Пенитенциарная профилактика

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28535

утвердить прилагаемую Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Министр А. Коновалов

Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

I. Общие положения

1. Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее — учреждения УИС).

2. Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.

3. Правовую основу деятельности по профилактике правонарушений составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Минюста России.

4. Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

5. Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

6. Профилактика правонарушений в учреждении УИС осуществляется с привлечением имеющихся сил и средств, в том числе:

— сотрудников учреждения УИС;

— инженерно-технических средств охраны и надзора;

— средств связи и сигнализации.

Для совместного выполнения задач по профилактике правонарушений осуществляется взаимодействие с другими правоохранительными органами.

7. Профилактика правонарушений проводится сотрудниками заинтересованных подразделений учреждения УИС во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России, правоохранительными органами, государственными и общественными организациями.

8. Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

II. Порядок организации профилактики правонарушений в учреждениях УИС

9. При организации работы по профилактике правонарушений Федеральная служба исполнения наказаний в пределах своей компетенции обеспечивает:

анализ и обобщение практики работы по вопросам профилактики правонарушений, разработку мер по повышению эффективности профилактической работы, контроль за ее проведением;

разработку и осуществление совместно с территориальными органами ФСИН России, образовательными учреждениями ФСИН России, другими правоохранительными органами мероприятий по профилактике правонарушений;

изучение, обобщение и внедрение положительного опыта, подготовку обзоров по организации и тактике профилактической работы.

10. При организации и проведении мероприятий по профилактике правонарушений территориальные органы ФСИН России в пределах своей компетенции обеспечивают:

взаимодействие в организации и проведении мероприятий по профилактике правонарушений между подведомственными учреждениями УИС и контроль за состоянием этой работы;

оказание практической помощи подведомственным учреждениям УИС в проведении профилактики правонарушений, непосредственное участие в осуществлении профилактических мероприятий;

разработку мероприятий по профилактике правонарушений с определением конкретных задач для каждого подразделения подведомственного учреждения УИС;

взаимодействие подведомственных учреждений УИС с правоохранительными органами, государственными и общественными организациями по вопросам профилактики правонарушений;

систематическое обобщение и внедрение в практику положительного опыта профилактической работы.

11. При проведении мероприятий по профилактике правонарушений учреждения УИС обеспечивают:

определение конкретных задач профилактической работы, тактических способов их решения на основе анализа и оценки оперативной обстановки и ответственных за это лиц;

разработку и непосредственное осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, эффективное использование в этой работе имеющихся сил и средств в тесном взаимодействии всех подразделений, а также с другими правоохранительными органами, государственными и общественными организациями по месту дислокации учреждений УИС;

ведение учета работы по профилактике правонарушений.

12. При выявлении причин правонарушений в учреждениях УИС и условий, им способствующих, и выработке мер по их устранению используется информация, содержащаяся в:

отчетности о состоянии преступности и дисциплины;

материалах ведомственных и прокурорских проверок деятельности учреждений УИС;

материалах служебных проверок и предварительного следствия по уголовным делам по фактам допущенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными преступлений и иных правонарушений;

актах прокурорского реагирования и частных определениях судов;

подлежащей цензуре переписке лиц, содержащихся в учреждениях УИС, сведениях, полученных на личном приеме подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

медицинской документации;

данных по результатам несения службы по охране и надзору;

оперативной информации;

рекомендациях психологов;

информации воспитательных служб, отдела безопасности (режима);

информации производственно-технических служб.

III. Порядок проведения общей профилактики правонарушений

13. При проведении общей профилактики особое внимание обращается на динамику правонарушений, изменения, происходящие в качественном и количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечении изоляции и надзора за ними, трудовом использовании, размещении, материально-бытовом и медицинском обеспечении.

14. В учреждениях УИС подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем:

изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

15. Отделы безопасности (режима) учреждений УИС:

обеспечивают систему изоляции и надзора, выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными распорядка дня и соблюдение правил поведения;

оформляют и постоянно обновляют планшеты информации о лицах, поставленных на профилактический учет, ведут учетные карточки и журнал учета этих лиц;

по информации оперативных отделов учреждений УИС пресекают каналы проникновения к подозреваемым, обвиняемым и осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;

совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет;

разрабатывают и реализуют совместно с другими подразделениями учреждения УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет;

выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию.

16. Оперативные отделы учреждений УИС:

осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди лиц, поставленных на профилактический учет, обеспечивают за ними оперативный контроль. Своевременно доводят до руководства учреждения УИС информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях — до оперативного дежурного и сотрудников других заинтересованных подразделений учреждения УИС;

при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений;

выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения;

совместно с другими подразделениями учреждения УИС принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

выявляют и пресекают каналы поступления к подозреваемым, обвиняемым и осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;

совместно с другими подразделениями учреждения УИС проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

во взаимодействии с правоохранительными органами проводят мероприятия по профилактике правонарушений в учреждениях УИС;

совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения УИС по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет;

разрабатывают и реализуют совместно с другими подразделениями учреждений УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет, результаты работы отражают в характеризующих данных;

выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию, ежедневно уточняют и обновляют список лиц, поставленных на профилактический учет, хранящийся в оперативном отделе.

17. Отделы воспитательной работы учреждений УИС:

совместно с заинтересованными службами учреждения УИС выявляют подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к противоправным действиям, проводят комплекс воспитательных мероприятий с этой категорией лиц;

совместно с заинтересованными службами учреждения УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения по вопросам постановки осужденных (подозреваемых и обвиняемых) на профилактический учет;

разрабатывают и реализуют совместно с другими службами учреждений УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет, результаты работы отражаются в характеризующих данных;

выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию;

предоставляют характеристики и сведения о поощрениях и наказаниях по запросам руководителей служб учреждения;

представляют по запросам комиссии администрации учреждения УИС выписки из общих собраний осужденных при рассмотрении вопросов поведения лиц, поставленных на профилактический учет;

принимают участие в проведении служебных проверок по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания, содержания под стражей лицами, поставленными на профилактический учет.

