Первая конституция Китая

Конституция Китайской Народной Республики (КНР) — основной закон КНР

После оглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 г. в государстве четыре раза изменялись Конституции. Предыдущие Конституции КНР были приняты в 1954, 1975 и в 1978 году. Четвёртая, которая действует в настоящий момент, Конституция КНР принята в 1982 году. В 1988, 1993, 1999, 2004 и 2018 годах в неё были внесены изменения.

1954 год — Конституция Китайской Народной Республики.

Конституция 1954 года включала введение и 106 статей, которые объединены в четыре главы. Глава 1 «Общие положения» посвящается общественному устроению, глава 2 «Государственная структура» посвящается системе органов государства, глава 3 посвящается основным обязанностям и правамграждан, 4 глава определяет символы и столицу государства.

Как указано во введении, эта Конституция основана на Общей программе НПКСК, явилась её последующим развитием. В 4 статье Конституции в форме задачи государственного строительства определилось формирование социалистического общества. Кроме этого, в обычном для социалистического «конституционализма» характере сказано о дружбе с социалистическими государствами и борьбе за мир во всем мире. Конституцией 1954 года предусматривается образование поста Председателя КНР.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Конституция Китая 430 руб.
  • Реферат Конституция Китая 260 руб.
  • Контрольная работа Конституция Китая 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

1982 год — Конституция Китайской Народной Республики.

Сохранившая свое действие в настоящий момент Конституция КНР была создана на основании всенародного обсуждения. Она официальным образом обнародована, принята к применению после подтверждения на 5-ой сессии Всекитайского Собрания народных представителей 5-го созыва 04.12.1982 года.

В ней наследованы главные принципы Конституции 1954 г., притом особенное внимание уделяется обобщению опыта развитости социализма в Китае, усвоенного опыта всего мира. Конституция учитывает не лишь настоящую ситуацию реальности, но и вытекает из перспективности развития государства. В этом проявляется специфика китайского конституционного урегулирования.

Во время принятия она соответствовала требованиям экономического, культурного, политического развития государства в новой периодике модернизации социализма. Специальным образом отмечается, что Конституция «в образе закона закрепила итоги народной борьбы Китая, выделила основной строй и главные задачи государства. Конституция представляется основным законом государства, обладает верховной юридической силой. Все народы государства, все его органы и Вооруженные Силы, все организации общества и партии политического типа, учреждения и предприятия руководствуются положениями Конституции в форме основного критерия собственной деятельности, несут ответственность за соблюдение Конституции и приведение её в жизнь.

В будущем главной задачей государства представляется осуществление общими силами модернизации социализма. Народы всех национальностей Китая, которые находились под руководством Коммунистической партии Китая, и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеологией Мао Цзэдуна, будут и дальше отстаивать диктатуру демократии народа и путь социализма, непрерывно усовершенствовать разнообразные институты социализма, давать развитие социалистической демократии, укреплению социалистической законности с тем, чтобы своими силами и упорной борьбой постепенным образом осуществлять модернизацию промышленной сферы, сельскохозяйственной сферы, национальной оборонительной области, техники и науки, обратить государства в высокодемократическое, высоко цивилизованное государство социалистического типа.

При её принятии специальным образом было оговорено также, что Тайвань — часть священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела соединения Родины является священным долгом всего народа Китая, в этом числе и соотечественников в Тайване.

Структура конституции КНР и разнообразные поправки

Конституция КНР (1982 г.) включает Преамбулу и 4 главы, которые содержат 138 статей.

Главами Основного закона страны являются следующие:

  1. «Общие положения»
  2. «Основные права и обязанности граждан»
  3. «Государственное устройство»
  4. «Государственный флаг, Государственный герб, столица КНР».

