Отмена административного протокола

Понятие административного правонарушения

Административным правонарушением признаётся противоправный поступок или бездействие, за которое со стороны КоАП РФ предусмотрено административное наказание.

Важно! Правонарушение не является уголовным преступлением, информация о нём не отражается в справке о наличии судимости, даже если дело рассматривалось в суде. Существует 3 вида наказаний за совершение правонарушения: предупреждение, штраф, арест до 15 суток (иногда до 45 суток).

Виновность в совершении правонарушения устанавливает суд либо уполномоченное лицо. Если речь идёт о случаях, связанных с серьёзными нарушениями правил дорожного движения или мелкими ДТП, повлекшими причинение лёгкого вреда здоровью (например, наезд на пешехода), виновность устанавливает суд. Если же наказание за правонарушение не связано с лишением водительских прав (например, материал с камеры автоматической фиксации), скорее всего, решение о виновности лица будет принимать начальник структурного подразделения контролирующего органа либо его заместитель.

Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении?

Различия между «протоколом» и «постановлением» по делам об административных правонарушениях

Важно различать понятие «протокол» и «постановление». Обжалование протокола об административном правонарушении невозможно. Обжаловаться может только постановление.

Протокол об административном правонарушении составляется сотрудником полиции (должностное лицо, предусмотренное ст. 28.3 КоАП РФ). Порядок составления протокола определён ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол фиксирует обстоятельства правонарушения, описывает с формальной точки зрения то, что увидел полицейский на месте совершения возможного правонарушения, что он услышал от участников событий.

Остановка на пешеходном переходе — пример административного правонарушения

Согласно позиции Конституционного Суда, протокол сам по себе не несёт никаких штрафных санкций либо иных юридически значимых последствий для правонарушителя, поэтому его нельзя обжаловать. Однако, поскольку протокол является основным доказательством по делу об административном правонарушении, привлекаемый к административной ответственности может делать письменные замечания к протоколу, выражать своё несогласие с изложенными в протоколе фактами. Именно они и будут выступать позже в суде в качестве своеобразной жалобы на протокол об административном правонарушении (образец не нужен, можно писать их в произвольной форме).

На основании протокола составляется и утверждается постановление — это уже более значимый документ, предусматривающий определённые санкции или другие юридические последствия для правонарушителя. Полицейский не может принять постановление, он только составляет протокол. Постановление принимается заместителем начальника районного ГИБДД. Именно постановление можно и нужно в случае нарушений со стороны сотрудников полиции обжаловать в вышестоящие органы.

Копия протокола (слева) и копия постановления (справа)

Процесс обжалования: на стадии протокола

Процесс обжалования начинается задолго до каких-либо судов и обращений к вышестоящему начальству тех, кто составлял протокол. Протокол об административном правонарушении — это прямая улика против правонарушителя, главное доказательство, которому будет верить как суд, так и вышестоящие должностные лица. Именно на основании протокола суд будет принимать соответствующие решения: то, что написано в протоколе, будет позже перенесено в описательную часть постановления суда.

Со стороны обвиняемого нужно приложить все возможные усилия для того, чтобы протокол был составлен с нарушениями, либо имеющиеся нарушения были в нём детально отражены. Не стоит думать, что всё так просто. Обвиняемому придётся иметь дело с опытными должностными лицами, которых ежедневно провоцируют на процессуальные нарушения, которые уже не раз бывали в судах и, естественно, читали служебные инструкции своего ведомства.

Важно! Процесс составления протокола — это больше психологическая часть, чем юридическая. Должностные лица могут запугивать обвиняемого, угрожать посадить на сутки за неповиновение, привести свидетелей и «своих» понятых. Первое, что необходимо делать при задержании, — сохранять спокойствие.

Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокацию взятки. За дачу взятки не привлекут, однако в суде это будет стопроцентным сигналом для судьи о том, что правонарушитель косвенно признаёт свою вину перед должностными лицами.

Первое и самое главное, что указывается в протоколе — реакция на предъявленное подозрение в совершении правонарушения. Если человек не причастен, он должен настойчиво отказываться от предъявляемых обвинений, от всевозможных подписей, досмотров и прочих процедур, аргументируя это тем, что непричастен. Должностные лица могут начать говорить, что нельзя отказаться от прохождения той или иной процедуры, тогда следует потребовать занести эти их слова в протокол (это очень пригодится на суде).

