что если лицо привлечено к ответственности за налоговые правонарушения, не содержащие признаков административного правонарушения, то сначала решение налогового органа обжалуется в вышестоящий налоговый орган и лишь затем может быть обжаловано в суд.

  1. Подведомственность по связи дел (ч. 4 ст. 22 ГПК). Она предусматривает, что в исковом заявлении содержится несколько требований, из которых одни подведомственны СОЮ, а другие арбитражному суду, то СОЮ принимает только те требования, которые ему подведомственны и отказывает в принятии остальных требований. Если же разделение этих требований не возможно, то все требование подлежат рассмотрению в СОЮ, т.е. установлен приоритет СОЮ перед арбитражным судом. При строительстве многоквартирного дома возникает вопрос о распределении квартир в этом доме, часть – юридические лица, часть – граждане. Спор инвесторов-граждан с застройщиком подведомственен СОЮ, спор юридических лиц с застройщиком подведомственен арбитражному суду, но поскольку дом один раздельное рассмотрение споров невозможно, поэтому все требования подлежат рассмотрению в СОЮ. Другой пример: производится взыскание с юридического лица в пользу граждан и в пользу организаций, в этом случае судебный пристав-исполнитель объединяет все требования в сводное исполнительное производство и в этом случае обжалование действий судебного пристава независимо от заявителя будет производится в СОЮ. Из этого правила есть исключение, которое предусмотрено в ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — после ведения наблюдения все требования к должнику предъявляются в рамках дела о банкротстве, т.е. они рассматриваются арбитражным судом.

  2. Смешанная подведомственность заключается в том, что происходит соединение элементов нескольких видов подведомственности, как правило это императивная и альтернативная подведостмвенности. Как пример ст. 254 ГПК – оспаривание незаконных решений и действий государственных органов. Изначально гражданин имеет право выбора или подать жалобу в вышестоящий орган или сразу в суд. Если гражданин подает административную жалобу, то он должен дождаться ответа на неё и только после этого должен обратиться в суд.

Значение подведомственности.

  1. Подведомственность – это одна из предпосылок права на предъявление иска.

  2. Организационное значение заключается в том, что с помощью правила подведомственности законодатель регулирует нагрузку юрисдикционных органов.

  3. Процессуальное значение заключается в негативных последствий, которые наступают, если нарушены правила подведомственности. В стадии возбуждения дела – отказ в принятии заявления по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК; а если дело ошибочно возбуждено, то второе последствие – прекращение производства по делу по ст. 220 ГПК.

Основная проблема подведомственности– это разграничение компетенции между СОЮ и арбитражными судами. Если говорить о КС РФ, то его компетенция четко определена в ст. 125 Конституции. Компетенция конституционных (уставных) судов четко определена в ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ». Ни в ГПК, ни в АПК нет исчерпывающего перечня дел. В ст. 22 ГПК и в ст. 27 АПК содержится лишь примерный перечень таких дел. Эта проблема решается с помощью критериев подведомственности. По Пленуму ВС и ВАС РФ №17/12 – прежде всего подведомственность дела должна определяться в соответствии с прямым указанием закона. В ряде случаев закон прямо указывает, что дело рассматривается либо СОЮ, либо арбитражным судом. Ст. 29 ГК – суд признает гражданина недееспособным. Ст. 33 АПК – дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом (предметный критерий, когда предмет ведения суда прямо указан в законе). Однако таких норм в нашем законодательстве достаточном мало, в большинстве случаев закон содержит формулировку, что спор подлежит рассмотрению в судебном порядке либо содержится указание на возможность обращения в суд или арбитражный суд, иначе говоря нет четкого указания куда надо обращаться, в таком случае предметный критерий не срабатывает и используются два традиционных критерия подведомственности. Если спор носит экономический характер, а его участниками являются юридические лица или ИП, то в этом случае дело подведомственно арбитражному суду. Объективный критерий заключается в характере спорного правоотношения, а субъективный – в участниках процесса. Если присутствуют оба критерия – дело подведомственно арбитражному суду. Если отсутствует хотя бы один критерий – дело подведомственно СОЮ.

