Панъевропейское движение формирование системы европейских сообществ

Уже вскоре пос­ле окончания Второй мировой войны началось возрождение европеистского движения. Под руководством Кудерхове-Калерги был воссоздан Европейс­кий парламентский союз, ставший политическим клубом парламентариев из стран Западной Европы. В декабре 1946 г. в Париже состоялось образование Европейского союза федералистов, развивавшего традиции довоенного Панъ­европейского союза. С ним тесно сотрудничали Социалистическое движе­ние за создание Соединенных Штатов Европы и христианско-лемократичес- кая организация «Новые интернациональные группы». Представители дело­вых кругов, разделявшие свропеистские идеи, объединились в 1947 г. в Европейскую лигу экономического сотрудничества. Программные установ­ки всех этих организаций базировались на идеях пан-европейского федера­лизма. На конгрессе, состоявшемся в Монтре в августе 1947 г., сторонники федерализации Европы сформулировали важнейшие принципы и цели этого процесса. Было уточнено, что федерализация не предполагает преодоление национального суверенитета и достижение «системного», «организационно­го» единства Европы. Федерализация рассматривалась в качестве гармони­зации «реальностей разного уровня» — наций, народов, регионов, языков, политических традиций, экономических интересов. Подобная федерация могла быть создана, по мнению участников, лишь усилиями «групп и лиц», а не правительств.

Инициатором альтернативного европеистского движения, основанно­го на принципах межгосударственного сотрудничества, выступил Уинстон Черчилль. Характерно, что сам Черчилль никогда не разделял идеи европе­изма и был решительным противником федерализации континента. Но он очень прозорливо оценил значимость интеграции западноевропейских стран в условиях начала «холодной войны». В сентябре 1946 г., накануне откры­тия решающей конференции СМИД по «германскому вопросу», Черчилль выступил с речью «Трагедия Европы» в Цюрихском университете. «Пер­вым нашим шагом должно быть учреждение Совета Европы, — заявил он. — Даже если не все европейские государства проявят готовность сразу же вступить в новое сообщество, мы будем создавать его в составе тех стран, которые выразят такую готовность. Задача полного избавления простых людей от угрозы порабощения и войны, в какой бы стране они ни проживали, должна решаться на самой весомой основе, каковой должна быть готовность граждан этих стран, и мужчин и женщин, скорее умереть, чем подчиниться чьей-либо тирании».

Призывая к сплочению европейских стран, Черчилль первым из пос­левоенных политиков не только заявил о необходимости участия в интегра­ционном процессе Германии, но и указал на нее как на «сердцевину континента». Он подчеркивал, что ведущую роль в создании «Единой Европы» должно сыграть партнерство между Францией и Германией. «Ве­ликобритания, Британское Содружество наций, Америка и Советская Россия должны стать партнерами и поручителями в строительстве новой Европы и должны в дальнейшем защищать ее право на мирное существование и процветание», — заявлял Черчилль. Нетрудно понять, что подлинный смысл предлагаемого проекта заключался в образовании европейского военно- политического блока с участием Германии, способного стать противовесом советскому влиянию. Великобритания, как стратегический союзник Соеди­ненных Штатов, приобретала бы в такой ситуации роль патрона по отноше­нию к западноевропейским странам, а также оказывалась бы избавлена ог необходимости жертвовать «особыми отношениями» с Британским содру­жеством наций во имя панъевропейского проекта.

Кульминационный момент в «крестовом походе» Черчилля «во имя спасения Европы» наступил в мае 1948 г. На конгрессе в Гааге, собравшем восемьсот делегатов со всей Западной Европы — политиков, промышленни­ков, профсоюзных работников, ученых, — Черчилль был избран почетным председателем. Он обратился к присутствующим со страстным призывом объединить политические усилия по защите демократических завоеваний, а также расширить экономическое и военное сотрудничество между странами Европы. Однако среди делегатов конгресса преобладали сторонники феде­ралистской идеи, которые не хотели видеть в Единой Европе очередную политическую коалицию. В соответствии с решениями конгресса началась работа по созданию общеевропейской организации, ориентированной на гуманитарное сотрудничество. 5 мая 1949 г. на конгрессе в Страсбурге было провозглашено образование Совета Европы (СЕ). Цели и принципы дея­тельности этой организации отразили компромисс между сторонниками самых разных и подчас противоположных концепций европейского строи­тельства. Совет Европы заявил о своем намерении добиваться единства европейских стран в защите идеалов демократии, верховенства закона, прав человека. Организационная структура Совета Европы включала Комитет министров иностранных дел и Консультативную Ассамблею, члены которой назначались национальными парламентами. Однако широких прерогатив эти органы не получили. В дальнейшем, Совет Европы превратился в авторитетный общеевропейский форум, активно влияющий на обществен­ное мнение европейских стран. Но в условиях «холодной войны» его политическая деятельность оказалась чрезвычайно затруднена.

Лидеры французской дипломатии Ж. Бидо, Р. Шуман, Р. Плевен, Ж. Моне поддержали создание Совета Европы, но одновременно выступили за более тесную интеграцию западноевропейских стран. В 1949 г. Мишель Дебре, один из будущих «отцов-основателей» Пятой республики, опублико­вал «Проект Пакга о Союзе европейских государств». Дебре утверждал, что «нации не захотят расстаться со своим суверенитетом, который они путают со свободой граждан», и что «эту иллюзию необходимо сохранять во избежание негативных последствий». Но для придания Союзу подлинной эффективности Дебре призывал не только углублять сотрудничество «заин­тересованных наций» во всех сферах, но и создать мощные наднациональ­ные институты. Согласно его проекту Ассамблея европейских наций и Арбитр Союза (фактически, президент) должны были бы избираться пря­мым всеобщим голосованием, что обеспечило бы Союзу наднациональную легитимность. «Покинем нашу провинцию, я хотел сказать, нашу нацию», — заключал Дебре.

