Подследственность

Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела — это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности:

а) предметную (родовую);

б) территориальную (местную);

в) персональную (личную);

г) альтернативную;

д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления.

Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б»и»в»ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями Следственного комитета.

Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т.е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.

Подследственность по связи дел установлена ч. 6 ст. 151 УПК. В соответствии с ней расследование ряда уголовных дел (например некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Понятие и виды средств доказывания в уголовном процессе рф.

Познание фактических обстоятельств совершения преступления происходит в основном опосредствованным путем с помощью имеющихся в уголовном деле доказательств — аргументов с точки зрения науки, логики, действующего законодательства. Определение понятия уголовно-процессуального доказательства сформулировано в ст. 74 УПК.

Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь и дознаватель в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Указание законодателя на «любые сведения» позволяет сделать вывод о том, что под ними можно понимать:

1) фактические данные, факты, в том числе доказательственные (промежуточные или вспомогательные);

2) сведения о фактах (обстоятельствах), с помощью которых обеспечивается доказывание обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу. Такое понимание доказательств в уголовном судопроизводстве обусловлено наличием двух путей познания реальной действительности: непосредственного и опосредствованного (или опосредованного). Разумеется, непосредственный путь познания фактических обстоятельств совершения преступления в уголовном процессе применяется в ограниченных пределах. Тем не менее непосредственно в уголовном судопроизводстве могут быть познаны разнообразные свойства, признаки, качества, свойства и особенности вещественных доказательств, отдельных общественно опасных последствий совершенного преступления и некоторые другие обстоятельства. Очевидно, что основным путем познания в уголовном судопроизводстве выступает опосредствованный (или опосредованный) метод исследования фактических обстоятельств подготавливаемого или совершенного преступного посягательства.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве доказательствами являются как любые сведения, отвечающие определенным требованиям, так и средства доказывания (протоколы следственных и судебных действий, иные документы и т.д.). Такой подход мне представляется неверным, поскольку доказательствами является все-таки информация (сведения, фактические данные, факты), а средства доказывания есть лишь форма существования информации в уголовном судопроизводстве. Разумеется, между ними существует неразрывная связь, которая вряд ли подлежит отрицанию в силу правовой значимости процессуальной формы. Поэтому при производстве, допустим, обыска искомые объекты не были обнаружены. В этом случае доказательством является не сам протокол обыска, а факт отсутствия в месте производства обыска объектов, которые стремились обнаружить следователь или дознаватель.

В ст. 74 УПК определены свойства, присущие доказательствам в виде фактических данных (сведений, информации). Относимость — свойство доказательств, заключающееся в их способности устанавливать или опровергать имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, среди которых определяющую роль играют обстоятельства, входящие в предмет доказывания.

Допустимость — свойство доказательств (фактических данных, любых сведений), заключающееся в способности информации быть использованной в этом качестве в уголовном судопроизводстве.

Понятие допустимости доказательств носит интегративный, комплексный характер и включает в себя определенные, установленные уголовно-процессуальным законом требования к: 1) собиранию доказательств из источников, указанных в ст. 74 УПК. К ним действующий процессуальный закон относит:

а) показания подозреваемого и обвиняемого; б) показания потерпевшего и свидетеля; в) заключение и показания эксперта; г) заключение и показания специалиста; д) вещественные доказательства; е) протоколы следственных и судебных действий; ж) иные документы;

2) собиранию доказательств надлежащими субъектами доказывания. К этим субъектам действующий закон относит только дознавателя, следователя и суд. В соответствии со ст. 86 УПК доказательства могут быть обнаружены и собраны сторонами (защитником, потерпевшим и т.д.). Однако собранные ими сведения становятся доказательствами, если представленные материалы приобщены должностными лицами к уголовному делу;

3) соблюдению порядка и формы собирания и проверки доказательств. Нарушение установленных законом уголовно-процессуальных процедур и форм собирания и проверки доказательств может повлечь за собой утрату ими свойства допустимости, так как они признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и доказывания фактических и иных обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК. В уголовно-процессуальном законе дан примерный перечень случаев, когда доказательства должны быть признаны недопустимыми.

