По способу принятия

СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ — известные конституционной практике акты учредительной (верховной) власти, посредством которых разрабатывается и вводится в действие новая конституция страны. В мировой практике известны три способа принятия конституции: 1) принятие конституции парламентом. Так, к примеру, была принята Конституция Украины в 1996 году; 2) принятие конституции путем референдума (как это, в частности, характерно для действующей Конституции РФ). При этом различают так называемые ратифицирующие референдумы — ситуация, когда проект конституции разрабатывается специальным органом (учредительным собранием) и выносится на всенародное голосование; 3) принятие конституции специально учрежденным органом — учредительным собранием. Государственно-правовой практике XVII-XIX вв. известен такой способ принятия конституции, как октроирование. Это пожалование, или дарование, конституции властью монарха. Такой способ принятия конституции характерен в основном для абсолютистских режимов. Октроированными были конституции Германии 1871 года, Японии 1889 года и др. Октроированными принято считать конституции, разработанные и дарованные метрополиями своим колониям. Октроированной являлась и первая российская Конституция — Основные Государственные законы от 23 апреля 1906 г., принятые по прямому установлению Николая П.

(В.Ч.)

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах

Способы принятия конституций:

– принятие конституции специально избранным для этой цели учредительным собранием. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных).

– принятие конституций парламентами.

– принятие конституции надпарламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты (например, Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.).

– принятие путем референдума – общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Швейцария 1999 г.). Проект конституции либо разрабатывается специально созданным для этого учредительным собранием (Конституция Франции 1946 г. – Четвертой республики), либо правительством (Конституция Франции 1958 г. – Пятой республики), после чего выносится на референдум.

– принятие военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению.

– принятие высшими партийными органами – съездами или исполнительными комитетами партий.

– принятие на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и групп населения.

– договорное принятие конституций в кризисных ситуациях, хотя добровольность таких соглашений нередко весьма своеобразна.

– октроирование конституций: они даровались «хорошим» монархом своему «верному народу».

– принятие основного закона в новой редакции.

Поправки в конституции вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями:

1. Проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации.

2. Поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат. Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интервалом. В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только после избрания нового состава парламента.

3. После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено (ратифицировано) определенным большинством субъектов федерации.

Конституционные поправки не подлежат вето главы государства и должны быть опубликованы.

При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст.

По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписаные конституции, а также конституции государств с монархической формой правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Жесткие конституции – конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Способы принятия конституции

Принятие конституции. В принципе различают три способа приня­тия конституции: а) представительными органами; б) избирательным корпусом; в) главой государства.

Первый вариант — это принятие конституции учредительным (конституционным) собранием, парламентом или надпарламентским учреждением. Учредительное собрание представляет собой выборный, а иногда и иной орган, специально создаваемый для разработки и при­нятия конституции и, как правило, распускаемый после выполнения этой задачи.

Второй вариант — это принятие конституции путем проведения референдума, т.е. общегосударственного голосования избирателей. Прямо и непосредственно через референдум, без предварительного рассмотрения проекта в представительных государственных органах конституции в демократических странах принимаются довольно редко.

Третий вариант — это принятие конституций путем дарования, по­жалования (октроирования) конституции монархом своему народу.

Функции конституции

Конституции обладают следующими функциями, то есть государственно-общественным предназначением и способами его реализации:

· Юридическая — Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.

· Политическая — Конституция Республики Беларусь определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.

· Экономическая — Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственную и частную (статья 13).

· Социальная — Конституция Республики Беларусь (статья 1) провозглашает наше государство социальным.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств — юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеют свою специфику и во многом зависят от содержания конституции.

Территориальная единица

Администрати́вно-территориа́льная — структурный элемент административно-территориального деления государства, не имеющий политической самостоятельности.

4. Перечислите признаки правового государства:

· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

· равенство всех перед законом;

· разделение властей на три ветви;

· реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

· признание прав и свобод человека высшей ценностью;

· взаимная ответственность личности и государства;

· политический и идеологический плюрализм;

· стабильность законности и правопорядка в обществе.

Принцип верховенства права означает

Принцип верховенства права — это все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Гражданское общество

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Суверенитет

Полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики.

Признаки суверенитета

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписа-ний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

6. Законотворческая монополия

Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

Виды избирательных систем

Мажоритарная избирательная система — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система, которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем

Депутат

Депута́т — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть)

Избирательный участок

Избира́тельный уча́сток — территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов, для проведения голосования и подсчёта голосов.

