Парламент Великобритании

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из палаты лордов и палаты общин. Закон о парламенте 1911 г. наделяет его полномочиями на срок не более пяти лет.

Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих, прямых и тайных выборов по мажоритарной системе. Число избираемых депутатов палаты общин соответствует количеству избирательных округов, которое может меняться в результате пересмотра их границ в зависимости от численности населения. По итогам парламентских выборов, состоявшихся в 2015 г., были избраны 650 депутатов. Кандидат может избираться в нескольких округах одновременно, однако в случае победы он должен решить, какой именно округ будет представлять в палате общин. Государственные гражданские чиновники, военнослужащие, а также иностранцы, банкроты и лица, признанные виновными в применении незаконных и бесчестных приемов на выборах, не могут быть избраны в палату общин.

Палата общин может быть распущена: в целях получения одобрения политики правительства со стороны избирательного корпуса, если правительство предлагает меры, противоречащие предвыборному манифесту соответствующей партии; в результате поражения правительства по какому-либо вопросу, если общественное мнение, с точки зрения правительства, поддерживает его, а не парламент; в целях получения правящей партией преимуществ на парламентских выборах.

Должностными лицами палаты общин являются спикер, вице-спикер, лидер палаты и клерк. Спикер является председателем палаты общин, он избирается из числа наиболее старейших и уважаемых ее членов в начале работы парламента нового созыва либо при возникновении соответствующей вакансии. Кандидатура спикера должна быть согласована лидерами политических партий, представленных в палате, и одобрена монархом. К полномочиям спикера относятся: определение порядка выступления депутатов и наблюдение за тем, чтобы они говорили по существу вопроса; контроль за ходом прений и применение дисциплинарных мер к нарушителям порядка; выборы комитета, который будет работать над законопроектом, и назначение его председателя и др.

Лидером палаты (Leader of the House) является член Кабинета министров. В соответствии с Актом о палате общин 1978 г. его назначает монарх по представлению премьер-министра из числа наиболее влиятельных членов правящей партии. Основной функцией лидера является представительство правительства в палате. Ему принадлежат такие важные полномочия, как определение повестки дня и программы законодательных мероприятий.

Должность клерка, или главного исполнителя (Chief Executive), постоянная, причем клерк не является членом палаты общин. В его полномочия входят процедурные вопросы, а также подписание приказов, официальных заявлений и скрепление их печатью.

Еще одно должностное лицо — парламентский пристав (Sergeant-at- Arms), обязанность которого — поддерживать закон, порядок и безопасность в палате. Он носит церемониальную булаву, которую кладут на стол перед заседанием. Булава в Англии была символом королевской власти и в 1649 г. была принята палатой общин в качестве церемониального символа, став важной эмблемой права парламента управлять страной, завоеванного в ходе Английской буржуазной революции.

Члены палаты общин формируют общие, специальные и объединенные комитеты, а также Комитет всей палаты.

Общие комитеты {general committees) формируются для постатейного рассмотрения законопроектов — публичных и частных биллей. Для рассмотрения каждого билля создается отдельный комитет, который после выполнения своей задачи распускается. В палате общин может функционировать одновременно несколько общих комитетов, насчитывающих от 16 до 50 членов, численность которых пропорциональна партийным фракциям.

Специальные комитеты {select committees) создаются в начале деятельности парламента нового созыва и насчитывают от 11 до 17 членов. Особое место среди них занимают комитеты по контролю за работой правительства. Впервые созданные в 1979 г., они образуются по отраслям управления. Главная их задача — контроль за деятельностью министров, поэтому система этих комитетов привязана к структуре правительства. Члены правительства не вправе входить в состав таких комитетов, но могут присутствовать на заседаниях и выступать от имени правительства, не участвуя в голосовании. Депутаты палаты общин, не состоящие в соответствующем комитете, также вправе присутствовать на его заседаниях, но без права голосования. К специальным комитетам также относят комитеты по особо важным вопросам, в частности Комитет по делам Европейского союза, а также внутренние комитеты, обеспечивающие функционирование палаты, среди которых Комитет по отбору, Комитет по процедуре и др. Особенное положение занимает Комиссия о развитии права, которая каждые четыре месяца предоставляет лордам на рассмотрение существующие правовые тенденции и рекомендует изменения.

