Оценка арестованного имущества

Итак, суд состоялся, решение оглашено, исполнительный лист выдан, а что происходит дальше. Вы понимаете, что являетесь должником и за погашение долга вам придётся отдать своё имущество. Каким образом его оценить? Что именно будет входить в перечень имущества, подлежащего оценке? Как должен вести себя судебный пристав-исполнитель с Вами и Вашим имуществом? Давайте разберёмся по порядку.

В ряд исполнительных действий входит в обязательном порядке оценка имущества должника.

В Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено проведение оценки имущества должника в исполнительном производстве по рыночным ценам.

Что же такое рыночная цена арестованного имущества должника и как она определяется? Это цена, при определении которой имущество должника может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции. Определяется рыночная цена имущества в исполнительном производстве посредством её определения самим судебным приставом – исполнителем и/или путём привлечения квалифицированного оценщика.

Содержание

Возможно, ли произвести оценку арестованного имущества должника самим судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика?

Да, возможно. Только в этом случае оценке подлежит арестованное имущество стоимостью не более 30 000 рублей

С момента наложения ареста на имущество должника пристав-исполнитель собирает информацию, анализирует документы, производит экономические расчёты, где итогом является вынесение постановления об оценке имущества должника с определением рыночной стоимости самого имущества, необходимой для его реализации.

Что включает в себя сбор информации и анализ документов? Сбор информации по предоставленным документам – это определение судебным приставом-исполнителем подробной характеристики и комплектности имущества и его составных, само состояние имущества и его местонахождение.

Экономические расчёты производятся приставом во взаимосвязи с аналогичным имуществом, путём их мониторинга и сравнения на основании информации, публикуемой Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами и биржами о результатах реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями, а также сведения, предоставленные производителями товаров.

Результатом проведённого сравнительного анализа объекта оценки, с учётом корректировки стоимости имущества является постановление об оценке имущества с указанием всех сведений об имуществе должника.

Однако оценка, произведенная непосредственно судебным приставом-исполнителем может быть обжалована сторонами исполнительного производства или оспорена в судебном порядке. В ином случае, если стороны исполнительного производства не согласны с результатами оценки, проведённой судебным приставом – исполнителем, то для оценки привлекается оценщик на основании заключённого договора на оказание услуг по оценке арестованного имущества.

В каких случаях необходимо привлекать оценщика для оценки арестованного имущества должника?

В исполнительном производстве предусмотрен срок – один месяц, со дня обнаружения имущества должника, когда судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика, т.е. Законом предусмотренная именно обязанность уложиться в этот срок, а не право. Основания для привлечения оценщика предусмотрены статьёй 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В этом случае судебный пристав-исполнитель в акте о наложении ареста, с перечнем полной описи арестованного имущества, указывает примерную стоимость вещи и делает отметку о предварительном характере оценки. Далее пристав выносит постановление об участии специалиста в исполнительном производстве с включением сведений о лице, привлечённого для определения стоимости арестованного имущества и о предупреждении данного специалиста (оценщика) об установленной законодательством ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.

Для проведения оценки законодательством предусмотрен срок в 10 календарных дней, с получения документов и сведений, необходимых для проведения оценки, а в случае необходимости проведения осмотра — со дня осмотра объекта оценки.

Со дня получения отчёта оценщика законом установлен срок в три дня, в течение которого судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества, с указанием сведений о рыночной стоимости данного имущества, также судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, согласно нормам Федерального закона «Об исполнительном производстве».

На основании вышеизложенного в настоящей статье определены варианты оценки арестованного имущества должника, в целях его дальнейшей реализации в счёт погашения долга.

Требуется ли заключение дополнительного соглашения к государственному контракту на оказание услуг по оценке арестованного имущества, соответствует ли отчет об оценке арестованного имущества должника требованиям, установленным Федеральным стандартам оценки, на каком основании может быть произведена повторная оценка и причины истечения срока действия оценки имущества должника, надлежащим ли образом судебный пристав-исполнитель ознакомил стороны исполнительного производства с оценкой арестованного имущества, произведённой непосредственно судебным приставом.

В решении данных вопросов необходима консультация и помощь профессиональных юристов.

Что делать должнику, если он не согласен с результатами проведённой оценки или в исполнительном производстве процессуально нарушены его права.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Проконсультируем и поможем!

Как оценить имущество должника?

Чтобы определить начальную цену продажи активов на торгах, проводят оценку имущества должника. О том, как это происходит, и о том, почему цены на объекты могут падать намного ниже рыночных, читайте в статье.

Многие спрашивают у меня, кто устанавливает цены на аукционах и откуда берутся такие огромные скидки. Конечно, организаторы торгов не выдумывают цифры, а опираются на данные из отчетов оценщика.

Для чего оценивают имущество должника?

Если гражданина или юридическое лицо официально признают финансово несостоятельным, его имущество продадут на торгах, чтобы погасить хотя бы часть текущих долгов банкрота.

Всю прибыль от реализации активов разделят между кредиторами в порядке очередности, в зависимости от размера долга.

Понять смысл процедуры банкротства физических лиц и продажи имущества на торгах вам поможет эта статья.

Статья: «Банкротство физических лиц в 2020 году»

Чтобы продать активы должника с аукциона, необходимо понять, сколько они стоят и какую сумму можно выручить.

