Плата за аренду земли

Содержание

Начисление и выплата арендной платы

Когда идет речь о земельных участках частной формы собственности, то, как известно, в законодательстве не содержится обязательного минимального размера арендной платы, которую можно требовать за них. Ведь размер такой платы стороны соответствующего договора определяют самостоятельно по взаимному согласию (ч.2 ст.6, ч.1 ст.627 ГКУ, ч.1 ст.21 Закона об аренде земли(1)). Правда, есть ст.1 Указа № 92(2), гласящая о плате за аренду земельных участков сельхозназначения в размере не менее 3% стоимости земучастка. На нее советовали ориентироваться как специалисты Госкомземресурсов (письмо от 28.10.2008 г. № 14-17-6/12343), так и налоговики (письмо ГНАУ от 24.10.2008 г. № 10443/6/17-0716), хотя этот Указ и носит рекомендательный характер.

Начисление арендной платы по договору аренды земли осуществляют с момента государственной регистрации права аренды (конечно, если иное не предусмотрено договором аренды). Такой вывод следует из положений ст.125 Земельного кодекса, ст.17 Закона об аренде земли и ч.2 ст.3 Закона о госрегистрации прав(3).

Исчисление размера арендной платы за землю осуществляют с учетом индексов инфляции, если иное не предусмотрено договором аренды (ч.3 ст.21 Закона об аренде земли).

В соответствии со ст.22 Закона об аренде земли арендная плата взимается в денежной форме. Однако если арендодатель — физическое лицо, то с согласия сторон расчеты по арендной плате за землю могут производиться и в натуральной форме. То есть в договоре аренды можно устанавливать также выплату в натуральной форме.

Надлежащим доказательством проведения наличных расчетов за аренду является расходный кассовый ордер. Поэтому в интересах самого арендодателя не пренебрегать оформлением факта выплаты арендной платы в денежной форме через свою кассу, хотя часто ограничиваются подписанием расписки или записи в определенном журнале (ведомости). А такая фиксация не демонстрирует проведения расчета арендной платы, не содержит указания, на выполнение условий какого именно договора получены денежные средства, не указывает период, за который выплачена арендная плата, и т.п. По мнению автора, рискованно выплачивать арендную плату почтовым переводом арендодателю.

В части сроков расчетов с арендодателем в п.11 Типового договора(4) употребляется понятие «Арендная плата вносится в такие сроки…». По мнению автора, его можно толковать так: предельный срок начисления и выплаты арендной платы устанавливают согласно условиям соответствующего договора. В целях избежания недоразумений следует в договоре уточнять сроки начисления арендной платы и проведения расчетов с арендодателем.

Поскольку отдельной формы первичного документа для начисления арендной платы не существует, в целях отражения начисления арендной платы в учете субъекты хозяйствования могут составить бухгалтерскую справку или же воспользоваться примерной формой Ведомости, предложенной Минагрополитики в письме от 04.12.2003 г. № 37-27-12/14024. Правда, эту форму следует дополнить колонками для отражения удержания НДФЛ и военного сбора.

Налогообложение

НДФЛ и военный сбор. Когда идет речь об аренде земли у физических лиц субъектами хозяйствования (юрлицами или физлицами-предпринимателями), именно последние выступают в роли налогового агента по доходам физического лица в виде арендной платы (пп.14.1.180 и 170.1.1 НКУ). Следовательно, они обязаны начислить, уплатить и отразить в отчетности НДФЛ из таких выплат. Начисленные и выплаченные суммы арендной платы за землю, а также удержанный из нее и перечисленный в бюджет налог на доходы следует отразить в разделе І налогового расчета по форме № 1ДФ, с признаком дохода «106». НДФЛ из арендной платы за землю следует перечислять в соответствующий бюджет по местонахождению таких земельных участков.

Из арендной платы следует удерживать еще и 1,5% военного сбора (пп.1.2 п.161 подраздела 10 р.XX НКУ). Суммы военного сбора (начисленного и уплаченного), а также арендной платы, из которой его удержали (уплатили), включают в показатели раздела ІІ налогового расчета по форме № 1ДФ.

Налог на прибыль. Сама по себе операция по передаче земельного участка в аренду не является объектом обложения налогом на прибыль. Если арендатор — плательщик налога на прибыль, то сумма арендных платежей как составляющая общепроизводственных расходов влияет на формирование финансового результата отчетного периода. Как известно, налог на прибыль исчисляют, исходя из бухгалтерского финансового результата предприятия до налогообложения (в соответствии с ПБУ или МСФО), откорректированного на предусмотренные в р.ІІІ НКУ разницы (если предприятие их применяет). Однако в НКУ не рассматриваются разницы, связанные с арендой земли у физических лиц. Поэтому при определении базы обложения налогом на прибыль будем ориентироваться на требования бухучета.

С этим особых сложностей не должно быть: сельхозпредприятие отражает полученный в наем участок на забалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы» (п.8 ПБУ-14) по стоимости, зафиксированной в договоре. Начисленные суммы арендной платы за землю такой арендатор относит на свои расходы, виды которых следует определять в зависимости от целей использования арендованного участка (п.9 ПБУ-14). Обычно арендаторы платят за год заблаговременно, тогда следует перечисленную сумму отнести на Дт 39 «Расходы будущих периодов» и Кт 685 «Расчеты с прочими кредиторами», а потом ежемесячно списывать соответствующую плату на расходы отчетного периода (Дт 23, 91…).

Когда идет речь об аренде земли сельхозназначения, то ее используют, как правило, для ведения сельского хозяйства, в частности выращивания разных культур. Если арендатор выращивает на земле один вид культуры, то расходы по арендной плате целесообразно относить в состав расходов на производство этой культуры. В случае если в прошлом году на земле выращивали, скажем, картофель, а в текущем году — свеклу, то сумма начисленной арендной платы в прошлом году должна включаться в себестоимость картофеля, а за текущий год — в себестоимость свеклы.

Как поступать в случае смерти арендодателя

Нередко возникают проблемы с выплатой арендной платы в случае смерти арендодателя.

В такой ситуации плата за период, заканчивающийся днем смерти арендодателя, является доходом умершего. Поэтому ее следует начислить, удержать из нее НДФЛ и военный сбор и отразить соответствующие данные в форме № 1ДФ. Ведь в соответствии с п.162.3 НКУ в случае смерти плательщика налога НДФЛ за последний налоговый период взимается из начисленных в его пользу доходов. Этим периодом считается тот, который заканчивается днем, на который приходится смерть такого плательщика. Таким образом, предприятию-арендатору не обойтись без уточнения даты смерти арендодателя, а следовательно, нужно получить копию свидетельства о смерти.

