ОВД и сэв

Задание 5. Тестирование

I. Укажите правильный вариант ответа.

  1. Экономическая реформа А.Н. Косыгина предусматривала:

а) образование совнархозов; б) расширение прав предприятий;

в) акционирование крупных предприятий;

г) отказ от пятилетнего планирования, переход к семилетним планам развития экономики.

2. Основной причиной неудачи экономической реформы 1965 г. была (о): а) ликвидация системы государственного планирования;

б) несовместимость принципов хозрасчета с централизованной системой управления экономикой;

в) ослабление государственного контроля над предприятиями;

г) несогласие руководителей предприятий с реформой.

3.К характерным чертам внутриполитического режима СССР в период правления Л.И. Брежнева не относится:

а) увеличение численности бюрократического аппарата;

б) стабильность внутриполитической обстановки;

в) нарастающее восхваление личных заслуг Л.И. Брежнева;

г) начало радикальной перестройки политической системы СССР.

4. Кому из советских руководителей в 1990 году была присуждена Нобелевская премия мира: а) Б. Ельцину; б) М. Горбачёву;

в) Э. Шеварднадзе; г) Ю. Андропову.

5. К последствиям перестройки относится:

а) принятие Конституции «развитого социализма»;

б) укрепление территориальной целостности государства;

в) ускорение экономического развития страны;

г) обострение межнациональных отношений.

6.Соглашение о роспуске СССР было подписано:

а)19 августа 1991 г.; б) 8 декабря 1991 г.;

в) 12 июня 1990 г.; г) 30 декабря 1991 г.

7.Прекращение деятельности СЭВ и ОВД стало следствием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР; г) резолюции ООН.

8.Отметьте две характерные черты общественно-политической жизни в СССР в 1990—1991 годы:

а) возникновение и рост забастовочного движения;

б) наступление общественной апатии, падение интереса граждан к политическим событиям;

в) нарастание национального сепаратизма в республиках СССР;

г) восстановление в полном объеме общественно-политического влияния КПСС на общество.

II. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.

  1. Советско-американские соглашения о контроле над страте­гическими вооружениями и ограничении систем противоракетной обороны в 1972 г. подписали в Москве Л.И. Брежнев и Р. Никсон.

  2. Конституция СССР 1977 г. декларировала, что ядром полити­ческой системы СССР является КПСС.

  3. Достижение к 1970-м годам равновесия стратегических вооружений СССР и США называется альянсом.

  4. Л.И. Брежнев стал первым секретарем ЦК КПСС в 1964 г.

  5. В 1970-е — первой половине 1980-х гг. наибольшие средства вкладывались в жилищное строительство.

  6. Характерной чертой внутриполитического курса Ю.В. Андропова стало ужесточение мер, направленных на укрепление трудовой дисциплины.

  7. Система мер по ограничению суверенитета социалистических стран после событий в Чехословакии в конце 1980-х гг. получила название «доктрины Брежнева».

  8. После смерти Ю.В. Андропова к власти пришёл М.С. Горбачев

  9. Важным событием политической жизни СССР в конце 1980-х гг. стало принятие новой Конституции.

  1. На XIX Всесоюзной партийной конференции была принята резолюция о необходимости построения правового государства.

  2. СССР в конце 1980-х годов пытался силой удержать восточноевропейские страны в рамках СЭВ и ОВД.

III. Определите, по какому принципу образованы ряды.

  1. А.Д. Сахаров, В.И. Буковский, А.И. Солженицын Представители диссидентского движения

  2. О.Д. Бакланов, В.А. Крючков, В.С. Павлов Б.К. Пуго, август 1991 г.

  3. Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, М.С. Горбачёв Первые генеральные секретари ЦК КПСС (1950- е гг.-1980 егг.)

4. Сумгаит, Нагорный Карабах, Фергана, Приднестровье

IV. Установите правильное соответствие. 1-б, 2-г, 3-а, 4-в

1. Участие в создании ОВД

а) март 1969 г.

2. Участие в Совещании по проблемам безопасности в Хельсинки

б) 1955 г. (14 мая создание)

в) июль-август 1980 г.

3. Участие в вооруженном конфликте с Китаем на о-веДаманском

г) август 1975г.

