Паспортная система – совокупность правовых и организационных мер, определяющих и закрепляющих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, регистрационного учета граждан, регулирования передвижения населения страны в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности личности, общества и государства.
Паспортная система в настоящее время регламентируется Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»-1993 г., Ф.З. «О гражданстве РФ»-2002 г., Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. № 713, утвердившим Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., утвердившим Положение о паспорте гражданина Российской Федерации и приказами МВД.
Основными элементами паспортной системы являются:
а) Документирование населения.
б) Персональный учет населения.
в) Контроль за выполнением требований режима паспортной системы.
Документирование населения предусматривает установление единого порядка для всех граждан РФ, достигших 14-летнего возраста, получения и пользования паспортами и документами, удостоверяющими личность;
Бланк паспорта гражданина России имеет размер 88х125 мм и содержит 20 страниц, прошитых нитью по всей длине сгиба. Обложка изготовлена из износостойкого материала темно-красного цвета. В верхней ее части размещены слова «Российская Федерация», в середине – золотистый тисненый Государственный герб (без щита), а ниже слово «паспорт». Третья страница паспорта предназначена для размещения персональных данных гражданина и состоит из двух частей: верхние три четверти страницы – визуальная зона, в которой размещена фотография владельца паспорта размером 35х45 мм, а справа следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения. Нижняя четверть страницы предназначена для внесения машиносчитываемых записей.
Страницы с пятой по двенадцатую предназначены для отметок о регистрации гражданина по месту жительства.
На тринадцатой странице проставляются отметки об отношении гражданина к воинской обязанности.
Четырнадцатая и пятнадцатая страницы содержат данные о семейном положении владельца паспорта.
Девятнадцатая страница предназначена для отметок о получении заграничного паспорта.
По желанию гражданина учреждениями здравоохранения в паспорте также производится отметка о его группе крови и резус-факторе.
Бланки паспорта, предназначенные для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться с дублированием текста реквизитов на государственном языке этих республик.
Установлены следующие сроки действия паспорта:
– от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста;
– от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста;
– от 45 лет – бессрочно.
По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления указанных сроков.
Замена паспорта производится также при наличии следующих оснований:
– изменение пола;
– непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
– обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей;
– изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате или месте рождения.
При перемене имени или других персональных данных государственная регистрация производится на основании заявления в органе записи актов гражданского состояния, о чем заявителю выдается свидетельство, являющееся основанием для получения нового паспорта в органах внутренних дел.
Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к его делу. При освобождении из-под стражи или после отбытия наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.
Паспорт не может быть изъят у гражданина, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Граждане сдают свои паспорта на хранение при призыве на военную службу и на учебные сборы, при зачислении в военно-учебное заведение, в случае выхода из российского гражданства. Члены экипажей судов заграничного плавания при получении паспорта моряка и работники учреждений Госбанка и сберегательных банков, выполняющие операции, связанные с хранением, обработкой и перевозкой ценностей, также сдают свои паспорта на хранение.
Запрещен прием паспортов под залог. Паспорт умершего гражданина сдается в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту государственной регистрации смерти гражданина на территории Российской Федерации. Составной частью паспортной системы является и защитные свойства паспорта. К ним относятся: стандартные свойства (размер, форма, количество страниц и т.п.), технологические качества (специальный состав материала, из которого изготовляют паспорта), типографские особенности (текстура обложки, страниц, их смысловое и цветовое наполнение), кодированные данные (серия, номер паспорта, особенности ведения записей), машиносчитываемое поле.
Для отдельных категорий граждан вместо паспорта предусмотрены иные документы. Так, военнослужащие имеют удостоверение личности либо военные билеты, членам экипажей судов морского, торгового и рыбного флота выдается паспорт моряка, постоянно проживающим в России иностранным гражданам и лицам без гражданства выдаются виды на жительство, а лицам, признанным беженцами или вынужденным «переселенцам», а также их детям по достижении 18 лет Министерством внутренних дел выдается удостоверение беженца или вынужденного переселенца.
Персональный учет населения.Основным его средством является система регистрации граждан по месту жительства и временного пребывания.
Значительные изменения паспортная система претерпела с принятием закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Закон отменил институт прописки и выписки граждан, заменив его регистрационным учетом граждан.
