Отношения регулируемые предпринимательским правом

В системе российского права отсутствует отрасль, специально рассчитанная на регулирование предпринимательской деятельности и складывающихся в связи с ее осуществлением общественных отношений. Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, гражданского, административного, трудового, финансового и т.д. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».

Таким образом, предпринимательское право – это совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Основная же роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Эти отношения иногда еще называют горизонтальными, т.е. отношениями, в основе которых лежит юридическое равенство сторон.

Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е. здесь доминирующий принцип – принцип власти и подчинения.

Гражданское право является основой частно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а административное – публично-правового.

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Комментарий эксперта:Гражданские правовые отношения — это весь спектр отношений, которые связаны с имущественными правами и осуществлением хозяйственной деятельности. Ст. 2 ГК РФ определяет положение участников оборота и указывает, что ими могут быть граждане РФ и других государств, юридические лица и государство

См. все связанные документы >>>

1. Статья имеет принципиальное значение, ибо определяет круг отношений, являющихся предметом гражданского права, сферу действия ГК и других актов гражданского законодательства, а тем самым и критерии разграничения гражданского и смежных отраслей российского права. Для определения предмета гражданского права в ст. 2 использованы два критерия: объект регулирования с указанием основных групп регулируемых отношений (п. п. 1 и 2) и метод регулирования (п. 1).

2. Основной массив отношений, регулируемых гражданским законодательством, составляют называемые в п. 1 имущественные отношения, т.е. такие, которые могут иметь денежную оценку. Это прежде всего рыночные отношения, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услуг, созданием и использованием интеллектуальной собственности.

При перечислении имущественных отношений как основного предмета гражданского права в п. 1 ст. 2 содержится дополнительное указание на метод их регулирования, который присущ гражданскому праву и основан на равенстве участников гражданских отношений, автономии их воли и имущественной самостоятельности. Это позволяет более ясно обозначить сферу имущественных отношений гражданского права (см. п. 8 коммент. к наст. ст.).

3. Вторым компонентом предмета гражданского права являются неимущественные отношения, подразделяемые в ст. 2 на две группы. В п. 1 названы связанные с имущественными личные неимущественные отношения, которые регулируются гражданским законодательством. Это в основном личные неимущественные отношения, которые сопутствуют имущественным правам на интеллектуальную собственность (права авторства, неприкосновенности творческого произведения и др.).

В п. 2 ст. 2 говорится о второй группе личных отношений: неотчуждаемых нематериальных благах, которые не регулируются, а защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих благ. Круг таких нематериальных благ и порядок их защиты определены в гл. 8 «Нематериальные блага и их защита».

Терминологическое различие в тексте ст. 2 ГК (в первом случае — регулирует, во втором — защищает) не следует считать принципиальным. Оно отражает то объективно существующее обстоятельство, что неотчуждаемые нематериальные блага с учетом их характера регламентируются правом не столь полно и детально, как личные неимущественные права. Однако в отношении такого неотчуждаемого блага, как имя, правовая регламентация в ГК является достаточно полной (ст. 19 ГК и коммент. к ней), и в этом случае различие между регулированием и защитой, которое вообще проводить непросто, утрачивается.

4. Даваемый в п. п. 1, 2 перечень отношений гражданского права, как имущественных, так и неимущественных, не является исчерпывающим, что соответствует правилам п. 1 ст. 8 ГК, согласно которой гражданские права и обязанности могут возникать также из оснований (сделок, действий), хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (см. коммент. к ст. 8 ГК).

5. В абз. 2 п. 1 ст. 2 названы участники (субъекты) гражданско-правовых отношений, каковыми могут быть только граждане, именуемые также физическими лицами (наименование гл. 3 ГК), юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители действуют на основании доверенности соответствующего юридического лица (см. п. 3 ст. 55 ГК и коммент. к ней).

6. В абз. 3 п. 1 ст. 2 в качестве одного из компонентов предмета гражданского права выделены отношения между предпринимателями и даны признаки таких отношений. Следовательно, общие положения гражданского законодательства полностью распространяют свое действие на отношения с участием предпринимателей. В условиях рынка для гражданско-правового механизма характерно единство регулирования. Вместе с тем в последующих нормах части первой ГК для некоторых предпринимательских отношений предусматриваются специальные правила, прежде всего о повышенной ответственности предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК).