4. Проведение в Москве XXII Олимпийских игр

Роспуск Варшавского Договора и СЭВ

  • •Соколов А.К., Тяжельникова В.С.
  • •КУРС СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ, 1941-1991:
  • •1. НАШЕСТВИЕ
  • •Нападение Германии на СССР
  • •План «Барбаросса»
  • •Цели Германии в войне
  • •Характер войны со стороны Германии и СССР
  • •Освещение войны в западной и отечественной литературе
  • •Первые недели войны
  • •Реакция советского руководства на начало войны
  • •Мобилизации и репрессии
  • •Народ и власть
  • •Поражения Красной Армии и их причины
  • •»Трещины» в плане «Барбаросса»
  • •Смоленское сражение
  • •Бои на ленинградском направлении
  • •Бои на Украине
  • •Разногласия в гитлеровском военном руководстве
  • •Сражение за Ленинград
  • •Катастрофа на Украине
  • •2. БИТВА ЗА МОСКВУ
  • •Складывание анти-гитлеровской коалиции
  • •Обстановка в стране осенью 1941 г.
  • •Начало операции «Тайфун»
  • •Оборона Москвы
  • •Новый натиск на Москву
  • •Положение на других фронтах в период Московской битвы
  • •Контр-наступление советских войск под Москвой
  • •3. ОТ МОСКВЫ ДО СТАЛИНГРАДА
  • •Анти-гитлеровская коалиция
  • •Боевые действия держав «оси»
  • •Советское наступление зимой 1942 г.
  • •Ленинградская блокада
  • •Военные неудачи и катастрофа под Харьковом
  • •Германия выходит из кризиса
  • •»Второй поход Гитлера в Россию»
  • •Генерал Власов
  • •Помощь союзников и проблема второго фронта
  • •»Ни шагу назад!»
  • •Наступление на Кавказ и его провал
  • •Оборона Сталинграда
  • •События на других фронтах
  • •4. ГЕРМАНСКИЙ «НОВЫЙ ПОРЯДОК» И ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
  • •Устройство и управление захваченных территорий СССР
  • •Экономическая политика
  • •Внутри-политический режим
  • •»Восточные рабочие»
  • •Военнопленные
  • •»Холокост»
  • •Карательные акции
  • •Вопрос о сопротивлении оккупационному режиму
  • •Первые шаги партизанского движения
  • •Расширение партизанского движения
  • •Партизанские рейды
  • •Борьба с партизанами
  • •Изменения в оккупационной политике
  • •5. ПЕРЕЛОМ
  • •Сущность перелома
  • •Милитаризация экономики
  • •Милитаризация труда
  • •Влияние войны на советскую деревню
  • •ГУЛАГ в годы войны
  • •Изменения в сознании и духовной жизни
  • •Советские военачальники
  • •Операция «Уран»
  • •Операция «Малый Сатурн»
  • •Операция «Кольцо»
  • •Завершение Сталинградской битвы и ее значение
  • •Касабланка
  • •Битва за Кавказ
  • •Операция «Искра»
  • •На других фронтах
  • •»Реванш за Сталинград»
  • •Действия союзников
  • •НКСГ
  • •Поставки по ленд-лизу
  • •Мобилизация в рейхе
  • •Операция «Цитадель»
  • •Курская битва
  • •6. ИЗГНАНИЕ
  • •Переход Красной Армии в наступление
  • •Характер советского наступления
  • •»Рельсовая война»
  • •Освобождение Донбасса
  • •Освобождение Брянска, Смоленска, Новороссийска
  • •На подступах к Днепру
  • •Битва за Днепр
  • •Освобождение Киева
  • •Выход Красной Армии в Белоруссию
  • •Ситуация в Европе
  • •Тегеран
  • •Ситуация на 1944 г.
  • •Ленд-лиз и отношения с союзниками
  • •Изменения в политике сталинского руководства
  • •Сражение на правобережной Украине
  • •Ликвидация ленинградской блокады
  • •Выход на государственную границу СССР
  • •Освобождение Крыма
  • •Открытие Второго фронта
  • •»Четвертый удар»
  • •Операция «Багратион»
  • •Летние бои на других фронтах
  • •Политика на освобожденных территориях
  • •Репрессированные народы
  • •Борьба с антисоветским подпольем
  • •7. «ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ МИССИЯ КРАСНОЙ АРМИИ»
  • •Война вступает в новый этап
  • •Вопрос об освободительной миссии Красной Армии
  • •Варшавское восстание
  • •Ясско-Кишиневская операция
  • •Переход Румынии в стан антигитлеровской коалиции
  • •Переход Болгарии в стан антигитлеровской коалиции
  • •Выход Финляндии из войны
  • •Наступление на Западном фронте
  • •Отношения союзников
  • •Словацкое национальное восстание
  • •Освобождение Белграда
  • •Греция и Албания
  • •Венгрия
  • •Освобождение Прибалтики
  • •»Десятый удар»
  • •Арденны
  • •Висло-Одерская операция
  • •Бои в Восточной Пруссии
  • •Бои за Будапешт
  • •Ялта
  • •Наступление союзников
  • •Приближение краха третьего рейха
  • •Нарастание противоречий в стане коалиции
  • •Восточно-Померанская операция
  • •Штурм Кенигсберга
  • •Бои в Венгрии и Чехословакии
  • •Взятие Вены
  • •8. ПОБЕДА
  • •Германия накануне краха
  • •Падение Берлина
  • •Последние бои
  • •Капитуляция Германии
  • •Потсдам
  • •Советская политика в Германии
  • •Репатриация
  • •Итоги войны
  • •Разгром Японии
  • •Часть II «ПОСЛЕВОЕННЫЙ СТАЛИНИЗМ»
  • •1. МИР ПОСЛЕ ВОЙНЫ
  • •Рост влияния СССР на международной арене
  • •»Холодная война»
  • •Причины и начало «холодной войны»
  • •Восточная Европа
  • •Коминформ
  • •Советско-югославский конфликт
  • •Создание «социалистического лагеря»
  • •Национально-освободительное движение
  • •Корея и Вьетнам
  • •Образование КНР
  • •Формирование биполярного мира
  • •НАТО
  • •Германская проблема
  • •Возрастание международной напряженности
  • •Борьба за мир
  • •Война в Корее
  • •Внешнеполитическая обстановка и внутреннее положение в стране
  • •2. ПОСЛЕВОЕННОЕ НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО
  • •Приоритеты экономической политики
  • •Усиление ведомственных начал
  • •Промышленность
  • •Наука
  • •Политика в отношении деревни
  • •Голод 1946 г.
  • •Кризисные явления в сельском хозяйстве
  • •Сфера распределения
  • •Финансовая политика
  • •3. НАРОД И СТАЛИН
  • •Армия и общество
  • •Демобилизация
  • •Город и деревня
  • •Повседневная жизнь
  • •Общественные настроения
  • •Колхозники
  • •Бегство из деревни
  • •Изменения в рабочем классе
  • •Интеллигенция
  • •Советский аппарат и номенклатура
  • •Усиление социальной дифференциации
  • •Рост населения ГУЛАГа и его причины
  • •Беспризорность
  • •Бандитизм и преступность
  • •Антисоветское подполье
  • •Усиление карательной политики государства
  • •Семья и школа
  • •Студенчество
  • •Догматизация идеологии
  • •»Ждановщина»
  • •»Отец народа»
  • •Великодержавные тенденции
