Ответственность за нарушение прав профсоюзов

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профес­сиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.

Законодательством устанавливается судебная защита прав профессиональных союзов. Это означает, что любое нарушен­ное право профессионального союза может и должно быть вос­становлено в судебном порядке.

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются су­дом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной проф­союзной организации. За нарушение законодательства о проф­союзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Наиболее широко применяемая дисциплинарная ответствен­ность, которая предусмотрена как нормами Трудового кодекса РФ (ст. 195), так и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (п. 2 ст. 30), позволяет применять к нарушителям следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассо­циаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответствен­ности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обя­зан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Новым Кодексом Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, который вступил в силу с 1 июля 2002 г., предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штра­фа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда ли­цом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дис­квалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнитель­ном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предприни­мательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, пре­дусмотренных законодательством Российской Федерации. Ад­министративное наказание в виде дисквалификации назнача­ется судьей (ст. 3.11, 5.27 КоАП).

За воспрепятствование законной деятельности профессио­нальных союзов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 136 УК РФ).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредили репутации, авторитету профсою­за (ответственность по нормам гражданского законодательства).

Законодательством установлена ответственность и самих профсоюзов. Статья 31 Закона ФЗ РФ «О профессиональных союзах, и их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., озаглавленная «Ответственность профсоюзов», гласит: «За невыполнение своих обязательств по коллективному дого­вору, соглашению, организацию и проведение забастовки, при­знанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами».

Целью данной ответственности служит недопущение зло­употреблений своими правами либо их нарушения со стороны профсоюзных органов (профсоюзных представителей).

Так, ФЗ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения кол­лективных трудовых споров» (ст. 22) предусматривает, что профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая за­бастовку после признания ее незаконной, обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Аналогичные требования закреплены в ст. 417 Трудового кодекса РФ. Так обстоит дело с ответственностью профсоюза перед работодателем.

Ответственность профсоюза и лиц, входящих в эти орга­ны, перед работниками относится к внутрисоюзным отноше­ниям и заключается в возможности их неизбрания на новый срок или досрочном переизбрании. Для штатных работников профсоюзных органов, виновных в невыполнении профсоюза­ми своих обязательств по коллективным договорам, соглаше­ниям, в организации и проведении незаконной забастовки, воз­можна дисциплинарная ответственность. Такие работники мо­гут быть освобождены от занимаемых должностей в соответ­ствии с трудовым законодательством и Уставом профсоюза.

контрольные вопросы и задания

1. Какова общая характеристика законодательства о профсоюзах?

2. Раскройте понятие, признаки и социальное назначение професси­ональных союзов.

3. Назовите особенности правового статуса профсоюзов по сравне­нию с другими общественными объединениями.

4. Какие основные права профсоюзов вы знаете?

5. Какие основные функции профсоюзов вы знаете?

6. Как профсоюзы осуществляют функцию представительства ра­ботников?

7. Что вы понимаете под защитной функцией профсоюзов?

8. Расскажите о системе гарантий деятельности профсоюзов.

9. Каковы гарантии имущественных прав профсоюзов?

10. Каковы гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от ос­новной работы ?

11. Расскажите о гарантиях освобожденным профсоюзным работ­никам, избранным в профсоюзные органы.

12. Какие гарантии права на труд работникам, являющимся члена­ми выборного профсоюзного органа, вы знаете?

13. В чем проявляются обязанности работодателя по созданию ус­ловий для осуществления деятельности выборного профсоюзно­го органа?

14. Расскажите о защите прав профсоюзов.

рекомендуемая литература

1. Александров Н.Г. Советское государство и право. М., 1965.

2. Баглай М.В. Профсоюзы в политической системе социализма. М., 1984.

3. Бердычевский В.С. Право профсоюзов на осуществление контро­ля за соблюдением законодательства о труде // Северо-Кавказ­ский юридический вестник. Ростов-на-Дону. 2001. № 2.

4. Бердычевский В.С. Понятие профсоюзного представительства в сфере труда // Северо-Кавказский юридический вестник. Рос­тов н/Д. 2002. № 1.

5. ГершановЕ.М. Администрация и ФЗМК. М.: Юридич. лит., 1979.

6. Догадов В.Л. Правовое положение профсоюзов в СССР. Л., 1928.

7. Жарков Б.Н. Профсоюзные права и их материально-правовая за­щита. М.: Профиздат, 1988.

8. Комаровский В. Особенности профсоюзов как общественного ин­ститута // Мировая экономика и международные отношения. 1998.

№2.

