Переоформление постоянного бессрочного пользования

Содержание

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком, согласно актуальному на 2018 год законодательству, регулирующему земельные отношения, доступно далеко не всем пользователям земельных ресурсов. Такое использование земли и по сей день не утратило своей актуальности лишь для физических лиц.

Пользоваться землей на постоянной основе без наличия правовых документов на нее является наследием законодательной базы Советского Союза. В прошлом не было понятия приватной собственности. Все ресурсы принадлежали государству в лице органов местной власти или иной формы самоуправления. Гражданину или юрлицу выделялся пай, на котором можно было реализовать производственные программы или вести подсобное хозяйство. Вверенные наделы могли использоваться исключительно в личных целях, а право собственности на них не распространялось. Хотя, по сути, в том и не было нужды.

До дня принятия действующего Земельного кодекса земля не являлась товаром. Именно поэтому с нею невозможно было произвести юридические манипуляции, касающиеся получение прибыли, например, продать. Сегодня ситуация изменилась, поэтому и простые люди, и госслужащие, представляющие учреждения, вправе вершить с землей действия, которые не противоречат закону и конечно же не несут вреда окружающей среде. При этом требуется безоговорочное соблюдение особых условий.

Особенности постоянного пользования земельным участком

Особенностями постоянного пользования земельным участком, переданным гражданину или организации, юристы считают возникновение прав и обязанностей.

Лицо, распоряжающееся бессрочно земельным участком, имеет право:

  1. Пользоваться территорией в пределах назначения земли. Разрешенное применение надела указано в документе о бессрочном пользовании.
  2. Возвести жилое или хозяйственное строение, при условии соблюдения архитектурных норм и всех технических условий строительства.
  3. Использовать недра, например, воду или почву, но исключительно для личных нужд. Продавать воду или полезные ископаемые человек не имеет права.

Бессрочное использование земельного участка предполагает исполнение гражданином следующих обязанностей:

  1. Сохранность ресурса в первозданном виде. Владелец должен поддерживать плодородность земель, не допускать осушения рек и иных водных артерий на территории участка, сохранять зеленые насаждения и обеспечивать озеленение взамен усохших деревьев.
  2. Охрану от загрязнения химическими, биологическими и прочими отходами.
  3. Предотвращение пожаров.
  4. Устранение причин и последствий подтопления.
  5. Содержание территории в чистоте.

При этом лицу, имеющему право бессрочно пользоваться земельным наделом, не представляется возможности производить прочие операции по отчуждению вверенного имущества, к которым юристы относят заключение договоров, касающихся:

  • лизинга;
  • наследования;
  • обмена;
  • продажи;
  • дарения.

Законодательством России предусмотрено то, что для совершения любых юридических действий пользователю земельного участка следует приобрести участок в собственность, а также оплачивать государству ежегодные взносы за право владения и распоряжения землей.

Также с целью упорядочения и достоверного ведения учета земли законодательно утверждены нормы, предполагающие получение кадастрового документа и установление прав собственности на все наделы в короткие сроки.

Срок истечения права бессрочного земельного пользования

Срок истечения действия права бессрочного земельного пользования на законодательном уровне ограничен. После принятия Земельного кодекса крайняя дата пользования на условиях бессрочности установлена на начало 2014 года. Именно до этого момента владельцы наделов должны были заявить в службы учета земельных ресурсов о желании переоформить на себя некогда выданные в бессрочную эксплуатацию участки.

По истечении отведенного времени народные избранники поправкой к Закону отсрочили граничный срок подачи заявлений для юридических лиц, и после этого землепользователям добавили год для выполнения требований государства.

Физических лиц, а также некоторые объединения граждан (садово-огородные сообщества и гаражные кооперативы) поправки не затронули, хотя с целью продажи или передачи другим владельцам земли и объектов, возведенных на ней, граждане по собственной инициативе активно стали переоформлять документы.

После проведения процедуры размежевания и оценки земельных участков всем обратившимся гражданам выдается документ с кадастровым номером. Такая процедура означает оформление полного перехода имущественных прав и отчуждение участка в пользу заявителя.

Ответственность за нарушение сроков перерегистрации

Ответственность за нарушение сроков перерегистрации земли применяется только для юридических лиц. В том случае, если органами землеустройства будет обнаружено неисполнение норм, предписанных последними поправками в Земельный кодекс, предприятию или организации придется выплатить штраф.

Граничный размер суммы, которую придется внести на казначейский счет, установлен на уровне ста тысяч российских рублей. Индивидуальные предприниматели, нарушившие закон, могут быть наказаны на сумму от двадцати тысяч российских рублей.

Еще одним действием со стороны государства для тех, кто не исполнил своевременно требования государственной власти, является увеличенная ставка налогообложения участка при последующем переоформлении земельного надела, как того требует закон. Перерегистрация прав после проведения проверки является первоочередной задачей.

Важно отметить и то, что бессрочное право пользования землей сохраняется на сегодняшний день за неприбыльными организациями и предприятиями государственной формы собственности.