К недопустимым доказательствам в уголовном судопроизводстве относятся:

1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные ими в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи их отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым (которые, разумеется, уже стали подсудимыми) в суде; 2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности; 3) иные доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона (ст. 75 УПК). Так, Верховный Суд РФ указал на то, что доказательства считаются полученными с нарушением уголовно-процессуального закона, т.е. недоброкачественными (недопустимыми), если:

а) при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина или установленный процессуальным законодательством порядок их собирания, закрепления и проверки; б) собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных уголовно-процессуальными нормами, и т.п. Таким образом, допустимость доказательств в уголовном процессе можно определить как соответствие их формы и содержания требованиям уголовно-процессуального закона, как их процессуальную доброкачественность.

Альтернативная (смешанная) подследственность

Альтернативная (смешанная) подследственность — это подследственность дел об одних и тех же преступлениях следователям различных ведомств. Проблема определения альтернативной подследственности возникает в связи с тем, что дела о некоторых преступлениях по правилам предметной подследственности отнесены к компетенции нескольких следователей. Например, дела о некоторых преступлениях (ст. 205, 208, 209, 210, 290, 291, 292, 293 УК РФ) подследственны и следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ, и следователям МВД, а часть их — следователям ФСБ.

Критерием, определяющим, какому следователю должно быть поручено в таких случаях ведение предварительного следствия, являются ответы на два вопроса:

1) каким следователем выявлено преступление альтернативной подследственности;

К подследственности следователей, выявивших преступление альтернативной подследственности, относятся дела о преступлениях, предусмотренных 44 статьями УК РФ. Это дела о мошенничестве, присвоении или растрате, незаконном предпринимательстве с отягчающими обстоятельствами, незаконной банковской деятельности и других преступлениях в сфере экономической деятельности, захвате заложников, организации незаконного вооруженного формирования, бандитизме, организации преступного сообщества, ряде иных преступлений против общественной безопасности, преступлений в сфере компьютерной информации, некоторых преступлениях против правосудия и порядка управления. Выявление следователями указанных преступлений следует понимать так, что они первыми получили сообщение об этих противоправных действиях, возбудили о них уголовное дело и приняли его к своему производству.

Компетенция следователей, к чьей подследственности относится «основное» преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело, охватывает возникшие таким образом дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении должностных полномочий, получении и даче взятки, служебном подлоге и халатности, некоторых преступлений против правосудия. Речь идет о случаях, когда в процессе расследования «основного» дела выявляется новое, связанное с ним преступление, по поводу которого возбуждается новое уголовное дело и принимается к производству тем же следователем.

Персональная подследственность

Персональная подследственность — это подследственность дел, определяемая с учетом особенностей, присущих лицу, в отношении которого ведется производство. Такими особенностями являются:

а) принадлежность его к категориям лиц, в отношении которых УПК установил особые правила возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, рассмотрения в суде;

б) принадлежность должностного лица к правоохранительной системе РФ;

в) принадлежность лица к Вооруженным Силам РФ;

г) наличие у лица психических расстройств, требующих особого производства в форме предварительного следствия.

УПК не установил персональной подследственности дел о преступлениях несовершеннолетних: в отличие от УПК РСФСР по делам несовершеннолетних может в зависимости от предметной подследственности проводится или дознание, или предварительное следствие.

Персональная подследственность установлена для следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователей ФСБ и отчасти следователей МВД.

Независимо от квалификации, даже если она предусматривает производство дознания, следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ подследственны все дела о преступлениях, совершенных:

а) лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ (члены Совета Федерации, депутаты Госдумы РФ, депутаты представительных органов субъектов РФ, другие выборные лица органов местного самоуправления, судьи всех судов, Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший свои полномочия, а также кандидаты в президенты РФ, прокуроры, следователи, адвокаты). Им также подследственны дела о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

б) должностными лицами органов ФСБ, СВР, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов УИС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

в) военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинского формирования. Сюда же относятся и преступления, совершаемые в отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью.

К персональной подследственности следователей ФСБ относятся дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, в совершении которых обвиняются должностные лица силовых ведомств, военнослужащие и другие связанные с ними лица (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Вопрос о персональной подследственности следователей МВД возникает только по делам о применении к лицам, совершившим общественно опасные действия, принудительных мер медицинского характера (гл. 53 УК РФ). Дела об указанных деяниях расследуются разными следователями в зависимости от предметной подследственности каждого из них. Однако если психически больное лицо совершило деяние, расследование которого должно по общему правилу осуществиться в форме дознания, складывается неясная ситуация, ибо закон не определяет, какой следователь должен вести по нему предварительное следствие, хотя и в данном случае предварительное следствие является обязательным. Представляется, что эта обязанность должна возлагаться на следователей МВД, так как основная масса дознания производится дознавателями органов МВД.