В форме № 1ДФ соответствующие денежные средства следует отразить с признаком дохода «106». А в графе 2 р.І — указать регистрационный номер учетной карточки умершего налогоплательщика-арендодателя (см. письмо ГФС от 20.11.2015 г. № 24759/6/99-99-17-02-01-15).

Следующий этап продолжается со дня смерти арендодателя и до момента обращения наследника(ков) к арендатору. В течение этого времени предприятие не показывает доходы в виде арендной платы в форме № 1ДФ и не удерживает из них НДФЛ и военный сбор, поскольку отсутствует субъект, в пользу которого проводится такое начисление, а арендатору еще не известно, кто станет собственником участка в порядке наследования и будет получать такую плату в дальнейшем. Если на этот период приходится предусмотренная договором аренды выплата арендной платы в безналичной форме, то ее следует приостановить. Можно также внести такие средства на депозит нотариуса (ч.1 ст.537 ГКУ), но таким механизмом арендаторы редко пользуются.

Иначе будет обстоять дело после обращения к сельхозпредприятию законного наследника (наследников) предыдущего арендодателя, который предъявит арендатору свидетельство о праве на наследство и извлечение из Госреестра вещных прав на недвижимость(5). Если договором аренды участка не предусмотрено прекращение его в случае смерти арендодателя, то эта сделка будет действительна и после такого печального события (ч.1 ст.770 ГКУ, ч.4 ст.32 Закона об аренде земли)(6). Поэтому следует корректировать договор в части определения арендодателя и уплачивать новому собственнику арендную плату в дальнейшем, да еще уплатить ему арендную плату за период после дня смерти предыдущего собственника(7). Возобновить договор можно путем заключения дополнительного соглашения к нему, согласно которому в силу правопреемства происходит замена арендодателя на основании п.2 ч.1 ст.512 ГКУ(8).

Суммы арендной платы, которые начисляли за участок после смерти предыдущего собственника, а также начисленные на нее НДФЛ и военный сбор отражают в форме № 1ДФ в том налоговом периоде, в котором эта плата фактически выплачена (см. ИНК ГФС от 18.09.2018 г. № 4073/6/99-99-13-02-03-15/ІПК(9)). При этом в графе 2 р.І ф. № 1ДФ указывается регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика нового арендодателя — наследника.

Можно ли выдать арендную плату родственнику собственника

Представим такую ситуацию. Предприятие арендует земельный участок у пенсионерки, проживающей в другом районе. Выплата арендной платы происходит наличностью через кассу. Продолжительное время женщина не приходила за деньгами, а потом приехала ее дочь и попросила выдать ей через кассу арендную плату, поскольку мать по состоянию здоровья не может приезжать. Что делать?

Выдать деньги, причитающиеся физическому лицу — арендодателю, другому лицу предприятие-арендатор вправе, но при условии, что получит подтверждение правомерности представления интересов арендодателя. ГКУ дает нам для этого два инструмента — доверенность соответствующего лица (ст.244) или договор поручения, который оно заключило с поверенным, выдав последнему доверенность (ст.1000, 1007). Конечно, представительство физических лиц может происходить и по закону, но при условии, что подразумеваются несовершеннолетние или недееспособные (ограниченные в дееспособности) лица. Право на представление всех других, пусть это и будут лица пожилого возраста и/или со слабым здоровьем, должно основываться на соответствующем документе, которым чаще всего служит доверенность. Правда, такую доверенность надо будет удостоверить нотариально, чтобы арендатор был уверен в достоверности воли доверителя предоставить право получать причитающиеся ему денежные средства другому лицу, даже своему родственнику.

Альтернативу, позволяющую сэкономить арендодателю, находим в ч.4 ст.245 ГКУ. Она разрешает удостоверять доверенность на получение платежей должностному лицу организации, в которой доверитель работает, учится, находится на стационарном лечении, или по месту его проживания. То есть доверенность на право получать из кассы сельхозпредприятия арендную плату за определенный участок пенсионерка вправе удостоверить, обратившись к должностному лицу жилищно-эксплуатационной организации (компании по управлению), объединения сособственников многоквартирного дома или органа местного самоуправления по месту своего жительства.

Подчеркнем, что, хотя де-факто из кассы деньги на руки будет получать другое лицо, в вопросах налогообложения ничего не изменится — ведь доход и в дальнейшем будет получать собственник участка. Поэтому в форме № 1ДФ указывают сведения об арендаторе. В свою очередь, правомерность выплаты через кассу на руки представителю по доверенности подтвердит копия (или оригинал — при наличии) последней, которая должна остаться у арендатора.

Конечно, хлопот с доверенностями и поездками можно было бы избежать, если бы выплата арендной платы происходила в безналичной форме. Но это требует заключения дополнительного соглашения к договору аренды в части определения способа выплаты такой платы.

Что требуется для выплаты арендной платы в натуральной форме

В некоторых случаях арендодатели получают арендную плату частично продуктами и/или товарами. Как предприятию-арендатору облагать налогом доход, выданный в такой форме?

Как и отмечалось выше, допускается арендная плата за земли частной собственности в натуральной форме (полностью или частично). Согласно п.9 Типового договора аренды если стороны согласовали именно натуральную форму выплаты арендной платы, то в такой сделке следует указать количество или часть продукции, получаемой с земучастка, качественные показатели продукции, место, условия, порядок, сроки поставки. При этом расчет в натуральной форме должен соответствовать денежному эквиваленту стоимости товаров по рыночным ценам на дату внесения арендной платы. Следовательно, в договоре прописывается соответствующее количество товаров (в т.ч. сельхозпродукция собственного производства), которыми будет рассчитываться арендатор.

Не следует забывать предусмотреть в договоре аренды и согласованный сторонами порядок исполнения обязанностей арендатора предоставлять товары в качестве натуральной оплаты. Без такого согласования исполнение таких действий по обычаям делового оборота должно происходить посредством подачи соответствующих заявок арендодателя, поскольку доставка товаров невозможна без волеизъявления арендодателя и доведения его до сведения арендатора(10).