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает – гостиница, санаторий, дом отдыха, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, аренды либо на иных законных основаниях – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, приюты, дома-интернаты и другие), а также иное жилое помещение.
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, являются органы внутренних дел, а в остальных населенных пунктах – местная администрация.
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней обязаны в трехдневный срок со дня прибытия обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить необходимые документы.
Регистрация граждан по месту пребывания в гостиницах, домах отдыха, санаториях, пансионатах и иных подобных учреждениях осуществляется администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность, без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства подать заявление и соответствующие документы на регистрацию.
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
Основаниями для снятия граждан с регистрационного учета являются:
1) перемена места жительства; 2) призыв на военную службу; 3) осуждение к лишению свободы; 4) признание судом безвестно отсутствующим, смерть, а также выселение из жилого помещения по решению суда.
Сведения о регистрируемом заносятся в карточки регистрации (форма № 9), поквартирные карточки (форма № 10), домовые книги (форма № 11), листки статистического учета мигрантов (форма № 12), которые хранятся в домоуправлениях, жилищно-эксплуатационных конторах, у комендантов общежитий и домов, в сельских и поселковых администрациях. На основании листков прибытия (форма № 2) и листков убытия (форма № 7) формируется информационный массив адресно-справочных бюро МВД.
В целях обеспечения безопасности граждан, предотвращения угрозы их жизни и здоровью, а также общественного порядка права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства могут ограничиваться законодательством РФ.
Статья 8 Закона перечисляет эти основания:
– в пограничной полосе;
– в закрытых военных городках;
– в закрытых административно-территориальных образованиях;
– в зонах экологического бедствия;
– на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение;
– на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых не инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение правил режима паспортной системы:
Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации.
Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации.
9.15.2. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении.
Статья 19.16. Умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности
Статья 19.17. Незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог.
Статья 19.18. Представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство.
Действующая паспортно-регистрационная система служит целям учета населения, упорядочения его передвижения по территории страны, обеспечения реализации субъективных прав граждан, охраны общественного порядка и государственной безопасности.
Паспортно-регистрационная система направлена на упорядочение внутренней миграции населения и способствует охране и укреплению государственной безопасности. Возможности паспортно-регистрационной системы необходимо использовать органам внутренних дел (полиции) в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений, розыску лиц, их совершивших.
Паспортно-регистрационная системапредставляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок выдачи, обмена, сдачи и изъятия паспортов и иных выдаваемых органами внутренних дел документов, удостоверяющих личность гражданина, учета и регистрации граждан в целях упорядочения передвижения населения по территории государства, обеспечения реализации субъективных прав и обязанностей граждан, охраны общественного порядка, государственной и общественной безопасности.
К основным задачам паспортно-регистрационной системы относятся:
1. Учет и статистика населения.Учет населения страны способствует упорядочению миграционных потоков, эффективности планирования, как текущего, так и перспективного, в конечном итоге рационального распределения трудоспособного населения по территории России.
Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства, которая осуществляется органами Федеральной миграционной службы России (далее – ФМС), обеспечивает текущий оперативный учет населения. Данные о лицах, прибывших и убывших, получивших документы, удостоверяющие личность или изменившие их, позволяют вести и статистический учет, как по субъектам РФ, так и по РФ в целом. В процессе регистрации населения и выдачи и обмена паспортов по установленным формам (листкам прибытия и убытия) ведется персональный учет граждан. Указанные формы формируются в адресно-справочную картотеку подразделений ФМС России. Сотрудники полиции посредством направления телефонных и письменных запросов могут получать необходимую информацию.
2. Паспортно-регистрационная система является важнейшим правовым средством контроля и регулирования передвижения населения. Институт регистрации по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер, посредством установления специальных правил и ограничений на определенные территории, регулируется передвижение населения.
3. Обеспечение реализации субъективных прав и обязанностей граждан. На протяжении своей жизни граждане вступают в многочисленные и разнообразные отношения, как между собой, так и с государственными органами, общественными организациями. Как субъект правоотношений гражданин участвует в них от своего имени, являясь при этом стороной строго индивидуализированной, т.е. обладающей рядом демографических и биографических признаков. В целях обеспечения реализации гражданином своих прав и обязанностей эти признаки (фамилия, имя, отчество, время и место рождения и др.) закрепляются в документе, удостоверяющем его личность.