В заключение статьи следует сказать о рисках, которые имеют место в случае, когда земля не была вовремя переоформлена на гражданина согласно требованиям закона. Со дня смерти хозяина на участок, пребывавший в бессрочной собственности данного гражданина, распространяется особая норма прекращения права: надел земли становится бесхозным, и все имеющиеся наследники лица, распоряжавшегося им ранее, утрачивают право получения участка в наследство. Такая территория переходит государству и может выставляться на аукцион.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком



В статье рассматриваются последствия неисполненной юридическим лицом обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в срок до 01.07.2012 года.

Ключевые слова: право постоянного (бессрочного) пользования, обязанность переоформления, ответственность.

Key words: right of permanent (perpetual) use, the obligations of renewal, responsibility.

Земельное законодательство взяло уверенный курс на сокращение применения ограниченных вещных прав на землю и установление двухуровневой системы основных видов титулов: собственность и аренда, причем этот процесс начался не сейчас.

В соответствии с первым абзацем пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) юридические лица обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 (до 01.03.2015 года — статьей 36) Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ). Для садовых товариществ и гаражных потребительских кооперативов, а так же для граждан, в соответствии с пунктом 2.1 и пунктом 3 статьи 3 Вводного закона, переоформление постоянного (бессрочного) пользования землей сроком не ограничивается.

При этом, срок, установленный законодателем в данной норме несколько раз корректировался: Федеральным законом от 27.12.2005 № 192-ФЗ этот срок с 01 января 2006 года продлен до 01 января 2008 года; Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ — до 01 января 2010 года; Федеральным законом от 27.12.2009 № 342-ФЗ — до 01 января 2012 года; Федеральным законом от 12.12.2011 № 427-ФЗ — до 01 июля 2012 года.

Согласно пункту 2 статьи 39.9 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Все остальные юридические лица с установленной Вводным законом даты, то есть с 01 июля 2012 года, могут обладать земельными участками только на праве аренды или собственности с учетом установленных земельным законодательством ограничений оборота земли либо ограничений на предоставление в собственность земельных участков иностранным юридическим лицам. Соответственно, и те юридические лица, которым до введения в действие ЗК РФ земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны были до 01 июля 2012 года переоформить это право.

Юридические лица, в пользовании которых находятся земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие линейные объекты, могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками на право их аренды или приобрести такие земельные участки в собственность до 01 января 2016 года.

Таким образом, закон установил обязанность юридических лиц, не поименованных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, до указанных выше дат переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Однако, законодатель не определил последствия невыполнения этого требования, кроме штрафных санкций. Уже с 01 января 2013 года за нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения земельных участков в собственность статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей.

Жизнь непредсказуема и обстоятельства переоформления права иногда складываются не в пользу землепользователя, поэтому возникает естественный вопрос относительно перспектив сохранения данного титула на землю, потому что жизненные ситуации гораздо шире чем те, которые предлагает законодатель.

Что случилось с теми юридическими лицами, которые не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до 01 июля 2012 года? Смогли ли они выкупить или переоформить в аренду свои земельные участки? Считается ли самозахватом использование земельного участка, право на который не переоформлено до 01 июля 2012 года? Повлечет ли данное обстоятельство принудительное прекращение права на земельный участок и его изъятие? Утрачивается после 01 июля 2012 года земельный участок безвозвратно? Какими правами на земельный участок обладают субъекты, приобретшие объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в не переоформленном постоянном (бессрочном) пользовании прежнего собственника объекта недвижимости?

Традиционно нормы о переоформлении постоянного (бессрочного) пользования путали с пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которым собственникам объектов недвижимости предоставлено исключительное право приобретения земельных участков под своими зданиями в собственность или в аренду. Даже порядок переоформления был идентичен порядку выкупа земельных участков собственниками зданий. Но все же, лица, имевшие землю на праве постоянного (бессрочного) пользования обладали более широким кругом прав, чем собственники зданий.

Во-первых, они имели право выкупа или получения в аренду земельного участка даже если объекты недвижимости на этой земле отсутствовали или были разрушены. Во-вторых, при оформлении земли собственниками зданий на основании статьи 36 ЗК РФ заявитель мог претендовать только на ту площадь земли, которая занята зданием и необходима для его эксплуатации, и если весь участок для эксплуатации здания не нужен, то и выкупить весь участок у заявителя не получится. Если же этот участок ранее предоставлялся на праве постоянного (бессрочного) пользования, то можно было требовать в собственность или в аренду весь участок, какими бы маленькими не были бы расположенные на нем объекты недвижимости. В-третьих, наличие права постоянного (бессрочного) пользования позволяло выкупать землю, занятую объектами незавершенного строительства. В-четвертых, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования участок считается сформированным и его можно поставить на государственный кадастровый учет на основании документа об отводе в постоянное (бессрочное) пользование.

Всем этим могли воспользоваться обладатели государственных актов на землю и свидетельств о праве постоянного (бессрочного) пользования. Существует ли такие права до сих пор, или для коммерческих организаций они прекратились после 01 июля 2012 года?

Главной нормой земельного законодательства о переоформлении так называемой «постоянной бессрочки» является пункт 2 статьи 3 Вводного закона. Именно здесь содержится указание на то, что переоформление выполняется только для собственников зданий и сооружений, находящихся на земельном участке (до 01.03.2015 года — в порядке статьи 36 ЗК РФ, после 01.03.2015 года — в правилах главы V.1 ЗК РФ), и может производиться как в собственность, так и в аренду. Но, эта норма действовала только до 01 июля 2012 года. При этом, в данной норме речь идет не о праве, а об обязанности переоформить постоянное (бессрочное) пользование. Так прекращается ли после 01 июля 2012 года право на переоформление или нет?

