План перевозок ответственность

Месячный план — перевозка

Cтраница 3

Аналитическими материалами являются: схема межрайонного обмена, междудорожная корреспонденция, развернутые постанцион-ные месячные планы перевозок, отчеты о грузообороте отдельных станций, материалы анализа излишне дальних, встречных, повторных, короткопробежных и других нерациональных перевозок. Устанавливается количество нерациональных перевозок, наименование отправителя и получателя груза; причины, вызвавшие нерациональные перевозки ( каждой конкретно); сезонность перевозок; общая характеристика и состояние работы водного и автомобильного транспорта по объему перевозок в целом и отдельно по данному грузу.  

При отсутствии вины железной дороги в неподаче перевозочных средств для выполнения месячного плана перевозок она не обязана восполнять недогруз предшествующего месяца, хотя и может нести ответственность за невыполнение плана перевозок по правилам ст. ст. 144 и 146 УЖД.  

Товарный цех совместно с органами нефтеснабсбыта согласовывает с транспортными организациями порядок выполнения месячных планов перевозок и графиков отгрузки нефтепродуктов по количеству и ассортименту.  

Пароходство в случае неподачи пэ его вине тоннажа и тяги для выполнения месячного плана перевозок обязано по требованию грузоотправителя выделить тоннаж и тягу для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Тоннаж я тяга, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть выделены в первом месяце следующего квартала. Восполнение недогруза производится в пределах навигационного периода.  

Транспортный цех обслуживает технологические цехи автотранспортом по заявкам последних в соответствии с месячными планами перевозок. Эти планы цех составляет на основе предварительных заявок цехов-потребителей.  

Применение мер регулирования погрузки ни в коем случае не должно приводить к нарушению месячного плана перевозок.  

Начальник отделения дороги не позднее чем за 3 дня до начала планируемого месяца объявляет месячный план перевозок начальникам станций.  

Основным оперативным планом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей и железных дорог при перевозке грузов, является месячный план перевозок. На его основе ведется учет выполнения квартальных и годовых планов перевозок и определяется ответственность сторон за невыполнение плановых обязательств. Такая обязанность возлагается на дорогу при невыполнении ею не только основного, но и дополнительного плана перевозок ( Хозяйство и право, 1977, № 8, с. Что же касается внеплановых и сверхплановых перевозок, то в случае их невыполнения даже по вине железной дороги она не обязана выделять перевозочные средства для восполнения ( Сов.  

В заявке на пятидневку грузоотправитель обязан указать такое количество вагонов, которое составит не менее Ve месячного плана перевозок, если не был согласован до наступления месяца другой порядок выполнения плана перевозок.  

Управления пунктов налива Главнефтесбыта на основе задания по наливу отправительских маршрутов и разнарядок территориальных управлений Главнефтесбыта составляют месячный план перевозки нефтепродуктов отправительскими маршрутами и представляют его начальнику дороги одновременно с развернутым планом перевозок.  

Организация перевозок грузов по календарному графику должна обеспечивать равномерное предъявление груза и подачу тоннажа в соответствии с месячным планом перевозок.  

Организация перевозок грузов по календарному графику должна обеспечивать равномерное предъявление груза и подачу тоннажа в соответствии с месячным планом перевозок.  

До введения в действие подсистемы АСКО в целом уже решены отдельные задачи в области планирования перевозок грузов — разработка месячного плана перевозок. Для этого формы развернутых планов приведены в удобный для кодирования вид, составлены программы на ЭВМ для сводного месячного плана перевозок грузов в объеме сети дорог. Основой решения этой задачи является планирование перевозок грузов на дорогах с помощью ЭВМ по типовым программам. Организация планирований перевозок грузов на ЭВМ требует строгого выполнения сроков представления развернутых планов, правильного, их составления и кодирования. На многих дорогах на ЭВМ разрабатывается план маршрутизации перевозимых грузов. Разработана и внедряется система интегральной обработки дорожной ведомости.  

Размеры налива устанавливаются приказами-заданиями отделения, даваемыми на основании пятидневных заявок Главнефте-сбыта, в соответствии со среднесуточными нормами и назначениями по месячному плану перевозок. Выполнение плана учитывается отдельно по каждому сорту продукции в соответствии с месячным планом.  

За достигнутую экономию от снижения плановых затрат бригада водителей ежемесячно премируется в зависимости от выполнения недельно-суточных графиков перевозок при условии; что месячный план автотранспортных перевозок завершен в заданной номенклатуре. Размер указанной премии определяется в пределах до 60 % суммы достигнутой экономии.  

Все транспортные уставы и кодексы, действовавшие в советское время, предусматривали ответственность транспортных организаций и грузоотправителей за невыполнение плана перевозок, хотя фактически, как отмечалось, речь шла о невыполнении согласованных сторонами объемов перевозок грузов. Более того, выполнение плана перевозок представляло собой публично-правовую обязанность как транспортных организаций, так и грузоотправителей, однако в случае ее нарушения санкции взыскивались не в доход государства, а в пользу контрагента по обязательству.