  • •Борьба с «безродными космополитами»
  • •4. ОКРУЖЕНИЕ ВОЖДЯ
  • •Сращивание партийного и государственного аппарата
  • •Принципы управления
  • •Центральный и местный аппарат
  • •Национальная кадровая политика
  • •Военные
  • •Централизация власти
  • •Сталин в послевоенные годы
  • •»Борьба бульдогов под ковром»
  • •»Ленинградское дело»
  • •Карательные органы
  • •Реформа высших партийных органов
  • •ЧАСТЬ III «ОТТЕПЕЛЬ»
  • •1. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА
  • •Смерть вождя и ее последствия
  • •Первые признаки либерализации режима
  • •Низвержение Берии
  • •Возвышение Хрущева
  • •Борьба в высших эшелонах партийного руководства
  • •Разоблачение «культа личности и его последствий»
  • •»Десталинизация»
  • •»Антипартийная группа»
  • •2. «МИРНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ДВУХ СИСТЕМ»
  • •Изменение внешней политики
  • •Десталинизация в Восточной Европе
  • •Примирение с Югославией
  • •Варшавский договор
  • •Венгерские и польские события
  • •Крах колониальной системы
  • •Обострение советско-китайских отношений
  • •СССР и страны «третьего мира»
  • •Кубинская революция
  • •Курс на «мирное сосуществование»
  • •»Соревнование двух систем»
  • •Гонка вооружений
  • •Берлинский кризис
  • •Карибский кризис
  • •3. СОВЕТСКОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  • •Незавершенность модернизационных процессов
  • •Сельское хозяйство
  • •Сентябрьский пленум 1953 г.
  • •Целинная эпопея
  • •Кукурузная эпопея
  • •»Догнать и перегнать Америку!»
  • •Ликвидация МТС
  • •Преобразование колхозов в совхозы
  • •Гонения на личные подворья
  • •Крах административных преобразований на селе
  • •Обострение продовольственной ситуации в стране
  • •Закупки зерна за границей
  • •Уровень жизни
  • •Жилищное строительство
  • •Усиление материальных стимулов на производстве
  • •Индустриальное общество
  • •Изменение народно-хозяйственных пропорций
  • •Появление новых отраслей
  • •Транспорт
  • •Попытки децентрализации экономики
  • •Замедление темпов промышленного развития
  • •4. ПРОТИВОРЕЧИЯ «ОТТЕПЕЛИ»
  • •Общество и власть
  • •Ограничение роли карательных органов
  • •Изменения в законодательстве
  • •Конец ГУЛАГа
  • •Национальная политика
  • •Рост образования
  • •Школьная реформа
  • •Высшая школа и высшее образование
  • •Наука
  • •Литература и искусство
  • •Идеология
  • •»Полная и окончательная победа социализма»
  • •Программа «развернутого строительства коммунизма»
  • •»Движение за коммунистическое отношение к труду»
  • •Общественные настроения
  • •Кризис внутренней политики Хрущева
  • •ЧАСТЬ IV «ЗРЕЛЫЙ СОЦИАЛИЗМ»
  • •1. СТАБИЛИЗАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ СОВЕТСКОГО РЕЖИМА
  • •Падение Хрущева
  • •Новое «коллективное руководство»
  • •Внутренние проблемы
  • •Возвышение Брежнева
  • •Реформа Косыгина
  • •Причины неудачи хозяйственных реформ
  • •Консервация экономики и управления
  • •Централизация и бюрократизация аппарата
  • •Ведомственность
  • •Гигантомания
  • •Освоение новых районов
  • •2. «РАЗРЯДКА»
  • •Международная обстановка
  • •Вьетнамская война
  • •Чехословацкие события 1968 г.
  • •»Доктрина Брежнева»
  • •События на острове Даманский
  • •Брежневская программа мира
  • •Ограничение гонки вооружений
  • •Реализация курса разрядки
  • •Возрастание военной мощи СССР
  • •СБСЕ
  • •Военно-стратегический паритет
  • •Помощь «развивающимся странам»
  • •Международная обстановка и внутреннее положение в СССР
  • •3. ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • •Урбанизация страны
  • •Социальные сдвиги
  • •Номенклатура
  • •Интеллигенция и служащие
  • •Рабочие
  • •Колхозники
  • •Потребительская революция
  • •Рост материальных и духовных запросов
  • •Проблемы качества жизни
  • •4. ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
  • •Идеология
  • •Общественные науки
  • •Литература и искусство
  • •Цензура и самоцензура
  • •Конституция «зрелого социализма»
  • •Диссиденты
  • •Солженицын
  • •»Шестидесятники»
  • •5. «ЗАСТОЙ»
  • •Кризис советской системы планирования
  • •Проблема интенсификации экономики
  • •Крах программы освоения Нечерноземной зоны РСФСР
  • •Продовольственная программа
  • •Проблемы постиндустриального развития
  • •Демографические проблемы
  • •Рост аномальных общественных явлений
  • •Дефицит
  • •Очереди
  • •»Теневая экономика»
  • •Нарастание общественного недовольства
  • •Геронтократия
  • •Номенклатура периода «зрелого социализма»
  • •Андропов
  • •Черненко
  • •Кризис просоветских режимов
  • •Усиление военного вмешательства
  • •Афганская война
  • •События в Польше
  • •СССР и Китай
  • •Советско-американские отношения
  • •1. «ПЕРЕСТРОЙКА»
  • •Горбачев и его «команда»
  • •»Ускорение»
  • •»Чернобыль»
  • •Ухудшение экономической ситуации
  • •»Новое мышление»
  • •Курс на «перестройку» и построение «социализма с человеческим лицом»
  • •»Гласность»
  • •Переосмысление истории
  • •Экономическая ситуация
  • •Политические реформы
  • •ХIХ партийная конференция
  • •Новые выборы в Советы
  • •Съезды народных депутатов СССР
  • •Рост экономической и политической напряженности
  • •Первый Съезд народных депутатов РСФСР
  • •Национальные конфликты
  • •2. КРУШЕНИЕ «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ»
  • •Новое мышление в международных делах
  • •Конец «холодной войны»
  • •Вывод советских войск из Афганистана и из стран Восточной Европы
  • •Крах социализма в Восточной Европе
  • •Роспуск Варшавского Договора и СЭВ
  • •Поиски выхода из экономической ситуации
  • •»Суверенизация»
  • •»Демократы» и «партократы»
  • •События в Прибалтике
  • •»Павловская» реформа
  • •»Война законов»
  • •Мартовский референдум
  • •Рост забастовочного движения
  • •»Ново-Огаревский процесс»
  • •Ельцин — Президент РСФСР
  • •Новый союзный договор
  • •Деградация КПСС
  • •Августовский путч
  • •Референдумы о независимости республик
  • •Запрещение КПСС и курс на смену общественного строя в России
  • •Ликвидация СССР
  • •ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СССР и образование мировой системы социализма. СЭВ и ОВД и их роспуск