В силу пункта 1 статьи 3 Вводного закона, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Статья 45 ЗК РФ не предусматривает такое основание для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования землей, как его не переоформление в установленный законом срок. А значит, после 01 июля 2012 года постоянное (бессрочное) пользование землей автоматически не прекратится.

Еще в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) от 27 февраля 2001 года № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» было разъяснено, что не переоформление прав пользования земельным участком в соответствии с указанным законом (статья 7 Закона РСФСР «О земельной реформе») не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка. В качестве аргумента ВАС РФ сослался на то, что при установлении сроков переоформления законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением данной нормы. В обновленной редакции ЗК РФ и Вводного закона такой порядок также не определен, предусмотрено только наказание.

Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 16 мая 2000 года № 8-П, от 06 июня 2000 года № 9-П, от 03 июля 2001 года № 10-П и от 13 декабря 2001 года № 16-П разъяснил, что иные вещные права, в том числе и право постоянного (бессрочного) пользования, входят в конституционное понятие «свое имущество». Следовательно, прекращение этого права возможно только для обеспечения государственных нужд на основании судебного решения при равноценной компенсации.

В пункте 6 статьи 3 Вводного закона указано, что коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке. В пункте 1 этой же статьи говорится о том, что права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения его в действие.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сама по себе необходимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования никуда из земельного законодательства не исчезла. Однако из положений, указанных в предыдущем абзаце норм нельзя сделать вывод, может ли при переоформлении использоваться порядок, предусмотренный ранее статьей 36 ЗК РФ? Ссылки на это обстоятельство в указанных пунктах нет.

В итоге получается, что право постоянного (бессрочного) пользования для большинства юридических лиц законодательством не предусмотрено, однако, оно существует и не прекратилось, а переоформить его на одно из прав, предусмотренных законом вроде бы и можно, но нет ясности, на какое именно и в каком порядке. Налицо — правовая неопределенность: нормы о переоформлении, которые сохраняют свои действия после 01 июля 2012 года не дают ответы на поставленные вопросы.

При анализе ситуации с реализацией положений действующего земельного законодательства о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования возникает вопрос о том, в чем состоит правовое содержание процедуры переоформления этого права. Если допустить, что действие первого абзаца пункта 2 статьи 3 Вводного закона распространяется на отношения после 01 июля 2012 года, то в поставленном вопросе следует руководствоваться главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с которой процедура переоформления выглядит следующим образом.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов. Без проведения торгов, в силу подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, осуществляется и предоставление такого земельного участка в аренду. При этом, в подпункте 7 пункта 8 статьи 39.11 еще раз уточнено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование, не может быть предметом аукциона. А порядок предоставления без проведения торгов в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подробно прописан в статье 39.14 ЗК РФ.

Камнем преткновения в процедуре переоформления права постоянного (бессрочного) пользования является вопрос о составе земельных участков, права на которые подлежат переоформлению: все ли территории землепользователь вправе переоформить из постоянного (бессрочного) пользования в собственность или нет; обязан ли землепользователь переоформлять фактически не используемые им территории и может ли он от них отказаться вообще.

В отношении первого вопроса уже было сказано выше: юридические лица вправе выкупить весь земельный участок, который находится у них на праве постоянного (бессрочного) пользования с учетом установленных земельным законодательством ограничений оборота земли либо ограничений на предоставление в собственность земельных участков иностранным юридическим лицам. В отношении второго вопроса можно сказать следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На основании пункта 2 статьи 11.8 ЗК РФ, у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки. Статьей 53 ЗК РФ предусмотрен добровольный отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Таким образом, разделив в соответствии с положениями ЗК РФ и исходя из необходимости своего землепользования земельный участок, землепользователь может приобрести в собственность или аренду необходимый ему образованный земельный участок и отказаться от права на тот образованный земельный участок, который ему не нужен.

Однако, как выше было сказано, жизненные ситуации гораздо шире чем те, которые предлагает законодатель. Например, в 2017 году Арбитражным судом Московской области было рассмотрено исковое заявление органа местного самоуправления (далее — ОМС) одного из городских округов Московской области о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и применений последствий недействительности сделки в отношении Общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), которое в 2013 году выкупило у ОМС земельный участок под находящимся на нем принадлежащем обществу объектом недвижимости, ранее принадлежавшем Открытому Акционерному Обществу (далее — ОАО). В момент покупки в 2005 году ООО у ОАО объекта недвижимости весь земельный участок под всеми распродаваемыми ОАО объектами недвижимости принадлежал ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. ООО сформировало свой земельный участок путем раздела земельного участка ОАО, причем процесс формирования земельного участка начался в 2006 году под «надзором» ОМС, так как, в любом случае, земля находилась в государственной собственности до разграничения. Однако, в связи с тем, что земельный участок ОАО изначально был поставлен на государственный кадастровый учет некорректно (пришлось устанавливать границы земельного участка в судебном порядке), процесс формирования земельного участка у ООО растянулся до 2013 года.