В юридической литературе того времени можно встретить предложения об изменениях законодательства, направленных на то, чтобы штраф за невыполнение плана перевозок взыскивался в доход государства. Обычно такие предложения аргументировались тем, что в ситуации, когда обе стороны — и грузоотправитель, и перевозчик не выполняют встречным образом плановые задания по предъявлению грузов и подаче транспортных средств, они не предъявляют санкции за нарушение плана перевозок и тем самым амнистируют друг друга. Во избежание такого положения предлагалось взыскивать с каждой из сторон штраф не в пользу друг друга, а в доход государства <*>.

Одно время и Госарбитраж СССР рассматривал взыскание штрафа за обоюдное невыполнение перевозчиком и грузоотправителем плана перевозок путем определения сальдо в пользу той или иной стороны в качестве амнистирования за допущенные нарушения плана. В связи с этим в первой редакции инструктивного письма от 29 марта 1968 г. N И-1-9 имелось разъяснение, согласно которому органы арбитража должны были «требовать от истца составления расчета на взыскание штрафа, исходя из размера фактического нарушения ответчиком своих обязательств по выполнению плана перевозок» (п. 26) <*>. Правда, спустя некоторое время данное разъяснение было признано утратившим силу <**>.

Любопытно отметить, что правоведы, не соглашавшиеся с возможностью установления порядка, в соответствии с которым штраф за невыполнение плана перевозок взыскивался бы в доход государства, приводили аргументы, которые были свойственны скорее гражданско-правовой, нежели административной ответственности. Например, Б.Л. Хаскельберг указывает: «Характерным признаком гражданской ответственности по взаимным обязательствам является ее двусторонний характер, обеспечивающий взаимный контроль за надлежащим исполнением сторонами их обязанностей. Принятие изложенного предложения не может привести к желаемой цели — усилению заботливости сторон о выполнении плана перевозок. Отсутствие материальной заинтересованности во взыскании санкций (при обращении штрафа в доход государства) за нарушение обязательства отрицательно скажется на отношении обязанного лица к надлежащему его исполнению. Сознание, что контрагент не заинтересован в предъявлении требования о взыскании штрафа, что нарушение может остаться безнаказанным, не способствует изысканию всех возможных мер для выполнения обязательства. Представляется, что если даже возложить обязанность предъявления требований о взыскании штрафа в доход государства на финансовые органы, то едва ли удалось бы достигнуть цели» <*>.

И все же формулирование в законе данной ответственности как штрафа за невыполнение плана перевозок (а не согласованных сторонами объемов предъявления груза и подачи перевозочных средств) позволяло транспортным организациям, которые сами несли ответственность практически только за неподачу транспортных средств под погрузку, расширять сферу ответственности грузоотправителей далеко за пределы согласованного сторонами обязательства по предъявлению грузов.

Так, на железнодорожном транспорте под невыполнением плана перевозок, за которое предусматривалась ответственность, понимались: со стороны железной дороги — неподача вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок; со стороны грузоотправителя — неиспользование поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров. На грузоотправителя возлагалась также ответственность за невыполнение плана перевозок по дорогам назначения. При перевозке груза маршрутами за необеспечение погрузки маршрута с виновной стороны взыскивался штраф независимо от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок. Такая же ответственность применялась за невыполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке грузов по заявкам грузоотправителя, принятым железной дорогой (ст. 144 УЖД).

Такое нарушение грузоотправителем плана перевозок, как отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров, трактовалось в реальной деятельности железных дорог и практике государственных арбитражей предельно широко. Имелись в виду не только ситуации, когда грузоотправитель заявлял отказ от фактически поданных железной дорогой перевозочных средств, но и многие другие действия (бездействие) грузоотправителя, которые квалифицировались как срыв плана перевозок. В частности, в качестве одного из видов нарушения плана перевозок рассматривался так называемый предварительный отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров, когда грузоотправитель уже после представления железной дороге декадной заявки направлял ей свое заявление, содержащее требование не подавать вагонов или контейнеров в какой-то отдельный день декады или иное определенное в заявлении время. К отказу от предусмотренных планом перевозочных средств приравнивалось также несвоевременное представление грузоотправителем железной дороге развернутого месячного плана перевозок. Аналогичное значение (невыполнение плана перевозок в результате отказа от перевозочных средств) придавалось также несвоевременному представлению грузоотправителем декадной заявки.

Во всех подобных случаях обращает на себя внимание то, что железная дорога, в пользу которой взыскивался штраф с грузоотправителя за невыполнение плана перевозок грузов, не подавала перевозочных средств под погрузку и вообще не предпринимала никаких действий, направленных на выполнение плана перевозок. Более того, непредставление или несвоевременное представление грузоотправителем развернутого месячного плана перевозок или декадной заявки, а также его предварительный отказ от выделенных по плану вагонов и контейнеров освобождали железную дорогу от обязанности подавать отправителю перевозочные средства, следовательно, указанные средства использовались железной дорогой для обслуживания иных организаций (конечно, не безвозмездно). Тем не менее железная дорога получала возможность взыскать штраф с грузоотправителя.