Федералистские убеждения Дебре и других голлистов вскоре сменились скептическим отношением к идее Единой Европы. Но среди французских политиков, представлявших правящие партии Четвертой республики, планы западноевропейской интеграции оставались очень популярными. В 1949 г.

Жан Монне, Этьен Гирш и Поль Рейтер разработали концепцию создания экономической интеграционной организации — Европейского объединения угля и стали. Проект казался достаточно умеренным — компетенция наднацио­нальных органов управления ЕОУС рассматривалась как вторичная, произ­водная от полномочий национальных правительств и парламентов, а сфера их деятельности жестко ограничивалась отраслевыми рамками. Однако, как недвусмысленно подчеркивали авторы договора об ЕОУС в одной из его первых редакций, «важнейшее политическое значение этого предложения состоит в том, чтобы открыть в бастионах национального суверенитета проход достаточно локализованный, чтобы он не вызывал возражений, и достаточно глубокий, чтобы увлечь государства к единству».

Стратегия интеграции, разработанная Монне и его коллегами, получи­ла название «коммунитарного метода». Она предполагала федерализацию Европы как конечную цель, но основывалась на очень умеренных, локаль­ных и прагматичных шагах в формировании интеграционного механизма.

9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с заявлением о принципах создания ЕОУС. «Объединенную Европу, — отмечал он, — нельзя создать ни в один прием, ни путем простого слияния. Она будет образовываться путем конкретных достижений, в результате которых преж­де всего будет создана фактическая солидарность». Эффективность комму­нитарного подхода продемонстрировал провал другой инициативы француз­ской дипломатии. 24 октября 1950 г. Рене Плевен обнародовал план созда­ния объединенных европейских вооруженных сил, которые могли бы стать ядром Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). В мае 1952 г. договор о ЕОС был подписан представителями Франции, ФРГ. Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Но он так и не вступил в силу, поскольку новый состав французского парламента отказался ратифициро­вать договор. Дискуссии о ЕОС длились во французских политических кругах до августа 1954 г. и наглядно показали, что глубокая политическая интеграция воспринималась даже многими сторонниками Единой Европы как угроза национальному суверенитету.

Иной оказалась судьба прагматичного «плана Шумана». В 1951 г. в Париже представители Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали Учредительный договор ЕОУС. Целями Сообщества были провозглашены создание общего отраслевого рынка добывающей и металлургической промышленности, обеспечение роста производства и заня­тости, а также повышение уровня жизни в странах-участницах посредством согласования национальной экономической политики. В рамках отраслевого рынка предстояло ликвидировать таможенные пошлины, налоги с равноцен­ным действием, количественные ограничения при передвижении товаров, а также запретить дискриминационные меры в отношениях потребителей, по­купателей и производителей. Несправедливой практикой объявлялось предос­тавление производителям г осударст венных субсидий, меняющих условия чес­тной конкуренции. ЕОУС гарантировал равный доступ к ресурсным источни­кам для всех групп производителей, создание условий для рационального использования природных ресурсов, расширения и увеличения производ­ственного потенциала. Все эти принципы вводились в практику постепенно. С

10 февраля 1953 г. начал функционировать общий рынок угля, железной руды и металлолома, с 10 мая 1953 г. — общий рынок стали, с 1 августа 1954 г. — общий рынок специальных видов стали. К 1955 г. был введен и общий для всех стран ЕОУС внешний тариф на экспортно-импортные операции с пре­дусмотренными видами продукции.

Важнейшее значение имело создание в рамках ЕОУС целостной над­национальной системы управления. В ее состав вошли Специальный совет министров (высший орган по координации, состоящий из отраслевых мини­стров национальных правительств с правом вето любого участника, буду­щий Европейский Совет), Высший руководящий орган (основной исполни­тельный орган, будущая Комиссия Сообщества), Европейская Ассамблея (консультативный орган, формируемый на представительной основе из де­путатов парламентов стран-участниц, будущий Европарламент) и Европейс­кий Суд (высший арбитражный орган). Совет министров и Европейская Ассамблея отражали в своей деятельности баланс национальных интересов и договорной характер интеграционного процесса Высший руководящий орган и Европейский Суд, напротив, были ориентированы на представитель­ство интересов всего Сообщества в целом. При этом юридически все институты ЕОУС имели наднациональный характер. Решения этих органов, принятые в рамках компетенции, закрепленной учредительным договором, получали преимущество по сравнению с национальными источниками пра­ва. Тем самым, подписание и ратификация учредительного договора превра­щалась в делегирование части национального суверенитета Сообществу Показательно с этой точки зрения, что ЕОУС приобрел и собственную международную правосубъектность, что в корне отличалось от правовой природы обычных межгосударственных объединений.

Успешный опыт институционализации ЕОУС позволил перейти к раз­работке проекта новых Сообществ. В 1956 г. комитет под председательством премьер-министра Бельгии П.-А. Спаака подготовил концепцию интеграции в двух сферах — общей экономической политике и контроле над использова­нием ядерной энергетики. В соответствии с нею в 1957 г. странами «шестер­ки» в Риме были заключены учредительные договоры Европейского эконо­мического Сообщества (ЕЭС) и Европейского агентства по атомной энергии (Евроатом). Так сложилась тройственная система Сообществ — ЕОУС, ЕЭС и Евроатома. Компетенция каждого из них определялась собственным учре­дительным договором, но институциональная структура постепенно стано­вилась единой (окончательно этот процесс «слияния» завершился в 1967 г. с образованием единого Совета министров. Комиссии европейских Сооб­ществ, Европарламента и Суда).