Инспектор ГИБДД составляет протокол

Обязательно нужно требовать разъяснений ответственности за отказ, подробно и письменно (в протоколе), объяснения прав лица при задержании. Все эти разъяснения обязательно фиксируются в протоколе. Всё, что не зафиксировано в протоколе — юридически не существует.

Внимание! Если должностные лица наотрез отказываются зафиксировать в протоколе свои разъяснения или требования, подозреваемый в правонарушении должен сам написать замечания на протокол и самостоятельно описывать до мелочей все требования, угрозы и запугивания со стороны должностных лиц (например, «невозможность» отказаться от личного досмотра, от прохождения экспертиз и т. д.). Однако лучше настойчиво добиваться от сотрудников самостоятельного внесения в протокол всех их действий и слов.

Суд более склонен верить сотрудникам государственных структур. Логика суда в данном случае крайне проста: сотруднику незачем клеветать и привлекать кого-либо просто так. А вот у подозреваемого как раз есть прямой умысел врать, поскольку он хочет уклониться от ответственности. Поэтому, если человек считает, что должностные лица предвзято к нему относятся, необходимы серьёзные доказательства. Одним из таких доказательств может стать, например, неправильно разъяснение со стороны сотрудников прав и последствий определённых действий для задержанного. Если должностное лицо неверно разъяснило человеку последствия заявленного им отказа, например, пригрозило уголовной ответственностью там, где её быть не может, и это зафиксировано в протоколе — это уже является, с точки зрения суда, серьёзным процессуальным нарушением. Сотрудник обманул задержанного, следовательно, протокол составлен неверно и уже не является допустимым доказательством по делу.

Процесс обжалования: на стадии внесудебного постановления

В случае, когда постановление принимает должностное лицо (например, замначальника ГИБДД), его можно обжаловать вышестоящему начальству. В прокуратуру на данном этапе обращаться нет смысла, поскольку она перенаправит обращение начальству того ведомства, где было принято решение по административному протоколу.

Жалоба в данном случае пишется в произвольной форме на имя начальника районного ведомства. Однако всё же следует придерживаться определённых правил: в начале жалобы кратко изложить ситуацию, ближе к концу привести доводы и закончить просительной частью (Прошу: 1… 2… 3…).

Образец жалобы на постановление об административном правонарушении

В соответствие с законом «О работе с обращениями граждан» обращение будет рассмотрено (рассматривать будут около месяца со дня получения), и заявитель получит письменный ответ о принятых по нему решениях.

Многие считают, что жалоба начальству ничего не даст, поэтому можно опротестовать постановление должностного лица сразу в суд (даётся 10 суток с момента получения постановления).

В просительной части очень важно точно придерживаться строгой законодательной формы просьбы — суд не может прекратить производство по делу ни по одной другой причине, кроме как указанной в ст. 24.5 КоАП РФ. Просить что-то другое — давать повод судье вернуть жалобу заявителю без рассмотрения.

Важно! Иногда те, кто пытается оспорить постановление, ссылаются также на ст. 2.9 КоАП РФ, прося отменить постановление в связи с «малозначительностью» своего правонарушения, однако само понятие «малозначительность» обладает законодательной неопределённостью и рассчитывать на широкое применение его судом не приходится. К тому же ссылка на ст. 2.9 КоАП РФ является фактическим признанием вины.

Процесс обжалования: судебные постановления

Обжалование на этой стадии начинается прямо с момента начала судебного разбирательства в первой инстанции.

Если в судебном процессе обнаружились нестыковки в протоколе (к примеру, в протоколе написано одно, а подозреваемый написал в замечаниях другое), то нужно требовать допроса должностного лица, составлявшего протокол, в качестве свидетеля по делу, либо потребовать допроса иных свидетелей происшествия, даже если их личные данные неизвестны (поиск свидетелей — задача должностных лиц). Скорее всего, на суде ни должностные лица, ни нужные свидетели присутствовать не будут, а будет лишь уполномоченный представитель ведомства. Некоторые судьи по причине упомянутой выше занятости будут стараться отклонить ходатайство о вызове свидетелей. Таким образом, можно спровоцировать судью первой инстанции на процессуальное нарушение, которым человек сможет аргументировать при обжаловании.

Важно! Очень важно помнить также о процессуальных сроках давности совершения административных правонарушений, указанных в 4.5 КоАП РФ. Если органы пытаются привлечь человека за правонарушение, о котором должностному лицу могло быть известно задолго до составления протокола, это вполне может быть незаконно по причине неправильного исчисления сроков давности.