В 2016 году за три месяца до истечения срока исковой давности ОМС предъявил ООО указанный иск, мотивируя свои действия своим взглядом на объект недвижимости как на нестационарный объект. Арбитражный суд установил наличие признаков объекта капитального строительства, однако требования ОМС удовлетворил, посчитав, что оснований для приватизации всего земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ у ООО не имелось. Апелляционный и кассационный суды оставили это решение без изменения.

Не будем разбирать здесь степень добросовестности поведения ОМС, но факт, что ООО перешло право постоянного (бессрочного) пользования тем земельным участком, который был образован из земельного участка ОАО, принадлежащего ему на этом праве, не был исследован ни одним из судов. Как говорится, «что умерло, то умерло».

Тем не менее, исходя из решений судов, участок не исчез в пространстве — он как стоял на государственном кадастровом учете, так и остался там стоять, — и ОМС опять имеет возможность распоряжаться им. Вот оно — безбрежное поле для коррупции.

Подобные ситуации возможно было исключить, дополнив пункт 1 статьи 3 Вводного закона словами, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками сохраняется и за юридическими лицами, приобретшими до 01 июля 2012 года объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, которые в момент приобретения находились в постоянном (бессрочном) пользовании у юридических лиц, право которых возникло до дня введения в действие ЗК РФ.

Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017).
  2. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017).
  3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
  4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 (ред. 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
  5. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства».
  6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2013 по делу № А05–13321/2012.
  7. Постановление ФАС Московского округа от 27.09.2012 по делу № А40–81741/11–16–740.
  8. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.02.2013 № Ф03–329/2013 по делу № А73–7681/2011.
  9. Решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2017 по делу № А41–74717/16
  10. Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 08.10.2011 № 22075-ЭН/223 «О предоставлении в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 214-ФЗ соответствующим лицам права продления срока действия льготной цены выкупа земельного участка при условии своевременного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на него; о цене и порядке выкупа земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках и построенных после 01.01.2012 года».
  11. Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 15.09.2011 № Д23–3917 «О состоянии переоформления прав на земельные участки».
  12. Липски С. А. Правовое регулирование земельного вопроса в современной России // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2014. № 5.
  13. Умеренко Ю. А. Споры о приобретении в собственность земельных участков под зданиями, сооружениями // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2016. № 12.

Как переоформить право бессрочного пользования земельным участком?

В России утвержден закон упрощенной регистрации бессрочного пользования описываемого объекта в собственность, что указано в ФЗ за №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который был принят 25 октября 2001 года.

Упрощенная форма включает три пункта, которые необходимо пройти каждому пользователю земли (указано в уточнениях к п.13 ст.3 Вводного закона):

  • Пользователю на первоначальном этапе следует обратиться с заявкой о запросе предоставления земельного объекта в собственность к органам местного самоуправления или соответствующему госучреждению в соответствии с предназначением объекта и его собственниками;
  • Далее в процессе рассмотрения запроса принимается решение о разрешении на представленное переоформление;
  • Пользователь с разрешения регистрирует новое право собственности в отделе Росреестра (в соответствии с местонахождением оформляемого объекта).

Каждый основной этап включает соответствующие действия. К примеру, перед подачей запроса на переоформление потребуется подготовить необходимые документы. А на этапе рассмотрения заявления последует дополнительное составление и дальнейшее подписание договора о купле-продаже участка.

Приобретать в собственность разрешается только земельные объекты, на которые не наложены соответствующие ограничения.

Как оформить землю в собственность: документы

Если юр. лицо желает приобрести объект, оно обращается в госорганы с соответствующим запросом и приложением кадастрового паспорта.

Необходимую документацию, которую предъявляет заявитель, утверждает Минэкономразвития России. Сотрудники госучреждения не вправе требовать дополнительную документацию кроме имеющегося перечня – п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ.

Упомянутый список документов на сегодняшний день уже утвердили Приказом Минэкономразвития России за номером 370 «Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» 30 октября 2007 года. В соответствии с ним заявитель должен представить такую документацию, как:

  1. Оригинал и копию паспорта самого заявителя или его доверенного лица.
  2. Оригинал и копию доверенности, о подтверждении прав представителя.
  3. Свидетельство о госрегистрации юр. лица (копию).
  4. Выписка из ЕГРП (другая документация) о правах и проведенных сделок с недвижимостью (зданиями), находящейся на оформляемом земельном объекте.
  5. Выписка из ЕГРП или копию любого другого документа, который подтверждает права на оформляемый земельный объект. При их отсутствии следует приложить ответ отдела Росреестра об отсутствии зарегистрированных в ЕГРП прав на оформляемый земельный объект.
  6. Кадастровый паспорт на оформляемый участок.
  7. Предоставить копию какого-либо документа с подтверждением права о бессрочном пользовании.

Перечень предполагает регулирование оформления участков с постройками и без них.

Если заявитель не представит хотя бы одного документа из перечисленных выше, госструктура может отказать в оформлении объекта в собственность.