18. Подразделения охраны учреждений УИС:

обеспечивают надлежащий пропускной режим в учреждениях УИС;

принимают меры, исключающие возможность совершения лицами, содержащимися в учреждениях УИС, правонарушений при конвоировании по маршрутам передвижения, а также на охраняемых объектах;

через сотрудников оперативных и режимных подразделений ежедневно уточняют список лиц, склонных к побегу, обновляют соответствующие информационные стенды и планшеты на контрольно-пропускных пунктах и в классах по служебной подготовке, своевременно доводят изменения в оперативной обстановке до сотрудников, входящих в состав караулов, принимают меры по предотвращению побегов.

19. Медицинские подразделения учреждений УИС:

осуществляют внешний осмотр подозреваемых, обвиняемых и осужденных с целью обнаружения телесных повреждений, вновь нанесенных татуировок и иных особых примет, информируют об этом заинтересованные службы учреждения УИС;

оказывают содействие в выявлении лиц, склонных к употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ;

вносят предложения по постановке их на профилактический учет;

проводят с ними комплекс лечебно-профилактических мероприятий и принимают меры, направленные на излечение указанной категории лиц, вносят предложения о постановке их на профилактический учет;

вносят предложения начальнику учреждения УИС о постановке на профилактический учет лиц, имеющих психические расстройства, осуществляют меры медицинского характера по предотвращению с их стороны противоправного поведения и суицидальных попыток;

проводят работу, направленную на исключение доступа лиц, содержащихся в учреждениях УИС, к медикаментам и медицинскому инструменту;

выявляют лиц с признаками психических заболеваний, осуществляют комплексное наблюдение и лечение таких лиц.

20. Психологические службы учреждений УИС:

проводят психологическое обследование лиц, находящихся в карантинном помещении, выявляют лидеров групп осужденных, лиц, склонных к деструктивному поведению, обрабатывают полученные данные и дают рекомендации по организации и проведению индивидуально-воспитательной работы с этими лицами с учетом их личностных особенностей сотрудникам воспитательных служб и другим заинтересованным службам учреждений УИС;

совместно с сотрудниками, ведущими профилактическую работу с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, по психологическим показаниям определяют круг лиц, требующих постановки на профилактический учет, усиленного наблюдения, проводят с ними психокоррекционные мероприятия;

выявляют лиц с признаками психических заболеваний, информируют сотрудников медицинской службы о поведении данных осужденных, при необходимости совместно проводят мероприятия по психологической коррекции поведения данных подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

проводят изучение социально-психологической обстановки и настроений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их отношения к персоналу учреждения УИС, организуют работу групп психологической помощи, участвуют совместно с представителями других подразделений в разрешении конфликтов и предотвращении правонарушений;

анализируют психологические причины чрезвычайных происшествий (преступлений, суицидов, группового неповиновения), принимают меры по их устранению и недопущению в будущем;

повышают психологическую компетентность сотрудников учреждения УИС, обучают навыкам бесконфликтного общения, осуществляют психологическое обеспечение деятельности сотрудников учреждений УИС, в том числе при осложнении оперативной обстановки, групповых эксцессах, захвате заложников.

21. Производственно-технические подразделения учреждений УИС:

участвуют в разработке планов мероприятий по профилактике правонарушений на производственных объектах учреждения УИС;

обеспечивают пропускной режим на производственных объектах, пресекают бесконтрольное передвижение лиц, содержащихся в учреждениях УИС, между цехами и участками, осуществляют надзор за лицами, поставленными на профилактический учет, на рабочих местах;

обеспечивают соблюдение производственной дисциплины и принимают меры по поддержанию правопорядка на производственных объектах;

осуществляют контроль за проведением погрузочно-разгрузочных работ, передвижением транспорта по территории производственной зоны;

обеспечивают учет, хранение и использование по назначению транспортных и других технических средств, технологического оборудования, колюще-режущего инструмента, сырья и материалов, локализацию заточного оборудования;

при необходимости совместно с другими подразделениями учреждения УИС участвуют в проведении обысков производственных объектов, изолированных участков на территории производственной зоны и лиц, содержащихся в учреждениях УИС;

совместно с заинтересованными службами учреждения УИС выявляют на производстве места, удобные для совершения побега с использованием транспортных средств, а также поступления (переброса) на территорию учреждения УИС запрещенных предметов. Готовят предложения по их укреплению силами и средствами учреждения УИС;

пресекают самовольное возведение лицами, содержащимися в учреждении УИС, различных строений, хранилищ и иных укрытий.

22. Другие подразделения учреждений УИС участвуют в работе по профилактике правонарушений среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с возложенными на них задачами и функциями.

IV. Порядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений

23. Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС.

24. На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные:

— склонные к совершению побега;

— лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

— организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;

— склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;

— признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;

— склонные к совершению суицида и членовредительству;

— организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;

— склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;

— изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;

— отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;

— склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;

— склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

25. Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем:

всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний;

проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий;

изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние;

привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе;

использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников;

применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.

26. Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

27. Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.

28. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.

29. Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.

30. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.

31. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.

32. На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.

33. По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.

34. Администрация учреждения УИС, после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета, либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.

35. В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим подозреваемым, обвиняемым или осужденным.

36. Сотрудниками режимных служб учреждения УИС на лицо, поставленное на профилактический учет, заводится учетная карточка, которая заносится в журнал регистрации учетных карточек. Учетная карточка помещается в планшет (фотостенд), журнал регистрации учетных карточек находится на постоянном хранении в отделе безопасности (режима) учреждения УИС. Списки лиц, состоящих на профилактическом учете, размножаются и передаются во все заинтересованные службы учреждения УИС для организации профилактической работы с этими лицами по своим направлениям деятельности.

37. Рапорт о постановке на профилактический учет, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы (кроме материалов психологического характера) передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу подозреваемого, обвиняемого и осужденного, а результаты профилактической работы с ним фиксируются в характеризующих данных.

38. Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воздействия на лицо, поставленное на профилактический учет, то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек.

39. При поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета.

40. Профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении УИС, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.

41. О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения УИС с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения УИС.

42. Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае:

— освобождения из учреждения УИС;

— решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС;

— решения административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении УИС — в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения УИС из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем);

— смерти лица, состоявшего на профилактическом учете.

43. При убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого или осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемого), постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции.

V. Оценка результатов работы по профилактике правонарушений

44. Начальники территориальных органов ФСИН России, подведомственных учреждений УИС результаты работы по профилактике правонарушений оценивают:

по количественным показателям, характеризующим динамику и структуру правонарушений в учреждении УИС;

по состоянию взаимодействия между подразделениями учреждений УИС при принятии решений о постановке подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактические учеты, эффективности этой работы;

по количеству лиц, поставленных на профилактический учет, отказавшихся от противоправного поведения;

по состоянию индивидуально-профилактической работы сотрудников учреждений УИС, закрепленных за лицами, поставленными на профилактический учет.

Отношения в системе «субъект — объект» в пе­нитенциарной профилактике преступлений не явля­ются четко определенными. В частности, воздейст­вие на объект здесь может быть прямым и косвен­ным, непосредственным и опосредованным, специ­фическим и неспецифическим, определяющим, ос­новным (направленным в эпицентр) и периферий­ным, широкозахватным и точечным и т. д.1

Объектом пенитенциарной профилактики пре­ступлений являются негативные связи материальных и духовных процессов и явлений, происходящих в исправительных учреждениях, при воздействии на которые субъекты профилактики стремятся не до­пустить совершения преступлений. В качестве тако­вых могут выступать процессы и явления экономиче­ского, идеологического, демографического, социаль­но-психологического и иного порядка, находящиеся в прямой либо косвенной связи с преступностью. К объектам могут относиться и индивиды как носители общественных отношений и связей, хотя на личность можно влиять главным образом опосредованно, пу­тем изменения окружающей социальной среды2.

К числу объектов профилактических мероприя­тий относятся следующие.

1. Внешние факторы, определяемые средой, в которой может развиваться преступная деятель­ность, а именно: характер межличностных связей, социально-ролевые особенности лиц, склонных к девиантному, делинквентному поведению, виктимо-логическая картина. Применительно к рассматри­ваемой проблеме следует подчеркнуть особое зна­чение обеспечения неукоснительного соблюдения режима, охраны прав осужденных. Неадекватные и несправедливые действия и требования админист­рации и сотрудников учреждения, исполняющего на­казание, могут вызвать резкую волну протестных настроений осужденных и, как следствие, противо­правных действий, преимущественно насильственно­го характера. Серьезную опасность представляют конфликты среди осужденных. Разумеется, такие ситуации, являющиеся питательной средой для про­тивоправной деятельности, в целом делают процесс исполнения наказания непродуктивным.

2. Профилактическому воздействию, несомнен­но, подлежат любые проявления поведения, откло­няющегося от норм, в том числе от требований ре­жима. В отличие от предупреждения как цели нака­зания, объектом профилактики должно быть любое правонарушение, акт неповиновения и даже нестан­дартного поведения, поскольку они представляют собой обстоятельства, непосредственно продуци­рующие криминальную активность осужденных.

3. Психологические особенности, ценностные ориентации, мотивация осужденных, склонных к девиантному поведению, их установки, способности, возможности по реализации последних.

4. Состояние контроля со стороны официальных органов и лиц, в чью компетенцию входит исполне­ние наказаний, а также организация и осуществление мер по предупреждению правонарушений3.

Современная уголовно-исполнительная доктрина признает в качестве объекта воздействия прежде все­го лицо, совершившее преступление, а не лицо, отбы­вающее наказание. Это, пожалуй, главная причина жесткого подчинения исправительной системы уго­ловно-исполнительной системе, неполного ее ориен­тирования на социально охраняемую цель4.

Необходимым элементом системы являются субъекты пенитенциарной профилактики престу­плений. К ним в широком смысле относятся все структурные подразделения уголовно-исполнитель­ной системы, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности. Среди субъектов есть такие, которые специально созданы для этих целей, либо в их компетенцию, наряду с другими полномо­чиями, входит также обязанность осуществления пенитенциарной профилактики.

Классификация указанных субъектов может быть осуществлена по различным основаниям. Наи­более распространенной является классификация с делением на три группы. Первая — те субъекты, ко­торые непосредственно занимаются индивидуальной профилактикой. Ко второй группе относятся субъек­ты, осуществляющие профилактику в ходе выполне­ния своих контрольных и правоохранительных функ­ций. Третью группу составляют субъекты, осуществ­ляющие руководство или координацию деятельности по предупреждению преступлении. Конечно, такое деление в известной мере условно, так как отдель­ные аспекты непосредственной профилактики кон­трольной и правоохранительной деятельности, ее координации проявляются при функционировании субъектов в каждой из трех названных групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не изолиро­ванно, а во взаимодействии друг с другом. В самой системе имеются как горизонтальные, так и иерархи­ческие, вертикальные взаимосвязи (в зависимости от уровня решаемых задач) При всем разнообразии субъектов пенитенциарной профилактики они сис­темно связаны между собой. «Их объединяют: общая цель и совокупность «подцелей»; взаимосвязь нор­мативно закрепленных функций, правовая и инфор­мационно-аналитическая база, целенаправленные руководство, координация и планирование»6. В дан­ном контексте «общая цель и совокупность «подце­лей» означают направленность субъектов профилак­тической деятельности на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) детерминант пени­тенциарной преступности, что характерно для специ­ально-криминологического уровня профилактики. Иначе, говоря участие отдельного подразделения или конкретного сотрудника в решении задач недо­пущения совершения пенитенциарных преступлений путем воздействия на их причины и условия являет­ся атрибутивным признаком любого субъекта профи­лактики. Возможно, такая функция может быть, од­ной из тысячи, но она должна быть обязательно при­суща в той или иной мере каждому субъекту целена­правленной деятельности данного вида.