Мировая система социализма — молодая система, но она все более превращается в фактор, определяющий ход мирового развития. Эта система накопила богатый опыт строительства социализма, который имеет громадное значение для дальнейшего развития человечества.
В распоряжении международного рабочего движения, как отметил Н. С. Хрущев на XXII съезде КПСС, в настоящее время наряду с огромным опытом СССР имеется также накопленный в других социалистических странах опыт развития новой формы диктатуры пролетариата — народной демократии; «опыт строительства социалистического общества в промышленно развитых странах; опыт перехода к социализму экономически слаборазвитых стран, минуя капиталистическую стадию развития; опыт социалистического преобразования деревни без национализации земли» и т. д. Творческое обобщение опыта строительства социализма во всех странах мировой социалистической системы является основой для дальнейшего развития марксизма-ленинизма, в том числе и его экономической теории.
XXII съезд КПСС сделал шаг вперед в деле изучения и обобщения этого опыта. Принятая на съезде Программа партии дает определение мировой системы социализма, показывает противоположность закономерностей экономического развития социалистических и капиталистических стран, основу экономического и политического содружества социалистических стран, раскрывав великое значение этого содружества.
Мировая система социализма представляет собой социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных народов, идущих по пути социализма и коммунизма, объединенных общностью интересов и целей, тесными узами международной социалистической солидарности. Ее развитие происходит по законам, прямо противоположным законам развития мировой капиталистической системы.
Во-первых, образование и развитие мировой социалистической системы происходит на основе суверенности, полной добровольности и в соответствии с коренными жизненными интересами трудящихся всех стран этой системы. Мировая система капитализма, напротив, складывалась и развивалась в ожесточенной борьбе между образующими ее государствами, возникновение ее сопровождалось закабалением, системой наемного рабства сотен миллионов людей.
Во-вторых, в мировой системе социализма действуют законы, обеспечивающие неуклонный, планомерный рост экономики всех входящих в нее стран, подъем и укрепление мировой социалистической системы в целом. В мировой системе капитализма действует закон неравномерного экономического и политического развития, углубляющий и обостряющий противоречия между государствами. В-третьих, экономика мирового социализма развивается высокими и устойчивыми темпами и характеризуется общим непрерывным хозяйственным подъемом всех социалистических стран; экономика же мирового капитализма развивается медленными темпами, испытывает кризисы и потрясения.
Быстрому экономическому росту мировой системы социализма способствует сплочение и тесное сотрудничество входящих в нее стран. Мировая система социализма — новый тип экономических и политических отношений между странами. Для развития тесного сотрудничества между всеми странами мировой системы социализма, как отмечается в Программе КПСС, имеются налицо необходимые объективные условия: «Социалистические страны имеют однотипную экономическую основу — общественную собственность на средства производства; однотипный государственный строй — власть народа во главе с рабочим классом; единую идеологию — марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революционных завоеваний и национальной независимости от посягательств империалистического лагеря; единую великую цель — коммунизм». Сотрудничество социалистических стран предполагает их полное равноправие, взаимное уважение независимости, суверенитета и братскую взаимопомощь.
Укрепление содружества и единства социалистических стран встречает сопротивление со стороны империалистической реакции, которая стремится помешать этому, используя для этой цели в качестве основного оружия отдельные проявления буржуазного национализма и национальной ограниченности. Поэтому XXII съезд КПСС указал, что важным условием дальнейшего упрочения социалистического содружества является решительная борьба за преодоление пережитков буржуазного национализма и шовинизма. Развитие социалистических стран в составе единой мировой-системы социализма позволяет этим странам пользоваться преимуществами мировой социалистической системы (особенно международного социалистического разделения труда) и тем самым сократить сроки строительства социализма и осуществить более или менее одновременно, в пределах одной исторической эпохи, переход к коммунизму. Как и предвидел В. И. Ленин, в процессе сближения отдельных национальных хозяйств мировой системы социализма развиваются тенденции к созданию в будущем мирового коммунистического хозяйства, регулируемого победившими трудящимися по единому плану.

