Подходы к пониманию конституции

Теоретические подходы к пониманию конституции

В современной конституционно-правовой науке сложилось несколько основных подходов к пониманию конституции, в которых раскрываются ее различные взаимодополняющие аспекты.

1. Понимание конституции в формальном смысле. Конституция – это Основной закон (основные законы), обладающий высшей юридической силой, особым порядком и субъектом своего принятия и изменения в сравнении с другими законами.

2. Понимание конституции в юридическом смысле. Конституция – это система основополагающих правовых норм, юридически закрепляющих демократический государственный строй.

3. Понимание конституции в фактическом смысле. Конституция – это собственно государственный строй и воплощенные в нем идеи общества об устройстве государства.

4. Понимание конституции в либеральном смысле. Конституция – система ограничений государственной власти путем обеспечения прав и свобод граждан.

5. Понимание конституции в позитивном смысле. Конституция – принципиальное решение о характере и форме политической жизни государства актом учредительной власти.

6. Понимание конституции в естественно-правовом смысле. Конституция – совокупность основополагающих норм естественного права, открытых, обсужденных и облаченных в форму общественного договора.

7. Понимание конституции в социологическом смысле. Конституция – основа государственного строя, которая посредством правового оформления связывает государственное единство, многообразие политических сил и основополагающих социальных ценностей.

8. Понимание конституции как абсолютной формы. Конституция – состояние политического единства и порядка в государстве.

9. Понимание конституции как абсолютной нормы. Конституция – сумма высших правовых норм в государстве, к которым восходят все другие правовые нормы

Для понимания природы конституции обратимся к истории и теоретическим предпосылкам ее возникновения.

Сущность и значение конституции: теории сущности конституции

В науке конституционного права существует множество теорий сущности конституции. Собственно говоря, представления о сущности конституции содержатся в определениях понятия «конституция», коих не одна сотня. Рассмотрим наиболее распространенные и известные теории сущности конституции, коррелирующими с основными подходами в понимании права.

Формально-юридическая теория

< FONT>Согласно данной теории сущность конституции заключается в том, что в правовом акте, занимающем высшее место в иерархии правовых актов и обладающем высшей юридической силой, определяются принципы, важнейшие правила организации и осуществления государственной власти.

Естественно-правовая теория

В рамках естественно-правовой теории существуют различные подходы в понимании сущности конституции. Одни полагают, что сущность конституции заключается в том, что она является выражением суверенитета народа, ее единой воли о правлении, другие сущность конституции усматривают в многовековом опыте народа.

Социологическая теория

Социологическая теория представлена различными подходами в понимании сущности конституции: лассальянским, марксистско-ленинским и компромиссным.

Согласно лассальянскому подходу сущность конституции заключается в соотношении общественных сил в стране. Ф. Лассаль различал писаную конституцию и фактическую конституцию. При этом ценность для него представляла именно фактическая конституция, определяющая реальное положение вещей в обществе. Поскольку действительной руководящей силой и для писанной конституции, и для закона является реальное соотношение сил внутри общества. Это действительная причина, которая определяет все законы и правовые учреждения. Конституционные вопросы – вопросы силы, а не права. Реальное соотношение сил записывается на бумаге, и они становятся правовыми учреждениями. Действительную конституцию имеет всякая страна, ведь всякий организм каким-то образом устроен.

Марксистско-ленинский подход стал развитием и уточнением лассальянского. Согласно указанному подходу сущность конституции заключается в действительном соотношении сил в классовой борьбе.

В отличие от этих подходов социологической теории понимания сущности конституции рассматривающих общественную жизнь исключительно в антагонистическом ключе, компромиссный подход исходит из единства общества и совпадения общих интересов различных социальных групп. Согласно данному подходу сущность конституции заключается в том, что она является формой выражения народных интересов, общественным компромиссом, условием согласованного взаимодействия различных слоев населения.

Теологическая теория

Согласно теологической теории сущность конституции заключается в воплощении в ней божественных предписаний о правилах жизни и организации правления в обществе. В конституции выражаются идеи высшей справедливости.

