Парламентская монархия в Англии

Формирование английской парламентской монархии Серенёв Виктор Борисович

Прочитать публикацию в формате PDF
90 Кб Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader

Серенев Виктор

Формирование английской парламентской монархии

«Славная революция» 1688 года на пути формирования парламентской монархии в Англии

В 1685 г., в феврале, Карл II скончался. На престол вступил его брат герцог Йоркский под именем Якова II.

В 1688 году, через три года после воцарения Якова II, тори и виги, объединившись ненадолго, совершают так называемую «Славную революцию». Яков был устранен (и бежал из страны), а на его место был возведен штатгальтер Голландии Вильгельм Оранский.

Причины смещения Якова II – в его политике. Только что, сделавшись королем, он стал изгонять вигов-судей, лишать города их старинного самоуправления, готовил реставрацию.

«Славная революция», по существу, завершила оформление компромисса между фак­тически господствующей в важных сферах жизни общест­ва буржуазией и официально правящей земельной аристо­кратией. Политическая власть в центре и на местах остава­лась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен, на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы проч­ного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой англий­ской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разно­гласия между этими силами не должны были носить «прин­ципиального» характера, способного нарушить такое согла­шение и политическую стабильность в английском обществе.

Важнейшим политическим результатом такого компро­мисса стало утверждение в Англии парламенской мо­нархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах и Акт, об устроении как основа парламентаризма.

Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансо­вой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приоста­новление действия законов или их исполнения без согласия парламента; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоян­ную армию в мирное время дозволялось только с его санк­ции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парла­менте, свободу выборов в парламент, право обращения под­данных с петицией к королю. Он содержал специальное указание о том, что парламент должен созываться достаточно час­то. Впоследствии это положение было уточнено, и срок пол­номочий парламента был определен сначала в 3 года, а за­тем — 7 лет.

Акт об устроении, именуемый также Законом о пре­столонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодатель­ной и исполнительной власти. Лица, вступившие на англий­ский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Это давало гарантии того что власть будет не слишком самодержавной, а парламентской. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том, что судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского минист­ра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмот­рел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соот­ветствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным установ­лением было лишение короля права помилования своих ми­нистров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

Таким образом, на рубеже XVII—XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в облас­ти законодательной власти, признание за парламентом ис­ключительного права вотировать бюджет и определять во­енный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII—XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно государствен­ный строй Англии XVII—XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, про­шедших через парламент, безраздельное право на форми­рование своего правительства и осуществление с его помо­щью своей политики. Представление о триедином парла­менте (король и две палаты) оставалось теоретически неиз­менным. Никакой ответственности перед парламентом ко­роль не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый каби­нет, который выделился из Тайного совета в составе колле­гии из 5—7 наиболее важных министров-советников короля.

В XVII веке в Англии произошли громадные конституционные реформы. Статуты этой поры сохранили свою силу по сей день. Английское государство вступило в XVIII век парламентской монархией, основы которой были заложены в принятых к этому времени документах: Великой Хартией Вольностей 1215, Петицией о праве 1628 и Биллем о правах 1689, а также позднее в Акте о престолонаследии 1701.

Становление и развитие английской парламентской монархии в течение XVIII – XIX веков.

Восемнадцатое столетие было временем дальнейшего формирования английской парламентской монархии. Процесс этот подталкивается многими важными переменами. Происходила промышленная революция, выдвинувшая Англию в число первых промышленных стран мира.

Усиление промышленной буржуазии в результате про­мышленного переворота середины XVIII — начала XIX в. обусловило ее стремление доминировать в политическом союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была дальнейшая модернизация политической систе­мы английского общества. Такая модернизация, однако, осу­ществлялась медленно и постепенно, путем новых компро­миссов, и сопровождалась эволюцией конституционной мо­нархии от дуалистической к парламентарной, формирова­нием системы парламентаризма.