Система специальных норм предусматривается в ГК и для некоторых других групп отношений гражданского права, например, с участием граждан, для которых вводятся некоторые льготные правила (см. ст. ст. 205, 318, п. 2 ст. 400 ГК).

7. В абз. 4 п. 1 ст. 2 содержится положение о применении правил гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Это норма международного частного права, которая должна действовать с учетом более полного регулирования в данной области, установленного законами Российской Федерации, а также заключенными Россией международными договорами.

В силу коллизионных норм российского права (в настоящее время раздел VII Основ ГЗ) отношения с участием иностранных физических и юридических лиц могут быть полностью или частично подчинены нормам не отечественного, а иностранного гражданского права.

8. Имущественные отношения различны и являются предметом не только гражданского, но и других отраслей права Российской Федерации. В п. 3 ст. 2 содержатся положения, исключающие из сферы гражданского права имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, основанные на властном подчинении, если иное не предусмотрено законодательством. Критерием разграничения является в данном случае метод регулирования, присущий разным отраслям права.

Исходя из правил п. 3 ст. 2 в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 разъяснено (п. 2), что в отношении сумм, необоснованно взысканных с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из бюджета этих сумм не подлежат применению правила о начислении процентов, содержащиеся в ст. 395 ГК (см. коммент. к ней). Но в таких случаях граждане и юридические лица могут предъявлять требования о возмещении убытков вследствие необоснованного взимания экономических (финансовых) санкций согласно ст. ст. 15 и 16 ГК (см. коммент. к ним).

Однако некоторые имущественные отношения финансового характера в силу прямых указаний ГК подчинены гражданскому законодательству. Примером является ст. 855 ГК об очередности списания денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции Государственная Дума дала по этому вопросу разъяснение от 11 октября 1996 г., согласно которому в случае противоречия норм налогового, финансового законодательства ст. 855 ГК применяются правила этой статьи ГК (СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4870).

9. Имущественные отношения нередко возникают между членами семьи (алиментные обязательства, сделки супругов и т.д.), что требует разграничения предмета гражданского и семейного права. Согласно ст. 4 Семейного кодекса к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Положения ст. 5 Семейного кодекса допускают применение гражданского законодательства также по аналогии.

10. В ст. 2 ГК нет правил применения норм гражданского законодательства к имущественным отношениям в сфере природопользования, которые регламентируются водным и лесным законодательством и законодательством о недрах.

Водный кодекс содержит указания о применении норм гражданского законодательства к отношениям по поводу обособленных водных объектов и воды, изъятой из водных объектов (ст. ст. 5, 45), при определении содержания права собственности на водные объекты (ст. 31).

Лесной кодекс предусматривает применение норм гражданского законодательства к некоторым группам лесных отношений (ст. 5), а также при совершении допускаемых лесным законодательством сделок (ст. 12), в отношении лесных сервитутов (ст. 21), при пользовании лесными участками (ст. 22), аренде участков лесного фонда (ст. 31), проведении лесных аукционов (ст. 44).

Закон о недрах в отличие от других законов о природопользовании не содержит указаний о применении к отношениям недропользования имущественного характера норм гражданского законодательства, хотя нередко обращается к понятиям гражданского права: право собственности, сделка, возмещение вреда. Следует считать возможным применение к таким отношениям норм гражданского законодательства ввиду их однородности. Иной подход создавал бы в этих случаях правовой вакуум и невозможность решения возникающих правовых вопросов.

1994 г. ознаменовался легальным включением предпринимательских отношений в предмет гражданского права (ст. 2 ГК), что все комментаторы ГК отмечают как его достоинство. Но определение таких отношений в кодексе отсутствует.

Характеристика предпринимательских отношений дается через раскрытие понятия предпринимательской деятельности в ч. Ill п. 1 ст. 2 ГК.

Во-первых, это самостоятельная деятельность.

