Подведомственность административная

Государственный аппарат в целом состоит из большого числа органов, их структурных подразделении и т.п. Очень многие из названных структурных единиц аппарата наделены властными полномочиями. При этом чётко определяется, на кого распространяются такие полномочия, какими органами, материальными ресурсами, делами, действиями они ведают.

Подведомственность — это определение объектов, на которые распространяется властные полномочия.

Обычно подведомственность закрепляется юридическими нормами, которые включаются в различные правовые акты, начиная от Конституции РФ и заканчивая должностными инструкциями. Определять подведомственность и понимать как средство распределения труда по осуществлению государственных и муниципальных дел.

Но особенно важна административная подведомственность – распределение объектов, дел, которыми ведают структурные единицы исполнительной власти.

6 уровней подведомственности:

1. Государственная подведомственность – законодательное решение вопросов о том, органы какого государства вправе решать дела. На этом уровне можно различить три разновидности подведомственности :

1) Между федеральным центром и субъектами РФ;

2) Между суверенными государствами;

3) Между государственными и международными органами.

2. Родовая подведомственность – распределение полномочий между разными видами государственной власти: судебная подведомственность, административная подведомственность, подведомственность представительных органов, а также иных государственных органов: ЦБ, ЦИК, прокуратура.

3. Видовая подведомственность. Правила видовой подведомственности определяет, какой вид органов ведает делами (например, гл.23 КоАП РФ).

4. Территориальная подведомственность, какой из органов данного вида на определенной территории ведает делами (ст. 29.5 КоАП РФ).

5. В некоторых случаях, исходя из важности дела, законодатель устанавливает правила иерархической подведомственности, т. е. поручает дела вышестоящему органу или предоставляет ему право брать дела у нижестоящих органов и принимать их к своему производству (вышестоящий ОВД, таможенный орган).

6. Должностная административная подведомственность, т. е. в рамках органа ведать (контролировать, решать) могут разные должностные лица (23.3 – в ОВД, 23.8 – в таможенных органах, 23.34 – в органах, осуществляющих государственный пожарный надзор и т.п.).

При решении вопросов о подведомственности следует строго последовательно использовать правила определения от 1-го к 6-му уровню.

Подведомственность может быть однозначной (императивной) и альтернативной. Она может быть общей, установленной общей нормой и специально установленной в специальной норме, содержащей исключения из общего правила.

В науке административного права выделено четыре уровня подведомственности дел о правонарушениях (родовая (между разными видами государственной власти), видовая, территориальная, должностная).

Видовая подведомственность закреплена юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами.

Какой конкретно орган исполнительной власти данного вида должен заниматься делом об административном правонарушении определяет территориальная подведомственность. В соответствии со ст.28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а по ходатайству лица — по месту жительства указанного лица. Если проводилось административное расследование, дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего данное расследование (ст.29.5 КоАП РФ).

Кто в государственном органе должен заниматься делом об административном правонарушении определяется должностной подведомственностью.

Рассмотрим данный вопрос на примере таможенных органов. От имени таможенных органов рассматривают дела об административных правонарушениях председатель ГТК России и его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов (дела о правонарушениях, совершенных физическими лицами) (ч.2 ст.23.8 КоАП РФ).

Здесь следует отметить, что в штатной структуре руководства ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен предусматривается несколько заместителей руководителей указанных органов, в том числе заместители по кадрам, по тылу, по силовому обеспечению. КоАП РФ не определяет, какой из заместителей председателя ГТК России, начальника РТУ, таможни рассматривает дела о нарушениях таможенных правил. Поэтому от ГТК России требуется принятие отдельного нормативного акта по этому вопросу.

В целях реализации положений КоАП РФ издан приказ ГТК России от 1 апреля 2002 г. № 295 «О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и проводить административное расследование». Данный нормативный акт предписывает составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.1 КоАП РФ, должностному лицу непосредственно обнаружившему указанное правонарушение при выполнении возложенных на него функций. Однако, кто из должностных лиц таможенных органов уполномочен составлять протоколы о других административных правонарушениях в области таможенного дела (ст.16.2-16.22 КоАП РФ) ГТК России не сообщает.

Представляется, что этот вопрос должен быть решен также как в МВД РФ и ФСБ РФ. Этими ведомствами изданы приказы, утверждающие Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, в производстве по делу об административном правонарушении следует выделять подведомственность постадийную. КоАП РФ четко определяет круг лиц, имеющих право составлять протоколы, то есть возбуждать дела. Такими субъектами являются лица, закрепленные в ст. 28.3 КоАП РФ, а также лица, имеющие право рассматривать дела об административном правонарушении. В законодательстве, однако, имеется некоторая неточность (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), так как не могут составлять протоколы судьи, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии и т.п. Такое право по смыслу настоящего Кодекса принадлежит исключительно государственно-властным субъектам органов и учреждений исполнительной ветви власти, а также выполняющих контрольно-надзорные функции в сфере административно-правового регулирования.

