Отраслевые принципы права

Отраслевые — исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве и т. д.).

Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права.

  • в гражданском праве — принцип равенства сторон;

  • в уголовном праве — презумпция невиновности;

  • в трудовом праве — принцип свободы труда;

  • в земельном праве — принцип целевого характера использования земли;

  • в административном праве — принцип субординации.

Содержание

Общеправовые принципы права

Общеправовые принципы (распространяются на право в целом, на все отрасли права):

  • принципы законности;

  • юридического равенства граждан перед законом;

  • гуманизма;

  • единства прав и обязанностей;

  • социальной справедливости.

1. Демократизм — означает, что нормы права принимаются при участии широких слоев населения:

  • непосредственно (путем референдума);

  • через избираемых депутатов в законодательных органах;

  • опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий);

2. Социальная справедливость — означает, что все граждане имеют равные правовые возможности для достижения определенных результатов в той или иной сфере деятельности. Вместе с тем в отношении малообеспеченных (больных, пенсионеров, многодетных, сирот и др.) принимаются законы, позволяющие создать им достойный уровень жизни. Данный принцип означает также, что в случае нарушения установленных в обществе правил наступает соответствующая юридическая ответственность;

3. Единство прав и обязанностей — означает, ч то право как единое целое содержит в себе и права, и обязанности. Любое субъективное право может быть реализовано лишь при исполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения. Например, право на пенсию означает, что соответствующее должностное лицо службы социального страхования обязано решить данный вопрос по существу. Право на жизнь означает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов обязано принимать меры по защите и охране этого важнейшего человеческого блага, и это делается, в частности, посредством деятельности органов внутренних дел;

4. Законность — означает, что реализация права или обязанности основывается на строгом соблюдении установленной процедуры (например, право первоочередника на жилье предполагает предварительное оформление ордера на квартиру и других необходимых документов, а если первоочередник самовольно захватит квартиру, то будет за это отвечать, несмотря на наличие права на жилье; пресечение правонарушения в торговле на рынке без разрешения предполагает наложение административного взыскания, но никак, например, не применение огнестрельного оружия);

5. Гуманизм — означает, что право закрепляет идею человека как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения.

Например, даже с приговоренным к смертной казни надлежит обращаться с уважением его человеческого достоинства.

В юридической литературе в качестве самостоятельных обще- правовых принципов выделяются равноправие граждан, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину, равноправие рас и наций.

Представляется, однако, что все они отражают отдельные аспекты вышеуказанных основных общеотраслевых принципов.

Вопрос №6 часть первая

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

а) наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; б) разделение населения по территориальным единицам; в) суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; г) принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.); д) существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).

— общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого; 2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно «через население» в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества; 3) публичная власть. Государство — особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи; 4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем: а) универсальности — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны; б) прерогативе — возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти: в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.; 5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.); 6) обязательные сборы с граждан — налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.); 7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.

часть вторая

Соотношение государства и права

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права

различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета

государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как

продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.

Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической

литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном

отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила

политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.

Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к

понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле

естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы

естественного права, выводившие понятие государства из общественного

договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению,

вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных

на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода

праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право

возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое

государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в

определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в

то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет

столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает

право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной

и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не

могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи

между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает

право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в

обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально

важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего характера связи между государством и правом

позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного

подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же

время при данном подходе роль государства по отношению к праву не

нивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемого

широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен,

как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной:

государство не порождает право, не производит его, а является, с одной

стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством,

поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной

системе. Государство использует право в качестве средства управления

общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это

позволяет.

Принципы права — это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они закладываются в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, па основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Принципы права служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права (рис. 18.1).

Общеправовые принципы

Во-первых, это широкие социальные этико-правовые начала правового регулирования: демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др. Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений: например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др. Рассмотрим некоторые из этих принципов подробнее.