В данном случае гражданское и налоговое законодательство приходят в противоречие. ГК допускает участие юридических лиц в предпринимательской деятельности путем создания новых юридических лиц или приобретения долей, паев, акций в существующем юридическом лице. Действия, совершенные от имени и в интересах третьего лица, порождают у этого третьего лица соответствующие права и обязанности. Налоговое законодательство участие в коммерческих юридических лицах, получение дивидендов и т. п. относит к «прочим доходам».

Представляется, что в законе и правоприменительной практике происходит смешение понятий «лично» — своими собственными силами, без чужой помощи, и «самостоятельно» — не находясь в подчинении, в зависимости; независимо, свободно; обособленно от других; отдельно. Для определения предпринимательской деятельности значимо второе понятие, связанное к тому же с таким элементом метода гражданского права, как автономия воли.

Во-вторых, это деятельность, осуществляемая на свой риск.

В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» сформулировано определение страхового риска, которое можно применять по аналогии для уяснения сущности риска как такового: страховым риском является предполагаемое событие, обладающее признаками вероятности и случайности.

Ограничение предпринимательского риска — одна из целей создания юридических лиц. Наивысшего развития оно достигло в акционерных обществах, где акционеры и акционерные общества взаимно не несут ответственности по обязательствам друг друга, риск акционера ограничивается стоимостью его акций. Что касается иных субъектов права, то движение и фонды в защиту «обманутых акционеров» способствуют не столько защите прав, сколько настроению иждивенчества и безответственности за собственные действия.

В-третьих, это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Прибшь формируется из доходов, получаемых в результате хозяйственной деятельности после покрытия всех расходов. Прибыль, остающаяся после уплаты налогов и других отчислений в бюджет, представляет собой балансовую прибыль. Действия, связанные с разовым извлечением прибыли, а также деятельность, приводящая к получению случайных, разовых доходов, несистематической прибыли, в качестве побочных, разовых заработков, нельзя рассматривать как предпринимательство. Отсюда вытекает принципиально иное правовое регулирование отношений между субъектами, отсутствие ответственности за занятие предпринимательской деятельностью без соответствующей регистрации. Эта точка зрения нашла отражение в гражданском, налоговом и хозяйственном законодательстве.

При раскрытии понятия «систематичность» рекомендуем обратиться к п. 7 Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 15 октября 1982 г. «О порядке применения Указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 года «О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодательства” и от 15 октября 1982 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР”» и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 г. «О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодательства” и от 15 октября 1982 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР”». Хотя они посвящены вопросам других отраслей права, но позволяют сделать вывод о смежном характере понятий «систематичность», «повторность», «неоднократность». При этом квалификация действий в качестве систематических требует их совершения три раза и более за определенный период (в рамках определенных сроков).

В-четвертых, источниками систематического получения прибыли признается: а) пользование имуществом, б) продажа товаров, в) выполнение работ, г) оказание услуг.

Легализация такого источника, как пользование имуществом, является принципиальной новеллой. Она не только снимает клеймо нетрудовых доходов, например, с использования личного автомобиля для перевозок за плату, но и принципиально решает такой важный вопрос, как природа дивидендов по акциям акционерных обществ, характеристика процентов по договорам банковского вклада и др.

Одновременно следует помнить, что перечисленные в ст. 2 ГК действия могут не носить систематический характер, не давать прибыль (и даже вообще — за исключением продажи товаров — осуществляться безвозмездно), не осуществляться самостоятельно, на свой риск, т. е. необходимо наличие всех признаков предпринимательской деятельности.

В-пятых, для предпринимательской деятельности характерен специальный субъектный состав (лица, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве предпринимателей).

Помимо специальной процедуры государственной регистрации и специальных государственных органов, ее осуществляющих, следует иметь в виду, что предпринимательская деятельность, как любая социальная деятельность, может осуществляться на индивидуальной или коллективной основе.

Выбор индивидуальной или коллективной формы экономически и социально детерминирован (характером и уровнем развития орудий труда, общественного богатства и субъектом собственности).

Коллективная предпринимательская деятельность может осуществляться на договорной и статутной основе, т. е. без создания нового субъекта права или с созданием такового. Договорная основа подразумевает только договорные обязательства по совместной деятельности (например, Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»).