Пункт 12 Типового договора предусматривает, что передачу продукции в счет арендной платы следует оформлять соответствующими актами. Однако ввиду того, что Типовой договор является рекомендуемым, в договоре аренды земли можно прописать и другой документ, которым арендатор будет оформлять передачу продукции в счет арендной платы. На практике это обычно делают путем фиксации соответствующего события в ведомостях, накладных и т.п. По мнению автора, в таких документах следует прописывать, во исполнение какого именно договора аренды лицу-собственнику передаются товары и за какой период это плата.

Обратите внимание на налогообложение такого дохода. Поскольку речь идет о неденежной форме, при определении суммы налога на доходы физических лиц следует учесть требования п.164.5 ст.164 НКУ, а именно, что при начислении (предоставлении) доходов в любой неденежной форме базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены НКУ, умноженная на коэффициент.

Следовательно, в случае получения физическим лицом арендной платы в неденежной форме, чтобы определить сумму налогооблагаемого дохода, размер арендной платы умножают на коэффициент 1,21951. А затем, чтобы определить сумму налога, полученный результат умножают на 18%.

В части военного сбора налоговики утверждают, что при таких обстоятельствах для определения его суммы не обязательно применять натуркоэффициєнт (см. письмо ГФС от 27.11.2015 г. № 25405/6/99-99-17-02-01-15). Однако, по мнению автора, идеально выполнить такое указание контролеров невозможно, поскольку придется сумму арендной платы облагать военным сбором за счет арендодателя. Выход — предусматривать частичную выплату денежными средствами. Ведь в случае начисления арендной платы в денежно-натуральной форме решить проблему можно путем удержания общей суммы военного сбора из «денежной» части арендной платы.

В случае выплаты арендной платы за землю в натуральной форме такая операция подпадает под определение операций по поставке арендатором товаров или услуг (пп.14.1.185 и 14.1.191 ст.14 НКУ), а потому становится объектом обложения НДС. При этом дата возникновения налоговых обязательств определяется в общем порядке в соответствии со ст.187 НКУ, то есть это будет дата выдачи товаров (услуг). На эту дату арендатору, являющемуся плательщиком НДС, следует составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН.

(1)Закон Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли». Опубликован на с.57.

(2)Указ Президента Украины от 02.02.2002 г. № 92/2002 «О дополнительных мерах по социальной защите крестьян — собственников земельных участков и земельных долей (паев)».

(3)Закон Украины от 01.07.2004 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений».

(4)Типовой договор аренды земли, утвержденный постановлением КМУ от 03.03.2004 г. № 220.

(5)Согласно ч.3 ст.1481 ЗКУ новый собственник должен уведомить арендатора в течение одного месяца со дня приобретения права собственности участка заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить должностному лицу предприятия под подпись. В таком уведомлении должны указываться ФИО, адрес нового собственника и его платежные реквизиты (прим. авт.).

(6)См. также Постановление Верховного Суда от 29.10.2018 г. по делу № 587/797/17-ц // AgroUA. — 2018. — № 1. — С.79.

(7)Дело в том, что по ч.1 ст.1218 ГКУ в состав наследства входят все права, которые принадлежали наследодателю на момент открытия наследства и не прекратились вследствие его смерти (прим. авт.).

(8)Правда, в соответствии с ч.4 ст.1481 ЗКУ изменения в договор с указанием нового собственника участка могут быть внесены с согласия сторон, а следовательно, отсутствие таких изменений не влияет на действительность договора. Арендатору следует иметь указанные копии свидетельства о праве на наследство и извлечение из Госреестра, чтобы в случае проверки доказать контролерам правомерность выплаты арендной платы другому лицу, нежели указанное в договоре (прим. авт.).

(9)Опубликовано: AgroUA. — 2018. — № 1. — С.71.

(10)Обратите внимание на это отличие в выплате арендной платы в денежной и натуральной форме: для первой не нужно требование арендодателя, она должна своевременно уплачиваться арендатором путем, предусмотренным договором, а в случае невозможности — путем ее накопления на депозитном счете нотариуса, открытия счета по требованию или любым другим законным путем (прим. авт.).

Органы местного управления и самоуправления при определении размеров арендных плат за земельные участки, находящиеся в их собственности и в ведении соответствующей муниципальной администрации, не имеют правовых оснований закреплять свои обязанности и обременения, которые ограничивают конституционные права и свободы субъектов предпринимательства.

Поэтому выяснение кадастровой стоимости должно соответствовать букве закона и проводится специализированной кадастровой службой Российский Федерации.

Что такое кадастровая стоимость земли и как она определяется?

Для многих остается секретом, что же такое кадастровая стоимость. А это важнейший элемент при расчете арендной платы в договоре аренды и других платежей при земельных отношениях.

Кадастровая стоимость земли — денежное значение, определяемое в ходе государственной оценки земельного участка по его основному назначению и хранящееся в базе данных Росреестра. Кадастровая стоимость является расчетной величиной.

Согласно российскому законодательству каждый объект недвижимости должен быть внесен в национальный реестр 1 раз.

Недвижимость не должна повторяться, поэтому каждому объекту присваивается свой уникальный кадастровый номер. Номер определяется кадастровым органом земельного учета.

Установление кадастровой стоимости земли закрепляется статьей 66 Земельного кодекса РФ.

Земля в России в целях классификации подразделяется на кадастровые кварталы, округа, районы. Они представляют собой единицы деления в земельном кадастре.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем оценки расположения, объектов на участке, размера площади. Как правило, оценку проводит государство либо местные органы власти, опирающиеся при этом на Земельный кодекс и нормативно-правовые акты, закрепляющие и определяющие кадастровую стоимость.

Как рассчитать арендную плату за земельный участок от кадастровой стоимости?

Арендная плата за земли государственной собственности или муниципальных властей, предоставленные без проведения торгов, рассчитывается по общему правилу на основании кадастровой стоимости земельного участка.

При этом арендная плата может составлять определенный процент от кадастровой стоимости, что называется корректирующим коэффициентом:

  • 0,01 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка гражданину либо организации, которые вправе освободиться от уплаты налога на землю либо имеют другие налоговые привилегии. Такой процент арендной платы также применим к землям, изъятым из оборота (включая земельные наделы, подвергшиеся загрязнению, деградации и заражению), которые по законодательству можно передавать в аренду;
  • 0,6 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка гражданину или организации в целях ведения личного подсобного хозяйства либо для применения по сельскохозяйственному назначению (включая организацию крестьянско-фермерского хозяйства);
  • 1 % от кадастровой стоимости земли: В случае предоставления земельного участка в целях реализации положений концессионного соглашения;
  • 1,5 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка по заключенному договору аренды на основании пункта 5 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации;
  • 2 % от кадастровой стоимости земли: При предоставлении земли недропользователю в целях осуществления работ, касающихся пользования недрами.

