Подсчет голосов и установление результатов выборов

Подсчет голосов и установление результатов голосования

Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением протокола об итогах голосования.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем — в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем — в органы местного самоуправления.

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, присутствие которых предусмотрено или допускается законом. Этот подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

При проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.

Решение участковой комиссии об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке оформляется протоколом. Данный протокол должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии.

Протокол об итогах голосования должен содержать:

  • номер экземпляра;
  • название выборов, референдума, дату голосования;
  • слово «Протокол»;
  • адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;
  • строки протокола в следующей последовательности:
  • строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;
  • строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
  • строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной (окружной) комиссии, избирательной комиссии муниципального образования;
  • строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;
  • строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
  • строка 7: число погашенных бюллетеней;
  • строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
  • строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
  • строка 10: число недействительных бюллетеней;
  • строка 11: число действительных бюллетеней;
  • строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме;
  • строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;
  • строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования;
  • строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;
  • строка 11г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений;
  • строка 11д: число утраченных бюллетеней;
  • строка 11е: число бюллетеней, не учтенных при получении;
  • сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
  • фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;
  • дату и время подписания протокола;
  • печать участковой комиссии.

Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, присутствующих при подсчете голосов, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, референдум, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры.

Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.

Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, документацией референдума, включая бюллетени, список избирателей, участников референдума, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.

Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.

На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.

Пo данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования

На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

  • в соответствии с законом голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
  • менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
  • за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
  • все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования.

В случае, если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замешенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.

Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копни документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Если зарегистрированный кандидат, признанный избранным по результатам голосования за список кандидатов, не выполнит указанное требование, он исключается из списка кандидатов, а его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом но одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо избранный выборным должностным лицом, не выполнит указанное требование, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании кандидата избранным.

Законом может быть предусмотрено, что если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.

Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта Российской Федерации не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:

  • в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
  • в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;
  • по решению суда.

Людмила Федоровна ДЕМЬЯНЧЕНКО –
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

«ГОЛОСОВАНИЕ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ.
МЕТОДИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ»

21 сентября 2010 г.

Уважаемые слушатели, тема нашей встречи – «Голосование и подсчет голосов. Определение результатов выборов и методика распределения депутатских мандатов».

Предлагаемая вашему вниманию тема вам очень близка и знакома, потому что, глядя на вас, я вижу, что вы все уже избиратели, вероятно, принимали участие в избирательной кампании в качестве избирателя, а возможно, уже в каком-то ином статусе, может, в качестве наблюдателя, доверенного лица или журналиста.

Итак, наступил самый главный день в избирательной кампании – день голосования. Его ждут и избирательные комиссии, и кандидаты, и политические партии, потому что именно в этот день подводится итог предвыборного соревнования и избиратель делает выбор. О времени и месте голосования территориальная, участковая избирательная комиссия обязаны в соответствии с законом известить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, либо каким-то иным способом. Вся процедура, связанная с организацией голосования, установлением его итогов и определением результатов, регламентирована четко и подробно в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и, конечно, специальных федеральных законах о выборах депутатов Государственной Думы и о выборах Президента Российской Федерации. Кроме того, эти же процедуры регулируются подробно на основании Федерального закона об основных гарантиях и в региональном законодательстве.

Для проведения голосования готовятся помещения для голосования, оборудуются кабинами для тайного голосования, стационарными ящиками, определяется количество переносных ящиков, которые в этот день используются для организации голосования вне помещения либо досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях, оборудуются информационные стенды. Когда вы бываете на избирательных участках и будете на них 10 октября, обратите внимание на оформление этих информационных стендов. Там есть и порядок голосования, и образец заполнения бюллетеня, и списки кандидатов и избирательных объединений, участвующих в выборах, и сведения о доходах и имуществе, которые положено предоставлять по закону участникам избирательного процесса, и др.

Каких материалов не должно быть на информационном стенде в день голосования? Не может быть агитационных материалов. Если будет замечено, что «кто-то» мимоходом приклеил агитационный материал, то надо известить председателя комиссии для принятия мер.