Стоимость объекта, установленная при проведении оценки имущества должника, станет стартовой ценой на лот на торгах.

Однако это вовсе не значит, что активы будут проданы по этой цене. На первичном и вторичном этапах аукционов цена может вырасти в ходе повышения ставок. На стадии публичного предложения стоимость объектов, наоборот, падает, иногда даже до 5-10% от начальной.

Чтобы вам было проще понять механизм продажи с торгов, рекомендую прочесть мою статью об этапах аукционов — там я расписываю нюансы каждой стадии реализации.

Статья: «3 этапа реализации лотов на торгах по банкротству»

Факторы оценки имущества банкрота

Процедуре оценки подлежит абсолютно все имущество, изъятое у банкрота: недвижимость, оборудование, транспорт, техника, ценные бумаги и другие активы.

В зависимости от типа имущества, при оценке учитывают различные факторы: характеристики объекта (площадь помещения, модель техники), его расположение, износ.

Чтобы установить цену на объект, оценщик может использовать одну или несколько методик, а также их совокупность.

  1. Оценщик анализирует рыночную стоимость аналогичных объектов в таком же состоянии и выводит средний показатель.
  2. Оценщик определяет размер затрат на восстановление или ремонт объекта.
  3. Оценщик рассчитывает приблизительную выгоду от эксплуатации такого объекта.

Если у должника сохранились чеки, акты о приобретении и иные платежные документы, они тоже учитываются при проведении экспертного анализа.

Кто может оценивать имущество должника

В делах о банкротстве у руля стоит конкурсный управляющий. Именно он должен найти эксперта-оценщика, определить сроки оценки имущества должника и взять на себя ответственность за результаты процедуры.

В обязанности управляющего входят следующие мероприятия по оценке:

  • поиск независимого лицензированного оценщика и заключение с ним договора;
  • учет всех требований кредиторов;
  • согласование результатов оценки с кредиторами;
  • подготовка итогового отчета и занесение его в реестр.

Есть категории людей, которых нельзя привлекать к оценке имущества. Этот факт регламентирован ФЗ №135 «Об оценочной деятельности» и обязательно должен быть учтен при назначении эксперта.

Если имущество должника не находится в залоге, а кредиторы не выдвигали обязательного требования о привлечении оценщика, то проводить процедуру может сам конкурсный управляющий.

Если стоимость имущества не более 300 000₽, то его оценку может провести судебный пристав в ходе исполнительного производства.

Этапы и сроки оценки

Независимо от того, кто проводит процедуру, ответственный специалист обязан соблюдать порядок оценки имущества должника.

Он включает несколько шагов:

  • сбор и анализ информации об объекте;
  • применение оптимальных способов оценки активов;
  • подведение итогов и составление детального отчета.

Отчет должен содержать информацию о стоимости объектов и факты, которые подтверждают достоверность установленных цен. Форма акта — бумажный документ, заверенный оценщиком, или файл, завизированный электронной подписью.

Когда активы попадут на торги, данные отчетов по оценке смогут увидеть потенциальные покупатели и узнать из них о состоянии выбранного объекта.

В отчете оценщика есть фотографии, данные о наложенных обременениях, сведения о ДТП и проведенных ремонтах. Если объект принадлежит организации, то все эти данные документально зафиксированы в виде смет и актов выполненных работ. Эта информация станет хорошим подспорьем в анализе ликвидности лотов.

На бесплатном мастер-классе мы рассказываем о том, как быстро распознать объекты, которые можно выгодно продать, даже если сразу они не бросаются в глаза…

Интересно?

Кликни по кнопке и запишись на бесплатный мастер-класс, чтобы узнать о 5 шагах Формулы Доктора Ватсона, как скупать автомобили, квартиры и дома на торгах по банкротству со скидкой 50 – 90%!

Сроки устанавливаются ответственными лицами — судебными приставами или конкурсными управляющими. Согласно закону № 229 «Об исполнительном производстве», важно направить имущество на оценку в течение месяца со дня его обнаружения.

Обжалование оценки

В статье 85 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» указано, что оценка активов, проведенная экспертами, может быть обжалована. Оспорить результат вправе любая сторона исполнительного производства.

Обжаловать оценку имущества должника можно в десятидневный срок, начиная с даты извещения об установленной стоимости имущества.

Для этого нужно подать в суд соответствующее заявление и предоставить факты, которые доказывают неправомерность действий оценщика.

При обжаловании оценки материальные расходы за повторную процедуру несет сторона, которая подавала заявление.

Выгодно ли сейчас работать в сфере торгов по банкротству?

В период кризиса многие сомневаются, стоит ли инвестировать в торги. Прежде чем я расскажу о выгодах и способах такого заработка, предлагаю вам посмотреть видео моего коллеги — эксперта в сфере взыскания дебиторской задолженности, купленной на торгах по банкротству, Вадима Куклина.

Как отразится текущая ситуация на будущем торгов по банкротству?

Итак, ясно одно — на фоне кризиса количество лотов на торгах будет только расти, а цены на них будут падать еще ниже.

Как вы можете этим воспользоваться?

Сейчас наша Академия готовит представителей новой профессии — «Агент торгов по банкротству».

Она особенно привлекательна тем, что вы можете начать зарабатывать без стартового капитала — искать на аукционах страны ликвидные лоты с большим дисконтом и покупать их для инвесторов за вознаграждение.