Характерно, что нарушение самой железной дорогой плана перевозок (неподача предусмотренных планом вагонов и контейнеров) толковалось прямо противоположным образом — в сторону предельного сужения сферы ответственности железной дороги. В частности, не признавалась нарушением дорогой плана перевозок неподача под погрузку перевозочных средств в связи с отсутствием у отправителя груза, готового к перевозке, или вследствие слабых темпов погрузки, не обеспечивающих освоение подаваемых вагонов. Данный вывод вытекал из Правил перевозок грузов (§ 8 разд. 2), согласно которым количество вагонов (контейнеров), не погруженных по вине железной дороги, определялось в учетной карточке путем вычитания из числа вагонов, запланированных на декаду, количества фактически поданных железной дорогой вагонов, а из полученной разницы вычиталось число вагонов, не поданных железной дорогой по вине отправителя (отказ от погрузки, неподача вагонов из-за отсутствия заявки, занятости фронта погрузки вагонами, простаивающими сверх норм, отсутствия груза и др.). Более того, в подобных ситуациях железная дорога, не подававшая вагоны, получала право на взыскание с грузоотправителя штрафа за невыполнение плана перевозок.

Практика государственных арбитражей, рассматривавших споры, связанные с взысканием штрафа за невыполнение плана железнодорожных перевозок, в подобных случаях также была на стороне железных дорог. Например, инструктивное письмо Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9 (п. 18) содержало разъяснение, согласно которому непредставление декадной заявки, вследствие чего железная дорога не подавала предназначенные по плану вагоны и контейнеры, должно рассматриваться государственными арбитражами как отказ грузоотправителя от предусмотренных планом вагонов и контейнеров, что влекло для последнего предусмотренную ст. 144 УЖД обязанность уплатить железной дороге штраф за невыполнение плана перевозок. И только в случае приема железной дорогой к исполнению заявки, поданной грузоотправителем с опозданием, т.е. при учете этой заявки в декадном задании начальника отделения железной дороги, ответственность, как железной дороги, так и грузоотправителя, за невыполнение плана перевозок строилась на общих основаниях <*>.

Несмотря на явное неравенство грузоотправителя и железной дороги в отношениях, связанных с применением ответственности за невыполнение плана перевозок, данное обстоятельство не вызывало возражений со стороны правоведов, занимавшихся проблемами ответственности по договору перевозки. Так, Б.Л. Хаскельберг указывает: «Иногда предприятия, возражая против исков о взыскании штрафа за невыполнение плана, ссылаются на то, что дорога не подавала вагонов, вследствие чего лишена права требовать его уплаты. Такие возражения не всегда обоснованны. Если неподача вагонов вызвана причинами, относящимися к сфере деятельности отправителя, в том числе непредставлением заявок, ответственность за срыв плана должен нести грузоотправитель. Несвоевременное представление заявок практически лишает дорогу возможности использовать их для оперативного планирования работы станций… Однако было бы неверно считать данное правило безусловным и распространять его действие на все случаи просрочки. Если представленная с нарушением срока декадная заявка была принята и в соответствии с нею объявлено задание станциям, просрочка отправителя утрачивает юридическое значение, обязанность дороги предоставлять вагоны в соответствии с объявленным заданием существует. Она не вправе ссылаться, в случае неподачи подвижного состава, на несвоевременное представление заявок» <*>.

В юридической литературе того времени можно было встретить и более жесткие (по отношению к грузоотправителю) позиции. Так, М.С. Орданский исходил из принципиальной недопустимости принятия железной дорогой просроченной декадной заявки грузоотправителя по соглашению сторон, что влекло для последнего применение ответственности во всех случаях, без каких-либо исключений, поскольку «данные правоотношения возникают из плана перевозок» <*>.

На других видах транспорта неравенство грузоотправителей и транспортных организаций в отношениях, связанных с применением ответственности за невыполнение плана перевозок, проявлялось в меньшей степени. Например, на внутренневодном транспорте в соответствии с УВВТ (ст. 180) за невыполнение перевозок грузов в количестве, установленном планом на данный месяц, пароходства и грузоотправители несли материальную ответственность: пароходства — за неподачу тоннажа для перевозки грузов, а грузоотправитель — за непредъявление груза или предъявление его в меньшем количестве, чем это было предусмотрено планом. Предъявление грузоотправителем груза в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, а также подача пароходством тоннажа, непригодного или не подготовленного для перевозки данного груза, приравнивались соответственно к непредъявлению груза и к неподаче тоннажа, что рассматривалось в качестве основания для взыскания штрафа за невыполнение плана перевозок. Такую же ответственность пароходства и грузоотправители несли за невыполнение обязательств по внеплановой и сверхплановой перевозке грузов по заявкам отправителей, принятым пароходствами.

На внутренневодном и морском транспорте при работе по календарным графикам помимо штрафа за невыполнение плана перевозок применялась специальная ответственность за опоздание подачи тоннажа и за опоздание предъявления грузов (соответственно ст. 181 и 12 Положения об ответственности органов водного транспорта и клиентуры за невыполнение государственного плана перевозок по внутренним водным путям и по морским путям в малом каботаже, утвержденного Советом Труда и Обороны СССР 3 июля 1934 г. <*>; далее — Положение СТО от 3 июля 1934 г.).

