Здесь нормативный правовой акт, отмененный или замененный новым, продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта и как бы «переживает» отведенный ему временной срок.
Целью установления ультраактивного действия норм «старого» закона является защита прав и интересов субъектов, вступивших в правоотношения до принятия нового закона, регулирующего данные положения. Принцип действия норм устаревшего нормативного акта применяется в большинстве случаев к регулированию длящихся отношений. (С.С. Алексеев).
Наиболее яркий пример переживание многих царских законов после Октябрьской революции, когда было отменено все царское законодательство, но поскольку новое во многих отраслях не было создано, применялись прежние законы царского времени. Продолжали действовать законы о признании церковного брака, наследования крестьянского двора, гражданского суда и процесса постепенно старые законы заменялись новыми.
Действие нормативных актов в пространстве
ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ – порядок определения территории, на которую распространяются властные полномочия органа, издавшего нормативный акт.
Действие нормативных актов в пространстве определено:
— территориальными границами государства,
— сферой властной компетенции органа, принявшего нормативный акт
— юридической силой акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
на территорию своей страны;
на территорию субъекта;
на территорию, указанную в самом нормативном акте;
на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).
Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Федеральные нормативные акты действуют, как правило, на всей территории страны, нормативные акты субъектов федерации и органов местного самоуправления — в пределах соответствующих административных границ.
Особый статус экстерриториальности имеется у посольств и консульств иностранных государств. На их территориях действуют источники права соответствующего иностранного государства.
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 18
Говоря о пределах действия НПА во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (обратная сила закона).
В РФ НПА вступают в силу одним из следующих способов:
· в результате указания в тексте НПА на календарную дату, с которой он вступает в силу;
· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу (с момента подписания, с момента опубликования).
· В результате применения общих правил. По этим правилам законы РФ и др. НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте НПА не указано иное, ФС РФ – 7 дней,
НПА Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.
Издания, в которых осуществляется официальное опубликование: Российская газета и Собрание законодательства РФ.
Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Минюсте.
Субъекты порядок устанавливают самостоятельно.
Прекращение действия НПА:
· Истечение срока, на который был принят НПА;
· Объявление об утрате юридической силы НПА (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном НПА);
· Принятие нового НПА равной или большей силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
· С изменением обстоятельств, на которые был рассчитан НПА.
Действие НПА – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Вопрос о действии НПА во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов. НПА не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). НПА действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключения допускаются в весьма редких случаях, когда об этом указано в самом акте или когда ему придана обратная сила компетентным государственным органом либо тогда, когда данный НПА смягчает или устраняет ответственность.. В Уголовном праве обратную силу имеют законы, которые устраняют наказуемость или смягчают ответственность.
НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (переживание закона). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений. То есть НПА отменён, но по специальному указанию нового закона продолжает действовать по отдельным вопросам.
Момент вступления НПА в силу необходимо отличать от момента приобретения им силы. Закон приобретает юридическую силу с момента приятия его ГД РФ в окончательной редакции и одобрения СФ РФ. Практически в соответствии со сложившейся практикой силу приобретает после подписания Президентом.
Прямое действие закона означает, что закон непосредственно порождает права и обязанности субъектов правоотношений, регулирует общественные отношения.
Прямое действие закона означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы закона в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.
Действие НПА в пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ – на территории этих субъектов, акты муниципальных органов – на территории соответствующих муниципальных образований.
К территории государства относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства, территории дипломатических посольств, представительств. Военные суда без исключений, а гражданские – в водах и воздушных пространствах своего государства, открытом море и воздушном пространстве.
По общему правилу, НПА распространяются на всех лиц, находящихся на той территории, на которой действуют эти акты.
Действие НПА зависит от:
Ø Уровня государственного органа
Ø Юридической силы
Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Они юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. Действие НПА в данном случае ограничено.
Пор общему правилу НПА РФ действуют в отношении всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.
Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того понесли ли они наказание по законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники посольств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности.
Еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть в соответствии с законом быть субъектами ряда отношений (судьи, военнослужащие и т.д.). НПА могут действовать в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.
Правовые нормы: понятие, признаки и виды.
Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, выраженное или санкционированное государством, которое самостоятельно или в единстве с другими правовыми или социальными нормами регулирует общественные отношения путем указания на виды возможного или должного поведения (субъективные права или юридические обязанности).
