ОВД функции

Ы <

ш О а С

а

и

ы у

5 и

О <

о

Ы

1 у

< I

А.М. АРТЕМЬЕВ,

начальник V факультета, доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Формы реализации правоохранительной функции органами внутренних дел

В статье исследованы вопросы реализации органами внутренних дел правоохранительной функции. В частности, подробно проанализированы такие формы деятельности органов внутренних дел, как правоприменительная, организационная, воспитательная, правоохранительная, а также общие и частные методы работы.

Правоохранительная функция, органы внутренних дел, методы реализации функции, формы деятельности органов внутренних дел, направления деятельности органов внутренних дел.

В основу действий органов внутренних дел по реализации правоохранительной функции положена их компетенция. Именно осуществление государственно-властных полномочий определяет содержание форм и методов их деятельности.

В современных условиях не позволительно рассматривать правоохранительную систему только с позиции силы и принуждения. Признание в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод наполняет правоохранительную деятельность новым содержанием, которое неизбежно приводит к переориентации деятельности государственных органов с «узкогосударственных задач на обеспечение социально-культурных процессов и запросов рядовых граждан» .

При определении форм деятельности органов внутренних дел следует учитывать и то, что каждое структурное подразделение, входящее в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеет специфические задачи, следовательно, и формы их реализации.

Основными направлениями деятельности органов внутренних дел в условиях построения правового государства являются охрана и защита конституционных прав граждан, защита правопорядка, борьба с преступностью и профилактика правонарушений.

Можно согласиться с мнением ученых, которые выделяют следующие формы деятельности органов внутренних дел: правоприменительную, организационную, воспитательную, правоохранительную .

Правоприменительная форма выражает деятельность органов внутренних дел по реализа-

ции своей компетенции в сфере обеспечения прав и свобод граждан, созданию оптимальных условий для пользования ими. Осуществление правоприменительной деятельности связано с правомерными и неправомерными действиями управляемых субъектов (граждан, организаций, должностных лиц), событиями, а также является результатом самостоятельного волеизъявления органов внутренних дел. Но во всех случаях это целенаправленное воздействие этих органов на создание возможности реализации прав и свобод граждан.

Правоприменение следует рассматривать в качестве одного из наиболее действенных элементов механизма реализации правовых норм и принятия государственно-властных решений по конкретным делам. Главными требованиями к применению норм права являются законность, обоснованность, целесообразность и справедливость .

Правоприменение предполагает вступление гражданина в правовые отношения с государственными органами и должностными лицами, которые правомочны удовлетворить его притязания на пользование определенным социальным благом, оно не обязательно выступает как неотложный единовременный акт. Во многих случаях это может быть целый комплекс последовательно развивающихся действий многих участников какого-либо процесса (возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, судебное разбирательство, кассация).

Отметим, что применению правовых норм органами внутренних дел свойственны некоторые отличительные качества, обусловленные особенностями объекта воздействия, методов их исполнения, что выражается в большей правоохранительной ориентации правоприменения, осуществляемого органами МВД России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно, и в системе гарантий прав и свобод личности правоприменение со стороны данных органов в значительной степени подчинено задачам правоохраны, т. е. пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, производству по делам об административных правонарушениях, посягающих на права и свободы личности, следовательно, на различные блага, ими опосредованные (жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество и др.).

Правоприменение используется органами внутренних дел для разрешения разнообразных управленческо-распорядительных вопросов как внутриорганизационных, так и находящихся вне структуры (подбор и расстановка кадров, планирование, распоряжение материальными средствами, поощрение, выдачa юридическим лицам разрешения на приобретение и хранение предметов сферы разрешительной системы и пр.), а также при реализации некоторых прав и законных интересов граждан. К этому можно отнести деятельность в сфере паспортной, разрешительной систем, обеспечение безопасности дорожного движения, исполнение отдельных положений законодательства о гражданстве и т. д. В подобных случаях акцент преимущественно сделан на показе разнообразия направлений форм, самих процедур административной деятельности как таковой, а не на ее оценке относительно прав и свобод личности.

Назначение и функции правоприменительных актов в механизме реализации субъективных прав имеют не охранительный, а собственно обеспечивающий характер. Такие акты выступают необходимыми юридическими фактами, элементами юридических составов, с наличием которых закон связывает претворение прав в жизнь.

Организационная форма характеризуется созданием условий для исполнения правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел в сфере правоохраны, совершенствованием с этой целью организационных структур, широким применением передового опыта других государственных органов, организацией взаимодействия с органами правосудия, прокуратурой и другими государственными структурами, наблюдением за исполнением должностными лицами и гражданами правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения прав и свобод граждан и др.

