Периодизация римского права

Стр 1 из 9

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО РИМСКОМУ ПРАВУ

Понятие римского права. Периодизация римского государства и римского права.

См. конспект

Римское право — это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и став­шая основой дляправовых систем большинства современных евро­пейских государств.Оно получило наибольшее развитие в эпо­ху принципата (первые три века нашей эры).

Исторические системы римского права. Ius publicum и ius privatum. Ius civile, ius gentium, ius naturale.

Jus publicum

Публичное право — нормы права, которые охраняют интересы общества в целом, определяют правовое положение государства и его органов. Для него характерен принцип, что нормы римского публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц, поэтому нормы публичного права являются императивными (обязательными).

Римское публичное право имело в своей структуре 3 раздела: права и обязанности чиновников, права и обязанности священников и уголовное право.

В отличие от римского частного права, римское публичное право, ещё именуемое Jus publicum, не имело такого большого значения для становления правовых систем Западной Европы.

С развалом римского государства забывается и публичное право, римское же частное право заимствуется другими государствами. Этот процесс заимствования принято называть рецепцией.

Jus privatum

Jus privatum базируется на отношениях по поводу частной собственности. Европейскими либертаристами было перенято римское отношение к собственности как к важному признаку свободы и уважаемости личности.

Римское частное право пронесло свои базовые институты и принципы через тысячелетнюю историю и в итоге стало базой для современного частного права. Это было во многом связано с изучением Corpus Juris Civilis в университетах Европы. Частное право Рима до сих пор повсеместно имеет огромное значение в правовой науке как каркас для изучения гражданско-правовых отраслей права современных государств.

Jus civile

Jus Quiritum (право Римских граждан (квиритов)) или jus civile (гражданское право) — право, субъектами которого являются квириты (граждане Рима) и другие латины. Квиритское право появилось в эпоху Республики в Риме. Таким образом, jus civile является древнейшей частью римского частного права. Ему присущи примитивизм и простота конструкций.

Источниками jus civile являются юридические обычаи Древнего Рима (например, кодифицированный юридический обычай — Законы Двенадцати Таблиц) и законы, принятые Народным Собранием.

Средством защиты исков в jus civile были только законные иски.

Jus gentium

Основная статья: Jus gentium

Jus gentium (право народов) — право, составленное исходя из обнаруженных мировых правовых принципов, для решения споров между жителями зависимых земель и иностранцами, находящимися на подконтрольной территории Рима.

Jus honorarium

Основная статья: Преторское право

Jus honorarium (лат. honores — почетная должность).

Появление этого права было вызвано теми же причинами, что и jus gentium. Субъектами права являлись только римские граждане.

Источниками jus honorarium являются эдикты магистратов (преторов, курульных эдилов, правителей провинций). Таким образом, jus honorarium представляет собой совокупность преторского (jus praetorium) и эдильного права.

Jus honorarium был во многом схож с jus civile, поэтому две эти системы неизбежно сближались.

Источники права в период Республики: обычай, закон, плебисцит (референдум), сенатусконсульт. Эдикты магистратов: формирование преторского права.

Обычай(mos) всегда имел в Риме большое значение. Как справедливо отметил великий немецкий романист Т.Моммзен, в Риме всякое право прежде чем стать законом, должно стать фактом, что и регулировалось обычаем, то есть неписанной договоренностью в обществе поступать так, а не иначе. Обычай в республиканскую эпоху часто и успешно спорил с законом, так как последний мог быть отменен обычаем не применять его. Позднее, в эпоху классического (I-III вв.н.э.) и постклассического права (конец III-V вв.н.э.) для обозначения обычая в обиходе был термин consuetudo; обычай теперь применялся лишь там, где отношения не регулировались законом, то есть преимущественно дополнял, а не заменял закон.

ЗАКОНЫ (LEGES).

Под законом (lex) римляне понимали волю, приказ всего римского народа, выраженную во время общего голосования в народном собрании. Древнейшая форма — куриатный закон, то есть закон, принятый на народном собрании по куриям. Такой закон сопровождался общей сакральной клятвой всего народа хранить верность закону, Нарушение этой клятвы вело к религиозному проклятию (sacer esto) виновника и принесению его в жертву подземным богам. В республиканскую эпоху законы стали принимать в трибутных комициях, такие законы уже не сопровождались сакральными клятвами.

Законопроект предварительно обсуждался в сенате, а затем уже выносился на народное собрание. Обычная структура закона республиканской эпохи следующая: а) Praescriptio — вводная часть, где указывались имена магистратов, при которых принят закон, б) rogatio — собственно, содержание закона, в) sanctio — то есть санкция, наказание за нарушение закона. Различались leges perfectae, то есть законы, имеющие специальную санкцию за их нарушение, и leges imperfectae — то есть законы без санкции.

3. Leges regiae — древнейшие законы царской эпохи носившие преимущественно сакральную форму, были подобны религиозным запретам табу на то или иное действие.

4. а) Leges XII tabularum — законы 12 таблиц. Это древнейший свод законов, принятый в 451-450 гг. до н.э. специальной коллегией децемвиров Эти законы вобрали в себя большую часть местных обычаев и так называемых «царских законов», а также различные нормы и положения из некоторых греческих законодательств, прежде всего из Афинского законодательства Солона.

Сами законы не сохранились, однако они частично восстановлены по многочисленным фрагментам, цитатам у различных античных авторов более позднего времени. Их общее содержание определяется словами римского историка Тита Ливия, который говорит, что это был «источник всего публичного и частного права» (fons omnis publici privatique iuris). В законах регулировалось право жрецов, право жертвоприношений и право римских магистратов, далее следовали нормы судебного процесса, обязательственное, наследственное и семейное право, особое внимание уделялось аграрному и уголовному праву, наконец целая таблица посвящалась погребальному праву и еще одна таблица — римскому гражданскому и религиозному календарю — фастам. Здесь же излагались так называемые легисакционные иски.

б) Последние две части законов — иски и фасты — впоследствии были сокрыты понтификами от народа и лишь курульному эдилу, сыну вольноотпущенника Флавию удалось вновь их опубликовать в конце IV в. до н.э. Его публикация получила название ius Flavianum.

в) Законы XII таблиц, легисакционные иски и комментарии к ним понтификов были вновь опубликованы Секстом Элием и получили название Tripertita — именно эта книга на протяжении многих веков оставалась основным источником так называемого цивильного права, то есть гражданского права, непосредственно исходящего из законов.

г) К цивильному праву относились также и многочисленные республиканские законы, из которых следует упомянуть законы Лициния-Секстия (367 г. до н.э.) об ограничении земельных владений и учреждении должности претора, закон Петелия 313 г. до н.э. об отмене долгового рабства, законы Гая и Тиберия Гракхов о судебных полномочиях всадников и перераспределении общественной земли, аграрный закон 111 г. до н.э., введший частную собственность на всю землю в пределах Италии, многочисленные законы Суллы, среди которых особенно важны нормы об уголовных преступлениях и деятельности XX квесторов и т.д.