В апреле 1988 года на 1-ой сессии ВСНП 7-го созыва, в марте 1993 года на 1-ой сессии ВСНП 8-го созыва и в марте 1999 года на 2-ой сессии ВСНП 9-го созыва принимались поправки к Конституции, вносились изменения и дополнения в определенные статьи и разделы действующей в настоящее время Конституции, после этого Конституция стала ещё сильнее соответствовать реальности государства и потребностям в её развитии.

В 2004 году Конституция КНР существенным образом дополнялась. Добавились положения «о стимуляции гармоничного развития строительства политической, материальной, духовной культуры; образовании и совершенствовании режима социального обеспечения; защиты частного имущества; уважения и гарантированности человеческих прав».

В 2018 году из Конституции КНР исключается ограничение правления председателя КНР, которое составлялось десятилетним сроком.

Общие положения Конституции КНР

Конституция КНР говорит: «Китайская Народная Республика представлена государством социалистического типа с демократичной диктатурой народа, управляемое рабочим классом и базированное на союзе крестьян и рабочих; Социалистический строй — основной строй Китайской Народной Республики. Запрещено каким- либо организациям либо конкретным лицам совершать действия по подрыву социалистического строя» (статья 1).

В соответствие с Конституцией КНР, все граждане являются равными перед законом, и государство обязуется защищать, соблюдать человеческие права. Любому гражданину КНР конституционным образом гарантируются (глава 2 Конституции):

  • права выбирать, быть избранным;
  • право на свободу печати, слова, собраний, создания обществ, демонстраций и шествий;
  • свободу в вероисповедании;
  • личная свобода;
  • уважение личной жизни и человеческого достоинства;
  • неприкосновенность законного частного имущества и жилища;
  • свобода переписок и сохранность тайны переписки;
  • право вносить предложения и критиковать любое государственное учреждение и государственного служащего;
  • право контролировать деятельность государственных учреждений и служащих государства;
  • право трудиться;
  • право материальной помощи от государства и общества по болезни, старости или при утрате трудоспособности, на отдых;
  • право на получение образования;
  • право на литературную, научную, художественную и другого рода культурную деятельность.

Замечание 2

Конституционные обязанности установлены статьями 52-56 Конституции КНР.

Зарождение идей конституционализма в Китае происходило в конце XIX в. В Меморандуме 10 тысяч слов, адресованному императорскому трону сторонниками реформ Кан Ювейем, Ли Цичао и Тай Ситуром, содержалось требование не только принятия конституции, а и созыва парламента, привлечения общества к политическому управлению.

Новый этап конституционного развития Китая начался после победы Учанского восстания революционной армии в 1911 г. Императрица от лица малолетнего императора Пу I отреклась от престола, а 1 января 1912 г. была провозглашена Китайская республика во главе с временным президентом Суй Ятсеном. Однако попытка установить стабильный буржуазно-демократический государственный порядок оказалась неудачной.

Официальное провозглашение КНР состоялось на митинге в Пекине 1 октября 1949 г., после сессии Народного политического консультативного совета Китая, взявшей на себя функции учредительного собрания республики. На сессии была принята Декларация о создании КНР, Организационный устав Народного политического консультативного совета Китая, Закон об организации Центрального народного правительства и Общая программа Народного политического консультативного совета Китая. Последняя выполняла функцию временной Конституции. В частности, указанная Программа устанавливала права народа и обязанности граждан, принципы организации и деятельности государственных органов, военной системы государства и основы его экономической, внутренней и внешней политики. КНР провозглашалась государством новой, народной демократии.

Вышестоящим органом власти КНР в доконституционный период был Центральный народный правительственный совет, сформированный на сессии Народного политического консультативного совета Китая, который в свою очередь создал Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд, Верховную народную прокуратуру, Административный совет. Вместе они составляли Центральное народное правительство, главой которого стал Мао Цзедун.

Центральный народный правительственный совет выполнял функции коллегиального главы государства, его главной задачей была подготовка и созыв Всекитайского собрания народных представителей (парламента).