Объединенные комитеты (font committees) формируются из равного числа членов палаты общин и членов палаты лордов для рассмотрения вопросов, касающихся обеих палат парламента. Некоторые из них функционируют на постоянной основе, например Комитет но правам человека, Комитет по делегированному законодательству. Председателем таких комитетов может быть член любой из палат, кроме того, такой комитет подотчетен обеим палатам.

Комитет всей палаты {Committee of the Whole House) представляет собой особый режим работы, при котором палата общин заседает в полном составе. Председателем Комитета, как правило, выступает первый заместитель спикера. Комитет всей палаты собирается для рассмотрения только наиболее важных, в том числе финансовых, законопроектов.

Что касается верхней палаты, то британское парламентское право не накладывает каких-либо ограничений на ее численный состав. В настоящее время палата лордов насчитывает 821 члена и включает лордов духовных и светских. Лорды духовные {Lords Spiritual) представлены духовенством англиканской церкви. Сейчас палата насчитывает 26 духовных лордов. Среди них — пять важнейших прелатов церкви: Архиепископ Кентерберийский, Архиепископ Йоркский, Епископ Лондона, Епископ Дур- хэма и Епископ Винчестерский.

Светские лорды {Lords Temporal) составляют большинство в палате лордов и подразделяются на наследственных и пожизненных пэров. До реформы 1999 г. все светские лорды были наследственными пэрами {hereditaiy peers) по праву рождения и носили титулы графа, маркиза, герцога, виконта или барона. В соответствии с Актом о палате лордов 1999 г. теперь наследственные пэры избираются и их число должно быть сокращено до 92 человек. Из них два пэра остаются как следствие наследуемых церемониальных должностей, 15 — выбираются всей палатой, а остальные 75 — политическими партиями, членами которых они являются, при этом число избираемых партией пэров отражает количество занимаемых ею парламентских мест. В настоящее время в палате лордов 89 наследственных и 706 пожизненных пэров, из которых 74 пэра избираются политическими партиями, 15 пэров назначаются палатой, и один пэр является членом палаты ввиду наследуемой церемониальной должности.

Большинство в палате лордов составляют пожизненные пэры {life peers). Согласно Акту о пожизненных пэрах 1958 г. пожизненное пэрство присваивается монархом по представлению премьер-министра за выдающиеся заслуги перед государством и без права передачи титула по наследству. Такой титул получают, как правило, премьер-министры, спикеры и депутаты палаты общин после отставки, а также дипломаты, выдающиеся политические и общественные деятели.

Отдельную группу в верхней палате составляют независимые или беспартийные пэры {crossbenchers)у которые избираются Комиссией по назначениям в палату лордов (Lords Appointments Commission), учрежденной с этой целью в 2000 г. Среди независимых членов палаты есть как пожизненные, так и наследственные пэры.

До 2005 г. в палату лордов входили и так называемые лорды правосудия {Lords of Justice) и лорды права {Law Lords), которых назначал монарх по представлению премьер-министра для осуществления судебных полномочий в палате лордов, которая до 2005 г. играла роль высшей апелляционной инстанции. Актом о конституционной реформе 2005 г. эта функция была передана новому органу — Верховному суду, первыми судьями которого были назначены действующие судебные лорды.

Членом палаты лордов может стать лицо, достигшее 21 года и не являющееся банкротом. Раньше женщины не могли заседать в палате лордов, даже если они были пэрами. Лишь после принятия Акта 1999 г. они получили возможность проходить в верхнюю палату. Все женщины палаты лордов — светские леди; англиканская церковь сейчас не позволяет рукоположение женщин-епископов, хотя этот вопрос обсуждается, и многие ожидают его положительного решения в ближайшем будущем.

Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются как члены парламента, так и члены правительства, так как министры являются депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палату, но, как правило, сначала проект обсуждается в палате общин, затем — в палате лордов.

Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства. Формой этого контроля является направление вопросов членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

Парламент Великобритании по праву считается старейшим во всем мире. Он был создан еще в тринадцатом столетии, когда восставшие феодалы потребовали от короля Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей в далеком 1215 году. Данная хартия возложила на короля обязанность создания для установления конкретных налогов Общего совета королевства. Именно из-за этого парламент в Великобритании получил название «отец всех парламентов». Термин «парламент» в Великобритании в качестве собственного наименования стал использоваться для обозначения общенационального представительного учреждения.