Уголовно-исполнительной системе как субъекту пенитенциарной профилактики присущи следующие специфические признаки:

а) не просто выделенность задач и функций профилактической деятельности как производных от основной компетенции, но и приоритетность этих задач в рамках обеспечения законности и правопорядка, борьбы с преступностью;

б) осуществление предупредительной, в том числе профилактической деятельности как в процессуальных, так и частично в непроцессуальных формах;

в) наличие у сотрудников, осуществляющих профилактическую деятельность, правомочий представителей власти, включая право применять законные и обоснованные меры государственного принуждения (что являются их прерогативой в сравнении с других субъектов криминологической профилактики);

г) тенденция к профилактической специализации (в том числе предупредительной) деятельности в организационном, кадровом, ресурсном обеспечении в сочетании с жестким требованием участия в этой деятельности всех служб, подразделений в меру возложенных на них служебных задач;

д) наличие механизма межведомственной координации целенаправленной профилактической деятельности для обеспечения комплексности и взаимоподкрепления принимаемых мер;

е) выделение задач и функций предупреждения (профилактики) преступности в самих правоохранительных органах8.

Исходя из задач компетенции и содержания дея­тельности предупреждения преступности, субъекты можно разделить на неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы.

Неспециализированные субъекты пенитенци­арной профилактики преступлений — это хозяйст­вующие структуры и органы, осуществляющие трудо­устройство, пенсионное обеспечение осужденных, а также участвующие в различных областях жизнедея­тельности исправительного учреждения. К числу не­специализированных субъектов относятся также раз­личные общественные объединения, правозащитные и религиозные организации, которые принимают уча­стие в исправлении осужденных (ч. 1 ст. 23 УИК). На­пример, представители религиозных конфессий уча­ствуют в воспитательно-профилактической работе с осужденными в местах лишения свободы. Некоторые задачи по профилактике пенитенциарной преступно­сти решают также попечительские9, благотворитель­ные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах.

Кроме того, в структуре исправительных учреж­дений существуют производственные службы, кото­рые посредством включения осужденных в произ­водственные отношения выполняют серьезную про­филактическую функцию по устранению условий, способствующих совершению преступлений.

В качестве самостоятельного субъекта могут рас­сматриваться также педагогические коллективы обра­зовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, которые в соответствии с ч. 5 ст. 112 УИК оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

В силу специфичности системы взаимоотноше­ний между осужденными и персоналом, существую­щей в исправительных учреждениях, в законода­тельстве предусмотрено создание самодеятельных организаций осужденных (ст. 111 УИК). Такие органи­зации, безусловно, трудно назвать субъектами пени­тенциарной профилактики (среди их задач, закреп­ленных в ч. 5 ст. 111 УИК, называется «содействие администрации исправительных учреждений в под­держании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными»). В прак­тике сложилась стройная система функционирования самодеятельных организаций осужденных именно как самостоятельных субъектов пенитенциарной профи­лактики преступлений.

К числу частично специализированных субъек­тов пенитенциарной профилактики преступлений относятся структурные подразделения исправитель­ных учреждений, которые в рамках своих основных задач имеют системно выделенную функцию профи­лактики. В соответствии со своими полномочиями в различных сферах деятельности исправительных уч­реждений они используют разнообразные средства и методы выявления причин и условий, способствую­щих пенитенциарной преступности, и принимают меры к их устранению. К ним могут быть отнесены:

  • отделы воспитательной работы с осужденными, профилактическая функция которых состоит главным образом в проведении индивидуально-воспитатель­ной работы с осужденными, состоящими на профи­лактическом учете. Сотрудниками этих отделов явля­ются и начальники отрядов, которые в своей повсе­дневной работе выявляют осужденных, склонных к различным правонарушениям, разрабатывают пла­ны индивидуально-воспитательной работы с ними, оперативно разрешают возникающие в отрядах кон­фликтные ситуации между осужденными;

  • психологическая служба исправительных уч­реждений, которая осуществляет психодиагностиче­ские обследования осужденных, прибывающих в места лишения свободы, вносит предложения о по­становке отдельных осужденных на профилактиче­ский учет или распределении по отрядам, переводе из одного отряда в другой. На сотрудников психоло­гической службы возложены обязанности по углуб­ленному изучению осужденных, составляющих группу риска, а также осуществление контроля их психи­ческого состояния. Они проводят профилактические и психокоррекционные мероприятия с отдельными осужденными, особенно склонными к суициду или имеющими психические отклонения;

  • — медицинские отделы исправительных учреж­дений, которые в плане профилактической работы обязаны вносить предложения начальнику учрежде­ния о постановке на профилактический учет осуж­денных, имеющих психические расстройства, осуще­ствлять меры по предотвращению с их стороны аг­рессивного поведения, противоправных действий. Они проводят медицинский контроль над лицами, склонными к употреблению наркотических средств, а также их обязательное лечение. Кроме того, они осматривают осужденных на предмет обнаружения телесных повреждений, иного вреда здоровью, вновь наносимых татуировок и информируют об этом отде­лы безопасности и оперативный10.

  • Специализированные субъекты пенитенциар­ной профилактики преступлений — это структурные подразделения исправительных учреждений, для которых задачи и функции профилактики являются приоритетными.

  • Основным звеном, осуществляющим общую ко­ординацию профилактической работы в исправитель­ных учреждениях, выступают отделы безопасности. Правильное выполнение распорядка и правил пове­дения осужденных, постоянное совершенствование системы надзора — основные профилактические ме­роприятия. Сотрудники отдела безопасности осущест­вляют постановку осужденных на профилактический учет и снятие с него, ведут картотеку на этих лиц. На них лежит обязанность проводить служебные рассле­дования фактов проникновения к осужденным пред­метов, запрещенных к использованию в исправитель­ных учреждениях. Путем усиленного гласного надзора достигаются профилактические цели в отношении осужденных, склонных к групповым эксцессам, зани­мающихся поборами и притеснениями других осуж­денных, склонных к побегу, организаторов или актив­ных участников картежных или других азартных игр11.

  • Другим, не менее важным субъектом профилакти­ки пенитенциарной преступности являются оператив­ные отделы исправительных учреждений. Посредством их возможностей осуществляется сбор информации по выявлению, предотвращению и пресечению преступ­лений12, изучаются негативные явления среды осуж­денных, состоящих на профилактическом учете, обес­печивается негласный контроль над их поведением. Совместно с другими службами оперативные отделы проводят работу по склонению осужденных к явке с повинной, отказу от противоправных намерений и дей­ствий, выявлению лиц, совершивших преступления, оставшиеся нераскрытыми13.