д) Особо следует отметить закон диктатора Гортензия 287 г. до н.э., который придал плебисцитам (то есть собраниям плебеев без сенаторов) силу законов. Отличие плебисцитов от обычных законов в том, что они принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов.

Приобретение владения.

Через установление фактического господства над вещью.

1).Завладение (apprechensio) вещами никому не принадлежащими (например, дикими животными — D.41.1.5.1)

2). Передача владения (traditio)

3). Самовольный захват без ведома прежнего владельца рассматривалось римлянами как тайное владение (possessio clandestina), которое становилось недействительным при оспаривании старым владельцем.

4). Приобретение через третьих лиц (признано лишь в классическом праве). Павел, Сентенции 5.2.1: «Мы приобретаем владение только если имеем сами волю владеть, фактическая же сторона владения может осуществляться или нами самими, или посторонними.»

Прекращение владения.

Павел, D.41.2.8: Как никакое владение не может быть приобретено иначе как намерением и материально, так никакое владение не теряется иначе, как с утратой намерения и прекращением материальной связи с вещью.

1).Добровольная утрата владения (нет намерения и связи с вещью)

2).Недобровольная утрата владения (нет связи с вещью: потеря, похищение, пренебрежение владением.

Gai.Inst.2.51 Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение или вследствие нерадения хозяина остается без владельца, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью, так как отвергнуто мнение юристов, допускавших возможность воровства недвижимости.

3). Смерть владельца.

D.41.2.23. pr.: Когда мы назначены наследниками, к нам после принятия наследства переходят все права. Владение однако не касается нас, если не будет захвачено естественным путем.

4). Прекращение владение, осуществленное через постороннее лицо.

Круг наследников по закону.

Уложение Юстиниана закрепляет 5 очередей наследников по закону., сложилось 2 правила, которые действую до сих пор:

1. Каждая последующая очередь призывается к наследованию только в том случае, если наследников предыдущей очереди нет физически или они физически существуют, но отказали принять наследство.

2. Все наследники данной очереди, призванные к наследованию, наследуют наследство в равных долях (in capito – по принципу поголовного равенства).

1 очередь -нисходящие родственники наследователя (наследники по прямой нисходящей линии) – дети наследодателя + внуки-*наследовали по праву представления.

а) Н. по праву представления-непосредственный наследник умер до открытия наследства (т.е раньше наследодателя), то его дети, т.е. внуки наследодателя, представят долю покойного родителя в наследстве деда или бабушки.

б) поколенное равенство (in stirpes) – равенство поколений.

в) внуки делили доли родителя поровну между собой

2 очередь-родственники по прямой восходящей линии – родители + полнородные братья и сестры наследодателя.

3 очередь -неполнородные братья и сестры наследодателя (единокровные и единотробные)

4 очередь -все остальные боковые родственники.

5 очередь -переживший супруг: при отсутствии каких-либо родственников супруга по крови, но было исключение для неимущей вдовы, которая наследовала одновременно с любым из наследником, призванных к наследству.

Пакты и их виды.

Пакт (pactum) – неформальное соглашение, сделка, заключенная в границах права. Например, спустя некоторое время после заключения договора займа стороны могли заключить пакт об уменьшении процентов по данному займу или об изменении сроков возврата займа (в данном случае такой пакт – изменение основного договора).

Первоначально пакты – дополнительные соглашения к основному договору, или вытекающие из главного обязательства, или специально согласованные с правом оговорки. Поэтому пакты обязательны только в рамках конкретного договора и только для заключивших его лиц персонально; следующий договор не влек ранее входивших в содержание пакта условий.

В дальнейшем пакты – некоторые определенные, но самого широкого содержания сделки неформального характера. Главное в этих сделках не в соблюдении той или иной другой формы, а в соблюдении интересов сторон и общих требований права в отношении разумности и целесообразности договорного права.

По общему правилу пакты не имели исковой защиты, но развитие хозяйственного оборота и производства выдвигало новые виды соглашений, которые получили широкое распространение в Риме, поэтому возникла необходимость предоставить некоторым категориям пактов исковую защиту.

Виды пактов:

– pacta nuda («голые») – не порождающие правовых последствий и не обеспеченные исковой защитой;

– pacta vrestita («одетые») – имеющие исковую защиту.

Виды pacta vrestita: 1) pacta adiecta – соглашения, дополнительные к договору, защищаемые иском. Цель дополнительного соглашения – внести изменения в юридические последствия главного договора, например возложить на стороны дополнительные обязанности. Юридическую силу такие пакты получали в том случае, если их присоединяли к главному договору непосредственно в момент его заключения. Пакты, присоединяемые к договору через промежуток времени, защищались исками только в том случае, если ухудшали положение должника;

2) pacta praetoria – получившие защиту претора:

– constitutum debiti (обещание уплаты долга) – неформальное соглашение, в силу которого одно лицо обязывалось уплатить другому лицу уже существующий долг. Цель – уточнить срок платежа. Должник, как правило, получал отсрочку, если подтверждал чужой долг (принимал обязательство уплатить чужой долг);

– receptum: arbitrii – соглашение с третейским судьей; nautarum, cauponum, stabulariorum – соглашение с хозяином корабля, трактирщиком, хозяином постоялого двора о сохранности вещей проезжих; argentariorum – соглашение с банкиром об уплате третьему лицу денежной суммы за лицо, заключившее с банкиром пакт;

3) pacta legitima – получившие защиту императорского законодательства:

– pactum dotis, pactum donationis – неформальное соглашение о дарении. В императорский период введено требование совершать судебную инсинуацию актов дарения, т. е. о них заявляли перед судом и заносили их в реестр. Юстиниан ограничил применение этой процедуры дарениями на сумму свыше 500 солидов и установил, что дарение на меньшую сумму получает силу вне зависимости от соблюдения данной формальности;

– compromissum – соглашение между лицами, имеющими спор о праве, о передаче этого спора на разрешение третейского судьи.

42. Понятие и виды обязательств из деликтов: личная обида (iniuria), кража (furtum), повреждение или уничтожение чужого имущества (damnum iniuria datum). Иные виды деликтов.

Деликт (delictum) – причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица с возникновением обязанности возместить вред.

Деликтные обязательства — обязательства, которые возникали из правонарушения (деликта), а не из договора.

Деликт (delictum) в римском праве — причинение вреда вследствие прямого или косвенного нарушения прав с возникновением обязанности возместить вред.

В отличие от договорных в деликтных обязательствах правопреемство в отношении должника не допускалось, ответственность возлагалась также и на недееспособных, причем на каждого должника в полном объеме.