В тринадцатом веке парламент Англии завоевал значение государственного форума, превратившись в традиционный пример представительного органа. Позже, в шестнадцатом-семнадцатом столетиях, он стал выступать сословно-представительным органом при короле. Но только после буржуазной революции семнадцатого столетия парламент получил истинное и многоплановое значение.

Замечание 1

Стоит сказать, что система парламентаризма в западной части мира появилась как некое отрицание абсолютизма государственной власти в лице короля, всевластного первого лица в государстве.

Особенность парламента Британии состоит в сохранности различных архаических черт, которые находят собственное отражение в различных сторонах его деятельности, а также организации. Когда ведется речь о парламенте как о верховном законодательном органе страны, имеются в виду не только две палаты парламента, но также и королева, которая является неотъемлемой институцией (то есть частью) парламента.

Анализируя место парламента в системе британской власти, стоит брать в расчет то, что в ее базу были положены такие фундаментальные принципы, как парламентское верховенство, а также парламентское (то есть ответственное) правление.

Парламент Британии является очевидным примером бикамерального представительного органа, он состоит из палаты общин, а также палаты лордов. В то же время, неотъемлемой частью парламента выступает и британский монарх.

Замечание 2

Для того чтобы билль (то есть закон) прошел и был принят, в обязательном порядке требуется согласие как парламентских палат, так и монарха.

Еще одна значимая особенность данного парламента состоит в том, что палата лордов формируется по наследству, то есть на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, который дает право выступать ее членом. Очень долгий срок именно она считалась самой большой вер[ней палатой среди всех стран Европы. Членами палаты лордов в конце девяностых годов прошлого века были более тысячи двухсот пэров парламента, титулованная знать, имена которой вошли в «золотую книгу» английского дворянства.

Конституционная реформа, старт которой пришелся на 1999 год, и инициированная правительством лейбористов, важнейшим направлением определяет реформирование британского парламента, и, в первую очередь, порядок формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 году лейбористы дали обещание вывести из состава палаты наследственных участников, а после прихода к власти начали реализацию собственных предвыборных инициатив, которые направлены на демократизацию статуса палаты.

На начальном (первом) этапе конституционной реформы, которая должна продолжаться на протяжении десяти лет, на основании статьи 1 Акта о палате лордов 1999 года был ликвидирован статус наследственных пэров, и практически в два раза (до 720 человек) сократился численный состав палаты: свои места смогли сохранить лишь 92 наследственных пэра (то есть десять процентов от всего числа) и около пятисот семидесяти трех пожизненных пэров, в том числе епископов. При этом наследственное право заседать, а также голосовать в процессе переходного периода реформы девяносто два наследственных пэра получили во время секретного голосования своих коллег по палате, а десять наследственных пэров согласились на правительственный ультиматум: изменить звание наследственного пэра на пожизненного. Право участвовать в деятельности палаты было оставлено за лордами, титул которым был дарован монархом в качестве признания их личных заслуг и по предложению правительства. Прочие лорды обладают правом баллотироваться на выборах, в том числе и в нижнюю палату – то есть палату общин.

Замечание 3

Из-за возникших разногласий в политическом классе реформирование данной палаты на сегодняшний день отложено.

Споры о возможных моделях верхней палаты в экспертном сообществе не прекращаются и по сей день, в начале двадцать первого века. Большая часть английских экспертов и значительное число политиков склоняются к тому, что в обозримом будущем стоит ограничиться введением умеренного элемента выборности в верхней палате.

Виды членства в палате лордов

На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:

  • Духовные лорды (это епископы Йоркский и Кентерберийский, а также епископы англиканской церкви).
  • Наследственные пэры.
  • Пожизненные пэры (которые получили свой титул и место в палате за значительные заслуги перед британской Короной), но они не обладают правом передать собственный титул по наследству.

Замечание 4

Духовные лорды не причисляются к пэрам.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.

По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.

