Ответственное правительство в Англии

Буржуазная революция в Англии, её основные этапы

1. Конституционный этап: фактически начался с «Петиции о правах», которую король вынужден был утвердить 1628 г.

2. Первая гражданская война (1642-1646 гг.)

3. Вторая гражданская война (1646-1649 гг.)

4. Индепендентская республика (1649-1660), при личной диктатуре О. Кромвеля,

когда власть была сосредоточена в руках лорда-протектора(при том пожизненно) и Государственного совета(назначаемого этим самым лордом), мало чем отличалась от абсолютной монархии, но на поверку временем оказалась более слабой. После смерти диктатора, произошла реставрация Стюартов – восстановление монархии, но уже монархии в конституционном виде, которая утвердилась окончательно по свершению «Славной революции» в 1689 г.

Конституционные акты второй половины XVII века

Во второй половине XVII века были разработаны и приняты четыре важных закона, которые свидетельствуют о становлении конституционной монархии: Хабеас корпус акт (Акт для лучшего обеспечения свободы подданных для предупреждения заточения за морем), Билль о правах (Декларация о праве), Трёхгодичный акт (дополнительный), Акт об устроении (Закон о престолонаследии).

Хабеас корпус акт.

Закон о гарантии неприкосновенности граждан или закон Хабеас корпус акт, был принят парламентом 26 мая 1679 г., когда виги – представители буржуазии и среднего дворянства, имели большинство в парламенте. Во времена принятия этого закона, его непосредственное значение заключалось в том, что он служил гарантией неприкосновенности для членов вигского парламента и их приверженцев от преследования королевской власти. Однако, парламент сохранил право в случае народных волнений и военных действий, приостанавливать действие Хабеас корпус акт.

Согласно Хабеас корпус акт, любой арестованный лично, а равно как и через своих родственников или знакомых, мог обратиться в любой Высший суд Англии, для рассмотрения его дела. После этого согласно гл. II, арестованного или задержанного ответственные должностные лица должны были доставить в течение 3х дней лорду-канцлеру, лорду-хранителю печати Англии или к судьям. Суд мог вынести решение либо полностью снять обвинения с арестованного и освободить его, либо отдать на поруки, либо отпустить по залог, либо оставить под арестом. Освобождение под залог до суда в Англии практиковалось и ранее, однако, по Хабеас корпус акт, за неисполнение этого закона наказывались должностные лица – шерифы, тюремщики и даже судьи (отказавшиеся выдать приказ о Хабеас корпус), а именно — достаточно большому штрафу в размере до 500 фунтов стерлингов, в пользу обвиняемого. А при повторном нарушении должностное лицо признавалось недееспособным занимать исполняемую должность. Так же согласно гл. VI этого закона, заключенный освобожденный судом, впредь не мог преследоваться по этому же делу.

Под юрисдикцию этого правового закона не попадали лица, которые арестованы за государственную измену или тяжкое уголовное преступление (гл. VII), а также лица, арестованные за долги или другим гражданским делам (гл. VIII).

Что касается формулировки «предупреждения заточения за морем», то согласно гл.XII Хабеас корпус акт, «…ни один из подданных английского королевства не может быть сослан в заточение в Шотландию, Ирландию, Джерсей… или крепости за морями…».

Таким образом, Хабеас корпус акт урегулировал особую процедуру, цель которой заключалась в определении правового положения лица, находившегося под стражей до суда. До его издания, порядок обеспечения личной неприкосновенности арестованных лиц имел серьезные недостатки.

Билль о правах.

Хабеас корпус акт в свое время был утвержден королем Карлом II, при условии занятия престола Яковым II, но он открыто проводил антибуржуазную политику и был смещен. Новый король (Вильгельм Оранский, возведен на престол в 1689г.) и подписал «Декларацию о праве», где утверждалась верховенство парламента в области законодательства, а также и то, что политическая власть как и в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, соблюдающих интересы буржуазии.

Согласно этой декларации следовало:

— королевское повеление приостанавливать или отменять какие-либо законы, без согласия парламента – незаконно;

— взимание каких-либо податей или сборов в пользу короны без согласия парламента или иным порядком, чем установлено парламентом – незаконно;

— требование чрезмерных штрафов, залогов, наказаний – не допустимо;

— выборы в парламент должны быть свободными;

— свобода слова и прений в парламенте. Преследование за них – незаконно;

— набор и содержание постоянной армии в мирное время без согласия парламента

— незаконно;

— подданные могут безнаказанно обращаться к королю с ходатайствами;

— присяжные, решавшие судьбу человека в делах об измене – должны быть

свободными землевладельцами.