Либеральная теория

Согласно либеральной теории сущность конституции заключается в ограничении государственной власти в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Виды конституций

В юридической литературе классификация конституций осуществляется по различным основаниям.

По порядку принятия выделяются октроированные, т.е. дарованные народу королем, верховным правителем, и демократические, принятые народом на референдуме либо специально созванным учредительным органом. Конституция Российской Федерации относится к категории демократических конституций, поскольку принята на всенародном референдуме. Возможность принятия новой Конституции также связана с необходимостью проведения референдума либо созыва учредительного органа (Конституционного Собрания).

В зависимости от степени сложности изменения положений Основного закона различают гибкие конституции, имеющие относительно простой порядок изменения, незначительно отличающийся от порядка принятия и изменения обычных законов (например, Конституция РСФСР 1978 года), и жесткие конституции, предусматривающие многоступенчатые, растянутые во времени процедуры изменения конституционного текста, результативность которых может быть обеспечена лишь при условии согласия с предлагаемыми изменениями подавляющего большинства участников этих отношений (например, Конституция США и Конституция Российской Федерации 1993 года).

По форме выраженияконституции бывают писанными, т.е. облаченными в форму основного закона (основных законов), отличающегося от обычных законом рядом юридических свойств (все российские и советские конституции), и неписаными, выражающимися в системе ординарных законов, конституционных обычаев и судебных прецедентов (Великобритания).

По форме правления конституции бывают монархическими, закрепляющими наследственный статус главы государства (например, Конституция Испании), и республиканскими (Конституция Российской Федерации).

По форме территориального устройства государственной власти различают федеративные, закрепляющие основы организации сложного союзного государства (например, Основной закон ФРГ), и унитарные, устанавливающие правила организации центральных органов государственной власти простого государства и его территориальное устройство (например, Конституция Республики Беларусь).

По критерию соответствия конституционным отношениям различают реальные конституции, адекватно отражающие конституционную действительность, когда развивающие в обществе отношения соответствуют формальным конституционным предписаниям (например, Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации); фиктивные конституции, предписания которых не выражены в общественных отношениях, а фактическая организация государственной власти и состояние дел в области обеспечения прав личности не имеют ничего общего с декларированными в основном законе принципами и нормами (например, Конституция Ирака); и переходные конституции это те конституции, часть принципов и норм которых по фактическим или формальным причинам не материализованы в общественных отношения (например, Конституция Российской Федерации 1993 года и все предшествующие ей российские и советские конституции).

По сроку действия выделяют постоянные конституции, принятые на неопределенный срок, «на вечные времена», таковыми являются практически все основные законы и временные, принятые на определенный срок либо связанные с определенным событием (например, Основной закон ФРГ до объединения Германии, Малая Конституция Польши).

Конституция РСФСР 1918 г.

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов (первый в истории развития российских представительных учреждений однопартийный орган) утвердил Конституцию РСФСР . В её состав была включена Декларация прав трудящегося. 19 июля 1918 г. эта Конституция вступила в силу.

В области правового положения личности был провозглашен принцип равенства прав независимо от расы и национальности, но с ограничениями в интересах рабочего класса.

Избирательные права были предоставлены всем трудящимся и потерявшим трудоспособность с 18 лет. В порядке люстрации лишались избирательных прав лица, использовавшие наемный труд, жившие на нетрудовой доход, частные торговцы, представители духовенства, душевнобольные и умалишенные, осужденные за корыстные и порочащие преступления, служащие и агенты царской полиции и царского дома. Свободы собраний, митингов и союзов также предоставлялись только трудящимся, причем независимо от их гражданства.

Провозглашалась свобода совести. Средства для издания печатной продукции передавались в руки рабочего класса и крестьянской бедноты. Предоставление рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования провозглашалось как цель государства. В целом права на образование, на труд, на отдых и др. социально-экономические права юридически не гарантировались, т.к. их невозможно было обеспечить в реальности.

Вводились всеобщая трудовая повинность (впервые в мировой практике) и всеобщая воинская повинность.