В день голосования, как правило, участковая избирательная комиссия приступает к работе не в 8.00 утра, а, конечно, раньше. Где-то за час они уже приходят на избирательный участок и готовятся к тому, чтобы участок был в 8.00 открыт. Что они делают?

Во-первых, участковая комиссия открывает очередное заседание комиссии, чтобы в течение всего дня голосования рассматривать все возникающие вопросы и принимать по ним решения. Одновременно приступить к работе вместе с участковой комиссией могут наблюдатели и иные лица, которые имеют право в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях (пункт 3 статьи 30) присутствовать в день голосования на избирательных участках. Это члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса и работники их аппаратов; зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений; наблюдатели, в том числе иностранные, международные наблюдатели и, конечно, представители средств массовой информации. Для присутствия на избирательном участке всем этим лицам не требуется предварительное уведомление участковой комиссии. Можно прийти непосредственно в день голосования, но при себе надо иметь удостоверяющий статус документ и документ, удостоверяющий личность.

Итак, тот, кто имел право присутствовать в день голосования на участке, уже на месте. Перед началом голосования председатель комиссии осуществляет целый ряд последовательных действий, порядок которых также определен в законе. Он предъявляет присутствующим пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. Если на данном участке проводилось досрочное голосование в отдаленной или труднодоступной местности, то представляются переносные ящики, которые опечатаны и у которых заклеены прорези для опускания избирательных бюллетеней. Также для визуального ознакомления представляется список избирателей, и затем этот список, сброшюрованный по книгам, выдается членам комиссии, которым по ведомости передается необходимое число избирательных бюллетеней по количеству избирателей, попавших в эти книги.

Затем председатель комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

Время начала и окончания голосования устанавливается: для федеральных выборов – федеральными законами, для региональных и местных выборов – законами субъектов Российской Федерации (на выборах в Государственную Думу и выборах Президента Российской Федерации – с 8 до 20 час.)

При этом продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов (п.1 ст.64 Федерального закона об основных гарантиях).

Кроме того, следует знать, что в соответствии с данной нормой вышеуказанного закона:

– время начала голосования на избирательном участке решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа, если на территории участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (предприятие с непрерывным циклом работы или вахтовый метод);

– голосование на избирательных участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах в море, на полярных станциях может быть объявлено участковой избирательной комиссией законченным раньше времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список;

– при совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта, местного референдума с федеральными время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом (раньше была разница с законами субъектов, теперь практически все установили время, как на федеральных выборах).

Основные принципы голосования состоят в том, что каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается; голосование тайное.

Избиратель имеет право прийти и проголосовать на избирательном участке, где он включен в список избирателей.

Федеральный закон (п.13 ст.64) строго запрещает предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и их уполномоченным представителям, доверенным лицам, организациям, физическим лицам, действующим по поручению этих лиц.

Избиратель, придя на участок, предъявляется паспорт члену участковой избирательной комиссии и, прежде чем выдать избирательный бюллетень, член комиссии должен удостовериться в том, что избирателю не выдавалось открепительное удостоверение и он не проголосовал вне помещения для голосования или к нему не выехали члены комиссии для проведения такого голосования.

Для получения избирательного бюллетеня избиратель проставляет самостоятельно в списке серию и номер паспорта или документа, его заменяющего, либо с согласия эти данные заполняет член участковой избирательной комиссии (а избиратель проверяет правильность заполнения). Избиратель лично расписывается за выдачу избирательного бюллетеня.

Думаю, что эта процедура всем хорошо знакома, так как вы все являетесь избирателями.

У избирателя есть право проголосовать по открепительному удостоверению также на ином избирательном участке, не мо месту жительства.

Федеральный закон предусмотрел такие гарантии для граждан, которые в день голосования не могут прибыть на избирательный участок, на котором они включены в список.

Для этого избиратель имеет право получить открепительное удостоверение, на своем избирательном участке (предъявив паспорт, написав заявление с указанием причин). Избиратель, получивший открепительное удостоверение, исключается из списка избирателей на своем избирательном участке. Следует отметить, что при потере его дубликат не выдается. В случае если избиратель, получивший открепительное удостоверение, изменит планы, и в день голосования придет на свой участок, то он сможет проголосовать, предъявив открепительное удостоверение. При этом сведения о таком избирателе будут внесены в список дополнительно.

Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности. Они имеют единую нумерацию: на федеральных выборах – по всей стране, на региональных – по субъекту и т.д.

На сегодня форма открепительных удостоверений, их количество устанавливаются комиссией, организующей выборы. После принятия изменений в федеральное законодательство в части учета и использования открепительных удостоверений форма открепительного удостоверения будет являться приложением к закону, а порядок учета и использования – устанавливаться ЦИК России.

Открепительные удостоверения выдаются за 45–20 дней до дня голосования в территориальных избирательных комиссиях , а за 19 и менее дней – в участковых избирательных комиссиях.

В день голосования открепительные удостоверения не выдаются.

Получив избирательный бюллетень и расписавшись за него, избиратель должен пройти в кабину тайного голосования или в специальное место для тайного голосования (ширмы, перегородки) и заполнить избирательный бюллетень.

Поскольку голосование тайное, это правило должен выполнять каждый избиратель (не заполнять бюллетень вне кабинки, не заходить в кабину с кем-либо – за этим следят член УИК и наблюдатели).

Закон допускает только одно исключение, когда избиратель может воспользоваться помощью другого лица: если не в состоянии самостоятельно расписаться или заполнить бюллетень.

В этом случае избиратель извещает участковую избирательную комиссию о намерении воспользоваться помощью другого лица (но не члена комиссии, зарегистрированного кандидата, доверенного лица, уполномоченного представителя партии, наблюдателя). При этом член комиссии в соответствующей графе списка избирателей заносит сведения о гражданине, оказывающем помощь (Ф.И.О., серию и номер паспорта или документа, его заменяющего).

Итак, избиратель получил избирательный бюллетень – главный документ на выборах.

Основные требования, связанные с изготовлением, формой, текстом избирательного бюллетеня, их защитой от подделки, порядком его передачи в нижестоящие избирательные комиссии, определены ст.63 Федерального закона. Конкретный же порядок изготовления, осуществления контроля за этим процессом (который могут осуществлять не только члены комиссии, но и кандидаты, уполномоченные представители политических партий, а также СМИ), форма и текст бюллетеня утверждаются комиссией, организующей выборы. Так, на федеральных выборах это делала ЦИК России, на региональных – ИКС РФ, а на местных – ИКМО. Избирательные бюллетени могут изготавливаться в два этапа:

I этап – не позднее чем за 20 дней до дня голосования (для досрочного голосования и голосования за пределами Российской Федерации);

II этап – не позднее чем за 10 дней до дня голосования (для обеспечения голосования в день голосования).

Все бюллетени печатаются на русском языке, а по решению комиссии (на основании п.10 ст.63 Федерального закона) – также и на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

В каждом избирательном бюллетене размещаются название выборов, дата их проведения, порядок заполнения избирательного бюллетеня, а затем сведения о кандидатах в мажоритарных округах в алфавитном порядке (Ф.И.О., дата рождения, место жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность, в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий. Если кандидат является депутатом и не работает на постоянной основе, сообщаются сведения об этом и наименование представительного органа, кем выдвинут кандидат, основания регистрации; принадлежность к политической партии, иному общественному объединению и статус кандидата в этой политической партии.

При проведении голосования за списки кандидатов указываются сведения о зарегистрированных списках избирательных объединений в порядке, определенном жеребьевкой, проведенной избирательной комиссией, организующей выборы.

Кроме краткого наименования избирательного объединения, размещается эмблема в одноцветном исполнении, Ф.И.О. не менее первых трех кандидатов из списка и (или) его региональной части.

В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в бюллетень, неснятой и непогашенной судимости вносятся сведения об этом.

Справа от сведений о кандидатах и (или) избирательных объединениях в избирательном бюллетене помещается пустой квадрат.

Именно в этом квадрате избиратель и ставит любой знак, относящийся к кандидату или списку кандидатов, за который он голосует.

Избирательный бюллетень считается недействительным, если любой знак проставлен более чем в одном квадрате или не проставлен ни в одном из них.