  • Отделы охраны исправительных учреждений осуществляют профилактические мероприятия, свя­занные с перекрытием каналов проникновения к осу­жденным предметов, запрещенных к использованию и хранению в исправительных учреждениях, обеспе­чивают надлежащий пропускной режим на контроль­но-пропускных пунктах, усиливают плотность инже­нерных заграждений в запретной зоне по периметру охраняемого объекта, в первую очередь противопе-ребросовых сооружений. При охране и конвоирова­нии осужденных принимают меры, исключающие возможность совершения ими преступлений. Сотруд­ники отдела охраны в плане профилактики побегов осужденных осуществляют плановые и внеплановые обследования состояния инженерно-технических средств охраны, перекрывают места, уязвимые в побеговом отношении, ежедневно уточняют списки лиц, склонных к побегу, по указанию начальника уч­реждения принимают участие в обысковых меро­приятиях на охраняемых объектах, проводят обсле­дования запретных зон биолокационным методом на предмет обнаружения подкопов14.

  • Самостоятельным субъектом профилактики пе­нитенциарной преступности, не входящим в качестве структурного подразделения в исправительные уч­реждения, является прокуратура. Место и роль про­куратуры в системе пенитенциарной профилактики определяется функцией высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только решают стоящие перед ними задачи предупреждения пре­ступности, но и осуществляют контроль над деятель­ностью других государственных органов, исполнени­ем законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

Профилактическая деятельность прокуроров со­стоит также в оказании воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правона­рушений и преступлений. Прокурор принимает соот­ветствующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспе­чением широкой гласности.

Наиболее действенным средством общего над­зора при выявлении и устранении криминогенных обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупрежде­ние обусловливаемых ими преступлений, но и укреп­ление законности15.



Пенитенциарная преступность — негативное социально-правовое явление, выраженное в совершении преступлений осужденными к лишению свободы независимо от их места нахождения. Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности многих государственных органов. Но, несмотря на это, пенитенциарная преступность имеет место быть. Одним из субъектов предупредительной деятельности является прокуратура. Полномочия прокурора в данной отрасли надзора определены в ряде нормативно-правовых актов, однако, по нашему мнению, учитывая специфику предмета надзора, недостаточно «сухого указания» в законе полномочий прокурора.

Ключевые слова: пенитенциарная преступность, средства предупреждения, прокуратура

Пенитенциарная преступность является наиболее опасной формой пенитенциарной девиантности, в связи с чем требует к себе пристального внимания и изучения, а также организации превентивных и профилактических мер. Ч. Беккариа в свое время сказал очень мудрые слова: «лучше предупреждать преступления, чем карать за них». . Данное утверждение как нельзя кстати подходит к заявленной теме.

Для раскрытия выбранной темы для начала следует определить понятие пенитенциарной преступности. В литературе встречаются различные трактовки данного понятия. Так, О. В. Старков и С. Ф. Милюков считают, что пенитенциарная преступность — это общесоциальное явление, порождаемое противоречиями общественного бытия и сознания, в сфере отбывания наказаний и проявляющееся в массе повторных преступлений, а также в возрождении противоречий этой же сферы. . Тем самым акцентируется внимание на двойственном влиянии общественного сознания на личность во время отбывания наказания.

Авторы пенитенциарной криминологии Ю. М. Антонян, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко считают, что пенитенциарную преступность составляют такие преступления, которые посягают на общественные отношения в сфере уголовных наказаний в условиях изоляции от общества, и потому круг пенитенциарных преступлений ограничивается только специфическими составами (ст. 313 УК РФ «Побег из места лишения свободы или из под стражи», ст. 314 УК РФ «Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы» и ст. 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»). . Данная трактовка, по нашему мнению, является достаточно узкой. Авторами такого определения понятия пенитенциарной преступности не принимаются во внимание иные общеуголовные преступления, совершаемые в местах лишения свободы.

О. В. Филлипова, определяя пенитенциарную преступность, ограничивает территорию совершения преступлений (исправительные учреждения). . Такие авторы, как В. С. Ишигеев, И. П. Парфиненко делают акцент на субъекте данных преступлений, в качестве которого может выступать как осужденный к лишению свободы, так и лицо, находящееся в следственном изоляторе. .

По нашему мнению, пенитенциарная преступность — это исторически сложившееся, объективно существующее негативное социально — правовое явление, выраженное в совершении любых уголовно — наказуемых деяний осужденными к лишению свободы независимо от их места нахождения.

Показатели пенитенциарной преступности характеризуются ростом тяжких и особо тяжких противоправных деяний. В большинстве случаев им предшествуют как затяжные, так и мгновенно возникающие конфликты либо между осужденными, либо между осужденными и сотрудниками исправительного учреждения. Кроме того, поскольку конфликты обладают временной протяженностью, то крайне важно своевременно принять меры по их предупреждению, то есть предупредить их последствия в виде совершения преступлений. Выявление конфликтных ситуаций лежит в основе предотвращения большинства преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях.

Особое внимание следует уделить тому, что пенитенциарная преступность имеет высокий удельный вес латентности, так как администрация исправительного учреждения в случае возникновения открытого противоборства всегда пытается либо урегулировать, либо разрешить ситуацию самостоятельно. Общественную огласку конфликт примет только в том случае, если этому будут способствовать различные правозащитные и общественные организации.

Единая направленность на ограничение основных конституционных (естественных) прав человека, тесная связь с лишением свободы как основным видом уголовного наказания, схожий механизм исполнения и отбывания позволяют создать единую для них форму публичного наблюдения (надзора) за их реализацией на национальном уровне — пенитенциарный надзор.

Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности как органов уголовно-исполнительной системы, так и многих других. Но, несмотря на это, пенитенциарная преступность имеет место быть, следовательно, субъекты предупредительной деятельности не дорабатывают, либо меры предупреждения являются неэффективными.