Главными направления­ми эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти. И утвер­ждение новых принципов взаимоотношений исполнитель­ной и законодательной власти — становление «ответствен­ного правительства». Важнейшей особенностью этих изме­нений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложи­лись в процессе политической практики как результат со­перничества двух партий за право формировать «правитель­ство его величества». Английская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное содержание, ибо помимо таких источников, как акты пар­ламента и судебные прецеденты, не менее, а порой и более важное значение, приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи (соглашения), именуемые иначе «конвенциональными нор­мами».

Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способст­вующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (аб­солютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Ге­орг I (1714—1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важ­ные политические последствия. Прежде всего, такое «отчу­ждение» короля от кабинета способствовало сосредоточе­нию функций по руководству кабинетом в руках его, пре­мьер-министра. Кабинет стал действовать от имени «Его Ве­личества», но практически самостоятельно. Положение мо­нарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что «король царствует, но не управляет». Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень зна­чительным, а фактически утраченные королем прерогати­вы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и в XIX в. И все, же это стало исключением, а не практикой, «резервом» на случай чрезвычайной ситуации.

Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственно­сти исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его ми­нистров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705— 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым пред­ставлять в ней кабинет. В 1708—1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) боль­шинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а дру­гая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый «теневой кабинет». В конце XVIII в. на­чинают устанавливаться еще два важных правила. В слу­чае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.

Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сфор­мировались такие черты будущей системы британского пар­ламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобре­ли законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма зна­чительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней па­латы парламента имела феодальный характер и обеспечи­вала джентри командные посты в руководстве обществом. Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным «гнилым местеч­кам» с незначительным числом жителей посылать в палату, общин депутатов, фактически назначавшихся местным ленд­лордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего пред­ставительства. Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии обладали в графст­вах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущест­венный ценз был неимоверно высоким. По Акту 1710 г. пас­сивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход, в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах. Изменить такую избирательную систему были призваны избирательные реформы XIX в.

Согласно Акту о реформе 1832 г., принято­му по инициативе вигов, более 50 «гнилых местечек» с насе­лением менее 2 тыс. жителей были лишены представитель­ства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населе­нием менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам — двух депута­тов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сель­скими округами. Были введены новые цензы для избирате­лей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы — с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижи­мым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бед­ных и проживание не менее 6 месяцев в данном избира­тельном округе

Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа — палаты общин. Важ­нейшим политическим итогом реформы стало также полу­чение вигами стабильного большинства в парламенте. В ком­промисс с аристократией была вовлечена новая фракция — магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени ис­тория английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осущест­влении ее программы. Хотя избирательный корпус увели­чился почти вдвое, правом голоса после реформы пользова­лось менее 5% всего населения. Борьба за более демократи­ческую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30—60-х гг. XIX в.

Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределе­нием депутатских мест предусмотрела дальнейшее расшире­ние избирательного корпуса, необходимое в новых услови­ях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.

В период избирательных реформ 30—60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных пар­тий. Виги окончательно стали партией промышленной бур­жуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выра­жали интересы преимущественно землевладельческой ари­стократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться «либеральная» и «консервативная». В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли пар­тийные организации вне парламента «для содействия реги­страции». Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867—1868 гг. был основан Национальный союз консерва­торов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либе­ралов. Поскольку организация выборов окончательно пере­шла от правительства к партиям, принцип партийного прав­ления получил свое окончательное оформление, так как вы­боры вели к смене кабинета. Развитие парламентарной монархии сопровождалось пе­рестройкой аппарата управления в центре и на местах, Прежние коронные должности были преобразованы в ми­нистерские, хотя и сохранили старые названия. Так, пре­мьер-министр официально именовался первым лордом ка­значейства и руководил кабинетом и министерством фи­нансов. Лорд-канцлер возглавлял судебную систему и пред­седательствовал в палате лордов. В конце XVIII в. в Вели­кобритании оформились три главных министерства: внут­ренних дел, иностранных дел и военное.