Компетенция палаты лордов

Компетенция палаты лордов включает такие полномочия, как:

  • Законодательные. Обеспечивают участие палаты в законодательном процессе (это рассмотрение в соответствии с установленной процедурой вносимых законопроектов, то есть биллей, за исключением особых требований к принятию биллей в финансовой сфере, которые вносятся только в палату общин, а также внесение различных правок в законопроекты, которые приняла нижняя палата и так далее).
  • Контрольные. Ненавязчивый контроль над работой всего правительства.
  • Судебные. Данные полномочия обширны, они определяются тем, что именно она выступает высшей апелляционной судебной инстанцией.

Замечание 5

В общем же полномочия и статус палаты лордов не меняются, несмотря на проведение конституционных преобразований. Она обязана сохранить собственное «подчиненное» положение, но при этом стать еще более легитимной. Эффективность деятельности верхней палаты, и особенно в сфере экспертизы законопроектов, принятых палатой общин, обязана значительно возрасти.

Нижняя палата или палата общин

Нижняя палата является единственным выборным центральным органом государственной власти Британии. Только депутаты данной палаты могут называться членами парламента.

Количественный состав палаты к моменту парламентских выборов, прошедших в 2010 году, уменьшился с 659 до 650 членов, которые избираются с помощью всеобщего равного тайного, а также прямого голосования на срок, составляющий пять лет. Подобное снижение количественного состава нижней палаты связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Особой комиссией по границам избирательных округов было произведено уменьшение числа данных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором установлено создание своего шотландского парламента, а также ликвидация аномальной диспропорции представителей Шотландии в парламенте Британии. По итогам новой нарезки округов число избирателей, которые живут на территории одного избирательного округа, приблизилось к среднебританскому показателю, составляющему шестьдесят восемь тысяч избирателей на один округ.

Во главе нижней палаты стоит спикер. Эта ответственная должность была введена еще в 1377 году. Палата общин может быть распущена действующим монархом. Традиционно формальное согласие монарха на роспуск парламента означает начало новой предвыборной кампании. По законам, действующим в Британии, такие выборы обязаны пройти через семнадцать рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В то время, когда парламент распущен, политики имеют право проводить предвыборную кампанию, но при этом не имеют права заходить в здание Вестминстерского дворца, в котором размещается парламент.

Быть избранным в палату способен любой подданный Британии (а также тот, кто является гражданином и постоянно живет в Ирландии либо Содружестве), уже достигший возраста двадцати одного года, а также удовлетворяющий принятым в законодательстве цензам, среди которых стоит обозначить ценз несовместимости: запрет быть членами парламента для тех лиц, которые занимают конкретные государственные посты (например, профессиональные оплачиваемые судьи, военнослужащие, гражданские служащие и так далее).

Замечание 6

Избирательный залог равняется пятистам фунтам стерлингов, он не подлежит возврату в том случае, когда кандидат получил менее пяти процентов голосов.

Выборы в нижнюю палату проходят по мажоритарной системе относительно большинства. При этом нет требования о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей. Срок его полномочий составляет пять лет. Но на практике по инициативе самого правительства выборы проводятся раньше указанного срока, иногда за пять или шесть месяцев до окончания полномочий палаты общин.

На последних выборах в парламент в нижнюю палату, прошедших в мае 2010 года, победу одержали консерваторы, которые получили относительное большинство депутатских мандатов – триста шесть. Из-за этого была образована правоцентристская парламентская коалиция консерваторов и либеральных демократов, которую поддерживает и часть независимых депутатов.

К значимым полномочиям палаты причисляют: принятие законов, рассмотрение финансовых биллей, принятие бюджета, парламентский контроль над деятельностью правительства. Только данная палата способна выразить недоверие правительству.

В Великобритании, как и в прочих странах Западной Европы, провозглашаемая конституцией независимость депутатов во многом ограничивается строгой фракционной дисциплиной, которая имеет целью поддерживать единство и солидарность. В нижней палате дебаты проводятся в основном между членами, которые занимают руководящие позиции в консервативной и лейбористкой партиях, роль рядовых парламентариев в данном процессе, как удачно подчеркнули политологи, сведена только к группам поддержки, которые подбадривают лидеров.