На автомобильном транспорте ответственность в виде штрафа за невыполнение плана перевозок возлагалась на автотранспортное предприятие за невывоз груза в количестве, предусмотренном в декадном плановом задании на перевозку или в принятом к исполнению разовом заказе, а на грузоотправителя — за непредъявление к перевозке груза в количестве, предусмотренном в декадном плановом задании на перевозку или в принятом к исполнению разовом заказе (ст. 127 УАТ). Кроме того, за несвоевременную подачу автомобилей, работа которых оплачивалась по сдельным или исключительным тарифам, в пункт первой погрузки против согласованного времени автотранспортное предприятие уплачивало штраф за каждый случай несвоевременной подачи автомобилей помимо санкций за невыполнение плана перевозок (ст. 129 УАТ).

Существенной особенностью ответственности за невыполнение плана автоперевозок, как это отмечалось в юридической литературе, являлось то, что перевозчик и отправитель несли ответственность не за подачу перевозочных средств и неиспользование последних, а за невыполнение объема перевозок. Это было связано с тем, что число и типы автомобилей, необходимых для перевозок грузов, определялись, в зависимости от характера и объема перевозок, автотранспортными предприятиями самостоятельно. Другое отличие состояло в том, что количество груза, не вывезенного автотранспортным предприятием или не предъявленного к перевозке грузоотправителем, а следовательно, и штраф за нарушение плана перевозок определялись не против месячного или квартального плана перевозок, а по результатам выполнения декадного объема перевозок, поэтому ни одна из сторон не имела права взыскивать штраф за невыполнение плана перевозок, если сторонами не были согласованы декадные плановые задания.

При разрешении споров, связанных с невыполнением плана автоперевозок, государственные арбитражи руководствовались инструктивными указаниями Госарбитража РСФСР от 30 мая 1977 г. N И-2/22, согласно которым, в отличие от споров, связанных с невыполнением плана железнодорожных перевозок, в случае, если автотранспортное предприятие не вело учетную карточку, ответственность за невыполнение плана перевозок возлагалась на автотранспортное предприятие, а иски разрешались на основании представленных грузоотправителем доказательств. В качестве таких доказательств госарбитражами обычно принимались документы, подтверждавшие согласование сторонами декадных плановых заданий на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Например, при рассмотрении одного из дел по иску грузоотправителя о взыскании с автоперевозчика штрафа за невыполнение плана перевозок было установлено, что в нарушение действующих правил учетные карточки были составлены на фактическое выполнение плана и не устанавливали ничьей вины в невыполнении плана перевозок. Решением арбитража исковые требования были удовлетворены в полном размере, поскольку истец представил декадные заявки, принятые автотранспортным предприятием, которые свидетельствовали о невыполнении плана перевозок по вине автотранспорта. Данное решение было оставлено в силе и Госарбитражем РСФСР <*>.

Указанное отличие ответственности за невыполнение плана автоперевозок особо выделялось в юридической литературе, в частности, А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев отмечали: «Тот факт, что при автомобильных перевозках грузов ответственность за невыполнение плана возлагается лишь при наличии согласованных декадных плановых заданий и при отсутствии последних ни автотранспортное предприятие, ни грузоотправитель (грузополучатель) не могут предъявить друг к другу какие-либо требования, вытекающие из невыполнения плана перевозок, существенно отличает автомобильные перевозки от других видов перевозок, например железнодорожных. Ответственность за невыполнение плана автоперевозок наступает за невыполнение договорных условий о плане» <*>.

Основания и условия ответственности за невыполнение плана перевозок отличались значительным своеобразием по сравнению с обычными основаниями и условиями гражданско-правовой ответственности. Ответственность за невыполнение плана перевозок строилась не на принципах вины, но она не основывалась и на принципах безвиновной ответственности. Все транспортные уставы и кодексы включали в себя закрытые перечни обстоятельств, служивших основаниями освобождения от ответственности за невыполнение планов перевозок, как перевозчика, так и грузоотправителя (каждого в отдельности). Так, на железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 145 УЖД грузоотправитель освобождался от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок: а) по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути и при которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы, а также по причине аварии на предприятии, в результате которой было прекращено производство на срок не менее трех суток; б) при запрещении и прекращении или ограничении погрузки грузов в соответствии с порядком, предусмотренным УЖД; в) при неиспользовании вагонов (контейнеров), поданных грузоотправителю сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки без предварительного согласия грузоотправителя; г) при восполнении грузоотправителем в течение данной календарной декады допущенного им недогруза в отдельные дни этой декады; д) при выполнении плана в тоннах по грузам, перевозка которых планируется в вагонах и тоннах; е) при восполнении грузоотправителем в течение первой или соответственно второй половины месяца недогруза нефтепродуктов, допущенного им в отдельные дни данной половины месяца, если отгрузка этих грузов производится с наливных станций нефтепроводов или пунктов перевалки.