Особенности протокола и постановления

При совершении действий, преследуемых в административном порядке, в большинстве случаев появляются два основных документа. Первым из них является протокол, фиксирующий административное правонарушение. Он подтверждает факт противоправного поведения, преследуемого по нормам КоАП РФ.

В самом протоколе мера ответственности не фигурирует. В нем описываются содержание допущенного нарушения, а также нормы законодательства, устанавливающие за него ответственность.

В то же время, существуют и ситуации, когда протокол не делается, а сразу выписывается постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности. В их число входит:

  • открытие административного дела органами прокуратуры;
  • получение предупреждения или внесение штрафа прямо на месте совершения ненадлежащего поступка;
  • фиксация нарушений ПДД с помощью стационарной техники;
  • наложение прописанных санкций в рамках процесса исполнительного производства (в частности, за игнорирование требований приставов).

Протокол об административном правонарушении служит основанием для вынесения постановления о привлечении к ответственности как граждан, так и юридических лиц. При этом КоАП устанавливает различные типы санкций. Это не только штраф, но и конфискация имущества, арест, запрет заниматься определенным родом деятельности, лишение прав (например, водительских) и т.д.

В отношении предприятий возможна ответственность в виде временного ограничения или запрета деятельности. Если к проступку причастен иностранец, то ему может грозить выдворение за пределы РФ.

Постановление относительно ответственности принимается как уполномоченной государственной структурой, так и судом. При этом в таком документе может сразу содержаться одновременно несколько типов наказания. Например, за управление машины в нетрезвом состоянии положены и штраф в сумме 30 тысяч рублей, и лишение водительских прав на определенный промежуток времени.

И у протокола об административном правонарушении и у постановления существует своя определенная форма. Ее несоблюдение стать причиной для отмены примененных санкций.

Причины для обжалования

Обжалование самого протокола об административном правонарушении законодательством не предусмотрено. Однако у гражданина или предприятия существует возможность оспорить последующее постановление о применении административных санкций (напомним, что оно выносится именно исходя из положений протокола).

Итак, по каким же основаниям можно добиться отмены постановления. Прежде всего, это отсутствие правонарушения как такового. И здесь в обоснование собственной позиции необходимо ссылаться не только на содержание протокола, но и на иные доказательства. В их число входят свидетельства очевидцев, видеосъемка, фотографии, данные проведенных независимых экспертиз и т.д.

Если административный проступок формально имел место, то в ряде случаев удается все равно оспорить постановление об админправонарушении.

Например, действия лица имели малозначительный характер и не нанесли никакого ущерба окружающим или государству.

Часто происходит так, что нарушение стало следствием крайней необходимости.

Так, сидящий за рулем был вынужден выехать на встречную полосу для того, чтобы предотвратить ДТП. В описанной ситуации постановление тоже можно обжаловать.

Когда действия совершены вследствие необходимости, желательно прямо об этом указать в протоколе.

Пересмотр административных санкций происходит тогда, когда прошли сроки давности для привлечения виновника к ответственности. Что это означает? Согласно нормам КоАП РФ, по общему правилу постановление о санкциях может быть вынесено не позднее двух месяцев с момента оформления протокола. Если же наказание определяет суд, то свое решение он должен принять в пределах 3 месяцев.

В то же время, по некоторым действиям административное законодательство предусматривает достаточно продолжительные сроки давности. Например, по ряду нарушений в сфере экономики и финансов период привлечения к ответственности составляет 2 года с момента совершения проступка. При коррупционных действиях, преследуемых в административном порядке, срок наложения наказания равен шести годам.

Поставить постановление под сомнение можно и тогда, когда ненадлежащим образом были оформлены материалы об административном правонарушении или с несоблюдением установленной процедуры.

К примеру, при подозрении водителя на управление транспортом в нетрезвом виде должно быть проведено медицинское освидетельствование.

И практика показывает, что если порядок обследования был нарушен, то вышестоящие суды занимают позицию водителя и отменяют наказание в виде лишения его прав.

Наконец, оспорить постановление возможно в том случае, если нарушение было совершено несовершеннолетним гражданином.

Свидетели и подписание документа

Для начала отметим, что в протоколе должен быть указан набор сведений, предусмотренный в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В число необходимой информации входит дата и место его оформления, инициалы и должность автора протоколы, данные о нарушителе, потерпевших и свидетелях.