Чем дороже объект и выше ваша квалификация, тем больше ваш доход. С одной сделки наши студенты зарабатывают даже по 200 000₽.

Мы не упускаем из виду и другие пути заработка — пассивный доход от сдачи купленных объектов в аренду или прибыль от перепродажи активов. К тому же, вы можете сэкономить 50-70% на покупке автомобиля или дачи для себя.

Самое привлекательное в торгах то, что зарабатывать при желании может каждый, независимо от профессии, образования или возраста. Я и наши студенты — прямое доказательство этому.

Как находить ликвидные объекты с максимальной скидкой и зарабатывать

Чтобы находить ликвидные лоты и покупать их на торгах, не нужно быть экспертом. Достаточно немного знаний, ответственности и решительности.

Я и мои коллеги готовы помочь вам подготовиться к старту в новой сфере и начать зарабатывать от 100 000₽, не выходя из дома с помощью формулы Доктора Ватсона.

Вам интересно, что это за формула и как ею пользоваться? На бесплатной онлайн-встрече мы поговорим об этой методике и о том, как покупать на чужие средства ликвидные лоты с дисконтом до 90% и делать на этом неплохие деньги.

Что еще интересного будет на мастер-классе Академии?

  • примеры из практики студентов;
  • отборные стратегии для быстрого старта начинающих;
  • разбор нестандартных ситуаций в работе;
  • пошаговый план участия, который приводит к победе.

А еще на этом мероприятии мы расскажем о том, как стать агентом торгов по банкротству и стабильно зарабатывать без рисков и без начального капитала. Заполните форму регистрации и приходите за концентратом практических знаний!

Интересно?

Кликни по кнопке и запишись на бесплатный мастер-класс, чтобы узнать о 5 шагах Формулы Доктора Ватсона, как скупать автомобили, квартиры и дома на торгах по банкротству со скидкой 50 – 90%!

Взыскать с должника долги и удовлетворить требования взыскателей и кредиторов часто можно только через продажу его собственности. Судебные приставы прибегают к такой процедуре, если у должника нет иного дохода. Имущество может представлять собой различные вещи, материальные блага, недвижимость, транспортные средства, которые необходимо сначала оценить, чтобы потом реализовать. Для этого проводится процедура оценки собственности заемщика.

Информация Судебные приставы в процессе своей работы руководствуются своим основным нормативным актом: Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Статья 85 полностью посвящена процедуре оценки имущества должника. В ней предусмотрено, что провести процедуру может сам пристав, если объекты собственности могут быть оценены без специальных знаний, например, если это денежные средства, акции или инвестиционные паи. В остальных случаях её должен осуществить специалист.

В законе приведён перечень, в каких случаях должен быть привлечён оценщик. Пристав не может самостоятельно определить цену таких объектов, как:

  • недвижимость и имущественные права;
  • акции, доли в уставных капиталах;
  • драгоценности;
  • предметы роскоши, антиквариат, ценные картины, скульптуры;
  • коллекционные монеты и купюры;
  • уникальные предметы, представляющие ценность;
  • другие вещи, предварительная стоимость которых превышает 30 тысяч рублей.

К сведению К выбранному оценщику тоже предъявляются особые требования. Он должен быть лицом абсолютно не заинтересованным в исходе дела, а также обладать специальными знаниями, которые он может подтвердить документально. Такие специалисты руководствуются в своей работе Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Кроме основного нормативного акта регулируют их деятельность несколько Федеральных стандартов оценки (ФСО №1, №2 и т.д.), которые они должны неукоснительно соблюдать.

Должниками могут выступать не только физические и юридические лица, но и лица, признанные банкротами (индивидуальные предприниматели и организации). Тогда субъектами процесса выступает собрание кредиторов банкрота и назначенный арбитражный управляющий, открывающий конкурсное производство. В таких делах процедура оценки собственности должника с последующей его реализацией закреплена Федеральным законом № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Далее рассмотрим основы оценки имущества в исполнительном и конкурсном производстве.

Постановление

В процессе исполнительных действий пристав должен соответствующим образом оформлять все вынесенные решения. То же самое касается оценки собственности должника, она сопровождается оформлением постановления в ФССП. Оценить собственность может сам пристав или приглашённый специалист, имеющий знания в этой деятельности, в соответствии со статьями 61 и 85 закона «Об исполнительном производстве».

Если в результате исполнительных действий будут обнаружены объекты имущества должника, определение цены которых находится вне компетенции пристава, он обязан будет в месячный срок привлечь специалиста. Перед процедурой оценки пристав сначала должен наложить арест на эту собственность, описать её и определить предварительную стоимость. После того, как оценщик определит цену указанных вещей, пристав в трёхдневный срок должен сделать постановление об оценке, и разослать его копии в адрес сторон процесса на следующий день.

Если судебный исполнитель самостоятельно оценивает объекты, в постановлении он сначала приводит опись арестованной собственности должника с указанием её предварительной стоимости и общей стоимости без учёта НДС. Осуществляя процедуру, представитель ФССП должен руководствоваться собственными знаниями и опытом, а главное, действующими рыночными ценами на аналогичные товары.