Рис. 18.1. Принципы права

  • 1. Социальная свобода. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип гарантирует социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности (Декларация нрав и свобод человека)’.
  • 2. Справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством, закрепленность в праве норм и принципов общечеловеческой морали.
  • 3. Юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедшее свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ. В соответствии с данной статьей все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  • 4. Гуманизм, означающий, что Конституция РФ и законы должны закреплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам.
  • 5. Демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы.
  • 6. Единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений — субъектов права — и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов.
  • 7. Федерализм, присущий только тем правовым системам, которые характерны для федеративных государств. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства: общефедеральная и региональная. Существует четкое распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
  • 8. Ответственность за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина служит ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности.
  • 9. Законность — система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется па всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
  • 10. Сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву.

К основным формам убеждения относятся: а) правовоспитательная работа; б) обсуждение законопроектов; в) обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Особенности принуждения заключаются в том, что, во-первых, это более жесткий метод воздействия права на субъектов; во-вторых, он является второстепенным применяемым методом; в-третьих, осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; в-четвертых, выступает как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Межотраслевые и отраслевые принципы права

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди такого рода принципов выделяют:

  • • принцип неотвратимости ответственности;
  • • принцип состязательности и гласности судопроизводства и др.

В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы. Принципы же, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

  • • в гражданском праве принцип равенства сторон в имущественных отношениях;
  • • в уголовном право — презумпция невиновности;
  • • в трудовом праве — принцип свободы труда, принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;
  • • в земельном праве — принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Хронологически правильна последовательность приоритетов бизнес-моделирования:

  • (Правильный ответ) программирование, тестирование, оценка адекватности
  • тестирование, программирование, оценка адекватности
  • оценка адекватности, программирование, тестирование

«Узким местом» ИТ-стратегии в бизнесе является:

  • географическая удаленность подразделений
  • малый штат
  • (Правильный ответ) время

Наибольшее влияние на использование ИТ в бизнесе оказывает:

  • (Правильный ответ) адаптивный стиль бизнеса
  • (Правильный ответ) виртуализация бизнеса
  • (Правильный ответ) сокращение длительности бизнес-процессов

Выберите продолжение фразы: ИТ-стратегия определяет, в основном,

  • ресурсы достижения целевого состояния
  • (Правильный ответ) процесс, способы достижения целевого состояния
  • спрос на продукт
  • потребительские качества конечного продукта

Хронологически правильна последовательность приоритетов принятия решения в бизнесе:

  • выдвижение критериев, сбор данных, принятие решения
  • принятие критериев, выдвижение сценариев, расчеты
  • (Правильный ответ) выдвижение критериев, имитационные расчеты, принятие решения

Бизнес-стратегия базируется на:

  • (Правильный ответ) изменениях во времени
  • (Правильный ответ) формирование целей и задач
  • (Правильный ответ) бизнес-решениях

Любая технология в своем технологическом развитии проходит последовательно этапы:

  • прорыв — просветление — ожидание — продуктивность
  • (Правильный ответ) прорыв – ожидание – просветление — продуктивность
  • продуктивность – прорыв – просветление – ожидание

Организация типа В (пo Gartner) – это организация:

  • класса безопасности В
  • пионер технологии
  • (Правильный ответ) допускающая определенный риск

На ИТ-бюджет оказывают наибольшее влияние:

  • (Правильный ответ) ИТ-архитектура
  • штат работников
  • объем реструктуризации

В технологическом развитии любой ИТ есть этапы:

  • верификация
  • (Правильный ответ) продуктивность
  • (Правильный ответ) ожидание

Стратегия процветания бизнеса ориентируется обычно на:

  • содержание менеджмента
  • рост фонда социального страхования
  • (Правильный ответ) интересы сотрудников

Организация типа С (пo Gartner) – это организация:

  • (Правильный ответ) принимающая новое, когда это полностью ясно
  • класса безопасности С
  • пионер технологии

Использование ИТ в организации имеет составляющую:

  • (Правильный ответ) спрос на услуги
  • спрос на работников
  • спрос на нишу рынка

Наиболее часто имеются следующие преимущества, связанные с наличием «Архитектуры предприятия»:

  • (Правильный ответ) наличие исчерпывающей, доступной информации
  • (Правильный ответ) наличие репозитария используемых технологий