Образование тройственной структуры Сообществ диктовалось опреде­ленными расхождениями стратегических целей стран-участниц. Для ФРГ основной задачей оставалось развитие общего рынка тяжелой промышлен­ности. Бельгия и Нидерланды рассматривали в качестве наиболее перспек­тивных сфер интеграции область новейших технологических разработок и исследования в области энергетики. Франция выступала за более сбаланси­рованное развитие общего рынка, распространение интеграционных прин­ципов на все отрасли экономики, включая сельское хозяйство. Расширенная и децентрализованная система Сообществ позволяла гибко варьировать темпы и методы взаимодействия в развитии всех этих направлений интегра­ции. Со временем же эпицентр интеграционных процессов сосредоточился в ЕЭС. Учредительный договор о ЕЭС предполагал ввод единого таможен­ного тарифа по отношению к третьим странам, обеспечение условий для свободного перемещения лиц, услуг и капитала (так называемые «основные свободы общего рынка»), проведение согласованной сельскохозяйственной и транспортной политики, координацию антимонопольной политики, разви­тие единых инвестиционных органов, сближение экономического и соци­ального законодательства стран-участниц. Таким образом, компетенция ЕЭС позволяла перейти от «негативной интеграции» (направленной на разруше­ние межгосударственных экономических барьеров) к «позитивной» (прове­дение через институты Сообществ «общих политик» в различных сферах).

Каждое из грех Сообществ обладало собственным правопорядком, но на их основе постепенно сложилась общая унифицированная система евро­пейского права. Действующие в ее рамках источники права получили статус «первичных» и «вторичных». К «первичным» были отнесены учредитель­ные договоры о Сообществах. Эти источники права приобретали юридичес­кую силу лишь после процедуры «трансформации», т.е. придания им юриди­ческого статуса норм национального права. Изначально такой процедурой была ратификация учредительного договора в парламентах (в некоторых случаях — на референдумах). Группу «вторичных» источников европейского права составили нормативные акты органов Сообществ — регламенты, ди­рективы, рекомендации, а также решения Суда Сообществ (судебные преце­денты). Поскольку, ратифицировав учредительный договор, каждое государ­ство передавало Сообществам исключительные полномочия в установлен­ной сфере, то «вторичные» источники европейского права приобретали бтлыную юридическую силу по сравнению с нормами национального права. С момента их принятия любые противоречащие им национальные законы утрачивали силу, а для правоприменения «вторичных источников» процеду­ра трансформации уже не требовалась (т.е. действовал принцип «прямого действия»).

В 1960-х гг. правовая база Европейских Сообществ не претерпела существенных изменений. Однако вопрос о политической направленности интеграционного процесса стал предметом самой ожесточенной полеми­ки. Первоначально французская дипломатия вновь выступила инициато­ром углубления интеграционного процесса вплоть до создания политичес­кого объединения. 5 сентября 1960 г. президент де Голль заявил на пресс- конференции о необходимости обеспечения «постоянного сотрудничества в политической, экономической, культурной области и области обороны». В развитие этой инициативы французское правительство выдвинуло в 1960 г. проект углубления интеграционных связей в дипломатической и военно-политической сферах («план Фуше»). В качестве стратегической перспективы рассматривалось образование Союза европейских государств, сохраняющего национальный суверенитет каждого из участников, но выс­тупающего как единая сила на мировой арене.

Заинтересованность де Голля в углублении интеграционного процесса объяснялась отказом от идеи атлантической солидарности и стремлением противопоставить мощную Единую Европу двум «сверхдержавам». Но, одновременно, де Голль не желал утрачивать политическую самостоятель­ность Франции. Будучи убежденным националистом, он не верил в возмож­ность последовательной федерализации Европы. Впоследствии в своих мемуарах де Голль язвительно описывал всю «нелепость» мечты о «раство­рении европейских стран в едином образовании, имеющем свой парламент, свои законы и свое правительство, которое управляло бы подданными французского, немецкого, итальянского, бельгийского, нидерландского и люксембургского происхождения, ставшими согражданами внутри искусст­венной родины, изобретенной умами технократов».

Двухлетние дискуссии вокруг «плана Фуше» не привели к снятию разногласий между странами европейской «шестерки», и сам де Голль на пресс-конференции 15 мая 1962 г. положил конец обсуждению этой темы. Он недвусмысленно заявил о желательности для Франции политической интеграции стран Западной Европы, но недопустимости проведения ее в ущерб национальному суверенитету. В дальнейшем де Голль выступал уже последовательным противником любых проектов расширения компетенции наднациональных органов Сообществ. Его противостояние с федералиста­ми достигло пика в 1965 г. Де Голль жестко выступил против предложений председателя Европейской комиссии Вальтера Хальштейна о закреплении процедуры голосования в Совете простым большинством, предоставлении Европейской Ассамблее права формировать свой бюджет и расширении полномочий Еврокомиссии. В течение семи месяцев Франция бойкотирова­ла работу Совета, из-за чего эти события получили название кризиса «пустого кресла». Урегулирование кризиса состоялось на основе протокола, подписанного в Люксембурге в январе 1967 г. («Люксембургский компро­мисс»). Было подтверждено сохранение статуса Ассамблеи, приоритет пол­номочий Европейского Совета, право стран-участниц на вето при голосова­нии в Совете «жизненно важных» с их точки зрения вопросов.

