Подсчет голосов избирателей

2.5.1. Тщательная проверка контрольных и иных соотношений в УИК до подписания протоколов УИК об итогах голосования практически гарантирует правильность составления протоколов. Вместе с тем, если после подписания протокола УИК об итогах голосования выявлена неточность в строках 1 — 18 протокола (в том числе описка, опечатка или ошибка в суммировании данных) либо если неточность выявлена ТИК в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, УИК обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 — 18 протокола. УИК, информируя о проведении данного заседания в соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, обязана указать, что в ходе его будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении УИК в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола УИК об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае УИК составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в ТИК. Ранее направленный протокол приобщается к повторному протоколу.

2.5.2. При представлении в ТИК протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный» председатель, заместитель председателя, секретарь или уполномоченный член УИК с правом решающего голоса незамедлительно после прибытия вносит данные этого повторного протокола с указанием времени их внесения в увеличенную форму сводной таблицы по соответствующей территории в соответствующий столбец, при этом данные из повторного протокола записываются рядом с уже внесенными данными первичного протокола. В случае если повторный протокол УИК поступил в ТИК по техническим каналам связи, данные этого протокола председатель, заместитель председателя или секретарь ТИК вносит в увеличенную форму сводной таблицы и расписывается в ее соответствующих графах. При несовпадении данных повторного протокола по какой-либо строке данные первичного протокола зачеркиваются одной наклонной линией.

2.5.3. В случае необходимости внесения уточнений в строку 19 и последующие строки протокола проводится повторный подсчет голосов избирателей в порядке, предусмотренном частями 16 и 17 статьи 86 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Повторный подсчет голосов избирателей проводится либо УИК, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке в присутствии члена (членов) ТИК с правом решающего голоса, либо ТИК, принявшей решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.

Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей УИК, иных лиц, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный подсчет голосов».

Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются лицам, присутствовавшим при проведении повторного подсчета голосов избирателей. Если такой протокол составляется УИК, он незамедлительно направляется в ТИК. К этому протоколу приобщается ранее представленный в ТИК протокол УИК об итогах голосования. Нарушение избирательной комиссией, проводившей повторный подсчет голосов избирателей, указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: «Повторный подсчет голосов» является основанием для признания данного протокола недействительным.

Указанный повторный подсчет голосов избирателей, проводимый по решению ТИК, должен быть завершен до установления ТИК итогов голосования и составления соответствующего протокола об итогах голосования. Нарушение вышеуказанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.

Общие правила подсчета голосов

Процедура подсчета голосов детально регламентирована в статье 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». За пределами этой статьи остаются некоторые нормы, связанные с подсчетом при использовании КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени (они содержатся в Инструкции по КОИБ). Кроме того, в некоторых региональных законах содержатся дополнительные нормы по работе с открепительными удостоверениями.

Следует иметь в виду, что при проведении региональных и местных выборов применяемые региональные законы не могут противоречить федеральному закону. На федеральных выборах ситуация сложнее — с одной стороны, в этих законах явно указано преимущество норм ФЗГФедеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае противоречий, с другой стороны, по общему правилу специальные законы (закон о выборах президента, закон о выборах госдумы) имеют приоритет перед общими. Установить отличие между противоречием (когда приоритет отдается 67-ФЗ) и специальной нормой (когда нормы специального закона заменяют нормы ФЗГФедеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») достаточно сложно, поэтому установленный такими законами порядок подсчета нужно сличать с типовым порядком (описанным здесь) весьма тщательно.

Главное общее правило при проведении подсчета: он должен начинаться немедленно по завершении голосования и осуществляться непрерывно вплоть до составления протокола, выдачи его копий и направления экземпляра протокола в вышестоящую комиссию:

пункт 2 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

2. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования…

Подсчет голосов выполняется поэтапно. По завершении каждого этапа подсчета его результат заносится должен оглашаться и вноситься в увеличенную форму протокола (УФПувеличенная форма протокола). На практике нередко приходится сталкиваться с тем, что комиссия, стремясь ускорить работу, пытается параллельно выполнять сразу несколько этапов подсчета. Такие действия следует немедленно пресекать, указывая комиссии на обязательность соблюдения требований закона.

