Парламентаризм 20 века

Опыт российского парламентаризма начала ХХ века.

Цель: проследить процесс становления российского парламента. Познакомиться с оценкой происшедших в стране политических изменений. Расширить свои знания в области политической культуры.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация (слайд 1)

— назовите основные итоги революции 1905-1907 гг. Какой из них имел главное значение?

— Из курса правоведения вспомните, что такое парламентаризм?

  • Дайте определение парламента?

  • Из каких частей состоит парламент классического образца? Приведите пример.

Нижняя палата Федерального собрания не случайно носит название Государственной Думы. Избранная в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Государственная Дума исторически может считаться продолжением Думы начала ХХ в.

Сегодня мы рассмотрим как складывался парламентаризм в Российской империи в начале ХХ века. (слайд 2)

— Как вы думаете, какие цели и задачи нам нужно решить на уроке?

Объявление целей и задач. (слайд 3)

  1. Новый материал

Возникновение российского парламента проходило в России в специфических условиях и имело свои особенности: (слайд 4)

  • запоздалое складывание системы парламентаризма по сравнению с таковым в Западной Европе (в Англии в 1265 г., во Франции в 1302 г.)

  • предпосылками складывания парламента в России было развитие земского движения и возникновение так называемого либерального земства

  • происходит начало формирования партийной системы России

  • развитие революционных событий и неудачи во внешней политике (поражение в русско-японской войне) заставили самодержавие принимать решения об обновлении монархии

Для того чтобы выяснить более подробно возникновение парламента в начале ХХ века в России выполните следующее задание (слайд 5).

Работа с учебником стр. 21-23 и документом

Документ

Из письма Николая II своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне:

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу; затем была бы передышка и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силою, но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы неминуемо к теперешнему положению. Т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался тот же самый и реформы не могли осуществляться бы… Другой путь — предоставление гражданских прав населению: свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу — это, в сущности, и есть Конституция. Витте горячо отстаивал этот путь, говоря, что хотя он и рискованный, тем не менее единственный в настоящий момент… Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал… Я не мог телеграммой объяснить тебе все обстоятельства, приведшие меня к этому страшному решению, которое, тем не менее, я принял совершенно сознательно… Единственное утешение — это надежда, что такова Воля Божья, что это тяжелое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого состояния, в котором она находится почти год… Уверяю тебя, что мы прожили здесь года, все дни, столько было мучений, сомнений, борьбы».

Вопрос: В чем состояло различие взглядов на характер, функции народного представительства в России на первом этапе революции. Кем и как был решен вопрос о Государственной Думе?

Появление представительного органа Государственной думы не могло оставить систему государственного устройства неизменной. Давайте выясним как изменилась государственное устройство Российской империи в 1907 г. Для этого выполните следующее задание (слайд 6-11)

На основе фактов заполните последнюю графу таблицы:

Верховная власть

Император

Император, Гос. совет, гос. дума

Центральная власть

Совет министров и Комитет министров под руководством императора

Совет министров под руководством председателя правительства

Местная власть

Губернаторы, земства, городское самоуправление

Без изменений

Судебная власть

Император, Сенат, окружной суд, волостной суд

Без изменений

Силовые структуры

Армия, полиция, жандармерия, охранные отделения

Без изменений

Церковь

Синод

Без изменений

Факты:

1) Выдержки из новой редакции Свода Основных Государственных Законов Российской империи (1906 г.):

«Ст. 4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его не за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

Ст. 7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.

Ст. 8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе.

Ст. 9. Государь Император утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего свершения.

Ст. 12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

Ст. 13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

Ст. 14. Государь Император есть Вождь российской армии и флота.

Ст. 15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.

Ст. 16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определения ее вида.

Ст. 17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц.

Ст. 18. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния и прекращение судебных против них преследований и освобождение их от суда и наказания».