Избирательный бюллетень считается неустановленной формой, если он не изготовлен официально, не заверен печатью и подписями двух членов УИК (на прошедших федеральных выборах бюллетень считался также бюллетенем неустановленной формы, если на нем отсутствовал или был оторван специальный знак (марка).

Если избиратель, заполняя бюллетень, совершил ошибку, то на основании п.9 ст.64 Федерального закона он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый взамен испорченного.

Избирателю выдают новый бюллетень, делая соответствующую отметку в списке избирателей, а испорченный немедленно погашают, сделав на нем также соответствующую запись и заверив подписью секретаря комиссии.

Заполненные бюллетени опускаются в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов (при их использовании).

Досрочное голосование.

Федеральный закон (ст.65) предусматривает возможность для избирателей проголосовать не только в день голосования, но и досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, – на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в море, на полярных станциях, за пределами Российской Федерации.

В этом случае голосование для зарубежных участков проводится по разрешению ЦИК России, для иных – по разрешению ИКС РФ.

Если досрочно голосуют на избирательном участке в полном составе, то голосование проходит, как и в день голосования, в стационарные ящики.

Если голосуют отдельные группы избирателей, проживающие либо работающие в труднодоступных местностях, то используются переносные ящики. Это также голосование вне помещения, но только досрочное.

Избирательные комиссии, организующие и проводящие голосование, должны заблаговременно (но не позднее чем за 5 дней до дня голосования) уведомить избирателей и лиц, которые имеют право присутствовать при голосовании (наблюдателей, кандидатов, СМИ), где и когда проводится досрочное голосование. Досрочное голосование в помещении для голосования в российском законодательстве отменено.

В день голосования избиратели, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, имеют право проголосовать дома либо по месту пребывания (вне помещения для голосования) (например, если в Доме инвалидов нет избирательного участка).

Для этого заранее, но не позднее чем за 4 часа до окончания времени голосования в соответствующий УИК подается письменное заявление (или устное обращение), в том числе переданное при содействии других лиц с изложением причины.

В письменном заявлении указывается серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Устные обращения в обязательном порядке затем подтверждаются письменно избирателем при прибытии к нему членов УИК.

Все сведения о заявлениях на голосование вне помещения, вносятся УИК в специальный реестр установленной формы.

Члены УИК, выезжающие для проведения голосования вне помещения вправе выдать избирательный бюллетень только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.

Следует иметь в виду, что количество бюллетеней, выдаваемых членам УИК для проведения голосования вне помещения, строго ограничено и выдается по акту.

С членами УИК с правом решающего голоса могут выехать для проведения голосования вне помещения также наблюдатели, находящиеся на избирательном участке. Для этого председатель УИК обязан объявить о выезде за 30 минут (п.6 ст.66 Федерального закона).

Голосование вне помещения проводится в переносные ящики. При этом УИК не может использовать переносные ящики, которые находились при досрочном голосовании в труднодоступных или отдаленных местностях.

К особым формам голосования (условно) можно отнести голосование в лечебных учреждениях, санаториях, домах отдыха и т.д.

В таких учреждениях, как правило, образуются самостоятельные избирательные участки, и избиратели голосуют с открепительными удостоверениями.

Некоторые особенности имеет организация голосования в в/ч, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Лицам, которые имеют право присутствовать на таких избирательных участках и наблюдать за ходом голосования (а журналисты относятся к таковым), необходимо заранее ознакомиться с порядком и правилами допуска.

Еще один особенный способ голосования – голосование по почте (предусмотрен п.14 ст.64 Федерального закона).

Возможность такого голосования может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации. Порядок же голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума РФ, местного референдума до урегулирования этого вопроса определяется ЦИК России.

В 20.00 по местному времени заканчивается голосование, председатель УИК делает об этом объявление, закрывает дверь избирательного участка, и проголосовать могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования.

Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования установлен ст. 68 Федерального закона.

Подсчет голосов начинается сразу после окончания голосования и производится только членами УИК с правом решающего голоса.

Он проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола УИК всех результатов последовательно, так чтобы они были видны всем присутствующим.

Все действия по подсчету должны производиться последовательно, а не параллельно (для ускорения).