В экономической области была проведена национализация средств производства и другого недвижимого имущества. Государственный бюджет и правила его расходования устанавливались в Конституции.

Устройство государственной власти было осуществлено в соответствии со следующими принципами. По форме территориального устройства была провозглашена национально-территориальная федерация. Власть объявлялась принадлежащей рабочему населению, объединенному в Советах рабочих, солдатских и крестьянских (с января 1918 г.) депутатов. Избиратели могли в любое время отозвать депутата и избрать нового.

Верховная власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов (выборы были многоступенчатыми: нижестоящие советы формировали вышестоящие, делегатов на всероссийский съезд направляли губернские советы), а в период между съездами – Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК), формировавшемуся съездом. Исключительную компетенцию съезда составляло изменение Конституции, а съезда и ВЦИКа – руководство внутренней и внешней политикой, законодательство, утверждение бюджета, налогов, формирование Совета народных комиссаров (СНК). Во всероссийский съезд избиралось по 1 депутату от 25 тыс. городского и 125 тыс. сельского населения путем многоступенчатых выборов. Такой же 5-кратный приоритет отдавался городскому населению и в областных и губернских съездах советов. ВЦИК состоял не более, чем из 200 чел. и занимал место высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа РСФСР, издавая декреты по инициативе СНК или самостоятельно.

На СНК, состоявший из 18 народных комиссаров (каждый возглавлял комиссариат, в управлении которым сочеталось единоличное принятие решений и коллегиальный контроль за ними), было возложено общее управление делами. СНК был наделен правом издавать декреты, распоряжения, инструкции и т.д..

Теоретические подходы к пониманию конституции

В современной конституционно-правовой науке сложилось несколько основных подходов к пониманию конституции, в которых раскрываются ее различные взаимодополняющие аспекты.

1. Понимание конституции в формальном смысле. Конституция – это Основной закон (основные законы), обладающий высшей юридической силой, особым порядком и субъектом своего принятия и изменения в сравнении с другими законами.

2. Понимание конституции в юридическом смысле. Конституция – это система основополагающих правовых норм, юридически закрепляющих демократический государственный строй.

3. Понимание конституции в фактическом смысле. Конституция – это собственно государственный строй и воплощенные в нем идеи общества об устройстве государства.

4. Понимание конституции в либеральном смысле. Конституция – система ограничений государственной власти путем обеспечения прав и свобод граждан.

5. Понимание конституции в позитивном смысле. Конституция – принципиальное решение о характере и форме политической жизни государства актом учредительной власти.

6. Понимание конституции в естественно-правовом смысле. Конституция – совокупность основополагающих норм естественного права, открытых, обсужденных и облаченных в форму общественного договора.

7. Понимание конституции в социологическом смысле. Конституция – основа государственного строя, которая посредством правового оформления связывает государственное единство, многообразие политических сил и основополагающих социальных ценностей.

8. Понимание конституции как абсолютной формы. Конституция – состояние политического единства и порядка в государстве.

9. Понимание конституции как абсолютной нормы. Конституция – сумма высших правовых норм в государстве, к которым восходят все другие правовые нормы

Для понимания природы конституции обратимся к истории и теоретическим предпосылкам ее возникновения.

Предыдущая123456789

Понятие, сущность и функции конституции

Конституция является одной из центральных категорий современного конституционного права. По существу, именно с появлением первых конституций в концеXVIIIв., начинается формирование конституционного права, в современном его понимании (хотя правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность органов государства, существовали уже давно – они по существу появляются еще в государствах древнего мира).

Термин «конституция» (лат. «constitutio» — учреждать, устанавливать) известен уже достаточно давно, он появился задолго до первых конституций. В Древнем Риме так назывались акты императора, обладающие высшей юридической силой.

Конституции в современном их понимании, появились значительно позже – в период буржуазных революций в Европе. Конституции являлись средством, с помощью которого новый класс – буржуазия стремился ограничить произвол феодалов (включая высших – монархов страны), обеспечить себе гарантии прав и свобод, нормальные условия для развития капиталистических экономических отношений в обществе.

