Ответственность конфликт интересов

1. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЭ) им устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных проявлений.

В статье 7 Закона № 273-ФЗ перечислены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. В их числе предусмотрено введение антикоррупционных стандартов, то есть исполнение установленной для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

Запреты и ограничения на какие-либо действия в профессиональной сфере установлены для лиц, деятельность которых сопряжена с особой ответственностью перед гражданами, обществом, государством.

Реализуя право на свободное распоряжение своими способностями к труду путем поступления на государственную службу, гражданин добровольно избирает профессиональную деятельность, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений в осуществлении им конституционных прав и свобод, что обусловлено исполнением особых публично-правовых обязанностей, возложенных на государственных служащих сообразно соответствующему виду государственной службы.

В целях реализации мероприятий по противодействию коррупции законодательством Российской Федерации, регламентирующим правовые, организационные основы государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы, трудовых правоотношений отдельных категорий работников, установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в том числе за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения определены в специальных законах, регламентирующих деятельность различных категорий служащих и работников. Например, Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 28.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» и иными.

2. Согласно статье 10 Закона № 273-ФЭ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Закона № 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Юридическая ответственность за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов — дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в том числе увольнение в связи с утратой доверия, предусмотренная специальными законами, регулирующими деятельность различных видов службы, а для отдельных категорий работников — Трудовым кодексом Российской Федерации.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

К иным категориям лиц относятся, например, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.

Согласно положениям федеральных законов, определяющих специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности служащих, за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции могут применяться различные виды взысканий, в том числе:

а) замечание;

б) выговор;

в) строгий выговор;

г) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;

д) увольнение с государственной (муниципальной) службы, из организации в связи с утратой доверия.

3. Решение представителя нанимателя (работодателя) о привлечении служащего (работника) к дисциплинарной ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, в том числе увольнение в связи с утратой доверия, может быть оспорено в судебном порядке.

В этой связи необходимо кроме установления самого факта допущенного нарушения строго соблюдать процедуру и порядок привлечения к юридической ответственности.

Применение взыскания за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов производится на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа (организации) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, с учетом рекомендации указанной комиссии.

Итоговое решение о применении дисциплинарного взыскания и его виде принимает представитель нанимателя (работодатель).

В соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее — Положение), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, основаниями для проведения проверки соблюдения требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

Общественной палатой Российской Федерации;

общероссийскими средствами массовой информации.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

При этом рекомендуется принимать решение о продлении срока проведения проверки в исключительных случаях, при наличии веских причин невозможности завершения мероприятий в установленный срок, которые могут повлиять на объективность выводов и последующую отмену решения, принятого по итогам проверки. Не допускать волокиты и продления сроков с целью намеренного увода лица от установленной законом ответственности.

Проведение беседы с государственным служащим или работником и иные мероприятия, предусмотренные пунктом 15 Положения, являются правом кадровой службы.

Обязательным требованием выступает обеспечение руководителем кадровой службы:

уведомления в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» пункта 22 Положения — в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

проведения в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, — в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины — в срок, согласованный с государственным служащим.

По окончании проверки кадровая служба обязана ознакомить государственного служащего (работника) с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В случае отказа лица, в отношении которого проведена проверка, от ознакомления с ее результатами, как правило, составляется соответствующий акт либо заключение направляется заказным письмом с уведомлением (например, если лицо нетрудоспособно длительное время в связи с заболеванием). В любом случае должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на своевременное ознакомление с результатами проверки, и собраны документы, достоверно подтверждающие отказ лица от ознакомления.

При соблюдении указанных условий отсутствие подписи лица, в отношении которого проведена проверка, не препятствует кадровой службе представить доклад о ее результатах должностному лицу, принявшему решение о проведении данной проверки, а также рассмотрению этого материала на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (с уведомлением об этом данного работника).

Вместе с тем решение о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения в связи с утратой доверия, не может быть реализовано в отношении временно нетрудоспособного лица, а также находящегося в отпуске по беременности и родам, в иных установленных законом случаях.

4. Действующее законодательство в области противодействия коррупции не содержит унифицированной нормы, определяющей срок привлечения к ответственности за нарушение запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Такие сроки предусмотрены федеральными законами, определяющими специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности служащих (работников).

Так, в соответствии с частью 3 статьи 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Днем поступления информации следует считать момент ее получения представителем нанимателя (работодателем) либо уполномоченным на принятие решения об организации проверки лицом.