Далее в постановлении указываются обстоятельства установления рыночных цен, какие данные были для этого использованы. После этого пристав определяет окончательную стоимость единицы каждого объекта и вычисляет итоговую величину стоимости в рублях.

Порядок оценки имущества должника

Кроме Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» специалист оценщик руководствуется ещё несколькими Федеральными стандартами оценки, которые были утверждены Приказами Минэкономразвития и торговли. Федеральный стандарт оценки (ФСО №1), регламентирующий требования проведения процедуры и её этапы, был введён в действие Приказом № 297 от 20 мая 2015 года.

В соответствии с принятыми стандартами оценка должна состоять из следующих действий:

  1. Заключается договор с заказчиком (службой судебных приставов). Договор должен обязательно содержать подробное задание.
  2. Подготавливается и анализируется вся необходимая информация, собираются документы.
  3. Выбираются подходы и методы расчётов;
  4. Согласуются полученные результаты процедуры (когда необходимо).
  5. Составляется отчёт и заключение оценки.

В зависимости от специфики объекта могут применяться два и более подхода для его оценивания. В этом случае специалист должен согласовать полученные предварительные результаты. Если они будут существенно различаться, проводится дополнительный анализ результатов для выявления причины различия, что также отражается потом в заключении. Применение итоговой стоимости такого объекта будет находиться в пределах, указанных оценщиком.

Требование о проведении оценки имущества должника

В соответствии со ст. 139 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» существует понятие требования о проведении оценки имущества должника. Его может выдвинуть один из кредиторов (конкурсный кредитор или уполномоченный орган) при определённых условиях.

К сведению Сторонами процесса в деле о банкротстве выступает собрание кредиторов и конкурсный управляющий. Кредиторы в соответствии с реестром своих требований образуют очерёдность, в порядке которой будут удовлетворяться их притязания. Среди кредиторов может быть лицо, требования которого составляют значительную долю, превышающую 2 % от общей доли долга. То есть задолженность банкрота перед этим кредитором должна быть одной из самых больших. Именно это лицо имеет полномочия направить требование о проведении оценки имущества должника в адрес арбитражного управляющего.

Такое требование должно быть выдвинуто в десятидневный срок после того как в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве появятся результаты инвентаризации собственности банкрота. После получения документа у конкурсного управляющего есть два месяца на то, чтобы привлечь оценщика и обеспечить проведение процедуры. Оплата услуг специалиста должна осуществляться за счёт средств от продажи имущества банкрота.

Оценка собственности в конкурсном производстве

Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом. Данная процедура призвана удовлетворить кредиторов соразмерно их требованиям. Оценка имущества должника в этом случае проходит в соответствии со ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Делами о банкротстве занимается Арбитражный суд. С того момента, как этот суд признает лицо банкротом, начинается конкурсное производство, и назначается арбитражный управляющий должника. В его обязанности входит:

  • поручить оценку имущества банкрота профессиональному оценщику;
  • включить отчёт оценщика в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • согласовать полученный отчёт с органом, уполномоченным на подготовку заключений по отчётам оценщиков, если банкротом является предприятие, четверть акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;
  • отчитаться перед кредиторами о своей деятельности.

После проведения оценки собственности банкрота собрание кредиторов назначает начальную цену продажи предприятия в соответствии с рыночной стоимостью, которую определил оценщик. Привлечение специалиста в делах о банкротстве не всегда является обязательным: кредиторы сами могут оценить конкурсную массу, если балансовая стоимость её на момент признания банкротства составляла менее 100 тысяч рублей.

Издержки, связанные с привлечением оценщика, покрываются за счёт имущества должника. При этом из числа кредиторов может быть добровольно выдвинуто лицо, которое заплатит специалисту за работу. Этот кредитор в последующем имеет право получить возмещение указанных расходов в первую очередь.

Издержки

Все расходы по исполнительному производству, которые можно обосновать по закону, должны совершаться за счёт средств должника. В соответствии со ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав либо сам оценивает имущество, либо привлекает специалиста, когда речь идёт об определённых объектах собственности.

Любая из сторон процесса может не согласиться с оценкой объектов, произведённой в ФССП, тогда и в этом случае требуется участие профессионального оценщика. При этом его услуги должна оплачивать несогласная сторона, то есть бремя расходов ложится на плечи того, кто оспаривает постановление пристава, будь то взыскатель или сам должник.

Однако в соответствии со ст. 117 закона «Об исполнительном производстве» предусматривается возмещение понесённых расходов, если они были обоснованы. Это значит, что если, например, взыскатель возразил против оценки, произведённой приставом, добился привлечения специалиста оценщика, и оплатил его услуги, он имеет право в дальнейшем подать на возмещение этой платы за счёт средств должника. Основанием для этого становится постановление, которое утверждает старший судебный пристав отдела или его заместитель.

Стороны процесса могут обжаловать не только постановление пристава, но и отчёт оценщика. Если при разбирательстве дела будет выявлены нарушения, допущенные приглашённым специалистом, то тогда судебные издержки можно будет взыскать с него. Заказчик процедуры в лице службы судебных приставов имеет право требовать с оценщика возмещения затрат в связи с некачественной работой.

Срок оценки имущества должника

Если у должника удалось обнаружить имущество, которое в соответствии со ст. 85 Закона № 229-ФЗ должно быть оценено специалистом в данной области, судебный пристав выбирает и назначает его в течение месяца. В данном случае ФССП выступает заказчиком оценочной процедуры, а оценщик – исполнителем. Между ними заключается государственный контракт, где оговариваются сроки предоставления услуги.