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Создана по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

Деятельность СЭВ определялась Уставом, принятым Сессией Совета (12-е заседание сессии, декабрь 1959 года). В Устав СЭВ были внесены изменения на 16-м (июнь 1962), 17-м (декабрь 1962) и 28-м (июнь 1974) заседаниях Сессии СЭВ.

Делегации стран возглавляли главы правительств. На 16—18-м и 23-м заседаниях Сессии делегации стран возглавляли первые (генеральные) секретари ЦК коммунистических и рабочих партий стран — членов СЭВ. Сессии созывались ежегодно, поочерёдно в столицах стран — членов СЭВ в порядке названий стран по русскому алфавиту. Могли созываться внеочередные (чрезвычайные) Сессии по просьбе или с согласия не менее 1/3 стран — членов СЭВ.

Исполнительный комитет (создан в 1962 году) — главный исполнительный орган СЭВ, состоявший из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны.

Секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган Совета. Местопребывание — г. Москва. Работой Секретариата руководил Секретарь СЭВ и его заместители. Секретарь — главное должностное лицо Совета.

Переводной рубль — коллективная валюта, мера стоимости, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчётов стран — членов Совета экономической взаимопомощи.

Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший биполярность мира на 36 лет. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.

Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.

В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы 25 февраля 1991 года государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора. Численность Вооруженных Сил Организации Варшавского Договора на 1985 год составила 7 562 987 солдат.

