Парламент в Франции

Парламент Франции состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание — нижняя палата парламента — включает 579 депутатов (557 от собственно французских регионов и 22 — от заморских территорий). Они избираются единовременно на 5 лет всеобщим и прямым голосованием по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного — во втором. Активным избирательным правом пользуются граждане достигшие 18 лет. Пассивным избирательным правом для выборов в Национальное собрание обладают французские граждане, достигшие 23 лет, в Сенат (верхнюю палату) — с 35 лет.

Верхняя палата — Сенат — формируется в основном трех-степенными выборами. Сенаторы избираются по департаментам избирательными коллегиями, включающими депутатов советов регионов и департаментов, а также представителей советов коммун. Именно они составляют большинство в каждой коллегии и определяют исход выборов сенаторов. Сенат состоит из 321 члена, избираемых на 9 лет. При этом Сенат обновляется постепенно: на 1/3 каждые три года. В крупных департаментах сенаторы избираются по пропорциональной избирательной системе, а в остальных — по мажоритарной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного — во втором.

Парламент является постоянно действующим органом. Он проводит одну очередную сессию ежегодно: она продолжается с начала октября до конца июня. Чрезвычайные сессии созываются Президентом по требованию Премьер-министра либо большинства депутатов Национального собрания. Палаты парламента заседают раздельно. Совместное заседание проводится в единственном случае: когда палаты образуют Конгресс для ратификации поправок к Конституции.

Организация палат включает председателя, его заместителей, бюро палаты, партийные фракции, именуемые парламентскими группами, и комиссии. Комиссии бывают законодательные и иные (например, по расследованию). Законодательные комиссии подразделяются на постоянные и специальные. Постоянные комиссии создаются на весь период соответствующего созыва парламента (Национального собрания), а специальные — для проработки одного акта.

Статус парламентариев характеризуется свободным мандатом, несовместимостью с занятием государственных должностей, наличием индемнитета и иммунитета. Индемнитет слагается из неответственности парламентария за мнения, высказывания или голосования при выполнении депутатских функций (причем такая неответственность не может быть аннулирована палатой), а также денежного вознаграждения, которое является достаточно высоким. Парламентский иммунитет означает, что депутаты не могут быть подвергнуты преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты (в межсессионный период — без разрешения бюро палаты), за исключением задержания на месте преступления (ст. 26) Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств, М. 2009.. При вступлении в должность и по окончании мандата каждый парламентарий обязан представить в бюро палаты декларацию о своем имущественном положении.

В соответствии с Конституцией Бразилии Конгресс осуществляет законодательную власть, то есть является парламентом страны (ст. 44). Конгресс состоит из двух палат: Палаты депутатов и Федерального сената.

Палата депутатов — это палата общенационального представительства. Она включает 487 депутатов, избираемых в очередном порядке единовременно на четыре года всеобщими, равными, прямыми выборами при тайном голосовании. Депутатом нижней палаты может быть гражданин Бразилии, достигший 21 года, обладающий полнотой политических прав, проживающий на территории избирательного округа, от которого он избирается, внесенный в список избирателей и состоящий в какой-либо политической партии. Число депутатов от каждой единицы федерации пропорционально количеству ее населения, но не менее восьми и не более семидесяти (ст. 45 Конституции). Выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе.

Федеральный сенат состоит из представителей штатов и Федерального округа, каждый из которых избирает по три сенатора (ст. 46 Конституции), общее число сенаторов составляет 81 человек. Они, как и депутаты, избираются всеобщими, равными, прямыми выборами при тайном голосовании. Сенатором может быть избран бразильский гражданин, достигший 35 лет, обладающий всей полнотой политических прав, внесенный в список избирателей, состоящий в какой-либо партии и проживающий в штате, от которого он избирается. Каждый сенатор избирается на восемь лет. Но срока полномочий Сената в целом не существует, так как его состав обновляется постепенно: каждые четыре года избирается попеременно 1/3 или 2/3 сенаторов: когда избирается треть палаты, каждый штат избирает по одному сенатору, а когда 2/3 — по два. Вместе с каждым сенатором выбирается по два заместителя, которые замещают сенатора в случае его отсутствие с разрешения палаты, а также автоматически приобретают мандаты сенаторов, если последние прекратили свои полномочия. Выборы в Сенат проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.