Далее описывается суть правонарушения (включая время и место его совершения), а также указываются нормы законодательства, устанавливающие санкции за него.

В число участников производства по административному делу могут входить свидетели. Это те лица, которые стали очевидцами проступка. Данные о них заносятся в протокол об админправонарушении. Объяснения свидетелей по сути дела также должны присутствовать в протоколе. При этом они должны быть скреплены личными подписями.

Свидетель в рамках административного дела вправе не давать показаний против себя, а также людей, приходящихся ему близкими родственниками (т.е. в отношении родителей, детей, внуков, бабушек и дедушек, брата или сестры).

Если Вы оказались свидетелем привлечения гражданина к ответственности, то важно сразу определить свою линию поведения.

Лицо, в отношении которого составлен протокол, вправе как подписать его, так и отказаться от собственного автографа. Это не будет влиять на ход дальнейшего рассмотрения административного дела.

lawor ›
Блог ›
Можно ли отменить протокол ГИБДД

Можно ли отменить протокол ГИБДД

Вопросы автоюристу об отмене протокола об административном правонарушении составленного сотрудником ГИБДД.

Вопрос: Может ли суд отменить протокол составленный сотрудником ГИБДД?

Ответ автоюриста: Да, если есть основания, перечисленные в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Вопрос: По каким основаниям судья может прекратить производство по делу об административном правонарушении после составления протокола сотрудником ДПС?

Ответ автоюриста: В зависимости от их важности для дела различные нарушения могут привести к прекращению производства по делу:

— нарушение норм КоАП к порядку составления протоколов и вынесения постановлений;

— истечение срока давности при рассмотрении дела об административном правонарушении;

— отсутствие в протоколе (постановлении) обязательных сведений;

— не исполнение обязанности по разъяснению участникам производства по делу обязанностей, прав;

— не выяснение обстоятельств, которые подлежат обязательному установлению по делу;

— неправильная оценка действий автолюбителя при управлении транспортным средством (ошибочная квалификация);

— нарушения при проведении административного расследования, задержании автолюбителей;

— непринятие мер к установлению свидетелей (выявлению очевидцев) и их опросу;

— упрощенчество при рассмотрении дела об административном правонарушении, при составлении протоколов;

— не учет при рассмотрении дела требований статьи 24.5 КоАП о прекращении производства по делу;

— рассмотрение дел с нарушение подсудности, подведомственности;

— другие нарушения в зависимости от их важности, существенности.

Производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено в мировом, районном, областном или Верховном суде РФ.

Автолюбителю, который обнаружил в своём деле нарушение необходимо подготовить письменное объяснение или ходатайство с указанием всех своих доводов о прекращении производства по делу.

Если есть доказательства, подтверждающие вышеуказанные нарушения, то их необходимо приобщать к материалам дела, а не просто показывать.

Доказательства также могут быть добыты в процессе рассмотрения дела. Например, можно вызвать в суд эксперта, специалиста, свидетеля, понятого, сотрудника ГИБДД и т.д.

Нужно понимать, что хотя в КоАП закреплена презумпция невиновности автолюбителя (исключение – автоматические камеры), но всё равно необходимо проявлять активность, если вы не согласны возбуждением дела.

Вопрос: Через какой период после составления протокола суд назначить судебное заседание?

Ответ автоюриста: Материалы дела предусматривающего лишение водительских прав направляются в суд в течение трех рабочих дней с момента составления протокола об административном правонарушении. В зависимости от загруженности суд назначает дату судебного заседания. В разных населённых пунктах этот срок может существенно различаться. Чтобы не пропустить судебное заседание можно уточнить дату судебного заседания по телефону, а после этого приехать и получить повестку.

Вопрос: Должны ли меня известить о дате судебного заседания при обжаловании протокола?

Ответ автоюриста: Да. Как уже было указано ранее можно не ждать извещения, а самому принимать меры к тому, чтобы не пропустить процесс.

Из судебной практики (существенные нарушения при составлении протокола):

дело № 71-10/2014

Решение

Судья Свердловского областного суда …, рассмотрев в судебном заседании 15 января 2014 года жалобу … на постановление судьи Белоярского районного суда Свердловской области от 22 ноября 2013 года, которым …, … по ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2500 рублей,

установил:

согласно постановлению судьи, … 2012 года, управляя автомобилем, на …, в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения, не выбрал безопасную скорость движения с учетом особенностей дорожных условий на конкретном участке дороги, не справился с управлением, допустил столкновение с движущимся во встречном направлении автомобилем, пассажиру которого был причинен средней тяжести вред здоровью.