Организационная форма позволяет создавать наиболее целесообразный порядок обеспечения прав граждан и совершенствовать его; она предполагает организацию работы должностных лиц органов, позволяющую эффективно использовать методы и средства с целью своевременного устранения негативных факторов, затрудняющих пользование такими ценностями, как права и свободы.

Действия, составляющие содержание организационной формы, могут носить как правовой, так и внеправовой характер. Правовыми нормами опосредованы исполнительно-распорядительные действия по организации и практическому решению задач, возложенных на органы внутренних дел, создающие новое юридическое положение, изменяющие существующие правовые отношения или являющиеся

необходимыми факторами для наступления позитивных правовых последствий. Внеправовые организационные действия складываются из организационных мероприятий и материально-технических операций.

Организационные мероприятия включают в себя как внутриаппаратную работу, так и работу с общественностью и выражаются в виде докладов, совещаний, лекций, бесед, инспекторских проверок и т. д. Материально-технические операции носят, как правило, вспомогательный, технический характер и обращены главным образом к материальным объектам: документам, техническим средствам, служебным материалам и др.

К внутриорганизационным функциям можно отнести обеспечение нормального функционирования всей системы органов внутренних дел и расстановку сил и средств при проведении правоохранительных мероприятий и рейдов.

Внешнеорганизационная деятельность включает в себя охрану прав и свобод личности путем создания условий для их безопасной реализации (охрана общественного порядка в местах массового скопления населения, обеспечение общественной безопасности, освобождение заложников); обеспечение реализации ряда конституционных и отраслевых прав граждан, которые возможны лишь при условии их подтверждения государственно-властным актом (право на выбор места жительства, право личной собственности на транспортное средство); оказание помощи гражданам при затруднительных, или чрезвычайных обстоятельствах (аккумуляция и выдача сведений о лицах, оказавшихся жертвой несчастного случая, поиск пропавших без вести).

Воспитательная форма присуща всем видам деятельности органов внутренних дел. Постоянно находясь по роду своей работы среди населения, реализуя свои многочисленные полномочия, сотрудники полиции систематически заняты воспитанием у граждан уважения к нормам, установленным в нашем обществе, непримиримости к нарушениям общественных интересов, прав и свобод человека. Воспитательная работа охватывает слои населения, в определенной мере сохраняющие отсталые взгляды, обычаи и традиции, склонные к совершению правонарушений. При этом в центре внимания органов внутренних дел находятся лица с низким культурным и общеобразовательным уровнем, на долю которых приходится наибольшее количество совершенных преступлений против личности (умышленных убийств, телесных повреждений, изнасилований) и других опасных деяний, отрицательно сказывающихся на осуществлении прав и свобод граждан.

Ы <

ш О а С

а

и

ы у

5 и

О <

о

Ы

1 у

< I

Как бы ни были совершенны формы, используемые в практике органов внутренних дел, большое значение имеют способы решения ими задач в области обеспечения прав и свобод граждан.

Общие методы распространяются на деятельность всех структурных подразделений системы органов внутренних дел, выступая важнейшими, необходимыми инструментами решения всех задач, поставленных перед ними. К общим методам традиционно относятся убеждение и принуждение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В научной литературе принято считать приоритетным методом убеждение. Думается, это скорее общая идейная установка, нежели отражение специфики правоохранительной деятельности органов внутренних дел. По нашему мнению, характерным для государственных органов правоохраны является выполнение всего объема их функций именно на основе принуждения. Другое дело, что само принуждение имеет очень много форм. В демократическом государстве принуждение все больше нуждается в дополнении убеждением, но вовсе не в замене им мер принудительного порядка. Соотношение методов убеждения и принуждения определяется объективными условиями социального развития, изменение которых оказывает влияние не только на это соотношение, но и на содержание тех форм и средств, с помощью которых данные методы проводятся в жизнь.

Принуждение представляет собой воздействие, основанное на юридически обязательном предписании, исполнение которого гарантируется государством. Применяемое органами внутренних дел принуждение не имеет цели причинить человеку, хотя и преступившему закон, физические или духовные страдания, ущемить его права и свободы, унизить достоинство. Вместе с тем используемые правозащитные меры принуждения имеют подчас карательные свойства и способны повлечь для индивида определенные ограничения либо нежелательные для него последствия. Это вполне обоснованно и закономерно, поскольку принуждение в таких случаях является неизбежным силовым противодействием государства правонарушителю, совершаемым им общественно опасным деяниям.