«Билль о правах» наделил парламент большими полномочиями в законодательстве. Хотя у короля оставалась в значительной части исполнительная и судебная власть.

Трёхгодичный акт.

Новый трёхгодичный акт принят в 1694 г., из которого следовало, что парламент должен созываться каждые три года и продолжительность его работы – три года. Из исключительного права короля – созыв и роспуск парламента – теперь это было

его обязанностью. Первый такой акт был принят еще 15 февраля 1641г. В нем указывалось, что «… до 10сентября ближайшего третьего года после конечного дня последнего собрания и заседания настоящего парламента…» парламент должен быть созван, в противном случае, лорд-канцлер или лорд-хранитель печати Англии, не дожидаясь указа короля, должны издать указ о созыве нового парламента. И ни один парламент не должен быть распущен или отсрочен в течение 50 дней, после времени, назначенного для его собрания.

Этими актами регламентировалось собрание парламента, каждые три года, вне воли короля. А так же, что парламент не может быть распущен иначе как по его собственной воле.

Акт об устроении.

Закон регламентировал процедуру и порядок наследования английского престола.

Данный документ был утвержден 1701 г., т.е. на рубеже веков, но лучше поставить его в перечень важных конституционных актов XVII века.

Акт дополнительно ограничивает власть короны – все указы, законы, издаваемые королем, должны быть утверждены подписью министра, отвечавшего за данное предложение. Такое положение стало называться министерской ответственностью.

Также согласно гл. II этого акта, «… лицо обладающее королевской властью, не может покинуть границы своих владений, без ведома на то парламента…».

Акт запрещал совмещать членство в парламенте с государственной должностью.

Но основное значение этого акта состоит в том, что судьи отныне назначались и отстранялись по решению парламента.

Этим актом вносится в английскую Конституцию идея разделения властей – судебную от исполнительной.

Сравнительная характеристика государственного строя при абсолютной монархии и конституционной монархии

Особенность английской абсолютной монархии в том, что наряду с сильной королевской властью существовал парламент, а так же развитое местное самоуправление, отсутствие централизации и бюрократизации государства. В Англии не было крупной постоянной армии, а большое значение имел морской флот, который соперничал с флотами Испании, Франции и Португалии. Высшие органы власти и управления в период абсолютной монархии был король, Тайный совет и парламент. Тайный совет состоял из: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя личной печати, лорда-адмирала и других. Судебные дела рассматривались Высокой комиссией и Звездной палатой. В компетенции Высокой комиссии находились дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, о еретиках. Любые три члена такой комиссии могли подвергать наказанию лиц, не посещавших церковь, пресекать ереси и смещать пасторов. Звёздные суды – это чрезвычайные суды и судебные советы в тех районах Англии, где часто нарушалось «общественное спокойствие» — Уэльс и северные графства. Звёздный суд подчинялся непосредственно Тайному совету и боролся против мятежников, разбойников и нарушителей общественного спокойствия на территории, где был создан.

Постоянная нужда в деньгах и противодействие парламента на ввод новых налогов, вынуждала королей на введение пошлин на ввозимые и вывозимые товары, а так же выдачу монополий – патента на торговлю лица или группы лиц теми или иными товарами с другими странами.

Начало революции в Англии фактически можно отметить с 1628 г., когда была выдвинута парламентом Петиция о праве. В ней в частности указывалось, что согласно Великой хартии вольностей, ни один английский подданный не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен земли и изгнан без судебного приговора. В ст.5 указывалось, что хартии также противоречат деятельность Звёздной палаты и Высокой комиссии, отмечая многочисленные случаи смертельных приговоров, выносимых судами, вопреки обычаям страны. Да и судопроизводство этих комиссий и палат носило инквизиционный характер с применением пыток.

Важной вехой конституционного развития революции был Долгий парламент, законами которого были ликвидированы окончательно Звёздная палата и Высокая комиссия. Был запрещен сбор каких-либо средств и финансовых мероприятий в пользу короны, без ведома парламента. Все принятые законы ограничивали королевскую власть, дополнительно укрепили позиции конституционной монархии.

Так же укрепили ее и рассмотренные выше законы.