В жалобе … просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения, так как нарушения требований Правил дорожного движения не допускал, скоростной режим не превышал, причиной происшествия явилось неудовлетворительное содержание дороги, выразившееся в занижении обочины на 4,5 см.

Проверив материалы дела, выслушав объяснение …, поддержавшего доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене в связи с существенным нарушением процессуальных норм.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, событие административного правонарушения и иные сведения, необходимые, для разрешения дела.

Из протокола об административном правонарушении, составленного в отношении …, усматривается, что он нарушил п. 10.1 Правил дорожного движения, не справился с управлением, не выбрал безопасную скорость для движения, допустил дорожно-транспортное происшествие с автомобилем «( / / ) в результате чего здоровью потерпевшей причинен средней тяжести вред.

Пунктом 10.1 Правил дорожного движения установлено, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Однако в протоколе об административном правонарушении в отношении … не указано, в чем выразилось нарушение водителем требований п. 10.1 Правил дорожного движения, имело ли место превышение установленного ограничения скоростного режима, какие обстоятельства не были учтены при выборе скорости движения, не указан вид дорожно-транспортного происшествия, что не позволяет установить причинно-следственную связь между нарушением … требований п. 10.1 Правил дорожного движения и причинением вреда здоровью потерпевшего.

Таким образом, в протоколе об административном правонарушении фактически не описано конкретное противоправное действие (бездействие), совершенное …, что препятствовало вынесению законного и обоснованного постановления по делу и в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлось основанием к возврату протокола.

С учетом того, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности, то допущенная неполнота нарушает право … на защиту и не позволяет сделать окончательные выводы по поводу квалификации его действий, то есть является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению, поскольку срок давности привлечения … к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, а за пределами этого срока вопрос о его виновности обсуждению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Белоярского районного суда Свердловской области от 22 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении … отменить, производство прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья: …

Из судебной практики (грубые нарушения при составлении протокола сотрудником ГИБДД):

РЕШЕНИЕ

2 февраля 2016 года г.Орск

Судья Советского районного суда г. Орска Оренбургской области … при секретаре …

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу … В.М. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска Оренбургской области мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении … В.М.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска Оренбургской области, мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, … В.М. признан виновным в совершении административного, предусмотренного ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере *** руб.

В жалобе, поданной в Советский районный суд г. Орска Оренбургской области, … В.М. просит отменить постановление мирового судьи, указав, на отсутствие доказательств нарушения им ПДД РФ при совершении маневра — обгон впереди идущего транспортного средства. В протоколе об административном правонарушении не указаны запрещающие или ограничивающие пункты ПДД, которые были им нарушены.

В судебное заседание … В.М. поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Выслушав … В.М, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что …ым В.М. в нарушении дорожного знака 5.6 «Конец дороги с односторонним движением», совершил выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, совершив с нее поворот налево. При этом водитель не принял во внимание, что на дорожное полотно нанесена разметка 1.5 » разделяющая транспортные потоки противоположных направлений на две полосы», не притормозил и не перестроился на свою полосу движения, продолжив движение по левой стороне, встречного направления, нарушив пункты 1.3, а также 11.4 ПДД, согласно которому запрещен обгон на мостах.

Обосновывая виновность … В.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, мировой судья сослался на собранные по делу доказательства: протокол об административном правонарушении, рапорт, схему места нарушения ПДД и видеозапись.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ событие административного правонарушения относится к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении должно быть указано событие административного правонарушения.

Частью 4 ст. 12.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Таким образом, диспозиция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает обязательное указание в качестве квалифицирующего признака на нарушение водителем нормы ПДД РФ, повлекшее выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 29 октября 2015 года … ВМ., управляя автомобилем *** государственный регистрационный знак ***, в нарушении п. 1.3 ПДД двигался по ул. ***, совершил выезд на полосу дороги предназначенной для встречного движения, совершил с нее поворот.

В протоколе об административном правонарушении указан п. 1.3 ПДД РФ, в силу которого участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Таким образом, норма п.1.3 ПДД РФ не содержит каких-либо ограничений или запрет выезда на полосу, предназначенную для встречного движения.