4. Охрана и укрепление общественного порядка, обеспечение общественной безопасности. Возможности паспортно-регистрационной системы позволяют выявлять лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей (например, от уплаты алиментов) или отбывания наказания по приговору суда, и осуществлять целый ряд других функций. Регламентируя порядок проживания в определенных местностях, паспортная система в значительной мере способствует обеспечению государственной безопасности.
На территории России деятельность по обеспечению паспортно-регистрационной системы осуществляется Федеральной миграционной службой России и подразделениями этой службы. Они созданы для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, находящихся на ее территории иностранных граждан, лиц без гражданства, а также реализации законодательства по вопросам паспортной системы, гражданства, выезда за границу и въезда в Россию, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
Необходимым условием успешного выполнения задач, возложенных на ОВД в рассматриваемой сфере, является постоянное и тесное взаимодействие служб и подразделений ОВД между собой, а также с аппаратами Федеральной миграционной службы Российской Федерации, другими государственными органами и общественностью.
Законодательством установлен порядок организации и проведении проверок соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил паспортно-регистрационного учета, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов, их структурных подразделений и МВД России, его территориальных органов на региональном и районном уровнях при организации и проведении проверочных мероприятий.
Проверки соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами паспортно-регистрационных правил непосредственно в жилом секторе осуществляются участковыми уполномоченными полиции в рамках профилактического обхода закрепленных административных участков самостоятельно либо совместно с сотрудниками территориальных органов ФМС России, их структурных подразделений, а также сотрудниками территориальных органов ФМС России, их структурных подразделений в рамках проводимых совместных мероприятий по контролю.
Участковые уполномоченные полиции о результатах проведенного контроля за соблюдением паспортно-регистрационных правил на административном участке докладывают рапортом непосредственному руководителю территориального органа МВД России на районном уровне, который в случае выявления нарушений в рамках взаимодействия информирует соответствующее структурное подразделение территориального органа ФМС России.
Виды проверок:
1. Плановая (осуществляется 1 раз в 5 лет в соответствии с планом).
2. Внеплановая. Проводится в следующих случаях: а) имеются материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от общественных объединений; б) сообщения и заявления физических и юридических лиц, в том числе предоставляющих потребителям коммунальные услуги, в форме актов об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; в) непосредственное выявление сотрудниками в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей факта нарушения правил паспортно-регистрационной системы.
Решение принимается в письменной форме в виде распоряжения о проведении проверки Министром внутренних дел Российской Федерации, его заместителем по курируемому направлению деятельности, начальником территориального органа МВД России, его заместителем по курируемому направлению деятельности. По результатам проверки издается акт.
По решению должностных лиц ФМС России могут назначаться и проводиться совместные с территориальными органами МВД России проверочные мероприятия.
ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА — в России, совокупность законов и административных мер, связанных с контролем над передвижением населения внутри страны, между странами и с удостоверением личности. Основана на выдаче населению паспортов.
