Относительно определенные нормы права

Понятие применения норм права

Определение 1

Применение норм права заключается во властной деятельности органов государства и других органов, которые имеют на это соответствующие полномочия. Деятельность заключается в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесения по ним индивидуального решения, которое обязательно для адресатов.

Осуществление применения права происходит тогда, когда недостаточным является соблюдение, исполнение и использование права с целью полной реализации юридических норм. По этой причине появляется потребность вмешательства в данный процесс компетентного органа (должностного лица), которое наделено полномочиями в рамках, установленных законодателем.

Так, невозможно начать получать пенсию до тех пор, пока нет решения отделения пенсионного фонда. Невозможно и получить пособие по рождению ребенка (документ о получении материнского капитала), пока соответствующим образом не будет оформлена документация в органах социальной защиты.

Для применения права предусмотрено несколько особенностей. Во-первых, его производят органы государства, их должностные лица и прочие уполномоченные лица, что отражает то, что в качестве субъектов применения права чаще всего выступают государственные органы.

Только в исключительных ситуациях и при наличии воли государства полномочием применять некоторые нормативно-правовые акты наделяются общественные органы. Так, профсоюз может быть наделен правом использовать определенные нормы трудового законодательства.

Во-вторых, правоприменение обладает властным характером. Это говорит о том, что органы. осуществляющие его, имеют государственно-властные полномочия. По этой причине их решения являются обязательными для тех, на кого они направлены. Исполнение актов обеспечивает принудительная сила государства.

Отличительная черта применения права заключается также в том, что действия правоприменителя основаны исключительно на интересах граждан (объединений граждан). Можно сказать, что властный характер правоприменения характеризуется тем, что определенный правоприменитель, который наделен властью, с помощью вынесения правоприменительных актов, способен подтвердить наличие у граждан субъективных прав. Он способствует определенным образом их реализации, а также может осуществить восстановление нарушенного права. Для этой цели кроме властных полномочий в области принятия правоприменительных актов, один из компетентных органов (должностное лицо) может быть наделен правовыми инструментами воздействия на лиц или органы, в адрес которых должен использоваться соответствующий акт.

Пример 1

Например, для исполнения решения суда, представляющего собой правоприменительный акт, могут быть привлечены судебные приставы (исполнители). Это происходит в ситуации, когда акт не исполняется гражданином (организацией) добровольно.

Помимо этого, правоприменительные акты обязательны для субъектов, которые определенным образом имеют отношение к рассмотрению дела (эксперт, который должен обязательно явиться в суд; свидетели; предоставление для следствия банком документации на основании постановления о выемке).

Еще одна особенность заключается в индивидуальном характере правоприменительного акта. Он может быть вынесен только по конкретному юридическому делу.

Принципы правоприменения

Определение 2

Понятие «правоприменение» означает использование абстрактной правовой нормы в отношении конкретного случая, определенной жизненной ситуации в соответствующих условиях. Оно заключается в вынесении решения, которое обладает конкретным, определенным характером.

Любой правоприменительный акт рассчитан на одноразовое использование. Он может прекращает свое действие после того, как были реализованы конкретные права и обязанности.

Правоприменение характеризуется принятием индивидуального правового решения. В его процессе устанавливаются конкретные субъективные права, юридические обязанности, ответственность, наступающая за их нарушение. Например, президентский указ о помиловании или судебное решение о восстановлении на рабочем месте незаконно уволенного работника может быть вынесено только в адрес конкретного лица в рамках конкретного дела.

Правоприменение регламентируется с помощью процессуальных норм, определяющих порядок осуществления в рамках правоприменения тех или иных действий.

Особую роль подобный порядок играет при применении норм уголовного и административного права, что обеспечивает последовательное проведение законности, всестороннее и глубокое рассмотрение обстоятельств дела.

В состав принципов применения права можно включить:

  • законность,
  • объективность,
  • целесообразность,
  • социальную справедливость и обоснованность решений, которые принимаются в процессе правоприменения.

Принцип законности характеризуется строгим и неуклонным следованием государственных органов и должностных лиц закону в ходе осуществления правоприменительной деятельности.

Требование соблюдения законов представляет собой не только следование букве, но и духу применяемого закона. Органы, осуществляющие правоприменение, должны осуществлять действия только в пределах своей компетенции. Они должны стрим образом придерживаться порядка правоприменительной деятельности, установленного процессуальными нормами. Также органы выносят юридические акты, обладающие определенной формой (например, постановления, приговоры, протоколы и др.).

Объективность заключается в беспристрастности лица, которое осуществляет правоприменение. Решение может являться объективным только в случае, когда его вынесение было произведено на основе правовых норм с опорой на конкретные факты. Помимо этого, объективность правоприменения можно достичь с помощью установки порядка и определенной процедуры правоприменения.