Подтверждением вышесказанных слов является нашумевший случай смерти заключенного в местах лишения свободы. Информационное агентство REGNUM сообщает, что смерть наступила в результате неоказания помощи тяжело больному заключенному. В ходе проверок прокуратурой была выявлена масса нарушений. «Прокуратура установила, что администрацией ИК-1 не соблюдалась законность в части постоянного надзора за осужденными, охраны их здоровья. Не в полной мере обеспечиваются порядок отбывания наказания, требования режима, не организована воспитательная работа с осужденными, работа по выявлению, предупреждению и раскрытию готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений порядка отбывания наказания. Также вскрыт факт утери работником ИК-1 ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении».

Данные нарушения субъекты предупредительной деятельности в идеале должны были выявить еще до наступления подобных тяжких последствий.

Органы прокуратуры являются одним из субъектов предупредительной деятельности. Наличие отдельного предмета прокурорского надзора за исполнением и отбыванием мер уголовного наказания позволяет выделить в рамках соответствующей отрасли прокурорского надзора самостоятельное направление — пенитенциарный надзор прокуратуры. Его предметом охватывается наблюдение за законностью деятельности администраций исправительных органов, учреждений и мест принудительной изоляции от общества, связанной с исполнением и отбыванием уголовных наказаний, предполагающих принудительную изоляцию от общества, а также иных мер принудительной изоляции от общества, назначаемых в уголовно-процессуальном порядке. Этот вид надзора имеет более узкий предмет и пределы по сравнению с отраслевыми. По кругу нормативно-правовых актов он ограничивается наблюдением за исполнением и соблюдением законодательства РФ (законов и подзаконных нормативно-правовых актов, включая ведомственные), регулирующим исполнение и отбывание указанных мер, по кругу правоотношений — уголовно-процессуальными, уголовными и уголовно-исполнительными правоотношениями, возникающими в ходе деятельности администраций в связи с исполнением мер принудительной изоляции, а также различными правоотношениями, участником которых являются лица, отбывающие данные меры, в ходе пребывания в местах принудительной изоляции от общества.

Пенитенциарный надзор прокуратуры носит инициативный и комплексный характер, выражающийся в возможности прокурора восстанавливать нарушенную законность прокурорскими средствами по собственному усмотрению в оперативном порядке без инициирования сложных юридических процедур. При этом арсенал правовых возможностей прокурора включает в себя как общенадзорные правовые средства, применяемые с учетом специфики поднадзорной среды (ст. 22, 27 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»), так и специальные, предусмотренные самим Законом о прокуратуре (ст. 33) и иным федеральным специализированным законодательством (к примеру, ст. 22, 24, 77.1 и др. УИК РФ, ст. 7, 10 и др. ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Однако, по нашему мнению, недостаточно сухого указания в законе полномочий прокурора. Для наиболее эффективного и плодотворного предупреждения, учитывая специфику предмета надзора, работникам прокуратуры необходимо «изнутри познать» всю систему исполнения наказания, а также разбираться в психологии и культуре осужденных. Для достижения указанной цели, предлагаем на курсах повышения квалификации работников специализированных прокуратур обучать последних пенитенциарной психологии и педагогике. Такие знания будут необходимы прокурору, в частности, при реализации таких полномочий, как опрос задержанных и осужденных, рассмотрение жалоб и ответы на них.

Также, одним из направлений повышения роли прокуратуры в предупреждении преступности является надзор со стороны за состоянием дисциплинарной практики с целью исключения необоснованной замены уголовной ответственности дисциплинарной. Как уже было отмечено выше, администрации мест лишения свободы заинтересованы в том, чтобы не привлекать большое внимание на факты нарушения прав и законных интересов осужденных, следовательно сотрудники исправительных учреждений могут не придавая общественной огласке попытаться разрешить либо урегулировать конфликт самостоятельно.

Отдельного внимания со стороны органов прокуратуры требует вопрос усиления их роли в обеспечении закона относительно переписки осужденных. Речь идет о норме, исключающей цензуру предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных, направленных в их адрес, и ответов со стороны указанных субъектов на них.

Разрушительные последствия конфликта в целом дестабилизируют процесс исполнения уголовных наказаний, поэтому правильный выбор мер предупреждения пенитенциарной преступности будет способствовать достижению наибольшей эффективности в укреплении правопорядка.

Литература:

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.

2. Старков О. В., Милюков С. Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминологический анализ. СПб., 2001.

3. Пенитенциарная криминология: учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань, 2009.

4. Филлипова О. В. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение: по материалам Республики Бурятия: автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2009.

5. Парфиненко И. П. Пенитенциарные преступления: уголовно правовая характеристика, ответственность и пути совершенствования законодательной регламентации: монография. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2012.

6. Воронин О. В. Предмет и пределы пенитенциарного надзора прокуратуры. Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 1.

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(11) 2013

В.Г. Громов,

доктор юридических наук, доцент (Институт социального образования (филиал) РГСУ, г. Саратов)

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье на основе анализа современной статистики представлены особенности профилактической работы в исправительных учреждениях; условия эффективной индивидуально-предупредительной деятельности.

Ключевые слова: профилактика преступности, исправительные учреждения, профилактическое воздействие, предупредительно-профилактические меры, осужденные.

Общеизвестно, что преступная деятельность некоторых лиц с ограничением и даже лишением их свободы порой не прекращается.

От правильной организации деятельности исправительных учреждений во многом зависит успех всех мероприятий государственных органов и общественности по борьбе с преступностью. Чтобы оценить эффективность профилактической деятельности исправительных учреждений, нужно в первую очередь определиться с тем, что их основная цель — недопущение новых преступлений путем исправления осужденных. Не вызывает сомнений, что такая цель не только нравственна и гуманна, но и разумна и рациональна, имея в виду интересы всего общества.

Можно сказать, что в местах лишения свободы не может сформироваться новая личность и те изменения в ней, которые там можно наблюдать, есть продолжение, развитие или изменение тех черт, которые существовали у него раньше. Говоря о лишении свободы как наказании, применяемом в отношении преступников, некото-

рые учёные считают его неэффективным, так как, по разным оценкам, уровень рецидива преступлений, совершаемых лицами после освобождения из исправительных учреждений, достаточно высок.