В итоге произошедшей революции существенно изменилось государственное устройство. Простые подданные получили дополнительные права по закону Хабеас корпус акт. Парламент в итоге революционной борьбы, отвоевал свое право властвовать и самостоятельно принимать решения, ограничивая права и власть короля. Произошло разделение судебной и исполнительной власти.

Развитие конституционного направления в начале XVIII века

В начале XVIII века можно выделить в развитии конституционного направления – возвышение парламента, парламентские реформы и становление кабинета министров. Это особенно выражалось в том, что был принят «Семилетний акт» в 1716 г., т.е. полномочия парламента продлились до 7 лет. Тем самым сделало парламент более независимым не только от короля, но и от избирателей.

Парламент стал более независим не только от избирателей, так как с 1710 г. был издан закон, который установил, что избранными в парламент могут только те, у которых имелся достаточно большой годовой доход 500-300 фунтов стерлингов. Таким образом, нижняя палата парламента формировалась с достаточно обеспеченных лиц, и простолюдин избираться по закону, уже не мог. В верхней палате парламента (палата лордов) места распределялись по наследству, либо по должности или назначению королем.

Заседания парламента стали тайными, и за разглашение сути обсуждений, виновные лица наказывались. Был создан кабинет министров, заседания которого король мог не посещать. Исходя из министерской ответственности, а так же принципа «Король не может быть не прав», за подписанный документ ответственность нес министр. Хотя и такой принцип, дополнительно лишал монарха власти. В итоге деятельность кабинета министров стала контролироваться парламентом. В итоге кабинет министров пребывает у власти, пока находит поддержку большинства парламента.

Парламент поддерживает в большинстве кабинет министров, только в случае, когда меньше политических разногласий. Было сформулировано правило о том, что правительство должно формироваться парламентом, а не королем, исходя из большинства какой-либо партии в парламенте, то есть на партийной основе. В течении XVII века развивается еще одна роль парламента – финансовая. Устанавливается прямой контроль над всеми государственными финансами, и к концу XVIII века парламент становится полновластным хозяином. Конституционная монархия превратилась в парламентскую, когда существует ответственное правительство, формируемое из членов лидирующей партии, и выбранное большинством парламента.

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 41

Верхняя палата все еще состояла из лиц, получающих в ней места по наследству, по назначению короля и по должности. Нижняя палата — выборы от графств и городов. Засилью в Палате Общин аристократии способствовала старая избирательная система с разными «гнилыми местами» (малонаселенные избирательные округа в сельской местности, где депутатов фактически назначал собственник земли -лендлорд) + большинство депутатов избиралось от городов.

В XVIII в. появился и оформился Кабинет Министров. Сначала король просто приглашал министров для совещания к себе в кабинет. Затем из Тайного Совета выделилась коллегия из 5-7 членов, которым король поручал фактическое управление. Впоследствии она стала составляться из лиц, возглавлявших основные министерства, и превратилась в Правительство Его Величества.

Формально английский король мог назначать министров по своему усмотрению. Но уже в XVIII веке состав Кабинета Министров стал зависеть от соотношения сил партий в Парламенте.

Со временем стало обычаем, что Кабинет Министров составляется из членов победившей на выборах партии. Таким образом, король вынужден поручать формирование правительства лидеру этой партии.

За 45 лет правления Георга I и II Ганноверских англичане привыкли к тому, что король царствует, но не управляет. Вошло в обычай, что министры совещаются одни, без короля, а он должен делать так, как хочет Парламент. За 20 лет фактического правления влиятельного министра Роберта Уолполя выработался обычай, что один из министров был Первым, т.е. главою кабинета, сам подбирал других министров и они должны действовать в согласии с ним. Он также был первым министром, подавшим в отставку из-за недоверия к нему Палаты Общин.

Постепенно оформился принцип солидарной ответственности Кабинета Министров перед Парламентом, подкрепляемый правом Палаты Общин предавать любого министра суду. В XVIII в. король перестал использовать многие свои полномочия, и к этому привыкли. Он перестал пользоваться:

· правом «вето» на решение Парламента;

· правом объявлять войну и заключать мир; о правом помилования за политические преступления.

Суть современного правления в Англии — то же самое. Королева не вмешивается в работу Кабинета Министров, который формально ведет дела от ее имени. Но она может высказывать мнение при подборе главы правительства и членов Кабинета.