1. Первым видом было индивидуальное регулирование в каждой конкретной ситуации. Имело много недостатков (длительно, по типичным ситуациям появился разброс мнений) и одно достоинство: учитывало все особенности данной ситуации.
2. Социальные нормы – допустимое и возможное поведение в обществе. Нормы морали, обычные нормы, корпоративные нормы близки к правовым, нормы отдельных общественных организаций.
3. Разновидность социальной нормы – норма права.
Родовые признаки:
— правило, масштаб, образец поведения людей в обществе;
— носят общий характер, т.е. не персонифицированы, а обращены к широкому неопределенному кругу лиц;
— рассчитаны на длительную реализацию и действуют непрерывно;
— регулятор общественных отношений.
Видовые признаки:
— являются общеобязательными нормами поведения, т.е. представляют собой правила поведения общего характера, обязательны к исполнению всеми лицами независимо от их желания.
— Имеют формально-определенный характер, т.е. четко определено какие юридические права и обязанности могут возникнуть на основании норм, даны четкие формулировки.
— Являются властными предписаниями.
— Являются гетерономными, т.е. предполагают внешнее воздействие на поведение людей в виде правового принуждения.
— Регулируют общественные отношения путем указания на виды возможного и должного поведения.
Виды правовых норм.
1. В зависимости от отрасли права: государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др. отраслей права.
2. По их роли в регулировании общественных отношений:
Ø Регулятивные — устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение.
Ø Охранительные – предусматривают меры государственного принуждения за совершение правонарушения.
Ø Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяющие задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений (нормы – принципы).
Ø Специализированные (нормы о нормах): дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий, коллизионные нормы – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.д.
3. По методу правового регулирования:
Ø Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных правоотношений.
Ø Диспозитивные содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники отношения не установили для себя иные правила поведения.
Ø Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
4. По сфере действия:
Ø Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Ø Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами.
Ø Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
5. По юридической силе: нормы закона и подзаконнные акты
6. По времени действия: общие и временные.
7. ПО характеру изложения в НПА: управомачмвающие, обязывающие, запрещающие
Лекции: НП – исходящее от общества и государства общеобязательное, формально-определенное правило поведения, функционально и генетически связанное с государством, обеспечиваемое принудительной силой государства и определяющее права и обязанности участников правоотношений. НП исходный элемент механизма правового регулирования. НП – это элемент права.
39. Структура правовой нормы (норма предписание и логическая норма).
В каждом случае применения УК РФ возникает необходимость установления временных пределов его действия. В соответствии со ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Проблема действия уголовного закона во времени имеет несколько аспектов: время принятия закона; вступление закона в силу; срок действия закона; утрата законом своей юридической силы; типы действия закона во времени; обратная сила уголовного закона; время совершения преступления.
Закон считается действующим с момента его вступления в силу после принятия, и его действие распространяется на все время, пока он не будет отменен или заменен новым законом, либо на время, указанное непосредственно в законе при его принятии. Согласно Закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14 июня 1994 г. датой принятия федерального закона считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. Применению подлежат только те законы, которые были опубликованы. Для официального опубликования федеральный закон направляется Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием уголовного закона считается его первая публикация полного текста в «Российской газете” или «Собрании законодательства Российской Федерации”. Так, Уголовный кодекс РФ впервые был полностью опубликован 17 июня 1996 г. в «Собрании законодательства РФ”.
Уголовный кодекс РФ представляет собой объемный документ, содержащий ряд принципиально важных положений. Поэтому он не мог быть введен в действие немедленно. Для изучения его правоприменителями требуется определенный период времени, поэтому вступление его в силу законодатель отсрочил более чем на пол года.
Уголовный закон теряет свою силу в случае его отмены или замены другим законом, а также по истечении срока его действия, непосредственно указанного в нем. Уголовный кодекс РФ содержит нормы, действие которых бессрочно.
Содержание уголовно-правовых норм не однозначно, поэтому и порядок вступления их в силу не одинаков. В зависимости от содержания уголовно-правовой нормы различают три типа действия уголовного закона во времени:
— уголовно-правовые нормы, устраняющие преступность деяния, смягчающие наказание или ином образом улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу, то есть распространяются и на события, произошедшие до вступления в юридическую силу уголовного закона;
— уголовно-правовые нормы, устанавливающие преступность деяния, усиливающие наказание или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеют, и их действие распространяется только на те события, которые произошли после вступления уголовного закона в юридическую силу;
— уголовно-правовые нормы, не изменяющие правовой статус лица совершившего преступление (не ухудшают и не улучшают его положение) вступают в действие с момента вступления уголовного закона в юридическую силу и распространяются на любые события, не зависимо от времени их совершения.