Изложив в протоколе об административном правонарушении обстоятельства совершенного …ым В.М. деяния, должностное лицо, тем не менее, не сделало указание на нарушение водителем нормы ПДД РФ, запрещающей выезд на полосу встречного движения, которое могло послужить основанием для квалификации его действий по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Подобное описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не соответствует диспозиции ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ и не позволяет квалифицировать действия … В.М. по указанной норме КоАП РФ, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Более того, подобное описание события правонарушения лишало … В.М. возможности знать, в чем он обвиняется.

Указанное обстоятельство является существенным недостатком протокола, наличие которого обязывало мирового судью в рамках подготовки дела к рассмотрению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вынести определение о возвращении данного протокола и других материалов дела составившему его должностному лицу.

Тем не менее, требования п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ мировым судьей выполнены не были, мировой судья принял дело к своему производству и вынес обжалуемое постановление, проигнорировав вышеуказанное нарушение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска от 10 декабря 2015 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении — прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Кроме этого, при составлении мотивированного постановления мировым судьей были нарушены требования ч.1 ст. 29.11 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 29.11 КоАП РФ, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Из материалов дела следует, что рассмотрение дела по существу состоялось 8 декабря 2015 года и мировым судьей объявлена резолютивная часть постановления (л.д. 24), мотивированное постановление изготовлено 10 декабря 2015 года (л.д. 26).

Однако в нарушении ч.1 ст. 29.11 КоАП РФ, мировым судьей дата составления постановления в полном объеме указана 8 декабря 2015 года — дата объявления постановления по окончании рассмотрения дела.

Устранить данное нарушение возможно путем внесения изменения в водную часть мотивированного постановления.

Руководствуясь ст. 30.6- ст. 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска Оренбургской области мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении … В.М. отменить.

Внести изменение в водную часть постановления, указав дату рассмотрения дела 10 декабря 2015 года.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья /подпись/ …

Протокол: используем недостатки

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд (ч. 6 ст. 210 АПК РФ) проверяет:

• законность и обоснованность решения;

• соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности;

• не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности;

• иные обстоятельства, имеющие значение для дела, — и устанавливает:

• наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;

• имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.

Причём основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении может стать существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

Что подразумевается под «существенным характером процессуальных нарушений»?

Это разъяснено в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10: существенный характер определяется исходя из последствий, вызванных нарушением, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Как правило, существенными считаются такие процедурные нарушения, как составление протокола в отсутствие представителя компании или без надлежащего уведомления о времени и месте его составления.

Это и понятно: такие нарушения лишают потенциального правонарушителя возможности реализовать свои права, предоставленные статьёй 25.1 КоАП, в частности:

• возражать и давать объяснения по поводу вменяемого правонарушения;

• представлять доказательства;

• заявлять ходатайства и отводы;

• пользоваться юридической помощью и т. д.

Также причиной для отмены постановления могут стать недостатки протокола, а также расхождения между сведениями протокола и постановления.

Так, существенным нарушением является составление протокола в отсутствие представителя компании,

в том числе если к участию в составлении протокола не был допущен представитель с надлежаще оформленной доверенностью. Закон даёт право участвовать в деле об административном правонарушении как законному представителю лица, в отношении которого ведётся производство об административном правонарушении (далее — проверяемое лицо) (учредителю, директору), так и представителю по доверенности, который пользуется такими же правами, как и законный представитель (ст. 25.5 КоАП РФ).

Часто представителям отказывают в участии в процедуре составления протокола, например, из-за того, что в доверенности не указано, в каком конкретно деле может участвовать представитель. Суды, как правило, признают такие отказы недопустимыми. Сам же отказ является существенным нарушением, поскольку протокол — это основное доказательство по делу, и недопущение представителя к участию в процедуре его составления означает лишение на-логоплательщика возможности реализовать свои права, предоставленные статьёй 25.1 КоАП РФ.

Закон чётко оговаривает, когда протокол может быть составлен при отсутствии представителя.

Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по данному делу, если:

• от этого лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо

• ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Таким образом, если уполномоченный орган получил от законного представителя компании ходатайство об отложении составления протокола, в котором указана причина, по которой он не может явиться во время, указанное в уведомлении административного органа, то уполномоченный орган обязан:

• рассмотреть ходатайство на предмет обоснованности;

• принять мотивированное определение о его удовлетворении либо об оставлении без удовлетворения.