Решение о подготовке проекта Конституции КНР было принято по предложению Центрального комитета Коммунистической партии Китая на 20-м заседании Центрального народного правительственного совета в январе 1953 г. Была создана конституционная комиссия, в состав которой вошли представители КПК, демократических партий и общественных организаций. 14 июня 1954 г. Центральный народный правительственный совет опубликовал проект Конституции для всенародного обсуждения, проходившее более двух месяцев при участии 150 млн граждан. 9 сентября 1954 г. Центральный народный правительственный совет утвердил проект Конституции для рассмотрения на сессии Всекитайского собрания народных представителей.

Первая сессия Всекитайского собрания народных представителей, избранных путем многоступенчатых выборов, состоялась 15 сентября 1954 г., а Конституция КНР была утверждена 20 сентября 1954 г. Также было принято 5 органических законов, которые определяли структуру и принципы деятельности Всекитайского собрания народных представителей, Государственного совета (правительства), местных органов государственной власти и государственного управления, органов суда и прокуратуры.

Конституция КНР формировалась под влиянием опыта государственного строительства в СССР, что определило ее социалистический характер и провозглашение КНР государством народной демократии, которой управляет рабочий класс.

Основой системы органов государственной власти были принципы демократического централизма, коллективного руководства, участия народа в управлении государством, которое воплотилось в упрочении системы собрания народных представителей в качестве политической формы государственной власти во главе с Всекитайским собранием народных представителей – единым законодательным органом. В систему вышестоящих органов государственной власти входил также пост Главы КНР, который вместе с Всекитайским собранием народных представителей был коллективным главой государства.

Однако во время культурной революции Конституция КНР превратилась в фиктивный документ.

Культурная революция – это массовое движение, начатое вождем китайской коммунистической партии Мао Цзедуном в 1966-1969 гг. и направленное против высших представителей среднего класса – государственных служащих, артистов и ученых с целью «очищения» китайского коммунизма.

Поводом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965 г. в шанхайской газете «Веньхуей бао» статьи Яо Веньюаня «О новой редакции исторической драмы «Разжалование Пусть Жуя». Пьеса была написана в 1960 г. китайским историком, заместителем мэра Пекина В. Ханем. Его обвинили в том, что, рассказывая в своей драме об эпизоде из истории Средневекового Китая, он якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, который был министром обороны КНР, Пен Дехуая, дал негативную оценку «большому скачку» и народным коммунам в КНР.

В мае 1966 г. на расширенном заседании Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая было принято Сообщение Центрального комитета Коммунистической партии Китая от 16 мая, в котором излагались основные идеи Мао Цзедуна о культурной революции.

Для подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзедун и его приверженцы использовали молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвейбинов – «красных охранников» (первые появились в конце мая 1966 г. в средней школе при пекинском университете Цинхуа).

В августе 1966 г. был созван XI пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая 8-го созыва, в работе которого не приняли участие многие члены ЦК, ставшие жертвами преследований. 5 августа Мао Цзедун лично написал и повесил в зале заседаний свою дацзибао «Огонь по штабам!», он объявил участникам пленума о существовании в партии «буржуазного штаба», обвинил многих партийных руководителей в центре и на местах в том, что они осуществляют «диктатуру буржуазии», и призвал открыть «огонь по штабам», предполагая целиком разгромить или парализовать руководящие партийные органы в центре и на местах, народные комитеты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые революционные органы власти.

Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвейбины были поставлены, в сущности, над партией и государственными органами.

В годы культурной революции, утверждалось в обвинительном выводе в деле «четверки» (1981 г.), преследованиям, травле и уничтожению подверглось «большое число работников отдела Центрального комитета Коммунистической партии Китая по организационной работе, органов общественной безопасности, прокуратуры, суда, армии, органов пропаганды, образования и науки». Жертвами, согласно документу, стало в целом больше 727 тыс. лиц, из которых свыше 34 тыс. были «доведены до смерти». По официальным китайским данным, количество пострадавших в ходе культурной революции составило около 100 млн человек.