В Российской империи главной функцией паспорта было разрешение на выезд за пределы ближайших окрестностей от места постоянного проживания. Паспорт также определял личность человека, социальное положение, вероисповедание, описывал внешность. Вводился царём Петром I в 1719-1724 годы в связи с массовым дезертирством солдат, бегством крестьян от принудительных работ при возведении Санкт-Петербурга, крепостей и других, а также для реализации налоговой реформы, направленной на содержание регулярной армии. Впервые официальные разрешительные документы на выезд с места постоянного проживания («прямые отпуски», «поручные записки») упомянуты в указе от 19(30).3.1719 года «О искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут», термин «паспорт» («пашпорт», или «пропускное письмо») — в указе от 30.10(10.11).1719 года «О поимке беглых драгун, солдат, матросов и рекрут». «Плакат» от 26.6(7.7).1724 года, вводивший подушную подать, требовал от податного населения при отъезде на заработки (то есть отходничестве) или по другим делам «пропускного», или «покормёжного», письма (выдавалось земским комиссаром на срок от 1 месяца до 3 лет). Название «паспорт» закреплялось за официальными разрешительными документами на передвижение постепенно. К середине XVIII века в основном сложилась паспортная система. Она дополнялась регулярным проведением ревизий. В последней трети XVIII века в результате губернской реформы 1775 года и других реформ паспорт стал обязателен и для представителей духовенства, дворян, высших чиновников в случае их поездок за пределы постоянного местожительства, в том числе за границу. Паспортная система упорядочена на прежних основаниях с изданием «Свода уставов о паспортах и беглых» 1832 года. В зависимости от социальной принадлежности лица паспорт выдавался финансовыми или полицейскими учреждениями, органами сословного или городского самоуправления и так далее; лица на гражданской и военной службе, духовенство, студенты получали паспорт от своего начальства, крепостные крестьяне — от помещика. С 1782 года паспорт должен был регистрироваться («являться») по месту прибытия или нового местожительства в органах полиции и иных учреждениях, что положило начало институту прописки. В XVIII — конце XIX веков срок действия паспорта для подавляющего большинства населения обычно составлял от полугода до года, в редких случаях — до 3 лет. С 1832 года года отставные чиновники-дворяне и офицеры в отставке, бывшие солдаты и матросы стали получать бессрочный паспорт (с 1834 года дворянам и чиновникам в отставке паспорт могли заменять дворянские грамоты и полученные при отставке «аттестаты»). «Положение о видах на жительство» от 3(15).6.1894 года ввело бессрочные паспорта для почётных граждан, купцов и разночинцев в Европейской России (его действие распространено на территории Сибири, Южного Урала, Средней Азии и Северного Кавказа в 1897 году), а указ императора Николая II «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» от 5(18).10.1906 года — повсеместно для крестьян и мещан. Бессрочный паспорт стал выполнять функцию документа, удостоверяющего личность, и давал полную свободу передвижения и выбора места жительства.
Женщина могла получить паспорт с разрешения мужа или старшего мужчины в семье (за исключением жён и вдов рекрутов, которые с начала XIX века имели право на получение особых паспортных документов, дававших право передвижения в поисках работы). В 1809-1888 годы лица, прибывавшие в Санкт-Петербург и Москву в поисках работы, получали в обмен на паспортный документ «адресные билеты», в которых указывались личные данные, характер работы и отзыв работодателя (при отрицательном отзыве по истечении годового срока билет более не возобновлялся). Их выдавали специальные конторы адресов при полиции (Санкт-Петербургская контора в 1839 году преобразована в адресную экспедицию), они же осуществляли паспортный контроль в Москве и Санкт-Петербурге.
С 1724 года при выдаче паспорта взимался сбор за гербовую бумагу, в 1763-1897 годы — паспортный сбор. Паспортные документы имели форму 1-2-страничных бланков, в 1894 году бессрочный паспорт приобрёл форму паспортной книжки, близкой к современной.
В РСФСР и СССР целью паспортной системы было удостоверение личности гражданина и определение его постоянного места жительства. До конца 1920-х годов имели хождение дореволюционные паспортные документы. Паспортный режим был ужесточён; в частности, гражданин был обязан постоянно иметь при себе свидетельство о личности, даже никуда не выезжая; требовалась обязательная отметка о постоянном месте жительства (прописка) под угрозой невыдачи продуктовых карточек, а с начала 1920-х годов — под угрозой объявления гражданина «нетрудовым элементом» и выселения из города (по этой причине прописка могла предоставляться и без права на жилплощадь). Для большинства населения роль паспорта выполняли другие документы: «билет беженца» в период Гражданской войны 1917-1922 годов, трудовые книжки в Москве и Петрограде (с 1919), «удостоверения о личности» военнослужащих (со штампом части вместо прописки), профсоюзные билеты, мандаты, справки из госпиталя или больницы, с места работы с подтверждением личности, свидетельства о рождении, удостоверения личности (с 1923), расчётные книжки (с 1924), трудовые списки (с 1926). В трудовых книжках, расчётных книжках, трудовых списках предполагалось наличие фотографии, однако обеспечить ими всех держателей таких документов было невозможно технически.