2) Статья 87 Основных Законов Российской империи гласила, что в случае прекращения или перерыва деятельности Государственной думы и Государственного совета, «если чрезвычайные обстоятельства вызывают необходимость», законопроекты обсуждаются в Совете Министров и утверждаются в форме императорских высочайших указов, которые сразу вступают в силу. Высочайший указ подлежал утверждению в течение двух месяцев после возобновления деятельности Думы и Совета. Именно по статье 87 19 августа 1906 г. был принят указ о военно-полевых судах, который правительство не стало вносить на утверждение II Думы. Фактически он потерял силу, но созданные на его основании военно-полевые суды продолжали выносить смертные приговоры. Указ от 9 ноября 1906 года, положивший начало аграрной реформе, также был принят на основании статьи 87″.

3) Преобразован Государственный совет. С 1906 г. половина его членов по-прежнему назначается из числа крупных чиновников, а остальных избирают земства, дворянские собрания, объединения буржуазии.

4) С 19 октября 1905 г. постоянным высшим правительственным учреждением, которое «направляет и объединяет начальников ведомств» в законодательстве и в высшем государственном управлении, становится Совет министров. Комитет министров в апреле 1906 г. был упразднен, часть его дел отошла Государственному совету, часть -Совету министров.

— какой вывод можно сделать на основе этой таблицы?

Общая характеристика работы государственных дум

Полномочия Государственной думы были определены высочайшим указом императора от 20 февраля 1906 г.(слайд 12). По этому указу дума создавалась для обсуждения законодательных предложений на 5 лет из членов, избираемых населением.

Даются данные о времени работы дум. (слайды 13-14)

Думы

Период работы

Председатель

I Дума

27.04.1906 г. — 9.07.1906 г.

С. А. Муромцев (кадет)

II Дума

20.02.1907 г. — 3.06.1907 г.

Ф. А. Головин (кадет)

III Дума

3.06.1907 г. — 9.06.1912 г.

Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко (октябристы)

IV Дума

Декабрь 1912 г. — 26.02.1917 г.

М. В. Родзянко (октябрист)

Партийный состав первых дум отражен в диаграмме (слайд 15). Проанализируйте данные диаграммы. Что вы можете сказать о партийном составе дум.

Выборы в Гос. думу были не всеобщие, не равные, не прямые. Избирательного права лишались женщины, мужчины моложе 25 лет, военнослужащие, рабочие мелких предприятий. Проходили выборы в два этапа: сначала выбирались выборщики, а уже из их числа – депутаты. Число выборщиков было неравным: (слайд 16)

Работа с диаграммой. (слайд 17)

  1. Закрепление

Подтвердите или опровергните следующие мнения: (слайд 18)

1) В России шло становление конституционной монархии, создавался дуалистический (т. е. двойственный, сочетающий самодержавие и парламент) тип конституционного государства.

2) В законодательном механизме самодержавия в 1907—1914 гг. Государственная дума и Государственный совет занимали значительное место, но законодательными органами в полном смысле слова их назвать нельзя. Они были представительными органами господствующих классов (помещиков и буржуазии), деятельность их была скорее законосовещательной и поддерживала лжеконституционные, лжепарламентские иллюзии. В России, таким образом, утвердился лжепарламентаризм, самодержавие практически не изменилось.

3) Государство отказалось от важнейших прерогатив — неограниченного права законодательства и автономного распоряжения государственным бюджетом. Это была парламентская альтернатива развития России, реальное ограничение самодержавия.

4) Царский режим после революции 1905 г. фактически представлял собой мнимый конституционализм. Формы западноевропейского монархического конституционализма были использованы для легитимации (т. е. придания законного права на существование) самодержавия.

Сделайте вывод об изменениях, происшедших в государственном устройстве России и о взаимоотношениях российской монархии и парламента

  1. Д.З.

Задание 1. §4 и вопросы к параграфу.

Задание 2. Сделать презентацию о работе Государственной думы 1-4 созывов на выбор.

Задание 3. Написать эссе по теме: «Есть ли преемственность между Государственными Думами 1906-1917 гг. и современной Думой».