Целесообразность также характерна для правоприменительной деятельности. Этот принцип состоит в необходимом учете конкретных условий использования тех или иных нормативных правовых актов. В этом процессе происходит выбор самого лучшего варианта реализации правовых требований в соответствующей ситуации. Отметим, что целесообразность не может быть противопоставлена законности решений. Правоприменитель способен выбрать самое целесообразное решение лишь в законно определенных рамках в случае, когда законодатель допускает несколько вариантов решения.

Определение 3

Принцип социальной справедливости — это деятельность правоприменительных органов, которая осуществляется в интересах не только физических лиц и их объединений, но и в общественных интересах.

Его формулировка была дана еще Аристотелем, что произошло более 2000 лет назад. Аристотель писал, что добродетель государства отражается в том, что лица, принимающие участие в государственном управлении, обладают добродетелью. Самым главным при любом государственном строе является устроение дела таким образом, чтобы с помощью законов и остального распорядка ни одно должностное лицо не имело возможность наживаться.

В «Конституционном кодексе» И. Бентам называет данный принцип «совпадением интересов». Он считал, что добродетель в рамках государства должна быть выгодной и гражданам страны, главным образом должностным лицам. При этом учреждения должны быть устроены так, чтобы, при наличии стремления к собственному благу, правители не могли бы одновременно не служить общему благу.

Замечание 1

В рамках правового государства и правоприменения рассматриваемый принцип должен представлять собой непременной условие работы органов государственной власти и должностных лиц.

Обоснованность правоприменительной деятельности в качестве принципа характеризуется обнаружением, изучением и использованием всех материалов, которые имеют отношение к делу. Решение должно приниматься лишь на основе достоверной, проверенной, не подлежащий сомнению информации. Этот принцип является основой других принципов, а его нарушение при принятии правоприменительных актов может быть основой для отмены.

Функции правоприменения

Правоприменение тесным образом относится к выполнению 2 базовых функций: организационная и правоохранительная.

Первоначально применение права требуется для организации действий граждан и их объединений в ходе реализации предоставленных им субъективных прав или обязанностей. Здесь они сами не способны урегулировать данный процесс.

Наряду с организационной функцией, важная функция применения права заключается в обеспечении охраны и защиты прав и свобод граждан и юридических лиц в ходе и в результате правоприменения.

В качестве субъектов правоприменения выступают лица, имеющие специальные полномочия. При этом оно преследует разные цели, производится в процессуальной форме, которую установил закон. В качестве итога правоприменительной деятельности выступает акт применения права, который обладает обязательной силой для того, на кого он направлен.

В соответствии с данными признаками правоведы рассматривают несколько основных типов правоприменения:

  • Судебный тип правоприменения характеризуется тем, что в качестве субъекта применения права выступает суд, который не находится в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Ни один судья не должен быть лично заинтересован в решении, при этом заинтересованность проявляют остальные субъекты применения права. Судом рассматриваются дела в зависимости от подсудности, которая вытекает из характера дела. Работа суда строго регламентируется с помощью процессуальных кодексов и федерального законодательства. Применение заключается в определении правовых последствий, которые вытекают из установленных фактов и норм права. Для суда характерна минимальная свобода усмотрения и наличие индивидуального решения.
  • Для управленческого типа правоприменения характерно то, что субъект правоприменения находится в организационных (управленческих) отношениях с адресатом. Он имеет личный интерес в вынесении решения, что основано на его служебном положении. Компетенция правоприменителя опирается на место, служебное положение, а частично на характер дела. Решение представляет собой средство оперативного управления, при этом здесь значительной является свобода усмотрения. Решение можно отнести к одному субъекту или к группе лиц.
  • Административный тип правоприменения характеризуется тем, что субъект правоприменения не может находиться в служебных или организационных отношениях с адресатом, которым может быть гражданин или организация. Регулирование рассмотрения дела происходит с помощью законодательных и подзаконных актов (ведомственных инструкций). Решение может быть принято при наступлении конфликтов и споров, поступлении жалоб и заявлений, а также осуществлении других правонарушений. Свобода усмотрения рассматривается в соответствии с характером дела. Само решение предназначено для осуществления функций государства в отношении предприятий и физических лиц.

Замечание 2

Применение права — длящийся во времени процесс. Его регламентируют процессуальные нормы (например, уголовно-процессуальный кодекс или кодекс об административных правонарушениях).

Нормами предусматривается определенная последовательность юридически значимых действий, которые совершают субъекты применения права в ходе рассмотрения юридического дела. Нормы объединяются в относительно обособленные группы, называемые стадиями применения права.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Стадии применения права

Принято выделять несколько стадий процесса правоприменения:

  • установление фактических обстоятельств дела;
  • осуществление выбора и анализа правовых норм, которые подлежат использованию в конкретной ситуации;
  • вынесение решений по делам, включая их документальное оформление.

Некоторые исследователи предусматривают еще одну стадию применения в виде исполнения решения.

Данная стадия очень важна для завершения правоприменения, но с позиции теории права эта стадия также может состоять из нескольких этапов. Это обусловлено тем, что исполнение решений не всегда происходит в один момент.