Избирательный округ

Избира́тельный о́круг — территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

15. Какие вопросы не могут выносится на референдум

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей настоящей статьи, вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, вопросы, урегулированные законодательными актами Республики Беларусь, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Полномочие

Полномочия — ограниченные права и обязанности кого либо регламентируемые служебными обязанностями на основании трудовых отношений между работниками той или иной отрасли в любой сфере деятельности

Президент

Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.

Декреты президента РБ

Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента – декреты, указы, распоряжения.

Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера

Декреты Президента могут быть двух видов — декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Указы

Ука́з — вид и название нормативного или индивидуального правового акта, обычно издаваемого главой государства (президентом или монархом) в странах славянских языков.

Распоряжения

Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.

Директивы

Директива — общее руководящее указание, даваемое высшим органом подчинённому.

Исполнительная власть

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Судебная власть

Судебная власть — одна из ветвей государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Выделяется в соответствии с принципом разделения властей.

Акты органов управления

Местное управление

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Местное самоуправление

Местное самоуправление — организации и деятельности граждан, обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории

Бюджет

Бюдже́т— схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет).

Коммунальная собственность

Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Казну соответствующей административно-территориальной единицы составляют средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами.

В коммунальной собственности могут находиться имущество государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство подведомственной территории, а также промышленные, строительные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия торговли, бытового обслуживания населения и транспорта, другие предприятия, организации, учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты и иное имущество, необходимое для функционирования и развития соответствующей территории.

Работник

Рабо́тник или Сотрудник — субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя и получающее за это заработную плату.

Наниматель

Наниматель — это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником

Семья

Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

· союзом мужчины и женщины

· добровольностью вступления в брак

· члены семьи связаны общностью быта

· вступлением в брачные отношения;

· стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей

Брак

Брак или бра́чный сою́з, супру́жество — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейной связи между людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям.

Физическое лицо

Физическое лицо́ — человек (учащийся, безработный, работник, индивидуальный предприниматель, учредитель юридического лица, супруг, наследник, автор и тому подобное) — субъект гражданского права, (носитель прав и обязанностей).

Юридическое лицо

Юриди́ческое лицо́ — организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Способы принятия конституции

Принятие конституции. В принципе различают три способа приня­тия конституции: а) представительными органами; б) избирательным корпусом; в) главой государства.

Первый вариант — это принятие конституции учредительным (конституционным) собранием, парламентом или надпарламентским учреждением. Учредительное собрание представляет собой выборный, а иногда и иной орган, специально создаваемый для разработки и при­нятия конституции и, как правило, распускаемый после выполнения этой задачи.

Второй вариант — это принятие конституции путем проведения референдума, т.е. общегосударственного голосования избирателей. Прямо и непосредственно через референдум, без предварительного рассмотрения проекта в представительных государственных органах конституции в демократических странах принимаются довольно редко.

Третий вариант — это принятие конституций путем дарования, по­жалования (октроирования) конституции монархом своему народу.

Функции конституции

Конституции обладают следующими функциями, то есть государственно-общественным предназначением и способами его реализации:

· Юридическая — Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.

· Политическая — Конституция Республики Беларусь определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.

· Экономическая — Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственную и частную (статья 13).

· Социальная — Конституция Республики Беларусь (статья 1) провозглашает наше государство социальным.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств — юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеют свою специфику и во многом зависят от содержания конституции.

Территориальная единица

Администрати́вно-территориа́льная — структурный элемент административно-территориального деления государства, не имеющий политической самостоятельности.

4. Перечислите признаки правового государства:

· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

· равенство всех перед законом;

· разделение властей на три ветви;

· реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

· признание прав и свобод человека высшей ценностью;

· взаимная ответственность личности и государства;

· политический и идеологический плюрализм;

· стабильность законности и правопорядка в обществе.