Де Голль жестко пресек и попытки Великобритании присоединиться к системе Европейских Сообществ. Изначально в Лондоне достаточно скепти­чески относились к деятельности ЕОУС, предпочитая сохранять «особые отношения» с собственными колониями и уповая на «атлантическую соли­дарность» с США. Но подписание в 1957 г. Римских договоров о создании ЕЭС и Евроатома вызвало озабоченность британских политиков. Опасаясь изоляции от европейских рынков, Великобритания предприняла контрмеры — в 1960 г. по инициативе Лондона была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В состав этой организации вошли помимо Великобритании Австрия, Дания, Исландия, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария. В качестве целей ЕАСТ были определены содействие росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению про­изводительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой ста­бильности и повышению уровня жизни на территории государств-членов, обеспечение добросовестных условий конкуренции в торговле, ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли, а также содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли. Ликвидировать таможенные тарифы в зоне свобод­ной торговли не предполагалось. Речь шла лишь об отказе от дискриминаци­онных ограничений товарообмена и от демпинговых цен. Не создавалась и какая-либо наднациональная организационная структура ЕАСТ.

Опираясь на поддержку стран ЕАСТ, Великобритания поставила воп­рос и о своем вхождении в систему Сообществ. Одновременно Лондон настаивал на сохранении собственного особого статуса, основанного на признании интеграционных связей Великобритании с третьими странами (прежде всего речь шла о странах Содружества наций). В политическом плане Великобритания не собиралась отказываться от стратегического со­юза с США во имя укрепления европейской солидарности. Де Голль отверг все эти предложения и решительно выступил против включения британско­го «троянского коня» в Европейские Сообщества. В ходе переговоров с премьер-министром Макмилланом в 1962 г. де Голль дал понять, что лишь начало тесного англо-французского сотрудничества по созданию европейс­кого ядерного ору жия может стать основой для вступления Великобритании в «Общий рынок». Не встретив понимания у своего британского коллеги, де Голль впоследствии неизменно отказывался от обсуждения самой возмож­ности вступления Великобритании в Европейские Сообщества.

Несмотря на обострившуюся политическую борьбу между ведущими европейскими державами интеграционный процесс в 1960-х гг. развивался чрезвычайно динамично и успешно. Таможенные барьеры в зоне Сооб­ществ поэтапно снижались и в 1968 г. были окончательно отменены. В отношении третьих стран был введен единый таможенный тариф, что фактически означало переход стран Сообществ к единой внешнеторговой политике. Благодаря этим мерам торговый оборот внутри зоны Сообществ увеличился в 1958-1970 гг. в 6 раз. С 1968 г. начал действовать Общий аграрный рынок ЕЭС. Помимо отмены внутренних пошлин на сельскохо­зяйственные продукты и унификации цен была введена практика субсидиро­вания фермерского труда (оплата из централизованных фондов ЕЭС разни­цы в уровне отпускных и рыночных цен). Важное значение имело образова­ние под эгидой ЕЭС Европейского инвестиционного банка и Европейского Социального фонда, призванных скоординировать движения финансовых потоков в соответствии со стратегическими целями интеграционного про­цесса.

Примечательно, что активную роль в развитии интеграционного про­цесса в 1960-х гг. сыграли «малые страны» Западной Европы. Возникший в 1958 г. Экономический союз Бенилюкс стал своеобразным полигоном для апробации высоких форм интеграционных связей. В его рамках уже в 1960 г. было утверждено единое таможенное пространство и система сво­бодного передвижения лиц по территориям трех государств, осуществлен перенос пограничного контроля на их внешние границы. В 1969 г. был подписан протокол о полной отмене пограничного контроля между Бельги­ей, Нидерландами и Люксембургом. Целью Бенилюкса было провозглашено и проведение единой торговой и экономической политики по отношению к третьим странам.

Европейский союз — реализован во второй половине ХХ в. проект объединенной Европы

Проекты единой Европы, или европейские проекты — проекты объединения Европы на основе договора.

Одним из наиболее масштабных и существенных политико-культурных феноменов второй половины XX — начала XXI в. является процесс европейской интеграции. Идейные предпосылки интеграции были сформированы в русле «европейской идеи» значительно раньше, поскольку европейские проекты появляются в XIV в.


1. Предпосылки возникновения

  1. Идейные
    1. Цивилизационный подход — идея возникла на базе европейской цивилизационной (культурной) общности
    2. Общность политических и правовых институтов, основанных на римском праве и политических античных традициях
  2. Материальные
    1. Географический фактор
    2. Раннее развитие капитализма
    3. Внешняя угроза со Востока

2. Этапы развития европейской идеи

  1. XIV — XVII вв. — Зарождение европейской идеи
  2. II пол. XIX — нач. ХХ в. — Развитие идеи
  3. 1918 — 2010 — реализация идеи на практике

3. Европейские проекты эпохи Средневековья

В Средневековья Европа постепенно выработала духовную самоидентификацию Respublica Сristiana — «Христианская республика» и противопоставила ее всем народам, лишенным «Христовой благодати» . Все за пределами этой ойкумены стало областью христианской миссии. Самыми известными проектами единой Европы в данный период является проект Пьера Дюбуа, концептуальные основы которого сформулированы в работе «О возвращении Святой Земли» и проект чешского короля Ржет Подебрада, изложен в работе «Соглашение о союзе и федерации». Эти и другие европейские проекты Средневековья сводились к объединению христианских государств для войны с «неверными».

В эпоху Возрождение проблема мира и его достижения приобрела новое звучание. Конфликты между государствами объяснялись не божьим провидением, а действиями правителей. Гуманисты критиковали религиозные войны, однако их работы не имели серьезного влияния на политику и дипломатию .


4. Проекты единой Европы XVII в.

В процессе становления и развития европейской идеи особое место принадлежит идеям XVII в. Общая интеграционная теория сформируется в эпоху Просвещения, но в ее основе лежит европейские проекты М. Сюлли. Е. Крюс, Я. А. Коменского и В. Пенна. Они не будут восприняты со всей серьезностью современниками, однако их положения будут использованы в XIX-XX вв.


4.1. Условия возникновения европейских проектов XVII в.