По общему правилу палаты заседают раздельно, но Конституция предусматривает ряд случаев, когда проводятся совместные заседания. Это открытие сессии парламента, приведение к присяге Президента и Вице-президента, принятие общего регламента палат и преодоление президентского вето и др. ст. 57, 66)

Статус парламентариев характеризуется: парламентским иммунитетом, парламентским индемнитетом (ст. 53), свободным мандатом (парламентарии не несут ответственности за свою деятельность перед избирателями и не могут быть ими отозваны), несовместимостью парламентского мандата с некоторыми видами деятельности (ст. 54, 56). В качестве оснований утраты парламентского мандата Конституция называет нарушение правил о несовместимости: поведение, не соответствующее достоинству парламентария, отсутствие без разрешения палаты на третьей (или более) части заседаний палаты в течение одной сессии; осуждение к утрате или приостановлению политических прав, осуждение трибуналом по избирательным делам, осуждение любым обвинительным приговором суда. Вопрос о прекращении парламентского мандата решают либо соответствующая палата абсолютным большинством голосов, либо ее президиум (ст. 55).

Вывод: Таким образом, палаты парламента Франции и Бразилии отличаются не только количеством депутатов и сроком избрания (Нижние палаты 579 и 487 депутатов, на 5 и 4 года соответственно, верхние 321 и 81, на 9 и 8 лет), но и способом избрания. Во Франции нижняя палата (Национальное собрание) избирается по мажоритарной системе, а верхняя палата (Сенат) формируется избирательными коллегиями. В Бразилии нижняя палата (Палата депутатов) избирается по пропорциональной избирательной системе, а верхняя палата (Федеральный сенат) избирается по мажоритарной системе. Кроме того, отличается возраст пассивного избирательного права: во Франции для Национального собрания — 23 года, в Бразилии, для Палаты депутатов — 21 год. Совпадает возраст для высшей палаты, для Сената во Франции и для Федерального сената Бразилии, он составляет 35 лет. В обеих странах парламентарии наделяются парламентским иммунитетом и индемнитетом, а так же свободным мандатом.

По форме государственного устройства Франция является унитарным государством.

Французское государство всегда характеризовалось как унитарное с высокой степенью централизации. Однако для современного периода развития государственности весьма характерны процесс укрепления вертикали государственной власти, с одной стороны, и процесс деволюции, означающей передачу власти от центральных органов на нижестоящий уровень, – с другой. Во Франции этот процесс приобрел форму регионализации. Под регионализмом во французской литературе понимается система политической и административной децентрализации, предоставляющей каким-либо частям государства, обладающим некоторым географическим, историческим, этнографическим или экономическим единством (общностью), более или менее значительную независимость по отношению к центральной власти.

Регионализм во Франции можно понимать двояко. Во-первых, одной из административно-территориальных единиц Франции согласно реформе 1982 г. является регион. Поэтому регионализм связывается именно с этой территориальной единицей. Во-вторых, регионализм – это система взаимоотношений между центральной властью и исторически сложившимися территориальными структурами, обладающими большей или меньшей политической самостоятельностью.

Особо важное значение для реформирования системы местного управления имел закон о правах и свободах коммун, департаментов и регионов от 2 марта 1982 г., который положил в основу организации власти принципы деконцентрации и децентрализации.

Деконцентрация означает осуществление центральной властью своих полномочий на местах через назначаемых ею должностных лиц (префектов, структурные подразделения министерств и ведомств и т.п.). Децентрализация означает передачу государственно-властных полномочий негосударственным органам, избираемым населением непосредственно или формируемым местными представительными органами. Таким образом, децентрализация в полной мере соответствует общей схеме континентальной модели местного самоуправления, согласно которой функции государственного управления на местах и функции местного самоуправления сочетаются в системе органов местного самоуправления, в то время как в англосаксонской модели они разъединены.

В ходе дальнейшего развития реформы местного самоуправления в стране в 1990-е гг. процессы деконцентрации и децентрализации власти привели к становлению института территориального коллектива, который соединяет «децентрализованную” и «деконцентрированную” администрацию в единое целое. Территориальный коллектив, таким образом, мыслится как управленческая система, сочетающая функции местного самоуправления и государственного управления на местах и позволяющая решать общегосударственные задачи с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Административно-территориальное устройство страны. Современная система административно-территориального деления Франции складывалась на протяжении длительного исторического периода.

В ходе реформ 1970-1990-х гг. была создана новая система административно-территориального деления. Были образованы общие административно-территориальные единицы, в пределах которых осуществляется отраслевое управление в различных сферах жизнедеятельности, и специальные территориальные единицы – округа, в пределах которых реализуется управление какой-либо одной отраслью (здравоохранением, образованием и др.).

• Общие административно-территориальные единицы имеют пять уровней: регион, департамент, округ, кантон и коммуна.