Возможна такая ситуация, когда лицо зарегистрировано в качестве ИП, спор возник из предпринимательской деятельности, после чего лицо аннулировало свой статус предпринимателя. Постановление Пленума ВС и ВАС №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ГК РФ» разъяснило, что критерии подведомственности должны устанавливаться на момент рассмотрения дела. Если на момент рассмотрения дела гражданин утратил статус ИП, то спор подведомственен СОЮ. Если же данный статус утрачен после возбуждения дела в арбитражном суде, то арбитражный суд должен рассмотреть это дело по существу.

Ст. 23 ГК предусматривает, что если гражданин не зарегистрирован предпринимателем, но фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, то в случае спора он не вправе ссылаться на отсутствие статуса предпринимателя. К обязательствам такого гражданина применяются правила о предпринимательской деятельности. ГК регулирует только материальные правоотношения, а подведомственность – это вопрос процессуального права. Следовательно, ст. 23 ГК применяется лишь тогда, когда речь идет об определении материальных прав и обязанностей, а на подведомственность это никак не влияет, а раз статус предпринимателя отсутствует, то спор будет рассматриваться в СОЮ. Кроме того, в ряде случаев применяются дополнительные критерии подведомственности. Таким критерием может форма обращения за судебной защитой. Постановление Пленума ВС и ВАС РФ указывает что лицо обращается за судебным приказом в СОЮ, а если подается иск и обе стороны – это юридические лица или ИП, то иск подается в арбитражный суд.

Ещё один дополнительный критерий – вид оспариваемого акта. Если оспаривается не НПА, то применяются два традиционных критерия. Если оспаривается НПА, то дело рассматривается в СОЮ. В соответствии с п. 1 ст. 29 АПК арбитражный суд рассматривает такие дела только в случаях, которые прямо указаны в данном пункте или в других случаях, предусмотренных ФЗ.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 года №8 разъясняет ст. 78 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Если НПА органа МСУ нарушает права в сфере экономической деятельности и заявителем является юридическое лицо или предприниматель, то дело подведомственно арбитражному суду. В остальных случаях дело рассматривается в СОЮ.

В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за IVквартал 2004 (ответ на вопрос №1) разъясняется, что в силу ст. 78 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» арбитражные суды не имеют права проверять НПА органов МСУ и все такие дела независимо от субъектного состава подведомственны СОЮ.

В результате имеется ситуация альтернативной подведомственности, т.е. предприниматель может обратиться в арбитражный суд, который будет руководствоваться информационным письмом и будет рассматривать дело. Если обратится в СОЮ, то будет руководствоваться обзором практики ВС РФ и тоже будет рассматривать дело.

Если есть третейское соглашение спор передается в третейский суд, если такого соглашения нет, то применяются два традиционных критерия подведомственности.

В ч. 3 ст. 22 ГПК установлено, что СОЮ рассматривают гражданские дела, за исключением тех дел, которые отнесены ФКЗ или ФЗ к ведению арбитражных судов. Иначе говоря компетенция общих судов определяется по остаточному принципу.

Разграничение дел по вертикали. Подсудность дел мировым судьям, районным судам, областным судам, ВС РФ. Также можно выделить отдельно подсудность дел военным судам.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию между судами одного уровня (разграничение по горизонтали).

Значение подсудности.

  1. Теоретическое. Заключается в том, что подсудность является одним из условий предъявления иска.

  2. Практическое (процессуальное) значение. Выражается в тех негативных последствиях, которые наступают при нарушении правил подсудности. В стадии возбуждения дела это влечет возвращение искового заявления по ст. 135 ГПК. Если же дело ошибочно возбуждено, то это влечет передачу дела по подсудности на основании ст. 33 ГПК.

Добавить комментарий