Реформы местного управления и суда. До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управ­ления, оформившаяся в средние века. В интересах промыш­ленной буржуазии сразу же после первой избирательной реформы была проведена и реформа городского самоуправ­ления. По закону 1835 г. управление городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики — домохозяева и наниматели квар­тир обоего пола. Городской совет избирал на один год мэра города. Муниципальная реформа, однако, не затронула во­просы управления графствами, что означало очередной ком­промисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в сельской местности в своих руках.

В XVIII—XIX вв. наряду с эволюцией формы правле­ния и политического режима произошли изменения в госу­дарственном устройстве страны. После оформления так на­зываемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы по­лучили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохрани­ла собственную правовую и судебную системы, а также пре­свитерианскую церковь. С 1801 г. новое государственное образование получило название «Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии».

Реформа местного управления, проведенная в Англии в 1835 г., изменила управление только в городах, не затро­нув графств. Эту задачу выполнила реформа 1888 г., зало­жив основы той системы местного управления, которая со­хранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы советы для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города вы­делялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. В 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать не церковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы. Созданная система органов самоуправ­ления отличалась значительной самостоятельностью и от­сутствием «административной опеки» со стороны централь­ной власти, что стало характерной чертой английской мо­дели местного управления.

В конце XIX в. была проведена важная реформа су­дебной системы. Серией актов 1873—1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было уп­разднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды «общего права» и суды «справедливости». Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских «ветвей» прецедентного права. Созданный вместо прежних центральных судов Верхов­ный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Вы­сокого суда, а также низшие суды — четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX в. для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне («Олд Бейли»), который был судом ассизов для Большого Лондона. В составе этого суда числились лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.

Модернизация политической системы Великобритании в XIX в. завершилась, таким образом, установлением доми­нирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращения парламента в орган, оп­ределяющий текущую политику государства (вторая треть XIX — конец XIX в.). Система ответственного правительст­ва стала основой «Вестминстерской модели», послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.

Рассматриваемый период английской истории характеризуется становлением и укреплением основных государственных институтов и принятием важнейших конституционных актов. С реставрации монархии изменяется положение монарха в политической системе государства, на первый план выходит Парламент, который «разрешил ему воссесть на престол». Происходит постепенное ограничение королевских прерогатив, причем происходит это как посредством принятия законов, так и с помощью неписанных правил. В это же время происходит оформление двух основных политических партийных группировок – тори и виги, отражавшие разногласия среди правящих классов. Политические притязания тори и вигов в конце XVII века и послужили стимулом для равномерного соотношения власти между монархом и Парламентом, приведшим к значительным ограничениям роли короля. В результате государственного переворота 1688-1689 парламентская монархия была окончательно признана формой правления для Англии. Принцип подчинения короны Парламенту вначале наметил лишь общие рамки, в пределах которых политические формы должны были только ещё выработаться. Тем самым английскому государству выпало на долю историческая задача создать основы буржуазно-парламентской системы. Основы парламентской монархии в Англии были заложены тремя важнейшими конституционными актами: Habeas Corpus Act 1679, Билль о правах 1689 и Акт об устроении 1701. В начале XVIII века эти основополагающие положения легли в основу британской модели парламентаризма и способствовали дальнейшему ограничению королевской власти, утверждению новых принципов взаимоотношения исполнительной и законодательной власти – становлению «ответственного» правительства. Также утвердилось конвенциональное правило, в соответствии с которым король должен был своей подписью придавать силу законам, принятым обеими Палатами, но практически не мог наложить на них вето. Другое неписаное правило состояло в том, что король должен был назначать премьер-министром лидера партии, одержавшей победу на выборах и призывать к должности или отзывать с неё лиц, предложенных премьер-министром. Наконец, уже с начала XVIII столетия существует правило, согласно которому король не принимает участие в заседании кабинета, однако должен быть информирован о результатах заседания. В XVIII—XIX вв. наряду с эволюцией формы правле­ния и политического режима произошли изменения в госу­дарственном устройстве страны. Также в XVIII—XIX вв. проведен ряд реформ, такие как, избирательная реформа (30—60-х гг. XIX в), реформа местного управления (1835 г), реформа су­дебной системы (1873—1880 г). Таким образом, в XVIII-XIX вв. в Англии происходит формирование характерных черт английской парламентской монархии и основополагающих демократических принципов законности, которые позволили Британии сохранить политическую стабильность до настоящего времени.