В римском праве различали:

1) публичные деликты, которые влекли за собой нарушение интересов государства в целом;

2) частные деликты, которые влекли за собой нарушение прав и интересов частных лиц, а также содержали следующие обязательные элементы деликта:

а) причинение незаконным действием одного лица другому объективного вреда;

б) наличие у совершившего деликт лица вины;

в) наличие формального признака, т. е. признание законом совершенного правонарушения деликтом и установление правовых последствий за его совершение.

Виды частных деликтов: 1) личная обида (iniuria), т. е. умышленное и противоправное нанесение одним лицом другому обиды, которая могла быть выражена либо в форме физического действия, либо словом. Личной обидой причинялся не имущественный, а либо физический, либо моральный вред. Ответственность за нанесение обиды первоначально устанавливалась в виде строго фиксированной суммы штрафа, которую судья не мог изменить, а позднее — в виде штрафа, который судья при назначении наказания мог определять сам;

2) корыстное посягательство на чужую вещь (furtum) — кража, под которой понималось любое умышленное действие, направленное на присвоение чужого имущества. В римском праве к краже относили собственно саму кражу, присвоение, растрату, противоправное владение или пользование чужим имуществом. Ответственность за кражу могла наступить в случае предъявления либо виндикационного иска, либо иска о возврате похищенного;

3) повреждение или уничтожение чужого имущества (damnum iniuria datum), ответственность за которые устанавливалась законом Аквилия (III в. до н. э.).

Так, согласно этому закону в случае убийства чужого раба или животного виновный должен был уплатить за него высшую цену, какую они имели на протяжении предшествующего года, а в слу-чаеповреждения раба, животного или иной вещи — высшую цену, какую они имели на протяжении последнего месяца.

Ответственность за повреждение или уничтожение чужого имущества наступала за любую вину как в случае физического причинения вреда, так и в иных случаях.

При совершении этого деликта несколькими лицами наступала солидарная ответственность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО РИМСКОМУ ПРАВУ

Понятие римского права. Периодизация римского государства и римского права.

См. конспект

Римское право — это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и став­шая основой дляправовых систем большинства современных евро­пейских государств.Оно получило наибольшее развитие в эпо­ху принципата (первые три века нашей эры).

  1. Периодизация истории Римского государства
  2. Общественный и государственный строй Рима в «царский период». Реформы рекса Сервия Туллия (VI в. до н. э.)
  3. Установление республики. Общественный и государственный строй республиканского Рима
  4. Причины падения республики и установления монархии
  5. Римское право древнейшего периода, его основные черты (VI-III вв. до н. э.)

Римское государство в своем развитии прошло несколько этапов от монархии к республике, и на завершающем этапе развития воцарилась абсолютная монархия.

Эволюция формы древнеримского государства и системы частного права характеризуется регулярным опережением темпов развития государственных институтов по отношению к темпам развития правовой системы.

Таким образом, Римская цивилизация внесла значительный вклад в формирование правовой системы античного мира.

Периодизация истории Римского государства

Историю Древнего Рима принято подразделять на три основных периода:

а) принципат (I в. до н. э. — середина III в. н. э.) — «монархия в республиканских одеждах», время, когда императоры-принцепсы вынуждены были маскировать свою монархическую власть;

б) доминат (III-V вв. н. э.) — неограниченная, абсолютная монархия императоров-доминусов (dominium — господство).

Общественный и государственный строй Рима в «царский период». Реформы рекса Сервия Туллия (VI в. до н. э.)

В «царский период» общественный строй Рима представлял собой следующее:

а) патриции (от лат. «pater» — отец) — верхушка общества, аристократия, владельцы крупных земельных наделов, монополисты в политической сфере;
б) плебеи-чужаки, пришельцы, позже патрициев пришедшие в Рим, ограничены в политических, социально-экономических и личных правах;
в) клиенты — обедневшие члены рода, либо чужаки, принятые в родовую организацию, находившиеся в экономической и личной зависимости от патрициев;
г) рабы (servi) — рабство носило патриархальный характер, рабов было немного, труд их использовался в домашнем хозяйстве знати.

Государственный строй:

а) рекс (в «царский» период семи рексов) — военный вождь, аналогичный по функциям греческому басилевсу, власть его ограничивалась сенатом и народным собранием, и лишь при последних рексах — Сервии Туллии и Тарквинии Гордом приближается к подлинно монархической, царской;
б) Сенат (от лат. «senex» — старец) — совет старейшин, наиболее родовитых, богатых, уважаемых членов патрицианских родов, фактически высший орган государственной власти (олигархическое правление);
в) народное собрание (сходка мужчин-воинов) — законодательство, избрание рексов, объявление войны и т.д.

В 578-533 гг. до н. э. шестым рексом Рима Сервием Туллием был проведен комплекс реформ, призванный смягчить противоречия в обществе, поставить на первое место не знатность, а богатство (ряд сходных черт с реформами Солона в Афинах).

Основные мероприятия:

а) разделение населения на 6 разрядов по имущественному признаку — военное и политическое значение;
б) разбивка каждого разряда на центурии — сотни (всего 193 центурии);
в) создание высшего органа государственной власти — центу- риантных комиций, где каждая сотня имела при голосовании один голос;
г) административно-территориальное деление города и окрестностей на трибы-округа (4 городских и 17 сельских) для упорядочения налогообложения;
д) включение плебеев в состав римского народа, допуск богатых плебеев к управлению государством и к ager publicus (общинные земли).

Реформы способствовали замене родовой организации общества на экономико-территориальную, объединили римский народ и в конечном счете создали предпосылки для возникновения в Риме республики (ирония истории — царь стал строителем республики).

Установление республики. Общественный и государственный строй республиканского Рима

В 509 г. до н. э. римский народ, возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого, изгнал его и установил республику — высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам. В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями.

Этапы борьбы:

а) 451-450 гг. до н. э. — принятие законов XII Таблиц, писаного права (провозглашалось, что отныне решение народного собрания — закон);
б) 445 г. до н. э. — закон Канулея, разрешавший браки между патрициями и плебеями;
в) 367 г. до н. э. — закон Лициния-Секстия, установивший максимальный размер (125 га) земельного участка, который может находиться в собственности у семьи; изъятие излишков и перераспределение их между безземельными и малоземельными гражданами;
г) 326 г. до н. э. — закон Петелия, запретивший рабство за долги (крайне суровое для той поры, допускающее продажу неоплатных должников в рабство за границу и даже разрубание должника на части, если он не заплатил нескольким кредиторам);
д) 284 г. до н.э. — закон Гортензия, признавший за решениями плебейских сходок (плебецистов) силу закона.

Общественный строй Римской республики:

а) граждане (нобили, всадники, средние слои и люмпены). В отличие от античных Афин, где существовало хотя бы формальное равенство среди граждан, в Риме граждане по имущественному признаку подразделялись на ряд подгрупп с различным объемом политических прав.

Нобили (сенаторское сословие) — наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн сестерциев. Нобили были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них формировался Сенат и высшие магистратуры.

Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) — годовой доход не менее 400 тысяч сестерциев, доминировали в народном собрании и низших магистратурах.

Средний слой (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне- фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность. Люмпены, пролетарии — деклассированные элементы, неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики («хлеба и зрелищ»);

б) перегрины — иностранцы, долгое время проживающие на территории Рима. В отличие от Афин, где метэки были существенно ограничены в правах, в Риме иностранцам (особенно богатым и образованным) создавался режим наибольшего благоприятствования. Естественно, что политических прав перегрины не имели, им было запрещено также приобретать земли в Риме и вступать в брак с римскими гражданами. Между тем в торговой, ремесленной и культурной сферах иностранцы пользовались фактически равными с римлянами правами;

в) рабы (servi) — весьма многочисленная категория населения, создававшая основной прибавочный продукт. Рабство в Риме носило классический, античный характер, римское право рассматривало раба как вещь, как говорящее орудие (servi res sunt — рабы — это вещи), в случае преступления, совершаемого рабом, иск предъявлялся его хозяину (Cum servo nullum actio est — против раба нет иска).

Источниками рабства были: военный плен, рождение от рабынь, покупка рабов на международных рабовладельческих рынках (у пиратов), обращение в рабов за преступления (например, за грабеж).

Пекулий (от латинского pecus — скот или pecunia — деньги) — это способ интенсификации рабского труда, предоставление рабу- пекулисту определенной хозяйственной самостоятельности и заинтересованности в результатах своего труда;

г) либертины — вольноотпущенники, категория населения, которая в период поздней республики и империи начинает играть все большую роль в экономике и политике (император Диоклетиан — сын вольноотпущенника). Сохранение зависимости от своих бывших хозяев, возникновение отношений патрон (бывший хозяин) — клиент (вольноотпущенник).

Государственный строй. В период республики форма Римского государства представляла собой следующее:

  1. форма правления — республика (от лат. res publica — общее дело), большинство государственных должностей — выборные, срочные и сменяемые;
  2. форма государственного устройства — полис (унитарное государство с элементами федерации);
  3. политический режим — аристрократический, т.к. должности, как правило, занимали представители богатых аристократических фамилий (особенно в Сенате).

Хотя высшим органом государственной власти провозглашалось народное собрание, по сути главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) — формально совещательное учреждение (см. схему 7). Его правовой статус определяется словами: «Сенат полагает, советует, рекомендует», однако с его рекомендациями вынуждены были считаться и народные собрания, и магистраты. Любое распоряжение государственной власти начиналось с аббревиатуры SPQR — «Сенат и народ римский постановляют» — слово «Сенат» ставилось перед словом «народ». Сенат, в состав которого входили наиболее богатые, умудренные жизненным опытом (старше 40 лет) нобили, не был учреждением выборным — раз в пять лет коллегия особых должностных лиц (цензоров) осуществляла ротацию Сената, исключая из него обедневших, либо запятнавших себя преступлениями граждан и включая новых. Именно в руках Сената сосредотачивались основные атрибуты государственной власти — меч и кошелек, что и определяло его авторитет.

Компетенцией Сената было:

  1. предварительное рассмотрение законопроектов, выносимых в народное собрание;
  2. исполнение законов;
  3. распределение армий среди полководцев и выделение средств на содержание армии;
  4. составление и исполнение бюджета;
  5. издание сенатусконсультов (мнение Сената по тому или иному правовому вопросу, имевших силу закона);
  6. назначение диктатора (экстраординарная магистратура) и ряд иных полномочий;

Высшим органом государственной власти в республиканском Риме провозглашались народные собрания (комиции):

  1. куриатные (древние, утратившие в период республики первоначальное значение) — в основном церемониальные функции;
  2. трибутные (собрание в округах) — избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие должностных лиц;
  3. центуриатные (всенародные) — имели в период республики главное значение.

Функции центуриатных комиций:

  • принятие законов;
  • объявление войны;
  • избрание должностных лиц;
  • предоставление гражданства;
  • решение вопросов о помиловании приговоренных к смерти римских граждан (право, закрепленное за народным собранием еще в V в. до н. э.).

Исполнительная власть в Риме была представлена так называемыми магистратами (диктаторами, консулами, преторами и т. д.). Основными принципами деятельности должностных лиц были следующие:

  1. выборность;
  2. сменяемость;
  3. срочность (как правило, не более одного года);
  4. коллегиальность (с возможностью интерцессии — отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции);
  5. безвозмездность;
  6. подотчетность.

(Юлий Цезарь, отправил в Сенат следующий отчет о своей деятельности на посту консула: «Veni, vidi, vici» — пришел, увидел, победил).

В Риме государственные должности были неоплачиваемыми, и это закрывало к ним доступ и интерес людей малосостоятельных. Между тем обеспеченные слои общества буквально домогались должностей, тратя на подкуп избирателей огромные деньги, из чего следует сделать вывод о мнимой безвозмездности. Римляне иронизировали о должностных лицах: «Они прибывают бедными в богатые провинции и возвращаются богатыми из бедных провинций».

В период чрезвычайных ситуаций (вражеское нашествие, гражданская война, мятеж) по представлению Сената консул мог назначить диктатора. Диктатура устанавливалась на срок не более, чем на 6 месяцев (в римской истории были случаи, когда диктатор, выполнив поставленную перед ним задачу, уже через несколько дней снимал с себя диктаторские полномочия). Луций Корнелий Сулла был первым диктатором (I в. до н. э.), назначенным на неопределенный срок. Полномочия диктатора были велики — вплоть до отмены законов и казни римских граждан без суда и следствия (знаменитые проскрипции Суллы). Диктатором в свое время был и Юлий Цезарь. Однако диктатура устанавливалась в период Римской республики достаточно редко (около 10 раз), поэтому главными магистратами были два консула, ежегодно избираемые народным собранием на годичный срок (без возможности переизбрания).

Уважение римлян к консулам (республиканским «царям») было столь велико, что год, в течение которого они правили, получал их имена. Как правило, из числа консулов (действующих или бывших) назначался Сенатом диктатор.

Полномочия консулов были следующие:

а) командование вооруженными силами;
б) право вынесения смертных приговоров (с возможностью обжалования в народном собрании);
в) заключение перемирия, распределение военной добычи и многое другое.

Помощниками консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные функции, а впоследствии обязанности организации судопроизводства. Особое значение для римского права имела деятельность перегринского претора (рассматривал споры между иностранцами), благодаря ему римское право обогащалось правовыми институтами других народов (например, греческой ипотекой).