Манифест 17 октября 1905 г. стал крупным шагом по пути политических реформ. Был образован Совет министров как постоянно действующий орган. Министры отвечали за свои действия перед царём. Сохранялся Государственный совет, но теперь он по

лучил права верхней палаты Думы. Половина его членов назначалась императором, половина избиралась из дворян. Государственный совет имел право не одобрять законопроекты, предложенные Думой. Документы получали силу законов лишь после утверждения их царём. Между сессиями Думы царь мог единолично издавать указы, которые затем вносились на утверждение Думы. Ее законодательные права были невелики. Тем не менее империя перестала быть классической самодержавной монархией. Возможности для созыва и работы Думы были созданы. При всей ограниченности это был первый в истории опыт российского парламентаризма.

I Государственная дума избиралась на основе избирательного закона 11 декабря 1905 г. Право голоса получило 25 млн. человек. В выборах не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся, рабочие, занятые на мелких предприятиях. Был введён возрастной (25 лет) и имущественный цензы. Выборы были многоступенчатыми, а права избирателей неравными. Голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

27 апреля Николай II торжественно открыл Государственную думу. Главную победу на выборах одержала партия кадетов, получившая более трети всех мест. Трудовики, которые выражали интересы крестьянства, завоевали четвёртую часть мандатов. В Думу прошло 15 социал-демократов. Председателем Думы избрали умеренного либерала С.М.Муромцева. Общим настроением думцев было противостояние правительству.

Через неделю после начала работы Дума приняла обращение к Николаю II. Депутаты требовали введения всеобщих выборов, создания ответственного перед Думой министерства, упразднения Горемыкина отвергло эти требования. Дума потребовала отставки правительства. Ситуация обострилась.

Большие споры вызвал в Думе аграрный вопрос. Трудовики предлагали перевести все земли в «общенародный земельный фонд». Распоряжаться фондом должны были органы местного самоуправления. Это означало национализацию земли и ликвидацию помещичьего землевладения. Дума приняла более умеренный проект закона, предложенный кадетами, согласно которому крестьяне могли за вы-

куп получить помещичьи земли. Думцы были уверены, что царь пойдёт на уступки. Этого не произошло.

9 июля 1906 г. новый министр внутренних дел П.А.Столыпин распустил Государственную думу. Часть депутатов выехала в Вы-борг. Они приняли «Выборгское воззвание», в котором призвали народ не платить налоги, не давать солдат в армию. Горемыкин вынужден был уйти в отставку. Новым председателем Совета министров стал Столыпин. Составители воззвания подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность попасть в следующую Думу.

В ноябре 1906 г. началась избирательная компания во II Государственную думу. Кадеты получили всего около 20 % мест, черносотенцы и октябристы 10 %. Большую победу одержали левые силы:

социал-демократы завоевали 12,5 % мест, а трудовики и эсеры -около 30 %. В итоге кандидаты от правительственных партий составили в Думе незначительную фракцию.

II Дума открылась 20 февраля 1907 г. Центральным опять стал аграрный вопрос. Предложения правительства не были поддержаны. Создалась реальная возможность принятия проекта трудовиков. Они требовали ликвидации помещичьего землевладения. В условиях спада революционных событий правительство решило перейти в наступление.

1 июня 1907 г. Столыпин потребовал исключить из Думы депутатов от социал-демократической фракции, обвинив их в подготовке военного заговора. Дума потребовала доказательств. Не дожидаясь результатов расследования, 3 июня 1907 г. Николай II объявил о роспуске Думы и введении нового избирательного закона. Изменение закона было проведено с нарушением Манифеста 17 октября и воспринято как государственный переворот.

Социал-демократическую фракцию арестовали. Новые выборы назначили на 1 ноября. Волнений и демонстраций по этому поводу не произошло. По новому избирательному закону большинство в Думе было обеспечено дворянам и предпринимателям. Представительство крестьян и национальных меньшинств сокращалось. Даже Столыпин соглашался, что новый избирательный закон является бесстыжим.

Первые думские опыты оказались неудачны. Ни правительство, ни две Думы не смогли найти разумный компромисс. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал окончание первой русской революции.

Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России, или, как они тогда назывались, «трудовики». Фракция насчитывала в своих рядах 97 депутатов и эту квоту фракция практически сохранила все созывы.