Государственной регистрации подлежат:

  • — единственная индивидуальная форма — индивидуальный предприниматель;
  • — такая разновидность форм коллективной статутной предпринимательской деятельности, как юридические лица.

К сожалению, перечисленные в ст. 2 ГК пять признаков не являются ни исключительными, ни достаточными для характеристики, что неоднократно отмечалось в литературе.

Например, в число «отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием» входит договор дарения между предпринимателями, однако это не предпринимательские отношения. В ГК отсутствует четко выстроенная система норм, регулирующих предпринимательские отношения (редкие исключения, например, ст. 310, 321 и 322). Не проработан статус предпринимателя. Нет системы предпринимательских договоров. Принципы регулирования предпринимательских отношений отличны от классических гражданско-правовых, но закреплены обрывочно и бессистемно.

Не способствует определенности и наличие смежных с предпринимательской деятельностью понятий, видов деятельности.

Статьи 8 и 34 Конституции РФ говорят об экономической деятельности.

Это же понятие используют, например, ГК (ст. 19), УК РФ (гл. 22), ОК 034-2007 (КПЕС 2002) — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, принят и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст.

В разд. 8 «Пояснения по используемым понятиям «Вид экономической деятельности” и «Отрасль экономики (народного хозяйства)”» классификатора «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг», утв. постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17, указано: «Экономическая деятельность, как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг».

В специальных словарях экономическую деятельность определяют как вид общеполезной (социальной) деятельности в сфере экономики в целях создания материальных и духовных благ, удовлетворения потребностей индивида, коллективов, общества в целом, при этом компенсация затрат производится за счет получаемого дохода.

Конституционный суд РФ неоднократно указывал на «возможность осуществления экономической деятельности в различных формах, что вытекает, в частности, из ее статьи 34, провозглашающей право каждого свободно использовать свои способности и имущество как для предпринимательской, так и для иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Путем толкования ст. 34 Конституции РФ («Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности») приходим к выводу, что предпринимательская деятельность есть разновидность экономической.

Иная экономическая деятельность, не относящаяся к предпринимательской, «представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов». К ней относят, например, трудовую деятельность, деятельность в так называемом личном хозяйстве, создание юридических лиц и участие в них (ст. 18, п. 2 ст. 26 ГК), в том числе участие в качестве акционера в акционерных обществах.

Некоторая путаница наблюдается в характеристике производственной и хозяйственной деятельности.

Толкование ст. 23, 861, 1061 ГК приводит к однозначному выводу: производственная деятельность является разновидностью хозяйственной.

В Приложении Б «Термины и их определения» к строительным нормам и правилам Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятым постановлением Госстроя РФ от 23 июля 2001 г. № 80 на основе уже утратившего силу закона, производственная деятельность определяется как совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство и оказание различных видов услуг.

В п. 5.33 «ГОСТ Р 52104-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта РФ от 3 июля 2003 г. № 235-ст, указано, что хозяйственная деятельность — это деятельность, осуществляемая в ходе производственной деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, независимо от формы собственности и от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер. Первая часть характеристики, противоречащая ГК, вызывает сомнения, а вторая (независимость от характера) согласуется, например, с трактовкой обычной хозяйственной деятельности в законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц и в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах”».

В п. 3.3.3 Руководства по экспертизе заявок на изобретения, введенного в действие приказом Роспатента от 25 июля 2011 г. № 87, ошибочно, на наш взгляд, ставится знак равенства между хозяйственной и экономической деятельностью.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и законодательство о бухгалтерском учете и отчетности оперируют понятием «финансово-хозяйственная деятельность».

Хозяйственная деятельность юридических лиц разделена на два вида:

  • — предпринимательская — коммерческих юридических лиц (п. 1 ст. 50 ГК) и
  • — приносящая доход — некоммерческих (п. 4 ст. 50 ГК).

Статья 50 ГК также поднимает вопрос о соотношении предпринимательской и коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность в узком смысле слова означает осуществление торговли. В широком смысле слова — это деятельность, которая в качестве основной своей цели ставит извлечение прибыли. Таким образом, понятие «коммерческая деятельность» уже, чем «предпринимательская деятельность», первое входит во второе, но второе не исчерпывается первым. Разделяющая их грань — в цели деятельности: «систематическое извлечение прибыли» характеризует предпринимательскую, а «основная цель — извлечение прибыли» — коммерческую деятельность.