Следующими магистратами были два цензора, избиравшиеся раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов. К их компетенции относился также надзор за нравами и издание соответствующих эдиктов. Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела. Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны, ежегодно избираемые плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна была быть открытой, чтобы любой плебей мог обратиться к своему защитнику за помощью. Неуважение, проявленное по отношению к плебейскому трибуну, а тем более покушение на его жизнь, рассматривалось как религиозное преступление и весьма сурово наказывалось. (Известен случай, когда гражданин был казнен только за то, что не уступил дорогу идущему по рынку плебейскому трибуну). Власть трибуна основывалась на праве вето (от латинского «veto» — я запрещаю) — возможность приостановить исполнение распоряжения любого должностного лица и даже Сената. Плебейский трибун был вправе арестовать любого римского гражданина и публично его допросить.

Несомненно, что в республиканском Риме принцип «разделения властей» имел место, однако, проведен он был достаточно непоследовательно (власть исполнительная в лице Сената и магистратов явно доминировала над законодательной).

Причины падения республики и установления монархии

К I веку до н. э. республиканские институты Рима и все общество в целом переживают глубочайший кризис, приведший к смене республики монархией.

Основными причинами падения республики были:

  1. профессионализация римской армии (реформы Гая Мария) приводит к тому, что армия утрачивает связь с народом, становясь игрушкой в руках недобросовестных политиков;
  2. гражданские войны (в I в. до н. э. их было несколько) приводят к расколу господствующего класса и всего общества в целом;
  3. массовые восстания рабов (под предводительством Спартака в 74-71 гг. до н. э.) показали, что республика неспособна эффективно и быстро решать сложные внутренние задачи;
  4. увеличение числа полноправных граждан (после Союзнических войн I в. до н. э. все свободные италики получили права римских граждан) приводит к тому, что прямая демократия, рассчитанная на управление городом-полисом в рамках огромного, густонаселенного государства, становится абсолютно неэффективной;
  5. массовое разорение свободного крестьянства, мелких ремесленников и торговцев (люмпенизация) приводит к фактически полному исчезновению среднего класса граждан — главной военной и политической опоры республики;
  6. военные диктатуры (Суллы, Цезаря) постепенно приучают общество к мысли о том, что единовластие — меньшее из всех зол (выбирая между гражданской войной, военной диктатурой и единовластием, граждане делают выбор в пользу единовластия).

В 27 г. до н. э. Октавиан Август (внучатый племянник Цезаря, усыновленный им), разгромив войска Антония и царицы Египта Клеопатры, становится единовластным правителем-принцепсом, объединяя в своих руках полномочия консула (верховное командование армией), диктатора (право казни гражданина), цензора (право изменять персональный состав Сената). С именем «божественного» Августа принято связывать начало новой эпохи в римской истории — эпохи принципата (принцепс — первый сенатор и гражданин).

Установление в Риме монархии повлекло за собой некоторые изменения в общественной сфере:

а) рост числа свободных землевладельцев (за счет воинов-ветеранов, а также варваров, селившихся на территории империи);
б) временное улучшение положения рабов (такой источник рабства, как военный плен иссякает, на первое место выходит естественное воспроизводство рабов, для которого необходимо было создать соответствующие условия — запрет убивать рабов, жестоко с ними обращаться, разлучать при продаже их семьи);
в) увеличение числа «полноправных» граждан (в 212 г. император Каракалла своим эдиктом даровал права римских граждан всем свободным жителям империи, но нужно отметить, что «гражданские права» в условиях монархии — зачастую фикция, главными стали не права, а обязанности — платить налоги, служить в армии);
г) формирование нового слоя господствующего класса — провинциальной знати (греческой, гальской, германской).

Государственный механизм принципата 27 г. до н. э. — 284 г. н. э., ограниченной, замаскированной республиканскими учреждениями монархии может быть представлен в следующем виде.

В течение трех веков принципаты, республиканские учреждения теряют свое прежнее значение, законы (постановления народного собрания) уступают место императорским конституциям (эдиктам, декретам, мандатам, рескриптам): «Слово императора — закон».

Создается разветвленный чиновничий бюрократический аппарат, Римская империя все более приобретает черты восточной деспотии. В целях укрепления государства, упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом (284-303 гг.) проводится комплекс реформ:

  1. административная реформа — разделение империи на Западную и Восточную (окончательное разделение в 395 г.), территория империи разделяется на 10 диоцезов (120 провинций);
  2. налоговая реформа — вместо косвенных налогов (весьма многочисленных и плохо собираемых) вводится единый поземельноподушный налог в денежной или натуральной (зерном, вином и т.д.) формах;
  3. финансовая реформа — введение полноценной золотой монеты (наряду с находящейся в обороте серебряной и медной);
  4. военная реформа — разделение армии на внутренние войска, пограничные войска и преторианскую гвардию; увеличение численности армии на треть; введение рекрутских наборов; пополнение армии за счет варваров.

Данные реформы хотя и не могли остановить падение «колосса на глиняных ногах», коим стала Римская империя в IV-V вв., но замедлили ее падение еще на полтора века. Армия, чиновничество и христианская церковь (христианство становится государственной религией в IV в.) — вот «три кита», на которых держалась империя.

В 476 г. вождь германских наемников Одоакр сверг последнего малолетнего императора Ромула «Августула» («августенка» — такое прозвище он получил в народе). Титул императора и сама Западная Римская империя прекращают свое существование.

Падение Римского государства объяснялось следующими причинами:

  1. усиление центробежных тенденций в провинциях;
  2. кризис рабовладельческого способа производства, появление элементов феодального общества (колонат);
  3. нашествие варваров (германцев, гуннов);
  4. превращение государства в гигантскую машину «по высасыванию соков» из подданных, которые зачастую встречали варваров не как захватчиков, а как освободителей.

На смену античности приходит средневековье («medium evum»).

Римское право древнейшего периода, его основные черты (VI-III вв. до н. э.)

Римское право древнейшего периода характеризуется следующими чертами:

  1. национально-полисная замкнутость, слабое влияние других (восточных, греческих) правовых систем на формирование древнейшего римского права;
  2. крайний формализм (приверженность разного рода ритуалам типа манципации; следование букве закона нередко в ущерб его духу);
  3. регулирование правоотношений только между римскими гражданами-квиритами (отсюда и название «квиритское право»);
  4. закрепление в праве пережитков первобытно-общинного строя (умерщвление уродливых младенцев, самосуд и т. д.).

Источниками права в Древнем Риме были:

а) обычаи (Законы XII Таблиц по большей части являются кодификацией правовых обычаев);
б) религиозные нормы (жрецы-понтифики долгое время были главными толкователями права);
в) законы (Leges — постановления народных собраний).

Гражданское право. Собственность (Dominium ex jure Quritium) — владение, пользование, извлечение плодов и доходов, распоряжение (продажа, передача по наследству и т. д.), эвикция (истребование своей вещи из чужого, противоправного владения). Сервитуты (права на чужие вещи) — проход через соседний участок, проезд и т.д.