Точка в прекращении существования «социалистического содружества» была поставлена весной 1991 г., когда был законодательно оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Это событие знаменовало действительно глубокие перемены в общемировом развитии. Их суть состояла в прекращении существования биполярного мирового устройства на фоне резкого ослабления внешнеполитических и экономических позиций Советского Союза. В результате глубокого экономического кризиса, в котором оказался Советский Союз в 1990—1991 гг., а также нарушения традиционных «сэвовских» связей Горбачев был вынужден обратиться за финансовой и материальной помощью к странам так называемой «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В июле 1991 г. Горбачев был приглашен на встречу «семерки», в повестке дня которой стоял и вопрос о мерах по оказанию помощи Советскому Союзу. Несмотря на обещания, серьезной материальной помощи Горбачеву Запад не оказал, гуманитарные поставки продовольствия и медикаментов никакого существенного влияния на положение обычных людей не оказали. Хотя в 1990 г. США предоставили СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле, ограничения на поставку высокотехнологичного оборудования сняты не были. Распад Советского Союза стал финальным аккордом «нового политического мышления». США остались единственной мировой сверхдержавой, а в декабре 1991 г. американский президент поздравил граждан США с победой в «холодной войне». Во внешнеполитической игре с Советским Союзом по правилам Горбачева Запад исходил из своих долгосрочных стратегических целей.

Военно-политические конфликты на постсоветском пространстве

Одним из важнейших международных последствий распада СССР стало углубление межэтнических и национальных противоречий между бывшими советскими республиками и вну три них. Самоопределение республик поставило в ряде из них вопрос о статусе автономных образований в их составе. В результате возникло сразу несколько военно-политических конфликтов на постсоветском пространстве.

Современные конфликты на постсоветском пространстве, как и в целом конфликты постбиполярной эпохи, чаще всего начинаются как внутригосударственные, но затем быстро интернационализируются, что усложняет процесс их урегулирования. Основой современных конфликтов все чаще становятся этнические или конфессиональные различия.

Приднестровский конфликт имеет глубокие исторические корни и связан с особенностями создания в 1940 г. Молдавской ССР, объединившей Бессарабию, историческую область Румынии, населенную молдаванами, и Молдавскую АССР, часть Украинской ССР, населенную русскими, украинцами и молдаванами. Кроме того, в Молдавскую ССР была включена Гагаузия, область компактного проживания тюркоязычного этноса.

Советский Союз проводил в Молдавии политику, направленную на подчеркивание различий между румынской и молдавской культурами. Это было обусловлено опасениями, что рано или поздно Молдавия или ее части (главным образом Бессарабия, а также Северная Буковина) захотят вернуться «в лоно» Румынии.

В 1990 г. Верховный Совет Молдавской ССР принял закон о придании молдавскому языку статуса государственного. Это, а также объявление Кишиневом Бессарабии и Северной Буковины румынскими территориями, оккупированными СССР, вызвало в Приднестровье (территории бывшей Молдавской АССР на левом берегу Днестра) и в Гагаузии опасения о стремлении Кишинева воссоединиться с Румынией. В этих условиях 2 сентября 1990 г. на территории Приднестровья была провозглашена Приднестровская Молдавская ССР в составе Советского Союза.

Кишинев начал экономическую блокаду Приднестровья, а также предпринял попытки установить контроль над Гагаузией, закончившиеся вооружен н ы м и стол кновен ия м и.

5 ноября 1991 г. Приднестровская Молдавская ССР была переименована в Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР), а 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о независимости ПМР, в ходе которого 97,7% избирателей проголосовали за независимость. Кишинев не признал результатов голосования. Так ПМР стала первым непризнанным государством на постсоветском пространстве. Приднестровский конфликт до сих пор не урегулирован.

В Грузии в 1990-х гг. вспыхнуло сразу несколько национально-территориальных конфликтов. В 2008 г. Республика Абхазия и Республика Южная Осетия объявили себя независимыми от Грузии, что стало возможным при поддержке Российской Федерации. Эти две республики также не были признаны большинством международного сообщества и пополнили ряды непризнанных государств. В Аджарии, области Грузии, где проживает преимущественно тюркоязычное население, также сильны сепаратистские настроения.

В конце 1980-х гг. встал вопрос о принадлежности Нагорно-Карабахской автономной области, которую до сих пор оспаривают Азербайджан и Армения. Населенный преимущественно армянами, Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР, однако с распадом СССР встал вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении.

В сентябре 1991 г. была провозглашена независимость Нагорно-Карабахской Республики, еще одного непризнанного государства на постсоветском пространстве.

Нагорно-Карабахский конфликт представляет собой кровопролитное противостояние между армянами и азербайджанцами, то затихающее, то вспыхивающее вновь. Конфликт не только является препятствием на ну ги установления нормальных армяно-азербайджанских отношений и стабилизации обстановки на Южном Кавказе, но и порождает межэтническую вражду и ненависть, поражающие армянское и азербайджанское общества даже на бытовом уровне, причем не только в пределах двух стран, но и за их пределами, например, в России.

Вовлечение третьих стран (России, Турции), в том числе внерегио- нальных (США, ЕС, Ирана), в Нагорно-Карабахский конфликт приводит к тому, что возникают все новые сложности в его урегулировании, так как происходит столкновение интересов множества держав, каждая из которых не хочет идти на уступки.

Гражданская война в Таджикистане (1992—1996), в отличие от вышеописанных конфликтов, была вызвана борьбой за власть, начавшейся между кланами внутри таджикского общества после обретения страной независимости.