Задержки недопустимы не только при начале подсчета голосов, но и при его завершении. Никакие перерывы перед подписанием протокола «для проверки результатов подсчета в ТИКе» или по иным причинам не допускаются.

Лица, присутствующие при подсчете

При подсчете могут присутствовать все те же лица, что и в течение дня голосования. Следует уделить внимание тому, чтобы все присутствующие были внесены в список с указанием надлежащего правового статуса, чтобы исключить участие в подсчете представителей администрации.

Лица, имеющие право присутствовать при подсчете, могут свободно входить в помещение, где происходит подсчет, вплоть до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования. Широко распространенное поверье о том, что в период подсчета никто не может входить или покидать помещение, не основано на законе.

Нарушения в процедурах подсчета

Чрезвычайно полезной профилактической мерой, обеспечивающей законность при подсчете, часто оказывается обсуждение с председателем комиссии порядка подсчета еще днем, до завершения голосования. Такая беседа позволяет председателю вспомнить закон и/или понять, что нарушения не останутся без внимания по стороны участников наблюдения. Полезно подарить председателю экземпляр дорожной карты — многие ошибки совершаются комиссией не от злого умысла, а от неграмотности, и четкая роспись порядка действий может помочь их избежать.

Если, тем не менее, комиссия нарушает закон во время подсчета, и ваши попытки убедить комиссию вернуться к законной процедуре остались тщетными — пишите жалобу. Если жалоба не помогла — вызывайте полицию, так как нарушение установленного законом порядка подсчета голосов образует состав административного правонарушения. Если эти нарушения связаны с нарушением прав участника наблюдения — целесообразно в первую очередь ссылаться на часть 1 статьи 5.6 КоАП (если нарушаются права права наблюдателя или члена комиссии — можно говорить и о преступлении, предусмотренном статьей 141 УК); при иных нарушениях процедуры подсчета речь может идти о правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.24 КоАП.

Протокол и увеличенная форма протокола

Закон требует, чтобы в ходе подсчета осуществлялось занесение данных не только в увеличенную форму протокола (УФПувеличенная форма протокола), но и в собственно протокол (при подсчете с использованием КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени — только в УФПувеличенная форма протокола). Однако на практике протокол практически всегда составляется уже после полного завершения подсчетов. Формально это является отступлением от норм закона, однако оно не создает помех наблюдению и добросовестному подсчету голосов.

При дальнейшем описании процедур подсчета будет говориться только о занесении в увеличенную форму протокола.

Обратите внимание! Вопреки широко распространенному поверью, увеличенная форма протокола до начала подсчета голосов не заполняется (могут быть заполнены номер и адрес участка). И число избирателей в списке, и количество полученных в вышестоящей комиссии бюллетеней вносятся в увеличенную форму на соответствующих этапах подсчета.

Нормативные акты

Нормы

  • статья 68 закона № 67−ФЗ — полное изложение процедуры подсчета голосов
  • разделы 5−7 Инструкции по КОИБ — особенности подсчета с использованием КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени

Санкции

  • часть 1 статьи 5.6 КоАП — нарушение прав участника наблюдения
  • части 1 статьи 5.24 КоАП — нарушение порядка подсчета голосов
  • части 1−2 статьи 141 УК РФ — воспрепятствование осуществлению избирательных прав или деятельности члена комиссии

Вспомогательные материалы

  • Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования на выборах Президента РФ — формально не действующий на других выборах документ, но, тем не менее, подробно описывающий позицию ЦИКЦентральная избирательная комиссия Российской Федерации по вопросам голосования
  • Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии — методическое пособие и образцы документов, подготовленные РЦОИТРоссийский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России при ЦИКЦентральная избирательная комиссия Российской Федерации