Председателем первой Государственной Думы был кадет С.А. Муромцев, профессор Московского университета. С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что представительное учреждение народа России, даже избранное на основе недемократического избирательного закона, не будет мириться с произволом и авторитаризмом исполнительной власти. Эта черта проявилась с первых дней работы российского парламента. В ответ на «тронную речь» царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политическим заключенным, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и т.д.

Через восемь дней председатель Совета министров И.Л.Горемыкин решительно отверг все требования Думы, которая в свою очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Министры объявили Думе бойкот и демонстративно внесли в Государственную Думу свой первый законопроект — об ассигновании 40 029 рублей 49 копеек на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. Дума ответила градом запросов. Вообще за 72 дня своего существования первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем.

Вторая Государственная Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года. Состоялось также одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой, хотя по замыслу царедворцев должна была бы быть более правой.

Во второй Государственной Думе 20 марта 1907 г. впервые прошло обсуждение записи государственных доходов и расходов (бюджета страны).

Интересно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы депутатов с правительством в ходе обсуждения законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а последняя, в качестве «народной избранницы», не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном итоге, противостояние в системе «Государственная Дума – исполнительная власть» стало одной из причин того, самодержавие попыталось направить политический процесс в выгодное для отдельных субъектов русло.

Это событие ознаменовало начало мощного наступления царизма на представительную власть. В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума, уже более послушная царю. В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных по отношению к самодержавию депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, крайне правых экстремистов.

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Две трети выборщиков в Думу представляли прямо или косвенно интересы помещиков и буржуазии. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов — 97. Появились группы: мусульманская — 8 депутатов, литовско-белорусская — 7 депутатов и польская — 11 депутатов.

Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А. И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством.

Октябристы — партия крупных землевладельцев и промышленников — управляли работой всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское большинство. Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.

Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Не чувствуя ответственности перед Думой, министры порой отвечали депутатам с необычайной безответственностью. Так, на запрос о Ленском расстреле 4 апреля 1912 года, во время которого, по официальным данным, были убиты 202, ранены 170 человек, министр внутренних дел А.Макаров ответил: «Так было, и так будет впредь!» Благодаря гласности в работе Думы такие ответы становились известными всей стране и соответственно оценивались общественностью.

Четвертая, и последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период — канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий.

По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей. Разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный Екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В. Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. Шли бесконечные, личностные «разборки» между лидерами фракций, внутри самих фракций. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

Несмотря на всевозможные препятствия и засилье реакционеров, первые представительные учреждения в России оказывали серьезное воздействие на исполнительную власть и заставляли считаться с собой даже прослывшие самыми жесткими правительства. Неудивительно, что Государственная Дума плохо вписывалась в систему самодержавной власти и, именно поэтому, Николай II постоянно стремился от нее избавиться. Через восемь лет и один день после обнародования манифеста от 17 октября 1905 года — 18 октября 1913 года — он подписал, не поставив даты, два указа. Одним в столице империи вводилось осадное положение, а другим существовавшая тогда четвертая Дума досрочно распускалась, с тем чтобы вновь избранная стала уже не законодательным, а лишь законосовещательным органом. Государственная Дума должна была не принимать законопроекты, а лишь высказывать свое мнение о них, с которым царь мог не считаться. Министр внутренних дел Н. А. Маклаков получил право обнародовать законы только тогда, когда сочтет это нужным.

3 сентября 1915 года, после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну, ее распустили на каникулы. Вновь Государственная Дума собралась только в феврале 1916 года. Разъяренные депутаты, главным образом из кадетов, решительно потребовали отставки военного министра. Его сняли, заменив А. Ф. Треповым.

Но проработала Дума недолго, так как 16 декабря 1916 года была вновь распущена за участие в «дворцовом перевороте». Возобновила Дума свою деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II от власти. 25 февраля 1917 года Дума вновь была распущена и больше официально не собиралась. Но формально и фактически Дума существовала.

Государственная Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При Временном правительстве Дума работала под видом «частных совещаний». Дума выступила против создания Советов. Участвовала в августе 1917 года в подготовке неудачного корниловского похода на Петроград. Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно.