В XVI-XVII вв. Европа переживала бурный период становления буржуазных отношений. Процесс первоначального накопления капитала, с одной стороны, кровью вписывался в историю Европы: силой оружия создавались национальные государства, состояла колониальная система. С другой стороны, молодая буржуазия определенной степени была заинтересована в сохранении мира, в развитии внутренней и внешней торговли. Борьба за уничтожение войн создала реальную основу для появления многочисленных антивоенных теорий и европейских проектов. В XVII в. выдающимися философами была сформулирована идея общественного договора. Естественные законы подсказывали необходимость прекращения войн и заключения соглашений между странами.


4.2. Общая характеристика проектов XVII в.

В эпоху Нового времени проблема поддержания мира приобретает новый смысл: мир не связывается исключительно с этическими или гуманистическими принципами, а рассматривается как состояние политической системы, в достижении которого заинтересованные государства. Большинство проектов единой Европы основывается на широкой мировоззренческой основе, происходит отказ от религиозной нетерпимости, политика отделяется от веры.

Идея направленной на единство Европы набирала силу, и эту тенденцию озвучил папа римский Пий II, который написал первую книгу со словом «Европа» в заголовке (Pius II. In Europam. Memmingen. Albrecht Kunne. Marst 1491) и призвал паству к миру «в Европе — нашей родине, нашему собственном доме, у нашего святого очага» . В этих условиях появляются проекты «единой Европы», целью которых было предотвращение военных конфликтов. Все последующие проекты в основе имели установления мира в Европе путем создания союза государств в различных формах (международная организация, конфедерация, лига). Появились идеи Арбитражного суда и Гаагского трибунала.

«Большой проект» Максимильяна де Бетюна Сюлли был первым проектом XVII в. Сюлли предложил проект европейской федерации, основанной на мире и договоренности, но исключительно в интересах французского абсолютизма. «Крупный план» был серьезной теоретической разработкой идеи европейского единства и повлиял на поздних мыслителей, особенно на Уильяма Пенна и Жан-Жака Руссо.

«Новый Кине» Имре Крюс во многом утопическим. В нем впервые упоминается о санкциях в случае игнорирования интересов слабых членов европейской организации. «Новый Кине» подает картину всеобщего мира, не ограниченного только пределами Европы или христианского пространства.

«Общий совет человеческому роду, и прежде всего ученым и благочестивым властителям Европы, об исправлении человеческих дел» (1643-1670) Я. А. Коменского является проектом создания единого европейского государства, а в дальнейшем — мирового объединения. В Нем доказывается необходимость всеобщего мира и безопасности, а народное благо провозглашается высшим законом каждой республики и королевства.

Идеи мира посвящено также трактат Я. А. Коменского «Необходимо лишь одно» 1668 года. Несколько ранее мыслитель посвятил участникам международной конференции в Брэди, которая произвела условия мирного договора между Англией и Голландией, книгу «Вестник мира». Труд призвала прекратить взаимную вражду и установить среди «христианских народов» мир: «Нельзя положить конец войнам, продолжая вести их, спорам, разжигая их преследованием, преследуя людей»

Уильям Пенн, автор «Опыта о настоящее и будущее мир в Европе» создал мирный проект, основанный на международном праве, тщательно описав процедуру работы Общеевропейских органов и объяснив необходимость объединения конкретными выгодами.


5. Европейские проекты эпохи Просвещения

В эпоху Просвещения стали доминировать идеи конституционализма, разделения властей, правового государства и прав человека, а также была сформирована общая интеграционная теория. Интеграция воспринималась как линейный прогрессивный процесс, а политическая система — как самостоятельная, но управляемая. Под влиянием идей Р. Декарта и И. Ньютона появилась концепция равновесия в международных отношениях, согласно которой нужно было создать в обществе механизм, при котором все составляющие будут уравновешены.

Проект Дефо («Очерк о проектах») 1709 г. предлагал объединить Европу в мирный союз государств — Лигу Наций

Большой резонанс приобрела «Записка о сохранении вечного мира в Европе» (1712) аббата Сен Пьера. Она представляла собой проект, который пропагандировал необходимость единства Европы через общую идентичность, религиозные связи, географический фактор и общее прошлое ( Римская империя). Объединение быть конфедерацией с постоянными органами. Идею конфедерации поддерживал и И. Кант в своей работе 1795 «Проект вечного мира». По его мнению, в основе единой Европы должен быть положен «Договор о вечном мире».

А. Смит в своем «Политэкономии» предлагал интеграцию европейских стран на основе экономики. Путь к политическому единству лежит через экономическое единство на основе принципов свободного рынка и конкуренции и разделения труда.


6. Европейские проекты XIX в.

Европейская идея XIX в. приобретает практическое направление и конституционных рис (появление первых общеевропейских организаций).

Этапы развития европейской идеи и особенности проектов XIX в.

  1. 1800-1815 — период Наполеоновских войн : Наполеон Бонапарт пытался объединить Европу во главе с Францией военным путем на принципах равенства и братства («проект Наполеона»). В основе быть европейское право.
  2. 1815-1870 — Венский период: появление ряда европейских проектов, первым среди которых был проект российского императора Александра I. он предлагал создать международную организацию, прообразом которой стал Священный союз.
    В данный период начинают проводиться Общеевропейские конгрессы.
    О.Конт в «Проекте всемирной Религии» настаивал на создании единой новой религии, и объединит Европу, однако в основе большинства проектов единой Европы был утопический социализм: — Статья В. Гюго «Соединенные Штаты Европы»; — Ряд работ герцога Сен-Симона: ?Письма женевского обитателя», «Очерк науки о человеке», «Труд о всемирном тяготении», «Записка монархам, собравшихся на Венском конгрессе», «О народы и взаимоотношения», «О реорганизации европейского общества «; — «Концепция органических и неорганических эпох» Ж. Базара.
  3. 1870-1918 — создание реальных проектов единой Европы.