Размер арендной платы за земли государственной собственности

Годовой размер арендной платы определяется несложной формулой:

А = КСт * k, где

  • А — сумма арендной платы, которую необходимо вносить землепользователю;
  • КСт — кадастровая стоимость земли (ее можно выяснить в кадастровой службе по месторасположению земельного надела);
  • k – корректирующий коэффициент, изменяющийся в зависимости от землепользователя и назначения сдачи в аренду. Размеры корректирующего коэффициента были перечислены выше.

Например:

Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области в среднем составляет 828,08 руб. за квадратный метр. Предположим, что наш земельный надел составляет 200 квадратных метров. У нас есть налоговые льготы и преференции, в соответствии с которыми мы имеем право на корректирующий коэффициент, равный 0,01 %.

Считаем:

А = 828,08 * 200 * 0,01 = 1656, 16 руб.

Именно такую сумму мы должны выплатить государству за аренду его участка в течение одного года.

Размер арендной платы за земли частной собственности

Для земель частных лиц и организаций существует немного другая формула расчета стоимости аренды:

А = С * Р, где

  • А — размер платы за аренду;
  • С — рыночная цена надела, которую определяет независимая экспертиза, проводимая не раньше, чем за полгода до дня вступления нанимателя в арендные права;
  • Р — ставка рефинансирования Центробанка РФ, устанавливаемая в начале года, в ходе которого заключается договор найма земельного участка.

Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка составляется в случае изменения арендной платы, реквизитов сторон и т.д.
Кто и как должен платить за капитальный ремонт многоквартирного дома? Подробно этот вопрос освещен в нашей статье.
В случае затопления квартиры нужно предпринимать меры немедленно! Что нужно делать в этом случае, вы узнаете .

Плюсы и минусы использования данного способа расчета арендной платы

Кадастровая стоимость земельных участков оценивается раз в 3-5 лет.

Обновления сведений об участках является непростой задачей местных органов кадастровой службы. Оценка участков представляет собой сложную процедуру.

Анализ практики показывает актуализацию роста налогов и арендной платы, что зависит от кадастровой стоимости, растущей год за годом. Налоговые поступления и доходы от сдачи в аренду участков составляют хорошую долю финансовых ресурсов местных бюджетов городов и районов.

Таким образом, определение размера арендной платы по кадастровой стоимости является несложной задачей. Необходимо лишь знать ваш льготный корректирующий коэффициент и взять сведения из кадастровой службы по месту нахождения арендуемого участка.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Андрей Чернов Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.

Виды платежей за землю. Порядок установления ставок за землю

1. Методика размещения производственных подразделений и хоз.центров2. Методика установления площадей садов, пашни, пастбищ, сенокосов по ВХЗ3. Виды землеустроительной документации и их содержание(ст.19 ФЗ «Оземлеустройстве»4. Определение площадей, защищенных полезащитными лесными полосами5. Технические и экономические показатели оценки размещения полей и рабочих участков в отношении рельефа местности6. Определение расстояний между водорегулирующими лесными полосами7. Обоснование числа полевых севооборотов в хозяйстве8. Гидротехнические противоэрозионные мероприятия9. Обоснование проектирования почвозащитного севооборота10. Особенности устройства территории орошаемых севооборотов11. Размещение полевой дорожной сети при устройстве территории севооборотов12. Технические и экономические показатели оценки размещения полей и рабочих участков по условиям конфигурации13. Обоснование проектирования и содержания кормовых севооборотов14. Основные требования к размещению полей, рабочих участков15. Установление состава и площадей угодий в с/х предприятиях1. изыскивают возможности интенсификации использования земли:16. Обоснование ВХ организации территории на эколого-ландшафтной основе. Осн. эколого-эк. Показатели17. Схемы и проекты землеустройства. Различия между ними. Содержание схемы землеустройства административного района18. Значение и содержание устройства территории сенокосов. Понятие сенокосов. Размещение сенокосооборотных участков19. Основные требования к размещению зем. массивов произв. Подразделений20. Определение эк. эффективности трансформации и улучшения угодий21. Особенности размещения лесных полос в условиях равнинной местности и выраженного рельефа. Основные требования. Экономическое обоснование22. Обоснование эк., экологической и социальной результативности проекта ВХЗ23. Проектирование севооборотов. Содержание, типы, виды, количество севооборотов, обоснование24. Подготовительные работы при ВХЗ. Задачи, состав, содержание. Итоговые документы25. Составные части и элементы проекта ВХЗ. Осн. показатели эк. эф-ти проекта ВХЗ2. Размещение ВХ магистральных дорог, водохозяйственных и других инженерных сооружений и объектов общественного назначения.7. Устройство территории сенокосооборотов, организация сенокосооборотов, бригадных участков, размещение полевых станов, дорог, водных источников.26. Требования к устройству территории севооборотов с учетом осуществления комплекса противоэрозионных мероприятий27. Задачи и содержание размещения производственных подразделений и хоз. центров с/х предприятий28. Размещение полей севооборотов и рабочих участков. Основные требования, учитываемые условия. Показатели сравнения вариантов29. Устройство территории садов. Содержание. Методика, обоснование30. Особенности ВХ организации территории СХП на эколого-ландшафтной основе31. При решении каких вопросов должны применяться данные государственного кадастра недвижимости?32. Содержание государственного кадастра недвижимости33. Содержание и порядок ведения государственного учета земель в районе34. Назначение и виды планово-картографических обследовательских материалов, используемых в ГКН и землеустройстве35. Категории и классы пригодности земель. Принципы деления земель на категории и классы36. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости37. Содержание понятий земельный участок и контур38. Содержание кадастровой оценки земель. Виды оценки земель, основные показатели оценки земель39. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий. Примеры40. Порядок проведения ГКУ земельных участков41. Основания приостановления проведения ГКУ з.у. или отказа в ГКУ з.у42. Исправление тех. ошибок, допущенных при ведении ГЗК43. Кадастровая карта (план)44. Порядок ведения ГКН45. Кадастровое деление территории РФ и муниципального образования46. Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости47. Разделы государственного кадастра недвижимости и их содержание48. Кадастровое дело49. Порядок предоставления сведений государственного кадастра недвижимости. Виды сведений государственного кадастра недвижимости50. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровом делении территории Российской Федерации51. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов52. Обязательность ГКУ земельных участков53. Открытость сведений ГЗК54. Полномочия органон гос. власти РФ в области осуществления деятельности по ведению ГКН55. Цели создания и ведения ГЗК56. Место Гкн в системе гос. информационных ресурсов57. Правовое регулирование деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости и использования его сведений58. Способы и точность перенесения проектов землеустройства в натуру. Содержание рабочего(разбивочного чертежа)59. Способы и точность вычислениея площадей контуров угодий60. Масштабы планово-картографических материалов, используемых для составления проектов внутрихозяйственного и территориального землеустройства61. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель62. Основные группы ограничений ЭММ линейного программирования в землеустроительных задачах и их математическая формулировка63. Земля, как главное средство производства в с/х. Средства производства, неразрывно связанные с землей64. Понятие землеустроительного проекта. Место землеустроительного проектирования в землеустроительном процессе. Состав проекта и его частей65. Понятия улучшения угодий. Мероприятия по улучшению пашни, кормовых угодий. Значение улучшений. Определение эффективности улучшений66. Понятие черты сельского населенного пункта. Состав земель, входящих в черту населенного пункта. Её установление67. Недостатки ЗВний, ЗПний. Их виды и особенности устранения68. Основные виды землеустроительных работ, выполненных в ходе земельной реформыОсновные признаки проведения реформы:69. Трансформация угодий. Определение, назначение, эффективность70. Понятие образования и упорядочения землевладений и землепользований, отвода земельных участков71. Состав и содержание сметно-договорной документации72. Последовательность выполнения работ в программе «Земля»73. Выходные формы, получаемые при пользовании программой «Земля»74. Входная информация для получения 22 формы, 22а, 22б к годовому отчету75. Технология работ создания электронной кадастровой карты района76. Справочная информация, необходимая для работы программы «Земля+Качество»77. Основные результаты (признаки) изменения земельного строя в Российской Федерации после проведения земельной реформы в 1990 и последующих годах78. Формы собственности на землю. Привести примеры79. Виды платежей за землю. Порядок установления ставок за землю80. Земельные споры. Их виды. Порядок их разрешения81. Понятие и правовые нормы децентрализации управления земельным фондом в Российской Федерации82. Порядок получения в натуре земельного участка для ведения КФХ в счет земельной доли83. Порядок оформления сделки купли-продажи как юридического факта возникновения права собственности на землю84. Признаки, определяющие постройку самовольной. Порядок оформления права собственности на самовольную постройку85. Права и обязанности собственников, пользователей и арендаторов земельных участков86. Цели и задачи зонирования земель населенных пунктов. Территориальное зонирование87. Органы, осуществляющие Государственный земельный контроль за использованием и охраной земель. Их права. Задачи