Способы приобретения прав собственности:

  1. Манципация (per aes et libram — с помощью меди и весов) — это особый формальный обряд, с помощью которого приобретались наиболее значимые для римлян вещи (рабы, земельные участки, рабочий скот — res mancipi), требующий присутствия пяти свидетелей, весодержателя, самой вещи, либо ее символа (ошейник раба, ключ от дома и т. д.), произнесение определенных словесных формул.
  2. Традиция — простая, неформальная передача вещных прав, условиями действительности которой являются согласие сторон и законность основания.
  3. Оккупация (захват) — вещи, захваченные во время войны у врага, брошенные, по своей природе не имеющие явных хозяев (рыба, дичь и т. д.).
  4. Давность владения (usucapio) — не могли приобретаться лишь краденные или изъятые из оборота вещи (дороги, храмы и т. д.).
  5. Судебная уступка (in jure cessio) — мнимый поединок продавца и покупателя в присутствии претора (претор присуждал покупателю «выигранную» в поединке вещь).

Договоры (найма, займа, купли-продажи, аренды и т.д.). Натуральный характер хозяйства в древнейший период, слабое (по сравнению с классическим периодом) развитие договорных отношений.

Условия действительности договоров:

Способы обеспечения договоров:

  • залог (движимых вещей, земли, залог личности);
  • задаток (arra);
  • поручительство третьих лиц (на имущество которых в случае неисполнения должником обязательств мог обратить взыскание кредитор).

Наиболее распространенной формой заключения договоров была устная, вербальная (стипуляция), хотя уже в древнейший период начинают появляться литеральные (письменные) контракты.

Брачно-семейная сфера. Главой семьи в Риме был pater familias, патриарх, обладавший огромной властью над агнатами — лицами, входившими в состав семьи (жена, дети, усыновленные, рабы).

Власть pater familias формировалась из двух элементов:

а) manus mariti — власть над женой;
б) patria potestas — власть над детьми (возможность убить уродливого новорожденного, отказаться от младенца без объяснения причин, продажа детей, лишение наследства, расторжение браков взрослых сыновей, если эти браки были заключены без согласия отца).

По поводу отцовой власти римский юрист Гай (II в. н. э.) писал в своих «Институциях»: «Едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы».

В древнейший период существовали две формы брака:

а) cum manu (брак с властью мужа);
б) sine manu (без власти мужа) — брак, заключаемый первоначально между различными социальными категориями (патрициями и плебеями), характеризовался раздельным режимом имущества.

Женщины, в силу присущего им по природе легкомыслия (так считали древние римляне), всегда должны были находиться под покровительством (отца, мужа, деверя) и не пригодны для самостоятельности — даже став бабушкой, в гражданско-правовом смысле женщина продолжала оставаться малолетней.

Наследственное право характеризовалось появлением наследования не только по закону (основными наследниками выступали сыновья), но и по завещанию (при отсутствии детей, либо при лишении их наследства наследодателем). Первоначально оформление завещания осуществлялось в устной форме в присутствии должностного лица (претора) и свидетелей, затем стала допускаться и письменная форма завещания, между тем процедура предусматривала наличие подписей не менее семи свидетелей.

Уголовное право. Характеризовалось неразработанностью (умалчивалось о многих общественно опасных деяниях), сохранением пережитков первобытно-общинного строя (талион, самосуд), классовостью (ответственность свободных и рабов за одно и то же преступление была различной).

Виды преступлений:

  1. Государственные — разрушение городских стен, выдача врагу римского гражданина, подстрекательство врага к нападению на Рим;
  2. Религиозные — колдовство («если кто заворожит посевы»), жертвование храму вещи, являющейся предметом судебного разбирательства («на Боже, что нам не гоже»), нарушение жрицей- весталкой обета девственности;
  3. Против личности — убийство, нанесение тяжких телесных повреждений (ответственность по принципу талиона — «зуб за зуб»), оскорбления (сочинение песни или стиха, порочащего доброе имя гражданина, каралось смертью);
  4. Имущественные — кража, грабеж, уничтожение либо порча чужого имущества;
  5. Против семьи и нравственности — инцест (кровосмешение), ранний брак вдовы (не менее 1 года траура), прелюбодеяние жены и т. д.

Система наказаний:

  1. мертная казнь (назначалась за незначительное число преступлений) — сбрасывание преступников с Тарпейской скалы, зарывание в землю живьем (для опорочившей себя весталки), утопление в кожаном мешке (отцеубийцы);
  2. Членовредительные наказания (по принципу талиона);
  3. Телесные (бичевание кнутом несовершеннолетнего, тайно сжавшего ночью чужое поле);
  4. Изгнание из страны (народное собрание могло помиловать приговоренного к смерти и заменить казнь вечным изгнанием из Рима);
  5. Продажа в рабство за долги (до принятия Закона Петелия 326 г. до н. э., отменившего это наказание);
  6. Штраф и ряд других наказаний.

Судопроизводство. Вершить судебное правосудие в Риме имели право:

а) народное собрание;
б) магистраты (консул, диктатор, претор);
в) сенаторы — судьи.

Основным видом судопроизводства был так называемый леги- сакционный процесс (совокупность, установленных законом процессуальных действий).

Для подтверждения серьезности своих намерений истец и ответчик вносили залог (50 ассов, если стоимость спорной вещи менее 1000 ассов, и 500 ассов, если более), который проигравшая дело сторона теряла в пользу государства. Судебный залог, по-видимому, является скрытой формой финансирования судей (все магистратуры в Риме были формально безвозмездными).

Основными доказательствами в суде были клятвы (человек, сломавший в драке руку другому лицу, мог отделаться штрафом, если поклялся, что сделал это неумышленно), показания свидетелей, вещественные доказательства (орудия преступления). Судья-сенатор, рассматривавший дело на второй стадии, выносил окончательное, не подлежащее обжалованию решение (за исключением приговора смертной казни гражданина, который мог обратиться к народному собранию с просьбой о помиловании). Если одна из сторон не являлась в суд без уважительной причины (государственная служба, тяжелая болезнь), решение выносилось в пользу явившейся стороны, если не являлись обе стороны, дело прекращалось, а залог переходил в пользу государства.

Особенностью легисакционного процесса был его символизм — в суде должен был присутствовать предмет спора, либо его символ (например, раб — ошейник, корова — колокольчик, конь — подкова, дом — ключ). В частности, на данный символ спорящие стороны налагали палочку-виндикту, заявляя свои претензии в суде. Виндикта (первоначально дротик, оружие) со временем заменилась обычной палочкой-указкой, что имело глубокий символический смысл, — если ранее судебные споры решались с помощью оружия, с пролитием крови, то теперь они стали решаться мирно, на основании закона.

Второму и третьему векам нашей эры выпала честь дать римскому праву окончательные формулировки.

Достижение по своей значимости сопоставимое с формулировкой научных и философских проблем, имевших место в Древней Греции.