Информация В соответствии со ст. 15.2 ФЗ «Об оценочной деятельности» судебный пристав получит отчёт оценщика не позднее оговорённых в контракте сроков. После чего, руководствуясь п.п. 4 п. 3, пункта 6 ст. 85 закона «Об исполнительном производстве», он выносит в трёхдневный срок постановление об оценки имущества должника.

В этот же срок он должен известить взыскателя и должника об окончании процесса, отправив им копии отчёта оценщика. Копии постановления с результатами определения цены объекта пристав направляет сторонам не позднее суток после его вынесения.

Выбор оценщика имущества

Только судебный пристав может назначить специалиста оценщика, если того требуют обстоятельства. Он отражает свой выбор в постановлении. Это следует из ст. 61 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: привлечённый специалист не должен быть заинтересован в исходе дела, при этом он должен обладать специфическими знаниями и опытом в определённой области. Проведение оценки объектов собственности должно возлагаться на конкретное лицо с указанием его личных данных и квалификации.

Порядок отбора оценщиков происходит на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственный контракт заключается с тем специалистом, саморегулируемая организация которого выиграет конкурс.

В обязанности пристава не входит согласование кандидатуры оценщика с участниками дела. Он только должен поставить их в известность о том, кого он назначил проводить процедуру. Делается это путём направления копий принятого постановления в адреса взыскателя и должника.

Обязанности оценщика имущества

Выбранный приставом оценщик не может уклониться или отказаться от возложенных на него обязанностей, ему следует сразу явиться по вызову в ФССП. Он несёт за это персональную ответственность, о чём его ставит в известность судебный исполнитель, ведущий дело. Оценщик также отвечает за достоверность своего заключение, за правильность определения итоговой стоимости объекта.

В процессе работы специалист должен следовать нормам, закреплённым в Федеральном законе № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В обязанности оценщика собственности должника входит:

  • провести процедуру оценки надлежащим образом;
  • сообщать о невозможности участия в процессе в силу каких-то обстоятельств, например, конфликта интересов;
  • отвечать на заданные приставом вопросы, консультировать его, оказывать необходимую помощь в сфере своей компетенции;
  • обеспечить сохранность представленных ему документов;
  • оформить отчёт по итогам процедуры в соответствии с принятыми стандартами;
  • не разглашать информацию, ставшую ему известной в ходе работы, если она является конфиденциальной.

Работа специалиста не является безвозмездной. Его вознаграждение относится к расходам за совершение действий по исполнительному производству. При этом оценщик работает только с приставом, направляет ему свой отчёт. В его обязанности не входит извещать стороны об окончании процедуры оценки имущества и направлять им своё заключение. Это делает сам судебный исполнитель, который должен в трёхдневный срок после получения отправить его копии сторонам.

Отчёт

Результат своей работы оценщик отражает в отчёте. Это документ, на основе которого судебный пристав в дальнейшем делает постановление об оценке имущества должника. Нормативная база данного документа закреплена Приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 года №299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО №3)».

Среди требований к составлению документа выделяют следующие нормы:

  • стоимость объекта (рыночная или иная) должна быть достоверной, обоснованной профессиональным суждением специалиста;
  • при работе оценщик должен использовать только подтверждённую информацию, существенно влияющую на стоимость объекта, чтобы её можно было изложить однозначно;
  • допустимо оформлять документ не только на бумажном носителе, но и в электронной форме, подписанной электронной подписью;
  • отпечатанный на бумаге отчёт должен иметь нумерацию страниц, подпись и печать специалиста оценщика или его организации, а также прошивку с наклейкой с указанием количества прошитых и пронумерованных листов.

Отдельные объекты оценки могут подразумевать использование специальных форм отчётов.

Отчёт оценщика должен содержать следующие реквизиты и пункты:

  • дату и номер;
  • задание;
  • стандарты и допущения;
  • сведения о лице, заказавшем услугу;
  • общая и контактная информация о самом исполнителе, сведения об его членстве в организации оценщиков;
  • данные обо всех привлечённых в ходе процедуры специалистах;
  • описание объекта;
  • результаты оценки в виде итоговой величины стоимости с ограничениями и пределами её применения;
  • перечень документов, характеризующих качественные и количественные признаки объекта, которые были использованы специалистом.

К отчету могут прилагаться копии различных правоустанавливающих и подтверждающих документов, экспертных заключений или документов по технической инвентаризации объектов.

Обжалование оценки имущества должника

Закон предоставляет право любой стороне исполнительного производства обжаловать результат оценки собственности должника. Раньше такая возможность могла быть предоставлена только в том, случае, если процедуру произвёл судебный пристав самостоятельно. После получения копии постановления лица могут в десятидневный срок обжаловать стоимость имущества, если она, по их мнению, не соответствует рыночным ценам.

К сведению До того как в 2014 году не были внесены поправки в ст. 85 Закона № 229-ФЗ, не было возможности оспорить результат оценки, произведённой специалистом оценщиком. Только после вступления в силу Закона № 34-ФЗ от 12 марта 2014 года, в котором закреплялось обязательность принятия для пристава итоговой стоимости, установленной специалистом, стало возможным оспорить сам отчёт оценщика.