Учебные и методические материалы

к.т.н. Ю.А. Крюков. Земельный кадастр как информационное обеспечение рынка недвижимости

6.1. Основные понятия экономики землепользования.

Земельные платежи. Виды земельных платежей.

В РФ с 1 января 1992 г. введен платный порядок землепользования и землевладения. 11 октября 1991 г. был принят Закон РСФСР «О плате за землю» № 1738-1, конкретизировавший Земельный кодекс РСФСР в части норм платного использования земли . 8 июля 1994 г. Государственная Дума приняла федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю»» (утвержден 9.08.94 за № 22-ФЗ).

Основными видами земельных платежей этими законами предусматриваются:

— земельный налог;

— арендная плата;

— нормативная цена земли.

Земельный налог: плата за землю, находящуюся в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании. Вносится равными долями до 15 сентября и до 15 ноября. Ставки устанавливаются в рублях. Устанавливать ставки имеет право Государственная Дума, т.е. только на федеральном уровне.

Арендная плата: оговоренная договором сторон плата за пользование землей. Устанавливаются ставки распоряжением мэра Москвы. Ставки устанавливаются в экю. Оплата производится поквартально до 25 числа последнего месяца квар тала. При каждом платеже ставка арендной платы в экю переводится в рубли по курсу экю на середину квартала. В Москве ставки арендной платы пересматриваются два раза в год.

Через арендную плату за городские земли должна изыматься дифференцированная земельная рента — часть дополнительного дохода, возникающего у юридических и физических лиц не за счет трудовых усилий, а за счет расположения земельных участк ов, арендуемых этими лицами, на территориях более высокой градостроительной ценности, обеспечивающей определенные социально-экономические преимущества.

Нормативная цена земли: показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Размер был принят в Земельном кодексе РСФСР 199 1 года как 50-кратный земельный налог. Постановлением правительства РФ от 3.11.94 № 1204 нормативная цена земли установлена в размере 200-кратной ставки земельный налога на единицу площади. Льготы при этом не учитываются. Нормативная цена земли используе тся при налогообложении недвижимости.

Нормативная цена земли служит для покупки и выкупа земельных участков в случаях предусмотренных Земельным Кодексом, а также для получения под залог земли банковского кредита.

В некоторых конкретных случаях размер нормативной цены земли может быть изменен. Например, письмом Госкомимущества РФ от 18.07.95г № СБ-2/6388 «О порядке установления нормативной цены земельных участков». В письме дается следующее разъ яснение. При приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ при заключении договоров купли-продажи земельного участка после вступления в силу Указа Президента РФ от 11 мая 1995г № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в ф едеральный бюджет доходов от приватизации», т.е. после 15 мая 95г., нормативная цена земельных участков устанавливается в размере 10-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. При этом в расчет принимается ставка земельного н алога, действующего на момент подачи заявки на выкуп земельного участка (Rway, окт.95г., с.59).

Постановление правительства РФ от 15.03.97г “О порядке определения нормативной цены” дается принципиально новый подход к определению нормативной цены земли.

“В соответствии с Законом Российской Федерации «О плате за землю» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целево го назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресу рсам и землеустройству.

2. Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Пост ановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

3. Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назна чения.

4. Возложить на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдачу заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

5. Государственному комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывать основные методические положения по ценовому зонированию з емель и расчету нормативной цены земли.

6. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1204 «О порядке определения нормативной цены земли» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст. 3033).”

Председатель Правительства РФ В.Черномырдин

Земельные платежи зависят от вида пользования земель.

Основные источники поступлений в городской бюджет и в внебюджетные фонды Москвы от операций с землей:

— арендная плата за земельные участки;

— земельный налог;

— штрафы за нарушение земельного законодательства и условий землепользования договора аренды или госакта;

— продажа прав аренды земельных участков на конкурсах;

— выкуп права аренды земельных участков.

Кадастровая оценка земель — основа для экономического регулирования земельных отношений в городе. В нее входят как оценка качества земель, пригодности земель в целях градостроительства и для других конкретных нужд (под ст роительство жилого здания, под использование в целях рекреации, под выращивание с/х культур и т.д.), так и определение потенциальной ценности земель в денежном выражении.

Оценка состояния земель — процесс в известной степени объективный, опирающийся на естественно-исторические и научно-технические принципы.

Экономическая оценка стоимости земель зависит от внешней среды процесса экономической оценки — действующего гражданского и земельного законодательства. А это законодательство соответствует уровню производственных отношени й конкретного общества. Поэтому оценка состояния земель более фундаментальна и менее зависима от политической конъюнктуры, экономическая же оценка более лабильна, имеет более субъективный характер.

Территориально-экономическое зонирование — организационная реализация учета стоимости земель в земельном кадастре.

Территориально-экономические оценочные зоны — относительно однородные участки (зоны) территории города, ограниченные естественными или искусственными преградами и имеющие определенную качественную, экономическую и социаль но-экономическую ценность.

Распоряжениями мэра Москвы от 26 сентября №471 «О плате за право заключения договора аренды земли в Москве» введена плата за покупку права аренды. Дополнения и уточнения указанного документа даны в распоряжении мэра от 24 мая 1995г №25 4.

Выкуп права аренды земельных участков вводится для организации земельного рынка в тех странах и в тех случаях, когда нет частной собственности на земельный участок. В случае продажи прав аренды земельного участка на 49 ле т и усложнению процедуры изъятия земель, выкуп права аренды земельных участков аналогичен продаже земельного участка.

Земельный налог взимается ежегодно со всех собственников, землевладельцев, землепользователей и не зависит от результатов хозяйственной деятельности субъекта. Он устанавливается в виде стабильных платежей в зависимости от географическо го местоположения участка. Налог на земли сельскохозяйственного назначения устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Земельный налог — это не плата за использование земли, а плата за привилегию обладания лучшими землями: чем выше качество земли, тем выше земельный налог.

От земельного налога полностью освобождаются:

— предприятия, организации, и учреждения, полностью или частично находящиеся на государственном финансировании согласно утвержденному перечню;

— граждане, имеющие социальные льготы.

Ставки земельного налога по экономическим зонам Москвы устанавливает Московская городская Дума. Земельный налог платят равными долями до 15 сентября и 15 ноября. Налог поступает в бюджет России и города. Ставки земельного налога устана вливаются в рублях.

Ставки арендной платы по территориально-экономическим зонам Москвы устанавливает администрация города (мэрия) распоряжением мэра. В Москве выделено 69 зон и 23 подзоны. Ставки арендной платы устанавливаются в экю. Размер арендной платы вычисляется по курсу экю на середину квартала. Деньги поступают в бюджет города.

Размер ставки налога или аренды не зависит от размера земельного участка. Земельные платежи зависят от функционального использования земель. В частности, за земли жилой застройки и гаражей взимается 3% ставки земельного налога. Ряд слу жб города платят 65% от ставки земельного налога.

По закону «О местном самоуправлении» земельный налог относится к местным налогам со всеми вытекающими последствиями.

Размер выкупа права аренды земельного участка можно рассматривать с двух позиций:

— рыночная стоимость земельного участка (с учетом дифференциальной земельной ренты);

— стоимость инженерного обустройства земельного участка.

В Москве используется только первый подход.

Поступление земельного налога в бюджет города контролирует ГНИ. Москомзем контролирует поступление платежей за аренду земельных участков.

Арендная плата, земельный налог и штрафы за нарушение земельного законодательства поступают в бюджет города. Часть поступлений от земельного налога Москва должна перечислять в бюджет РФ. В свою очередь, Правительство России должно комп енсировать Москве расходы на выполнение функции столицы России, платить за земли, которые заняты федеральными органами ( в том числе, дипкорпусом, силовыми структурами и т.д.). Часть от суммы штрафов поступают на счет Москомзема.

Деньги за выкуп прав аренды поступают на специальный внебюджетный фонд, из которого они делятся между городом и префектурой. Из этих же денег оплачиваются услуги риэлторских фирм, затраты на конкурсы, услуги Москомзема и т.д. Фактическ и деньги сразу перечисляются на разные счета согласно распределению, которое устанавливается распоряжением мэра.

Государственные акты на пользование земель в Москве выдаются, в основном, организациям на земли историко-культурного назначения, ВУЗов, на лесопарки, заповедники. Как правило, эти организации освобождены от земельных платежей.

Перечень информационных материалов | Базы данных

По каким параметрам можно рассчитать?

Основные принципы определения платы по установлению российского правительства:

  • Предсказуемость. Органы государственной власти, местного самоуправления нормативно (правовыми актами) закрепляют особенности ценовой политики.
  • Стабильность. При переоформлении прав на землю не допускается превышение размера платы более чем в два раза относительно земельного налога.
  • Защита. При социально значимой деятельности арендная оплата фиксируется наравне с земельным налогом.

Размер налога за землю зависит от экономического положения страны, отдельно взятого региона и географического положения.

Арендную плату можно рассчитать на основании двух важных показателей:

  1. Географическое расположение арендуемого земельного участка. Рассматриваются природные зоны: земли сельскохозяйственного назначения юга страны значительно дороже аналогичных участков северных районов. Учитываются расположения вблизи экономически развитых городов. В Подмосковье плата за аренду земельного участка в 4 раза дороже, чем в других пригородах.
  2. Ценность земельного участка. В зависимости от целевого назначения каждый тип земли имеет свои показатели ценности.

Основные параметры:

  • ценность для строительства и инженерных решений;
  • социальная значимость;
  • экономическая роль;
  • природные особенности;
  • ценность в историческом и архитектурном плане.

Арендная стоимость формируется от назначения земли.