Если ходатайство просто проигнорировали и протокол составлен в отсутствие законного представителя компании, то это повлечёт за собой отмену постановления о привлечении к административной ответственности (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.11 № 2297/11).

Следующее в рейтинге распространённых нарушений — неуведомление о дате, времени и месте составления протокола или же ненадлежащее уведомление.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). В отсутствие лица дело может быть рассмотрено в крайне редких случаях, чётко оговорённых в законе, — например, если имеются данные о надлежащем извещении данного лица о месте и времени рассмотрения дела.

Неуведомление о времени и месте рассмотрения дела — это существенное нарушение права привлекаемого лица на защиту.

Нарушением является составление протокола об административном правонарушении ранее даты, указанной в направленном извещении.

Уведомление считается ненадлежащим, если лицо получило его слишком поздно и не смогло своевременно явиться для участия в составлении протокола.

К примеру, получение уведомления непосредственно в день составления протокола — это существенное нарушение права проверяемого на защиту. Или за день, если лицо находится в другом городе и за один день обеспечить явку представителя не представляется возможным.

Несмотря на то что КоАП не оговаривает, каким образом должно быть направлено извещение, суды не принимают в качестве доказательства отправки уведомлений факсовые отчёты, если из них нельзя установить, кто принял факс и кому этот факс принадлежит. Если из отчёта можно установить эти сведения, то суд сочтёт его надлежащим уведомлением (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.06.09 по делу № А21-2449/2008).

Уведомление считается направленным, если извещение направлено по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Если уведомление было отправлено по другому адресу или в адресе допущена ошибка, по причине чего уведомление не было доставлено, то проверяемое лицо не считается надлежащим образом уведомленным.

Проверяемое лицо также не считается уведомленным, если уведомление получено неуполномоченным лицом. Уполномоченный орган обязан уведомлять законного представителя компании, т. е. руководителя или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Не является законным представителем лицо, действующее на основании доверенности, но многие суды считают уведомление такого представителя надлежащим уведомлением, если получение корреспонденции было оговорено в доверенности.

Не считается надлежащим уведомлением получение извещения сотрудниками, у которых нет такой доверенности.

Не следует оставлять без внимания недостатки, допущенные при составлении протокола. Например, составление протокола неуполномоченным лицом.

Протокол, составленный неуполномоченным лицом (например, к компетенции которого не относится составление протокола именно на этой территории), должен быть отменён даже в том случае, если постановление о привлечении к административной ответственности составило уполномоченное лицо (постановление Президиума ВАС РФ от07.06.11 № 901/11)

Протокол считается составленным с нарушениями, если в нём неверно указаны наименование и адрес проверяемого лица.

В протоколе должны указываться сведения об участнике административного производства (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), и отсутствие этих данных является существенным недостатком (п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.05 № 5).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Поэтому наличие в протоколе неправильных наименования и адреса (то есть отличных от содержащихся в ЕГРЮЛ) может стать причиной отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Бесспорным основанием для отмены как протокола, так и постановления является отсутствие в этих документах конкретной статьи КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за выявленное нарушение (ч. 2 ст. 28.2, п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Неуказание статьи или конкретной части статьи КоАП РФ является существенным нарушением.

Наконец, расхождения между протоколом и постановлением. Если в протоколе и в постановлении выявлены расхождения в описании правонарушения, то это может привести к тому, что событие административного правонарушения может быть признано неустановленным. Не меняет дела исправление данных ошибок и ссылки на то, что это не более чем опечатки. Кроме того, орган, вынесший постановление, не вправе исправлять опечатки после признания постановления незаконным. КоАП РФ не наделяет административные органы правом исправлять опечатки в постановлении по делу об административном правонарушении после признания его незаконным и отмены в установленном порядке (упомянутое постановление Президиума ВАС РФ № 901/11).

ВАЖНО:

Факт совершения административного правонарушения не вызывает сомнений? Ещё не всё потеряно. Можно попытаться оспорить постановление о привлечении к административной ответственности, используя нарушения при составлении протокола.

Неуведомление о времени и месте рассмотрения дела — это существенное нарушение права привлекаемого лица на защиту.

Наличие в протоколе неправильных наименования и адреса (то есть отличных от содержащихся в ЕГРЮЛ) может стать причиной отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Евгений КОРМАКОВ, адвокат

Добавить комментарий