Важная документация – это Кадастровый паспорт. Его следует предоставить безоговорочно. В случае если в кадастровый учет объекта не ведется, заявитель может обратиться в госорганы с заявлением предоставить схему его месторасположения на плане или карте кадастра (согласно п.7 ст.36 ЗК РФ). Схему здесь же следует утвердить. Выдача карты землепользователю осуществляется в течение 30 дней после регистрации подачи заявки.

Как только заявитель получит запрашиваемую схему, он может начать процедуру учета кадастра, что описано в Федеральном законе за № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденного 24 июля 2007 года. При этом все материальные расходы понесет сам землепользователь.

После сбора всей документации можно обратиться в госорганы с заявкой о регистрации права собственности.

Как оформить землю из бессрочного пользования в собственность?

Следует подробно изучить порядок, описанный в ст. 445 ГК РФ, который регулирует весь процесс оформления земельного объекта. Когда заявитель получает договор от сотрудников госорганов, у него есть месяц для отправки извещения о согласии или отказе заключения сделки.

Если у землепользователя возникли какие-либо разногласия с госструктурами, он может отправить протокол, где указывает все аспекты. Госструктуры также в течение месяца после получения протокола разногласий должны оповестить отправителя о его принятии или об отказе решать выдвинутые разногласия.

Если органы отказываются принимать выдвинутые требования заявителя, вопрос может решаться в суде.

Иногда госорганы уклоняются от запрашиваемого заключения договора. Тогда заявитель может действовать через суд с намерением обжаловать бездействие госструктур и принудить все-таки подписать договор, что оговаривается в п.4 ст.445 ГК РФ. Во время разбирательств судебные органы проверяют соблюдение правил, описанных в ст.445. Если заявитель, который подал иск в суд для рассмотрения дела, не отправлял органам местного самоуправления протокол разногласий и не получил отказ, суд вправе отказать в дальнейшем рассмотрении вопроса.

Перед рассмотрением дела в суде, а соответственно перед подачей искового заявления, заявитель отправляет органам госструктуры свой вариант договора о приобретении участка, хотя такими вещами и занимаются госвласти.

После подписания составленного документа производится регистрация права на землю, что регулируется Законом о госрегистрации прав.

Регистрация прав собственности на земельный участок

Необходимая документация, требуемая для госрегистрации земельного объекта, описана в статьях 16 и 17 Закона о госрегистрации прав. Здесь включены:

  • Заявление о госрегистрации в одном экземпляре;
  • Подписанный договор о приобретении надела (купли-продажи);
  • Документация с подтверждением возникновения прав. В представленной ситуации к такой документации можно отнести свидетельство о праве бессрочного пользования, договор купли-продажи;
  • Квитанция уплаты госпошлины;
  • Вся имеющаяся учредительная документация юр. лица (можно копии, предварительно заверенные у нотариуса);
  • Любой документ-подтверждение (оригинал или копия, заверенная у нотариуса) о законности действий представителя от юр. лица.

Госпошлина существенно отличается. Так, физлицо платит 1000 руб., в то время как юр. лицо – 15 000 руб. Сумма уплачиваемой для рассмотрения заявки госпошлины прописана в пп.22 п.1 ст.333.33 НК РФ.

Отделение Росреестра вправе потребовать от землепользователя документы о праве собственности на каждое строение, находящееся на территории земельного объекта, поскольку в зависимости от наличия построек стоимость участка может существенно измениться.

Получается, что земельный участок с наличием какого-либо сооружения составляет кадастровую стоимость, а без построек – выкупную цену, установленную в соответствии с рыночной ценой, согласно ст.36 ЗК РФ.

Обязанность сотрудников Росреестра – это осуществить проверку законности проводимой сделки, в соответствие с чем они проверяют соблюдение порядка составления и подписания необходимых договоров, а также наличия преимущественного права для его заключения. Здесь же проверяется законность выкупа земельного объекта по льготной стоимости, основанием для чего должны стать наличие свидетельств о праве на здания, находящиеся на оформляемом объекте.

Весь пакет документов собирается в двух экземплярах, где после регистрации подлинники возвращаются землепользователю.

После подачи заявки и документов в Росреестр сотрудники в течение месяца проверяют их подлинность и соблюдение о правильности всех действий. В случае подозрений о нарушении сотрудник Росреестра вправе приостановить регистрацию не более чем на месяц. В это время землепользователь должен представить дополнительные сведения, затребованные сотрудником госучреждения.

Согласно абз.2 п.2 ст.19 Закона о госрегистрации прав, если заявитель не представил дополнительную информацию, Росреестр вправе отказать в дальнейшей регистрации прав.

Основания отказа в регистрации права собственности земельного участка

В п.1 ст.20 Закона о госрегистрации прав имеются аспекты для отказа в дальнейшей регистрации прав собственности заявителя. К ним относятся:

  1. Подачу заявления осуществил человек, у которого не было прав на проведение подобного оформления;
  2. Какая-то документация не соответствует утвержденной форме и содержанию, согласно законодательству — ст.18 Закона о государственной регистрации прав;
  3. Представленный правоустанавливающий документ не подтвердил наличие у землепользователя прав на имеющиеся на участке объекты;
  4. Была представлена не вся требуемая документация для регистрации прав;
  5. В кадастре не имеются сведения о земельном объекте.