Железная дорога согласно ст. 146 УЖД освобождалась от ответственности за невыполнение плана перевозок: а) по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), при которых было невозможно подать вагоны и контейнеры под погрузку; б) при запрещении и прекращении или ограничении погрузки грузов в соответствии с порядком, предусмотренным УЖД; в) при задержке грузоотправителем вагонов (контейнеров) под выгрузкой; в этом случае железная дорога освобождалась от уплаты штрафа за неподачу данному грузоотправителю того количества вагонов (контейнеров), которое было задержано под выгрузкой или не могло быть подано под погрузку по этой причине; г) при восполнении железной дорогой в течение данной календарной декады неподачи вагонов (контейнеров) за отдельные дни этой декады; д) при восполнении железной дорогой в течение первой или соответственно второй половины месяца неподачи подвижного состава под погрузку нефти и нефтепродуктов, допущенной в отдельные дни данной половины месяца, если отгрузка этих грузов производится с наливных станций нефтепродуктов или пунктов перевалки.

Аналогичные перечни обстоятельств (не столь подробные), служивших основанием освобождения грузоотправителей и перевозчиков от ответственности за неисполнение планов перевозок, включавшие в себя явления стихийного характера, запрещения перевозок грузов, аварии у грузоотправителя и т.п., содержались и в иных транспортных уставах и кодексах, а также в других актах транспортного законодательства. В юридической литературе подчеркивались закрытый характер указанных перечней и невозможность освобождения грузоотправителя либо перевозчика от ответственности за невыполнение плана перевозок по иным основаниям. Так, В.Т. Смирнов, проанализировав основания освобождения перевозчиков от ответственности на всех видах транспорта, пришел к выводу, что «перечень обстоятельств, освобождающих грузоотправителя от ответственности за непредъявление груза к перевозке (невыполнение плана перевозок), во всех уставах и кодексах приводится как исчерпывающий в том смысле, что все другие факты, не подпадающие под этот перечень, хотя бы они и наступили по не зависящим от грузоотправителя обстоятельствам, не освобождает его от ответственности за невыполнение плана перевозок» <*>.

Отмечалось также, что данная ответственность грузоотправителя и перевозчика наступает независимо от их вины в невыполнении плана перевозок, что, однако, не находило однозначного объяснения. Например, С.С. Алексеев указывал, что при определении оснований освобождения сторон от ответственности за невыполнение плана перевозок грузов имелось в виду максимальное упрощение порядка установления фактов невиновного нарушения плана перевозок. Поэтому не исключено привлечение к ответственности за случайное, невиновное невыполнение плана. Но такого рода случаи могут встретиться лишь в порядке исключения, поскольку типичные обстоятельства, свидетельствующие о невиновности нарушения плана, закреплены в нормативном акте Наиболее оригинальным образом объяснил необычность конструкции ответственности грузоотправителя и перевозчика за невыполнение плана перевозок, которая использовалась транспортным законодательством, М.Е. Ходунов. По его мнению, все дело в том, что в составлении соответствующих актов транспортного законодательства «принимали участие главным образом инженеры и экономисты, предпочитавшие перечни юридическим конструкциям». Кстати сказать, сам М.Е. Ходунов — сторонник определения указанной ответственности по принципу вины; он, в частности, указывал: «Поскольку штраф должен играть воспитательную роль, было бы правильно установить ответственность за невыполнение плана по принципу вины; но из этого правила необходимо сделать исключение для тех случаев, когда неподача перевозочных средств или непредъявление груза произошли по вине третьих лиц, ответственных перед перевозчиком или отправителем, а также по вине вышестоящих органов той системы, в которую входит отправитель или перевозчик» <*>.

Что касается правовой природы штрафа, взыскиваемого за невыполнение плана перевозок, и его соотношения с убытками, причиняемыми контрагенту в связи с неподачей транспортных средств или непредъявлением груза к перевозке, то в юридической литературе сложилось однозначное мнение, что ответственность сторон, не выполнивших обязательства, вытекающие из плана перевозок, ограничивается уплатой штрафа. Одной из причин такого положения признавалось отсутствие в советском законодательстве норм, устанавливающих соотношения указанного штрафа с возмещением убытков. Отсюда квалификация штрафа за невыполнение плана перевозок как исключительной неустойки. Например, А.Л. Маковский подчеркивает, что «по соотношению с возмещением убытков, причиненных неподачей тоннажа, подачей его с опозданием или непредъявлением груза, санкции за невыполнение плана перевозок являются исключительной неустойкой, т.е. неустойкой, которая исключает возможность возмещения таких убытков» <*>.