Проекты были двух основных направлений:

  1. Проекты объединенной Европы по Пангерманский оттенком: — «Пангерманский проект» Поля де Лагард, фон Трицке, Фр. Письма, К. Франца; — «Проект единого европейского таможенного союза» 1893 года; — «Концентрические союзы» П. Дехи;
  2. Проекты юридического направления евроинтеграции: — «Проект международной юридической организации» («План всеобщего и вечного мира») Оппенгейм; — Блунштли «Организация Европейского союза государств» 1880 г.; — «Европейская декларация юристов-международников», автором которой считают Таубе.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 15

1. Предпосылки создания европейских сообществ и ЕС

2. Этапы «большого пути»

3. Лиссабонский договор 2007 года

Предпосылки создания европейских сообществ и ЕС

Создание Европейского Союза как наиболее влиятельного межгосударственного образования Европы стало важнейшим событием XX века. Его создание было предопределено рядом предпосылок: экономических, политических, культурных и идеологических.

Экономические предпосылки

Экономической основой ЕС является формирование общего рынка и его составляющих: транснациональных корпораций и банков, международной кооперации и разделения труда, инвестиций капитала, миграции рабочей силы и др.

Процесс экономической интеграции затронул прежде всего страны Западной Европы. В этих странах исторически раньше сложилась капиталистическая система хозяйствования и наладились общие рыночные связи. Кроме того, потребность в создании «общего рынка» диктовалась относительно небольшой территорией, на которой располагались эти государства.

Интеграция европейских стран в сфере экономики постепенно затрагивала и другие сферы общественной жизни: политическую, социальную, культурную, информационную, правовую, военную и др. Со временем они были включены в сферу ведения Европейского Союза.

Политические предпосылки

Основой европейской интеграции стали также общие геополитические интересы европейских стран, вынужденных существовать на небольшой территории. Амбиции руководителей отдельных государств, агрессивный дух отдельных народов (арийцев), споры о границах в прошлом приводили к войнам и конфликтам.

Поэтому в целях обеспечения мира и безопасности европейские страны стремились создать целостные политические образования с надгосударственными органами.

Первой такой попыткой стало создание в 20-х годах прошлого века Лиги наций как добровольного сообщества европейских народов. Однако фашистская Германия не захотела спокойно жить в европейском сообществе и стала вероломно захватывать территории соседних государств, что привело к развязыванию второй мировой войны.


После окончания войны начинается новый этап европейской интеграции. В мае 1948 г. в Гааге (Нидерланды) на Конгрессе Европы вновь был поставлен вопрос о создании экономического и политического союза европейских стран для обеспечения безопасности и социального прогресса.

Наиболее важной проблемой было преодоление послевоенной разрухи и восстановление хозяйства. Свою помощь Европе предложили США (в форме реализации плана государственного секретаря Маршалла). Не менее важной проблемой являлось недопущение новой войны. Средством ее решения послужило введение принципа коллективной безопасности, суть которого состояла в оказании совместной помощи государству, оказавшемуся жертвой агрессии.

Еще одной проблемой, которую пришлось решать европейским странам, стала проблема защиты прав человека. Для совместного ее решения в 1949 г. была образована такая межгосударственная организация, как Совет Европы.

Дальнейшее развитие европейской интеграции потребовало создания более тесных экономических и политических объединений. В таком качестве стали выступать Европейские сообщества и далее — Европейский Союз.

Культурные предпосылки

Объединению европейских стран способствовали общие культурные традиции, которые складывались на базе общей истории, а также общей религии.

Христианское вероисповедание, особенно в средние века, во многом сблизило европейские народы и сформировало общие европейские ценности.

Наряду с религиозной составляющей, большую роль играла общая правовая культура, сформированная в большей или меньшей степени на основе римского права.

Идеи конституционализма, прав человека и разделения властей вместе образуют тот фундамент, на котором функционируют как отдельные государства Европы, так и в целом Европейский Союз.

Идеологические предпосылки

В основе образования Европейского Союза лежит панъевропейская идея (приставка «пан» обозначает соединение, слияние, объединение).

Эта идея неоднократно высказывалась на протяжении истории Европы. Так, в 1693 г. англичанин Уильям Пенн призвал покончить с «мозаикой государств в Европе» и создать единый европейский парламент. Спустя столетие эта идея обосновывается философом и юристом И.Бентамом. Он предлагал создать не только единый европейский парламент, но и общую армию.

Французский социалист-утопист Анри Сен-Симономв целях объединения Европы предлагал ввести пост евромонарха, создать европейское правительство и армию.

Наибольшую известность в начале XX века получил проект образования Соединенных Штатов Европы по образцу США. Одним из вдохновителей этой идеи был французский политик (премьер-министр и министр иностранных дел) Аристид Бриан (1862 – 1932 гг.).

С этой идеей А.Бриан выступил 5 сентября 1929 г. перед Ассамблеей Лиги наций. По его мнению, основой объединения Европы должен выступать «общий рынок».

Идею создания конфедеративного государства под названием «Соединенные Штаты Европы» активно пропагандировал бывший премьер-министр Великобритании У.Черчилль.По его инициативе в мае 1948 г. в Гааге (Нидерланды) был созван Европейский конгресс, на котором были представлены организации, выступающие за объединение стран Западной Европы. Итогом его работы стало образование в конце 1948 г. Европейского движения, которое охватило многие страны Европы.

В 50-х годах панъевропейская идея воплотилась в создании Европейских сообществ, а в 1992 году — Европейского Союза.