Если Росреестр выдвинул отказ в регистрации, заявитель должен быть уведомлен в течение 5 дней по окончании срока рассмотрения оформления. Согласно гл.24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц» АПК РФ заявитель вправе подать заявку на обжалование в арбитражный суд.

Дорогие читатели! Если у вас остались вопросы по теме «Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком: как оформить землю в собственность» или возникли другие вопросы, задайте их прямо сейчас — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок и консультация бесплатны для всех регионов России)! Была ли Запись полезна? 88 из 98 читателей считают Запись полезной.

2.3 Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Сразу же стоит отметить, что обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, установленная п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон), конкретным сроком не ограничивается.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.

Что же касается юридических лиц, у которых земельные участки находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, то их условно поделили на две категории.

Первая категория — государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым в силу п. 2 ст. 3 Вводного закона переоформлять ничего не нужно.

Вторая категория — все остальные юридические лица, для которых ст. 3 Вводного закона (в ред. от 29.12.2004) установлено, что они обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность; религиозные организации, кроме того, — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2008 в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования должна включать в себя как минимум два этапа: отказ правообладателя от принадлежащего ему права и приобретение (возникновение) нового права на землю — аренды либо права собственности. При этом как прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, так и вновь возникшее право на землю в соответствии со ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежат государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации. В связи с этим моментом исполнения требований ст. 3 Вводного закона следует считать дату внесения записи о новом праве на землю в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Статьей 421 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. При этом понуждение заключить договор подчинено порядку, установленному нормами ст. 445 ГК РФ, согласно которым, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В ситуации по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обязанность по заключению договора законодательством прямо не установлена.

Кроме того, Земельным кодексом РФ (ст. 45) в качестве оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования не предусмотрено невыполнение требования о переоформлении названного права.

Точку в обсуждаемом вопросе поставил Конституционный Суд РФ в Определении от 25.12.2003 № 512-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указав следующее. Положение абз. 1 п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Устанавливая предельный срок переоформления, законодатель был вправе определить сферу действия новой нормы во времени и по кругу лиц, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 02.10.2003 № 346-О, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

Ранее схожая правовая ситуация в части требования о перерегистрации юридическими лицами права пользования землей была закреплена в ст. 7 Закона РСФСР от 23.11.90 «О земельной реформе», предусматривавшей для юридических лиц срок переоформления права пользования земельным участком до 01.02.93. Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» сделал вывод, что непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка соответствующими государственными органами.

В обоснование своей позиции Президиум ВАС РФ привел следующее суждение. Непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с упомянутым Законом не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка. Устанавливая сроки переоформления прав пользования земельными участками, законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением юридическими лицами требований указанной нормы.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в установленный законом срок либо его пропуск не влекут прекращения данного вещного права и не являются основанием для его отмены. Более того, п. 3 ст. 20 ЗК РФ установлено, что ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования землей у граждан и юридических лиц сохраняется.

Исходя из норм ст. 216 ГК РФ, постоянное (бессрочное) пользование земельным участком как вещное право не может прекратиться по воле должностных лиц органов государственной власти, оно защищено нормами ст. 305 ГК РФ: может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ). Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком определены ст. 45 ЗК РФ.

Итак, следует признать очевидным тот факт, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, за исключением оснований, указанных в ст. 45 ЗК РФ, может осуществляться сугубо добровольно, по желанию самих правообладателей. Приведенные доводы находят свое подтверждение в судебной практике.

ФАС Поволжского округа постановлением от 27.05.2005 по делу № А55-16036/04-44 оставил без изменения решение Арбитражного суда Самарской области, которым было признано недействительным предоставление в аренду земельного участка, принадлежащего заявителю на праве бессрочного пользования, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено принудительно в определенных законом случаях по решению суда либо при отказе от данного права, заявитель же согласия на изъятие земельного участка не давал, соответствующее судебное решение не выносилось.

В рамках исследуемого вопроса целесообразно рассмотреть последствия сохранения у землепользователей права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Нужно отметить, что обладатели такого титула значительно скованы в своих возможностях. Согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться ими. Наряду с этим запретом п. 6 ст. 3 Вводного закона установлен запрет на распоряжение правом постоянного бессрочного пользования путем его внесения в уставные капиталы коммерческих организаций. Вместе с тем подобные ограничения не влекут невозможность отчуждения недвижимости, расположенной на земельном участке, и не ограничивают это право.

По данному вопросу мы можем сделать определенный ряд выводов.

Земельному кодексу РФ предоставление участков гражданам на праве пожизненного пользования вообще не допускается, но такое право сохранено в отношении участков, полученных гражданами в силу норм ранее действовавшего законодательства. Землевладелец вправе однократно бесплатно приобрести такой участок в собственность (ст. 21 ЗК РФ).

Выделяют два способа возникновения права собственности. Первый заключается решении государственного или муниципального органа. Вторым способом является приобретение указанного вещного права при переходе права собственности на здания, сооружения и иное недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, принадлежащем прежнему собственнику недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке.

Законодательство для лиц, которым предоставлен земельный участок на праве постоянного пользования, имеют право только владения и пользования, распоряжаться им они не могут.

Обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.

Заключение. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии со ст. 216 ГК РФ отнесено к вещным правам.