Согласно статьям 27, 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий, в том числе за коррупционные правонарушения, определяется трудовым законодательством, в соответствии с которым дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (статья 193 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при принятии решения о привлечении служащего (работника) к дисциплинарной ответственности следует руководствоваться нормами специальных законов, устанавливающих срок применения взыскания для каждой категории служащих и работников.

5. В силу части 6 статьи 11 Закона № 273-ФЗ непринятие лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем установлено императивное требование к применению меры ответственности в случае нарушения обязанности, установленной статьей 11 Закона № 273-Ф3.

Такая жесткая ответственность за данное правонарушение установлена для пресечения злоупотребления должностными полномочиями в личных целях и (или) в интересах третьих лиц даже в случае, когда это злоупотребление не влечет уголовной ответственности.

Поскольку определение конфликта интересов, используемое для целей противодействия коррупции, основывается на понятии «коррупция», данном в статье 1 Закона № 273-03, то соответственно подразумевает извлечение (возможность извлечения) из конфликтной ситуации выгоды имущественного характера (материального преимущества).

В ряде случаев такая выгода может быть опосредована. Например, когда бездействие следователя или сотрудника, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность, по привлечению близкого родственника, иного лица, находящегося во взаимоотношениях с этими должностными лицами, к уголовной ответственности позволяет ему продолжать замещать должность и получать заработную плату (иные выплаты по месту работы), которую он мог бы потерять в случае привлечения к уголовной ответственности, а также сохранить имущество, которое могло бы быть конфисковано.

Аналогичной выгодой может считаться назначение административного наказания в виде предупреждения вместо штрафа.

Конфликт интересов является исключительно умышленным деянием даже в случае, когда служащий (работник) бездействует, так как должностное лицо осознает, что своими действиями (бездействием) использует свое должностное положение (полномочия) для определенных целей и при этом исполняет свои должностные обязанности ненадлежащим образом.

Именно наличие умышленных, то есть осознанных целенаправленных действий, связанных с извлечением имущественной выгоды в интересах конкретных лиц, влечет применение института утраты доверия.

В этой связи необходимо разграничить стадии возникновения конфликтной ситуации на возможность возникновения конфликта интересов и состоявшийся факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей при наличии личной заинтересованности.

Например, не может быть расценена ситуация как возможность возникновения конфликта интересов при наличии одного лишь факта осуществления супругой налогового инспектора районного звена предпринимательской деятельности на территории данного района. При таких условиях обязанность по уведомлению о возможности возникновения конфликта интересов у инспектора возникает в том случае, когда к нему поступает документ (информация), в соответствии с которым ему необходимо будет реализовать свои полномочия в отношении этой конкретной организации (к примеру, провести камеральную проверку).

Периодическая уплата налогов, которая может осуществляться, в том числе с применением удаленного доступа, также сама по себе не свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов у работника налоговой службы, осуществляющего прием такой документации от организации, руководителем которой выступает его родственник. Техническая обработка данных в отсутствие возможности для реализации служащим налогового органа своих полномочий, предполагающих наличие правовых последствий, не образует конфликта интересов, как и возможности его возникновения.

При определении возможности возникновения конфликта интересов предлагается исходить из следующего:

возможность возникновения конфликта интересов должна рассматриваться как ситуация, непосредственно связанная с потенциальной реализацией конкретных, а не абстрактных должностных (служебных) функций (обязанностей);

возникновение (непосредственная возможность возникновения) правоотношений характеризуется появлением в сфере интересов службы личных мотивов (когда служащий оказался в условиях непосредственного принятия решения);

возможность извлечения материальной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества должна быть непосредственной, реальной и закономерной (не случайной) реализацией государственным (муниципальным) служащим, другим работником своих должностных (служебных) обязанностей.

Например, возможность возникновения конфликта интересов образуется, и обязанность уведомить об этом появляется когда:

председатель закупочной комиссии (член комиссии), получив соответствующие документы, узнает об участии в закупочной процедуре организации, учредителем и (или) генеральным директором которой является его супруга;

к судебному приставу-исполнителю на исполнение попадает исполнительный документ в отношении должника — родственника;

налоговому инспектору поручают проведение камеральной проверки в организации, главным бухгалтером которой является его мать;

должностному лицу для разрешения по существу поступает жалоба на гражданина, с которым служащий ранее работал в другой организации и состоит в дружеских отношениях.

При указанных обстоятельствах служащий (работник) обязан уведомить в установленном порядке о возможности возникновения конфликта интересов, а представитель нанимателя (работодатель) либо уполномоченное им должностное лицо должен принять меры по предотвращению возникновения конфликтной ситуации.