Библиографическая ссылка

Получить сертификат

Первый английский парламент (считающийся первым парламен­том в мире), ограничивший власть короля, был созван в 1265 г.Тогда же были заложены первые традиции парламентаризма. Окончательно парламентаризм в Великобритании утвердился после республиканской диктатуры Кромвеля в середине XVII в. и «Славной революции» 1688 г.

Высшими органами государственной власти современной Велико­британии являются:

• монарх (король или королева);

• парламент (включающий Палату общин, Палату лордов и мо­нарха);

• кабинет министров и правительство во главе с премьер-минис­тром.

4. Великобритания — унитарное государство со сложным внут­ренним государственным устройством.

Великобританию составляют:

• Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии;

• острова Пролива и остров Мэн («владения Короны», находящиеся в квазиконфедеративной связи с Соединенным Королевством);

• зависимые территории (отделенные от Великобритании океаном). В свою очередь, Соединенное королевство состоит из четырех ис­торических частей:

• Англии;

• Уэльса;

• Шотландии;

• Северной Ирландии.

Каждая из этих частей имеет собственную официально отграни ченную территорию; национальные, языковые особенности; своп культуру, историческую судьбу, административно-территориальное деление и судебную систему.

До 1972 г. органы управления имела только Северная Ирлан­дия: парламент (Стормонт) и правительство (в связи с эскала­цией террористической деятельности ИРА в 1972 г. парламент и правительство Северной Ирландии были ликвидированы и вве­дено прямое правление Лондона).

До 1999 г. Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия f не имели своих органов управления (парламента, правительства). «: Существовали единые британские парламент, правительство и мо-| % нарх (королева).

По инициативе правительства Т. Блэра сначала в Северной Ирландии, а затем — в Шотландии и Уэльсе, были проведены референдумы об учреждении собственных парламентов наряду с общебританским. В отличие от 1979 г., когда на аналогичных референдумах было принято отрицательное решение, в 1997—1999 гг. население Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса высказалось за создание «национальных» парламентов, причем в Уэльсе свой представительный орган создается впервые.

Англия не имеет своего отдельного от общебританского пар­ламента. Поскольку в парламенте Великобритании около 80% депутатов представляют Англию, то фактически общебритан­ский парламент одновременно является английским, а Шот­ландия, Уэльс, Северная Ирландия, в сумме представленные 20% депутатов в британском парламенте, обоснованно боролись за собственные представительные органы (ассамблеи).

Изменилось и административно-территориальное деление частей Великобритании. До 1994 г.:

• Англия делилась на 45 графств;

• Уэльс — на 8 графств;

• Северная Ирландия — на 6 графств;

• Шотландия — на 9 округов и 3 островных округа. I В результате реформы J994 г. в настоящее время:

| • Англия по-прежнему делится на 45 графств;

I • Северная Ирландия ~ на 6 графств;

I • Уэльс — на 11 сельских графств и 1 Г графств-городов;

I • Шотландия — на 32 муниципальные единицы, включая 3 ост-ровные.

Особенность Великобритании в том, что Лондон — редкая сто-лица в мире, где не было мэра и городского совета (управле-ние осуществляется только на уровне районов города). В на-стоящее время учрежден пост мэра Лондона.Особый статус в Великобритании имеют острова Пролива и ост-ров Мэн. Острова Пролива расположены в проливе Ла-Манш внепосредственной близости от Франции (именуются также Нор-мандскими островами) и состоят из шести мелких островов -Джерси, Гернси, Херм, Сарк, Олдерни и Джетоу. Остров Мэн рас- положен между островом Великобритания и островом Ирландия.