Непосредственный подсчет голосов производится в специально отведенных местах, оборудованных так, чтобы к ним был обеспечен доступ членов УИК с правом решающего и совещательного голоса (последние не участвуют в подсчете голосов). Всем лицам, присутствующим на участке, должен быть обеспечен полный обзор действий.

При сортировке бюллетеней УИК отделяет бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются.

В первую очередь производится подсчет бюллетеней в переносных ящиках, причем так, чтобы не нарушалась тайна голосования (оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика; проверка неповрежденностей печати (пломб); вскрытие сначала переносных ящиков с голосами избирателей, проголосовавших досрочно, затем вне помещения для голосования в день голосования; внесение в протокол и в его увеличенную форму числа извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы.

В соответствии с п.12 ст. 68 Федерального закона в случае, если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находящиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу.

При работе со стационарными ящиками проводится проверка неповрежденности пломб, затем вскрытие и сортировка бюллетеней по голосам, одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные. Оглашаются все данные, и бюллетени представляются для визуального контроля всем лицам, присутствующим при подсчете голосов. Бюллетени неустановленной формы отдельно упаковываются и опечатываются. Вопрос о недействительности бюллетеней в случае возникновения сомнений решается путем голосования. На таких бюллетенях на оборотной стороне делается запись о признании их действительными либо недействительными, которая заверяется подписями двух членов участковой избирательной комиссии и печатью комиссии. Затем их присоединяют к соответствующей пачке бюллетеней. Производится подсчет рассортированных бюллетеней по пачкам, подсчет общего количества действительных бюллетеней. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы все присутствующие при подсчете могли видеть отметку избирателя. После ознакомления членов УИК с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол.

Если контрольные соотношения не совпадут, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам, в том числе и о дополнительном подсчете бюллетеней.

Если и после этого контрольные соотношения не выполняются вновь, УИК составляет акт, который прилагается к протоколу, и вносит данные о расхождении в протокол.

Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол, то заполняется новый бланк протокола, а в увеличенную форму вносятся исправления. Но все эти действия производятся до подписания протокола УИК.

После подсчета все избирательные документы упаковываются в пачки, коробки, мешки, которые подписываются, опечатываются.

После всех перечисленных необходимых действий УИК в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях в день голосования, после чего подписывается протокол об итогах голосования.

Члены УИК с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Протокол подписывается в двух экземплярах: первый вместе с приложенными документами направляется в вышестоящую комиссию; второй – предоставляется для ознакомления наблюдателям.

По требованию члена УИК, наблюдателя, иных лиц, имеющих право присутствовать на избирательном участке, УИК обязана незамедлительно после подписания выдать заверенную копию протокола. Факт выдачи копии отмечается в Реестре. Заверить копию имеет право только председатель, заместитель председателя или секретарь УИК.

После выдачи копий протокола всем желающим, имеющим на это право, председатель УИК и все изъявившие желание члены УИК и наблюдатели направляются в ТИК (либо протокол направляется по почте).

Прием протоколов от УИК членами ТИК и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, все действия членов ТИК должны находиться в поле зрения членов ТИК, наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в ТИК.

В данном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы, в которую немедленно после прибытия председателя УИК вносятся данные протокола УИК с указанием времени их внесения.

Затем правильность заполнения протокола УИК и приложенных к нему документов проверяет член ТИК с правом решающего голоса.

Данные, содержащиеся в протоколе УИК, незамедлительно вводятся в ГАС «Выборы», при этом производится проверка контрольных соотношений.

Если протокол составлен УИК с нарушением требований закона, УИК обязана составить повторный протокол. Первоначально составленный протокол остается в ТИКе.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности его составления вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке.

При этом повторный подсчет голосов проводится в присутствии членов (члена) вышестоящей комиссии, составившей и утвердившей протокол, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов, с обязательным извещением об этом членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей. По итогам повторного подсчета голосов составляется протокол, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов».

При этом лица, присутствующие при повторном подсчете голосов, также имеют право получить копии протокола.

ТИК устанавливает итоги голосования путем суммирования данных, содержащихся в протоколах УИК, проводит итоговое заседание, рассматривает заявления (жалобы) и оформляет решение протоколом, который после подписания вместе с приложенными документами и протоколом УИК незамедлительно направляется в ИКС РФ.