Наиболее важные из них – регионы, департаменты и коммуны. Регионы – самые крупные территориальные единицы (всего их насчитывается на материковой части страны 21 и еще Корсика). Кроме того, статус региона имеют и заморские департаменты: Гвиана, Реюньон, Мартиника и Гваделупа. Средним (и ключевым) звеном являются департаменты. Внутренняя территория Франции разделена на 95 департаментов. Париж обладает статусом департамента и коммуны. К этому добавляются еще четыре заморских департамента. Всего их – 100.

Самым низовым звеном административно-территориального деления являются коммуны. Их насчитывается свыше 36,5 тыс..

• На уровне округа (во главе с супрефектом) осуществляется управление в ограниченной сфере. Кантоны фактически являются избирательными округами.

Местное самоуправление в полном объеме осуществляется на уровне коммун и департаментов.

Система органов местного самоуправления. Следует отметить, что система организации власти в административно-территориальных единицах во Франции относится к континентальной модели, которая характеризуется сочетанием в органах на местах функций местного самоуправления и функций государственной власти.

Органами местного самоуправления в коммунах являются коммунальные советы, избираемые населением, мэр и его заместители (помощники), образующие муниципалитет. Количество муниципальных советников пропорционально численности населения коммун и составляет от девяти (для коммун с числом жителей менее 100) до 69 (коммуны с числом жителей более 300 тыс.). Муниципальные советники избираются всеобщими, равными, прямыми выборами при тайном голосовании на шесть лет. Советником может быть гражданин Франции не моложе 21 года. До 1990-х гг. муниципальные советы каждые три года обновлялись наполовину, теперь происходит переизбрание всего состава совета. Выборы осуществляются на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем. Как указывалось выше, на выборах в коммунах с численностью населения менее 3,5 тыс. применяется мажоритарная система в два тура (в первом туре – абсолютного большинства, во втором – относительного). Для выхода во второй тур необходимо получить не менее 25% голосов избирателей.

В коммунах с числом жителей 3,5 тыс. и более используется смешанная избирательная система. Выборы проводятся по спискам кандидатов, составляемым партиями. Список, набравший абсолютное большинство голосов, получает половину мест в совете. Остальные места заполняются на основе пропорциональной системы при 5%-ном заградительном барьере. Если в первом туре ни один список не набирает абсолютного большинства, то проводится второй тур, в котором участвуют списки, набравшие 10% голосов и более.

Функции и полномочия коммунальных советов традиционны для представительных органов местного самоуправления: это утверждение муниципального бюджета, отчета об исполнении бюджета, проектов гражданского строительства, управление имуществом коммуны, образование коммунальных служб, утверждение их штатов и т.п.

Исполнительная власть на уровне коммун осуществляется мэром и его помощниками, которые избираются на шесть лет муниципальным советом из числа своих членов. Для избрания требуется получить абсолютное большинство голосов в первых двух турах и относительное в третьем. Число помощников может быть от 1 до 20, но не более 30% общего состава муниципального совета.

Мэр сочетает функции главы муниципального образования и государственного чиновника. Он председательствует на заседаниях муниципального совета, обеспечивает исполнение его решений. Кроме того, возглавляет администрацию, назначает на все должности муниципальных чиновников, утвержденных советом, выдает разрешения, связанные с землеустройством. Мэр руководит муниципальной полицией, а в сельских коммунах – сельской полицией, состоящей из сторожей, в коммуне исполняет ряд полномочий государственно-властного характера: осуществляет регистрацию актов гражданского состояния, организует проведение выборов. В этой сфере мэр подчиняется префекту.

Роль и значение мэров в системе муниципальной власти весьма велики. Так, мэр может давать обязательные указания (отремонтировать частное здание, перекрыть движение на какой-либо улице и т.п.), может обязать купающихся надевать купальные шапочки, закрывать танцплощадки, разрешать (или не разрешать) владельцу кафе выставлять столики на улице и т.п.

На уровне департаментов представительным органом является генеральный совет. Выборы генеральных советников проходят по кантонам, на которые разделены департаменты. От каждого кантона избирается по одному советнику на основе мажоритарной системы в два тура. Советники избираются на шесть лет. Советником может быть гражданин Франции, достигший 21 года. Генеральный совет избирает председателя. Председатель переизбирается каждые три года (после очередного обновления состава генерального совета).

Исполнительная власть в департаментах осуществляется постоянной комиссией, состоящей из председателя генерального совета, четырех заместителей и других членов. Состав комиссии определяется генеральным советом после избрания председателя и обновляется каждые три года. Для оперативного осуществления исполнительных функций образуется президиум в составе председателя генерального совета и нескольких членов. Председатель может делегировать президиуму часть своих полномочий.