Таким образом, сторона исполнительного производства может обжаловать процесс двумя способами:

  1. Подать в суд иск о неправомерности стоимости, указанной в оценочном отчёте.
  2. Обжаловать постановление судебного пристава в судебном порядке.

Суд будет рассматривать претензии заявителя, и проверять правильность оценки вне зависимости от того, каким из этих способов он подал иск. В качестве заинтересованной стороны при оспаривании первым способом привлекается судебный пристав, для второго способа – сам оценщик. При этом истец может представить в суде основания для отвода этого специалиста, такие как, например, несоответствие квалификации или заинтересованность стороны.

К сведению Рассматривая дело об оспаривании стоимости собственности, суд обычно приостанавливает исполнительное производство по этому делу, либо выносит запрет на реализацию арестованных объектов. Для установления правомерности оценки может потребоваться проведение судебной экспертизы или назначение повторной оценки объектов с привлечением того специалиста, которого определит суд.

После того, как суд вынесет окончательное решение по результатам исковых производств об обжаловании оценки объектов собственности, ранее вынесенное постановление должно быть отменено старшим судебным приставом. На основании решения суда выносится новое постановление.

Утверждаю

Директор Федеральной службы

судебных приставов —

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

24 июля 2013 г. N 01-9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА

I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества (далее — методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об оценочной деятельности), Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>, Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)» (далее — ФСО N 1), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)» (далее — ФСО N 2), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» (далее — ФСО N 3), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.2. Методические рекомендации подготовлены с целью организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства.

1.3. Оценка имущества должника — одно из исполнительных действий, предшествующих реализации арестованного имущества, которым в значительной степени определяется результативность мер принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 85 Закона оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

недвижимого имущества (в том числе предприятия как имущественного комплекса, объектов незавершенного строительства, земельных участков либо их долей, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и т.д.);

ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

предметов, имеющих историческую и художественную ценность;

вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

Судебный пристав-исполнитель также привлекает оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.

II. Оценка арестованного имущества

судебным приставом-исполнителем

2.1. Судебным приставом-исполнителем производится оценка имущества, стоимость которого по предварительной оценке не превышает 30 тыс. рублей.

2.2. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

2.3. Стоимость арестованного имущества, по предварительной оценке не превышающая 30 тыс. рублей, устанавливается судебным приставом-исполнителем с учетом сложившихся в регионе цен на аналогичные товары. Итоговая стоимость выражается в валюте Российской Федерации (в рублях).

2.4. Проведение оценки судебным приставом-исполнителем включает следующие этапы:

сбор и анализ информации и документов, необходимых для проведения оценки;

осуществление необходимых расчетов;

определение итогового размера рыночной стоимости объекта оценки путем вынесения постановления об оценке имущества должника.

Сбор информации и документов, необходимых для проведения оценки, осуществляется судебным приставом-исполнителем с момента наложения ареста на имущество.

2.5. В акте о наложении ареста (описи имущества) следует подробно указывать:

характеристики каждой занесенной в акт вещи (наименование, производитель, марка, модель);

отличительные признаки вещи (серийный, инвентарный или иной номер, год выпуска);

сведения о комплектности вещи (наличие принадлежностей, технического паспорта (инструкции), талона на гарантийное обслуживание, сертификата или иного документа, подтверждающего соответствие вещи обязательным требованиям и стандартам);

техническое состояние вещи (нахождение вещи в употреблении, степень износа, качество функционирования, наличие дефектов).

Судебный пристав-исполнитель также может дополнительно затребовать у должника (иного лица) информацию о состоянии вещи, дате ее приобретения и сроках эксплуатации.

2.6. Определив характеристики арестованного имущества должника, судебный пристав-исполнитель принимает меры к поиску объекта-аналога, в отношении которого имеется информация о цене. Объектом-аналогом для оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (ФСО N 1).

2.7. Для поиска объекта-аналога можно использовать сведения, содержащиеся в общедоступных источниках, в том числе информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами и биржами о результатах реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями, а также сведения, предоставленные производителями товаров.

Отдел организации работы по реализации имущества должников территориального органа ФССП России (далее — отдел организации работы по реализации имущества должников), не реже одного раза в квартал проводит мониторинг цен на товары, оценку которых потенциально могут осуществлять судебные приставы-исполнители, информацию о результатах мониторинга направляет в подразделения судебных приставов.

2.8. Для установления стоимости объекта оценки судебный пристав-исполнитель использует сравнительный подход. Сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах (ФСО N 1).

Применяя сравнительный подход к оценке, судебный пристав-исполнитель:

выбирает единицы сравнения и проводит сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения;

осуществляет согласование результатов значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам.

В случае если объект оценки полностью идентичен объекту-аналогу по выбранным судебным приставом-исполнителем единицам сравнения, то за основу принимается стоимость, равная стоимости объекта-аналога.

Если объект оценки сравнивается с несколькими полностью идентичными объектами-аналогами, то рыночная стоимость определяется как среднее арифметическое значение рыночной стоимости объектов-аналогов.

2.9. В качестве единиц сравнения в первую очередь используются существенные единицы сравнения — категория (функциональное назначение) вещи и техническое состояние вещи. Сравнение объекта оценки с объектом-аналогом может осуществляться и по иным единицам сравнения.