Пример 2

Должник может уклоняться от уплаты долга даже после того, как вынесено решение суда. Здесь необходимо привлечь судебных приставов, которые помогут осуществить принудительное исполнение судебного решения. Они могут найти имущество должника и произвести опись или взыскание и др.

До исполнения решения суда стадии правоприменения могут быть пройдены неоднократно.

Первая стадия заключается в установлении фактических обстоятельств дела, которые представляют собой жизненные ситуации или происшествия, формирующие реальную основу для использования норм права. Здесь речь может идти об установке юридических фактов, которые играют роль в данном конкретном юридическом деле.

В частности, к таким юридическим фактам можно отнести:

  • лиц, которые совершили правонарушение;
  • обстоятельства, мотивы и инструменты совершения правонарушения;
  • стоимость участка, который подлежит оспариванию (характерно для гражданского права);
  • состав трудового спора, включая его участников (в рамках трудового права) и др.

Юридические факты, установление которых происходит на 1 стадии правоприменения, уже имели место в прошлом. По этой причине их подтверждение производят посредством доказательств, которые представляют собой факты, данные, установка которых необходима в соответствии с законодательством для того, чтобы определить истину по юридическому делу. Они обладают юридическим значением для определенного дела и могут быть представлены свидетельскими показаниями, документами, предметами и др. Так, виды доказательств в уголовном судопроизводстве перечисляются в 74 статье УПК РФ.

На этой стадии определяются фактические обстоятельства, приводящие в действие конкретные правовые нормы. Например, для использования нормы права, которая предусмотрена ч. 3 ст. 12.16 (Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением) КоАП РФ устанавливает несколько юридических фактов:

  • достижение субъектом, который совершил правонарушение, возраста, необходимого для привлечения к административной ответственности, включая степень его вменяемости;
  • возможность лица управлять транспортным средством;
  • наличие крайней необходимости при совершении правонарушения.

Только когда установлены перечисленные обстоятельства возможным становится использование данной нормы КоАП РФ. В этой ситуации, как и в большинстве других, выделяют еще несколько фактических обстоятельств, которые важно установить. Однако в ходе правоприменения нужно установить факты, с которыми в правовой норме будет связано наступление определенного юридического последствия. Процесс установки подобных фактов происходит в ходе доказывания.

Определение 4

Доказывание представляет собой работу в области обнаружения, сбора и фиксации доказательств, включая их анализ на предмет достаточности для установления истины по делу.

Для установления фактических обстоятельств дела должна соблюдаться законность и обоснованность, что достигается с помощью всестороннего и достаточно глубокого исследования событий, выявления их истинности, объективной достоверности и допустимости.

В ходе доказывания участие принимают многие субъекты, включая прокурора, следователей, судью, защитника, истеца и ответчика. Они обладают соответствующей компетенцией, благодаря чему вправе осуществлять поиск, сбор и представление доказательств. Основное значение в окончательной оценке полученных доказательств имеет правоприменительный орган.

В отношении доказательств предъявляется несколько требований:

  • полнота и всесторонность (при доказывании важно установить все обстоятельства, которые играют роль в деле);
  • относимость (принимаются и анализируются только те доказательства, которые имеют значение, они могут быть положены в основу решения, то есть имеют отношение к исследуемому обстоятельству);
  • допустимость (использование средств доказывания, которые определены процессуальным законодательством, они должны быть собраны без нарушения материального и процессуального права).

Доказательства могут выступать в качестве информации о фактах, так и в качестве самих фактов (например, совершение кражи). Также это могут быть источники информации о них (например, экспертное заключение). Для источников информации о фактах необходимы определенные процессуальные формы закрепления и удостоверения (например, экспертное заключение в обязательном порядке должно включать сведения о квалификации специалиста, подпись и печать экспертного учреждения).

на второй стадии происходит выбор и анализ юридических норм, которые будут применяться. их применению. Здесь важно решить вопрос, на основе какой правовой нормы будет решаться рассматриваемое дело. Это может быть правовая квалификация фактических обстоятельств дела, которая предполагает правовую оценку всех фактических обстоятельств дела с помощью соотнесения конкретного случая с соответствующими правовыми нормами.

Замечание 3

После того как найдена правовая норма, которая будет использоваться в конкретных условиях, необходимо осуществить ее анализ.

Правовую норму проверяют на предмет аутентичности, то есть происходит установка того, что она не отменена, не изменена и у нее нет дополнений. Она должна действовать именно в таком виде, в каком будет осуществлено ее применение.

Правовую норму подвергают толкованию, в ходе которого происходит установление ее точного смысла посредством использования всех необходимых методов толкования. Здесь же происходит проверка ее во времени, пространстве и по кругу лиц. Это значит, что в ходе применения нормы устанавливается:

  • действует ли она в то время, когда на ее основе необходимо решить конкретное дело;
  • действует ли норма на той территории, в рамках которой решается дело;
  • распространено ли ее действие на субъектов, в отношении которых ее будут применять.