Каковы основные черты взаимодействия стран СЭВ и
ОВД с экономическими и политическими организациями стран Запада?

Андрей Авраменко 39029 3 года назад Либеральный просветительский проект «Мечта Свободы» — dreamfreedom.ru Пользователю можно задать вопрос

Никакого взаимодействия ОВД и СЭВ с экономическими и политическими организациями стран Запада никогда не было да и быть не могло, если не брать короткий период второй половины 1980-х гг., или периода «перестройки», когда из-за кризиса и договариваться уже было не о чем.

Обе организации — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского Договора (ОВД) — как раз и создавались для того, чтобы исключить контакты «соцев» (соцстраны, которые до середины 1970-х гг. обычно назывались «странами народной демократии») с Западом и теснее привязать их к Москве.

СЭВ появился в 1949 г., как своеобразный ответ на начавшиеся интеграционные процессы в Западной Европе в том смысле, что мы, соцлагерь, мол, не лыком шиты и тоже так можем. Однако не смогли. Хотелось быть похожими, видели, как это должно выглядеть снаружи, но как в реальной жизни выстраивать интеграционные процессы, никто не знал и не понимал. И не мог этого знать, потому что никто ни в СССР, ни тем более в соцстранах экономику не понимал. Базовое описание «бизнес-процесса» экономической деятельности было у коммунистов простым: принять решение на Политбюро — поручить правительству выделить деньги, материалы и найти людей — построить — партийным комитетам проконтролировать. Как вариант: принять решение о сборе урожая зерновых — поручить правительству выделить транспорт и топливо — «поднять» колхозников на борьбу за урожай — наградить отличившихся и устроить выволочку не справившимся.

В Европе же стыковались кирпички совершенно другой экономики, капиталистической, которые в силу своей природы искали свободы — свободы капитала, рабочей силы, товаров. Поиск рынка, выгоды, прибыли толкал к торговле, проникновению в другие страны, на другие территории. Смысл интеграции в ЕЭС состоял в том, что правительства устраняли препятствия на пути движения капитала, товаров, рабочей силы, объединяя страны-участницы в единый большой рынок.

Коммунистическая же экономика по своей природе была закрыта, и закрыта она была, прежде всего, идеологами и органами госбезопасности: ничто, никто, никуда не должно было расползаться, уезжать и — особенно — что-либо делать без предварительного разрешения «компетентных» органов. Что в тогдашнем Советском Союзе, Польше или Чехословакии могло толкнуть какой-нибудь завод на сбыт своей продукции, например, в Великобританию, ФРГ или Голландию? Или на поиск инвестиций в одном из многих западноевропйских банков? «Вы с ума сошли, дорогой товарищ? Вам жить надоело?», — вот самое невинное и любезное, что можно было бы услышать по этому поводу от «компетентных» органов. Хотите что-то продать за рубеж — обращайтесь в установленном порядке в министерство внешней торговли, которое вашу заявку рассмотрит. Может быть. А скорее, не рассмотрит, потому что у него уже составлен план не только на год, а на целую пятилетку вперёд, и вас в этом плане нет, да и вообще вы никому не нужны.

Но более фундаментален другой вопрос: а почему у вашего завода откуда-то появились излишки для торговли? Ведь Госплан спланировал так, что вся ваша продукция уже на 5 лет вперёд расписана по внутренним потребителям. Составлены балансы — отраслевые, региональные. Под ваше производстство будет выделен вполне определённый объём электроэнергии (завод же не может без этого), расходных материалов, сырья, бумаги, воды, тепла, людей. В свою очередь производители электроэнергии, расходных материалов, сырья, бумаги, воды, тепла (хотел написать ещё — людей) получили сумму нарядов на таких, как вы, и в ответ получат по кругу часть вашей продукции (варежки, насосы, кузнечные прессы, презервативы, картофель, блокноты, авторучки, асфальт и проч.). Всё рассчитано до штук, метров, килограммов, копеек. Если вы — чисто теоретически — в этой системе балансов продаёте часть своей продукции (а это ведь не несколько штук чего-то, а хотя бы 10-15-20% того, что вы производите) на сторону, то все балансы рушатся, потому что продавать будете же не вы один, а все.

И вот в этом самая главная, принципиальная проблема — либо всё планировать и запретить всякую самостоятельность, либо включить рынок. Должен быть регулятор, который будет решать. Коммунистической системе с её плановыми балансами интеграция не нужна, у неё главный и единтвенный регулятор — Государственный плановый комитет СССР (Госплан — он в нынешней Думе в Охотном ряду в Москве размещался). А нужен он потому, что здесь возникает вторая не менее принципиальная проблема: поскольку сбалансировать всё и вся невозможно, то всегда образуется дисбаланс, следствием которого всегда будет дефицит товаров и услуг, а особенно — продовольствия (неурожай ведь запланировать нельзя), при избытке некачественных, никому не нужных товаров.