На уровне департаментов Правительством назначаются должностные лица – префекты, которые контролируют деятельность территориальных подразделений министерств и ведомств в рамках департамента.

На уровне регионов действуют региональные советы – представительные органы. Избирательными округами для выборов региональных советников являются департаменты. Выборы депутатов региональных советов проходят по спискам на основе пропорциональной системы при 5%-ном заградительном барьере. В советники избираются граждане, достигшие 21 года, сроком на шесть лет. Первоначально региональный совет каждые три года обновлялся наполовину, но согласно Закону от 21 февраля 1996 г. региональный совет переизбирается полностью каждые шесть лет.

Региональный совет избирает председателя регионального совета сроком на шесть лет, который возглавляет также постоянный комитет – исполнительный орган. Его состав и порядок формирования аналогичны составу и порядку формирования постоянного комитета департамента.

Функции государственной власти осуществляет префект крупнейшего в регионе департамента.

Особым статусом обладают крупные города – Париж, Лион, Марсель. Их статус одинаков и определяется специальными законами.

Территория Парижа является одновременно и департаментом, и коммуной с единым представительным органом – советом Парижа, избираемым населением прямыми выборами. Мэр Парижа избирается советом и обладает всеми функциями и полномочиями, присущими мэрам городов, кроме одного: полицией руководит префект города, который исполняет и функции председателя совета. Число городских советников составляет 163 (в Марселе – 101, в Лионе – 73).

Париж, Лион и Марсель разделены на районы. В Париже их 20, в Марселе – 16, в Лионе – 9. На уровне районов также действуют органы местного самоуправления. В совет района входят одновременно советники коммун и советники района. Совет функционирует как обычный муниципальный представительный орган. Мэр района и его заместители избираются советом района из числа его членов. Не допускается совмещение должностей мэра района и мэра коммуны. Мэр района наделен полномочиями в сфере актов гражданского состояния, обеспечивает обязательное школьное образование, подготовку и проведение выборов.

Законодательство Франции предусматривает нормы об ответственности муниципальных советов и мэров. Так, в случае служебной провинности мэр или его заместители могут быть отстранены от занимаемых должностей специальным постановлением министра сроком на один месяц, а декретом Правительства они могут быть уволены. В этом случае проводятся новые выборы представительного органа. Мотивированным декретом Правительства может быть распущен и муниципальный совет (и коммунальный, и генеральный, и региональный).

Центральная власть и местное самоуправление. Хотя система административно-территориального устройства во Франции относится к континентальной модели, здесь все больше проявляется тенденция разделения функций государственной и местной администрации. На уровне департаментов представителем центральной власти является префект, который назначается в каждый департамент декретом Президента, принятым в Совете министров по представлению Премьер-министра и министра внутренних дел. Префект наиболее крупного департамента в регионе становится одновременно префектом региона.

Заморские департаменты и территории. Франция имеет территориальные единицы, расположенные вне пределов ее границ. Это заморские департаменты (Гваделупа и Мартиника – острова в Вест-Индии, Гвиана – владение на северо-востоке Южной Америки и Реюньон – остров в Индийском океане); заморские территории (Новая Каледония – группа островов в юго-западной части Тихого океана, Французская Полинезия – группа островов в центральной части Тихого океана, Уоллис и Футуна – острова в западной части Тихого океана, Южные и Антарктические территории); особые территориальные коллективы (Сен-Пьер и Микелон – острова в северо-западной части Атлантического океана, Майотта). Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон являются одновременно и департаментами, и регионами. В них образуются выборные органы, избираемые населением. Государственное управление возглавляется префектом, назначаемым Советом министров. Следует отметить, что в ходе парламентских выборов партии, участвующие в них, могут выдвигать кандидатов и от заморских департаментов и территорий.

Заморские территории и особые территориальные коллективы управляются префектами, назначаемыми Советом министров Франции.

Политика Франции в отношении названных территорий определена непосредственно в Конституции: «Республика содействует развитию солидарности и сотрудничества между франкоязычными государствами и народами” (ст. 87 в ред. 2008 г.).

В ноябре 2009 г. Президент Франции Н. Саркози объявил о создании нового министерства – Министерства заморских территорий – и о предстоящих реформах заморских владений страны, которые будут способствовать дальнейшему развитию регионов.

