Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
«1. Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.
Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, должностным лицам и гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и реальное применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Равенство перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто предстает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроизводства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, должны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (скажем, имущественного достатка или бедности, профессии или занимаемой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.
Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не гражданскими, а военными судами. Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.
До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это принято во многих демократических странах мира, российское законодательство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законодательных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
«1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания”.
Эти конституционные положения существенно уточняются и дополняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.
Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст. 13 и 15 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.
Такую законодательную практику можно признать в целом понятной и в определенных пределах оправданной. Она отражает стремление иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма острых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение постольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни. Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.
Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобретает характер нарастающей тенденции. Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц. В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, прокуроры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правительственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др.
Представление о том, какие конкретно изъятия из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом предусматриваются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, например, со следующими актами:
Перечень актов… о тех, кто НАД законом
- ч. 6 ст. 42 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
- ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
- ч. 3 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.;
- ст. 16 Закона о статусе судей;
- ст. 42 Закона о прокуратуре;
- ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О федеральной службе безопасности” от 3 апреля 1995 г.;
- ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.;
- ч. 8 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
- ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 г.
- ст. 447-452 УПК;
- ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.
В ст. 19 К РФ государство провозглашает равенство всех перед законом и судом и гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо ни от каких обстоятельств. Этот принцип находит свое отражение и в ст. 7 ФКЗ «О судебной системе».
В ст. 98 К РФ устанавливается неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в течение всего срока их полномочий. Законодательство о прокуратуре и статусе судей устанавливает отдельные гарантии неприкосновенности судей и прокурорских работников.
Билет 30. Принцип презумпции невиновности. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту в уголовном судопроизводстве.
Ч. 1 ст. 49 К РФ, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека.
Презумпция невиновности – один из важнейших демократических признаков уголовного процесса, обеспечивающий охрану прав личности, исключающий необоснованное обвинение или осуждение.
Ст. 45 и 48 К РФ.
Принцип не только провозглашает право лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, на защиту, но и делает при этом акцент на гарантированности этого права.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. С момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения каждый имеет право на помощь адвоката.
- Глава 1. Основные положения
- Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.
- Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Комментарий к статье.
1. В комментируемой статье применительно к арбитражному судопроизводству раскрывается такой базовый принцип правосудия, как равенство. Он закреплен в Конституции РФ (ч. 1 ст. 19) и Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7). Согласно данному принципу все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям. Это же касается и юридических лиц: они равны перед судом вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности и многих других признаков.
Равенство перед законом предполагает, что ко всем участникам судебного разбирательства применяются одни и те же нормы материального и процессуального права (естественно, эти нормы должны применяться судом справедливо и правильно, в соответствии с гипотезами, т.е. условиями применения).
2. Равенство предполагает также, что суд обеспечивает одинаковую защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле (ч. 2 комментируемой статьи), т.е. с одинаковым вниманием относится к каждому участнику судебного разбирательства, разъясняет процессуальные права и обязанности, исследует представленные участником доказательства и пр.
Следует отметить, что если законом для отдельных категорий установлены более льготные условия участия в судопроизводстве (снижение размера государственной пошлины, предоставление лицам, не владеющим языком судопроизводства, помощи переводчика), то это нельзя рассматривать как изъятие из принципа равенства, поскольку подобного рода меры носят компенсационный характер и ни к какому превосходству субъекта не приводят.
Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 6. Законность при рассмотрении дел арбитражным судом… Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми суд… 241 2-28-2019 Статья 5. Независимость судей арбитражных судов… 1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. 2. Какое-либо по… 253 2-28-2019 Статья 6.1. Разумные сроки судопроизводства в арбитражных судах и исполнени… (введена Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ) Судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки. Разб… 238 2-28-2019 Статья 2. Задачи судопроизводства в арбитражных судах… Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую… 601 2-28-2019
Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Комментарий к статье 6 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
1. Положение об осуществлении судами общей юрисдикции правосудия по гражданским делам на началах равенства всех перед законом и судом, сформулированное в данной статье и являющееся принципом деятельности судов общей юрисдикции, вытекает из содержания ст. 19 Конституции РФ, ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции и ст. 7 Закона о судебной системе.
Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Таким образом, содержание данного принципа заключается в том, что любой гражданин и любое юридическое лицо вправе получить одинаковую судебную защиту, одинаковый объем процессуальных прав и обязанностей, а государство обязано гарантировать это равенство.
Принцип равенства всех перед законом и судом тесно связан с принципом состязательности и равноправия сторон, провозглашенным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ. Однако первый имеет более широкое содержание, поскольку охватывает не только противостоящие друг другу стороны, других лиц, участвующих в деле, но и всех субъектов судопроизводства.
Необходимо также отметить, что для некоторых категорий субъектов судопроизводства закон может установить определенные преимущества или ограничения. Например, в случаях, предусмотренных законом и международным договором, права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть иными, чем у граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Возможность установления таких преимуществ или ограничений направлена на устранение существующего материального, физиологического и другого неравенства субъектов гражданского судопроизводства и в полной мере согласуется с принципом равенства всех перед законом и судом.
2. Нормы комментируемой статьи в совокупности со ст. 8 ГПК РФ были предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ. Из представленных материалов следует, что постановлениями военных судов было отказано в удовлетворении жалобы на действия командира войсковой части, отказавшегося представить заявителя к досрочному увольнению с военной службы в связи с существенными и систематическими нарушениями в отношении его условий контракта. Заявитель утверждает, что, поскольку рассматривавшие его дело судьи незадолго до судебного разбирательства по приказу командира войсковой части, являвшегося стороной в споре, были поощрены денежной премией, имелись основания сомневаться в их непредвзятости и независимости. Определением Конституционного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 360-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мельникова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьями 6 и 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» <1> было отказано в жалобе, поскольку ст. ст. 6 и 8 ГПК РФ приняты в развитие конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и независимости судей (ст. ст. 19 и 120 Конституции РФ) и не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы граждан либо препятствующие их реализации. Проверка же соблюдения этих принципов судами при рассмотрении конкретного дела заявителя связана с исследованием фактических обстоятельств дела, что Конституционному Суду РФ неподведомственно.
———————————
<1> СПС «КП».