На этой же стадии происходит разрешение коллизий (противоречий), которые могут возникнуть между правовыми нормами. Рассматривают несколько правил, используемых для разрешения коллизий:

  • в случае обнаружения противоречий между правовыми нормами, которые предусматривает федеральное законодательство и законодательство субъекта федерации, необходимо использовать федеральное законодательство;
  • в случае выявления коллизии между правовыми нормами, которые исходят от разных государственных органов, применению подлежит норма, которую принял вышестоящий орган;
  • в случае противоречия между нормами, которые приняты одним и тем же органом, но в разное время, применению подлежит норма, которую приняли позже;
  • при наступлении коллизии между общей и специальной нормой должна использоваться специальная норма.

Третий этап заключается в вынесении решения по конкретному юридическому делу, включая его документальное оформление. На ней правоприменитель должен принять окончательное решение по делу и оформить акт, который имеет письменную, документальную форму. Акт определяет права и обязанности лиц, в адрес которых он направлен.

Отметим, что часто процесс вынесения решения безальтернативен (например, когда статья закона предусматривает только одну санкцию за совершенное правонарушение). Но в большинстве случаев принятие решения представляет собой довольно сложный и альтернативный процесс.

Пример 3

Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа 1000 – 5000 рублей. В этом случае суд должен принять решение о размере штрафа. Здесь важно принять ко вниманию смягчающие и отягчающие обстоятельства, характеристики субъекта и другие условия.

На рассматриваемой стадии правоприменитель должен дать окончательную юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела. Здесь важно учесть все условия и обстоятельства, что должно быть отражено в правоприменительном акте.

Особенными считаются случаи, когда правоприменитель не смог определить правовую норму, на основе которой необходимо дать правовую оценку определенного действия (события). В этой ситуации говорят о наличии пробела в законе. Если такой обнаружен, то правоприменитель может действовать по-разному. 3 статья УК РФ решает такой вопрос следующим образом: «Применение уголовного закона по аналогии не допускается». Недопустимо использование по аналогии и административного законодательства, что говорит о том, что при отсутствии нормы права, которая квалифицирует соответствующие деяния, может приниматься решение об отказе в возбуждении дела.

Что касается гражданского законодательства, то оно допускает и признает проявление гражданских прав и обязанностей на основе общих начал и смысла гражданского законодательства. В таких случаях отказать в правосудии не считается возможным. Пробел преодолевается путем использования аналогии закона или права.

Аналогию закона используют, когда отношения сторон не урегулированы напрямую законодательством или соглашением сторон. Также это возможно для случаев, когда нет применимого к ним обычая делового оборота, но в правовом акте присутствует правовая норма, регулирующая аналогичные правоотношения. Эту норму и следует использовать.

Если невозможно использовать аналогию закона, то права и обязанности сторон могут быть определены на основе общих начал и смысла гражданского законодательства и требований, представляющих собой добросовестность, разумность и справедливость (использование аналогии права).

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Норма права — закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Норма права — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Все нормы права вместе составляют право (объективное право). То есть право, состоит из совокупности правовых норм. Правовая норма является своего рода клеточкой права. В общем виде, нормы права изучаются в рамках «Теории государства и права».

Совокупность норм, регулирующих определённый круг общественных отношений, составляет отрасль права (налоговое право, семейное право, гражданское право и т.д.). Внутри отраслей права нормы также группируются по правовым институтам (субинститутам).

Определение нормы права приведено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть» (п. 4):

«Норма права — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.»

Структура нормы права

Норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы (если), диспозиции (то следует) и санкции (иначе).

Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, на которых распространяется действие правовой нормы).

Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.

Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей правовой нормы.

Пример

Статья 83 НК РФ предусматривает: «Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Статья 116 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе.

Указанные выше правила, по сути, формулируют норму права:

Если в состав организации входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации (Гипотеза);

То они подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (Диспозиция);

К тем, кто не исполнил обязанность по постановке на налоговый учет, применяются санкции, предусмотренные статьей 116 НК РФ (Санкция).

Следует отметить, что на практике, правовые нормы далеко не всегда содержат в себе все три элемента. Многие нормы содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы).

Гипотеза

Существует несколько видов классификации гипотез:

— Простые и сложные;

— Абстрактные и казуистические.

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется правовая норма норма.

Пример

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий.

Пример

Статья 6 НК РФ предусматривает:

«Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

…»

В рассматриваемом случае, сложная гипотеза — Если нормативно правовой акт о налогах и сборах:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

Диспозиция – То:

«Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу»

Абстрактная гипотеза акцентирует внимание на их общих, родовых признаках, а не на частностях.

Пример

Пункт 1 статьи 3 НК РФ устанавливает – «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Абстрактная гипотеза – Если налоги и сборы установлены законно

Диспозиция – То, каждое лицо должно их уплачивать.

Казуистическая гипотеза акцентирует внимание на частностях.