Глава английского Кабинета по вторникам получает аудиенцию у монарха. Раз в год королева открывает очередную сессию Парламента, выступая с речью от премьер-министра. Принимаемые Парламентом акты вступают в силу после их одобрения королевой, которое дается в устной форме на заседании Тайного Совета (это совещательный орган, назначаемый королем в составе 350-370 членов. Кворум сессии — 3 человека).

Все уголовные дела возбуждаются и ведутся от имени королевы. Указом королевы, по представлению главы правительства присваиваются государственные награды. Она — главнокомандующий Британскими Вооруженными Силами. Ее подписью оформляется назначение всех высших должностных лиц в армии, флоте и ВВС.

44. Реставрация Стюартов. Habeas Corpus Act 1679г. Его содержание и значение

Лордом-протектором стал сын Кромвеля Ричард. Уже в 1659 году он был вынужден отречься от этого титула, так как не обладал ни политическими, ни военными способностями, ни авторитетом. Оставшиеся в правлении генералы вынуждены были считаться с широкой оппозицией в стране, режиму военных. Генералы решили призвать остатки Долгого Парламента, и как бы возродилась Индспендентская республика. Май 1659г.

При поддержке английской армии, расквартированной в Шотландии, были проведены выборы в Парламентский Конвент (преобладают пресвитериане и кавалеры).

1 мая 1660 г. Конвент провозгласил Карла II английским королем.

В конце 1660 г. была распущена армия. В том же году, еще до вступления на престол Карл II подписал Бредской декларацию, где обещал:

1. Свободу и всеобщее прощение всем, кроме цареубийц (членов Верховного трибунала)

2. Свободу совести

3. Эти вопросы + вопрос о земле передаются Парламенту для окончательного разрешения.

В новом Парламенте 1661 г. преобладали кавалеры (сторонники короля). 28 судей короля были преданы суду и 13 из них были казнены. Лишь незначительная часть земельных держаний была возвращена их прежним собственникам.

«Акт о единоверии» 1662 г. требовал от всех священников признания основ Англиканской церкви и специального заявления, что против короля нельзя применять оружие ни при каких обстоятельствах. В результате 2000 пресвитерианских и индепендентских священников должны были покинуть свои приходы.

В 1673 г. — «Акт о присяге»: должностные лица государства должны принять причастие по образу Англиканской церкви в течение 3-х месяцев со дня вступления в должность и присягу о признании верховенства короля в духовных делах и в подданстве.

Со временем Парламент вновь становится ареной противоборства сторонников короля и оппозиции. Оформляются две политические группировки: ТОРИ и ВИГИ.

ТОРИ: ирландское слово «католики», которые делались разбойниками для мести врагам-протестантам, которые их также гнали и мучили. Стояли за божественное происхождение королевской власти и полную невозможность поднимать оружие против короля.

ВИГИ: разбойничьи шайки пресвитериан, испытывавшие тайную вражду к Англиканской церкви. Они исходили из договорного происхождения власти и требовали подчинения короля законам страны. Их звали «Исключители», так как они хотели исключить брата Карла II, католика Якова из числа наследников престола. «Билль об исключении» прошел в нижней палате, но верхняя его не поддержала. Зато, воспользовавшись большинством в нижней палате, ВИГИ добились принятия HABEAS CORPUS АКТА 1679 г (формула судебного приказа о доставке арестованного в суд — полное название Habeas Corpus Amendment Act).

Этот закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей.

Документ содержал механизм реализации принципа законности ареста, закрепленного в Великой Хартии Вольностей 1215 г. Арестованному предоставлялся письменный приказ об аресте, где указывались его причины. При отсутствии такого приказа тюремщик не мог принять арестанта. Всякий, кто считает себя незаконно арестованным или любой другой за него имеет право обратиться в суд с просьбой выдать habeas corpus приказ.

После рассмотрения копии предписания об аресте судья должен выдать такой приказ, адресованный должностному лицу, под охраной которого находился арестованный, за исключением случаев, когда арестованный задержан в законном порядке и за такие деяния, что не может быть взят на поруки (измена или тяжкое уголовное преступление). По получение приказа надзиратель должен доставить задержанного к судье в течение трех дней. Если надзиратель не выполнит приказ — штраф в 100£ в пользу арестованного, повторно — 200£ и отстранение.

Судья в течение 2-х дней с момента доставки арестованного вправе освободить его под денежный залог, поручительство и с обязанностью явиться в ближайшую сессию суда по подсудности для разрешения дела по существу.