Стоимость под строительство торговой площади или жилого дома выше оплаты аренды земли сельскохозяйственного назначения.

Виды стоимости

Условия аренды земельного участка у государства или физического лица отличаются. Государство ориентируется при назначении цены арендной платы на местоположение, назначение участка, а также учитывает планы города.

Частник, как арендодатель, ценовую политику ведёт, учитывая собственные интересы. Если территория привлекательна по разным показателям для арендаторов (удобное расположение, подведённые коммуникации), цена назначается выше.

Законодательными органами государства сформированы разные виды арендной стоимости участка:

  • кадастровый,
  • нормативный,
  • рыночный.

Кадастровая

Кадастровую стоимость земельного участка определяет ревизионная комиссия. В состав группы привлекаются лицензированные оценщики, должностные лица из администрации региона. Поставленный на учёт участок вносится в регистрационную запись Росреестра.

Информация о результатах оценки выставляется на сайте местной администрации. В течение 6 месяцев заинтересованные лица могут подавать заявки о несогласии с определением стоимости. Через полгода результат оценки будет иметь юридическую силу.

По закону инвентаризация должна проводиться в 5 лет один раз. От кадастровой стоимости зависит сумма земельного налога.

Факторы определения

Есть параметры, которые определяют ценовую политику при определении кадастровой стоимости:

  • Характеристика состояния земли;
  • Дата, когда ввели в Росреестр;
  • Транспортная инфраструктура;
  • Инженерная инфраструктура;
  • Экологическая обстановка;
  • Региональная привязка. Каждый регион имеет определённый коэффициент по учётным параметрам;
  • Инвестиционная привлекательность.

После инвентаризации земельный участок прикрепляется к кадастровому номеру. На карте отмечается место расположения участка. Определяется категория.

Определение размера оплаты за землю по договору

Арендную плату определяет корректирующий коэффициент от кадастровой стоимости участка:

  • Гражданину (организации), имеющему налоговые привилегии или освобождённому от уплаты земельного налога, назначается 0,01% . Если земля не используется из-за ряда причин, при передаче в аренду оценивается таким же коэффициентом;
  • При использовании арендной земли для ЛПХ или развития сельского хозяйства назначается 0,6 %;
  • Аренда земли для реализации взаимовыгодного проекта между частником и государством — 1 %;
  • Аренда на основании п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ – 1,5 %;
  • Аренда участка для пользования недрами земли – 2 %.

Кадастровую стоимость земельного участка можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру участка.

Нормативная

Постановление Правительства РФ от 15.03. 1997 г. № 319 регулирует порядок определения нормативной стоимости надела.

Цена формируется из характерных особенностей:

  • по качеству,
  • местоположению,
  • доходности
  • и самоокупаемости земли

за расчётный период.

Нормативная цена нужна:

  • для экономического расчёта при передаче в собственность надела,
  • оформлении дарственной
  • и выполнение других операций, где земля является капиталом владельца.

Органам местного самоуправления дано право решением на 25% менять нормативную цену в сторону повышения или понижения. По отношению рыночной цены нормативная не может превышать 75 процентов.

Если не определена кадастровая стоимость арендуемого надела, оформляется налогообложение по нормативной цене.

Рыночная

При сделках продажи применяется рыночная стоимость надела, которая не может быть ниже кадастровой. Независимые оценщики определяют рыночную цену земельного участка. Также и владелец может установить свою цену. Существует сравнительный, доходный и затратный метод определения цены.

Сравнительный метод расчета

Изучаются объявления на сайтах, в средствах массовой информации цены аналогичных участков. Определяется средняя цена, которая и определит рыночную стоимость определённого надела.

Доходный

Прогнозируется, какой доход можно получить от надела, если использовать по целевому назначению. Инфраструктура, перспектива развития окружающей среды увеличат рыночную стоимость.

Затратный

Подсчитываются затраты, которые предполагаются для освоения земли и возведения строений. Рассматриваются и прогнозируемые доходы. Разница между доходами и затратами и есть рыночная цена земельного участка.

Как оплатить?

Правовые отношения между сторонами в земельных вопросах регулируются Земельным Кодексом. Условия оплаты оговариваются в статье 65 ЗК РФ, согласно которой формами выплаты является налог на землю и арендная плата, размер и сроки которой устанавливаются на основе договора между арендатором и собственником.

Сумма выплаты начисляется на основании кадастровой стоимости земли. Существует специальная формула, по которой ведется расчет стоимости земельной аренды:

А = КС * k , где:

  • А — конечная плата,
  • КС — кадастровая стоимость участка,
  • аk — особый коэффициент, который зависит от категории владельца и цели аренды.

Для коэффициента «k» действуют следующие значения:

  • k = 0,0001 — используется для граждан, имеющих специальные льготы по ст. 395 ФЗ №117 от 05.08.2000;
  • k = 0,006 — действует для участков, взятых в найм под садовые, огородные и сельскохозяйственные работы;
  • k = 0,02 — применяется для участков, нанятых с целью добычи полезных ископаемых.

Во всех остальных случаях ЗК РФ принято фиксированное значение коэффициента — 0,015.

Как осуществляется оплата?

Для оплаты аренды существует два способа.

  1. Выплата по договору — осуществляется на основе соглашения об аренде между нанимателем и владельцем участка.
  2. Уплата земельного налога — в большей части регионов России налоговый сбор за эксплуатацию земли является основным способом оплаты аренды.

Для осуществления выплаты используют обычное платежное поручение. Для этого следует напрямую обратиться к арендодателю или воспользоваться услугами любой платежной системы (Яндекс Деньги, Сбербанк, Webmoney, портал Госуслуги). Платеж будет происходить по соответствующим реквизитам и спишется напрямую со счета плательщика.

Основными мерами наказания в случае неуплаты за аренду и является начисления штрафа в размере 20-40 % от суммы арендного платежа или пени, начисляемой за каждый день просрочки до момента полной выплаты долга.

Понятие арендной платы за земельный участок. Правила и порядок определения размера арендной платы земельных участков

Определение арендной платы за земельный участок – вопрос, который занимает умы практикующих юристов не первый год.

Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то под понятием арендной платы понимается обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество для целевого использования, но на условии внесения конкретных платежей, размер которых фиксируется в соглашении между участниками правоотношений.

Таким образом, определение данной дефиниции имеет достаточно четкую трактовку, которая содержит в себе все основополагающие характеристики.