В зависимости от вида и сферы деятельности в предпринимательской деятельности помимо торговой (например, договор поставки) выделяют финансовую (в первую очередь, банковские сделки, кредитный договор по фигуре кредитора исключительно, договор в сфере предпринимательской деятельности), страховую, на рынке ценных бумаг и т. д.

Для каждой разновидности установлен специальный правовой режим, помимо общегражданского законодательства отношения регулируются специальными источниками права.

2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

В системе российского права отсутствует отрасль, специально рассчитанная на регулирование предпринимательской деятельности и складывающихся в связи с ее осуществлением общественных отношений. Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, гражданского, административного, трудового, финансового и т.д. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».

Таким образом, предпринимательское право–это совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Особо важное значение в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Основная же роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Эти отношения иногда еще называют горизонтальными, т.е. отношениями, в основе которых лежит юридическое равенство сторон.

Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е. здесь доминирующий принцип – принцип власти и подчинения.

Гражданское право является основой частно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а административное – публично-правового.

2.2. Частно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Ведущая роль в механизме правового регулирования предпринимательства принадлежит нормам частного права, и в первую очередь гражданского. Совершенно очевидно, что предпринимательская деятельность по своей природе не терпит императивных, административно-командных методов воздействия. Управляемая подобными методами, производственная деятельность перестает быть свободной, инициативной, а экономика, утрачивая механизм саморегуляции, превращается в плановую. Поэтому диспозитивный метод, используемый гражданским правом, как нельзя более соответствует самому характеру предпринимательской деятельности.

Основными направлениями гражданско-правового регулирования в данной сфере являются:

— определение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

— регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, установление процедуры банкротства

— регулирование внутренних отношений в коммерческих организациях

— регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право)

— регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право)

— установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Наиболее важные гражданско-правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, сосредоточены в ГК РФ – основном законе, имеющем приоритет перед всеми другими нормативными актами, содержащими нормы гражданского права. К таким актам относятся: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня (министерств и ведомств). Поскольку гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права.

Наряду с нормативно-правовыми актами источниками гражданского права являются обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). В основном обычаи делового оборота применяются в таких сферах предпринимательства, как банковское и страховое дело, а также морские перевозки.

2.3. Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д.

Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:

— установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

— регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности

— антимонопольное регулирование

— регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации

— установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

2.3.1. Лицензирование

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права.

Основным нормативным актом в сфере лицензирования является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г.

Смысл лицензии заключается в том, что лицензирующие органы получаю возможность контролировать соблюдение лицензиатами установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии. При этом устанавливается срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в данный срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

2.3.2. Антимонопольное регулирование

Существует мнение, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается — ведь одним из краеугольных камней этой экономической системы является именно свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь показала несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.

Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями — появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, привлекающих сбережения граждан и т.д.

Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция — один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Противоположность конкуренции – монополия (от греч.продаю один), т.е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства — представляет опасность, которую трудно переоценить. Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данные меры составляют государственную антимонопольную политику и устанавливаютсяантимонопольным законодательством, относящимся к сфере административного права.

Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции (распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить вред другому предпринимателю, либо нанести ущерб его деловой репутации, введение потребителей в заблуждение относительно свойств и качества товара.)

К основным нормативно-правовым актам в сфере антимонопольного регулирования относятся: Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г., ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009г.

2.3.3. Стандартизация и сертификация

Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни и здоровья граждан, обеспечение их качества, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стандартизации и сертификации.

Стандартизация- деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Реализация на территории РФ продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, возможна только при наличии специального документа – сертификата соответствия.

Государственные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, при выявлении нарушений вправе принимать меры административного воздействия на нарушителя, включая наложение штрафов и запрещение реализации продукции.

Основным нормативным актом в данной сфере правового регулирования является ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г.

2.3.4. Иные направления публично-правового регулирования

Административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за правонарушения в сфере предпринимательства. КоАП РФ предусматривает административную ответственность как за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целом, так и за правонарушения в отдельных отраслях экономики.