Пример

Пункт 1 статьи 145 НК РФ устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Казуистическая гипотеза – Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Диспозиция – то, такие налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Диспозиция

Диспозиция определяет само правило поведения.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных и них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. При этом используются слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в части 2 статьи 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону».

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. При этом используются слова «обязан», «должен», «подлежит». Например, диспозиция нормы, закрепленной в статье 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). При этом используются слова: «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Например, диспозиция нормы, закрепленной в части 5 статьи 13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Санкция

В санкции нормы определены неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Пример

Санкция п. 1 ст. 116 НК РФ:

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Относительно-определенные санкции устанавливают интервал мер государственного воздействия на правонарушителя. К таким санкциям относятся нормы уголовного права, выраженные формулировками: «наказывается лишением свободы на срок от… до… лет», «наказывается лишением свободы на срок до… лет».

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, многие санкции уголовно-правовых норм определяют: («наказывается лишением свободы на срок до… лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»).

Нормы права и нормативно-правовой акт

Норма права не обязательно совпадает с текстом нормативно-правового акта. На практике встречаются следующие ситуации:

— все три элемента логической структуры нормы права включаются в одну статью нормативного акта;

— в одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм;

— элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

— элементы нормы права указываются в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой — норма права прямо излагается в статье (нормы прямого действия);

2) бланкетный — норма права не содержит правила поведения, а отсылает к правилам, определяемым законодательством, государственными органами, общественными организациями, локальными актами. (подробнее: Бланкетные нормы права)

3) отсылочный — норма права не содержит правила поведения, а отсылает к правилу этого или иного нормативного правового акта (подробнее: Отсылочные нормы права).

Классификация норм права

Существуют множество классификаций норм права. Например, по отраслям права — нормы гражданского, уголовного, административного, финансового и т.д. права.

По форме установленного правила нормы подразделяют на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы — категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивные нормы характерны для публичного права. Например, п. 2 ст. 3 НК РФ определяет — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам права возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Диспозитивные нормы характерны частного и, в частности, для гражданского права. Например, п. 1 ст. 623 ГК РФ предусматривает – «Произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды».

Нормы права делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы устанавливают права и обязанности субъектов права.

Процессуальные нормы устанавливают правила реализации норм материального права.

Подробнее: Материальные и процессуальные нормы права

Нормы права подразделяют также на управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие.

Управомочивающие нормы — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Обязывающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Запрещающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

Пример

Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ) — упровомочивающая норма;

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. (п. 9 ст. 226 НК РФ) — запрещающая норма;

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ) — обязывающая норма.

Также выделяют «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

Дефинитивные нормы — содержат определения юридических понятий;

Декларативные нормы — содержат правовые принципы, цели и задачи;

Нормы-принципы — нормы права, которые содержат руководящие начала, принципы, которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования.

По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия — это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам с определенными условиями труда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, стихийное бедствие, обстановка военного времени и т.п.).

Локальные нормы действуют в пределах отдельной организации.

По функциям, нормы права делятся на:

Регулятивные нормы — нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Охранительные нормы — нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Коллизионные нормы — нормы права, которые устраняют возникающие противоречия между правовыми нормами.

Регулятивные нормы обычно состоят их гипотезы и диспозиции.

Охранительные нормы обычно состоят из диспозиции (указывает на правонарушение) и санкции.

И еще…

В учебнике «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 разъясняется:

«Свое непосредственное выражение развитое, исторически сложившееся право находит в общеобязательных правилах поведения классового общества – правовых нормах. Нормы права есть, таким образом, первичная исходная «клеточка» сложившегося юридического права. Они характеризуются тем, что официально устанавливаются (либо санкционируются) государством, носят общеобязательный характер, их исполнение в необходимых случаях поддерживается государственным принуждением.

Нормы права регулируют поведение людей. Этим они отличаются, например, от правил логики, грамматики, которые соблюдаются для правильного выражения мысли в письменной и устной речи. С помощью права нельзя также «предписать» человеку тот или иной образ социального мышления, идеологию, систему духовных ценностей. Общественное сознание, культурный уровень общества получают свое отражение в праве, определяют содержание правовых норм, их систему. Однако правовые нормы регулируют лишь поступки людей, их поведение, в котором находят свое выражение те или иные идеи, оценки и т.д.

Правовые нормы регулируют, однако, не всякое, а социальное поведение людей, то есть их взаимоотношения между собой (коммуникативную деятельность) в процессе производства, в политической жизни, в управлении, в семейной жизни. Право не предписывает правил поведения технического, естественного характера: производственных приемов и действий по управлению машинами, приемов агротехники, по поддержанию здоровья и т.д. Это – правила взаимоотношений человека с природой, техникой, которые сами по себе не носят социального характера. Лишь в той мере, в какой технические правила затрагивают интересы людей (например, правила техники безопасности, бережного обращения с машинами, правила охраны здоровья людей, охраны природы), они приобретают социальный характер, а если они признаются и охраняются государством, то и правовой характер.»