Если судом вынесен обвинительный приговор с назначением наказания в виде лишения свободы, осуждённые для отбывания наказания направляются в исправительные учреждения. С одной стороны, можно говорить о том, что преступная деятельность этой категории лиц пресечена, так как они уже изолированы от общества и, по логике событий (и как нам бы хотелось), они не должны бы уже больше ничего противоправного совершить.

Однако реально ситуация складывается следующим образом. В местах лишения свободы осуждённые нередко оказываются в окружении ещё более криминогенной среды, чем та, в которой они совершали преступления на свободе. Поэтому с момента их прибытия в исправительное учреждение начинается новый виток профилактики преступлений, но уже на новом качественном уровне.

Когда осуждённый попадает в места лишения свободы, круг общения его значительно сужается. Если на свободе можно надеяться на то, что общение его не будет ограничиваться только контактами с отрицательно направленными субъектами, то в исправительных учреждениях ему практически всё своё время приходится проводить с такими же нарушителями закона, как и он. Как в такой ситуации удержать его от совершения нового преступления, только уже на территории исправительного учреждения? Этот вопрос уже в течение длительного времени решается многими теоретиками и практиками, однако преступления в исправительных учреждениях по-прежнему совершаются.

Так, в 2011 году только в исправительных колониях было зарегистрировано 799 преступлений (в 2010 году — 944 преступления), из которых 10 — убийства, 36 -причинения тяжкого вреда здоровью, 3 -действия, дезорганизующие работу исправительных учреждений, 179 — побеги. Было предотвращено 63916 преступлений .

Преступность осуждённых в исправительных учреждениях имеет свою специфику.

Во-первых, это явление распространено на ограниченных, локальных пространствах — оно существует и изменяется только на территории исправительных учреждений, которые, как правило, имеют вооруженную охрану (кроме колоний-поселений); кроме этого, в исправительных учреждениях существует комплекс специальных режимных требований и пра-воограничений в отношении осуждённых, к которым во время отбывания наказания применяются специфические средства, формы и методы исправительно-воспитательного, социально-

принудительного и психологического воздействия.

Во-вторых, структура преступности в местах лишения свободы носит «усеченный характер», т.е. спектр совершаемых осуждёнными преступлений сравнительно не широк. Для этих учреждений нехарактерны, например, преступления против военной службы, преступления в сфере эко-

номической деятельности, экологические и ряд других преступлений. Но часто встречаются такие, как побеги из мест лишения свободы, уклонение от отбывания лишения свободы, кражи, хулиганство, побои, убийства, причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, захват заложников, насильственное мужеложство, дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, массовые беспорядки и т. д.

В-третьих, субъектами преступления являются осуждённые — признанные судом на основании закона преступники, которым за совершенные ими преступления уже назначено наказание в виде лишения свободы, и они его отбывают.

В-четвертых, для большинства вышеуказанных преступлений характерна специфичность орудий, с помощью которых они совершаются — это палки, камни, заточки; для преступлений, совершаемых в жилой зоне, — предметы быта (ложки, миски, лезвия безопасных бритв и т. д.), для преступлений, совершаемых в производственной зоне, — предметы готовой продукции, различного рода заготовки и инструменты (молотки, напильники, отвертки и т. п.).

В-пятых, подавляющее большинство преступлений, совершаемых осужденными, характеризуется повышенной психологической напряженностью, агрессивностью, эмоциональным накалом и наличием конфликтной ситуации.

В исправительных учреждениях большая часть преступлений — это насильственные преступления. Это наиболее опасные преступления, поэтому и регистри-руемость их достаточно высокая. Однако следует отметить, что далеко не все акты насильственного поведения осуждённых регистрируются в качестве преступных, хотя многие из них на самом деле являются таковыми (побои, истязания, хулиганство, насильственное мужеложство и насильственные действия сексуального характера).

В интервью 70% сотрудников исправительных учреждений отмечают, что среди осуждённых латентность правонарушений достаточно велика. Поэтому при анализе

состояния преступности в исправительных учреждениях надо уделять внимание не только зарегистрированному преступному насилию, но и насильственным действиям, которые не фиксируются в качестве преступных. В основном выявляются преступления против жизни и здоровья, практически не выявляются преступления против чести и достоинства, против половой свободы и половой неприкосновенности.

Местом совершения преступлений всегда является охраняемая (или поднадзорная — в колониях-поселениях) территория (жилые и производственные объекты, школа, столовая, банно-прачечный комбинат, клуб).

Указанные факты имеют место не только из-за наличия целого ряда объективных факторов социально-экономического, политического характера, но и несовершенства существующей системы профилактики преступлений в исправительных учреждениях, правового регулирования этой деятельности, профессиональной подготовки персонала и организационно-управленческой деятельности сотрудников в местах отбывания лишения свободы.

Таким образом, перед персоналом исправительных учреждений и государством стоит первостепенная задача снижения показателей преступлений, совершенных осуждёнными в исправительных учреждениях, посредством проведения предупредительно-профилактических мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объективно полагать, что важную роль в вопросах предупреждения преступности осуждённых в исправительных учреждениях играет не только работа сотрудников администрации учреждения, но и взаимодействие исправительных учреждений с государственными и общественными организациями с целью оказания помощи в реабилитации осуждённых.

Профилактика преступности (от греческого prophylakticos — предохранительный) — предупреждение преступности; комплекс мер, направленных на выявление, ограничение или устранение факторов преступности в целом и ее отдельных видов, общественной опасности личности преступника.

В юридической литературе, работах видных ученых-криминологов указывается, что профилактика является главной формой предупреждения преступности.

Профилактика преступлений — это деятельность, заключающаяся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по выявлению и устранению причин и условий преступности, а также оказание предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению.

По статистическим данным, в 80-х годах прошлого века профилактика являлась наиболее действенным направлением в сфере снижения роста преступности. Казалось бы, с многолетним опытом применения такого рода воздействия на человека система профилактики и предупреждения должна быть идеальна и безупречна. Однако на практике это совсем не так и система способов и методов далека от совершенства. Также стоит учесть, что действенность определенных разработок теряет свою актуальность с ходом времени, с изменением общества, законодательства, формы правления и государства в целом.