6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Его, как известно, в январе 1918 года разогнали большевики при деятельном участии своих партнеров по правительственному блоку — левых эсеров. Чуть ранее, 18 декабря 1917 года, одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия Государственной Думы. Так в России закончилась эпоха «буржуазного» парламентаризма.

Таким образом, думский период в истории России начала ХХ в. составил всего двенадцать лет. Николай II, пообещав в Манифесте 17 октября 1905 г. созвать законодательную думу, на деле постарался сохранить за собой почти всю полноту самодержавной власти в стране. Но сам факт появления и деятельности в России представительного учреждения, обладавшего, хотя и небольшими законодательными правами, являлся уже некоторым ограничением всевластия царя.

Страна пробудилась к политической жизни, Дума была центром активной политической борьбы общественных движений, политических партий дореволюционной России. Но неспособность верховной власти к реформам, а также Первая мировая война привели самодержавие к политическому краху.

На основании выше изложенного, необходимо выделить основные итоги деятельности Государственной Думы все четырёх созывов начала XX века и можно понять, что сделано было, действительно много:

1. Государственная дума тщательно работала над бюджетными вопросами, ключевыми для любого парламента. Она внесла важный вклад в развитие рабочего законодательства, законодательства о народном просвещении.

2. Депутаты Государственной думы начала XX века огромное внимание уделяли вопросу смертной казни, в результате чего, было принято решение об отмене последнего. Так же активное внимание занимал вопрос о равноправии мужчин и женщин в политической жизни.

3. Государственная дума активно использовала полномочия участия в надзоре за деятельностью властей, хотя эти полномочия и были ограничены. Депутатские запросы и публичные ответы министров, выступления Председателя Совета Министров с декларациями о намерениях, по сути, с программными тезисами, стали составляющей политической жизни.

4. Целый ряд видных думских деятелей дореволюционной эпохи посвятили свою представительскую деятельность гуманистическим целям, защите прав и свобод, которые сегодня являются общепризнанными, но в те годы были серьезно ограниченными, причем не только в Российской империи. В частности, имеется ввиду, равноправие женщин, равноправие людей разных национальностей и конфессий.

5. Страна получила возможность не только следить за государственными решениями, но и участвовать в их принятии. Обсуждение вопросов развития страны не только в министерствах, но и в Думе, стало новым стимулом для развития политических партий, печати, институтов гражданского общества.

6. Вместе с созданием Государственной Думы изменилась вся система политических и общественных отношений. Были расширены гражданские и политические права. Были преобразованы другие органы власти – Государственный Совет, Совет Министров. Общественные инициативы получили возможность реализации в законодательстве. Несмотря на то, что в некоторых национальных регионах избирательное право было серьезно ограничено, особенно после 1907 года, — Государственная дума стала важной площадкой для диалога, обсуждения вопросов национальной и конфессиональной жизни.

7. Думу уже привыкли критиковать за нерешенность земельного вопроса – но можем ли мы недооценивать роль аграрной реформы, которая начиналась Столыпиным без Государственной думы, но продолжалась, в том числе и усилиями Думы.

Конечно, избирательное законодательство российской империи начала ХХ века существенно отставало от правовых стандартов Европейских стран с устоявшейся системой представительной власти. Вместе с тем, в отечественной политической практике тенденции демократизации правовой, политической системы сохранились. В итоге, Россия вошла в немногочисленную группу держав, где избирательные права получили женщины. Возрастной ценз был снижен до 20 лет. Впервые избирательные права были предоставлены военнослужащим.

Царское правительство не решилось в условиях спада революции в начале 1906 г. отказаться от идеи созыва Государственной думы. Вместе с тем оно поспешило ввести ряд ограничений властных полномочий Думы и закрепить их законодательно.

20 февраля 1906 г. Госсовет был реформирован и занял место, равноправное с Госдумой как законодательной палатой. Отныне ни один законопроект не мог стать законом, если он не был одобрен тремя субъектами законодательства: Государственной думой, Государственным Советом и императором. В отличие от Государственной думы выборным способом комплектовалась только половина состава Государственного совета, а остальная часть назначалась императором.