Возобновление конституционного режима правления в Китае было обусловлено внесением изменений в Конституцию КНР в январе 1975 г., которые закрепили идеи культурной революции об обострении «классовых противоречий» в обществе, руководство партии государством, организационное руководство Коммунистической партией Китая (КПК) Парламентом, право центрального партийного руководства создавать «оперативные органы» для осуществления повседневной работы партии, правительства и армии, а также функционирование революционных комитетов, которые являлись постоянно действующими местными органами собрания народных представителей. Одновременно ликвидировался пост Главы КНР и возглавляемое им Верховное государственное совещание, органы надзора за законностью – народные прокуратуры, а также исключены положения о правах и гарантиях, в частности, депутатская неприкосновенность членов Всекитайского собрания народных представителей. КНР провозглашалась социалистическим государством диктатуры пролетариата, построенная на двух формах собственности на средства производства: социалистической общенародной собственности и социалистической коллективной собственности.

В конце 1977 г. было официально объявлено намерение китайского руководства внести изменения в Конституцию в редакции 1975 г. Проект Конституции КНР, который был принят 5 марта 1978 г., вносился во Всекитайское собрание народных представителей Центральным комитетом Коммунистической партии Китая, что не отвечало законодательным положениям.

Прежде всего изменения затронули наиболее радикальные лозунги предыдущей редакции Конституции КНР. Так, из текста были исключены положения о подготовке на случай войны и борьбе против новой мировой войны. На первое место были выдвинуты задачи проведения четырех модернизаций в сфере сельского хозяйства, промышленности, национальной обороны, науки и техники с помощью привлечения «активных факторов». Этими факторами были, в частности, революционный единый фронт, который должен был объединить интеллигенцию и другие трудовые массы, патриотические демократические партии и соотечественников за границей, а также международный единый фронт против гегемонизма сверхдержав.

Были возобновлены отдельные положения Конституции КНР в редакции 1954 г., которые касались статуса национальных меньшинств и национальной автономии, прав граждан и гарантий их реализации, а также некоторых государственных органов, в частности прокуратуры.

Однако, несмотря на то что Конституция КНР в редакции 1978 г. была результатом политического компромисса, она не смогла стать стабильным инструментом и была изменена в 1979 и в 1980 гг.

Новая редакция Конституции КНР было принята 4 декабря 1982 г., после всенародного обсуждения. Положения, регламентировавшие государственную структуру, в частности, восстановление института

Главы КНР, а также права и обязанности граждан и национальных районов, характер экономики были приближены к первой Конституции КНР 1954 г. Из текста были удалены упоминания о культурной революции. Значительное внимание уделялось Единому фронту, который именовался патриотическим и включал патриотов, не поддерживающих социалистические позиции, но являющихся сторонниками объединения Родины, то еcть воссоединение Тайваня с КНР.

Несмотря на значительный прогресс конституционных положений в редакции 1982 г., они не могли оставаться неизменными в условиях динамического развития общества, которое повлекло внесение разных по смыслу политических и экономических поправок в Конституцию КНР 12 апреля 1988 г., 29 марта 1993 г., 15 марта 1999 г., 15 марта 2004 г.

Конституция КНР в действующей редакции является писаным кодифицированным Основным законом государства, который включает в себя текст Конституции, состоящий из Преамбулы и 138 статей, распределенных на четыре раздела: общие положения, основные права и обязанности граждан, государственные органы, государственные символы, а также тексты поправок (31 статья).

Предметом правового регулирования действующей Конституции КНР (ч. 13 Преамбулы) является определение основной системы и задач государства, что традиционно для подобных документов.