Постановлением СНК от 24.4.1919 года в РСФСР введён заграничный паспорт (выдавался на срок 1-3 месяца, с 1922 года — до 6 месяцев с правом продления на такой же срок). В конце 1920-х годов при участии старых специалистов (например, В.Ф. Джунковского) началась разработка внутреннего паспорта на основе дореволюционной паспортной книжки. Новая паспортная система введена постановлением СНК и ЦИК от 27.12.1932 года; все прежние удостоверяющие документы отменялись. Паспорт стал обязательным документом для всех граждан старше 16 лет, за исключением колхозников (кроме колхозников — жителей 100-километровой полосы вдоль западной границы СССР, вокруг Москвы и Ленинграда, 50-километровой полосы вокруг Харькова, которые были обязаны иметь паспорт). В зависимости от возраста паспорт выдавался на срок 5 или 10 лет; бессрочный паспорт получали лица старше 40 лет. В паспорте указывались дата и место рождения, национальность, семейное положение, место постоянного жительства (прописка), а также место работы владельца паспорта. Фотография стала обязательной и фиксировалась в паспорте матричным штампом. Военнослужащим вместо паспорта выдавались удостоверения личности особого образца. Отсутствие паспорта лишало колхозников возможности прописаться на постоянное место жительства в городе. При отъезде на длительный срок в местности, где действовал паспортный режим, они обязывались получить временный паспорт сроком на 1 год. Адресные столы (введены в 1923 году; ведали пропиской и регистрацией паспортных документов) были преобразованы в районные паспортные столы, в 1932 году при Наркомате (с 1946 года Министерство) внутр. дел учреждена Паспортно-визовая служба.
«Положение о паспортах» от 21.10.1953 года расширило перечень местностей (Прибалтика, Моск. и Ленингр. области, пограничные районы СССР), где иметь паспорт были обязаны и колхозники, установило независимый от возраста срок действия паспорта (10 лет). «Положение о паспортной системе в СССР» от 28.8.1974 года сделало постоянный паспорт обязательным и для всех колхозников, что дало им право на свободный выбор места жительства, а также ввело правило замены фотографии в паспорте в 25 и в 45 лет.
В Российской Федерации в связи с распадом СССР были установлены вкладыши в паспорт сов. образца, удостоверяющие гражданство РФ (9.12.1992). С 1.10.1993 года вместо прописки в паспорте указывается регистрация по месту постоянного проживания. «Положение о паспорте гражданина РФ» от 8.7.1997 года ввело новый вид паспорта (выдаётся с 14 лет, замена паспорта сов. образца завершена к 2008 году), в котором исключены сведения о национальности. Новый образец заграничного паспорта утверждён 14.3.1997 года, с 1.3.2010 года введён биометрический заграничный паспорт со сроком действия 10 лет. С 2004 года выдачу паспортов осуществляет Федеральная миграц. служба.
Содержание
- 1. «Паспортная» прямая при решении задач на нахождение отношений между отрезками
- 2. Основа метода:
- 3. Менелай Александрийский-
- 4. Теорема Менелая
- 6. спроецируем точки на «паспортную прямую» а параллельно прямой КL
- 8. Теорема Чевы
- 9. Теорема Чевы
- 10. Доказательство:
- 12. Имеем:
- 14. 1. Государственный университет управления (Москва):
- 15. Чертёж к задаче № 1:
- 17. 2. Государственный университет управления (Москва):
- 19. 3. Государственный университет управления (Москва):
- 20. Чертёж к задаче № 3
- 21. 4. МГУ, биофак
- 22. Чертёж к задаче № 4
- 25. 5. МГУ, химфак
- 27. № 5
- 30. № 6, МГУ, ф-т почвоведения
- 34. № 7. МГУ
- Понятие паспортной системы
1. «Паспортная» прямая при решении задач на нахождение отношений между отрезками
Я – «паспортная прямая»
2. Основа метода:
• обобщённая теорема Фалеса;
• при проецировании на
«паспортную» прямую нельзя
проводить прямые,
параллельные тем, на которых
есть рассматриваемые
отношения
3. Менелай Александрийский-
Менелай Александрийский• I век, древнегреческий
математик и астроном. Автор
работ по сферической
тригонометрии. Для получения
формул сферической
тригонометрии использовал
теорему о прямой,
пересекающей стороны
треугольника (т. Менелая).