Названные меры реализуются обычно посредством правоприменения, подкрепляемого при необходимости действиями организационного характера. При этом одни меры направлены на защиту нарушенных или подвергаемых опасности прав граждан непосредственно, а другие — косвенно — в своей основе они имеют подчиненное, вспомогательное значение в отношении последующих, главных правоохранительных мер.

Одной из существенных особенностей мер принуждения является исключительное право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Оказываемое с их помощью давление на правонарушителя стоит среди самых жестких, даже крайних, акций государственной защиты закона. Например, если ненасильственным путем становится невозможно выполнение возложенных на полицию обязанностей по защите важнейших прав человека на жизнь, здоровье, свободу и др., то вынужденно подключаются вышеназванные способы, разумеется, в строгом соответствии с действующим законодательством, в сообразной обстоятельствам степени, т. е. в разумной достаточности. Эффективной может быть уже сама угроза их применения. Применение названных мер подробно регламентировано в Федеральном законе «О полиции» .

Формы принуждения в юридической литературе классифицируются по разным основаниям. По нашему мнению, целесообразно увязать эту классификацию со следующими мерами: обеспечение доказательств по делу; пресечение правонарушений; предупреждение правонарушений, т. е. осуществление мер организационного, технического, процессуального, оперативного, принудительного и массово-разъяснительного характера с целью воздействия на личность и склонения ее к отказу от исполнения своего преступного намерения; реализация юридической ответственности как наиболее острая и суровая реакция государства на нарушение законов; обеспечение материальных правоотношений, осуществление активных действий в пределах компетенции органа дознания или следствия с целью розыска и ареста имущества, на которое может быть обращено взыскание материального ущерба, причиненного преступлением, или исполнения приговора в части конфискации имущества.

Существенную роль играют контакты с нацеленными на нарушение закона лицами, иногда уже для прямого предотвращения подготавливаемых преступлений, а также непосредственно против личности и ее прав. Такой работе ныне придается особое значение, поскольку стала очевидной невозможность разрешения всех криминальных проявлений только силовыми методами.

Наряду с общими методами сотрудники органов внутренних дел в своей деятельности по обеспечению прав и свобод граждан используют и частные методы, среди которых профилактика правонарушений, поощрение, наказание, индивидуальная работа, работа с жалобами, письмами, предложениями, оказание помощи в трудной жизненной ситуации.

Объектом применения частных методов выступает конкретная личность, характеризующаяся негативными формами поведения, или испытывающая затруднения в пользовании конституционными благами, или наказанная в судебном порядке за совершение уголовных деяний, или потерпевшая в результате неправомерных действий, повлекших нарушения ее прав и свобод.

Немаловажное значение имеет работа по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. Своевременное реагирование на них является эффективным способом устранения и предотвращения нарушений, восстановления прав граждан, борьбы с волокитой, злоупотреблениями, следовательно, улучшения деятельности всей системы органов внутренних дел. Рассмотрение жалоб, поступивших в органы внутренних дел, как правило, осуществляется следующим образом: выяснение факта и характера нарушения прав лица, подавшего жалобу, а также выявление возможного нарушения законности со стороны сотрудников органов внутренних дел либо других должностных лиц.

Широкое применение в практике деятельности органов внутренних дел по охране и защите прав и свобод граждан получает оказание помощи лицу, попавшему в трудную жизненную ситуацию. В большинстве случаев оказание такой помощи одновременно является фактором, устраняющим препятствие для реализации лицом, попавшим в трудную жизненную ситуацию, своих прав и свобод либо предупреждающим их нарушение.

Ни общие, ни частные методы деятельности органов внутренних дел не являются взаимозаменяемыми. Убеждение нельзя заменить принуждением, а наказание — поощрением. На практике имеют место случаи, когда кропотливая индивидуальная работа по профилактике правонарушений заменяется администрированием, метод убеждения подменяется директивными распоряжениями и указаниями. К сожалению, в некоторых подразделениях органов внутренних дел внешнее принуждение, основанное на угрозе применения наказания, довлеет над убеждением.