Вывод

В общем, Великобританию допустимо охарактеризовать, как страну с весьма устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной именно непрерывностью парламентского развития, которую можно сравнить только с США.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Создание английского парламента

Возник в средневековой Англии в XIII в. в качестве сословно-представительного собрания при монархе. Состоял из Большого совета, королевской курии и делегатов из числа рыцарей и горожан от отдельных графств. Одно из первых подобных собраний в этом составе состоялось в 1254 г. Еще до этого, согласно Великой хартии вольностей, король не мог собрать новый налог без согласия королевской курии, что затем становится ключевой функцией английского парламента. Король Генрих III в 1258 г. заключил с баронами Оксфордские провизии, по которым парламент должен был собираться не реже трех раз в год. К концу XIII в. регулярный созыв парламента стал устойчивой традицией. Наиболее представительным был т.н. Образцовый парламент 1295 г., в заседании которого участвовало 400 членов, представлявших все сословия, за исключением крестьян. Король Эдуард I в 1297 г. обещал не вводить новые налоги без согласия парламента. Со 2-й четверти XIII в. в обиход входит слово «парламент». Чаще всего заседания проходили в пригороде Лондона Вестминстере. До 1340 г. представители всех сословий заседали вместе, и только в этом году при голосовании по вопросу введения нового налога, голоса разделились по социальному составу делегатов. В XIV в. в парламент стал делиться на 2 палаты: Палату лордов (место здесь передавалось по наследству) и Палату общин, в которую избирались делегаты из числа рыцарей и горожан. С 1377 г. Палата общин стала выбирать спикера для контакта с монархом. В XIV в. за парламентом окончательно закрепляется право на введение налогов и законосовещательная функция.

В 1430 г. были введены квоты для графств, участвующих в выборы делегатов в Палату общин, а также определен имущественный ценз. В конце XIV – начале XV вв. Палата общин добилась права законодательной инициативы.

В XVI в. полностью складывается процедура законодательной деятельности, парламент получил ряд привилегий, важнейшим из которых стала свобода слова для делегатов, парламентарии получили права аудиенции у короля.

Усиление роли парламента в политической жизни страны

В XVII в. Английский парламент сыграл значительную роль в событиях Английской революции, стал центром политической жизни страны, противостоял королю Карлу I во время гражданской войны. В 1649 г. в Англии утвердилась республиканская форма правления, парламент стал однопалатным после упразднения Палаты лордов и в его руках находились все нити управления государством. В 1653 г. под давлением военных, парламент назначил Кромвеля лордом-протектором, в стране установился его личный авторитарный режим. Парламент неоднократно распускался. После его смерти, и недолго правления его сына Ричарда, в 1660 г. произошла реставрация Стюартов, Англия вновь стала монархией, а парламент был восстановлен в дореволюционном виде. Однако вскоре вновь парламент сыграл важную роль в жизни страны, политические партии вигов и тори были недовольны правлением короля Якова II, и лидеры партий обратились к Вильгельму III Оранскому с предложением свергнуть короля. В результате событий «Славной революции», роль парламента резко усилилась. Новый король подписал в 1689 г. Билль о правах, по которому законы принимались парламентом, именно он определял численность армии, вводил налоги. В 1694 г. был принят закон о ежегодных парламентских заседаниях и о проведения выборов в Палату общин раз в три года. С 1701 г. согласно Акту о престолонаследии, была укреплена судебная ветвь власти, провозглашалась несменяемость судей, даже в случае проступка судья мог быть лишен должности только по решению обеих палат парламента. В 1707 г. после того парламенты приняли Акт об унии между Англией и Шотландией, был создан единый парламент Великобритании. При этом сохранили действие законы Шотландии принятые до этого. В 1721 г. впервые лидер партии вигов, набравших большинство на выборах, Р. Уолпол впервые стал премьер-министром, при этом оставаясь членом Палаты общин. В 1800 г. между Англией и Ирландией была заключена уния, после чего 100 ирландских делегатов вошло в объединенный парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. Согласно акту о народном представительстве (1867 г.) в случае смерти короля, парламент не распускался. С 1911 г. Палата общин получила право самостоятельно решать вопросы налогов и государственной казны. Продолжительность работы парламента устанавливалась в 5 лет.

Изменения в работе и структуре английского парламента в XX в.