Первые конституции в мире появляются в Америке (Конституция США 1787 г.) и Европе (Конституции Франции 1791 г., Конституция Речи Посполитой 1791 г.). Появление их, ознаменовало, новый этап в развитии общества – возникновение идей конституционализма (правления, ограниченного конституцией, и в более широком смысле – правом).

Конституция- это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основные принципы регулирования отношений составляющих предмет конституционного права.

Юридическая конституция

Фактическая конституция

Это нормативный правовой акт, закрепляющий основы конституционного строя, структуру и деятельность ураганов власти, права и свободы личности и т.п.

Как видно, ю.к. – это модель организации государства и общества (она показывает как должно быть).

Это совокупность реальных конституционно-правовых отношений.

Таким образом, ф.к. – это действительный порядок осуществления власти. В этом смысле, ф.к. близка по смыслу к понятию «политический режим».

Соотношение понятий «юридическая конституция» и «фактическая конституция» таково:

В демократическом государстве юридическая конституция равна фактической (значит, как написано – так и есть в действительности).

В действительности, однако, чаще возникает иная ситуация: юридическая конституция шире, чем фактическая (это значит, что ее часть не реализуется на практике, значит стала фиктивной).

Такая ситуация характерна для тоталитарных политических режимов. Так, например советские конституции, зачастую были фиктивными на 90 %.

Возможна и иная ситуация – фактическая конституция шире, чем юридическая – такое положения характерно для старых конституций (напр. США 1787 г.) – в реальности прав у граждан больше чем закреплено в конституции и т.п.

При рассмотрении конституции важнейшим вопросом является вопрос о ее сущности.

Сущность конституции– это совокупность внутренне присущих ей черт, определяющих место и социальную роль конституции в обществе и государстве.

Таким образом, охарактеризовать сущность конституции – значит определить ее место в обществе, а заодно ответить на вопрос, почему конституция именно такая, а не иная, какие факторы влияют на ее содержание.

Этот вопрос уже длительное время является дискуссионным, единой точки зрения здесь нет и, видимо, не может быть. За всю историю развития конституционализма (сравнительно короткую, но достаточно насыщенную событиями) было выработано немало различных подходов к сущности конституции.

В настоящее время основными, являются следующие подходы к сущности конституции:

Формально-юридический подход– конституция рассматривается только как элемент системы нормативных правовых актов государства. В рамках данного подхода конституция – это только закон, пусть и обладающий особыми юридическими свойствами, но не более того.

Данный подход – самый узкий из рассматриваемых здесь. Фактически вся общественно-политическая сущность конституции остается за его рамками, ответов на большинство вопросов конституционного права он не дает.

Классовый (марксистский) подход– длительное время был господствующим (официальным и единственно разрешенным) в Советском Союзе, (а значит и в Беларуси, территория которой входила в его состав).

Сущность данного подхода – конституция выражает «действительное соотношение сил в классовой борьбе». Автором данного подхода являлся В. И. Ленин. Отмечая в целом правильность такой точки зрения, следует сказать, что этот подход также слишком узок – все сводится к классовой борьбе. Это возможно и было свойственно обществу начала XXв., однако в современном обществе уже нет антагонизма классов, и данный подход по существу утрачивает свою основу.

Кроме того, при данной точке зрения на сущность конституции, она рассматривалась, прежде всего, как инструмент власти господствующего класса со всеми вытекающими последствиями (правящий класс осуществляет насилие над всеми остальными).

Общественно – политический подход– самый широкий из рассматриваемых по своему содержанию. По своей сути сходен с марксистским (точнее, это Ленин заимствовал данный подход), предложен германским социалистом Ф. Лассалем (работа «Сущность конституции»). Конституция в данном подходе – акт, закрепляющий соотношение общественно – политических сил в государстве (не обязательно классов – любых сил. В современном белорусском обществе нет противостоящих друг другу классов, а общественно – политические силы есть, и сущность конституции неизменна).

Таким образом, конституция – не только правовой, но и политический документ.