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. Отсюда следует вывод, что собственник земельного участка не обладает правом собственности на лес, произрастающий на его участке.

Все земли в Российской Федерации делятся на определенные категории: 1. земли сельскохозяйственного назначения; 2. земли населенных пунктов; 3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4. земли особо охраняемых территорий и объектов; 5. земли лесного фонда; 6. земли водного фонда и земли запаса.

Земельному кодексу РФ предоставление участков гражданам на праве пожизненного пользования вообще не допускается, но такое право сохранено в отношении участков, полученных гражданами в силу норм ранее действовавшего законодательства. Землевладелец вправе однократно бесплатно приобрести такой участок в собственность (ст. 21 ЗК РФ).

Выделяют два способа возникновения права собственности. Первый заключается решении государственного или муниципального органа. Вторым способом является приобретение указанного вещного права при переходе права собственности на здания, сооружения и иное недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, принадлежащем прежнему собственнику недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Так же мы рассмотрели вопрос о переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Стоит отметить, что обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение.

Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования.

С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются, однако данное право пользования сохраняется и сегодня.

С 2001 года российским законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»)

Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо как гражданам (физическим лицам), так и организациям различных форм собственности (юридическим лицам).

Порядок переоформления и необходимые документы мы рассмотрим ниже.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования гражданами.

Право на переоформление

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Порядок переоформления для граждан

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации — обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации — обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования — обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Чтобы проверить в чьей собственности находится, нужно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. О том как самостоятельно ее заказать, .

Срок рассмотрения заявления в государственном или муниципальном органе составляет — до 1 месяца.

2) По результатам рассмотрения заявления с гражданином будет заключен договор аренды земельного участка.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Обязанность переоформления

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Сроки переоформления

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Ответственность за нарушение сроков переоформления

В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.

Согласно данной статье, юридическому лицу, нарушившему срок переоформления права на земельный участок, грозит наложение штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Порядок переоформления для юридических лиц

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе «Порядок переоформления для граждан») с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

О необходимости переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридическими лицами

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике осуществляет государственный земельный надзор, за соблюдением требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 года, а земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) до 01.01.2016 года. Исключение составляют государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а так же органы государственной власти и местного самоуправления.

Статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Управление Росреестра по КБР напоминает юридическим лицам о необходимости исполнения обязательных требований законодательства установленных п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

До 1 января 2012 г. значительная часть землепользователей в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» обязана переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести землю в собственность. Однако в соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется, причем бессрочно. Как поступить землепользователям в сложившейся ситуации?

Начнем с физических лиц. Требование переоформить землю до 1 января 2012 г. их не касается, так как согласно п. 3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Что касается юридических лиц, то их можно разделить на три группы, поскольку для каждой из них законодательством определены разные нормы.

Первая: государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. В силу п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ этой категории юридических лиц переоформлять ничего не нужно.

Вторая: садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные потребительские кооперативы, а также организации, при которых до вступления в силу Закона N 66-ФЗ были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся земельными участками на правах постоянного (бессрочного) пользования.

Перечисленные организации переоформляют земельные участки следующим образом (п. 2.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ):

  • садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;
  • гаражные потребительские кооперативы в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Кстати, переоформление организациями этой группы права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, как и в случае с физическими лицами, каким-либо сроком не ограничивается.

Третья: все остальные юридические лица. Именно они в срок до 1 января 2012 г. обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Обратите внимание, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность до 1 января 2015 г. по льготным ценам, предусмотренным соответственно п. 1 и п. 2 ст. 2 Закона N 137-ФЗ. Земельные же участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 г.) в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются им в собственность бесплатно. Кроме того, бесплатно земельные участки предоставляются в собственность религиозным организациям, если на этих участках расположены находящиеся у них в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В виде исключения религиозным организациям предоставили еще и третий вариант переоформления (помимо выкупа и аренды) — по своему желанию переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право безвозмездного срочного пользования.

Необходимо ли переоформлять землю?

Между тем в силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

Во-первых, это означает, что ранее возникшие права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в Земельном кодексе РФ признаны. Об этом в п. 12 ст. 3 Закона N 137-ФЗ есть прямая запись: предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Во-вторых, каких-либо ограничений срока указанного права Земельным кодексом РФ не установлено.

Взаимоисключающие требования п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ «право постоянного (бессрочного) пользования… сохраняется» и п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ «…обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования… на право аренды… или приобрести земельные участки в собственность… до 1 января 2004 года» <1> не вполне понятны, поскольку нормы Земельного кодекса РФ как основного закона земельного законодательства являются специальными и имеют приоритет над иными законами, в которых содержатся нормы земельного права. На это указано, в частности, в ст. 2 Земельного кодекса РФ: «нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу».

<1> В первоначальной редакции Закона N 137-ФЗ был указан именно этот срок, затем 1 января 2006 г., 1 января 2008 г., 1 января 2010 г., теперь — 1 января 2012 г.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 15 Конституции РФ законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.12.2001 N 16-П отмечено, что согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Раскрывая конституционно-правовой смысл понятия имущество», использованного в указанной статье, судьи пришли к выводу, что им охватываются не только право собственности, но и вещные права.