Лицо, освобожденное в порядке habeas corpus act’a, нельзя вновь заключать в тюрьму за то же преступление. С виновных в нарушении штраф 500£. Если какое-либо лицо будет подвергнуто обвинению в государственной измене/тяжком уголовном преступлении и по его просьбе /петиции о назначении дела и разбору не будет предано суду в ближайший судебный период, то его следует освободить на поруки. Если он не будет судим в течение второго судебного периода или будет оправдан, то его следует освободить из заключения. На гражданских должников этот акт не распространяется

45. Война за независимость и образование США. Декларация Независимости и статьи Конфедерации

Общественный строй

В середине 18 века на атлантическом побережье Северной Америки было основано 13 английских колоний (Род-Айленд, Пенсильвания, Виржиния). Население колоний было пестрое по составу (англичане, шотландцы, французы, голландцы), но накануне революции преобладало англоязычное население.

В американской экономике 18 века преобладало сельскохозяйственное производство. В городах проживало примерно 5% населения. В северных колониях доминировало фермерское хозяйство, носившее и натуральный, и товарный характер. На юге — плантационное производство с использованием труда рабов — негров, которых стали ввозить туда с 1619 года. В предреволюционной Америке был развит принудительный труд, так как был дефицит рабочей силы и тяжелые условия труда на плантациях.

Были и «белые» рабы, которых называли СЕРВЕНТАМИ, кабальными слугами или законтрактованными рабочими (их виды):

• Добровольно законтрактованные, которых бесплатно везли в Америку, но с условием последующей отработки проезда (2-7 лет).

• Принудительно законтрактованные — бывшие заключенные, которые должны были служить от 7 до 14 лет. Кабальные слуги — составляли около 1/2населения колоний.

Также в колониях, особенно центральных, преимущественно с голландским населением, имелись элементы феодализма:

• Крупные латифундии

• Надельное землевладение + фиксированная рента

• Майорат (наследие земли старшим сыном)

Будущее же было за буржуазными отношениями, так как:

1. Колонизация Северной Америки началась в ту эпоху, когда феодализм в Европе уже изжил себя, доказал несостоятельность.

2. Обилие свободных земель позволяло неимущим колонистам уходить от феодальных отношений на Запад.

3. Велась решительная борьба свободных поселенцев с феодальными методами эксплуатации.

4. Важную роль сыграл пуританизм, идеология которого стала теоретической программой создания раннебуржуазного общества.

Таким образом, в предреволюционных колониях формировалось раннее капиталистическое общество, где имелись пережитки европейского феодализма и как уклад — рабство.

Управление

По организации верховной власти было три вида колоний:

1. Коронные — под управлением королевской власти.

2. Частновладельческие, находящиеся в собственности отдельных лиц.

3. Самоуправляющиеся (на основании королевских хартий).

Во главе колониального управления стоял губернатор. В колониях первой группы он назначался королем, во второй — собственником, в третьей избирался населением. Но и во 2-ой и в 3-ей право окончательного утверждения губернатора принадлежало королю. Губернатор пользовался широкой исполнительной властью, стоял во главе колониальной юстиции, назначая судей и председательствуя в Верховном суде, был начальником местных военных сил, назначал старших офицеров. Во всех колониях были представительные органы: национальные собрания, законодательные собрания, имеющие право издавать законы и устанавливать налоги. Губернатор имел право «вето» на законопроекты этих органов. Кроме этого, законы, принимаемые колониальными собраниями, должны были согласовываться с общими законами и обычаями Англии. В большинстве своем они посылались туда и могли быть отменены королем в течение трех лет. На решение Высшего суда каждой колонии можно было апеллировать в Королевский Совет (Тайный Совет). Губернаторы, судьи и другие королевские чиновники (кроме таможенной службы) были в зависимости от собраний, плативших им жалование.

Колонисты считали себя свободнорожденными англичанами со всеми соответствующими правами (равенство перед законом, право справедливого разбирательства дел судом присяжных, свобода вероисповедания).

Война за Независимость.Экономические предпосылки войны.

В колониях были развиты железная промышленность, лесообрабатывающая, пищевая промышленность и особенно судостроение. Производство велось как в ремесленных мастерских, так и на мануфактурах. Развитию промышленности благоприятствовало:

• наличие богатых источников сырья и топлива;

• отсутствие цехового строя.