Порядок определения результатов выборов ИКС РФ установлен ст. 70 Федерального закона и региональным законом.

Он аналогичен порядку действий ТИК по установлению итогов голосования.

Сроки определения итогов голосования и результатов соответствующих выборов устанавливаются соответствующими федеральными или региональными законами.

Порядок признания выборов несостоявшимися определяется п. 2 ст. 70 Федерального закона об основных гарантиях, специальными федеральными и региональными законами для региональных и местных выборов ( в том числе порядок распределения мандатов при голосовании по пропорциональной системе).

Кроме того (ст. 71 ФЗ), определятся порядок повторного голосования, повторных и дополнительных выборов.

Уважаемые слушатели!

С порядком действий избирательных комиссий в день голосования, порядком подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов вы можете самостоятельно ознакомиться, прочитав статьи 64 – 70 Федерального закона об основных гарантиях.

Голосование и определение результатов выборов

К голосованию допускаются избиратели, состоящие в списке и подтвердившие свою личность соответствующим удостоверением. В Нидерландах, США, Индии кроме голосования традиционными избирательными бюллетенями используются для этой цели и специальные машины.

Законодательство большинства стран предусматривает возможность участия в голосовании избирателей, которые в день выборов не находятся в месте своего постоянного проживания, в частности, голосование по почте, по доверенности. Предоставляется также избирателям, не имеющим возможности самим совершать избирательные действия по причине физических недостатков или неграмотности, право пользоваться помощью других избирателей.

Подсчет голосов начинается немедленно по окончании голосования и проводится только гласно. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, при этом определяется какие голоса считаются недействительными. Критерии признания их недействительными устанавливают избирательные законы. На основании документов участковых избирательных органов окружные, территориальные и центральные избирательные органы определяют результаты выборов, их действительность, необходимость нового тура или проведения новых выборов.

Результаты выборов при одних и тех же итогах голосования заметно различаются в зависимости от применяемой в конкретной стране избирательной системы, то есть способа распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.

Под избирательной системой в узком смысле понимается совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.

Мажоритарные и избирательные системы, которые в основу определения результатов голосования кладут принцип большинства.

Различают три основных вида мажоритарной системы.

Мажоритарная система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем любой из его соперников.

Применяется, примерно, в 50 государствах.

Недостаток этой системы в том, что кандидат нередко избирается абсолютным меньшинством избирателей, голоса, поданные не за победителя, пропадают. Это обеспечивает партии, победившей на выборах абсолютное большинство в парламенте.

Мажоритарная система абсолютного большинства. При данной системе для избрания требуется получить более половины поданных по округу голосов, т.е. 50% +1. При этой системе, как правило, устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Эта система выгодна крупным партиям. Нередко выборы по этой системе не приносят результата, поэтому для двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов, проводится второй тур, победитель в котором может быть определен по системе относительного большинства.

Мажоритарная система квалифицированного большинства предусматривает, что для избрания кандидату необходимо набрать значительно больше половины голосов избирателей. Например, для избрания депутата парламента в Чили или президента в Азербайджане необходимо набрать 2/3 голосов.

Пропорциональные избирательные системы. Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе соотношения между полученными голосами и завоеванными мандатами. Применение этой системы позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов. Выборы по пропорциональной системе являются партийными, т.е. каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности и избиратель голосует за список конкретной партии, как правило, целиком.

После подсчета голосов определяется так называемая избирательная квота – то есть наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Самый простой метод определения квоты был предложен около ста лет назад английским ученым Хэром. По системе Хэра квота определяется посредством деления общего числа поданных по округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту.

Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов она получит. Поскольку система Хэра, как правило, не позволяет распределить все мандаты, поэтому оставшиеся мандаты распределяются согласно методу наибольших остатков, по которому оставшиеся мандаты передаются партиям, имеющим наибольшие остатки неиспользованных голосов после первого распределения.

Для того, чтобы избежать второго распределения мандатов, в некоторых странах система вычисления квоты усовершенствована. Так, по системе Друпа к делителю, то есть числу мандатов прибавляется единица или две, в результате чего квота получается меньше и соответственно увеличивается возможность сразу распределить все мандаты. Подобная квота называется искусственной или исправленной, в отличие от естественной, получаемой по системе Хэра.