Государственная дума прежде всего должна была стать (и в определенные периоды была) кузницей законов. Но ее полномочия не ограничивались сферой законодательства. Дума влияла на формирование примерно двух третей государственного бюджета страны, являлась барометром общественных настроений, осуществляла некоторый контроль за работой правительства, преимущественно в форме обращения к министрам с запросами. Вопрос о том, достаточно ли было прав у Государственной думы, чтобы считать ее парламентом, до сих пор остается дискуссионным.

Избирательные законы по выборам в Государственную думу

Основы думского избирательного законодательства были заложены Положением о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. г.

Вводилась и в дальнейшем сохранилась куриальная система выборов. Из четырех наиболее известных и популярных демократических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России оказалась реализованной только одна — тайная подача голосов. Выборы не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными.

При выборах в Государственную думу применялась так называемая куриальная система, апробированная на земском и городском самоуправлении. Куриальной называется система распределения избирателей по имущественным или сословным признакам. Количество ступеней выборов при такой системе различно для каждой курии (в России было 2 ступени в курии (или куриях) городских избирателей, 3 — в рабочей (в Сибири, например, эта курия не была создана), 4 — в земледельческой).

Механизм функционирования Государственной думы

Регламент работы Государственной думы (его называли тогда внутренним распорядком) определялся рядом правовых актов, таких как Основные государственные законы от 01.01.01 г., «Учреждение Государственной думы» от 01.01.01 г. и др.

Законодательным путем определялись статус депутата, особенности его правового положения в сравнении с обычными гражданами. Отмечалось, что члены Думы не обязаны давать отчет избирателям о своих действиях. Постановка вопроса об отзыве депутата, таким образом, лишалась юридического основания.

За работу в Думе депутатам полагалось жалование, солидное по меркам того времени. Со второй половины 1908 г. ежемесячно они получали из государственной казны 350 руб., т. е. свыше 4000 руб. в год. Заработная плата министра, к примеру, составляла немногим более 6000 руб. Считалось, что депутат должен получать высокое вознаграждение за свой труд, чтобы не быть зависимым в финансовом отношении от кого-либо и не лоббировать за деньги чьи-то интересы.
Работой Государственной думы руководил ее председатель Думы председателями в разное время избирались пятеро более или менее популярных политических деятелей: (I Дума), (II Дума), , (III Дума), (III и IV Думы). По партийной принадлежности первые двое были конституционными демократами, а остальные — октябристами. Это не случайно, т. к. в Думах первого и второго созывов авторитет кадетов был несомненным, а в III и IV Думах, как известно, относительное большинство имели октябристы.

С первых дней работы Государственной думы в апреле 1906 г. в ней началось оформление фракций и групп. Как правило, во главе думских фракций находились лидеры политических партий ( — фракция кадетов, — октябристов, — правых и т. д.). Численный состав фракций изменялся; депутаты порой переходили из одной фракции в другую или становились нефракционными членами Думы.

Государственная дума Российской империи I созыва

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. 13 мая появилась правительственная декларация, которая объявляла недопустимым принудительное отчуждение земли. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим.

8 июля 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её.

Государственная дума Российской империи II созыва

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию).

По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня.

Основные направления деятельности Государственной думы в 1гг.

Одновременно с указом о роспуске думы II созыва 3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу, то есть новый избирательный закон

Он. существенно изменил нормы социального и территориального представительства в Государственной думе. Замысел авторов третьеиюньского закона сводился к тому, чтобы обеспечить преобладание в Думе умеренно-консервативного большинства.

Эта Дума была значительно правее двух предыдущих.

III и IV (две довоенные сессии) Государственные думы, определявшие характер третьеиюньской политической системы, работали в сфере законотворчества много и результативно. В наследство от двух первых Дум III Думе достался аграрный вопрос, после принятия по ст. 87 Основных государственных законов Указа от 9 ноября 1906 г., положившего начало столыпинской аграрной реформе, облекший форму соответствующего законопроекта.