Рубрики:

Норма права

Советуем прочитать

По теме «Норма права»

Диспозитивная норма — правовая норма, которая предписывает вариант поведения, но при этом предоставляет субъектам права возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Диспозитивные нормы характерны частного и, в частности, для гражданского права.

Императивные нормы — категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивные нормы характерны для публичного права.

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Норма права прямого действия — норма права, которая прямо и исчерпывающе определяет условия ее действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности.

По теме «Право»

Дееспособность — способность участника правоотношения самостоятельно, своими действиями, приобретать и осуществлять юридические права, создавать для себя юридические обязанности.

Имущественные права — субъективные права участников правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а так же с материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.).

Общее право, Прецедентное право, Common law — система права, основанная на судебных прецедентах.

Право собственности — право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Правоотношение (Правовое отношение) — складывающаяся на основе правовых норм юридическая связь между субъектами права через их права и обязанности, осуществление которых обеспечивается государством.

Правопреемство — переход юридических прав и обязанностей от одного лица к другому лицу.

Правоспособность — способность участника правоотношения обладать субъективными правами и нести юридические обязанности.

Правосубъектность — способность участника правоотношения иметь и осуществлять непосредственно или через представителя юридические права и исполнять юридические обязанности.

Презумпция (юридическая презумпция) — предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.

Романо-германское право, Европейское континентальное право — система права, основанная правовых нормах законов (кодексов)

Субъекты права — участники правоотношений, наделенные по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя юридические права и исполнять юридические обязанности (т.е. правосубъектностью).

Толкование норм права (закона) — мыслительный процесс, уяснение (для себя) или разъяснение (для других) юридических предписаний, неполно или неудачно выраженных в нормативных актах, в целях их наиболее правильной реализации.

Юридический факт — обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Рекомендуемая литература

«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996

«Гражданское право: В 3 т.: Учебник» (под ред. С.А. Степанова) («Проспект», «Институт частного права», 2010)

Вопрос № 1. Социально-экономический строй первобытного общества.

Вопрос № 2. Принципы правотворчества и его основные стадии.

Вопрос № 3. Виды правомерного поведения.

Практическое задание № 1. Какой нормативный акт обладает высшей юридической силой на территории РБ?

1. Распоряжение директора предприятия.

2. Закон РБ.

3. Указ президента РБ.

4. Решение администрации.

Практическое задание № 2. На какие виды юридических норм по характеру содержания правил поведения (императивные, диспозитивные, рекомендательные) подразделяются приведённые действия граждан:

1. Оплата за проезд в метро.

2. Получение стипендии студентом.

3. Жёсткое обращение с животными.

4. Подача иска в суд потерпевшим.

5. Злоупотребление властью должностным лицом.

6. Покупка в магазине продуктов питания.

№ 1.) Современной наукой установлено, что государству предшествовал первобытнообщинный строй, существовавший сотни тысяч лет практически у всех народов мира. Социально-экономическая природа первобытного общества исследовалась с использованием данных археологии, этнографии и других наук, непосредственно изучающих это общество.

Экономической основой первобытного строя являлась коллективная собственность на средства производства, которая отвечала низкому уровню развития производительных сил. Экономическому строю первобытнообщинного строя соответствовали и определённые формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенные совместным добыванием пищи и необходимостью защиты от внешней среды (опасности).

Уже Homohabilis (человек умный), как полагают многие ученые, изготовлял примитивные орудия труда и охотился на разнообразных животных. Археологически эта эпоха представлена эолитами — каменными орудиями труда с острыми кромками случайной формы и универсального назначения.

Огромную роль в развитии человека сыграл огонь. Возникший естественным путём (от молнии) огонь затем постоянно поддерживался в течение сотен, а может и тысяч лет. В эпоху среднего палеолита человек изобрёл способ получения огня, который дал ему защиту от холода и диких зверей. употребление в пищу варёного мяса изменяло химический состав крови, улучшало работу мозга. Огонь сыграл важную роль и в изготовлении орудий труда, развитии способов первобытной охоты и рыболовства.

Первой социальной организаций было первобытное стадо. Примитивные орудия я труда заставляли людей добывать себе пищу сообща, сообща бороться против хищных животных. Древнейшие люди не знали индивидуального брака. Существовали неупорядочные, смешанные половые отношения — промискуитет. Все это вело к кровосмешению и в результате — к большей смерти. Постепенно в стаде формировались коллективы, основанные на кровном родстве, что способствовало выработке экономических и социальных предпосылок для перехода к родовому строю.