Ответственность представителя нанимателя (работодателя) за неисполнение указанной обязанности Законом № 273-ФЗ не установлена. Вместе с тем отдельными нормами специальных законов она предусмотрена.

Так, в соответствии с частью 4.1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

В силу части 2 статьи 30.2 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации» сотрудник Следственного комитета, являющийся руководителем следственного органа Следственного комитета, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия сотрудником Следственного комитета, являющимся руководителем следственного органа Следственного комитета, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему сотрудник.

Необходимо иметь ввиду, что помимо статьи 11 Закона № 273-ФЭ, ответственность за рассматриваемое правонарушение предусмотрена федеральными законами, определяющими специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности служащих (работников), которыми установлены, кроме увольнения в связи утратой доверия, иные виды дисциплинарных взысканий.

В этой связи при рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов предлагается исходить из характера, степени общественной опасности и последствий, наступивших в результате конфликтной ситуации, в том числе причиненного действиями (бездействием) служащего (работника) ущерба.

Так, в случае неуведомления о возможности возникновения конфликта интересов при проведении закупочных процедур с участием аффилированной члену конкурсной комиссии организации и победе в торгах другой организации к должностному лицу может быть применено взыскание, не связанное с увольнением в связи с утратой доверия, поскольку негативных последствий не наступило и факта ненадлежащего исполнения им должностных полномочий не установлено.

Наряду с этим могут быть учтены также соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Конфликт интересов: меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Ответственность за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В нашей стране принят целый ряд нормативных актов по противодействию коррупции. Основным законодательным достижением является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В основу определения «противодействие коррупции» законодатель вложил деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В части 1 статьи 10 Закона о противодействии коррупции дается понятие «конфликта интересов»:

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению конфликта интересов возлагается на государственных служащих (часть 3 статьи 10 Закона о противодействии коррупции).

Статьей 11 Закона о противодействии коррупции установлен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Так, упомянутое лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Оно обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Правовой основой деятельности по профилактике и предупреждению конфликта интересов в органах внутренних дел является, в том числе и Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 71 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно.

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов могут включать в себя изменение служебного положения сотрудника органов внутренних дел, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от выполнения служебных обязанностей в установленном порядке и (или) отказ сотрудника от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а в отношении сотрудника, осуществляющего в соответствии со своими служебными обязанностями процессуальные полномочия, также его отвод или самоотвод в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 71 Закона о службе).

В случае, если сотрудник органов внутренних дел владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством (часть 7 статьи 71 Закона о службе).

Прямой руководитель (начальник) или непосредственный руководитель (начальник), которым стало известно о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию (часть 5 статьи 71 Закона о службе).

Порядок уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден приказом МВД России от 03.05.2017 № 258.

В целях реализации мероприятий противодействия коррупции законодательством Российской Федерации, регламентирующим правовые, организационные основы государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы, установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

Согласно статье 30.1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» За несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

В статье 27 Закона «О полиции», статье 12 Закона о службе содержится обязанность сотрудника полиции (сотрудника ОВД) уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В статье 50.1 Закона о службе закреплено, что за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о службе, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 50 Закона о службе (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Закона о службе взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), — и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

Правовой основой деятельности по профилактике и предупреждению конфликта интересов при замещении должностей государственной гражданской службы является Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пунктам 11, 12 части 1 статьи 15 ФЗ № 79-ФЗ в число основных обязанностей гражданского служащего входит соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, соблюдение запретов, которые установлены ФЗ № 79-ФЗ и другими федеральными законами (п. 11), а также сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие мер по предотвращению такого конфликта (п. 12).

В соответствии с частью 4 этой же статьи гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Части 1 и 2 статьи 17 ФЗ № 79-ФЗ предусматривают запрет гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 19 ФЗ № 79-ФЗ регламентирует вопросы урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.

Так, частью 3.1 указанной статьи предусмотрено, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (ч. 3.2.)

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4).

Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы (часть 4.1).

Чаще всего возникновение конфликта интересов связано с:

— подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства;

— обращением должностного лица или его родственников (свойственников) в государственный (муниципальный) орган (организацию), в котором должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность;

— выполнением контрольных (надзорных) функций;

— выполнением иной оплачиваемой работы;

— владением должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).

Примеры:

Конфликт интересов, связанный с подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства.