Правильно утверждение:

  • общие соглашения внутри корпорации менее важны точности
  • (Правильный ответ) нет ни одного единственно правильного стандарта ИТ-архитектуры
  • есть только единственно правильный стандарт ИТ-архитектуры

Системное проектирование — это:

  • монодисциплинарный подход
  • (Правильный ответ) междисциплинарный подход
  • проектирование любой системы

Архитектура бывает двух основных типов:

  • системная и прикладная
  • реальная и виртуальная
  • (Правильный ответ) системная и программная

Целью управления ИТ бизнеса не является:

  • уменьшение скорости передачи сообщений
  • (Правильный ответ) увеличение степени сжатия сообщений
  • динамичность

Современный бизнес характерен всегда:

  • Р2Р
  • большим реинжинирингом бизнес – процессов
  • (Правильный ответ) высоким межфункциональным взаимодействием

Верно утверждение:

  • ИТ-архитектура всегда зависима от ИТ-службы
  • ИТ-архитектура независима от ИТ-персонала
  • (Правильный ответ) ИТ-архитектура не всегда зависима от ИТ-службы

Архитектура ИТ-семейство

  • (Правильный ответ) концепции и руководств
  • (Правильный ответ) интерфейсов
  • (Правильный ответ) шаблонов и стандартов
  • Знания = Архитектура информации + данные
  • Архитектура информации — знания
  • (Правильный ответ) Архитектура информации — данные, информация и знания

На «владельцев» бизнес — процессов ориентирован уровень архитектуры:

  • контекста
  • (Правильный ответ) концептуальный
  • логический

На вопрос: «С помощью каких технологий можно построить решение?» отвечают на уровне архитектуры:

  • логическом
  • (Правильный ответ) физическом
  • концептуальном

Архитектура предприятия:

  • (Правильный ответ) полностью никогда не завершаема
  • всегда завершаема, но не всегда полно
  • полностью всегда завершена

Успешные методики описания Архитектуры предприятия используют обычно метод:

  • «ветвей и границ»
  • (Правильный ответ) «разделяй и властвуй»
  • рекурсии

На вопрос: «Каковы индустриальные ценности?» отвечает уровень:

  • логический
  • (Правильный ответ) контекста
  • физический

Правилен принцип: архитектура

  • (Правильный ответ) учитывает рынок
  • определяет рынок
  • не обязана учитывать рынок

Правилен принцип для любой ИТ-организации:

  • (Правильный ответ) иметь интегрированное управление
  • вести виртуальные расчеты
  • проводить пионерскую рекламу

Цели, задачи относятся к:

  • систематическому уровню
  • (Правильный ответ) стратегическому уровню
  • тактическому уровню

ИТ — архитектура относятся к:

  • тактическому уровню
  • (Правильный ответ) стратегическому уровню
  • оперативному уровню

Руководящие принципы относятся к:

  • (Правильный ответ) стратегическому уровню
  • промежуточному уровню
  • тактическому уровню

Процедуры относятся к:

  • уровню запросов
  • (Правильный ответ) тактическому уровню
  • стратегическому уровню

Примеры управления данными — обеспечение:

  • (Правильный ответ) доступности
  • связности
  • (Правильный ответ) управляемости

Правильны принципы:

  • архитектура неадаптивна
  • (Правильный ответ) бизнес-требования формирует архитектуру
  • (Правильный ответ) архитектура адаптивна

Вопросом во фрагменте: «выявление управляющих параметров >? ? >? управление траекторией системы» цикла управления предприятием помечен этап:

  • обработки и анализа информации
  • документирования
  • (Правильный ответ) определения ресурсов для управления

Цели, приоритеты в управлении информационной системой определяются:

  • актуальностью и входными параметрами
  • (Правильный ответ) стоимостью и актуальностью
  • стоимостью и типом системы
  • информация – пассив
  • (Правильный ответ) покомпонентной разработки
  • (Правильный ответ) информация — актив

Каталог прикладных систем всегда должен включать:

  • управляющую подсистему
  • (Правильный ответ) оценку для бизнес-приложений
  • оценку времени

Классификационным критерием является:

  • география
  • (Правильный ответ) транзакции
  • время

Эффективность ИТ определяется соотношением:

  • (Правильный ответ) цена/время реализации (ввода)
  • цена/объем поставки
  • эффект/затраты

Основная область архитектуры приложений:

  • интеграция рыночной структуры
  • разработка бизнес-планов
  • (Правильный ответ) разработка прикладных систем

Категорией оценки прикладных систем является:

  • время разработки
  • стоимость разработки
  • (Правильный ответ) консолидация
  • описание языка программирования
  • описание браузера
  • (Правильный ответ) список технологических компонентов
  • (Правильный ответ) дату обновления информации
  • список пользователей
  • форматы данных

Портфель прикладных систем включает всегда:

  • каталог поставщиков
  • депозитарий
  • (Правильный ответ) каталог приложений
  • область деятельности разработчика
  • подкаталоги
  • (Правильный ответ) область бизнес-приложений

Процесс перехода от текущего к будущему портфелю прикладных систем — это:

  • бизнес-план
  • план эвакуации
  • (Правильный ответ) план миграции

«Предприятие реального времени» — это предприятие:

  • минимизирующее численность сотрудников
  • (Правильный ответ) имеющее адекватные критерии управления
  • (Правильный ответ) обрабатывающие данные в режиме реального времени
  • логическом
  • (Правильный ответ) реализации
  • концептуальном

Область разработки прикладных систем определяет:

  • время выполнения
  • состав ИТ-менеджмента
  • (Правильный ответ) средства проектирования

Архитектуры по уровню различаются

  • (Правильный ответ) охватом
  • (Правильный ответ) масштабом
  • географией месторасположения

Портфель прикладных систем — это интегрированный набор:

  • (Правильный ответ) информационных систем
  • заказов на выпуск продукции
  • портфелей заказов

Реальное преимущество наличия адекватной ИТ-инфраструктуры:

  • (Правильный ответ) интегрируемость прикладных систем
  • декомпозируемость прикладных систем
  • агрегируемость
  • экономия на рекламе
  • (Правильный ответ) экономия на закупках
  • экономия на продажах

Основной характеристикой адаптивной системы является:

  • самозаключение
  • самоудаление
  • (Правильный ответ) самозащита

Основные идеи адаптивной инфраструктуры:

  • выделение ресурсов — автоматизированное
  • (Правильный ответ) выделение ресурсов — автоматическое
  • саморегулирование ресурсов

Уровни размещения инфраструктуры верно следуют друг за другом в варианте:

  • (Правильный ответ) публичная — технологическая — локальная
  • схема – информация – структура
  • локальная — публичная — технологическая
  • (Правильный ответ) самовосстановление
  • прерывание
  • ликвидация

Технология META Group выделяет различного типа доменов технологической архитектуры:

  • 3
  • (Правильный ответ) 2
  • 4

Ряд моделей: Garther, МЕТА Group, TOGAF лучше продолжить:

  • WindowsNT
  • Microsoft
  • (Правильный ответ) Giga Group

К методике ISO близок стандарт:

  • Ethernet
  • КОИ
  • (Правильный ответ) The Open Group

Верно «определение» архитектуры как:

  • (Правильный ответ) «правил» для руководства
  • руководящих «стандартов»
  • «исключений» из правил для руководства

Вторая строка таблицы Захмана соответствует:

  • (Правильный ответ) концептуальной модели
  • модели отношений
  • второму пользователю

К требованиям описания ИТ-архитектуры не относится:

  • высокий уровень детализации
  • динамика рассмотрения
  • (Правильный ответ) высокий уровень массового охвата

Основным правилом заполнения таблицы Захмана является независимость:

  • строк
  • столбцов
  • (Правильный ответ) клеток
  • Groler
  • B2B
  • (Правильный ответ) Zachman

Для описания конкретного решения используется шаблон:

  • (Правильный ответ) «Дизаин»
  • «Реклама»
  • «Презентация»

В домен управления системами NASCIO входит:

  • управление банками
  • (Правильный ответ) управление активами
  • управление пассивами