Парламент Франции
Parlement français

Парламентская система

Двухпалатный

Палаты

Сенат

Председатель Сената Франции

Жан-Пьер Бель

— из партии

Социалистическая партия

— избран

1 октября 2011

Национальное собрание

Председатель Национального собрания Франции

Клод Бартолон

— из партии

Социалистическая партия

— избран

26 июля 2012

Депутатов

925
348 сенаторов
577 депутатов

Политические группы (фракции)

Сенат:
Союз за народное движение
Социалистическая партия
Центристский союз
Коммунистическая партия, Республиканское и гражданское движение и сенаторы из левой партии
Европейское демократическое и социальное собрание

Национальное собрание:
Союз за народное движение
Социалистическая партия, Партия левых радикалов и Республиканское и гражданское движение
Демократические и республиканские левые
Новый центр (Франция)

Последние выборы

25 сентября 2011

Адрес зала заседаний

Люксембургский дворец (Сенат)
Бурбонский дворец (Национальное собрание)

Веб-сайт

Парламент Франции (фр. Parlement français) — законодательный орган (парламент) Франции.

Состав

Современный французский парламент состоит из двух палат:

  • Верхняя палата (chambre haute) — Сенат Франции (Sénat)
  • Нижняя палата (chambre basse) — Национальное собрание Франции (Assemblée nationale).

Каждая из палат заседает в различных местах:

  • Сенат — Люксембургский дворец
  • Национальное собрание — Бурбонский дворец

Однако иногда для обсуждения конституционного устройства созывается объединенный Конгресс парламента (Congrès du Parlement français).

История

Год Конституция Верхняя палата Нижняя палата Иная палата Объединение палат Одна палата
1791 Конституция Франции 1791 года Учредительное собрание (1789—1791),
Законодательное собрание Франции (1791—1792)
1793 Конституция Франции 1793 года Национальный конвент
1795—1799 Конституция Франции 1795 года Совет старейшин Франции Совет пятисот
1799—1802 Конституция VIII года Сенат Франции Законодательный корпус Франции Трибунат
1802—1804 Конституция X года Сенат Франции Законодательный корпус Франции Трибунат
1804—1814 Конституция XII года Сенат Франции Законодательный корпус Франции
1814—1815 Хартия 1814 года Палата пэров Франции Палата представителей Франции
1815 Хартия 1815 года Палата пэров Франции Палата представителей Франции
1830—1848 Хартия 1830 года Палата пэров Франции Палата представителей Франции
1848—1852 Конституция Франции 1848 года Национальное собрание (1848—1849),
Законодательное собрание Франции (1849—1851)
1852—1870 Конституция Франции 1852 года Сенат Франции Законодательный корпус (Вторая империя)
1871—1875 Национальное собрание (1871—1875)
1875—1940 Конституционные законы Франции 1875 года Сенат Франции Палата представителей Франции Национальное собрание Франции
1940—1944 Конституция Франции 1940 года
1944—1946 Временное правительство Французской республики Национальное собрание Франции
1946—1958 Конституция Франции 1946 года Совет Республики Франция Национальное собрание Франции Парламент Франции
c 1958 Конституция Франции 1958 года Сенат Франции Национальное собрание Франции Конгресс Франции

См.также

  • Парламентский комитет и политическая история Франции
  • Конституция Франции
  • Правительство Франции
  • История Франции
  • Внешняя политика Франции

Напишите отзыв о статье «Парламент Франции»

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Косово • Приднестровье • ДНР • ЛНР

¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией • ² В основном в Азии

Страны Европы: Парламент Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Отрывок, характеризующий Парламент Франции

– Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей, – сказал он по бессознательной для себя филиации идей.
– Да, – отвечала Вера, – я совсем этого не желаю. Надо жить для общества.
– Точно такая была на княгине Юсуповой, – сказал Берг, с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку.
В это время доложили о приезде графа Безухого. Оба супруга переглянулись самодовольной улыбкой, каждый себе приписывая честь этого посещения.
«Вот что значит уметь делать знакомства, подумал Берг, вот что значит уметь держать себя!»
– Только пожалуйста, когда я занимаю гостей, – сказала Вера, – ты не перебивай меня, потому что я знаю чем занять каждого, и в каком обществе что надо говорить.
Берг тоже улыбнулся.
– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.
Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.

Согласно Конституции Франции (1958) парламент Франции принимает законы, контролирует деятельность Правительства и дает оценку его политике (абз. 1 ст. 24).

Парламент состоит из двух палат: Сената – верхней палаты, и Национального собрания – нижней палаты.

Национальное собрание состоит из 577 депутатов, которые избираются на пять лет на основе всеобщих прямых равных вы боров при тайном голосовании. Избираются депутаты по одномандатным избирательным округам. Требования к депутату Национального собрания следующие: это должен быть гражданин Франции, достигший 23-летнего возраста, не лишенный избирательных прав по суду, не состоящий на какой-либо государственной должности (префект, супрефект, мэр и т.д.). Вместе с депутатом избирается его заместитель, который замещает депутата в случае досрочного прекращения им своих полномочий.