Государственный служащий, замещающий должность заместителя руководителя структурного подразделения государственного органа, состоит в близком родстве с государственным служащим, замещающим должность специалиста в том же структурном подразделении. По результатам проверки факта непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому не установлено. При этом выявлено, что в период отпуска руководителя структурного подразделения его заместитель в рамках исполнения должностных обязанностей руководителя структурного подразделения при отсутствии достаточных на то оснований (без учета личного вклада государственного служащего в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на структурное подразделение) представил к поощрению государственного служащего данного структурного подразделения, состоящего с ним в близком родстве. Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее — уведомление о личной заинтересованности) данным должностным лицом не представлено.

Конфликт интересов, связанный с обращением должностного лица или его родственников (свойственников) в государственный (муниципальный) орган (организацию), в котором должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность

Ситуация 1

Государственный служащий разрешил по существу жалобу гражданина, являющегося его близким родственником.

В ходе проверки установлено, что государственный служащий знал, что жалоба направлена лицом, состоящим с ним в отношениях близкого родства или свойства, и не исполнил обязанность, установленную антикоррупционным законодательством, по направлению уведомления о личной заинтересованности.

Ситуация 2

Государственный служащий в рамках исполнения должностных обязанностей участвовал в принятии решений о предоставлении субсидий на реализацию государственных программ, осуществлял общее управление и контроль реализации данных программ, согласовывал отчеты о целевом использовании бюджетных ассигнований.

В число получателей субсидий на реализацию указанных программ входила организация, которой, как было установлено в ходе проверки, неоднократно заключались договора оказания услуг с исполнителем, являющимся лицом, состоящим в близком родстве с указанным государственным служащим.

Конфликт интересов, связанный с выполнением контрольных (надзорных) функций

Должностным лицом проведена проверка организации. Вместе с тем установлено, что супруга должностного лица занимает в указанной организации руководящую должность и является владельцем доли в ее уставном капитале. При этом уведомления о личной заинтересованности данное лицо не представило, поскольку считало, что возможность возникновения конфликта интересов при принятии решения в отношении организации отсутствовала.

Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

Государственный гражданский служащий выполнял иную оплачиваемую работу в организации, при этом уведомление о выполнении иной оплачиваемой работы представителю нанимателя направлено не было.

В ходе проверки установлено, что к полномочиям данного должностного лица отнесено осуществление государственного контроля за деятельностью указанной организации. Также установлено, что должностное лицо занималось иной оплачиваемой работой в служебное время, получало доход и по основному месту службы, и от иной оплачиваемой деятельности.

Главная » Юристу » Конфликт интересов ответственность

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Конфликт интересов

Статьями 13 и 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что за совершение коррупционных правонарушений физические лица несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, а юридические лица, в интересах или от имени которых данные правонарушения совершались, – административную либо гражданско-правовую.
Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе статьями 290 (получение взятки) и 291 (дача взятки), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 292 (служебный подлог).
За совершение коррупционных преступлений предусмотрены различные виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы.
К примеру, получение взятки в особо крупном размере (т.е. более 1 млн. рублей) наказывается штрафом в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки (но не более 500 млн. рублей) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.
Специальная административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений установлена двумя статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одна из которых – ст.19.28 – предусматривает ответственность исключительно для юридических лиц.
Так, статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица. Максимальный размер штрафа для юридического лица за данное правонарушение составляет стократная сумма вознаграждения, но не менее 100 миллионов рублей (в случае передачи вознаграждения в размере более 20 миллионов рублей).
Статья 19.29 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного либо муниципального служащего, а именно за нарушение предусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на работу таких служащих. Для должностных лиц штраф составит от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения, в том числе взыскание в судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями виновных лиц, расторжение незаконных государственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений, признание бездействия либо действий и решений должностного лица незаконным.
Кроме того, для всех должностных лиц, государственных и муниципальных служащих действующим федеральным законодательством, в том числе Федеральными законами «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе», предусмотрена дисциплинарная ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции.
К числу дисциплинарных взысканий в зависимости от вида службы относятся замечание, выговор, строгий выговор (для сотрудников ряда правоохранительных органов), предупреждение о неполном должностном соответствии.
Однако наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные коррупционные нарушения является увольнение в связи с утратой доверия.
Данная мера ответственности применяется к государственным и муниципальным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего, осуществление предпринимательской деятельности и иные наиболее серьезные нарушения установленных законов запретов и ограничений.