«Обратная сила уголовного закона” позволяет избегать злоупотреблений в применении уголовно-правовых норм. Такой порядок принят в международной практике и впервые закреплен в новом уголовном законе Российской Федерации в ст. 10 УК РФ.
Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК РФ). Это связано с различными факторами применения уголовного законодательства. Так как, преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим на время совершения преступления. Однако большое количество преступлений имеют временную протяженность, исчисляемую иногда не только месяцами, но и годами. К таким видам преступлений относятся длящиеся и продолжаемые преступления. Существуют различные точки зрения о том, как в таких случаях определять время совершения преступления, что, конечно же, усложняет применение уголовно-правовых норм.
Уголовное законодательство не содержит указаний, каким образом определять время совершения длящихся или продолжаемых преступлений (уголовно-правовые нормы вообще не содержат понятий «продолжаемое” и «длящееся” преступление). В теории и на практике эта проблема разрешается следующим образом: время совершения длящегося преступления определяется на момент начала исполнения общественно-опасного деяния не зависимо от того, когда оно будет прекращено; время совершения продолжаемого преступления связано с выполнением последнего из числа нескольких тождественных деяний, объединенных общим умыслом.
Обратная сила уголовного закона
Если расследование и рассмотрение судом уголовного дела происходит уже после вступления в силу нового уголовного закона, к деянию, которое было совершено до вступления его в силу, по общему правилу применяются нормы старого уголовного законодательства (так называемое ультраактивное действие или переживание уголовного закона). Этот принцип закреплён и нормами международного права (ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года).
Однако в некоторых случаях вновь принятый уголовный закон может применяться и к преступным деяниям, совершённым до его принятия. Такое действие закона называется ретроактивным, а закон считается имеющим обратную силу.
Как правило, имеющим обратную силу признаётся уголовный закон, улучшающий положении лица, совершившего преступление: признающий совершённое деяние непреступным, смягчающий наказание и т. д. Смягчающим наказание может быть признан уголовный закон:
Предусматривающий более мягкий вид наказания за совершённое преступление (например, штраф вместо лишения свободы).
Предусматривающий более низкий верхний предел санкции при неизменном или уменьшившемся нижнем.
Уменьшающий нижний предел санкции при неизменном верхнем.
Заменяющий подлежащее обязательному применению дополнительное наказание таким же по строгости, но подлежащим факультативному применению.
Конкретный перечень обстоятельств, при которых закон считается более мягким, может варьироваться в различных юрисдикциях и различных доктринальных исследованиях. Так, например, Н. С. Таганцев считал, что вновь принятый уголовный закон должен применяться ко всем деяниям, которые на момент его принятия уже считались преступными, то есть что обратной силы не имеет только закон, устанавливающий преступность деяния.
Спорным является вопрос о том, какой из законов должен быть применён, если новый закон одновременно и смягчает, и усиливает ответственность (например, повышает верхний предел наказания и уменьшает нижний). Предлагались различные варианты его решения: предоставить право выбора применимого закона самому обвиняемому; применять закон, устанавливающий более мягкий минимальный предел наказания; применять закон, устанавливающий более мягкий максимальный предел наказания. На практике может быть принято решение о придании новому закону обратной силы в части, которая связана с улучшением положения виновного (то есть минимальный срок наказания будет задаваться новым законом, а максимальный — старым).
Обратная сила может носить простой или ревизионный характер. В первом случае новый закон применяется только на уголовные дела, приговор по которым не вступил в законную силу, уже исполняемые наказания пересмотру не подлежат (такие положения предусмотрены, например, УК Франции 1992 года); во втором — пересмотру в связи с принятием нового уголовного закона подлежат и уже вступившие в силу приговоры. Неоднозначно решается вопрос о пересмотре уже вступивших в законную силу приговоров в связи принятием нового уголовного закона, уменьшающего максимальный срок наказания за преступление. В таких случаях в одних государствах наказание может смягчаться пропорционально смягчению санкции (Таджикистан), а в других пересмотру подлежат только наказания, превышающие максимальный предел новой санкции (Россия).