Скрыть/показать краткое оглавление

Егор Алиев / ТАСС / Scanpix / LETA

13 сентября в России впервые прошло трехдневное голосование на выборах губернаторов, депутатов и муниципальных глав. Все кандидаты от власти выиграли выборы глав регионов в один тур и поставили новые рекорды по их результату, а единороссы получили большинство кресел в региональных заксобраниях. Три из четырех новых партийных проектов, которые считаются «кремлевскими», прошли в региональные парламенты и получили льготу, освобождающую от сбора подписей на выборах в Госдуму. Зато у оппозиции есть успехи на выборах в городские парламенты Новосибирска и Томска. Спецкор «Медузы» Андрей Перцев подвел итоги единого дня голосования.

Губернаторы поставили рекорды по народной поддержке. Им могло помочь трехдневное голосование

Прямые выборы губернаторов проходили в 18-ти российских регионах. В семи регионах кандидаты от власти набрали более 80% голосов. Например, глава Тамбовской области Александр Никитин по официальным данным набрал 86,5% голосов (это самый высокий результат выдвиженца от власти по итогам выборов 13 сентября), а глава Севастополя Михаил Развожаев — 85,7%.

Традиционно высокий результат, по данным избиркома, получил президент Татарстана Рустам Минниханов — 85,4%. Глава Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн, опять же по официальным итогам, набрал 82,5% голосов.

Еще шесть кандидатов от власти получили на выборах более 70% голосов. Только один поддержанный Кремлем претендент на губернаторский пост — губернатор Смоленской области, выдвиженец ЛДПР Алексей Островский — получил меньше 60% (при этом конкурента от Единой России у него не было).

В прошлый единый день голосования, в сентябре 2019 года, когда выборы проходили в 16 регионах, только четыре кандидата получили более 80% голосов и только три — более 70%.

Трехдневное голосование явно пошло на пользу результатам кандидатов от власти. Например, в Татарстане 11 и 12 сентября (голосование в эти дни считается досрочным) проголосовали 60,8% избирателей, в ЕАО — 59,9%, в Тамбовской области — 51%, в Краснодарском крае — 58,9%, в Севастополе — 35%.

В этот процент входит так называемое «голосование на пеньках» с выездными урнами — например, в грузовике и в предбаннике магазина.

Сколько именно избирателей проголосовали вне участков, выяснить невозможно: все бюллетени, опущенные 11-12 сентября в урны даже в помещениях участков, по данным ЦИК, считаются бюллетенями в переносных урнах. Как делались рекорды, можно судить по голосованию в Тамбовской области. При почти 86% голосов, которые получил губернатор Никитин, на участках в самом Тамбове, где гораздо чаще можно увидеть независимых от власти наблюдателей (параллельно в городе выбирали местных депутатов) он набрал только 36-42% голосов.

Иркутская и Архангельская области считались регионами, в которых возможен второй тур. Этого не случилось

В Архангельской области всегда были сильны протестные настроения («Единая Россия» на выборах в Госдуму 2011 года получила здесь третий снизу результат по стране, в 2015 году губернатор Игорь Орлов получил 53% и едва не вышел во второй тур с малоизвестной депутатом заксобрания от ЛДПР Ольгой Осицыной). Соперниками кандидата от власти Александра Цыбульского были достаточно известные в регионе лидер фракции «Справедливой России» в областном парламенте Ирина Чиркова и депутат заксобрания от ЛДПР Сергей Пивков. Одна из первых инициатив Цыбульского — объединение Архангельской области и Ненецкого автономного округа (входит в состав области, но считается самостоятельным субъектом и имеет своего главу и парламент) вызвала в округе серьезные протесты. Жители выходили на площадь, проводили автопробеги, в итоге от идеи объединения власти отказались, а округ стал единственным регионом России, где больше 50% избирателей проголосовали против поправок в Конституцию. На выборах архангельского губернатора население НАО тоже имеет право голоса, и 62% окружного электората поддержали Ирину Чиркову. Несмотря на это, в целом по области, по данным избиркома, Александр Цыбульский набрал 69% голосов.