В верхнем палеолите начинается расцвет кремниевой индустрии. Усиливается разделение труда между мужчинами и женщинами. Неандертальский человек сменяется так называемым Homosapiens-человек разумный. Появилась экзогамия-запрещение браков между родственниками. Так возник групповой брак, т.е. брак между братьями и сёстрами различных народов. Вместе с появлением экзогамии начинается деление стадной общины на две половины — женскую и мужскую, которые со временем образовали единый родственный и хозяйственный коллектив, один род. Родственные отношения устанавливаются по материнской линии (матриархат). Женщина — это продолжательница рода, занимается собирательством, выращиванием, что в отличие от охоты носит постоянный характер. Появляется личная собственность на стрелы, нож, топор, копье, одежду. Переход к патриархату обусловил прогресс в области изготовления орудий труда, открытием металлов (медь, бронза), развитием скотоводства. Родство устанавливается по мужской линии.

.Первоначальный и дочерние роды составляли братство, или фратрию. Несколько фратрий образовывали племя. Племена стали объединяться в союзы. Длительное существование союзов племён приводило к укреплению экономических связей между ними, что стало важным фактором в формировании народностей.

Анализ конкретно-исторических материалов даёт возможность сделать следующие выводы относительно социально-экономической системы первобытного общества.

Во-первых, господствующей формой собственности в условиях первобытного общества ,особенно на его ранних этапах, была коллективная собственность, а характер распределения и потребления-«равнообеспечиваюющим».т.е. уравнительным.

Во-вторых, социальная система первобытного общества прошла путь от первобытного стада к родовой общине (материнской, затем отцовской) и закончилась образованием территориальной (соседской) общины с присущим ей групповым и парным браком.

№ 2.) Глобальность и исключительная важность правотворчества в жизни и деятельности общества на совершенном этапе его развития в условиях формирующегося правового государства предопределяет необходимость глубокого понимания природы данного процесса. Если на стадии правообразования правовые новации формируются под непосредственным воздействием обыденного правосознания, то правотворчество, прежде всего на научно-теоретическом и профессионально-юридическом правосознании.

Правотворчество — это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Правотворческая деятельность осуществляется на базе основополагающих принципов, выражающих руководящие идеи и организационные начала, которые определяют существо и общие направления этой деятельности. В теории права выделяются следующие наиболее важные принципы правотворчества в современных цивилизованных государствах.

-Демократизм. Суть этого принципа заключается в установлении и обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативных правовых актов любого уровня, в особенности законов.

-Гласность. Процедуры обсуждения и принятия законов должны быть гласными, а тексты принятых актов в полной мере доступными для восприятия и понимания населением и широко доводиться до всеобщего сведения.

-Законность. В соответствии с этим принципом нормативные правовые акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу.

-Научная обоснованность. Этот принцип предполагает глубокую научную проработку соответствия принимаемого акта назревшим потребностям развития общества, т.е. необходимости и обоснованности урегулирования правом определённых общественных отношений.

— Всесторонний учёт и обеспечение права и свобод личности. В демократических социальных правовых государствах учёт и обеспечение прав и свобод граждан объявляется их высшей целью. В этой связи признаётся приоритет общепризнанных принципов и норм международного права в сфере права человека и обеспечивается соответствие им внутреннего национального законодательства.

— Сочетание общегосударственных и региональных интересов. Этот принцип актуален, прежде всего, для государств с федеративным устройством. Он заключается в том, что правотворческие решения федеральных властей должны учитывать интересы регионального характера, отражать местные особенности.

Правотворческая деятельность представляет собой сложный и многогранный процесс, складывающийся из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий, которые в теории принято называть стадиями. Стадии процесса принятия подзаконных актов выделяются исходя из традиционно сложившейся логической последовательности осуществления этой деятельности. В обобщённом виде можно выделить следующие основные стадии правотворчества:

— принятие решения о подготовке проекта нормативного акта (эта стадия может включать и планирование);

— подготовка (разработка) проекта и его согласование;

— обсуждение и принятие нормативного акта;

-опубликование нормативного акта (или доведение его содержания до сведения адресатов другим способом, если он не публикуется) и введение его в действие;

Подготовка и принятие любого нормативного правового акта осуществляются в рамках этих стадий. Содержание каждой из них в значительной степени определяется особенностями нормативного акта, его видов, объёмом, сложностью, характером регулируемых отношений и т.д.

№ 3.) Правомерное поведение представляет собой общественное явление, полезное для общества, государства, организаций и граждан. Оно означает правомерное использование тех моральных, имущественных и иных ценностей, которые в состоянии удовлетворить соответствующие потребности участников общественных отношений и определённое использование которых лежит в основе интересов всего общества и каждого гражданина.

Виды правомерного поведения весьма разнообразны. Они могут определяться, как по объективным, так и по субъективным основаниям.

В зависимости от характера деяния правомерное поведение может выступать в виде любого позитивного действия, либо бездействия субъекта права, посредством которого реализуются его субъективные права и обязанности. Следовательно, правомерное поведение может быть как активным, так и пассивным. Правомерным при этом оно остаётся не только когда совпадает с желаниями субъекта права, но и когда не совпадает с ними, но совершается по его воле.