Внутри СЭВа интеграции не было — был бартер, обмен одних товаров на другие под ширмой «переводного рубля» — некоей условной денежной единицы.

Но поскольку в условиях всеобщего дефицита никто не мог друг друга «насытить» товарами, то цепочки рвались и соцстранам приходилось лучшее из того, что они могли произвести по качеству, продавать в индивидуальном порядке западноевропейским соседям за твёрдую валюту, а не друзьям-товарищам за неизвестно что. Вот так и жили. Больше всех себя мог обеспечить в этих уловиях Советский Союз в силу огромной сырьевой базы. Поэтому «соцы» регулярно обдирали Москву на предмет бесплатных или очень льготных поставок им сырья и электроэнергии. Ничего другого им не нужно было. Да мы и предложить не могли, разве что самую дешёвку убогого качества, которую брали, потому что западные потребительские товары немногие могли себе позволить из-за цены.

Проблемность СЭВа проявлялась в том, что первые лет 10 он вообще никак не функционировал. Не было даже рабочих органов этой организации. Устав появляется только 10 лет спустя, в 1959 г. В 1962 г. появляется исполком организации. Ещё через несколько лет создаются какие-то рабочие комиссии.

Вот что рассказывает тогдашний советский лидер — Первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущёв на заседании Президиума (Политбюро) ЦК КПСС 10 сентября 1964 г. по итогам своего недавнего визита в Чехословакию: «Чехословакия без экспорта на свободную валюту развиваться не может, потому что мы их полностью удовлетворить не можем».

Через год, в октябре 1965 г., новый советский лидер — Первый (позже — Генеральный) секретарь ЦК КПСС Л.Брежнев констатирует на переговорах с польскими руководителями: «СЭВ — наша ахиллесова пята. Мы не можем сказать, что мы вообще не движемся вперёд, но это не движение, которое бы нас устраивало. СЭВ стал тормозом. Но и от него отказаться нельзя…». В общем, как говорится, чемодан без ручки. Ну и какой западной экономической организации нужно вот такое… явление? На чём строить отношения — на бартере?

К началу 1970-х СЭВ немножко оживили, чего-то там копошились. Но с конца 1970-х стал нарастать системный кризис, который усугубился из-за кризиса энергетического. Заваливался СССР, а вслед за ним и его сателлиты. На этом фоне начали хвататься за идею отношений между СЭВ и ЕЭС. Но кроме прямой торговли за валюту, которую все и так сами по себе вели по отдельности ничего плодотворного родиться не могло. Правда, уже перед самым обвалом, в 1988 г., подписали рамочнное соглашение, но оно вскоре утонуло вместе с коммунистической системой, идеей и всеми балансами.

А других экономических организаций особенно и не было — не только в Европе, но и в мире. Мир тогда выглядел по-другому. Мало, кто вообще мог что-то существенное предложить кроме американцев и европейцев.

С ОВД ещё проще. Организация Варшавского Договора появилась в мае 1955 г. тоже как ответ — теперь уже ответ НАТО. Но появляется ОВД не для развития отношений с НАТО, а как раз для борьбы с нею. Все военные планы ОВД, возглавляемой то одним, то другим советским маршалом, составляются в Генштабе в Москве с учётом действий и задач советских вооружённых сил в Европе. Главный сценарий вероятного развития военного конфликта — из-за Западного Берлина со стремительным наступлением десятков танковых и мотострелковых дивизий из ГДР и западных военных округов СССР (в начале 1980-х сведённых в Западное направление) по немецкой равнине в ФРГ и далее при поддержке авиации и с применением тактического ядерного оружия… Американцы тогда на нас, мы — на них… Пепел, радиация и т.д. Задача армий соцстран — поддержать действия советских войск.

Второй главный сценарий — распад Югославии в случае смерти Тито, которая наступила незадолго до распада СССР и ОВД и уже с другими последствиями.

Поэтому никаких отношений с какими бы то ни было чертами — основными или неосновными — между ОВД и НАТО не существовало за исключением протокольных дел, связанных со взаимным посещением учений и каких-то приёмов. Москве и не нужны были такие отношения, даже если бы они каким-то образом могли быть актуальными: она боялась, что союзники по глупости или вредности что-нибудь не то могли сделать. Да и понимали хорошо, что союзники были ненадёжные, держались только на наших штыках.

Зато с интеграцией здесь было отлично. В отличие от интеграции экономической, в Москве очень хорошо представляли себе, как надо строить интеграцию военную: размещённые в соцстранах крупные советские воинские контингенты (в одной Германии чуть более 300.000 военнослужащих) надёжно обеспечивали отсутствие любых форм контактов с западными политическими организациями.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 14 -1

СЭВ

СЭВ

Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.

СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 г., когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза). Формально СЭВ был распущен в 1991. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

Цель: экономическое и научно-техническое сотрудничество. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран участниц.

В 1974 СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и т. д. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов; в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.

Добавить комментарий