Вил Дюрант

История западной римской цивилизации насчитывает более 1200 лет. Начальной датой принято считать 754 или 753 г. до н.э., т.е. год основания города Рима. Конечной датой — 476 г. до н.э., когда Рим был завоеван германскими племенами. Различают: период царей — VIII—VI вв. до н.э.; период республики — V—I вв. до н.э.; период империи — I в. до н.э. — V в. н.э. У римского же права другая периодизация. История государства древнего Рима имела свою периодизацию, а история римского права — свою. Право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событиями в политической жизни, не может быть сведена к периодизации Римского государства.

История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных с рабством.

В литературе имеются различные подходы к определению этапов развития римского права. Представляется удобной следующая периодизация истории римского права.

Указанное выше даты весьма условны, как и всякая периодизация. В реальном историческом контексте римское право лишь постепенно переходило из одного состояния в другое. Кроме того, в одних своих разделах или частях оно развивалось быстрее, в других — медленнее.

Древнейшее право (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени государственности. Можно выделить основные черты этого периода:

  • 1. пронизанность права нормами религии, обычаями, простыми нормами нравственности, соединением культовых, моральных и правовых норм;
  • 2. архаичность и экзотичность;
  • 3. неразвитость институтов права, основных понятий;
  • 4. этническая самобытность права;
  • 5. коллективизм — общинные отношения;
  • 6. сословные различия;
  • 7. строгость закона и суровость наказания.

Римское право данного периода представляло собой смесь племенных обычаев, царских постановлений и жреческих повелений. Право было одновременно lex и ius — приказом и справедливостью, оно определяло не только человеческие взаимоотношения, но и отношения между людьми и богами. Преступление вносило разлад в эти отношения, оно разрушало pax deorum, мир с богами. Закон и наказание мыслились тем, что способно восстановить эти мирные отношения. Жрецы провозглашали, что является справедливым и несправедливым (fas et nefas), в какие дни можно проводить судебные заседания.

Все вопросы, касавшиеся брака и развода, завещаний и передачи имущества, прав детей требовали участия жреца так же, как теперь требуют участия юриста. Только жрецам были известны формулы, без которых никакое дело не могло считаться законным. Они являлись своеобразными первыми римскими юристами или советниками по правовым вопросам. Законы были записаны в свитках, они очень тщательно оберегались от плебса, так что часто возникали подозрения, будто жрецы вносят изменения в их текст.

Кроме того, в древнейшем праве четко представлены такие черты, как формализм, казуальность норм, сравнительно узкая сфера действия. Право действовало на ограниченной территории и имело местное значение. Связь права с обрядностью, символикой, традициями делало его непонятным и чуждым для других народов. Все это определяло замкнутость раннего римского права.

Рассматривая с высоты современности упрощенное древнейшее право, нельзя видеть в нем только несовершенство. Простота и упрощенность формы права для своего времени были наилучшими. «Право, — как справедливо замечает историк права А. И. Косарев, — не может быть выше достигнутого уровня культурного и экономического развития общества, иначе оно не может быть действенно».

Второй период истории римского частного права — классический. Он начался с середины III в. до н.э. и закончился в конце III в. н.э. (начало правления Диоклетиана). Этот период характеризовался расцветом римской юриспруденции. Именно в конце этого периода римское частное право достигло своего совершенства. Для этого периода характерны:

  • 1) рационализм и универсализм права;
  • 2) мобильность права, отход от формализма;
  • 3) развитость структуры, институтов права;
  • 4) светский характер;
  • 5) индивидуализм права;
  • 6) четкость, лаконизм изложения правовых норм, основных понятий;
  • 7) нивелирование прав групп свободного населения.

Римское классическое право было вызвано к жизни зрелым состоянием общества, развитостью его культуры, товарно-денежных отношений. Оно отразило высокий уровень содержания, техники правовых норм, правовой культуры. Классическое римское право освобождается от религиозной обрядности и символики. Освободившись от родоплеменной замкнутости, римское право распространяется на гражданско-правовые отношения римлян с иностранцами. Формируется система «преторского права» и «права народов». Появляется адвокатура, нотариат. Преобладающее значение получает способность быстро реагировать на новые требования жизни.

На этом этапе многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов.

Понятие «классичность» не следует понимать буквально, дословно. Такой взгляд, не учитывающий отдельных этапов развития, не может считаться правильным. Разве можно отнести к «классике» понятие «раб есть вещь», когда люди-рабы использовались как корм для рыбок…

Классичность второго этапа римского права во многом характеризовалась его пластичностью и динамизмом, весьма полным раскрытием своих возможностей к совершенствованию и усвоению правового опыта других народов.

В третьем периоде истории римского частного права — постклассическом (конец III в. — VI в. н.э.) — были исчерпаны творческие потенции римского права. Стирание граней между отдельными ветвями римского права позволило осуществить систематизацию права. Полная систематизация римского права была проведена в Восточной Римской империи (Византии) в VI в. Можно выделить две тенденции.

Первая. Это поступательное движение права, получившее выражение в повышении теоретического и технического уровня, в складывании единой системы римского права (сведение права в единое целое, повышение обобщающего характера правовых норм); в усилении «социальных» мотивов права.

Постклассическое право, прежде всего, включает в себя основные результаты предшествующего развития. Завершаются процессы, которые имели место на предыдущем этапе. Окончательно, например, теряет значение деление римского права на квиритское, преторское и «право народов». Совершенствуется юридико-техническое состояние права. В этот период появляются первые кодексы, которые носят неофициальный характер.

Тенденция восходящего движения права объясняется не только силой инерции, но и тем, что переживаемые империей трудности давали дополнительные импульсы к совершенствованию права. Это во многом и определило то обстоятельство, что многие достижения римского права были получены в императорский период в условиях упадка и политического разложения.

Вторая. Одновременно наблюдается и другая, отрицательная тенденция, затронувшая все отрасли права. Эго разложение правовой системы, проявление реакционных тенденций (развитие права приостанавливается, падает его действенность, право деспециализируется).

Усиливаются ограничения по вероисповедальному принципу, упрочивается сословное деление населения. Законом считается воля императора. Нарастает противоречие между двумя правовыми порядками — старым и новым императорским законодательством. Заявления в законах о верности «естественному праву» и «справедливости», «гуманности» при крайней продажности судей открывали широкие возможности для злоупотреблений, становились по преимуществу средством социальной демагогии. Техническое совершенствование права не давало надлежащего эффекта.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Назовите основные периоды истории римского права и охарактеризуйте их.
  • 2. Какие подходы к периодизации римского права присутствуют в отечественной литературе?
  • 3. Каковы причины изменений в римском праве на разных этапах развития?
  • 4. Каковы основные тенденции развития права на завершающем этане его истории?

Периодизация римского права.

В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим был маленькой общиной среди многих других подобных себе общин средней Италии. На начальном этапе римское право представляло собой несложную и архаическую систему, проникнутую узконациональным и патриархальным характером. Не развиваясь и оставаясь на той же стадии развития, римское право давно было бы затеряно в архивах истории.