Этапы «большого пути»

В развитии европейской интеграции, начиная со второй половины XX века, условно можно выделить семь этапов, знаменующих наиболее важные вехи на этом пути:

1) 9 мая 1950 – 25 марта 1957 – основы европейской интеграции и права;

2) 25 марта 1957 – февраль 1986 – расширение европейской интеграции в составе 12 государств;

3) февраль 1986 – 7 февраля 1992 – создание Европейского Союза в составе 15 государств (подписание Договора о Европейском Союзе);

4) 7 февраля 1992 – 2 октября 1997 – внесение дополнений в Договор о ЕС (Амстердамский договор);

5) 2 октября 1997 – 11 декабря 2000 – новые поправки в Договор о ЕС (Ниццкий договор);

6) 26 февраля 2001 – 1 мая 2004 – расширение ЕС до 25 государств-членов;

7) 1 мая 2004 – н/вр. – расширение ЕС до 27 государств-членов и подготовка реформы ЕС.

Первый этап

Отправной точкой на пути европейской интеграции стало выступление министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950 года, в котором он предложил создать франко-западногерманское объединение угля и стали и призвал другие государства Европы присоединиться к этой инициативе. Впоследствии день 9 мая объявлен праздничным и отмечается как «День Европы».

Сподвижником Робера Шумана и автором данного плана был Жан Монне (1988-1979), основатель и бессменный руководитель Комитета борьбы за Соединенные Штаты Европы (1955-1975 гг.). Он вошел в историю современной Европы как главный «архитектор» и «отец-основатель» Европейских сообществ. В знак исключительных заслуг ему в 1976 году было присвоено звание «Почетный гражданин Европы».

Суть плана Монне-Шумана состояла в обращении к правительству послевоенной Германии со следующим предложением: «Французское правительство предлагает передать все франко-германское производство угля и стали под управление общего Верховного органа, в рамках организации, открытой для участия других стран Европы».

Речь шла об учреждении надгосударственного органа, который должен был самостоятельно управлять угольной и сталелитейной промышленностью двух стран.

Итогом этой идеи стало создано первого европейского сообщества — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор о его учреждении был подписан в Париже 18 апреля 1951 г. шестью государствами — Францией, Бельгией, Италией, Нидерландами, Люксембургом и Германией. Он вступил в силу после ратификации государствами-членами 23 июля 1952 г.

ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшение условий труда в этих отраслях экономики.

Образование ЕОУС заложило основу для дальнейшей интеграции европейских стран, в том числе в юридической сфере.

Второй этап

25 марта 1957 г. в Риме были подписаны еще два важных договора в области европейской интеграции: Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом).

Участниками этих договоров (по месту подписания их называют Римскими договорами) являлись те же шесть государств – учредителей ЕОУС.

Главными целями Договора о ЕЭС провозглашались: создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также осуществление общей политики в области сельского хозяйства.

В развитии Европейского экономического сообщества можно выделить ряд этапов:

1) создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968 гг.);

2) создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987 гг.);

3) создание единого внутреннего рынка, обеспечивающего свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992 гг.);

4) создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной единицы (1992–2002 гг.).

В качестве руководящих институтов (органов) ЕЭС выступали Совет, Комиссия, Парламентская ассамблея и Суд. Кроме того, дополнительно в рамках Сообщества были созданы Экономический и социальный комитет, Европейский инвестиционный банк и, позднее, Счетная палата. При этом Совет стал главным «законодателем» Сообщества, а Комиссия — главным исполнительным органом.

Таким образом, в течение 50-х годов были созданы три европейских сообщества: общеэкономическое (ЕЭС) и специальной компетенции (ЕОУС и Евроатом).

В 1973 г. к ЕЭС присоединяются Великобритания, Дания и Ирландия, а после падения диктаторских режимов – Греция, Испания и Португалия.

Следует отметить, что попытку вступить в ЕС сделала и Норвегия, однако на референдуме 1972 года это предложение не получило большинства избирателей (46,5%).

В 1979 году прошли первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 году Гренландия (относится к территории Дании) получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из состава ЕС.

Третий этап

В феврале 1986 году в Люксембурге был подписан Единый европейский акт (ЕЕА), который в ряде источников называют Законом о единой Европе. Единый европейский акт представляет собой цельный правовой документ, состоящий из преамбулы и 36 статей. Его назначение – внести уточнения в ранее принятые учредительные договоры.

Основные новшества этого документа сводятся к следующему:

1) государства-члены берут на себя обязательство сформировать внутренний рынок до 31 декабря 1992 г.;

2) расширяется сфера общей политики ЕЭС за счет включения в нее регионального, научно-технического и экологического сотрудничества;

3) Парламентская Ассамблея ЕЭС переименовывается в Европейский парламент;

4) Совет как основной заруководящий орган ЕЭС получил возможность принимать нормативные акты не единогласно, а квалифицированным большинством;

5) Комиссия получила полномочия в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, защиты окружающей среды, а также развития сотрудничества в области внешней политики.

Единый европейский акт 1986 г. содержал раздел, посвященный сотрудничеству в области внешней политики. На государства-члены возлагалась обязанность консультироваться по вопросам внешней политики, а также осуществлять собственную политику с учетом позиции остальных партнеров по Сообществу.

Четвертый этап

Тесное экономическое и политическое сотрудничество государств-членов ЕЭС послужило основой для создания на базе трех сообществ новой интеграционной организации, деятельность которой охватывала бы все сферы сотрудничества.

7 февраля 1992 года в нидерландском городе Маастрихт был подписан Договор о Европейском Союзе (по месту подписания называется Маастрихтским договором). Введен в действие после ратификации государствами-членами с 1 ноября 1993 г.

Договор состоит из преамбулы и восьми разделов, в которых определяется структура Союза, принципы его организации, характеризуется система институтов и определяются главные слагаемые Союза.