Наряду с островами Пролива и островом Мэн вокруг Велико­британии имеется великое множество других островов, даже более крупных. Но отличие островов Пролива и острова Мэн от всех остальных в том, что они имеют многовековые тради­ции собственной государственности. Острова Пролива и остров Мэн:

• не входят в состав Соединенного королевства (не являются час­тями ни Англии, ни Уэльса, ни Шотландии, ни Северной Ир­ландии);

• считаются «коронными владениями» Великобритании;

• их жители — граждане Великобритании;

• имеют свои органы управления.

Так, крохотные острова Джерси и Гернси имеют свои парламенты -штаты, состоящие из 57 (Джерси) и 61 (Гернси) депутатов. Зако­нодательные собрания имеют и четыре других острова Пролива.

Остров Мэн также имеет свой парламент — Тинвальд (другое название Тиноулд — переводится со скандинавского «поле для собраний», поскольку депутаты парламента о-ва Мэн первона чально заседали в открытом поле у подножья горы) — один in старейших в мире. Состоящий из двух палат — Законодательно го совета, куда входят епископ, прокурор (генерал-атторней), судьи острова и семь членов, избираемых другой палатой; и Палаты ключей (ключевых лиц острова), состоящей из 24 депутатов, изби раемых населением острова на 5 лет.

Острова имеют собственные исполнительные органы и судеб ную систему.

Иной статус у зависимых территорий. Если острова Пролива и остров Мэн находятся вблизи Великобритании и исторически связаны с ней, то зависимые территории — это бывшие колонии, не ставшие независимыми государствами и отделенные от Be ликобритании океаном или морем:

• Фолклендские острова;

• остров Святой Елены;

• Бермудские острова;

• Гибралтар;

• Каймановы острова;

• Британские Виргинские острова;

• острова Терке и Кайкос;

• остров Монтсеррат;

• остров Питкэрн.

Данные территории, не являясь суверенными государствами, об­ладают большой автономией. Они, как правило, имеют свои парламенты и органы управления, а некоторые — свою валюту.

Особенности британской монархии

!. Монарх— глава государства Великобритании и одновременно гла­ва англиканской церкви. Согласно британской правовой док­трине власть в государстве исходит не от народа, а от монарха — короля или королевы.

2. Один из важнейших актов, регулирующих статус монарха, — Акт о престолонаследии (1701). Он закрепляет для Великобритании кастильскую систему наследования престола, т. е. престол могут наследовать как мужчина, так и женщина. Наследником. по праву считается старший сын короля или королевы. Следующий на­следник — второй, третий сын и т. д. (по убывающей), минуя до­черей. Если у монарха нет сыновей, наследуют дочери — по старшинству. (Так случилось в 1952 г., когда трон Георга VI унас­ледовала его дочь ~ нынешняя королева Елизавета II).

Монархом Великобритании не имеет права быть католик (только протестант), католиком не может быть также супруг (супруга) монарха. Трон в Великобритании передается только наследнику и его детям, но не супругу или супруге. Например, если трон унас­ледовал сын монарха, то он становится королем и имеет права монарха. Жена короля только именуется королевой, но прав мо­нарха не имеет ни при жизни короля, ни после его смерти и не наследует престола. Но наследником может быть кто-либо из ее детей. Например, принцесса Диана никогда не смогла бы стать правящей королевой, а только королевой — женой короля, а ее старший сын Уильям может стать королем-монархом.

Если трон наследует дочь, она становится правящей королевой (как нынешняя королева Елизавета II), в то время как муж королевы королем не становится — он носит титул принцаЭдинбургско­го, наследник престола носит титул принца Уэльского (в настоя щее время это сын королевы Чарльз).

3. Несмотря на расхожее выражение «как английская королева» (подразумевающее отсутствие реальных полномочий), британ­ский монарх — один из самых полновластных монархов в Евро­пе, имеет больше полномочий, чем его европейские (но не азиатские) коллеги.