При невозможности подобрать объект-аналог, полностью идентичный объекту оценки, подбирается объект-аналог, идентичный по существенным единицам сравнения.

При расхождении единиц сравнения расчетная стоимость объекта оценки понижается в соответствии со шкалой корректировки стоимости имущества (приложение N 1).

2.10. По результатам определения стоимости имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества, в мотивировочной части которого указывает сведения об имуществе, оценка которого производилась, его характеристики, обстоятельства определения рыночной стоимости, полученный результат.

При вынесении указанного постановления судебному приставу-исполнителю необходимо в соответствии со статьей 36 Закона учитывать общие сроки совершения исполнительных действий.

Копия постановления об оценке имущества не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется судебным приставом-исполнителем сторонам исполнительного производства.

2.11. Оценка, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с главой 18 Закона или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В случае несогласия сторон исполнительного производства с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем, судебный пристав-исполнитель для оценки арестованного имущества привлекает оценщика, с которым территориальным органом ФССП России заключен государственный контракт на оказание услуг по оценке арестованного имущества или договор на оказание услуг по оценке арестованного имущества.

2.12. При направлении заявки на реализацию арестованного имущества, оценку которого судебный пристав-исполнитель произвел самостоятельно, старшему судебному приставу и отделу организации работы по реализации имущества должников следует в течение двух рабочих дней проверить соблюдение требований Закона, в том числе надлежащее ознакомление сторон исполнительного производства с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем.

В случае обнаружения старшим судебным приставом или отделом организации работы по реализации имущества должников несоблюдения судебным приставом-исполнителем требований Закона необходимо указать причину, вернуть судебному приставу-исполнителю заявку в целях устранения выявленных недостатков в течение двух рабочих дней.

III. Оценка арестованного имущества оценщиком

3.1. В случае привлечения оценщика для оценки вещи или имущественного права судебный пристав-исполнитель в акте о наложении ареста (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки.

3.2. Отдел организации работы по реализации имущества должников с учетом заключенного государственного контракта на оказание услуг по оценке арестованного имущества закрепляет за структурными подразделениями территориального органа ФССП России специалистов-оценщиков.

3.3. Судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней с момента составления акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) выносит постановление об участии специалиста в исполнительном производстве и направляет его в отдел организации работы по реализации имущества должников.

Помимо установленных статьей 14 Закона требований к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя, в постановлении об участии специалиста в исполнительном производстве указываются:

сведения о лице, привлеченном для определения стоимости арестованного имущества (Ф.И.О. специалиста);

отметка о предупреждении специалиста об установленной законодательством ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.

3.4. Отдел организации работы по реализации имущества должников в течение трех рабочих дней осуществляет проверку постановления об участии специалиста в исполнительном производстве на соответствие требованиям статьи 85 Закона и направляет его оценщику.

Постановление об участии специалиста в исполнительном производстве отзывается в случаях приостановления исполнительного производства (исполнения судебного акта), прекращения и окончания исполнительного производства.

На основании постановления об участии специалиста в исполнительном производстве территориальный орган ФССП России в лице главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или его заместителя заключает с оценщиком дополнительное соглашение к государственному контракту на оказание услуг по оценке арестованного имущества. В дополнительном соглашении устанавливается объект оценки, стоимость услуг по оценке, порядок сдачи-приема работ.

3.5. Оценщик, получив постановление об участии специалиста в исполнительном производстве, проводит оценку арестованного имущества в срок не более 10 (десяти) календарных дней, исчисляемый со дня получения документов и сведений, необходимых для проведения оценки, а в случае необходимости проведения осмотра — со дня осмотра объекта оценки.

3.6. Оценщик уведомляет судебного пристава-исполнителя о дате и времени проведения оценки объекта оценки.

Судебный пристав-исполнитель предоставляет оценщику информацию и документы, необходимые для проведения оценки, способствует получению оценщиком информации и документации, получение которой невозможно (затруднительно).

На основании письменного запроса оценщика судебный пристав-исполнитель организовывает доступ оценщика к объектам оценки. По ходатайству оценщика в случае необходимости судебным приставом-исполнителем осуществляется сопровождение специалистов оценщика при осмотре объектов оценки.

3.7. Отдел организации работы по реализации имущества должников проверяет представленный оценщиком отчет об оценке объекта на соответствие требованиям к отчету об оценке, установленным ФСО N 3.

В случае наличия замечаний или возражений к отчету об оценке объекта отдел организации работы по реализации имущества либо судебный пристав-исполнитель подают в письменном виде замечания или возражения для доработки отчета об оценке. В случае соответствия отчета об оценке требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности, отдел организации работы по реализации имущества принимает отчет об оценке.

3.8. Отчет об оценке в течение трех рабочих дней с момента его подписания направляется отделом организации работы по реализации имущества должников в соответствующее подразделение судебных приставов.

В случае обнаружения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.9 КоАП РФ, должностное лицо территориального органа ФССП России, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, составляет протокол в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России от 04.06.2012 N 07-12.

При направлении на рассмотрение мировому судье протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.9 КоАП РФ, судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 38 Закона вправе по своей инициативе отложить исполнительные действия в части оценки имущества должника на срок не более десяти дней.