Самый распространенный способ принятия конституции — принятие парламентом. Обычно парламенты принимают конституции квалифицированным большинством (2/3, иногда 3/5, 3/4) от общего числа членов парламента.
Принятие конституции осуществляется на референдуме. В некоторых странах (например, в Румынии) совмещаются оба способа. Конституция принимается парламентом, а затем утверждается на референдуме, т. е. принимается смешанным способом.
Учредительное собрание — особый орган, специально избираемый для принятия конституции, по достижении указанной цели распускается или преобразуется в постоянно действующий представительный орган (парламент). Обычно учредительным собранием принимаются конституции новых только что созданных государств (Конституция США 1787 г.), либо государств, кардинально меняющих форму правления или общественный строй (Конституция Италии 1947 г., Конституция Болгарии 1991 г.).
Октроированные конституции — это конституции дарованные. Изначально дарование конституций осуществлялось монархом (например, Конституция Японии 1889 г., Марокко 1911 г., Монако 1962 г. и др.). После Второй мировой войны метрополии-монархии (Великобритания, Голландия и др.) даровали своим освободившимся колониям так называемые «колониальные конституции».
По порядку проведения конституционных реформ конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Большинство современных конституций — это жесткие конституции. Такая жесткость необходима для придания конституциям стабильности и авторитета.
Элементами жесткого порядка внесения изменений в действующие конституции могут быть:
— требование квалифицированного большинства голосов в органе, принимающем поправку или конституцию;
— необходимость созыва учредительного собрания;
— утверждение поправки на референдуме;
— требование двойного вотума — простой вотум, при котором для принятия поправки необходимо голосовать дважды — на двух сессиях парламента, при сложном двой ном вотуме поправка принимается двумя разными составами парламента;
— ратификация поправок законодательными органами субъектов федерации при федеративной форме госу дарственного устройства.
Некоторые положения жестких конституций вообще не могут быть пересмотрены: например, форма правления в конституциях Италии, Франции и др. Так, согласно статье 139 Конституции Итальянской Республики 1947 г. «Республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра». Конституция Мексики 1917 г. в целом объявлена не подлежащей пересмотру. Конституции Румынии, Испании, Эстонии не допускают изменений и дополнений в них в период чрезвычайного положения. Согласно части 2 статьи 161 Конституции (Основного закона) Эстонской Республики 1992 г. «Вопрос об изменении Конституции не может быть возбужден и Конституция не может быть изменена в период чрезвычайного или военного положения».

Также как и разработка проектов конституций, принятие их осуществляется несколькими способами.

Самый демократический способ принятия Конституции – путем проведения общегосударственного голосования избирателей – то есть референдума. Так были приняты, например, Конституции Франции 1958 г., Алжира 1996 г. и ряд других.

В то же время в Греции, Родезии путем референдума были приняты реакционные конституции.

Конституции Туниса 1956 г., Намибии 1990 г. и ряда других стран были приняты Учредительным собранием. Само Учредительное собрание не во всех странах полностью избирается гражданами. Так, в Нигерии в 1978 г., Гане в 1979 г., Турции в 1982 г. оно частично избиралось из представителей различных групп населения, частично назначалось военными властями.

Конституции Шри-Ланки 1972г., Нидерландов 1983 г., Бразилии 1988 г., Замбии 1992 г. приняты парламентами этих стран провозгласившими себя для этого Учредительными собраниями.

Парламентами Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Грузии 1995 г., Украины 1996г., и других стран конституции приняты парламентами без переименования в Учредительное собрание;

Конституции некоторых государств принимались так называемыми надпарламентскими органами. Так приняты конституции Монголии 1992 года Великим народным хуралом; Афганистана 2003 года – Великой джиргой; Индонезии 1945 года – Народным консультативным конгрессом.

Один из наименее демократических способов принятия конституции – октроирование – то есть дарование конституции односторонним актом главы государства – монархом. Таким способом приняты Конституции Монако и Непала 1962 г., Свазиленда 1978 г., Саудовской Аравии 1992 г.

Преамбула Конституции Княжества Монако 1962 г. провозглашает: «Мы – Князь Ренье III – решили даровать государству новую конституцию, которая по Нашему высочайшему желанию будет отныне рассматриваться как Основной Закон Государства».

Иногда применяется комбинированный способ принятия конституции заключающийся в том, что на референдум выносятся конституции уже обсуждавшиеся и принятые учредительным собранием или парламентом. Таким способом приняты Конституции Греции, Испании, Польши, Венесуэлы.

В некоторых африканских странах – Конго 1973г., Анголе и Мозамбике 1975г. конституции были приняты на съезде правящей партии.

Достаточно редко применяется и такой способ как приятие конституции на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и слоев населения. Так принята Конституция Боснии и Герцеговины 1995г.

В Турции в 1982г., Нигерии 1989г. конституции были утверждены в качестве последней инстанции военными советами этих государств.

Добавить комментарий