Выборы проводятся на основе мажоритарной системы в два тура. В первом туре избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. Если никто не получил такого числа голосов, то через неделю проводится второй тур, в котором участвуют кандидаты, получившие не менее 12,5% голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто получил наибольшее число голосов (т.е. используется мажоритарная система относительного большинства).

Состав и роль Сената меняются в ходе проведения конституционной реформы, начатой в 2003 г. С учетом тенденций демографического развития и территориального распределения населения Франции число сенаторов будет поэтапно увеличено до 348. 326 будут избираться от департаментов внутри страны, 10 – от заморских территорий, 12 будут представлять французов, проживающих за рубежом. Срок мандатов сенаторов сокращен с девяти до шести лет. Начиная с 2011 г. каждые три года будет переизбираться половина состава Сената. Возрастной ценз для пассивного избирательного права для сенаторов снижен с 35 до 30 лет.

Сенаторы избираются избирательными коллегиями, в которые входят депутаты региональных (выборные органы регионов) и генеральных (представительные органы департаментов) советов, а также делегаты коммунальных советов. Коммуны с численностью населения менее 9 тыс. посылают от 1 до 15 делегатов; с численностью от 9 до 30 тыс. – от 29 до 69 делегатов; свыше 30 тыс. – посылают еще по одному делегату от каждой тысячи жителей. В совокупности делегаты коммунальных советов составляют 95% избирательных коллегий. Именно от них и зависит судьба кандидатов в сенаторы, т.е. на состав верховного органа власти значительное влияние оказывают депутаты низовых выборных органов. В этом, как представляется, заключается один из элементов государственно-властной структуры Франции.

В одних департаментах, от которых избирается от одного до трех сенаторов, выборы проводятся по мажоритарной системе в два тура. В других департаментах, от которых избирается четыре и более сенаторов, выборы проводятся по пропорциональной системе.

Статус депутата французского парламента достаточно традиционен. Нормативно-правовой основой данного статуса являются отдельные положения Конституции, органические законы и иные акты. Депутат обладает следующими правами: на участие в законотворческой работе, на постановку вопросов членам Правительства, на участие в работе постоянных и временных комиссий.

В парламенте Франции, как и в парламентах многих других зарубежных стран, установлен принцип свободного депутатского мандата, означающий независимость депутата и несвязанность его волей избирателей. Осуществляется строгий контроль в целях обеспечения депутатской независимости от каких-либо политических сил, строго пресекаются попытки оказать воздействие на свободное волеизъявление депутата. Запрещено лоббирование, депутатам запрещается вступать в связь с частными компаниями или представлять какие-либо частные интересы при решении того ли иного вопроса. В то же время депутаты придерживаются партийной дисциплины, и их решение во многом предопределяется установками политических групп, точнее, их лидеров.

В научной литературе отмечена жесткая партийная дисциплина в рядах Французской компартии, что отражается и на деятельности депутатов-коммунистов.

Депутат лично принимает участие в работе палаты и комиссии, в которую он входит.

Депутаты обладают индемнитетом и иммунитетом. Индемнитет закреплен в абз. 1 ст. 26 Конституции: «Член парламента не может подвергаться преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении своих функций”. Труд депутатов оплачивается. Жалованье депутата состоит из двух частей – основной, соответствующей среднему размеру жалованья государственных служащих, и дополнительной, составляющей четвертую часть основной. Дополнительное жалованье может быть сокращено в качестве дисциплинарной санкции за нарушение порядка заседания палаты. Кроме того, депутату ежемесячно предоставляется кредит для содержания своего аппарата (Там же.).

Иммунитет депутата также закреплен в Конституции: «Член парламента может быть подвергнут в порядке уголовного или полицейского преследования аресту или иной превентивной либо ограничивающей свободу мере только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Такое разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или окончательного осуждения” (абз. 2 ст. 26), причем по требованию палаты применение задержания и иных мер в отношении депутата может быть приостановлено.

Вместе с тем предусмотрена и ответственность депутата за свои действия, нарушающие установленные нормы. Установлены такие санкции в отношении депутатов, как призыв к порядку (за нарушения порядка в зале заседания); призыв к порядку с занесением в протокол (за такое взыскание депутат может лишиться на месяц четвертой части жалованья парламентария); порицание (применяется к депутату, не подчинившемуся призыву к порядку); порицание с удалением из дворца Собрания (за призыв к насилию, оскорбление Собрания или его председателя, угрозы в адрес Президента Республики и т.п.). Депутату в этом случае запрещается участвовать в работе Собрания, а также появляться в зале в течение 15 дней, а в случае неподчинения этому запрету срок удаления продлевается до 30 дней. Еще один вид взыскания – порицание с временным исключением (ст. 70 Регламента).