60,7% — официальный результат главы Иркутской области Игоря Кобзева. В 2015 году выборы губернатора этого региона выиграл коммунист Сергей Левченко, которому пришлось уйти в отставку досрочно — Левченко регулярно атаковали федеральные телеканалы, а в прошлом году его критиковало и федеральное руководство за просчеты при ликвидации последствий наводнения в Тулуне. Кандидатом на губернаторских выборах от КПРФ стал депутат Госдумы Михаил Щапов, немногословный выходец из ФСБ. Коммунисты обсуждали и более яркие фигуры — например, сенатора от Иркутской области Вячеслава Мархаева, который голосовал против поправок в Конституцию, критиковал действия силовиков во время московских протестов прошлого года.

В итоге согласована с Кремлем была фигура Щапова. Выдвиженец КПРФ делал упор на местное происхождение и равноправные отношения региона с федеральным центром (в богатом ресурсами регионе эта тема актуальна). Однако в агитации Щапова почти не использовался бренд КПРФ, а один из слоганов гласил «За правду!» (название новой прокремлевской партии во главе с Захаром Прилепиным). Кроме того, коммунист относительно поздно начал кампанию. В итоге, по официальным данным Михаил Щапов набрал 25% голосов. Оспаривать итоги голосования коммунист не намерен.

Все цифры в одной картинке

  • Кандидаты власти победили на выборах губернаторов. Треть — с результатом выше 80%

«Единая Россия» потеряла, но немного

Антирекорд по результату единороссы поставили в Коми, где получили на выборах в Госсовет 28,8% голосов, ухудшив результат по сравнению с прошлыми выборами почти в два раза (в 2015 году партия набрала 58%). Вторыми в Коми стали коммунисты, которые поддерживали протесты по поводу Шиеса и национальное движение — они набрали 14,7% голосов.

При этом партии, которых коммунисты считают спойлерами — КПСС и «Коммунисты России» — в сумме набрали еще 7,6% голосов, то есть потенциальный результат КПРФ в республике превышал 20%. Кроме единороссов, КПРФ, ЛДПР и справороссов в парламент республики прошла «Зеленая альтернатива», один из новых кремлевских партийных проектов. Коми была для партии «опорным регионом», где власти должны были содействовать ее прохождению в заксобрание для получения парламентской льготы. Кроме этой республики, список «Альтернативы» прошел только в региональный парламент Челябинской области. Кроме того, в Госсовете Коми будет заседать фракция «Родины» — в Коми список этой партии возглавлял близкий к бизнесмену Евгению Пригожину политтехнолог Максим Шугалей, который сейчас находится в тюрьме в Ливии.

«Медуза» писала об этой странной истории

  • Как война в Ливии вынудила Пригожина участвовать в выборах в Коми Политтехнолог, близкий к бизнесмену, возглавил список партии «Родина» в республике. При этом сам он сидит под арестом в Африке

В тройку худших результатов для «Единой России» входят итоги выборов в заксобрания Костромской области (получила 32%, на выборах 2015 года партия власти набрала 50%) и Новосибирской области (получила 37,8%, а 2015 году было 44%).

Лучший, по данным избиркомов, результат единороссы получили в Белгородской области (66,5%), Воронежской области и ЯНАО (по 65%). Нужно отметить, что досрочно (11-12 сентября) в Белгородской области проголосовали 46%, в Воронежской области — 36,9%, в ЯНАО — 34,6%. Также заметно отличие итогов выборов в воронежское заксобрание от результатов выборов в гордуму Воронежа (где большинство участков было охвачено наблюдателями). В городе единороссы набрали только 35% голосов.

Во всех регионах единороссы будут иметь большинство кресел за счет побед своих кандидатов в одномандатных округах — например, в Новосибирской области они взяли 19 из 23 округов, еще в двух победили провластные самовыдвиженцы.