Содержание форм и методов, используемых органами внутренних дел в деятельности по обеспечению прав и свобод, обусловлено конкретно-историческими условиями. Так, форма принуждения определяется степенью развития данного

общества и такими особыми обстоятельствами, как, например, наследие долгой и тяжелой войны, а также формами сопротивления. Методы борьбы должны меняться при изменении обстоятельств. Поэтому содержание форм и методов деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина требует постоянного научного анализа с учетом закономерностей и тенденций развития общества. Все это в конечном счете будет способствовать осуществлению конституционной задачи государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в российском обществе как одного из направлений реализации правоохранительной функции государства.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что важнейшей задачей реформирования системы органов внутренних дел является реализация правоохранительной функции государства через соблюдение, охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина. Исходя из этого, при выработке любой концепции, направленной на совершенствование общественных отношений, следует все поставленные задачи и конкретные меры по их реализации рассматривать через призму человеческой личности, ее прав и свобод, полагая, что это не только продукт функционирования социальной системы, но и важнейшие средства развития последней. Думается, постоянное и восходящее развитие личности, ее прав и свобод имеет самое ценное значение для динамично развивающегося государства и общества.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон Российской Фе-

дерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации. М., 1998.

3. Бутылин В.Н., Гончаров И.В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. М., 2002.

4. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их

обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.

Основную деятельность по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. Органы внутренних дел РФ в системе правоохранительных органов исполнительной власти, призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В своей деятельности органы внутренних дел опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности. Органы внутренних дел представляют собой целостную организацию, которая реализует функцию охраны правопорядка и безопасности на территории РФ.

Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.

Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— организация государственной охраны имущества и организаций;

— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;

— и другие задачи.

Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.

Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:

— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

— организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;

— обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

— выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

— принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

— обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

— другие полномочия.

Административная деятельность. Основная деятельность органов внутренних дел РФ, как раз, и связана с административной деятельностью.

Данная деятельность органов внутренних дел направлена на:

— осуществление мероприятий по охране общественного порядка на территории РФ;

— производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск, а также предупреждение и пресечение административных правонарушений;

— осуществление действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, разработке и проведению мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, организации и осуществлению специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— лицензионно-разрешительную деятельность в сфере занятия определенными видами деятельности, производствами работ (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД России, а также контроль за их осуществлением.

Иные направления деятельности органов внутренних дел РФ:

— участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизация в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

— обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по повышению устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны РФ;

— организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства РФ и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

— обеспечение по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;

— и другие направления.

Традиционно органы внутренних дел входят в систему МВД России.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения о МВД России). По своей системе и структуре построения органов МВД России является уникальным правоохранительным органом исполнительной власти РФ. Данное построение органов, в первую очередь, связано с различными полномочиями, которыми наделено МВД России. Условно вся система построения органов МВД России имеет вертикальную составляющую и горизонтальную.

В зависимости от вертикальной составляющей система органов МВД России состоит:

— на федеральном уровне — из центрального аппарата МВД России;

— на окружном уровне — главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;

— на межрегиональном уровне — оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— на региональном уровне — министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;

— на районном уровне — управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления МВД России на комплексе «Байконур».

Система МВД России на горизонтальном уровне представлена:

— органами внутренних дел, включающими в себя полицию;

— внутренними войска;

— организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п. 14 Положения об МВД России).

В состав органов внутренних дел входят:

— центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);

— территориальные органы МВД России;

— образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;

— окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;

— представительства МВД России за рубежом;

— иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения об МВД России).

Кроме того, каждый из вышеназванных органов МВД России строит систему своих органов в зависимости от федерального, окружного, межрегионального, регионального и районного уровня, т.е. выстраивается вертикальная иерархия названных органов.

В качестве отдельного органа в системе МВД России существует коллегия МВД России, которая образуется в составе Министра (председатель коллегии), заместителей министра, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ, но возглавляет МВД России — Министр внутренних дел РФ (далее — Министр). Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министру разрешено иметь восемь заместителей, в том числе один первый заместитель, один статс-секретаря — заместитель Министра, один заместитель Министра — начальник Следственного департамент МВД России и один заместитель Министра – главнокомандующий внутренними войсками МВД России, а также начальник Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующийся правами заместителя министра (п. 2 Указа Президента РФ от 11 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти. Они образуются Президентом России, и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.

Законодательством Российской Федерации определена компетенция органов внутренних дел, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав.

Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законами и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе МВД РФ. Так, компетенция полиции определяется законом » О полиции», внутренних войск — Законом » О внутренних войсках МВД РФ», и т.д.

В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией РФ, законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами и инструкциями МВД России, положениями о соответствующих службах и органах, а также международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи ОВД:

— Обеспечение охраны личности, защита ее прав, свобод и законных интересов, а также интересов общества и государства от противоправных посягательств.

— Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

— Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

— Раскрытие и расследование преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также преступников.

— Охрана собственности.

— Оказание социальной и правовой помощи населению.

Функции ОВД в сфере административной деятельности

— борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц;


— проведение планомерной работы по профилактике правонарушений;

— обеспечение общественного порядка и общественной безопасности

— осуществление общего и специального административного надзора

— контроль за дорожным движением и техническим состоянием автомототранспорта;

— осуществление контроля за противопожарной безопасностью;

— осуществление разрешительной системы;

— осуществление паспортно-визовой работы;

— проведение дознания и следствия в рамках предоставленной компетенции;

— охрана имущества и объектов от преступных посягательств;

Система органов внутренних делв Российской Федерации построена на принципе федерализма с учетом административно-территориального устройства, наличия федеральных округов, а так же по объектовому принципу с учетом обслуживания объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта и закрытых административно-территориальных образований. В своей деятельности каждое звено системы органов внутренних дел ограничено масштабом обслуживаемой территории.

На федеральном уровневозглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Также второй уровень составляют окружныеглавные управления по федеральным округам, окружные управления материально-технического и военного снабжения, научно-исследовательские и образовательные учреждения МВД России, округа внутренних войск, органы внутренних дел на транспорте и др.

На уровне субъектов Федерации действуют МВД республик, ГУВД, УВД по краю, области, городу федерального значения, автономному округу, автономной области).

На муниципальном уровнесозданы отделы внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. В ОВД по району (городу) могут входить городские (поселковые) отделы (отделения) милиции, а также территориальные пункты полиции. К низовому звену можно отнести и отделы (отделения) внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им линейные пункты милиции.

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти. Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления. Задачи государственного органа представляют собой цели, достижение которых он должен добиваться всей своей деятельностью. Каждый орган государства имеет предназначенные только для него специфические задачи и функции.

Содержание деятельности МВД РФ.

Министерство возглавляет всю систему органов внутренних дел. Специальным правовым актом, определяющим статус Министерства, является Положение о нем, в котором детально определена компетенция МВД России, его задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности.

Содержание деятельности МВД России состоит: в организации деятельности и развития системы МВД России, в том числе кадровой и технической политики; анализе состояния и прогнозировании развития оперативной обстановки, разработке стратегии упреждающего реагирования на ее негативные изменения; оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия, требующие вмешательства федеральных сил; непосредственном осуществлении оперативно-служебных и боевых мероприятий в пределах федеральной компетенции, в том числе по оперативному обслуживанию федеральных органов государственной власти; непосредственном руководстве подразделениями внутренних дел федерального подчинения, организационно-методическом руководстве подразделениями двойного подчинения, оказания им при необходимости практической помощи; информационном обслуживании всех звеньев системы Министерства; представительстве интересов органов внутренних дел в государственных структурах власти, средствах массовой информации и на международном уровне; внедрении положительного опыта и научных рекомендаций; разработке типовых нормативов и стандартов, включая кадровые и ресурсные; обеспечение собственной безопасности системы МВД России.

Структура МВД России.Основные направления деятельности органов, т.е. задачи и функции, определяют внутреннюю структуру Министерства. Организационная структура МВД России состоит из следующих элементов: руководство Министерства, аппарат министерства, главные управления, департаменты и другие подразделения.

Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: министр, его заместители, коллегия Министерства.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководство конкретными направлениями деятельности Министерства в соответствии с распределением обязанностей осуществляют первые заместители министра, заместители министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом России по представлению Правительства Российской Федерации, заместитель министра — командующий внутренними войсками, назначаемый Президентом России по предложению министра. Количество заместителей определяется Президентом (в Указе № 248-2011 г. – 8 заместителей.)

Министерство организует свою работу на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении вопросов по руководству системой органов с установлением строгой персональной ответственности должностных лиц за состоянием дел на порученном участке работы.

В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра, Директора ФМС (членов коллегии по должности), а также руководящих работников органов внутренних дел. Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и объявляются приказами министра и являются обязательными для всех органов и служб системы МВД.

В главном управлении командующего внутренними войсками Министерства образуется военный совет.

Для коллегиальной разработки стратегии на важнейших направлениях деятельности органов внутренних дел в Министерстве образуется научно-методический совет. В состав совета входят министр (председатель), члены коллегии министерства и другие руководители органов внутренних дел, ученые и наиболее опытные практические работники.

При МВД действует Общественный совет, формируемый в порядке, установленном Президентом РФ.

Добавить комментарий