При конкуренции подследственности когда, например, действия одного из участников входят в подследственность следователя МВД, а действия другого по предметному или персональному признаку — в подследственность следователя СК, вопрос о подследственности решает прокурор. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ он вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами о подследственности. Он также вправе изымать любое дело от органа предварительного расследования и передавать его следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ. Аналогичное правило действует при соединении в одном производстве дел, подследственных разным органам следствия: согласно ч. 3 ст. 154 УПК РФ решение о соединении дел принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности.

5.2. Подследственность

Подследственность – это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военного следственного управления Следственного комитета РФ).

Иногда в учебной литературе понятие подследственности дается через категорию компетенции или разграничения полномочий . Как видно из приведенного определения, понятия «подследственность” и «компетенция” взаимосвязаны, но не являются синонимами.

Компетенция – это определенная совокупность прав и обязанностей субъекта.

Подследственность – это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), позволяющая определить, распространяется ли право органа (должностного лица) расследовать преступление в полном объеме на данный конкретный состав, но не само это право.

——————————–

Общепринято выделять следующие виды (признаки) подследственности:

1) предметная, или иначе – родовая;

2) альтернативная (смешанная);

3) персональная (специальная );

——————————–

Так считает правильным именовать персональную подследственность С.А. Белоусов. См.: Там же. С. 17.

4) территориальная ;

——————————–

О территориальной подследственности см. раздел «Место производства предварительного расследования” настоящей главы.

5) подследственность по связи дел.

Предметная подследственность определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какое преступление, предполагается, (или точно установлено) совершено, его должно расследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.

Предметная подследственность установлена ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно. По ним обычно производится дознание.

К числу таковых законодателем отнесены, к примеру, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ), оставление в опасности (ст.

125 УК РФ), по которым предварительное следствие производится только по письменному указанию прокурора.

В ст. 151 УПК РФ законодатель установил, во-первых, по каким составам преступлений предварительное следствие обязательно.

Во-вторых, какой орган предварительного следствия (какого ведомства) производит по конкретным составам преступлений предварительное расследование в полном объеме.

Предварительное следствие по какого рода преступлениям должно осуществляться следователями Следственного комитета РФ, а по каким – следователями органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков, органов внутренних дел.

Названными статьями УПК РФ определены признаки предметной подследственности применительно к предварительному следствию, «дознанию” в полном объеме и смешанному предварительному расследованию.

В правовой литературе постоянно дискутируется вопрос об ограничении предметной подследственности органов дознания.

Обосновывается поддерживаемая автором настоящей работы необходимость запрещения производства ими предварительного расследования в полном объеме.

Между тем и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и преступления, по признакам предметной подследственности относящиеся к подследственности органов дознания, в настоящее время уголовно-процессуальным законом предусмотрены.

Исключение из правила предметной подследственности закреплено лишь в п. 11 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ.

Согласно названным статьям закона по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия. В соответствии же с п. 12 ч. 2 ст.

37 УПК РФ прокурору дозволено изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.

Смешанная подследственность

В ст. 151 УПК РФ определены также признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственности.

Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма (ст.

209 УК РФ), контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (ст. 226.1 УК РФ), контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ), невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу предварительного следствия, который выявил это преступление.

Возбудить уголовное дело по преступлениям, подследственным следователям, может и орган дознания. Тем не менее смешанная подследственность касается лишь органов предварительного следствия. То есть органы дознания не наделены правом осуществлять предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Уголовные дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), о злоупотреблении должностными полномочиями (ст.

285 УК РФ), о нецелевом расходовании бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), о нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ), о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), о заведомо ложном доносе (ст. 306 УК РФ), о заведомо ложных показаниях, заключении эксперта, специалиста или неправильном переводе (ст.

307 УК РФ), об отказе свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ), о подкупе или принуждении к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ), о разглашении данных предварительного расследования (ст.

310 УК РФ), разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 311 УК РФ), об укрывательстве преступлений (ст. 316 УК РФ) и о разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст.

320 УК РФ), расследуются тем органом предварительного следствия, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК РФ).

Персональная подследственность – это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил, преступление.