SAM — модель архитектуры

  • тактическая
  • (Правильный ответ) стратегическая
  • смешанная

  • обеспечение непрерывного тренинга
  • (Правильный ответ) обеспечение непрерывности бизнеса
  • расчет прибыли
  • (Правильный ответ) «Требования»
  • «Интерактив»
  • «Транзакция»

Домены NASCIO:

  • (Правильный ответ) информационное управление
  • (Правильный ответ) информационная безопасность
  • ГОСТ

Положительные стороны проектирования «сверху — вниз»:

  • (Правильный ответ) реализация малой численности
  • поддержка на всех уровнях
  • (Правильный ответ) технологичность

Отрицательные стороны проектирования «снизу — вверх»:

  • конкретность
  • связность
  • (Правильный ответ) необходимость наличия опыта

Оптимальный состав МЕТА — команды:

  • оптимизатор, реализатор, технолог
  • (Правильный ответ) стратег, проектировщик, тренер, советник, контролер
  • математик, экономист, технолог, проектировщик, эксперт

Наиболее возможные подходы организации процесса разработки архитектуры:

  • обычный, необычный, статус
  • обычный, сегментный, статус
  • (Правильный ответ) обычный, сегментный, статус-кво

Проект работы над созданием архитектуры обычно включает:

  • (Правильный ответ) разработку плана перехода
  • (Правильный ответ) выполнение плана
  • пересмотр плана

К организационным структурам управления и контроля архитектуры относится:

  • (Правильный ответ) разработчики архитектур отдельных доменов
  • разработчики отдельных интерфейсов
  • разработчики архитектур бизнес-проектов

Аспект стандартизации включает:

  • элемент спецификации
  • элементарный набор графических примитивов
  • (Правильный ответ) элемент архитектуры системы

Управляемый уровень организационной зрелости характеризует:

  • (Правильный ответ) обратная связь
  • мера Хартли
  • повторяемость операций

Повторяемый уровень организационной зрелости характеризует:

  • завершенность процесса
  • (Правильный ответ) набор базовых процессов
  • неповторяемость

Необходимо при проектировании архитектуры рассматривать промежутки времени:

  • прошлое, сегодняшнее, будущее
  • сегодня, завтра
  • (Правильный ответ) сегодня, ближайшее, перспектива

Стратегическое окно для «хорошей» архитектуры — это:

  • 10 месяцев
  • 20 месяцев
  • (Правильный ответ) 30 месяцев

Наиболее важным при управлении архитектурой является:

  • (Правильный ответ) осознание бизнес-стратегии
  • (Правильный ответ) изучение бизнес-стратегии
  • экономия средств

Возможны функции систем разработки архитектуры предприятия:

  • диверсификация
  • (Правильный ответ) кросс-ссылки
  • (Правильный ответ) организационные структуры
  • (Правильный ответ) комплектование группы разработчиков
  • (Правильный ответ) организационная работа группы разработчиков
  • шум в данных
  • (Правильный ответ) управление доступом
  • (Правильный ответ) сети и коммуникации
  • коммуникативные связи

На вопрос: «С помощью каких решений можно построить решение?» отвечают на уровне архитектуры:

  • (Правильный ответ) физическом
  • концептуальном
  • логическом

На вопрос: «Каковы общие принципы использования технологий ?» отвечает уровень:

  • логический
  • физический
  • (Правильный ответ) концептуальный
  • контекста

Когнитивная решетка Gartner состоит из осей:

  • (Правильный ответ) претенденты
  • (Правильный ответ) лидеры
  • мыслители

На вопрос: «Какой «фронт — офис» или «бэк — офис» будет использоваться?» отвечает уровень:

  • (Правильный ответ) концептуальный
  • логический
  • контекста
  • физический

По методике АДМ, процесс разработки включает фазы:

  • (Правильный ответ) разработка технологической архитектуры
  • (Правильный ответ) планирование перехода к новой системе
  • (Правильный ответ) разработка архитектуры приложений

Бюджет развития — это часть ИТ-бюджета:

  • (Правильный ответ) оставшаяся от обязательных затрат
  • вся обязательная часть затрат
  • затраты на зарплату
  • легкость проектирования
  • (Правильный ответ) ясность бизнес — потребностей
  • (Правильный ответ) ясность ситуации