Согласно Договору, Европейский Союз (далее – ЕС) учреждается на основе Сообществ, которые дополняются общей внешней политикой и политикой безопасности, а также сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел (в литературе конструкция, предложенная в Договоре, получила наименование системы трех опор – 1) экономическое сотрудничество или общий рынок; 2)общая внешняя политика и политика безопасности; 3) сотрудничество в области юстиции и внутренних дел).

В сфере экономического строительства важнейшей задачей провозглашается создание экономического и валютного союза. Устанавливались сроки введения единой валюты (1 января 1999 г.).

В политико-правовой сфере ставилась задача усиления защиты прав и интересов граждан. Выполнению этой задачи должно было служить введение единого гражданства. Согласно ст.17 Договора, гражданами Союза автоматически признаются все лица, имеющие гражданство государств-членов.

В соответствии с Договором значительно расширялась компетенция Союза. В частности, к ведению союзных органов были отнесены: визовая политика; образование; культура; здравоохранение; защита прав потребителей; трансевропейские сети в области транспорта, телекоммуникаций и энергетики; промышленность и сотрудничество в целях содействия развитию.

Маастрихтский договор продолжил реформу институтов Сообщества, выступающих теперь как институты всего Европейского Союза. Парламент, наряду с Советом, стал органом законодательной власти. Он получил также право утверждать посредством вотума доверия новый состав Комиссии как рабочего органа ЕС.

На Совет ЕС возлагалась обязанность осуществлять контроль за соблюдением государствами-членами основных прав и свобод человека, прежде всего тех, которые закреплены в Европейской конвенции 1950 г.

Пятый этап

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

2 октября 1997 г. в Амстердаме (Нидерланды) был подписан Договор «О внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты» (по месту подписания он получил название Амстердамского договора).

Центральное место в Договоре занимают положения, относящиеся к созданию пространства свободы, безопасности и законности. Согласно ст.6, «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господстве права – принципах, общих для государств-членов».

В соответствии с Амстердамским договором в базовый договор о Европейском Союзе были внесены следующие изменения и дополнения:

1) расширена сфера деятельности ЕС за счет включения в нее новых форм сотрудничества: визовой и иммиграционной политик, политики занятости, решения вопросов о предоставлении убежища и др.;

2) предусмотрены санкции в отношении государств-членов за нарушение учредительных договоров и иных нормативных актов ЕС, в том числе за нарущение основных прав и свобод граждан;

3) Шенгенские соглашения и принятые на их основе нормативные акты включены в право ЕС;

4) изменена нумерация статей Договора о ЕС: буквенные обозначения заменены на цифровые.

Новшеством стало введение поста Высокого представителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Шестой этап

11 декабря 2000 г. государствами-членами был подписан новый договор, который получил название Ниццский договор. Официально договор был подписан 26 февраля 2001 г. , а вступил в силу с 1 мая 2003 г.

Основной смысл Договора 2001 г. состоял в подготовке правовой основы для функционирования ЕС в расширенном составе (в скором времени предполагалось принять в ЕС 10 новых государств). В этой связи были внесены поправки в численный состав и полномочия Парламента, в порядок голосования при принятии решений в Совете ЕС. Ряд поправок были внесены в численный состав и порядок формирования Комиссии. Кроме того, уточнялась структура и компетенция Суда ЕС.

К Договору прилагался целый ряд документов в форме протоколов и деклараций, в том числе Протокол о расширении ЕС и Протокол, которым утверждался Устав Суда ЕС.

1 января 2007 г. – членами ЕС стали Болгария и Румыния.

Седьмой этап

На этом этапе лидерами государств-членов ЕС была одобрена инициатива о принятии единого конституционного договора, который мог бы заменить собой ранее принятые учредительные договоры и усовершенствовать структуру и полномочия институтов (органов) ЕС.

Процесс подготовки Конституции ЕС начался после принятия в декабре 2001 г. Лакенской декларации о будущем ЕС (Лакен – район Брюсселя, где находится королевская резиденция). На ее основе был создан Комитет (Конвент) под руководством бывшего президента Франции Валерии Жискар д’Эстена.

В течение года группа авторитных юристов из разных стран Европы подготовила проект Конституционного договора (Конституции ЕС). 265-страничный документ содержал 450 статей и 60 000 слов, что делало европейскую конституцию второй по многословности в мире (на первом месте — Конституция Калифорнии — штата США).

Помимо реформирования структуры и функций институтов ЕС, проект конституции, среди прочего, предполагал замену принципа консенсуса на принцип «двойного большинства» (для принятия решения необходимо согласие не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65% населения ЕС). Европейская конституция, по мнению ее разработчиков, должна была сделать ЕС моделью нового миропорядка.

После процедуры согласования и уточнения проект был одобрен и подписан главами государств 20 октября 2004 г. в Риме. Далее он должен был ратифицирован во всех государствах-членах, десять из которых решили вынести этот вопрос на референдум.

Как известно, проект конституции был отвергнут на референдумах во Франции и Нидерландах, что поставило под сомнение необходимость его принятия в целом.

В результате от идеи принятия Конституции ЕС на данном этапе пришлось отказаться. По инициативе Германии была создана межправительственная комиссия, которая подготовила Договор о реформе или Лиссабонский договор, подписанный главами государств-членов ЕС на саммите в Лиссабоне (Португалия) 13 декабря 2007 г.

Планировалось, что все страны-члены ЕС ратифицируют документ до конца 2008 года, но и тут возникли трудности. В Ирландии на референдуме 53,4% избирателей, принявших участие в голосовании, высказались против принятия договора. Две страны – Германия и Польша — еще не утвердили Договор, отложив принятие решения до повторного референдума в Ирландии (его проведение назначено на октябрь 2009 г.).

О назначении и содержании Лиссабонского договора см. ниже.

Добавить комментарий