Государственная дума в годы Первой мировой войны

Со вступлением России в войну царское правительство редко и неохотно созывало Государственную думу на сессии, оказывавшиеся краткосрочными. Законодательная власть в эти месяцы и годы осуществлялась преимущественно высшей исполнительной властью по ст. 87 Основных государственных законов. Соотношение популярности правительства и Думы напрямую зависело от положения дел на фронтах войны и ситуации в тылу. После ряда поражений русского оружия весной и летом 1915 г. вектор общественного доверия бесповоротно повернулся в сторону Государственной думы. Депутаты чутко уловили смену общественных настроений, и в августе 1915 г. был создан т. н. Прогрессивный блок. В него вошли большинство депутатов Думы, кроме правых, националистов, трудовиков и меньшевиков (большевики были арестованы в конце 1914 г.), а также часть членов Государственного совета. Основным требованием блока стало формирование министерства (т. е. правительства), пользующегося доверием общественных сил.

С августа 1915 г. по февраль 1917 г. Прогрессивный блок превратился в главный инструмент борьбы российского либерализма с правительством. По существу это была борьба либеральной оппозиции сначала за долю, а со временем за всю полноту государственной власти.

Правительство болезненно воспринимало рост популярности Государственной думы, которая стала рассматриваться в обществе практически как основная организованная сила, способная вывести страну из общенационального кризиса и довести войну до победы. Логическим следствием такой реакции самодержавия на возрастание роли Думы в обществе явился указ Николая II от 01.01.01 г., согласно которому объявлялся перерыв в работе нижней законодательной палаты до апреля 1917 г. В ответ на этот указ депутатами была реализована идея создания Временного исполнительного комитета Государственной думы, взявшего на себя задачу сохранения порядка в столице. Вскоре к этой задаче добавилась другая — участие в формировании Временного правительства. С созданием правительства историческая миссия Государственной думы оказалась выполненной, и она сошла с политической арены. Формально Государственная дума как институт власти была упразднена советским правительством 18 декабря 1917 г.

Понятие парламентаризма, нормативно – правовое регулирование деятельности государственной Думы начала XX века.

Парламентаризм, являясь фундаментальным понятием в государство ведении и политологии, представляет собой одно из сложнейших явлений общественно-политической жизни, научное изучение, которого обусловлено тем, что становление института парламентаризма является важным условием политического режима

18 февраля 1905 г., когда в стране уже разрастался острейший социальный конфликт, Николай II издал рескрипт, в котором объявил о намерении привлечь достойнейших, доверием народа облаченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предложений «при условии непременного сохранения монархией всей полноты власти».

Созданное для реализации этого установления монарха Особое совещание под председательством министра внутренних дел А. Булыгина разработало проект учреждения Государственной думы с законосовещательным статусом. После почти шестимесячных сложных дебатов, в ходе которых многие ближайшие приближенные царя стремились, как можно более урезать думские права, а сам Николай II даже предложил назвать Думу «Государевой», 6 августа 1905 г., наконец, царем был издан Манифест об учреждении Государственной думы. По этому манифесту Государственная дума учреждалась как «законосовещательное установление», избравшееся на основе цензового представительства от трех курий. Развитие демократических институтов в российском государстве обусловило возникновение такого сложного политико-правового явления как парламентаризм — неотъемлемого элемента российской политической и правовой действительности. Данный процесс, представляется весьма логичным, так как любая область исследований рано или поздно встает перед проблемой систематизации ранее накопленных знаний.


Выборы в I Государственную Думу прошли с 26 марта по 20 апреля 1906 г. В них приняло участие лишь около 50 % избирателей, что не свидетельствовало о безусловной популярности в стране типичных для Европы форм парламентаризма.

Очень продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию кадеты, сумевшие привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей обязательствами «сосчитаться» в Думе с правительством,провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод

Деятельность I Государственной Думы в целом способствовала разрушению «конституционных иллюзий» демократической интеллигенции, однако она не оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса.

3.Третьиюньская монархия в России. Аграрная реформа Столыпина. Её цели и практическая реализация.