Стоит обратить внимание на то, что единого, охватывающего все сферы воздействия, законодательного закрепления понятия профилактики не существует, как и не существует единого научного мнения по поводу содержания данного вида борьбы с преступностью. Есть попытки сформулировать определение и со стороны законодательства, и со стороны науки, но, по мнению Н.И. Ветрова, они не охватывают всей сущности профилактики.

На наш взгляд, профилактическое воздействие (профилактика преступлений, совершаемых осуждёнными) в исправительных учреждениях — это основанная на законе деятельность администрации исправительного учреждения и иных субъектов, заключающаяся в разработке и осуществлении комплекса мер по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий преступлений осуждённых в исправительных учреждениях, а также оказанию превентивного воздействия на осуждённых, склонных к противоправному пове-

дению, с целью удержания их от совершения новых преступлений.

Необходимой предпосылкой успешности профилактической работы в исправительных учреждениях является глубокое изучение личности осужденного, ведущих мотивов его поведения. Иными словами, практические органы, осуществляющие исправление преступников, должны иметь четкое и ясное представление о том, что может порождать преступные действия конкретного лица, а поэтому подлежит «перестройке», изменению с целью обеспечения законопослушного поведения. От того, насколько в работе исправительных учреждений учитываются криминогенные личностные черты, зависит эффективность всей индивидуально-предупредительной деятельности.

Следовательно, главный объект профилактических усилий администрации исправительных учреждений — личность осужденного, взятая, конечно, не изолированно, а в совокупности с теми условиями, в которых отбывается наказание.

Профилактика преступлений осуждённых в исправительных учреждениях осложняется отрицательным воздействием нескольких неблагоприятных факторов:

1) консервативностью всей системы мест лишения свободы, слабо реагирующей на происходящие в обществе изменения; неспособностью своевременно и качественно провести анализ, оценку обстановки в исправительных учреждениях и дать прогноз развития событий;

2) влиянием на поведение осужденного норм и традиций криминальной субкультуры, которые запрещают сотрудничество с представителями администрации, поэтому потерпевшие не всегда сообщают о совершенных в отношении них преступлениях;

3) существующей практикой оценки деятельности исправительных учреждений, которая поставлена в зависимость от количества зарегистрированных здесь преступлений. Формирование отчетных показателей должно подчиняться закону: «не хуже, чем в прошлом году». Такое положение приводит к тому, что даже при самом неблагоприятном исходе событий

система стремится показать в ней относительное благополучие;

4) проблемами, связанными с недостаточной физической и профессиональной подготовкой персонала для эффективного выполнения поставленных задач, а также проблемой неукомплектованности некоторых частей и служб исправительных учреждений квалифицированными сотрудниками.

Объекты предупреждения и профилактики преступлений, совершаемых осуждёнными в исправительных учреждениях, представляют собой сложную динамическую систему, состоящую из нескольких элементов. В свою очередь, каждый из этих элементов может и должен рассматриваться как сложное, развивающееся, относительно самостоятельное образование, нуждающееся в специальном воздействии.

Поэтому в качестве объектов будут выступать:

1) причины и условия всех преступлений, совершаемых осуждёнными в исправительных учреждениях (экономические, политические, социальные, материально-технические, организационно-управленческие и т.д.);

2) причины и условия конкретного преступления, совершаемого осуждённым (группой осуждённых) в каком-либо исправительном учреждении (порядок и условия содержания осуждённых, конфликтные ситуации между осуждёнными, криминальные традиции и обычаи в среде осуждённых, недостатки в работе администрации исправительного учреждения и т.д.);

3) личность осуждённых, совершивших преступления в исправительных учреждениях;

4) личность осуждённых, от которых можно ожидать совершения преступления в исправительных учреждениях (в основном, к ним следует отнести осуждённых, состоящих на профилактическом учете).

Среди причин и условий преступного поведения осуждённых в исправительных учреждениях особое место занимают те, которые связаны с недостатками и упущениями в деятельности персонала.

В ходе наших исследований почти половина (48,8%) респондентов-осуждённых на вопрос о персонале исправительных учреждений ответили, что он сегодня в полной мере или в большинстве случаев может исправлять осуждённых. Напротив, сегодня сотрудники практически не могут влиять на исправление осуждённых, сказали 39%, а если могут, то для этого им необходимо дополнительное специальное обучение и подготовка — 12,2% респондентов.

Осуществление профилактических мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему в целом. В число субъектов системы профилактики преступлений, совершаемых осуждёнными в исправительных учреждениях, входят: учреждения и органы, исполняющие наказания; органы и учреждения образования; международные организации; органы здравоохранения; суды; прокуратура; органы внутренних дел; следственные комитеты; правозащитные организации; религиозные конфессии; благотворительные фонды; методические советы; Уполномоченный по правам человека в РФ; Общественная палата РФ и общественные наблюдательные комиссии; советы воспитателей колоний и советы воспитателей отрядов; граждане, ранее совершившие преступления; творческие союзы и организации, и другие.

Субъектов профилактики преступлений, совершаемых осуждёнными в исправительных учреждениях, очень много, однако на практике часто не удается удержать осужденных от совершения новых преступлений.

Такая ситуация происходит, потому что все субъекты профилактики должны действовать не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Профилактика преступлений относится к динамичным системам, поэтому для достижения своей цели она должна быть гибкой и постоянно совершенствоваться в зависимости от складывающихся условий. Роль каждого из субъектов профилактики определяется множеством задач, возложенных на них государством, и предоставленными полномочиями по осуществлению профилактической деятельности.

Очевидно, что в реальной действительности преступления, совершаемые осуждёнными в исправительных учреждениях, не могут существовать вне социальных условий, которые их порождают. Поэтому меры профилактического воздействия на объекты, в силу разнообразия составляющих их элементов, должны быть комплексными, а их применение — системным, последовательным и скоординированным.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Профилактика преступлений. Минск, 1986. С. 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. См.: Игошев К.Е., Устинов В.С. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977. С.34.

Добавить комментарий