Размер штрафа за невыполнение плана перевозок на всех видах транспорта устанавливался в процентах — как определенная доля стоимости перевозки невывезенного (непредъявленного) груза. Например, в соответствии с ВК СССР (ст. 86) за неподачу указанных в плане перевозочных средств и за непредъявление к перевозке предусмотренного планом груза перевозчик и отправитель несли друг перед другом ответственность в виде штрафа в размере 25% платы за перевозку за все непредъявленное или невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза. Те же 25% от стоимости непредъявленного или невывезенного груза можно обнаружить в УВВТ (ст. 181). В УАТ (ст. 127) размер штрафа был определен в 20% стоимости перевозки непредъявленного или невывезенного груза; на морском транспорте пароходство, не подавшее тоннаж, и грузоотправитель, не обеспечивший предъявление груза, при работе по календарным графикам погрузки судов должны были уплатить контрагенту 100% провозной платы за весь тот груз, который не был вывезен (ст. 9 Положения СТО от 3 июля 1934 г., ст. 9 Положения СТО от 29 сентября 1934 г. <*>). Только на железнодорожном транспорте применялся штраф, определенный в твердой сумме за каждую тонну груза (контейнер), непредъявленного отправителем или невывезенного железной дорогой (ст. 144 УЖД).

В юридической литературе критиковались законоположения, устанавливающие как размер штрафов применительно к отдельным видам перевозок грузов, так и перечни оснований освобождения грузоотправителей и перевозчиков от ответственности за невыполнение плана перевозок <*>. Например, В.Т. Смирнов указывал: «Нельзя не отметить сравнительно низкий размер штрафа, установленного за невыполнение плана перевозок на внутренневодном и автомобильном транспорте. При перевозках на большие расстояния такой штраф еще выполнит свою роль, при перевозках же на небольшие расстояния, учитывая довольно низкую провозную плату, эти штрафы весьма незначительны. Поэтому было целесообразно размер штрафа за неподачу перевозочных средств на этих видах транспорта повысить и дифференцировать в зависимости от расстояния перевозки» <**>.

Вместе с тем не обращалось внимания на показатели, используемые в качестве исходных данных для расчета штрафа за невыполнение плана перевозок. Например, установленный ст. 127 УАТ способ определения размера штрафа являлся излишне сложным и не соответствовал существовавшему порядку планирования автомобильных перевозок грузов. Размер штрафа ставился в зависимость от стоимости перевозки груза, а следовательно, от количества груза и расстояния перевозки, т.е. в основу определения размера ответственности был положен грузооборот, который являлся лишь расчетным показателем. Между тем согласно Правилам планирования перевозок грузов (п. 2) планы перевозок грузов разрабатывались в тоннах. Поэтому и размер штрафа за невыполнение плана перевозок должен был определяться, по-видимому, в твердой сумме за каждую тонну непредъявленного (невывезенного) груза, как это имело место на железнодорожном транспорте.

Порядок определения размера штрафа, применения ответственности за невыполнение плана перевозок грузов, а равно порядок разрешения соответствующих споров государственными арбитражами были сугубо формальными, поскольку взыскание или невзыскание штрафа зависело от того, как была составлена (работниками транспортных организаций) учетная карточка выполнения плана перевозок. Свидетельством этому может служить разъяснение Госарбитража СССР, содержавшееся в инструктивном письме от 29 марта 1968 г. N И-1-9 (п. 20): «Документом, подтверждающим выполнение плана перевозок, является учетная карточка, которая подписывается начальником станции и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток. В тех случаях, когда в учетной карточке отсутствует подпись грузоотправителя и последним оспаривается факт подачи вагонов для выполнения плана перевозок, железная дорога свои требования об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок может обосновать на данных учетной карточки лишь при условии, если докажет, что грузоотправитель уклонился от подписания учетной карточки, о чем составлен акт общей формы» <*>.

3. Производственная программа по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

Планирование технического обслуживания и ремонта подвижного состава ставит своей задачей:

— установить потребное количество ТО

— определить общую трудоемкость работ по ТО и Р.

Исходными данными для составления плана по ТО и Р являются:

— принятая система и методы ТО

— производственная программа по эксплуатации подвижного состава

— установление нормы пробега между TО и пробега до капитального ремонта-нормативы -трудоемкости применительно к условиям эксплуатации и оснащенности АТП.

3.1 Корректировка пробегов по условиям эксплуатации

Пробег до капитального ремонта:

L1КР=LНКР*K1*K2

Пробег до технического обслуживания №1:

L1ТО2=LНто2*K1

Пробег до технического обслуживания №2:

L1ТО1=LНто1*K1

3.2 Корректировка пробегов по кратности

Корректирование пробега до ТО-1 в год по кратности

Пробег до ТО1 с учетом кратности среднесуточному пробегу:

L11ТО1=Nто1*Lcc

Пробег доТО2 с учетом кратности пробегу до ТО-1:

L11ТО2=Nто2*L11ТО1

Пробег до КР с учетом кратности робегу до ТО-2:

L11КР=Nкр* L11ТО2

3.3 Расчет количества ТО и ремонтов

Количество ТО и Р определяется отношением общего пробега автомобилей на скорректированную норму пробега и вычитанием из полученной величины количества ТО высшей ступени.

Количество капитальных ремонтов:

Количество ТО2:

Количество ТО1:

Количество ежедневных обслуживаний:

Nео=Адэкс

Корректировка удельных норм трудоемкости

Корректировка трудоемкости ЕО.

t1ео=tнео*К4

Корректировка трудоемкости ТО1.

t1то1=tнто1*К4

Корректировка трудоемкости ТО2.

t1то2=tнто2*К4

Корректировка трудоемкости ТР.

t1тр=tнтр*К1*К2*К3*К4

где К – корректирующие коэффициенты в зависимости от:

-К1 – условий эксплуатации;

-К2 – природно-климатических условий

-К3 – пробега с начала эксплуатации;

-К4 – размера АТП;

После корректировки норм производится расчет трудоемкости работ по ТО и Р.