Компетенция парламента. Парламент Франции относится к парламентам с абсолютно определенной компетенцией. Согласно Конституции в компетенцию французского парламента входят свойственные такого рода органам полномочия: принятие законов, контроль за деятельностью Правительства, объявление войны, продление осадного положения. В то же время изначально в Конституции был выражен принцип рационализированного парламентаризма.

Он означает, что в Конституции закреплен перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы, – это гражданство, права и свободы личности, уголовное судопроизводство, национализация, национальная оборона и др. (ст. 34). По остальным вопросам принимаются регламентарные акты. Это означает, что акты парламента, предмет регулирования которых выходит за пределы ст. 34, могут быть изменены правительственными декретами по получении соответствующего заключения Государственного совета или Конституционного совета.

Структура и организация работы парламента. Внутренняя структура и порядок деятельности палат определяются регламентами, принимаемыми каждой палатой самостоятельно. Палаты неравноправны. Сенат обладает в основном совещательными полномочиями. Основная тяжесть законодательной работы лежит на Национальном собрании. Более того, в ряде случаев, как будет показано далее, Национальное собрание может принимать законы, минуя Сенат, по требованию Правительства. При этом в целях компенсации соответствующих функций Сенату предоставлен ряд специфических (можно сказать, дополнительных) полномочий. Во-первых, председатель Сената временно исполняет обязанности Президента, если Президент досрочно прекращает свои полномочия. Во-вторых, Сенат в отличие от Национального собрания не может быть распущен Президентом.

Палаты заседают раздельно. Совместные заседания проводятся в том случае, когда Президент Республики созывает Конституционный конгресс для внесения поправок в Конституцию. Резиденцией Национального собрания является Бурбонский дворец, Сената – Люксембургский дворец, служивший в свое время резиденцией Марии Медичи. Дворцы находятся на значительном удалении друг от друга и различаются своей архитектурой.

Каждая палата на первом заседании после выборов избирает своего председателя. Первое заседание парламента нового созыва традиционно открывает старейший по возрасту депутат. Затем проводятся выборы председателя палаты. Председатель Национального собрания избирается на весь срок полномочий, т.е. на пять лет, а председатель Сената – на три года, т.е. каждые три года обновленный состав Сената избирает нового председателя палаты. В каждой палате создается бюро палаты, в состав которого входят председатель и заместители председателя палаты, секретари и некоторые другие лица.

Действует также конференция председателей – это орган, функционирующий в каждой палате, включающий председателя палаты, его заместителей, председателей парламентских групп и постоянных комиссий. На этих конференциях обсуждаются и утверждаются вопросы повестки дня. Это очень важный этап деятельности парламента, поскольку обсуждению на заседаниях палат подлежат лишь те вопросы, которые включены в повестку дня. Если в ходе обсуждения на заседании палаты возникает какой-либо новый вопрос, то он должен быть первоначально обсужден на конференции, чтобы быть включенным в повестку дня.

Парламентские комиссии. Для предварительной подготовки вопросов, рассматриваемых на пленарных заседаниях палат, выполнения контрольных функций образуются парламентские комиссии.

Конституцией и регламентами палат французского парламента предусмотрено образование следующих видов комиссий. Постоянные комиссии, образуемые в каждой палате: по вопросам культуры и образования; по экономическим вопросам; по внешнеполитическим вопросам; по социальным вопросам; по вопросам устойчивого развития и планирования; по вопросам финансов, экономики и бюджетному контролю; финансовый комитет экономики и общего бюджетного контроля; по вопросам конституции, законодательства и управления в Республике.

Специальные комиссии – это комиссии, образуемые при внесении законопроектов в парламент. Создателями Конституции предполагалось, что каждый законопроект будет рассматриваться специально созданной для этого комиссией, но практика пошла по другому пути: специальные комиссии образуются крайне редко. В основном все законопроекты рассматриваются в постоянных комиссиях. Смешанные комиссии, называемые также паритетными, создаются в случае возникновения разногласий между палатами.

Состоят они из равного числа членов палат – по семь от каждой палаты. Их основное назначение состоит в выработке взаимоприемлемого для каждой палаты решения по законопроекту, чтобы он был одобрен впоследствии обеими палатами. Комиссии ad hoc рассматривают вопросы лишения депутатских полномочий, приостановления депутатского иммунитета, а также приостановления применения к депутатам мер процессуального принуждения. Комиссии по расследованию и контролю образуются в случае возникновения необходимости специального и глубокого изучения какого-либо вопроса государственной жизни, например, вопросов деятельности правительства, коррупции, взяточничества, вопросов международных отношений и т.д.