4. Теорема Менелая
• Если прямая пересекает стороны АВ,
ВС, АС треугольника АВС (или их
продолжения) в точках К, L, М
соответственно, то справедливо
соотношение
АК ВL CM
1
КВ LC MA
В
К
А
L
С
М
6. спроецируем точки на «паспортную прямую» а параллельно прямой КL
В
а
АК А1 К 1
КВ К 1 В1
К
L
А
С
М
В1
BL B1 K 1
LC K 1C1
К1
CM C1 K 1
MA K 1 A1
С1
А1
АК А1 К 1
КВ К 1 В1
BL B1 K 1
LC K 1C1
CM C1 K 1
MA K 1 A1
AK BL CM
,
KB LC MA
A1 K1 B1 K1 C1 K1
1
K1 B1 K1C1 K1 A1
ч.т.д.
8. Теорема Чевы
• Чева Джованни (03.03.1648, Милан
– 13.12.1734, Мантуя) – итальянский
инженер и математик. Окончил
Пизанский университет. Основные
работы по геометрии и механике.
Доказал (1678 г) теорему, которая
сейчас носит его имя, построил
учение о секущих.
9. Теорема Чевы
• Если в треугольнике АВС прямые
АL, ВМ и СК пересекаются в одной
точке, то
АК ВL CM
КВ LC MA
В
К
L
О
А
М
С
1
10. Доказательство:
Применим т.Менелая с двух сторон:
АК ВО MС
1 (1)
КВ ОМ СA
В
К
L
О
А
М
С
СL ВО MA
1 (2)
LВ ОМ AC
В
К
L
О
А
М
С
12. Имеем:
АК ВО MС
1 (1)
КВ ОМ СA
СL ВО MA
1 (2)
LВ ОМ AC
(1) : (2)
АК МС LB
1
КВ МА LC
ч.т.д.
14. 1. Государственный университет управления (Москва):
• В трапеции АВСД точка М лежит на
боковой стороне АВ, О – пересечение
диагонали ВД и отрезка СМ. Найдите
площадь треугольника ВОС, если
ВМ = 2 АМ, СО = 5 ОМ, а SΔСОД = 1.
15. Чертёж к задаче № 1:
//АД
Чертёж к задаче № 1:
В
С1
2х
О1
М1
х
Д1
5у
С
О
у
М
А
Д
S BOC ВО
ВО
ВО
S ВОС S СОД
1
S COД ОД
ОД
ОД
2х = 6у, , х = 3у
S BOC
ВО С1О1
ОД О1 Д1
5y
5y
5
y x y 3y 4
Ответ : 1,25
17. 2. Государственный университет управления (Москва):
Точки F и N делят стороны ΔАВС в
отношении FА : FС = 3 : 1 и СN : NВ = 2 : 3.
Прямые АN и ВF пересекаются в точке М.
Найдите отношение площадей
треугольников АМВ и АNВ.
19. 3. Государственный университет управления (Москва):
Прямая, проведённая через вершину А
трапеции АВСЕ, пересекает диагональ ВЕ
и боковую сторону СЕ в точках Р и К
соответственно. Известно что АВ : ВС = 3,
СК : КЕ = 2. Найдите отношение площадей
треугольников АРЕ и КРЕ.
20. Чертёж к задаче № 3
С
В
// ВЕ
у = 3х
К
Р
Е
А
3у
А1
у
ℓ
В1 х К1 2х С1
S АРЕ
АР А1В1 3 у 9 х
9
S КРЕ РК В1К1
х
х
21. 4. МГУ, биофак
Площадь трапеции АВСД (ВС // АД)
равна 30, Р АВ, АР = РВ, R СД,
2
RД = СД, АД = 2 ВС. Найдите
3
площадь треугольника АРQ,
где Q = АR РД.
22. Чертёж к задаче № 4
В1
х
Р
А
С1
х Р
у1
А1
С
В
Q
у
2у
R
Д1
Д
ℓ
2х = 2у, , х = у, , С1 = Р1
// АR
25. 5. МГУ, химфак
В треугольнике АВС, АВ = ВС = 8,
АС = 6, Е АВ, Д ВС, АЕ = 2, СД = 1,
АД СЕ = О. Найдите площадь
четырёхугольника ЕВДО.