К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Более того, если преступление, по которому в обычном порядке предварительное следствие не обязательно, совершено указанными лицами, дознание по нему, а по письменному указанию прокурора и предварительное следствие производится следователем Следственного комитета РФ (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Споры о подследственности уголовного дела разрешаются прокурором (ч. 8 ст. 151 УПК РФ).

Глава 5. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

5.2. Подследственность

5.3. Соединение и выделение уголовных дел и материалов уголовного дела

5.4. Начало, место, сроки и окончание производства предварительного расследования

5.5. Профилактическая деятельность органов дознания и предварительного следствия

5.6. Производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей)

5.7. Взаимодействие следователя с органами дознания

5.8. Обязанность рассмотрения ходатайств

5.9. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

5.10. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

5.11. Восстановление уголовных дел

No votes yet.

Please wait…

Источник: https://zakoniros.ru/?p=3721

Статья 151 УПК РФ – подследственность в правоохранительной системе

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК.

Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность.

То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение принимает прокуратура. Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства.

Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии.

Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Система органов дознания

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны возбудить дело, собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно доказуемы. В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные должностными лицами органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие.

Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место.

Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Подследственность уголовных дел

Подследственность уголовных дел- это совокупность определенных признаков уголовного дела которые позволяют отнести предварительное следствие или дознание к компетенции того или иного органа предварительного следствия. Подследственность уголовных дел закреплена в ст.151 УПК РФ, которая периодически притерпевает изменения.

Виды подследственности

Из содержания ст.151 УПК РФ можно выделить следующие виды подследственности уголовных дел:

  1. подследственность предметная (родовая);
  2. подследственность альтернативная ( смешанная);
  3. подследственность персональная ;
  4. подследственность территориальная.

Подследственность предметная (родовая)

Эта подследственность заключается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, то есть в зависимости от статьи УК РФ по которой квалифицируются действия виновного.

По этому признаку к подследственности следователей Следственного комитета РФ отнесены уголовные дела относящиеся к категории тяжких и особо тяжких против личности, в частности уголовные дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности, доведения до самоубийства, изнасиловании, преступления против конституционных прав граждан, против государственной власти, интересов государственной службы, основ конституционного строя, против правосудия, против порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности человечества.

К подследственности следователей органов ФСБ отнесены уголовные дела о контрабанде, преступления против общественной безопасности.

Предметным признаком определяется и подследственность следователей ФСКН РФ( органов по контролю за оборотом наркотических средств). Это уголовные дела в сфере незаконного оборота наркотических средств.

В зависимости о предметной подследственности, то есть состава преступления предварительное расследование проводится следователями или дознавателями. Преступления небольшой тяжести отнесены к подследственности дознавателей органов внутренних дел.

Уголовные дела средней тяжести и тяжкие расследуют следователи органов внутренних дел. Например, уголовные дела о неквалифицированной краже ( по ч.1 ст.158 УК РФ ) предварительное расследование проводится дознавателями органов внутренних дел, дела о квалифицированной краже ( по ч.2 и ч.3 ст.

158 УК РФ) расследуются следователями органов внутренних дел.

– это когда расследование уголовных дел той или иной категории, в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования принадлежащим различным ведомствам.

Так уголовные дела о незаконном обороте наркотических средств расследуют как следователи органов внутренних дел так и следователи ФСКН РФ в зависимости от того, чьи оперативные подразделения раскрыли это преступление.

-это подследственнасть которая зависит от субъекта совершившего преступление. Так уголовные дела о преступлениях совершенных сотрудниками МВД, ФСБ расследуют следователи следственного комитета. Следователи следственного комитета расследуются уголовные дела в отношении военнослужащих, судей, должностных лиц таможенных органов.

По общему правилу уголовные дела расследуются следственными органами по месту совершения преступления. (ст.152 УПК РФ). Это правило распространяется на следствие так и дознание.

В связи с наличием этого правила имеется немало случаев, когда оперативные сотрудники переносили обнаруженные криминальные трупы с места его обнаружения на другое место, относящее к территории соседнего отдела МВД.

Если преступление является длящимся или продолжаемым, то есть началось в одном месте, а закончилось в другом, то расследование должно производится по месту окончания преступления.

Из названного общего правила предусмотрено исключение. В ч.4 ст.152 УПК РФ предусмотрена возможность в случаях расследования уголовного дела не по месту его совершения, а по месту нахождения обвиняемого, большинства свидетелей и потерпевших. Такое возможно в случаях, когда преступление совершено вне пределов России или потерпевший проживает за пределами России.