Основными характеристиками Конституции КНР являются:

  • 1. Верховенство и высшая юридическая сила, т. е. все законы, административные узаконения и местные правила не должны противоречить ей. Все государственные органы, вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, все предприятия и учреждения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Никакая организация или частное лицо не имеет привилегий перед Конституцией или законом. Государство поддерживает одинаковость социалистической правовой системы (ст. 5 Конституции). При этом решение вопроса о конституционности нормативных актов относится к компетенции Всекитайского собрания народных представителей.
  • 2. Жесткий характер. Изменения в Конституцию вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или не менее одной пятой от общего количества народных представителей, которые входят в его состав, а принимаются на пленарном заседании Всекитайского собрания народных представителей квалифицированным большинством в две трети голосов (ст. 65 Конституции).
  • 3. Социалистический характер, который проявляется в установлении «демократической диктатуры народа» и системы демократического централизма, социалистической общественной собственности на средства производства, официальной социалистической идеологии: марксизм-ленинизм, идеи Мао Дзедуна и Ден Сяопина.
  • 4. Политико-экономический характер, т. е. упрочение в правовой форме результатов политической борьбы многонационального китайского народа и основы экономической политики государства.
  • 5. Отсутствие принципа прямого действия конституционных норм, что объясняется ее политическим характером и всеобщностью положений. Так, Верховный народный суд КНР в 1955 и в 1986 гг. принял два указа для нижестоящих судов, где утверждалось:
    • – во время назначения степени наказания из уголовных дел нельзя ссылаться на нормы Конституции;
    • – Конституция КНР не относится к актам, на которые можно ссылаться и на которые нельзя ссылаться в мотивировочной части судебного решения.

Кроме Конституции КНР среди источников конституционного права можно выделить конституционные обычаи, которые формируются при взаимодействии Коммунистической партии и высшего государственного аппарата для регулирования общественных отношений, возникающих на стыке политической и правовой сфер. Указанное обусловлено тем, что Коммунистическая партия Китая фактически является единственной партией, которая исторически была руководителем китайского народа. Конституционные обычаи представляют собой неписаные правовые нормы материального и процессуального характера, регулирующие такие вопросы, как процедура изменения Конституции КНР (полный пересмотр и внесение поправок), порядок формирования и полномочия органов государственной власти.

Нормативно-правовые акты представлены законами, административными актами, подзаконными актами (положениями, правилами и т. п.), актами местных собраний народных представителей (правилами автономий), а также актами толкования права. При этом законы делятся на основные (принимаются Всекитайским собранием народных представителей по вопросам гражданского и уголовного права, системы органов государственной власти, других вопросов – например, особых административных районов) и прочие (принимаются Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей по другим вопросам).

Предметом правового регулирования конституционного законодательства являются различные аспекты функционирования государственной власти (формирование, порядок деятельности, территориальная организация государственных органов, правовой статус должностных лиц), а также права и свободы граждан (общие вопросы правового статуса граждан и отдельных групп граждан, порядок осуществления прав и свобод, государственные компенсации за причиненный вред). Однако нет законов о Главе КНР, Центральном военном совете, о политических партиях.

Административные акты (административные узаконения) принимаются Государственным советом (Госсовет, Центральное народное правительство) по поручению Всекитайского собрания народных представителей (парламента) или его Постоянного комитета, играя роль законов до принятия законодательных актов. Административные узаконения имеют меньшую юридическую силу, чем законы. Однако более детально регулируют те же вопросы, что и законы, во исполнение которых они принимаются.

  • Егоров, К. А. Представительная система Китая: история и современность / К. А. Егоров / под ред. и с предисл. Л. М. Гудошникова. – М.: Спартак, 1998. – С. 7.
  • Государственный строй Китайской Народной Республики / отв. ред. Л. М. Гудошников. – М.: Гл. ред. восточ. лит. изд-ва «Наука» АН СССР, 1988. – С. 16.
  • Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики . – М., 1955. – С. 29-30.
  • Документы I сессии Всекитайского собрания народних представителей КНР пятого созыва . – Пекин, 1978. – С. 18.
  • Также встречается перевод «народно-демократическая диктатура», которая означает государственную власть народного демократического единого фронта рабочего класса, крестьян, мелкой буржуазии и других демократических элементов, основанных на союзе работников и крестьян.
  • Важным принципом Конституции КНР является принцип единства власти, фактически отсутствие ее деления на отдельные ветви с закреплениями системы сдержек и противовесов, а также сосредоточение всех полномочий в представительных органах. Демократический централизм рассматривается как важнейший фактор, сдерживающий тенденции национального сепаратизма регионов и обеспечения единства страны и социальной стабильности.
  • Третьяков, К. Н. Основные источники современного конституционного права Китайской Народной Республики : дис. … канд. юрид, наук : 12.00.02 / Третьяков Константин Николаевич. – М., 2010. – С. 46.