3.9. В течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, содержащее информацию о рыночной стоимости имущества, реквизитах отчета об оценке. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Не позднее трех дней со дня получения заключения оценщика по результатам отчета об оценке судебный пристав-исполнитель направляет его копию сторонам исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права, в котором разъясняется порядок и срок обжалования стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, направляет сторонам исполнительного производства его копии.

После вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий в порядке, установленном Законом.

3.10. Оценка, произведенная оценщиком, может быть рекомендована для совершения сделки в течение шести месяцев.

В случае истечения шестимесячного срока действия отчета об оценке судебный пристав-исполнитель в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлекает оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном статьей 85 Закона.

При этом отделу организации работы по реализации имущества должников следует производить учет случаев повторной оценки имущества должника, устанавливать причины истечения срока действия оценки имущества должника, в случае выявления нарушений Закона принимать в отношении лиц, допустивших необоснованное бездействие, соответствующие меры реагирования.

3.11. В случае оспаривания в судебном порядке заинтересованными лицами постановления о принятии результатов оценки (за исключением случаев оспаривания постановления по процессуальным основаниям), отчета об оценке, отдел организации работы по реализации имущества должников направляет такие отчеты, представленные оценщиком, в саморегулируемые организации оценщиков для проверки качества предоставляемых отчетов и соответствия их содержания требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае расторжения государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением оценочной организацией его условий, территориальный орган ФССП России направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обращение о включении недобросовестного оценщика в реестр недобросовестных поставщиков, по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

IV. Оспаривание постановлений судебных

приставов-исполнителей об оценке вещи или имущественного

права и (или) отчета об оценке

4.1. Абзац исключен. — Письмо ФССП России от 08.07.2014 N 0001/15.

При предъявлении в суд заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права и (или) отчета об оценке в связи с существенным занижением (завышением) стоимости арестованного имущества, нарушением методики проведения оценки и т.д., за исключением процессуальных нарушений, связанных с принятием оценки, судебный пристав-исполнитель подает (направляет) в суд, рассматривающий дело, ходатайства о замене ненадлежащего ответчика с судебного пристава-исполнителя на лицо, оказавшее услуги по оценке вещи или имущественного права, и о привлечении в судебное разбирательство в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, страховой организации, в которой застрахована ответственность оценочной организации (оценщика, индивидуального предпринимателя).

Абзацы третий — четвертый исключены. — Письмо ФССП России от 08.07.2014 N 0001/15.

4.2. В случае если по результатам судебного разбирательства постановление об оценке вещи или имущественного права признано судом незаконным (недействительным), подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России необходимо организовать работу по обжалованию в установленном порядке судебным приставом-исполнителем судебного акта, принятого не в пользу должностных лиц территориального органа ФССП России, во всех судебных инстанциях.

4.3. После вступления в законную силу судебного акта, которым постановление судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права признано незаконным (недействительным), подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России в целях проведения досудебной претензионной работы следует направлять в оценочную и страховую организации претензионное письмо с требованием возместить понесенные территориальным органом ФССП России убытки.

К претензионному письму прилагаются:

судебные акты о признании незаконным (недействительным) постановления об оценке вещи или имущественного права;

документы, подтверждающие расходы на проведение судебной экспертизы (в случае ее проведения), а также расходы на оценку арестованного имущества (оспоренной в судебном порядке и признанной незаконной (недействительной) и произведенной в связи с этим повторной оценкой арестованного имущества).

4.4. После принятия мер по досудебному урегулированию спора и в случае отказа оценочной и (или) страховой организации в досудебном порядке возместить указанные убытки (отсутствие ответа на претензионное письмо по истечении 30 дней с момента уведомления) соответствующему подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков к оценочной организации и к страховой организации.

V. Исковые заявления, вытекающие из деятельности,

связанной с проведением оценки арестованного

имущества должника

5.1. В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации в лице органа государственной власти, причинившего такой вред.

В случае предъявления искового заявления к территориальному органу ФССП России о взыскании убытков в связи с признанием незаконным (недействительным) постановления об оценке вещи или имущественного права подразделение правового обеспечения территориального органа ФССП России направляет (подает) в суд ходатайство о привлечении к участию в судебном разбирательстве в качестве ответчика ФССП России, оценочной организации, проводившей оценку арестованного имущества в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований.

5.2. В случае удовлетворения искового заявления и после вступления в законную силу судебного акта, которым с ФССП России взысканы убытки, подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует направить в оценочную и страховую организации претензионное письмо с требованием о возмещении убытков.

К претензионному письму прилагаются:

соответствующие судебные акты;

документы, подтверждающие наличие убытков, понесенных ФССП России (заверенные копии платежных поручений, подтверждающих оплату предъявленных к исполнению исполнительных документов).

5.3. После принятия мер по досудебному урегулированию спора и в случае отказа оценочной и (или) страховой организации в досудебном порядке возместить указанные убытки (отсутствие ответа на претензионное письмо по истечении 30 дней с момента его получения), соответствующему подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков к оценочной организации и к страховой организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 21.02.2012 N 12869/11, из смысла которого следует, что при неисполнении оценочной организацией обязанности по возмещению убытков, подтвержденных решениями судов, лицо, понесшее убытки, имеет возможность обратиться с требованием об их возмещении непосредственно к страховщику.

Управление организации

исполнительного производства

Добавить комментарий