Виды конфликтов
Политические конфликты
Социальный конфликт
Способы разрешения конфликта
Трудовой конфликт


| | Вверх

Несмотря на то, что в теории термин «конфликт интересов» имеет четкое определение, на практике его чрезвычайно трудно охарактеризовать, поскольку границы между государственными и личными интересами не всегда четко определены. Более того, отслеживание этих границ —трудная и дорогостоящая задача. В результате нормативные акты разных стран, касающиеся характера и состава конфликта интересов, существенно отличаются друг от друга.

С конфликтом интересов теснейшим образом связаны такие негативные явления, как злоупотребление служебным положением, фаворитизм и непотизм (кумовство) и развивающаяся на их основе коррупция.

Фаворитизм. Это оказание услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым в соответствии с принадлежностью к определенной партии, роду, религии, секте и другим предпочтительным группировкам.

Непотизм (кумовство). Это форма фаворитизма, когда руководитель предпочитает выдвигать своих родственников на государственные должности; например, вновь избранная администрация заменяет работающих государственных служащих членами своих семей и близких друзей.

Негативными последствиями фаворитизма и непотизма, и, соответственно, терпимости к конфликтам интересов являются:

• Создание односторонних преимуществ, нарушение равных условий конкуренции или доступа к государственным ресурсам и услугам.

Терпимость к конфликтам интересов способствует формированию под государственной крышей кланов (монопольных или доминирующих групп), обеспечивающих выгодные для себя условия в ущерб государству, конкурентам и третьим лицам.

Вероятно, именно это может являться реальным препятствием развития малого и среднего предпринимательства. Возведение административных барьеров служит скорее лишь инструментом реализации достигнутого благодаря терпимости к конфликтам интересов монопольного положения той или иной группы «при власти».

  • • Развитие коррупции.
  • • Напомним по индексу восприятия коррупции Транс- паренси Интернэшнл в 2004 г. Россия занимала 90-е место из 146 стран с баллом, равным 2,8 (в 2003 г. — 2,7) из 10 возможных (более высокий балл соответствует более низкому уровню восприятия коррупции).
  • • Возможность принимать предусмотренные должностью решения (совершать действия) в своих интересах, то есть существующий конфликт интересов — это механизм извлечения ненадлежащей выгоды (получения неосновательного обогащения) гораздо более выгодный и безопасный, чем взятка за благосклонность к посторонним третьим лицам.
  • • Низкая (в условиях терпимости к конфликту интересов) эффективность государственного управления, расходования государственных ресурсов.
  • • В условиях распространенности конфликтов интересов любые объемы выделяемых ресурсов будут уходить «сквозь пальцы», в направлении интересов не государства и его граждан, а в интересах распорядителя этих ресурсов.
  • • Причинениеущерба престижу государства, государственной службе и конкретному государственному органу.

Можно предположить, что большая часть недоверия к государственным органам значительной части россиян порождена именно распространенностью конфликтов интересов и терпимостью к ним. Трудно доверять государственным органам, должностные лица которых, не скрывая существующих конфликтов интересов, демонстрируют приоритет собственных интересов над государственными. Тем более что использование служебного положения в личных целях, трудно доказуемое для следствия, очевидно окружающим. Это может даже не осуждаться, но доверия к государственным органам не добавляет.

Особенно важным является тот факт, что часто о возникшем конфликте интересов знает только сам госслужащий; таким образом, он и является активной фигурой в разрешении этих конфликтов. И здесь особую роль играет развитость его позитивных нравственных качеств. «Моральный выбор —важный этап в человеческой деятельности любого рода и одновременно серьезное испытание для личности, исповедуемых ею принципов. Он заключается в том, что индивид по внутреннему убеждению, порой автоматически, самоопределяется в отношении системы ценностей, идеала и способов его реализации в конкретном поступке или во всей линии поведения»1. Наиболее отчетливо это проявляется как раз в конфликтной ситуации, когда сталкиваются противоположные интересы, вступают в противоречие различные моральные требования. Процесс выхода из ситуации морального конфликта сопровождается борьбой мотивов. Например, принимая решение выполнять или не выполнять незаконные распоряжения руководителя, служащий руководствуется субъективными мотивами, побуждающими его поступить так или иначе.