Очевидно, что ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Земельный участок является для землепользователя именно «своим имуществом», поэтому он не может быть изъят иначе как на основании судебного решения. Причем, как отмечают эксперты в этой области, лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.

Мнение о том, что норма п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ противоречит Конституции РФ (право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является имущественным правом и, соответственно, относится к имуществу, а Закон N 137-ФЗ не предусматривает судебного порядка прекращения этого права), нивелировал Конституционный Суд РФ. В Определении от 25.12.2003 N 512-О было разъяснено, что норма п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ: «…обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования… на право аренды… или приобрести земельные участки в собственность…» — лишь «свидетельствует о предоставлении права выбора самому юридическому лицу и отсутствии какого-либо произвольного ограничения свободы в заключении договора». При этом в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ «право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется за правообладателями». Положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, «предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков».

Поскольку в силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ приобретенные права сохраняются без ограничения срока, на наш взгляд, очевидно, что неисполнение указанной «обязанности» (по разъяснению Конституционного Суда РФ — «права») никак на правовом положении субъектов прав отразиться не должно.

Рассматриваемая норма Закона N 137-ФЗ не предусматривает судебного порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и не содержит иных санкций для организаций, которые ее не исполнят в установленный срок.

Вместе с тем с 1 января 2013 г. должна вступить в силу новая ст. 7.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность <1> за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или сроков и порядка их приобретения в собственность. Первоначально эта статья должна была действовать с 1 января 2011 г., однако Федеральным законом от 27.12.2009 N 342-ФЗ ее ввод был перенесен на два года. Надеемся, что ответственность по ст. 7.34 КоАП РФ снова будет перенесена на будущее, как и «обязанность» переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Ведь пока существуют взаимоисключающие нормы Земельного кодекса РФ и Закона N 137-ФЗ — штрафовать за их невыполнение, на наш взгляд, неправомерно.

<1> Административный штраф на юридическое лицо в размере от двадцати тысяч до ста тысяч руб.

Кроме того, ни в каких нормативных документах не говорится о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком <2>, за исключением добровольного отказа от него в порядке, предусмотренном ст. 53 Земельного кодекса РФ.

<2> Перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком содержится в п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ. В нем не указано такое правонарушение, как пропуск срока, в течение которого землевладелец обязан переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Правда, с 1 января 2007 г. в перечне появилось обтекаемое основание «в иных предусмотренных федеральными законами случаях». По нашему мнению, если арбитры все-таки начнут использовать (притягивать за уши) эту норму в рассматриваемом случае, Конституционный Суд РФ должен защитить интересы землепользователей.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 27.02.2001 N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства», на наш взгляд, содержится достаточно интересная и полезная для землепользователей информация, хоть она и касается другого закона, но суть та же.

В ст. 7 Закона РСФСР от 23.11.1990 «О земельной реформе» было определено, что за предприятиями, учреждениями и организациями ранее установленное право пользования земельными участками сохраняется до 1 февраля 1993 г. Устанавливая сроки переоформления прав пользования земельными участками, законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением юридическими лицами требований указанной нормы. Иными законодательными актами порядок перераспределения земельных участков в связи с непереоформлением на них документов также не установлен. Следовательно, местная администрация не вправе принимать постановление об отводе земельного участка третьим лицам, поскольку непереоформление прав пользования земельным участком не является основанием для его изъятия и перераспределения соответствующими государственными органами.

По нашему мнению, за любой организацией сохраняется приобретенное ранее на основании решения государственного или муниципального органа право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поэтому она имеет право не заключать договор аренды земли и не приобретать земельный участок в собственность, если не желает этого. Ведь согласно п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения любого договора, в том числе аренды земли или ее купли-продажи, необходимо выражение согласованной воли двух сторон.

Не могут прекращать ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком различные постановления глав администраций, местные законы. Например, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.05.2006 N Ф08-1997/2006 отметил, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлено федеральным законодательством и, согласно ст. 216 ГК РФ, отнесено к числу вещных прав, защищаемых законом наравне с правом собственности. В силу ст. 1 ГК РФ право бессрочного пользования земельным участком может быть ограничено только на основании федерального закона. Субъекты Российской Федерации не имеют полномочий изменять правовой режим вещных отношений, установленный федеральным законодательством.

Более того, земельные участки, которые находятся у организаций на праве постоянного (бессрочного) пользования, на наш взгляд, в принципе не могут быть изъяты у землепользователей, причем даже в судебном порядке. Это объясняется следующим.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Следовательно, в случае невыполнения «обязанности», установленной п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, по нашему мнению, максимум, что после 1 января 2012 г. может грозить землепользователю, не желающему переоформлять действующее право на другое, — это судебное требование заключить договор купли-продажи или аренды земельного участка.

Акцентируем внимание: только понуждение к заключению договора, про лишение законного имущества и речи быть не может. Между тем суд может принять решение и в пользу ответчика. Полагаем, что так и должно быть, пока в Земельном кодексе РФ содержится норма «право постоянного (бессрочного) пользования… сохраняется».

Г.В.Кузьмин

Заместитель генерального директора

издательства «Бухгалтерский учет»

Добавить комментарий