С целью более точного определения избирательной квоты применяют систему наибольшего среднего, называемую по имени ее изобретателя бельгийского профессора математики Д’Ондта – системой Д’Ондта. Согласно этой системе число голосов, полученных каждым списком, делят последовательно на 1,2,3 до числа, которое соответствует числу списков. Полученные частные располагают в общий ряд в порядке убывания. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов, и будет квотой.

Разновидностью пропорциональной системы является система голосования по преференциям, означающая, что внутри списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами 1,2,3 и т.д. свои предпочтения или преференции, то есть кого бы он хотел видеть избранным следующим, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов.

В Ирландии, Австралии, Индии применяется такая разновидность пропорциональной системы как система «единого передаваемого голоса», при которой голосование осуществляется по преференциям.

Кандидат, набравший достаточное количество голосов по первым преференциям объявляется избранным, а излишние голоса, полученные этим кандидатом, передаются кандидату, получившему наибольшее после него отметок о преференции. Таким образом, голоса избирателей не пропадают.

Законодательство многих стран ввело так называемый заградительный пункт, представляющий собой требование, согласно которому в распределении мандатов участвуют только партии, набравшие установленное число голосов. В Германии при выборах в Бундестаг – не менее 5% голосов избирателей всей страны. В Шри-Ланке 12,5%.

При пропорциональной избирательной системе важное значение приобретает распределение мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. При этом существуют следующие варианты:

· жесткие списки, в которые нельзя вносить никаких изменений, т.е. кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они перечислены в списке;

· полужесткие списки предполагают, что кандидат, стоящий первым в списке, получает первый мандат. Другие же кандидаты получают мандаты в зависимости от числа преференций;

· свободные списки – те, в которых мандаты распределяются в соответствии с преференциями.

Смешанные избирательные системы, в которых сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем (действуют в Италии, Германии, Болгарии).

Подобные системы существуют трех видов:

· с доминированием пропорционального представительства (Италия);

· с доминированием мажоритарной системы (Франция);

· уравновешенные системы, в которых на равных применяется как пропорциональная, так и мажоритарная система. При этом избиратель получает два голоса, один из которых используется при голосовании по мажоритарной, другой по пропорциональной системе.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 10

Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используются метод избирательной квоты и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Определяется она различно.

1.В 1855 году английский барристер (высшей квалификации адвокат) Томас Хэр (Hare) предложил квоту, определяемую по простейшей формуле: х : у, где х – число голосов, а у – число мандатов. После того как квота определена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа показывают, сколько мандатов партии положено. Остаются большие остатки.

2. Наибольшую популярность приобрели квоты, предложенные другим английским барристером Генри Друпом и Эдуардом Гогенбах-Бишофом. Квота Друпа определяется по формуле: + 1, а квота Гогенбах-Бишофа – по формуле: х:(у+1). При использовании этих квот удается сразу распределить значительно больше мандатов, чем при использовании квоты Хэра.

Однако в любом случае использование метода квоты требует дальнейших операций: остаются неиспользованные голоса и нераспределенные мандаты.

Правило наибольшего остатка требует передать нераспределенные мандаты партиям, у которых остаток голосов самый большой (благоприятствует небольшим партиям, «подбирающим» оставшиеся после первого распределения мандаты).

Большим партиям благоприятствует правило наибольшей средней, которое предусматривает передачу нераспределенных мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числа собранных ими голосов на число полученных при первом распределении мандатов плюс единицу. Это правило было предложено Томасом Джефферсоном.

Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

1.Виктор д’Ондт предложил делить просто на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы: на 1, 2, 3, 4 и т. д.

2Империалли предложил делить на такой же ряд чисел, но начиная с двойки;

В ряде стран мы наблюдаем сочетание различных правил пропорционального распределения депутатских мандатов. Например, в Дании.

В принципе и при пропорциональной системе допустимо выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьшее частное, на которое приходится мандат. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего частного, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым больший риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.

Общая характеристика конституционно-правового статуса законодательных органов. Парламентаризм как конституционно-правовая идея. Основные признаки парламента

Французский parler – говорить.

Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть Короля ограничило. Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании.

Дж. Локк и Ш. Монтескье ограничивали их роль осуществлением преимущественно законодательной функции, тогда как Ж.Ж. Руссо – последовательный приверженец неделимости народного суверенитета – обосновывал идею единства верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную.

Современный парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществляет контроль за исполнительной властью.

Ленин: » Нам говорильни не нужны!»

Парламентаризм — явление многоплановое, совокупность идей и опыт представительного осуществления власти народом посредством особого органа – парламента.

Наиболее широкий подход к парламентаризму позволяет видеть в нем такие организацию и порядок осуществления государственной власти, при которых парламент представляет и реально отражает интересы граждан, различных социальных и политических сил общества и как орган законодательный является действительным противовесом власти исполнительной, обеспечивая тем самым баланс ветвей власти и гражданское согласие. В поддержании режима парламентаризма важную роль играет судебная власть, которая может оценивать на конституционность закон – основной результат деятельности парламента и включаться в разрешение конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Структура законодательных органов

Палаты. Нынешние парламенты состоят из одной или двух палат, хотя истории, даже совсем недавней, известны парламенты с бóльшим числом палат (конституция Южно-Африканской Республики, вступившая в силу в 1984 году, предусматривала трехпалатный Парламент).

Преимущество двухпалатности виделось в том, что верхняя палата, членство в которой отвечает более жестким условиям, удерживает нижнюю палату от поспешных, непродуманных, эмоциональных решений.

Социалистическая доктрина выступала за однопалатный верховный представительный орган под лозунгом его якобы большей демократичности.

Федеративные государства обычно имеют двухпалатный парламент, в котором верхняя палата представляет субъектов федерации. В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам.

Формирование палат. Единственные или нижние палаты парламентов формируются почти исключительно путем всеобщих и прямых выборов .

Что касается порядка формирования верхних палат, то здесь наблюдается значительное разнообразие. Так, порядок формирования Палаты лордов британского Парламента представляет собой живой анахронизм, пережиток феодализма. Значительная часть палаты – это титулованные особы (пэры), занимающие свои места в палате по наследству; Королева по представлению Кабинета вправе назначать новых пэров; меньшая часть – пожизненные пэры и пэрессы, назначаемые Королевой по представлению Кабинета в силу заслуг или в силу занимаемой должности. Более частое, исключение –назначение всего состава верхней палаты или его большинства главой государства (нередко по представлению правительства). Очень своеобразен порядок формирования германского Бундесрата, который хотя фактически выполняет функции верхней палаты парламента, формально таковым не считается (равно как и Сенат в Польше). Бундесрат состоит из членов правительств германских земель, делегируемых этими правительствами. Смена правительства в той или иной земле автоматически влечет смену представительства этой земли в Бундесрате.

Прямыми выборами избираются сенаторы в США (по два от штата), в Польше (по два-три от воеводства), члены Совета кантонов в Швейцарии (по два от кантона или по одному от полукантона).

Срок полномочий членов верхних палат обычно более длительный, чем у депутатов нижних палат. При этом нижние палаты чаще всего обновляются полностью, а верхние – нередко по частям.

Роспуск парламентов (палат). При парламентарных и смешанных формах правления одним из способов разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властью является досрочный роспуск парламента с одновременным назначением новых выборов. В тех странах, где возможен досрочный роспуск парламента, это часто относится лишь к нижней палате. Во многих странах, где возможность роспуска существует, она все же ограничивается определенными условиями.

Двухпалатные системы. Различаются две основные разновидности двухпалатной парламентской системы – система слабой верхней палаты и система сильной верхней палаты.

Слабая верхняя палата может лишь отсрочить принятие парламентского решения, с которым не согласна, но не может воспрепятствовать ему. Сильная верхняя палата характеризуется тем, что без ее согласия решение парламента принято быть не может. Встречаются и смешанные случаи.

В целом можно констатировать тенденцию, формулируемую следующим образом: чем менее демократичен порядок формирования верхней палаты, тем она слабее.

При слабой верхней палате полномочия палат разведены и по предметам ведения, причем нижняя палата обычно имеет преимущества.

Добавить комментарий