После революции в стране сложилась Третьеиюньская монархия. Власть царя теперь ограничивалась Государственной думой. Тем не менее малые полномочия Думы не являлись серьёзным препятствием для правительства. Оно было ответственно только перед Николаем II.Царь продолжил курс на подавление революционных выступлений. Однако пришлось внести изменения в политику. Правительство попыталось расширить опору государственного строя за счёт крупных предпринимателей и зажиточного крестьянства. Такая политика лавирования между различными политическими силами получила название бонапартизма.Новая политика проявилась в III Государственной думе. Это единственная дума, которая проработала полный срок (1 ноября 1907 — 9 июня 1912 гг.). По новому избирательному закону удалось обеспечить умеренный её состав. Оппозиционные силы не составили большинства. Правые в Думе имели 147 мест из 442, октябристы -|154, кадеты — 54, трудовики -14, социал-демократы -19. Абсолютного преобладания не имела ни одна партия, поэтому нельзя было в одиночку обеспечить при голосовании утверждение законопроекта. Возможно было два большинства — правооктябристское и октябрис-тско-кадетское. Для проведения своей политики правительство лавировало между ними. До 1909 г. благодаря умеренной позиции октябристов между правительством и Думой не было конфликтов. Председателями III Думы избирали Н.А.Хомякова, А.И.Гучкова и М.В.Родзянко.IV Государственная дума действовала с 1912 по 25 февраля 1917 г. За счёт ослабления октябристов произошло некоторое усиление правых и левых. Появилась новая влиятельная фракция прогрессистов. Партия прогрессистов сложилась в 1912 г. и выражала интересы крупной буржуазии. Председателем последней Думы был М.В.Родзянко.Все политические силы понимали необходимость реформ. Программу преобразований предложил Столыпин, который происходил из старинного дворянского рода. В 1902 г. он был назначен губернатором Гродненской, а в 1903 г. Саратовской губернии. Получил благодарность от Николая II за наведение порядка в Саратовской губернии во время крестьянских выступлений. С 26 апреля 1906 г. стал министром внутренних дел, а вскоре председателем Совета министров. На этом посту вёл беспощадную борьбу с революционным движением. Столыпин планировал сделать крестьян собственниками, достичь всеобщей грамотности и добиться усиления роста промышленности. Главной среди предложенных реформ была аграрная. Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 г., ставшего законом 14 июня 1910 г.. Суть реформы сводилась к разрушению сельской общины и созданию в деревне слоя зажиточного крестьянства. Теперь крестьянин получил право выхода из общины и закрепления земли в частную собственность. Земледелец мог потребовать свести свою землю в один участок — отруб. Можно было выселиться из деревни и завести свой хутор. Власти способствовали обособлению крестьянских хозяйств.К 1916 г. из общины выделилось 22 % крестьянских хозяйств. Многим крестьянам правительство оказывало финансовую помощь, предоставляя кредиты через Крестьянский банк. Такая политика помогла увеличить количество зажиточных, но не решила аграрной проблемы. Из общины чаще всего уходили богатые или бедные крестьяне. Бедняки не могли или не хотели кормиться на своём клочке земли, поэтому землю продавали зажиточным и уходили в город. Более половины крестьян, вышедших из общины свою землю продали. Отчасти это помогло ослабить проблему малоземелья, так как уменьшалось аграрное перенаселение. За десять лет проведения реформы собственниками стали менее 10 % сельских тружеников.Проблемы, связанные с сельской беднотой, Столыпин надеялся решить с помощью массового переселения. Таким образом он литсл ислаиить проолему малоземелья в центре страны. Правительство поощряло заселение Сибири, Дальнего Востока, степного края. Переселенцам оплачивали проезд, предоставляли кредиты и пособия, освобождали от налогов, наделяли землёй. За годы реформы переселилось более 3 млн. человек. Часто земли отводил^в глухих,удалённых от железных дорог районах. Финансовая помощь правительства оказалась недостаточной. Нужно было вложить много труда и денег, чтобы основать хозяйство. Не выдержав тяжёлых условий, возвратилось почти 18 % крестьян. Переселенческая политика не дала ожидаемых результатов.Столыпинские преобразования создали возможности для дальнейшего развития сельского хозяйства, но не решили проблем деревни. Возможно, для этого не хватило времени. В 1911 г. Столыпин был смертельно ранен эсером Д.Г.Богровым. После смерти Столыпина в правительстве не нашлось сил, способных продолжить политику реформирования.

Добавить комментарий