Состояние морального конфликта на государственной службе имеет эмпирически регистрируемые проявления. Можно выделить ряд индикаторов прохождения государственным служащим состояния морального конфликта. К их числу относятся: снижение качества и интенсивности деятельности, удовлетворенности профессиональной деятельностью; усиление психоэмоционального напряжения и стресса; снижение самооценки, нарушение механизма адаптации, неуверенность в завтрашнем дне, ощущение нестабильности, социальной неустойчивости, пессимизм. О наличии моральных конфликтов, вызванных у государственного служащего своим социально-ролевым статусом, можно судить по степени их удовлетворенности: 1) работой; 2) заработной платой; 3) соответствием профессиональной подготовки содержанию должностных обязанностей. Специальные исследования показали, что каждый пятый из опрошенных государственных служащих заявляет о своей неудовлетворенности работой .

Конфликтная ситуация в системе государственной службы должна регулироваться в немалой степени нравственными средствами и способами, путем формирования соответствующих кодексов и создания реальных механизмов их внедрения в повседневную деятельность государственных служащих. Последние должны принимать подлинно моральные решения.

Следует подчеркнуть то, что руководители практически не используют моральные регуляторы в практике управления персоналом государственной службы. Свидетельством тому являются следующие результаты социологических исследований:

  • — из числа уволенных с государственной службы ни один не уволен за нарушение норм морали;
  • — лишь 5,8 % государственных служащих получили взыскания за нарушения норм морали;
  • — поощрения за высоконравственный поступок были объявлены лишь 4,3 % государственных служащих.

Приведенные данные красноречиво иллюстрируют отношение к моральной составляющей в системе управления государственной службой. Показательны в данной связи результаты опроса экспертов: лишь 8,3 % респондентов указали, что руководители государства этим проблемам уделяют большое внимание, 33,7 % сочли внимание небольшим, а 41,3 % опрошенных отметили его незначительность .

Таким образом, ситуация «конфликта интересов» имеет помимо других факторов и моральную составляющую, ибо во многом зависит от уровня нравственной культуры государственных служащих, от их умения при- ниматьдолжные моральные решения. Моральные усилия государственного служащего должны быть подкреплены четкой правовой регламентацией его деятельности, комплексом мер по предупреждению подобных ситуаций, их выявлению, недопущению или минимизации вредных для личности, общества и государства последствий.

Конфликт интересов проявляется в причинении имущественного ущерба третьим лицам, в том числе в результате нарушения равных условий конкуренции или доступа к государственным ресурсам и услугам; причинение имущественного ущерба государству (в том числе в виде упущенной выгоды). Если, например, согласиться, что создание административных барьеров для развития малого бизнеса — это следствие распространенности конфликтов интересов, то можно вспомнить, что по экспертным оценкам для малого бизнеса России терпимость к подобным конфликтам обходится в 10 % его выручки.

В системе государственной службы ситуация конфликта интересов может возникать не только на инди- видуальном/персональном уровне (у физического лица), но и на уровне организации в целом. В связи с этим конфликт интересов можно четко разделить на «личностный» и «корпоративный». Эти виды конфликта интересов различаются как по предпосылкам возникновения, так и по их проявлениям.

Среди предпосылок возникновения «личностного» конфликта интересов можно выделяют1:

  • — невысокий моральный уровень конкретного госслужащего;
  • — наличие в служебной деятельности (должностных функциях) областей, подразумевающих принятие решений на основе субъективных оценок;
  • — несовершенство системы отчетности, контроля и аудита деятельности;
  • — отсутствие норм и правил разрешения возникшего «личностного» конфликта интересов.

В свою очередь предпосылками возникновения «корпоративного» конфликта интересов являются:

  • — несовершенство законодательства и системы контроля и аудита деятельности.
  • — различие целей ведомства и государства в целом в силу неправильного понимания ведомственных задач или их неточной/нечеткой формулировки;
  • — превалирование краткосрочных планов организации над долгосрочными.

Наиболее полное перечисление примеров проявления «личностных» конфликтов интересов на государственной службе дают канадские политологи Кен Керна- ган и Джон Лангфорд в книге «Ответственный государственный служащий» :

  • — использование служебного положения для лоббирования чьих-либо интересов;
  • — использование конфиденциальной информации;
  • — работа по совместительству;
  • — использование ресурсов организации в личных интересах;
  • — использование служебного положения для целей развития личного бизнеса;.
  • — деятельность после увольнения со службы (ухода на пенсию);
  • — конфликты интересов, связанные с подарками и взятом ничеством.

Проявлениями «корпоративного» конфликта интересов может стать:

  • — неэффективное и неэкономное расходование выделенных государством средств;
  • — лоббирование конкретных поставщиков или их групп.

В международной практике вопрос управления либо предотвращения конфликта интересов рассматривается как один из ключевых элементов стратегии противодействия коррупции на государственной службе.

Добавить комментарий