Наиболее опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность налоговое законодательство. Оно хоть и не определяет прав и обязанностей в сфере предпринимательских отношений, но может воздействовать на них опосредованно – путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т.д.

Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и, выполняя свои собственные задачи, преследуют общую цель – создать условия для нормального функционирования рыночного механизма.

Любое государство заинтересовано в эффективном экономи­ческом развитии своей страны. При этом независимо от проводи­мой им экономической политики и применяемых методов управ­ления экономикой универсальным регулятором производствен­ных отношений всегда является право. Правовые нормы призваны регулировать лишь те общественные отношения, которые госу­дарство считает полезными для общества. Отношения обществен­но вредные право не регулирует, а только наказывает. В нашей стране предпринимательская деятельность поощрялась не всегда: в СССР она была запрещена государством, а занятие ею счита­лось преступлением и влекло за собой уголовную ответственность.

Для современной России предпринимательство — явление от­носительно новое. Отсчет его нынешней истории начинается с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декаб­ря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого момента появляются правовые нормы, регулирующие пред­принимательскую деятельность, начинает складываться и особая отрасль права — предпринимательское право.

Предпринимательское правокак отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе неком­мерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Общественные отношения, урегулированные нормами пред­принимательского права, и составляют предмет данной отрасли. Эти отношения делятся на три группы.

1. Предпринимательские отношения, т.е. отношения, возника­ющие в процессе осуществления предпринимательской деятель­ности.

2. Некоммерческие отношения, тесно связанные с предприни­мательскими. В частности, такие отношения складываются при

осуществлении деятельности организационно-имущественного характера (например, по созданию и прекращению коммерче­ских организаций), деятельности ряда некоммерческих органи­заций (учреждений, объединений и др.), деятельности товарных и фондовых бирж по организации торговли на соответствующем рынке.

3. Отношения, возникающие в процессе государственного регули­рования предпринимательства.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринима­тельскую деятельность или участвующими в ней, регулируются также нормами гражданского права. Прежде всего гражданское право регулирует имущественные отношения, т.е. отношения, которые связаны с принадлежностью имущества тому или иному лицу или возникают при обмене имуществом, предоставлении таких благ, ценность которых можно измерить в деньгах. Граждан­ским правом определяется также правовое положение индивиду­альных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Нормы гражданского и предпринимательского права могут предоставлять субъектам права возможность более или менее са­мостоятельно решать вопрос об объеме их прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный харак­тер, а могут и исчерпывающе определять объем субъективного права или обязанности субъектов предпринимательской деятель­ности (императивные нормы).

Ряд функций правового регулирования предпринимательской деятельности выполняют нормы административного права, кото­рые регламентируют порядок государственной регистрации субъек­тов предпринимательской деятельности, т. е. устанавливают про­цедуру приобретения ими статуса предпринимателя, порядок ли­цензирования отдельных видов предпринимательской деятельно­сти и т.д. Помимо регулирования отношений, нормально склады­вающихся и развивающихся в процессе осуществления предпри­нимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за совер­шение административных проступков в сфере предприниматель­ства. Наиболее же опасные правонарушения в области предпри­нимательства попадают в сферу действия уголовного права и вле­кут применение мер уголовной ответственности.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность фи­нансовое право, в частности налоговое. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отноше­ний, но может воздействовать на них опосредованно: путем уста­новления различных режимов налогообложения, налоговых ста­вок, льгот и т.д. Но сами отношения по налогообложению, регу-

лируемые финансовым правом, не являются производственны­ми, а следовательно, и предпринимательскими.

Следует также отметить и такую отрасль права, как трудовое право, нормы которого регулируют трудовые отношения, скла­дывающиеся между работниками и работодателями, которыми в ряде случаев являются субъекты предпринимательства.

Таким образом, в механизме правового регулирования обще­ственных отношений, связанных с осуществлением предприни­мательской деятельности, различные отрасли права взаимодей­ствуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные зада­чи, преследуют единую общую цель — создание необходимых ус­ловий для нормального экономического развития страны.

Добавить комментарий