Трудоемкость ЕО.

Тео= t1ео* Nео

Трудоемкость ТО1.

Тто1= t1то1*Nто1

Трудоемкость ТО2.

Тто2= t1то2*Nто2

Трудоемкость ТР.

t1тр*Lобщ

Ттр=———————

Трудоемкость на ТОиТР автомобиля.

Ттоир = Тео+ Тто1+ Тто2+ Ттр

Трудоемкость вспомогательных работ.

Твсп = Ттоир*0,25

4 План материально-технического снабжения

Исходными данными для разработки плана материально-технического снабжения являются намеченные объемы перевозок, транспортной работы, показатели производственной программы эксплуатации подвижного состав, объема работ по ТО и Р автомобилей и прицепов, нормативная база.

4.1 Определение потребности в автомобильном топливе

Потребность в топливе на осуществление перевозок грузов рассчитывают на основе линейный норм раскола топлива

Расход топлива на пробег

Расход топлива на транспортную работу:

Расход на эксплуатацию:

Тэ=ТL+Тр

— расход топлива на внутри гаражные нужды принимают в размере 0.5% от общего расхода топлива.

В зимний период с 1 ноября по 30 марта нормы расхода топлива увеличиваются на 10% т.е. дополнительный расход топлива в зимний период составит:

Общий расход топлива по парку составит

Т = Тэ+Тг+Тзу

Общая стоимость топлива

С = Т*Цт

4.2 Планирование потребности в эксплуатационных материалах

Потребность в смазочных и обтирочных материалах рассчитывают отдельно по каждому виду и марке материалов.

Нормы раскола смазочных материалов установлены на 100 я раскола топлива:

— масло для двигателей *-2 — 3.5 л для карбюраторных

— консистентная смазка — 0,2-0.6 кг.

— трансмиссионное масло -03 — 0.8 л

— расход обтирочного материала 100 кг на 1 списочный автомобиль в год.

Расход моторных масел:

Расход трансмиссионных масел:

Расход консистентных смазочных материалов:

Стоимость моторных масел:

Смм = Рмм*Цмм

Стоимость трансмиссионных масел:

Стм = Ртм*Цтм

Стоимость консистентных смазочных материалов: Скс = Ркс*Цкс

Общая стоимость на масла и материалы:

С = Смм+Стм+Скс

4.3 Определение потребности в автомобильных шинах

Потребность в шинах определяется:

Стоимость шин:

Сш = Nш*Цкш

Расчет затрат на материалы и запчасти для проведения технических обслуживаний и текущего ремонта автомобилей осуществляется на основании норм затрат на 1000 км пробега, скорректированных с учетом поправочного коэффициента, учитывающего рыночное изменение цен.

Общая сумма затрат определяется по каждому виду обслуживания по формулам.

НЗЧ*Lобщ * Кзч

СЗЧ = ———————-, тг.

Затраты на материалы:

Нм*Lобщ

См = ——————, тг.

Результаты расчетов занести в таблицу 2

Таблица 2 — Потребность в материальных ресурсах

Наименование

Ед. Изм.

Всего по АТП

Топливо, всего

Л

в т.ч. по линейным нормам

Л

на транспортную работу или на ездки

Л

в зимний период

Л

на внутри гаражные нужды

Л

Моторное масло

Л

Пластичная смазка

КГ

Трансмиссионное масло’

Л

Спец.масла

л

Обтирочный материал

КГ

Автошины

Ед..

5. План по труду и заработной плате

5.1 Потребную численность водителей определяют следующим образом:

Ттоир+Чпз+ЧТОиР

Nвод = ————————- , чел.

ФРВд*ηвод

где Ттоир- трудоемкость та ТОиТР

Чпз-часы подготовительно- заключительного времени

ЧТОиР— часы участия водителей в ТО-ТР

Чпз = 0,3*АДэкс

ЧТОиР = Ттоир*25%

ФРВд = (Дк-(Дв+Дпр+Доо+Ддо+Дэк+Дб+Дго))*Тсм;ч.

где Дк – количество календарных дней в году = 365;

Дэк –экологические дни отпуска 10.

Доо, Ддо – продолжительность основного и дополнительного отпуска, Доо = 24день, Дод = 3дня;

Дб – дни неявок на работу в связи с болезнью = 3-5 дней (4);

Дго – количество дней неявок по причинам выполнения государственных обязонностей = 1-2 дня;

Тсм – продолжительность смены = 8 ч;

Дпр – количество праздничных дней = 10;

Дв – количество выходных дней = 104.

5.2 Численность ремонтных рабочих

Ттоир-ЧТОиР

Npр = —————- , чел.

ФРВд*Квн

где к — коэффициент повышения уровня механизации труда в планируемом периоде (1.1).