В 1958 г. Палата лордов была реформирована, в ее составе появились пожизненные места для видных деятелей науки и культуры, представителей деловых кругов, которые давались за исключительные заслуги перед государством (фактически определялись премьер-министром). Согласно акту 1999 г. право наследования для членов Палаты лордов было отменено, «временно» сохранено 92 титула наследственных пэров (фактически постоянное). В 2005 г. была введена должность спикера Палаты лордов (кандидат должен быть внепартийным). В настоящее время верхняя палата парламента имеет лишь право отлагательного вета.

В XIX – XX вв. значительные изменения коснулись системы выборов в Великобритании. В 1872 г. выборы в парламент стали тайными. В 1885 г. вся территория королевства была разделена на избирательные округа с примерно равным количеством жителей (один депутат от 54000 избирателей). После первой мировой войны, в 1918 г. избирательное право получили мужчины старше 21 года и некоторые женщины (с 30 лет, кроме этого накладывался имущественный и денежный ценз). С 1928 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.

В 1998-1999 гг. премьер-министр Т.Блэр провел реформу по децентрализации страны, был восстановлен парламент Шотландии, создана Национальная ассамблея Уэльса и Ассамблея Северной Ирландии. Им были делегированы ряд законодательных полномочий, преимущественно в сфере местного самоуправления, социальной сферы, транспорта. При этом депутаты парламентов продолжили участвовать в заседания парламента Соединённого Королевства.

В 2005 г. был принят Акт о конституционной реформе, согласно которой с 2009 г. был учрежден Верховный суд, состоящий из 12 судей, Палата лордов перестала быть высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции исполнял Апелляционный комитет палаты лордов, в который пэры назначались по особому порядку, и его члены не участвовали в обсуждении политических вопросов. В 2011 г. было отменено право монарха распускать парламент.

Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии

Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

LVI Парламент Великобритании

Тип

Тип

двухпалатный парламент

Палаты

Палата лордов
Палата общин

Руководство

Лорд-спикер

Элизабет Трасс, Консервативная партия
с 14 июля 2016 года

Спикер

Линдси Хойл, Лейбористская партия
с 4 ноября 2019 года

Структура

Членов

800 пэров + 650 депутатов


Структура палаты лордов

Палата лордов Фракции

Правительство
Её Величества

  • Консерваторы (258)
  • Демократы-юнионисты (3)

Оппозиция
Её Величества

  • Лейбористы (201)

Прочая оппозиция

  • Либеральные-демократы (102)
  • Лорды духовные (25)
  • Партия Независимости (3)
  • Ольстерские юнионисты (2)
  • Партия Уэльса (1)
  • Барон Стивенс Людгейтский (1)
  • Барон Стоддерт Свиндонский (1)
  • Барон Рукер (1)
  • Баронесса Тонге (1)
  • Лорд Реннард (1)
  • Кроссбенчеры (175)
  • Внефракционные (30)


Структура палаты общин

Палата общин Фракции

Правительство
Её Величества

  • Консервативная партия

(365)

Оппозиция
Её Величества

  • Лейбористская партия (202)

Прочая оппозиция

  • Шотландская национальная партия (47)
  • Либеральные демократы (11)
  • Демократы-юнионисты (8)
  • Шинн Фейн (7, не голосуют)
  • Plaid Cymru (4)
  • Социал демократическая и рабочая партия (2)
  • Зелёная партия (1)
  • Партия «Альянс» (1)

Спикер

  • Спикер (1)

Выборы

Палата общин Последние выборы

12 декабря 2019 года

Зал заседаний

Вестминстерский дворец

Предшественник

Парламент Великобритании

Медиафайлы на Викискладе

Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (англ. Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) является высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и на Королевских заморских территориях. Его не возглавляет британский монарх, однако является его частью. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую палата лордов, и нижнюю палату, называемую палата общин. Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви), лордов светских (пэры) и лордов по апелляциям (англ. List of Lords of Appeal), многие из которых наследовали свою власть. Палата общин, напротив, — демократически избираемая палата, состоящая из 650 членов, избираемых по мажоритарным округам. Палата лордов и палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. По обычаю все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.

Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории власть исходит не от парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» (англ. Queen-in-Parliament). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это довольно спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной палаты общин; в обществе считается, что монарх действует как представительская фигура, и власть палаты лордов существенно ограничена.

Британский парламент часто в народе называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу. Но британский парламент не является самым старым, уступая, как минимум, парламенту Исландии.

Добавить комментарий