1 октября 1949 года во время митинга на площади Тяньаньмэнь в Пекине председатель Центрального Народного Правительственного Совета Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики.

К концу Второй мировой войны на политической карте мира существовало два Китая. Часть китайской территории находилась под контролем гоминьдана (национальная партия, с 1927 года ставшая правящей буржуазно-помещичьей партией). Другая часть территории находилась под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Курс компартии поддерживал Советский Союз, заканчивавший военные действия против Японии, гоминьдан пользовался поддержкой США.

С 1946 по 1949 год в Китае шла Народно-освободительная, по сути — гражданская война. В начале 1947 года Гоминьдану удалось одержать последнюю крупную победу: 19 марта ими был захвачен город Яньань — «коммунистическая столица». Мао Цзэдуну и всему военному командованию коммунистов пришлось спасаться бегством. Однако, несмотря на успехи, гоминьдановцы не смогли добиться главной стратегической цели — уничтожить основные силы коммунистов и захватить их опорные базы.

После начала активных военных действий в 1947 г., коммунистам, с помощью Советского Союза удалось перейти в наступление и за 2 года полностью переломить весь ход войны. Они смоглии овладеть значительной территорией континентального Китая, несмотря на поддержку Гоминьдана со стороны США.

В апреле 1949 года в Бэйпине (Пекине) происходили переговоры между делегациями КПК и гоминьдана. Было предложено соглашение о прекращении гражданской войны на основе условий, выдвинутых КПК. Поскольку гоминьдановское правительство отказалось утвердить соглашение, 21 апреля 1949 года народно-освободительная армия возобновила наступление, форсировав реку Янцзы. Вскоре от гоминьдановцев была очищена вся континентальная часть Китая, кроме Тибета и они бежали на остров Тайвань под защиту вооруженных сил США.

В сентябре 1949 года начал работу Народный политический консультативный совет Китая, фактически ставший Временным правительством Поднебесной. 30 сентября этот временный орган избрал Центральный Народный Правительственный Совет в качестве постоянно действующего органа НПКС (Председателем ЦНПС стал Мао Цзэдун) и сформировал Государственный Административный Совет, в качестве высшего исполнительного органа (Председателем ГАС стал Чжоу Эньлай). Таким образом было создано новое постоянно действующее правительство. 1 октября 1949 оно официально провозгласило образование Китайской Народной Республики, и эта дата празднуется как национальный праздник КНР.
Именно в этот день в 1949 году на митинге на площади Тяньаньмэнь в Пекине было торжественно провозглашено Образование КНР, а 2 декабря того же года центральное народное правительство издало постановление об объявлении 1 октября национальным праздником. Прежде, в 50-е годы, непременной частью посвященных ему торжеств был грандиозный военный парад на площади Тяньаньмэнь (Tiananmen Square) в Пекине.
Празднование дня образования Китайской Народной Республики продолжается пять дней, эта почти неделя выходных — одна из трех ежегодно проводимых в Китае «золотых недель» (наряду с праздничными днями, приуроченными к Чунь цзе — традиционному Новому году по лунному календарю и первомайскими праздниками). В центральных парках столицы 1 октября проводятся народные гуляния по тому же сценарию, что и 1 мая, вечером иногда устраивается большой фейерверк.

Добавить комментарий