Однако нельзя абсолютизировать политическое содержание конституции (так делается в социалистических странах, этот подход был характерен для СССР и сохранился в современных социалистических странах – КНДР и др.). Конституция — не политическая декларация («партийный лозунг», как в СССР), а нормативно — правовой акт (закон), обладающий всеми его признаками, однако имеющий и общественно-политическое содержание.

Таким образом, конституция – нормативно правовой акт (закон) государства. Однако, в отличие от всех иных законов, она обладает специфическими чертами, не свойственными другим.

Как нормативный акт и источник права, Конституция обладает особыми юридическими свойствами:

  1. Высшая юридическая сила– означает, что конституция является нормативным правовым актом (законом), которому должны соответствовать все иные нормативные акты государства (или в более широком смысле все источники). Применение обычаев и иных источников, не соответствующих конституции не допускается.

В связи с этим конституции часто называют основными законами государства(так назывались конституции СССР, такое название носит и современная конституция ФРГ и др.)

Понятие «сущность конституции» необходимо рассматривать с учётом единства двух аспектов — юридического и социального. Сущность конституции в юридическом аспекте, выражена в качествах конституции как учредительного документа, основного закона, принимаемого в усложненном порядке, обладающего высшей юридической силой и имеющего особый объект регулирования.

Социальная сущность конституции выражает и закрепляет главные жизненные интересы господствующего или доминирующего в обществе социального слоя, совпадающие интересы нескольких таких социальных слоёв, компромисс разных по социальной сущности слоёв, совпадающие интересы всего народа с учетом приоритетов доминирующих в обществе социальных слоёв (например, так называемого «среднего класса»).

Марксизм-энгельсизм и ленинизм рассматривают сущность любой конституции как продукт классовой борьбы, как инструмент, с помощью которого тот или иной класс (союз однородных по своему характеру классов, других социально-политических сил) закрепляет свое господство.

Специальную работу сущности конституции впервые посвятил немецкий социалист Ф. Лассаль (1825-1864), который в целом разделял позицию Маркса и Энгельса, хотя при более гибком подходе. Сущность конституции Ф.Лассаль рассматривал прежде всего с позиции сопоставления фактической и юридической конституции. В соответствии с этой позицией сущность конституции страны это соотношение сил существующих в стране. Писанная конституция тогда прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил.

В.И.Ленин принял позицию Ф.Лассаля, но обострил её, связав с соотношением не просто общественных, а классовых сил.

Необходимо отметить, что сущность современной конституции нельзя толковать односторонне, сводить её только к закреплению власти какого-то одного класса, союза дружественных классов. Чаще всего современная конституция закрепляет волю не какой-то одной стороны в обществе, а социальный компромисс различных классовых, социальных, а иногда и иных сил, но при доминировании определённого социального слоя или слоёв. Компромисс, о котором идет речь, достигается в ходе борьбы, состязательности, в противоборстве различных мнений при подготовке конституции. Естественно, что в ходе такой состязательности приоритет принадлежит тем силам, которые социально, политически, идеологически доминируют в обществе. Конституция не может не отражать именно такое соотношение. Поэтому говоря о компромиссе как о сущностном признаке конституции, нельзя забывать, что компромисс достигается при сохранении приоритета доминирующих в обществе сил.

Современная конституция — это не только закрепление жизненных интересов определенных социально-политических сил в обществе, не только выражение, как правило, достигнутого компромисса (иногда — консенсуса, иногда безоговорочного согласия, как нередко бывает среди органов, принимающих конституцию при тоталитарных режимах), но и концентрированное выражение установленных в обществе базовых взаимосвязей. Это разносторонние связи человека, коллектива (разных коллективов, имеющих собственные интересы), государства и общества. Наконец, современная конституция — это также концентрированное выражение принятых обществом, народом общечеловеческих ценностей.

Специфика сущности современной конституции как особого юридического документа состоит в том, что она представляет собой нормативно-правовое выражение жизненных интересов различных социальных сил, их компромисса или консенсуса, общечеловеческих ценностей, признаваемых обществом, сделанное на высшем правовом уровне, на уровне основного закона.