КПРФ получила лучший результат в стране в Курганской области — 19%, в Новосибирской и Костромской области коммунисты набрали по 17%. ЛДПР набрала наибольший процент (15,5%) в ЯНАО, «Справедливая Россия» — в Челябинской области (14,3%).

Больше всего фракций — семь — будет в парламенте Рязанской области (кроме парламентской четверки, это партии «За правду», «Новые люди» и Партия пенсионеров за справедливость). По шесть фракций будет в заксобраниях Коми, Калужской и Костромской областей. Меньше всего партий будет представлено в парламенте Белгородской области — их всего три (ЕР, КПРФ и ЛДПР).

Среди новых партий, созданных в начале 2020 года при поддержке Кремля, наибольшего успеха добились «Новые люди», которые прошли в парламенты четырех регионов — Новосибирской, Костромской, Калужской и Рязанской областей. Сильных кандидатов в списках «Новых людей» не было, зато партия очень активно размещала агитацию.

«За правду» и «Зеленая альтернатива» прошли в состав парламентов только в Рязанской области («За правду») и Коми («Зеленая альтернатива»). Интересно, что «За правду» в большинстве субъектов набирала на выборах в заксобрания по 1-2%. Партия прямой демократии создателя игры World of Tanks Вячеслава Макарова не смогла провести свой список ни в один региональный парламент, а значит, не получит к выборам в Госдуму льготу, освобождающую от сбора подписей.

Коалиция Навального добилась успеха в сибирских городах

Оппозиционная коалиция «Новосибирск-2020», образованная вокруг штаба Алексея Навального в регионе и его руководителя Сергея Бойко, по предварительным данным, получила пять из 50 мест в новом составе горсовета Новосибирска. В том числе, депутатом стал сам Бойко, выигравший выборы у вице-спикера горсовета, коммуниста Рената Сулейманова. Однако ближе к утру 14 сентября в округе, где побеждал кандидат от коалиции Вячеслав Якименко, наблюдатели обнаружили вброс около 300 бюллетеней. Если они будут засчитаны территориальным избиркомом, победа уйдет другому вице-спикеру горсовета, единороссу Евгению Яковенко, который стал одним из героев предвыборного расследования Фонда борьбы с коррупцией о Новосибирске.

Как Навальный снимал эти расследования

  • Навальный попал в реанимацию в тяжелом состоянии, когда возвращался из Сибири. А что он там делал?

«Единая Россия», занимавшая в прошлом созыве 33 кресла, потеряла большинство и взяла только 22 места. Однако, скорее всего, у власти не будет проблем с принятием решений в городском собрании. Четыре места в его составе взяли депутаты от ЛДПР, отделение этой партии возглавляет депутат Госдумы Дмитрий Савельев, бывший зять сенатора от региона, единоросса Надежды Болтенко, имеющий интересы в строительном бизнесе. Кроме того, депутатом стал выдвиженец партии «Зеленые», директор по развитию строительной компании «Стрижи», бывший депутат ЛДПР от Кемеровской области Игорь Украинцев. Его поддерживало «Умное голосование» Алексея Навального. У коммунистов осталось восемь мест — вместо 12 в прошлом созыве горсовета.

Еще более серьезные потери понесли единороссы на выборах в гордуму Томска: они получили только 11 из 37 кресел. 8 мест будет у коммунистов, 6 — у самовыдвиженцев, включая двух представителей штаба Алексея Навального, по три кресла у справороссов, «Яблока» и «Новых людей», два — у ЛДПР, одно у Партии Роста.

Локальный рекорд на выборах в гордуму Тамбова поставила партия «Родина», набравшая около 45% мест по партспискам и взявшая все одномандатные округа. Большинство ее кандидатов составили бывшие единороссы, разочаровавшиеся в партии. Сам список считается лояльным бывшему мэру города Максиму Косенкову.

Андрей Перцев

  • Напишите нам

Добавить комментарий