9. Коршунова Т.Ю. Профсоюзы в новых условиях хозяйствования // Хозяйство и право. 1994. № 2.

10. Крылов К.Д. Профсоюзы и вопросы трудового законодательства // Государство и право. 1996. № 3.

11. Смолярчук В.И. Право профсоюзов в регулировании трудовых отношений рабочих и служащих. М., 1973.

12. Снигирева И.О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права. Автор, дис. д-ра юрид. наук. М., 1988.

13. Чибисов В.А. Основные функции советских профсоюзов // Вест­ник МГУ. Серия «Право». 1986. № 1.

2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
Комментарий к статье 30
Закон устанавливает круг субъектов, подлежащих ответственности за нарушение прав профсоюзов. Это могут быть должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций).
Представляется, что в том случае, когда речь идет о работодателях, ответственных за нарушение прав профессиональных союзов, имеются в виду не только руководители, но и любые другие должностные лица организации. Данный вывод подтверждается положениями абзаца 2 п. 2 настоящей статьи, которая предусматривает, что работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
Комментируемым Законом устанавливаются три вида юридической ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная.
Дисциплинарная ответственность предусмотрена ТК Российской Федерации. За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие виды дисциплинарного воздействия: замечание, выговор и увольнение. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен ст. 193 ТК РФ.
Административная ответственность устанавливается Кодексом об административных правонарушениях, ст. 5.27 которого предусматривает, что нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Статья 3.11 КоАП определяет дисквалификацию как лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно — распорядительные или административно — хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Уголовная ответственность за нарушения прав профессиональных союзов Уголовным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Такое положение нельзя признать оправданным, т.к. нарушает целостность правовой системы и в ряде случаев порождает безнаказанность руководителей, грубо нарушающих права профессиональных союзов, предусмотренных действующим законодательством.
Представляется, что для его исправления профессиональные союзы должны объединиться и направить соответствующие предложения органам, обладающим правом законодательной инициативы.
Согласно нормам комментируемого Закона, по требованию профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
В Трудовом кодексе в настоящее время нет аналогичной статьи (подобной ст. 37 действовавшего КЗоТ РФ). В соответствии со ст. 195 ТК РФ представительные органы работников вправе обратиться к работодателю с заявлением о нарушениях трудового законодательства должностными лицами организации. В этом случае работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. Если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Кроме того, ст. 378 ТК предусматривает, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.
Иными словами, профессиональные союзы могут требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения в связи с нарушением виновными лицами законодательства о профсоюзах, невыполнением своих обязательств по коллективному договору, соглашению, с нарушением должностными лицами законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытием несчастных случаев на производстве.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ

1. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов предусмотрена в ст. 30 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которой должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) за нарушение законодательства о профсоюзах несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. 2.

Право требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения виновных должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, предоставлено органам общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичным профсоюзным организациям. При наличии перечисленных нарушений указанные профсоюзные органы могут требовать от работодателя расторгнуть трудовой договор с виновным должностным лицом. Это требование является для работодателя обязательным к исполнению. 3. Право требовать привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей в случаях нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условия коллективного договора, соглашения, предоставлено также представительному органу работников, например, выборному органу первичной профсоюзной организации. Статья 195 ТК обязывает работодателя рассмотреть заявление представительного органа о допущенных нарушениях и сообщить о результатах в представительный орган работников. Если факты нарушения подтвердятся, то работодатель обязан применить к соответствующим виновным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. 4. Административная ответственность за нарушение прав профсоюзов, предусмотренных в трудовом законодательстве и иных актах, содержащих нормы трудового права, коллективных договорах, соглашениях, предусмотрена главным образом, в КоАП. Эти нарушения связаны с реализацией права профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, соглашений: — в уклонении работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения (ст. 5.28 КоАП); — в непредоставлении работодателем (или его представителем) информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП); — в необоснованном отказе работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); — в нарушении или невыполнении работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП). Возможны и другие виды нарушений прав профессиональных союзов, связанных с их полномочиями по участию в регулировании социально-трудовых отношений. 5. Административная ответственность выражается в наложении административного штрафа на виновных должностных лиц в размерах, установленных КоАП, применительно к виду правонарушения. Порядок привлечения к административной ответственности устанавливается федеральными законами. Дела об административных правонарушениях в области трудовых отношений рассматривает федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда. Штрафы налагаются государственными инспекторами труда. 6. Нарушение законодательства о труде лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (ст. 5.27 КоАП). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. 7. Трудовое законодательство устанавливает и гарантирует судебную защиту прав профсоюзов. В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

Добавить комментарий