В условиях современного демократического, социализированного, коллективизированного и информационного общества (последнее предполагает значительное, а иногда определяющее влияние общественного мнения на структуры власти) сущность конституции может быть охарактеризована как закрепление основным законом совпадающих жизненных интересов народа при приоритете интересов доминирующего социального слоя, юридическое выражение достигнутого в обществе компромисса или консенсуса на базе признания общечеловеческих ценностей.

Если на основе этой характеристики попытаться дать еще более сжатое определение, то можно сказать, что сущность современной конституции — это высшее законодательное закрепление достигнутого в обществе компромисса на основе признания общечеловеческих ценностей при приоритете интересов доминирующей социальной общности.

Сущность конституции неразрывно связана с ее содержанием, причем сущность отражает природу конституции глубже, а содержание — богаче, разностороннее. Содержание современной конституции — это тот или иной способ нормативного выражения конкретного компромисса, достигнутого в обществе в данных условиях. Внешне содержание представлено совокупностью норм основного закона, которые определяют основы взаимосвязей человека — коллектива — государства и общества в той или иной конституционной модели, а при анализе конкретной конституции (российской, французской или китайской) — в данной конституции. Рассматривая содержание той или иной конституционной модели или конкретной конституции, важно различать два элемента, составляющих в спаянном виде ее содержание: социальное содержание, т.е. характер урегулирования общественных отношений человека — коллектива — государства и общества в интересах определенных социально-политических сил, и содержание правовое — тот нормативный правовой материал, из которого состоит конституция, который заключен в ней (нормы, институты, принципы). В разных конституциях для выражения указанных взаимосвязей могут использоваться разные формулировки норм, неодинаковые правовые институты. Особенности социального и правового содержания, взятые вместе, дают ту или иную конституционную модель, определение которой дано выше. Она может быть представлена одной конституцией, но чаще всего — это обобщение особенностей нескольких, а то и многих конституций.

конституция юридический правовой власть

Понятие «сущность конституции» необходимо рассматривать с учётом единства двух аспектов — юридического и социального. Сущность конституции в юридическом аспекте, выражена в качествах конституции как учредительного документа, основного закона, принимаемого в усложненном порядке, обладающего высшей юридической силой и имеющего особый объект регулирования.

Социальная сущность конституции выражает и закрепляет главные жизненные интересы господствующего или доминирующего в обществе социального слоя, совпадающие интересы нескольких таких социальных слоёв, компромисс разных по социальной сущности слоёв, совпадающие интересы всего народа с учетом приоритетов доминирующих в обществе социальных слоёв (например, так называемого «среднего класса»).

Марксизм-энгельсизм и ленинизм рассматривают сущность любой конституции как продукт классовой борьбы, как инструмент, с помощью которого тот или иной класс (союз однородных по своему характеру классов, других социально-политических сил) закрепляет свое господство.

Специальную работу сущности конституции впервые посвятил немецкий социалист Ф. Лассаль (1825-1864), который в целом разделял позицию Маркса и Энгельса, хотя при более гибком подходе. Сущность конституции Ф.Лассаль рассматривал прежде всего с позиции сопоставления фактической и юридической конституции. В соответствии с этой позицией сущность конституции страны это соотношение сил существующих в стране. Писанная конституция тогда прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил.

В.И.Ленин принял позицию Ф.Лассаля, но обострил её, связав с соотношением не просто общественных, а классовых сил.

Необходимо отметить, что сущность современной конституции нельзя толковать односторонне, сводить её только к закреплению власти какого-то одного класса, союза дружественных классов. Чаще всего современная конституция закрепляет волю не какой-то одной стороны в обществе, а социальный компромисс различных классовых, социальных, а иногда и иных сил, но при доминировании определённого социального слоя или слоёв. Компромисс, о котором идет речь, достигается в ходе борьбы, состязательности, в противоборстве различных мнений при подготовке конституции. Естественно, что в ходе такой состязательности приоритет принадлежит тем силам, которые социально, политически, идеологически доминируют в обществе. Конституция не может не отражать именно такое соотношение. Поэтому говоря о компромиссе как о сущностном признаке конституции, нельзя забывать, что компромисс достигается при сохранении приоритета доминирующих в обществе сил.