Англия подходила к колониям с меркантилистских позиций, то есть стремилась их держать на положении источника сырья и рынка сбыта английских товаров. Для этого стимулировалось в колониях производство необходимых Англии видов сырья (лес и шерсть) и тормозилось развитие основных отраслей обрабатывающей промышленности. Например:

— был запрещен экспорт шерстяных изделий из колоний,

— производство шляп ограничивалось местными потребностями,

— закон 1750 года запрещал сооружение металлообрабатывающих мастерских.

Навигационные акты (регулирующие торговлю) запрещали:

• перевозить товары на иностранных судах (кроме английских и колониальных);

• вести колониям прямую торговлю с другими странами.

Английское правительство вело борьбу со СКВОТТЕРСТВОМ, то есть с самовольным захватом земель, так как оно лишало крупных землевладельцев рабочей силы, понижало цену земли и арендную плату. Королевская прокламация 1763 года запрещала селиться за Олиганскими горами. Вопрос о земле приобретал огромное значение и был одной из предпосылок революции.

Патриотическое движение в Северной Америке продолжало сохранять верность принципам Английской Конституции вплоть до образования США и провозглашения их республикой. Но идея подчиненности английскому Парламенту постепенно уступала место идее Гомруля, то есть идее установления государственно-правовой автономии североамериканской провинции в рамках Британской Империи. Полное обоснование этой доктрины принадлежит Франклину: «Англия и колонии — равноправные и суверенные части Империи. Высшая законодательная власть в них принадлежит собственным представительным органам. Английский Парламент не имеет никаких преимуществ. Связь между метрополией и колониями осуществляет только король, власть которого ограничена Парламентами».

Вся система политической власти в колониях основывается на народном соглашении и колониальных конституциях, скрепляющих его. Правительство — это «слуга народа», а народ — хозяин страны.

Но не все американские идеологи были с этим согласны. Томас Пейн первым противопоставил идее Гомруля идею полной независимости Северной Америки. Он считал, что сохранение королевской власти не обеспечит прав американцев. Критика иллюзий, связанных с доброй волей английского короля, переросла в критику монархических устоев в целом. Отстаивалась идея неотчуждаемости права народа на революцию.

Политический идеал Т. Пейна — демократическая республика со всеобщим избирательным правом, широким и равным представительством.

Американская революция обладает некоторыми особенностями, отличающими ее как от предшествовавшей английской буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре после ее завершения Великой французской буржуазной революции:

Революция произошла на территории, которая фактически не знала феодализма как общественно-
экономической формации. Американское общество революционного периода не знало наследственной аристократии,
помещиков и крепостных, государственной бюрократии (кроме чуждой ему британской администрации), цехов,
гильдий, привилегированного духовенства и других феодальных атрибутов Европы. Это общество было в массе своей
демократично по своему духу, по своим настроениям и убеждениям. Социальные противоречия в нем были менее
остры, чем в континентальной Европе.

Революция преследовала национально-освободительные цели. Эта революция началась как борьба —
первоначально мирная, а затем вооруженная — с британским колониальным гнетом. Американская революция
началась как национально- освободительное движение, переросшее в войну за независимость, но по мере развития
событий в ней во все возрастающей степени проявлялись социальные противоречия; в результате нарастающего
раскола в американском обществе война за независимость одновременно становилась войной гражданской.

Начало революции

Стеснительные для американцев английские законы выполнялись лишь частично, а порой и вовсе не выполнялись. Американская промышленность развивалась вопреки им. Контрабандная торговля имеет широкий размах, а земли захватываются без законных оснований. После окончания семилетней войны 1756-1763 гг. английское правительство потребовало усилить нажим на колонии.

В 1765 г. был издан закон О постое войск, который обязал колонии строить казармы для английских солдат и кормить их. В том же году издан закон О гербовом сборе (налог на всякую печатную продукцию), который облагал разные коммерческие и юридические документы, печатные издания, кроме обыкновенных векселей и денежных квитанций. Смысл налога — попытка получить средства на содержание регулярных войск. Это первый прямой налог английского Парламента, где колонии не были представлены (в Англии действовал принцип — никаких налогов без Парламента, а в колониях — никаких налогов без собственного представительства).

По усмотрению коронного обвинителя всякое дело, возникшее по поводу данного закона должно рассматриваться в административных судах без участия присяжных. На волне массовых выступлений против этого закона стали возникать первые революционные организации «Сынов свободы», призывавшие бойкотировать английские товары. В Нью-Йорке созвали конгресс по поводу гербового сбора, это было началом американского союза.