Порядок предоставления, размер арендной платы, условия и временные периоды внесения платежей за использование земельных участков (сельскохозяйственного, лесного, жилого, садоводческого и прочего предназначения), которые числятся как публичная собственность, т.е. государственное или муниципальное имущество, определяются постановлениями Правительства РФ, а также федеральными, региональными законами и указами на местном уровне.

В частности, регламентирует данную сферу Постановление № N 582, принятое Правительством РФ.

Арендные платежи за землю

Арендные платежи за земли сельскохозяйственного, жилого, коммерческого, лесного и прочего назначения (не следует путать с таким понятием как налог), а точнее формы их воплощения в жизнь, гражданским законодательством РФ классифицируются следующим образом:

  • арендные платежи за арендуемое имущество в твердой валюте, которые вносятся либо в определенный временной период, закрепленный в законодательном порядке, либо единовременно. В качестве основной валюты выступает российский рубль.
  • платежи за наделы сельскохозяйственного, жилого, коммерческого или огородоводческого и прочего назначения могут осуществляться в натуре, в частности, в виде установленной доли от полученной продукции или поставляемых услуг.
  • возмездной основой может выступать также предоставление арендодателю конкретных услуг со стороны арендатора, что закрепляют законодательные правила.
  • расчет и определение платежа за аренду может осуществляться также посредством передачи в срочное или постоянное пользование конкретной вещи или имущества, что закрепляют собой законодательные правила.
  • арендная плата за земли сельскохозяйственного или иного назначения может взиматься в виде возложения на арендатора обязанности нести все затраты на эксплуатацию и поддержание должного состояния арендуемого имущества.
  • расчет арендной платы может происходить посредством смешения перечисленных выше форм, а также иными способами, которые не противоречат закону. В частности, берется во внимание и земельный налог.

Расчет арендных платежей за земельный участок

Кроме того, помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов, непосредственная регламентация арендных платежей осуществлена в ЗК РФ.

В частности, в Земельном кодексе РФ официально закреплены некоторые особенности того, как происходит определение размера арендной платы за землю.

Во-первых, законодательный порядок устанавливает возможность повышающего коэффициента арендных платежей на земли, находящиеся в публичной собственности, предполагаемые для жилого назначения. Земельный налог здесь берется в расчет.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда в трехлетний срок на территории земельного участка, взятого в аренду, не будет введено в эксплуатацию сооружение жилого назначения. Арендный платеж в такой ситуации будет равняться двукратному размеру налоговой ставки, по которой рассчитывается земельный налог.

Во-вторых, если изменение касается права собственности на земельный участок, т.е. происходит переоформление права бессрочного пользования на арендное право, то расчет размера платежа происходит по одному из оснований:

  • два процента кадастровой стоимости земельного участка, который берется арендатором в установленном законодательством порядке.
  • три десятые процента от кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения.
  • полтора процента кадастровой стоимости на земли, которые числятся как ограниченные или же изъятые из оборота.

Кроме того, определение размера арендной платы за участок сельскохозяйственного, лесного или прочего назначения не может превышать собой уровень, который имеет земельный налог. Данная норма нашла свое определение в ст. 39.7 ЗК РФ.

Если углубиться в ее суть, то можно вывести следующие особенности и правила расчета размера арендной платы, который не может превышать собой налог:

  • Законодательный порядок устанавливает, что если договор аренды на землю заключен с физическим лицом, которое наделяется Земельным кодексом России правом бесплатного использования участка сельскохозяйственного, садоводческого, лесного и прочего назначения без проведения торгов, а также если он зарезервирован или ограничен в обороте, то размер платежа не может превышать налог.
  • Нормативные правила также устанавливают, что если с лицом заключен договор о развитии и освоении территории, то расчет платежа также должен проходить в полном соответствии со ставкой, которую имеет налог на землю.
  • Учитывается налог на землю и в том случае, если арендный контракт заключается с гражданами, которые имеют право на внеочередное предоставление надела, что обуславливается федеральным законом.
  • Расчет и определение арендного платежа с учетом налоговых издержек также происходит в том случае, если земли принадлежат субъекту на основании оперативного управления.
  • Иные основания и законодательные правила, предусмотренные ЗК РФ.

Размер арендной платы земли сельскохозяйственного назначения

Аренда земель сельскохозяйственного назначения имеет ряд нюансов по сравнению с угодьями иного целевого использования. В частности, расчет размера арендной платы за эксплуатацию надела должен в обязательном порядке быть прописан в соглашении между участниками сделки. Это условие является гарантией того, что арендатор будет выплачивать собственнику (в нашем случае государству или муниципалитету) определенную плату (не налог).

При этом максимально допустимый размер платежа не устанавливается законодательством.

Однако нормативно-правовые акты подразумевают, что производить изменение условий арендного договора можно не чаще, чем 1 раз в год.

Рассчитать платеж может каждый арендатор самостоятельно. Для этого необходимо умножить размер выделяемой площади на единицу стоимости имущества (или же продукции). Среднее значение и представляет собой платеж по заключенному договору аренды.

Кроме того, некоторые контракты требуют от арендатора и арендодателя рассчитать общую стоимость земельного участка, предоставляемого в аренду. В этом случае следует перемножить средний показатель арендной платы и количество месяцев пользования наделом.

Изменение размера арендной платы в одностороннем порядке

Несмотря на то, что размер платы за аренду земельного участка прописывается в договоре между сторонами, законодатель предусмотрел возможность осуществлять изменение этого условия в одностороннем порядке. Однако подобное право осуществлять изменение пунктов соглашения в одностороннем порядке должно быть прописано в самом контракте, о чем гласит ст. 614 ГК РФ.

Если изменение условий арендной платы в одностороннем порядке предусматривается договором между участниками сделки, то арендодатель может воплотить подобные трансформации в жизнь. Но при этом должен быть соблюден строгий порядок действий, который зафиксирован в контракте.

В частности, изменение в одностороннем порядке возможно в том случае, если собственник земельного участка заранее известит арендатора о том, что произошло уменьшение или увеличение арендной платы.

В том случае если процедура внесения изменения в одностороннем порядке не прописана в основополагающем договоре, то между участниками может быть заключено дополнительное соглашение. Если же изменение в одностороннем порядке произошло с нарушением законодательного механизма, то арендатор может выплачивать за надел прежнюю сумму, закрепленную контрактом.

Добавить комментарий