Депутатские объединения в парламенте. В составе Национального собрания действуют депутатские фракции, именуемые политическими группами, включающие депутатов, избранных от определенной партии. В эти фракции могут входить и депутаты от других партий или независимые. Согласно регламенту палаты в его первоначальной редакции (1958 г.) для образования фракции необходимо было 40 депутатов. Затем эта цифра была уменьшена до 30, а с приходом к власти социалистов этот порог был снижен до 20, и коммунисты, получившие только 27 мест в парламенте, смогли образовать собственную фракцию.

Парламент работает сессионно. Проводятся сессии двух видов: очередные и внеочередные. Очередная сессия парламента начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня (ст. 28 Конституции). В этой же статье установлено, что число дней, в течение которых проводятся заседания палат, не должно превышать 120 (прежде – 150 дней) в год, но при этом предусмотрена возможность проведения дополнительных заседаний по решению Премьер-министра или большинства членов каждой палаты. Внеочередные сессии могут созываться по требованию Премьер-министра или большинства депутатов. Открываются и закрываются внеочередные сессии декретом Президента Франции и проводятся по строго определенной повестке дня (ст. 29, 30 Конституции).

Заседания палат являются открытыми. Стенограммы всех выступлений на сессиях публикуются в официальном издании «Журнал офисьель”. По просьбе Премьер-министра или десятой части членов палаты могут проводиться закрытые заседания в форме заседания секретного комитета (ст. 33 Конституции).

Основные парламентские процедуры, среди которых наиболее важными являются: законодательный процесс, утверждение государственного бюджета и парламентский контроль за деятельностью правительства.

Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный парламент. Двухпалатность имеет длительные традиции. Начиная с Великой французской революции 1789 г. однопалатный парламент существовал только в течение двух периодов: с 1790 по 1795 г. и с 1848 по 1851 г. Общественную поддержку двухпалатность получала на двух референдумах в 1946 и 1969 гг.

Нижняя палата — Национальное собрание — рассматривается как орган общенационального представительства. Оно включает 577 депутатов, избираемых сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования. Верхняя палата — сенат — представляет интересы территориальных коллективов. Члены сената избираются сроком на девять лет путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов всех уровней, кроме коммуны, избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента. Сенат представляет интересы территориальных коллективов. Причем каждые три года сенат обновляется на одну треть.

Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава государства обладает правомочиями по роспуску только нижней палаты. Сенат не может быть распущен. Председатель Национального собрания избирается на срок полномочий палаты. Председатель сената избирается после каждого обновления состава палаты. Он занимает третье место после президента и премьер-министра в должностной иерархии государства. В случае, когда пост президента становится вакантным, председатель сената становится временным президентом страны.

Организация деятельности палат парламента подробно регулируется органическими законами. Внутреннее устройство сената и Национального собрания, процедуры их деятельности устанавливаются самими палатами в собственных регламентах на основе конституционных норм и положений органических законов. Регламенты палат контролируются Конституционным советом, призванным обеспечивать соблюдение Конституции и осуществлять конституционный надзор.

В палатах парламента образуются парламентские фракции. Минимальное число членов, необходимое для образования фракции, для сената — 15 членов, для Национального собрания — 20 депутатов. Рабочими органами палат являются постоянные и временные специальные комиссии, а также комиссии по контролю и проведению расследований. В каждой комиссии образуются бюро, в которых должны быть представлены все партийные фракции.

По закону специальные комиссии должны создаваться для рассмотрения конкретного законопроекта, однако в парламенте сложилась иная практика: законопроекты рассматриваются в постоянных комиссиях.

Палаты могут для рассмотрения разногласий создавать смешанные паритетные комиссии.

Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в Конституции вопросам) и обычные.

Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст.

Принятые парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны президентом. Если он не согласится с каким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторного обсуждения. Если закон будет принят повторно в прежней редакции абсолютным большинством голосов, президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции Франции.

Чаще всего между Национальным собранием и правительством существует политическое согласие по основным вопросам национальной политики, парламентский контроль ограничен. Тем не менее в ряде случаев парламент может создавать комиссии но расследованию, обращаться с вопросами к министрам, а также выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. Президент после консультаций с председателями палат и премьер-министром вправе распустить Национальное собрание (так, например, в 1968 г. Национальное собрание распустил Шарль де Голль, а в 1981 г. — Франсуа Миттеран).

Парламентский контроль за правительством во Франции ограничен, однако парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

Добавить комментарий