Полномочия и права монарха Великобритании именуются пре­рогативами. Прерогативы короля (королевы) могут быть лич­ными и политическими.

Личные прерогативы — это права:

•на корону;

• мантию;

• звание;

• скипетр;

s/ церемониал;

• комплекс дворцов;

• королевский двор;

• государственное обеспечение — так называемый «цивильный лист», составлявший (до 1997 г.) в среднем около 8 млн фунтоп стерлингов’в год (т. е. примерно 12 млн долл. США в год). Для сравнения: годовой оклад президента США (с 2001 г.) — более 400 тыс. долл. — в 30 раз меньше.

В последнее время наметилась тенденция отказа монарха от ряда личных прерогатив, переход к более «скромной» жизни Елизавета II отказалась от освобождения от налогов, от яхты «Британия», от личного самолета и от цивильного листа.

4. Политические прерогативы (формальные, поскольку ограничи ваются политическими обычаями) состоят в том, что: монарх является составной частью парламента наряду с Пали той лордов и Палатой общин;

\/ монарх имеет право абсолютного вето на любой закон, приня тый парламентом (не применялось монархом около 300 лет ~ i 1707г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; в деп ствительности абсолютное вето, не преодолеваемое парламен том, — мощнейшее оружие в руках короля (королевы), его нет \ большинства других монархов и президентов);

• монарх может по своему усмотрению назначать премьер-министра и министров, освобождать их от должности (имея это прано

королева следует сложившемуся за 2 столетия конституцион­ному обычаю (не закрепленному в конституционных актах) — назначать премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Палату общин парламента, а министров — по пред-. ложению премьер-министра; но в послевоенное время короле­ва дважды воспользовалась своим правом назначения премьер-министра по своему усмотрению: в 1957 г. назначила на этот пост консерватора Г. Макмиллана, а в 1963 г. — консерватора А. Дугласа-Хьюма (в обоих случаях консерваторы не могли четко определиться с лидером партии); только монарх имеет право досрочно распускать Палату общин (в действительности согласно конституционному обычаю это делается по решению правительства и премьер-министра);

• монарх единолично возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую в Шотландии, осуществляет соответствующие назначения; монарх ~ главнокомандующий вооруженными силами, присваи­вает воинские звания, назначает высший командный состав (по представлению премьер-министра);

• монарх назначает дипломатических представителей, ратифици­рует международные договоры, объявляет войну и мир;

• монарх возглавляет Содружество (в которое входит более 50 ! государств — бывших колоний Великобритании);

• британский монарх — глава государства не только в Велико­британии, но и в 17 странах Содружества (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию);

• монарх жалует дворянские титулы (пэра и т. д.) — по представ­лению премьер-министра, и назначает членов Палаты лордов.

5. В настоящее время правящей является династия Виндзоров (до 1917 г. называлась Сакс-Кобург-Готская). С 1952 г. (более 50 лет) британский трон занимает королева Елизавета II — 42-й монарх в истории Великобритании и 6-я королева.

Политическое будущее британской монархии, ее авторитет внут­ри страны и за рубежом напрямую зависит от личности самого монарха. Сегодняшний авторитет монархии, во многом■— резуль­тат более чем 50-летней деятельности нынешней королевы Ели-I заветы II. Наследник престола — еестарший сын, принц Чарльз не обладает всем набором качеств Елизаветы II. Существует опаспость, что в случае если он станет следующим монархом, авторитет монархии снизится. Такими качествами и определенной харизмой обладает принц Уильям (1982 г.р.) — сын принца Чарльза и принцессы Дианы, внук нынешней королевы. Общественное мнение Великобритании, как и сама королева, склоняется к тому, чтобы после нее трон, минуя Чарльза, наследовал ее внук — принц Уильям, однако принц Чарльз выступает против этого намерения.

В то же время королева имеет еще одну прерогативу — само-| стоятелъно назначить наследника из своих потомков.

Добавить комментарий