В 1766 г. английский Парламент вынужден отменить этот закон, но уже в 1767 г. были изданы законы Тауншенда, которые вводили таможенные пошлины на ввоз в колонии ряда товаров (краска, бумага, свинец, стекло, чай) и имели целью усилить английский административный, судебный и военный аппарат в Америке. Губернаторы, судьи и другие чиновники колониального управления должны получать жалование из Фонда сбора этих пошлин. Учреждался Совет Комиссаров для наблюдения за таможенной службой в Северной Америке. Эти законы вызвали новый подъем народного движения, стали создаваться комитеты связи, согласовывавшие действие отдельных колоний и городов.

В 1773 г. английский Парламент для поправки финансовых дел Ост-Индской кампании, разрешил ей посылать чай без уплаты внутренней пошлины, но с сохранением налога Тауншенда. Контрабандисты чая обиделись. Группа жителей Бостона, переодевшись в индейцев, выбросила в море весь груз чая, ввезенный на английских судах (это событие получило название «Бостонское Чаепитие»). Английский Парламент отреагировал на такое поведение нетерпимыми актами, согласно которым бостонский порт закрывался, колония Массачусетс лишалась права самоуправления, лица, обвиненные в антиправительственной деятельности, предавались суду.

В 1774 году открылся Первый Континентальный Конгресс, который высказался против отделения от Англии, но потребовал прекратить обложения колоний налогами без согласия их представителей и отменить ограничения для торговли и промышленности. Одновременно приняли решение о бойкоте английских товаров.

19 апреля 1775 года событиями в Лексингтоне и Конкорде началась Война за Независимость, которая по сути есть Американская революция.

Войну за Независимость можно разделить на 3 этапа:

1. 19 апреля 1775 г. — 4 июля 1776 г. (2 континентальный конгресс — май 1775 г. + принятие Декларации Независимости);

2. 4 июля 1776 г. — 1783 г. (США признаются независимым государством);

Отве́тственное прави́тельство (англ. responsible government, в российской политической жизни 1916—1917 гг. — «ответственное министерство») — выражение, используемое для обозначения подотчётности правительства перед парламентом в ряде стран с конституционной монархией. До введения ответственного правительства члены исполнительной власти отчитывались в своих действиях лишь перед монархом и не могли быть напрямую освобождены от занимаемых должностей парламентом.

История

Великобритания

Концепция ответственного правительства была развита в Великобритании в XVIII веке главой правительства Робертом Уолполом. Он был первым, кто применил понятие ответственного правительства на практике, когда в 1742 подал в отставку со всеми другими членами своего кабинета, потеряв доверие палаты общин.

Канада

Франкоканадцы ясно понимали, что Конституционный акт 1791 года не позволял им управлять своей территорией. Франкоканадская элита поняла, что она должна контролировать Исполнительный совет, если хочет обеспечивать и организовывать развитие франкоговорящих. Это желание контролировать исполнительную власть привело к требованиям политических вождей франкоканадцев учредить ответственное правительство.

В Канаде правительство стало ответственным, когда Луи-Ипполит Лафонтен и Роберт Болдуин в 1848 вместе снова оказались во главе правительства Объединённой провинции Канада, за 5 лет до этого уйдя в отставку в ответ на односторонние назначения губернатора Меткалфа.

Капская колония

Первое ответственное правительство сформировал в 1872 г. Джон Молтено. Активным проводником идеи в парламенте провинции был либерал Сол Соломон.

Российская империя

Требование создать ответственное правительство было одним из главных в ходе политического кризиса, приведшего к Февральской революции в России 1917 года. На практике это означало бы трансформацию государственного строя из самодержавного в конституционную монархию по образцу Великобритании. Действовавшая на тот момент Государственная дума IV созыва фактически превратилась в основной центр оппозиции царскому правительству. Умеренное либеральное большинство Думы ещё в 1915 году объединилось в Прогрессивный блок, открыто противостоявший царю.

Император Николай II принял решение о создании ответственного министерства 1 (13) марта 1917 года и подписал соответствующий манифест, однако на практике эту концепцию воплотить уже не успели. На следующий день Николай, а затем и его брат великий князь Михаил Александрович, отреклись от престола, и власть де-юре перешла к Временному комитету Государственной думы (де-факто она находилась в его руках уже некоторое время), впоследствии преобразованному во Временное правительство.

Добавить комментарий