27. № 5
№5
S ABC 8
1
1)
4, S AEC S ABC
S AEC 2
4
2)
S ДОС
S AДC
ОД С1 Д1
у
АД А1 Д1 2 х у
3
х
3
4
3
11
2х х
4
30. № 6, МГУ, ф-т почвоведения
АВС , Д АВ, АД ДВ,
1
Е ВС , ВЕ ВС , АЕ ДС О,
3
АОС 120 , АЕ 4, СД 5.
Найдите АВ.
В1
Е1
х
С1
у
В
2у
Д
х
А1
О
Е
120º
С
А
ℓ2 //АЕ
Найдём
//СД
ℓ
АД из ΔАДО, для этого определим,
1
А1С1
хАЕ и ДО
3 у от СД.
3
какую часть АО
АО
составляет
от
1) х = 3у
АЕ
А1Е1
х 2у
3
12
АО 4
5
5
5у
5
В2
m
Д2 n
m
А2
В
2n
Д
О
Е
С2
120º
//СД
ℓ1
2) n = 2m
А
С
ℓ2
//АЕ
ДО Д 2 А2
m
m 1
ДС Д 2С2 m 2n 5m 5
1
ДО 5 1
5
12
3) АДО, АО , ДО 1, О 60
5
144
12
АД 1
2 1 cos 60
25
5
2
109
2 109
, , АВ
25
5
2 109
Ответ : АВ
5
34. № 7. МГУ
Точки Р и Q расположены на стороне ВС
треугольника АВС так, что ВР : РQ : QС =1 : 2 : 3.
Точка R делит сторону АС этого треугольника
таким образом, что АR : RС = 1 : 2. Чему равно
отношение площади четырёхугольника РQSТ к
площади треугольника АВС, где S и Т – точки
пересечения прямой ВR с прямыми АQ и АР
соответственно?
1) 2y = 6x, , y = 3x
АТ А1В1 у 3
2)
ТР В1Р1 х 1
АS А1В1
у
3)
1
SQ В1Q1 3 х
Понятие паспортной системы
Паспортная система — совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания.
Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органы внутренних дел. Но определенное участие в них принимают военкоматы, органы ЗАГСа, медицинские учреждения, принимающие участие в заполнении паспортов, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан. Паспортная система включает в себя права, обязанности названных субъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу:
- * заполнения и выдачи паспортов гражданам России;
- * выдачи иностранцам видов на жительство;
- * регистрации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства или временного проживания в России;
- * выдачи гражданам заграничных паспортов;
- * контроля за соблюдением паспортного режима.
В настоящее время паспортизация и регистрация граждан решает четыре главные задачи:
1. Обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление
в брак, открытие банковских счетов, получение лицензий, поступление в вуз, на государственную службу, участие в голосовании, использование авиационного и железнодорожного транспорта и т.д.). По российскому праву многие права и даже обязанности могут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего идентифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истинность сведений о гражданине, которые он сам о себе сообщает, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются или используются важные права (вступление в брак, прием на работу и т.д.).
- 2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава проживающего на определенной территории населения (для образования избирательных округов и проч.).
- 3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т.п.
- 4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курортных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режимами. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечивают рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции. Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели паспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также — способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.
Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «Положение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета», ряд приказов и инструкций МВД. Вопросы выдачи основного документа иностранным гражданам и лицам без гражданства, их регистрации регулируются еще и актами СССР, и актами субъектов Федерации.
Система названных актов закрепляет в России паспортный режим, то есть совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основу паспортной системы. Для ее существования необходимы также организационные (система компетентных органов, служб, организаций), материально-технические условия и деятельность субъектов во исполнение соответствующих правил. Паспортный режим — часть общего административного режима страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от таких специальных административно-правовых режимов, как режимы закрытого административно-территориального образования, чрезвычайного положения, пограничной зоны.
В решении вопросов реализации гражданами России права на свободу передвижения большую роль играют многочисленные постановления, определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судов. В этой главе приведены некоторые из них. Использованные в главе судебные правоположения свидетельствуют о том, что суды решительно выступают против любых необоснованных ограничений этого конституционного права не только подзаконными актами, но и федеральными законами и законами субъектов Федерации. Судебная практика в немалой степени способствует либерализации российского паспортного режима. Она направлена на устранение тех ограничений прав граждан, которые связаны с существовавшим в СССР в условиях тоталитаризма отношением к паспортизации, регистрации граждан как средствам контроля за ними.