Инвестиции в ИТ-инфраструктуру обычно:

  • небольшие
  • (Правильный ответ) крупные
  • средние

Принципом управления и контроля архитектуры предприятия является выполнение процедуры:

  • (Правильный ответ) легитимности разработчиков
  • (Правильный ответ) контроля технологической архитектуры
  • конфиденциальности состава разработчиков

Последовательность имен: планировщик, менеджер, архитектор, проектировщик, разработчик отражает в модели Захмана структуру:

  • матрицы
  • строки
  • (Правильный ответ) столбца

Вопросом во фрагменте: «выявление управляющих параметров ?? ? ?? управление траекторией системы» цикла управления предприятием помечен этап:

  • (Правильный ответ) определения ресурсов для управления
  • документирования
  • обработки и анализа информации

Принцип права – исходные определяющие идеи, начала в соответствии с которыми строится система права и которые лежат в основе её функционирования. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Классификация принципов права. Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права и т.д. ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевые изучаются отраслевыми юр-ми науками. Общеправовые принципы системы права – 1) принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах). 2) гуманизма. 3) принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.), 4) принцип равенства юр-их прав и обязанностей, 5) принцип единства прав и обязанностей. 6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». 7) Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». 8) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

Принцип права по разному проявляется в системе права, Одни формируются в виде спец-ых правовых норм, др-ие выр-ся в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

Отраслевые принципы права

Принципы права являются законодательно-закрепленным основополагающим началом, которое определяет сущность, содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.

Общие принципы права характерны для всей правой системы государства, а отраслевые присущи одной отрасли права.

Отраслевые принципы права являются исходными или основными положениями, которые определяют специфику отношений в той или иной отрасли права. Другими словами отраслевые принципы права являются основными принципами определенной отрасли права.

В теории права существует множество отраслей права. Одной из таких отраслей права является гражданское право.

Отраслевыми принципами гражданско-правового регулирования относятся следующие принципы:

— Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

— Принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений;

— Принцип неприкосновенности собственности;

— Принцип свободы договора;

— Принцип самостоятельности и инициативы в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав;

— Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота;

— Принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;

— Принцип всемерной охраны гражданских прав, включая возможность восстановления нарушенных прав и обеспечение их независимой от влияния сторон судебной защиты.

Принцип юридического равенства характеризует правовое положение или статус участников гражданских правоотношений. Они не имеют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, даже если в этом качестве выступает публично-правовое образование.

Принцип неприкосновенности любой формы собственности, означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принятому на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией.

Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.

Действие указанного принципа исключает возможности, как необоснованного присвоения чужого имущества, так и новых переделов собственности. Данный принцип призван гарантировать стабильность отношений собственности, составляющих базу имущественного оборота.

Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественно-гражданского оборота. В соответствии с ним субъекты гражданского права свободны в заключении договора, а также в выборе той или иной формы договорных связей. По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Участники правоотношений самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т. д. Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов гражданского оборота в достижении своих целей.

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав предполагает устранение всяких необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств, характеризующей свободу имущественного оборота. Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необходимые в общественно-публичных интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет монополизации рынка или недобросовестной конкуренции и т. п.

Принцип запрета злоупотребления правом можно считать общим изъятием из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Право всегда имеет определенные границы, как по содержанию, так и по способам осуществления предусмотренных им возможностей. Такие границы — неотъемлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право превращается в свою противоположность — произвол.

Принцип всемерной охраны и судебной защиты, гражданских прав в целом характеризует правоохранительную задачу гражданско-правового регулирования. В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов. Они могут прибегнуть как к их судебной защите, так и к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказывающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов. Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы.

Принцип недопустимости характеризует гражданское право как частное право. Он обращен, прежде всего, к публичной власти и ее органам, прямое; непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений — товаровладельцев-собственников допустимо теперь только в случаях; прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан.

Реализации требований этого принципа содействуют новые правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательства в гражданские правоотношения, а также о возможности признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменения при разрешении спора.

Добавить комментарий