Численность вспомогательных рабочих устанавливается в пределах 20-ЗО% к суммарной трудоемкости ТО и Р.

5.3 Численность вспомогательных рабочих

Расчет численности вспомогательных рабочих производится по формуле:

Твсп

Nвсп = —————- , чел.

ФРВд*Квн

5.4 Численность руководителей и специалистов

Расчет численности руководителей и специалистов производится по формуле:

Nвод+Nрр

Nрукспец = —————- , чел.

где Nвод — число водителей

Nрр — число ремонтных рабочих

Производительность труда:

По объему перевозок:

По грузообороту:

5.5 Планирование фонда заработной платы водителей

Заработная плата водителей рассчитывается по сдельной расценке

где τТ , τТКМ- расценки за 1т и 1ткм.(4,32;1,54)

Надбавка водителям за классность:

где τ3ЧАС — тариф водителя 3 класса

%НАДБ — 1класс(40%) 2класс(30%)

%ВОД — 1класс(25%) 2класс(10%)

Доплаты за ночное время работы:

АЧноч = 7%*АЧэкс

Доплаты за работу в праздничные дни:

АЧпра = 3%*АЧэкс

Премии (Пр) и доплаты (Д) к заработной плате составляют:

Пр = 65% * ЗПт, тг.

Д = 25% * ЗПт, тг.

Доплаты за бригадирство:

где NHBU — количество бригад или бригадиров.

%ДОПЛ — бригада до 10 человек 20% более 10 человек 40%

Основная заработная плата:

ЗПосн = ЗПвод + Н1КЛ + Н2КЛ + Дноч + Дпра + Дбр + Пр + Двод, тг.

Дополнительная заработная плата:

ЗПдоп = %ДЗП*ЗПосн

Фонд заработной платы водителей:

ФЗП = ЗПосн + ЗПдоп, тг.

Отчисления социального налога:

Озп = 0,2 (ФЗП – 0,1 * ФЗП-(1,5МРП*Nвод*12)),тг.

где МРП — месячный расчетный показатель

Фонд заработной платы с отчислениями (ФЗПо) равен:

ФЗПо = ФЗП + ОЗП, тг.

5.6 Планирование фонда заработной платы ремонтных рабочих

Тарифная заработная плата ремонтных рабочих рассчитывается на основе тарифных ставок в следующей последовательности.

Таблица 3. численность рабочих по разрядам

Разряды

Наименование

Итог

%

Ремонтные рабочие

Количество человек по разрядам в таблице 2 определяется по выражению:

Ремонтные рабочие = %*Npp.

І = 0,1* Npp.

II = 0,1* Npp.

III = 0,15* Npp. .

IV = 0,15* Npp. .

V = 0,25* Npp.

VI = 0,25* Npp. .

Средний разряд рабочих определяется по формуле:

Расчет среднечасовой тарифной ставки рем рабочих (τ) определяется по формуле:

Основная заработная плата ремонтных рабочих ЗПрр = τ*(Тобщ-Чтоир)

Премии (Пр) и доплаты (Д) к заработной плате составляют:

Пр = 65% * ЗПт, тг.

Д = 25% * ЗПт, тг.

Основная заработная плата (ЗПосн) ремонтных рабочих рассчитывается по формуле

ЗПосн = ЗПт + Д + Пр, тг.

где Д – сумма доплат к заработной плате, тг,

Пр – премия, тг

Фонд заработной платы (ФЗП) ремонтных рабочих равен:

ФЗП = ЗПосн + ЗПдоп, тг.

Фонд дополнительной заработной платы (ЗПдоп) определяется в процентах от основной заработной платы.

ЗПдоп = %ДЗП*ЗПосн

Отчисления по заработной плате (Озп) (социальный налог).

Озп = 0,2 (ФЗП – 0,1 * ФЗП-(1,5МРП*Nвод*12)),тг.

Фонд заработной платы с отчислениями (ФЗПо) равен:

ФЗПо = ФЗП + ОЗП, тг.

5.7 Планирование фонда заработной платы вспомогательных рабочих

Заработная плата вспомогательных рабочих:

ЗПвсп = τ*Твсп

Премии (Пр) и доплаты (Д) к заработной плате составляют:

Пр = 65% * ЗПт, тг.

Д = 25% * ЗПт, тг.

Основная заработная плата (ЗПосн) вспомогательных рабочих рассчитывается по формуле

ЗПосн = ЗПт + Д + Пр, тг.

где Д – сумма доплат к заработной плате, тг,

Пр – премия, тг

Фонд заработной платы (ФЗП) вспомогательных рабочих равен:

ФЗП = ЗПосн + ЗПдоп, тг.

Фонд дополнительной заработной платы (ЗПдоп) определяется в процентах от основной заработной платы.

ЗПдоп = %ДЗП*ЗПосн

Отчисления по заработной плате (Озп) (социальный налог).

Озп = 0,2 (ФЗП – 0,1 * ФЗП-(1,5МРП*Nвод*12)),тг.

Фонд заработной платы с отчислениями (ФЗПо) равен:

Добавить комментарий