Решение о передачи уголовного дела в таких случаях принимается руководителем следственного органа, а по уголовным делам расследуемым дознавателем- прокурор.

По делам особой важности руководитель следственного органа своим мотивированным постановлением может передать уголовное дело для производства предварительного расследования, в вышестоящий следственный орган уведомив об этом прокурора в письменной форме.

Последствия нарушения правил о подследственности уголовных дел.

Доказательства собранные ненадлежащим должностным лицом являются недопустимыми. Отсюда доказательства полученные следователем (дознавателем) с нарушением правил о подследственности не могут быть положены в основу приговора суда.

Если нарушение правил подследственности уголовных дел было выявлено на поздних стадиях уголовного процесса, это обстоятельство может повлечь прекращение уголовного дела, например в связи с уничтожением вещественных доказательств по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков.

Подследственность при проведении неотложных следственных действий

Анализ УПК РФ говорит о возможности проведения неотложных следственных действий (ПНСД) как при изменении формы предварительного расследования (смешанная форма расследования), так и при производстве расследования в одной форме (дознании или предварительном следствии).

ПНСД в смешанных формах предварительного расследования можно условно разделить на группы — в зависимости от того, каким органом или должностным лицом они будут проводиться.

1. При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие возможны следующие варианты:

а) при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия проводятся органом дознания после возбуждения уголовного дела.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет дело руководителю следственного органа для решения вопроса о подсудности (части 1, 3 ст. 157 УПК РФ);

б) дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности следователю.

ПНСД при сохранении формы предварительного расследование можно проиллюстрировать на следующем примере. Предварительное расследование начал проводить следователь органов внутренних дел РФ, и в результате выяснилось, что лицо, в отношении которого осуществляется следствие, относится к особой категории лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ.

В этом случае следователь органов внутренних дел проводит неотложные следственные действия и передает уголовное дело руководителю следственного органа. По установленным ст.

151 УПК РФ правилам подследственности руководитель следственного органа передает такое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ для производства дальнейшего следствия.

При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит НСД, после чего передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности дознавателю.

Многообразие преступлений, форм и органов расследования требуют размежевания их компетенции, т. е. определения подследственности. Подследственность – это свойство уголовного дела, по которому законодатель относит его к той или иной форме расследования, а также к ведению того или иного следователя или дознавателя.

Предметная, или родовая, подследственность определяется квалификацией (видом) преступления. Все преступления, предусмотренные Особенной частью УК РФ, распределены в ст. 150, 151 УПК РФ по следователям четырех ведомств (СК, МВД, ФСБ, ФСКН) и органам дознания. С момента возбуждения уголовного дела, когда определяется квалификация деяния, дело переходит в производство того органа, который по закону обязан его расследовать.

Если предметная подследственность разграничивает компетенцию разноименных органов, то второй вид подследственности ‒ территориальная– позволяет дифференцировать полномочность одноименных органов. А именно, предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления

Из общего правила территориальной подследственности сделано два исключения: а) если преступления совершены в разных местах, то дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них; б) расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная подследственность определяется субъектом преступления. Так, если лицо, совершившее деяние, психически неполноценно и нуждается в применении принудительных медицинских мер, то такое дело, независимо от квалификации содеянного, расследуется следователем, а не дознавателем (ч. 1 ст. 434 УПК РФ). Уголовное дело по любому преступлению, совершенному особым субъектом: депутатом, прокурором, следователем и др. (ч. 1 ст. 447 УПК РФ), расследуется следователем Следственного комитета РФ (п. «б» ч. 1 ст. 151 УПК РФ).

Подследственность по связи уголовных дел предусмотрена ч. 6 ст. 151 УПК РФ. Заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ), заведомо ложные показания (ст. 307 УК РФ), укрывательство преступления (ст. 316 УК РФ) и другие расследуются тем органом, который расследовал преступление, в связи с которым возбуждено дело.

Альтернативная подследственность выражена в ч. 5 ст. 151 УПК РФ и означает, что указанные здесь преступления могут расследоваться тем органом, который выявил данное преступление. Например, дело о разбое (ст. 162 УК РФ) может расследовать следственный орган любого ведомства при условии, что в ходе его деятельности выявлено это преступление.

Добавить комментарий