В зависимости от содержания правовых предписаний, реализуемых в правомерном поведении (запреты, обвязывания, дозволения), правомерное поведение может выступать в виде соблюдения, исполнения и использования, а также применения, если правовой нормой предусматривается государственно-властная деятельность.

В зависимости от формы реализации правомерное поведение может выступать в виде правоотношения или правового деяния, осуществляемого индивидуально, т.е. вне правоотношения.

Правомерное поведение может классифицироваться и по мотивам, побуждающим субъекта поступать правомерно. Во-первых, это может быть социально-активное поведение, основанное на глубокой убеждённости в необходимости и целесообразности следования правовым предписаниям. Во-вторых это может быть правомерное поведение, лишенное каких-либо особых идеологических, нравственных или иных оснований, кроме привычки поступать в соответствии с требованиями социальных норм, в данном случае — правовых. В-третьих, это может быть конформистское правомерное поведение, представляющее собой приспособление, подчинение своего поведения поведению определённой социальной группы или просто окружающих. В-четвёртых, это может быть правомерное поведение, основанное на страхе перед государственным принуждением или наказанием, предусмотренными правовыми нормами.

Во всех своих видах и при любых обстоятельствах правомерное поведение должно рассматриваться как положительное явление в правовой сфере, как благо для государства и общества. Тем не менее приоритетными были и остаются такие виды правомерного поведения, в основе которых лежит прочное правосознание.

Задача №1 . Ответ:2-Закон РБ.

Основной закон (Конституция РБ) — это приведённая в единую научную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облечённых наивысшей юридической силой, закрепляющих и регулирующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина.

Задача №2 . Ответ:

1. Оплата за проезд в метро – императивная

2. Получение стипендии студентом — поощрительная

3. Жестокое обращение с животными- запрещающая

4. Подача иска в суд потерпевшим — диспозитивная

5. Злоупотребление властью должностным лицом – запрещающая

6. Покупка в магазине продуктов питания — рекомендательная

Список используемой литературы:

2. Основы права: Учебник/ Под общ. ред, Шишко Г.Б.-Мн.: Амалфея,1998.-768 с.

3. Общая теория права: учеб. пособие для вузов/С.Г. Дробязко, В.С. Козлов.-2-е изд., исправл. и доп. -Минск: Амалфея,2007.-480 с.

5. Основы государства и права: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.-640 с.

6. Основы права: экспресс-курс/Е.А. Авраменко ; общ. ред. А.В. Щукина. -Минск: Современная школа,2008.-416 с.

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны.

Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6-25.9 КоАП РФ закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.н.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По форме выражения предписаний можно разграничить нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило, если это не предусмотрено в договоре. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить па позитивные, поощрительные и наказательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

Классификация норм права наглядно представлена на рис. 15.

Классификация норм права на виды производится по различным основаниям.

1. По отраслям права нормы права делятся на:

нормы конституционного права;

нормы административного права;

нормы уголовного права и т.п.

2. Выделяют также:

нормы материального права, которые определяют содержание прав и обязанностей;

процессуальные нормы права, которые регулируют порядок, процедуру реализации первой группы норм.

3. Как уже указывалось, нормы права могут быть:

позитивного регулирования;

правоохранительные.

4. По степени точности и определенности указанных в гипотезе фактических обстоятельств случая нормы права делятся на:

определенные;

относительно-определенные.

В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии).

В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность требования залогодержателя и стоимости заложенного имущества — ч. 2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора — ч. 2 ст. 450 ГК РФ).

5. По степени определенности диспозиций нормы права делятся на:

абсолютно-определенные;

относительно-определенные;

бланкетные.

Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Например, ст. 7 Закона о государственных пенсиях устанавливает, что пенсии не подлежат обложению налогами.

Нормы с относительно-определенной диспозицией, устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Примером такой нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Конкретное содержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.

6. По степени определенности санкций правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, делят на:

нормы с абсолютно-определенными санкциями. Они точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.);

нормы с относительно-определенными санкциями. Они допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например от трех до пяти лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией. Существуют также так называемые кумулятивные санкции, которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).

7. В правовой системе также выделяют:

нормы основного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;

нормы вспомогательного действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.

8. По действию в пространстве нормы делятся на:

нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму;

нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, территорию Чернобыльской катастрофы и т.д.).

9. По действию во времени различаются:

нормы постоянного действия;

временные, вступающие в действие автоматически или в определенный, указанный в акте срок;

нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.

10. По действию норм права по лицам они разделяются на:

общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц);

специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.);

исключительные, исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств);

нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).

11. Нормы права также делятся на:

управомочивающие, которые определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом;

обязывающие, которые возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения;

запрещающие, которые устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.

12. Наконец, в системе права выделяют:

диспозитивные нормы, под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч. 1 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Диспозитивные (восполнительные) нормы, характерны, в первую очередь, для гражданского права:

императивные (категорические) нормы, которые представляют собой повелительные, строго обязательные предписания.

Добавить комментарий