Современная конституция — это не только закрепление жизненных интересов определенных социально-политических сил в обществе, не только выражение, как правило, достигнутого компромисса (иногда — консенсуса, иногда безоговорочного согласия, как нередко бывает среди органов, принимающих конституцию при тоталитарных режимах), но и концентрированное выражение установленных в обществе базовых взаимосвязей. Это разносторонние связи человека, коллектива (разных коллективов, имеющих собственные интересы), государства и общества. Наконец, современная конституция — это также концентрированное выражение принятых обществом, народом общечеловеческих ценностей.

Специфика сущности современной конституции как особого юридического документа состоит в том, что она представляет собой нормативно-правовое выражение жизненных интересов различных социальных сил, их компромисса или консенсуса, общечеловеческих ценностей, признаваемых обществом, сделанное на высшем правовом уровне, на уровне основного закона.

Сущность конституции неразрывно связана с ее содержанием, причем сущность отражает природу конституции глубже, а содержание — богаче, разностороннее. Содержание современной конституции — это тот или иной способ нормативного выражения конкретного компромисса, достигнутого в обществе в данных условиях. Внешне содержание представлено совокупностью норм основного закона, которые определяют основы взаимосвязей человека — коллектива — государства и общества в той или иной конституционной модели, а при анализе конкретной конституции (российской, французской или китайской) — в данной конституции. Рассматривая содержание той или иной конституционной модели или конкретной конституции, важно различать два элемента, составляющих в спаянном виде ее содержание: социальное содержание, т.е. характер урегулирования общественных отношений человека — коллектива — государства и общества в интересах определенных социально-политических сил, и содержание правовое — тот нормативный правовой материал, из которого состоит конституция, который заключен в ней (нормы, институты, принципы). В разных конституциях для выражения указанных взаимосвязей могут использоваться разные формулировки норм, неодинаковые правовые институты. Особенности социального и правового содержания, взятые вместе, дают ту или иную конституционную модель, определение которой дано выше. Она может быть представлена одной конституцией, но чаще всего — это обобщение особенностей нескольких, а то и многих конституций


Несмотря на различие конкретных подходов и характеристик, под конституцией обычно понимали и понимают законодательный акт, которым определяется организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также основы положения индивида по отношению к государственной власти. С формальной точки зрения конституция может совпадать с иными законами государства, но в практике современного конституционализма она обычно отличается от них по способу издания, внесения изменений и дополнений, а юриспруденцией признается ядром правовой системы соответствующего государства. Она обладает высшей юридической силой и поставлена над иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям Конституция — выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в ней воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность Конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что Конституция является классовой по своей сущности.

Классическое для сложившейся в советский период конституционно-правовой доктрины определение сущности конституции было дано В.И. Лениным в работе «Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам»: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в ‘представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе».

В сущности конституции отражаются не только ее связи с социальной структурой общества или характером и организацией власти и управления делами общества и государства, но и занимаемое государством в международном сообществе.

При этом сущность конституции не есть нечто раз и навсегда данное и неизменное. На различных этапах общественного развития она претерпевает значительные изменения.

Иными словами, объяснение сущности Конституции определяется отношением исследователя к прошлому и настоящему теории классовой борьбы и форм ее проявления в социальной практике, а также роли государства в этой борьбе.

Если в качестве методологической основы исследования в современных условиях принять теорию классовой борьбы, то государство действительно выступает не чем иным, как машиной классового подавления, находящейся в распоряжении господствующего класса, осуществляющей свои функции посредством насилия, а конституция является политико-правовым воплощением результатов этой борьбы и способом поддержания классового господства. Если же методология исследования определяется идеей социального сотрудничества, то государство должно способствовать достижению общественного согласия и компромисса, формированию баланса многообразных интересов, имеющихся в обществе.

Добавить комментарий