В практике встречаются случаи, когда в период между совершением преступления и вынесением приговора уголовный закон изменяется неоднократно, причём «промежуточный» уголовный закон является более мягким (вплоть до декриминализации деяния), чем действовавший в момент совершения деяния или действующий в момент вынесения приговора. Вопрос о действии такого промежуточного уголовного закона разрешается неоднозначно: в некоторых юрисдикциях (например, ФРГ) применяется наиболее благоприятный для виновного закон, даже если он был позже отменён, в других «промежуточный» уголовный закон не применяется (так обстояло дело в уголовном праве СССР).
Спорным в теории права долгое время являлся вопрос о возможности придания обратной силы уголовному закону любого характера (в том числе устанавливающему и усиливающему ответственность); случаи такого придания имели место: например, в СССР в 1961 году осуждённые за нарушение правил о валютных операциях в соответствии с принятыми в ходе рассмотрения дела поправками в УК РСФСР были приговорены к смертной казни и расстреляны, несмотря на то, что максимальный срок наказания в момент совершения преступления составлял 10 лет лишения свободы. Сомнительным также является право законодателя отказаться от придания обратной силы закону, смягчающему уголовную ответственность; однако и такие случаи известны мировой практике: например, ч. (2) ст. 5 УК Латвийской Республики 1997 года прямо предусматривает такое право.
Современным международным правом (ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 года) такая практика признана нарушающей основные неотъемлемые права и свободы человека. В то же время международные правовые акты не ограничивают государства в возможности придания обратной силы национальному закону, устанавливающему уголовную ответственность за деяния, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом.
На практике такая возможность реализуется достаточно редко. Например, ей воспользовались государства Восточной Европы, принявшие в 1944—1945 годах законы, устанавливающие наказуемость деяний военных преступников, которым была придана обратная сила (постольку, поскольку они относились к деяниям, совершённым до их принятия).
В литературе отмечается, что практика придания обратной силы вновь введённым уголовным законам существует и в современных развитых странах: так, в ФРГ проводятся массовые судебные процессы в отношении граждан бывшей ГДР, осуществлявшими свою деятельность в строгом соответствии с действовавшим в тот период законодательством, а в Латвии были привлечены к уголовной ответственности более 100 бывших сотрудников органов НКВД — МГБ — КГБ, партийных, государственных, общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов в связи с выполнением ими служебных обязанностей в советский период.
Время совершения преступления
Спорным в уголовно-правовой теории является вопрос о том, какой момент времени следует считать моментом совершения преступления. По этому поводу имеются следующие точки зрения:
Моментом совершения преступления является момент совершения общественно опасного действия или бездействия.
Временем совершения преступления является время наступления общественно опасных последствий.
В случае, когда после совершения действия виновный сохраняет контроль над развитием событий и может предотвратить последствия — момент наступления последствий, в остальных случаях — момент совершения действия.
Временем совершения преступления признаётся время совершения преступного деяния, однако если виновный желал наступления последствий в другое время, временем совершения преступления признаётся время наступления последствий.
Особенности при определении момента совершения преступления имеются в продолжаемых преступлениях (состоящих из ряда тождественных действий) и длящихся преступлениях (суть которых заключается в длительном невыполнении лицом возложенной на него юридической обязанности). Обычно время совершения этих преступлений определяется в продолжаемых преступлениях — по моменту совершения последнего из действий или пресечения преступления, в длящихся — по моменту добровольного или принудительного прекращения преступления (по моменту фактического окончания преступления). Некоторыми учёными предлагается исходить при определении времени совершения таких преступлений из момента их юридического окончания — времени, когда в деянии виновного уже будут присутствовать все признаки состава преступления, которое он замыслил совершить.
В современных системах уголовного права момент совершения преступления обычно связывается с моментом совершения деяния. Это связывается с тем, что именно в этот момент окончательно формируется субъективное отношение виновного к своим поступкам, которое в соответствии с принципом субъективного вменения является необходимой предпосылкой уголовной ответственности.
Не имеет единственного решения также вопрос о времени совершения преступления соучастниками: организатором, подстрекателем, пособником. Согласно одной точке зрения, момент совершения преступления исполнителем и этими соучастниками совпадает. Согласно другой, в расчёт надлежит принимать только действия самого соучастника, а момент совершения преступления исполнителем роли не играет.
В законодательстве различных государств мира может быть принята одна из изложенных выше точек зрения.