Римское право надолго пережило своего создателя — античное (рабовладельческое) общество. Оно частично или в переработанном виде легло в основу гражданского, частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств.

Периодизация римского права (ius romanum) — это выделение в развитии права этапов, имеющих соответствующие признаки и временной промежуток.

Самой распространенной периодизацией является деление эволюции частного римского права на следующие периоды.

1. Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius civile Quiritium) — 754 г. до н. э. В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима.

2. Предклассический период — 367 г. до н. э. Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный).

3. Классический период — 27 г. до н. э. — 284 г. н. э. Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс.

4. Постклассический — 284–565 г. н. э. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis).

Предмет римского права.

Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились:

1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера;

2) брачно-семейные отношения;

3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи;

4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц;

5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений;

6) вопросы защиты частных прав.

Определение римского права.

Римское право состоит из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние Римского государства, а частное право относится к имущественным выгодам отдельных граждан.

Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государ ством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут.

Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.

Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.

Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять либо не предъявлять иск.

Диспозитивные (условно-обязательные) нормы действовали тогда, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оставил после себя завещание, государство заполняло этот пробел. С помощью диспозитивной нормы оно определяло, кому и как переходит имущество умершего (наступало наследование по закону).

В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде государств, в особенности там, где имеется различение гражданского и торгового права. В этих государствах (например, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское право, б) торговое право.

Гражданское право включает в себя нормы, регулиру ющие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и некоторые личные права. В области торгового права — нормы, регулирующие специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки. В тех государствах, в которых отсутствовало торговое право, отношения в этой области регулировались просто гражданским правом.

Римское право не включало в себя термин «граждан ское право» («ius civile») в указанном выше значении. Дан ный термин имел ряд значений, в особенности он означал: а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противопоставлялось преторскому праву; б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле гражданское право противопоставлялось «праву народов» (ius gentium) и естественному праву (ius naturale).

Основные черты римского права. Институты.

На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уров ня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности отметить два право вых института, которые вызвали в Риме подробную регла ментацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества.

Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.

Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века новой эры, и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора.

К началу новой эры в Римском государстве исчезли пережитки первобытнообщинного строя и проявления семейной общности имущества. Постепенно римское частное право приобретает черты индивидуализма и свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. Субъект собственности самостоятельно выступает в обороте и единолично несет ответственность за свои действия. Индивидуализм определяется тем, что домохозяин или рабовладелец ведет хозяйство и сталкивается на рынке с другими такими же хозяевами.

Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм.

Таким образом, отличительными признаками частного римского права являются: ясность построения и аргументации, точность формулировок, конкретность и практичность права и соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.

Системы римского права.

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись прин ципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исконное римское частное право и «право народов» долгое время дополняли друг друга. При этом существенно было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

Основные принципы публичного права.

Римскому праву присущи два противоположных принципа, пронизывающих процесс разработки права претором и юристами.

Во-первых, консерватизм. Он выражался в том, что юристы доказывают, что любые выводы соответствуют взглядам их предшественников. Они относились с большим уважением к старому праву, подчеркивая недопустимость каких-либо новшеств, неизменность существующего социального строя и, главное, незыблемость права. Бывали случаи, когда юристы специально прибегали при толковании сложившейся нормы к натяжкам, чтобы не показывать изменчивости права.

Во-вторых, прогрессивность. Но если развивающиеся производственные отношения не вмещались, ни при каком толковании, в прежние нормы, если современные интересы господствующего класса не защищались древними правилами, если обнаруживался пробел в праве, то юрист не боялся сформулировать новое начало. Но не путем отмены старого закона или обычая: на такую отмену римские магистраты и юристы не были управомочены, и такая ломка могла бы вселить вредное для господствующего класса мнение об изменчивости права. Римский юрист предпринимал обходное движение. Наряду со старым правом и без отмены последнего вырабатывались новые нормы путем вносимых претором дополнений прежнего эдикта или путем формулировки юристами новых взглядов. И жизнь начинала течь по новому руслу, хотя старое русло не засыпалось — оно просто высыхало. Так, наряду с цивильной собственностью была создана так называемая бонитарная, или преторская, собственность (не носившая названия собственности, но дававшая управомоченному лицу все права собственника), наряду с цивильным наследственным правом была создана преторская система наследования (опять-таки даже не носившая названия наследования) и т. п.

Источники римского частного права– это формы и способы выражения и закрепления норм римского частного права.

Концепция римской правовой культуры предусматривала то, что содержание требований права предоставляется, во-первых, собственными для данного народа установлениями (или правом гражданским в широком смысле слова); во-вторых – согласованностью с естественным разумом общежития, общим для всех народов, или правом общенародным (ius gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены» в действие почти все договоры и оно служит основой для организации коммерции, оборота и т. п. Собственное право данного народа может состоять из писанного и из не писанного. К последнему, преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, т.к. оно установлено «Божественным провидением». В отличие от него право гражданское или установленное народом может изменяться. Это писанное и изменяемое право может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм:

• обычное право;

• закон:

– в республиканский период – постановления народного собрания;

– в эпоху принципата – сенатусконсульты, постановления сената, которыми прикрывалась воля принцепса;

– в период абсолютной монархии – императорские конституции);

• эдикты магистратов;

• деятельность юристов.

По кругу субъектов, на которых распространялось римское частное право, можно выделить:

• источники цивильного права;

• источники преторского права.

Цивильное праводействовало только в отношении римских граждан. Но в связи с тем, что со временем римляне все больше стали вступать в деловые контакты с гражданами других государств (с не гражданами Рима), возникла необходимость в правовом регулировании данных отношений. Это достигалось путем издания специального акта особым должностным лицом Древнего Рима — претором. В данном акте излагались правила, которые подлежали применению в отношениях между римлянами и чужестранцами. Совокупность таких актов (правил) и образовывала преторское право. К концу VI в. н. э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

2 Обычное право – «неписаное право»

Обычное право– это совокупность неписаных правил поведения и обычаев, которые сложились в Древнем Риме в результате их неоднократного, традиционного применения и санкционирования государством. В отличие от простого обычая обычное право признается государством и им же защищается.

Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права. Обычаи складывались в практике предков, жрецов и магистратов. Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах. Однако, не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону. Подразумевалось, что он его дополняет и оживляет. Безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указания закона.

Для своего признания в качестве правового требования, т. е. дающего основание для защиты судом, обычай должен был отвечать некоторым дополнительным критериям:

1) он должен выражать продолжительную правовую практику, во всяком случае, в пределах жизни более одного поколения;

2) он должен выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

3) он должен воплощать неотложную и разумную потребность в именно правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могут составить правовое требование обычая (например, не создают такого обыкновения «давать на чай «, разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. д.);

4) специфику правового применения обычая составляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказывать факт его наличия; обычай не презюмировался в суде, а доказывался.

Важную особенность римского правового обычая составила, особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования.

Добавить комментарий