Нормами главы 23 КоАП РФ устанавливается перечень субъектов, обладающих правом рассмотрения дел, то есть правом назначать административные наказания. Также, в этом смысле, важное значение имеют нормы главы 3 КоАП РФ, определяющие круг лиц, назначающих отдельные виды административных наказаний.

Законодатель установил подведомственность и на пересмотр дел об административном правонарушении и на исполнение отдельных видов наказаний.

Выделение признаков риелторской деятельности имеет и правоприменительное значение — оно позволяет пресечь незаконную предпринимательскую деятельность в этой сфере, способствует защите интересов потребителей риелторских услуг.

Необходимость принятия в России закона о риелторской деятельности не вызывает сомнения. Четкая и детальная регламентация деятельности риелтора обусловлена ее значимостью.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.

3. Федеральный закон от 20 декабря 2004 №163-ФЗ » О внесении изменений в Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч.1) Ст. 526.

4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. №49. Ст. 6076.

5. Проект закона «О риелторской деятельности в РФ» // СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2192

6. Кратенко, М.В. Сделки с недвижимостью: все о посредниках: практич. пособие. — М.: Проспект, 2010.

Великанов К. В.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: административное правонарушение, подведомственность, юрисдикционная деятельность,

административный процесс.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы определения подведомственности дел об административных правонарушениях.

Keywords: administrative offense, jurisdiction, jurisdictional activity, the administrative process.

Abstract: The article considers the problem of determining the jurisdiction of administrative cases.

Административную подведомственность можно определить как отнесение определенных категорий дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) или законом субъекта РФ об административных правонарушениях к ведению судей, органов или должностных лиц.

Административная подведомственность — одна из ключевых категорий административно-юрисдикционного процесса. Совершенно справедливо подчеркивает профессор Д.Н. Бахрах: «Для правильной организации юрисдикционной деятельности большое значение имеет четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение законодателем вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дел об административных деликтах» .

В теории процессуального права подведомственность традиционно делится на единичную (или исключительную) и множественную. Критерием выделения в данном случае является количество юрисдикционных органов, которым подведомственна конкретная категория дел . В любом случае такое разграничение подведомственности можно назвать — субъектным.

Под единичной (исключительной) подведомственностью понимается подведомственность, предполагающая рассмотрение определенной категории дел только в одном строго определенном законом юрисдикционном органе. В России независимо от вида юрисдикционного процесса, органом, обладающим исключительной подведомственностью, является суд.

Множественная подведомственность предполагает, что рассмотрение определенной категории дел возможно в нескольких юрисдикционных органах. Но конечно инстанцией все равно будет суд.

Разновидностями множественной подведомственности являются: альтернативная подведомственность, условная подведомственность, императивная подведомственность и др.

Большинство этих видов подведомственности известны и административно-юрисдикционному процессу.

В отличие от гражданского процессуального и уголовного процессуального законодательства, где нормы о подведомственности и подсудности системно изложены в соответствующих главах Гражданского процессуального кодекса (глава 3), Арбитражного процессуального кодекса (глава 4) и Уголовно-процессуального

кодекса (глава 5), КоАП РФ объединяет в одном разделе (Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях) только нормы, посвященные субъектной подведомственности. Нормы о других видах подведомственности (условной (в частности, территориальной), альтернативной подведомственности, подведомственности

совершения отдельных процессуальных действий) разбросаны по статьям раздела IV (Производство по делам об административных правонарушениях). Кроме того, в силу двухуровневой структуры российского законодательства об административных

правонарушениях, включающего не только КоАП РФ (федеральный уровень), но и законы субъектов РФ об административных правонарушениях (региональный уровень), часть норм о субъектной подведомственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ содержится в актах регионального законодательства.

Считаем, что такая разбросанность норм одного правового института не приносит пользы ни ему самому, ни кодификации административно-процессуального законодательства в целом. Однако. эта ситуация является характерной для всего административно -процессуального права, в котором практически любое производство регулируется многочисленными актами разной юридической силы, формы, разного территориального масштаба действия.

Данную проблему отчасти поможет разрешить разработка научных основ построения системы административной подведомственности.

В данной статье рассматриваются основные известные виды подведомственности дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ в их системной взаимосвязи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По субъектам подведомственности различают судебную (подсудность) и внесудебную подведомственность.

Подсудность дел об административных правонарушениях следует понимать как совокупность признаков, исходя из которых дело об административном правонарушении полежит рассмотрению судьями того или иного суда. Она определена в ст. 23.1 КоАП РФ. В ч. 1 ст. 23.1 дан перечень дел, составляющих исключительную судебную юрисдикцию. Такие дела рассматриваются единолично:

а) судьями районных судов, если производство по делу осуществляется в форме административного расследования, а также если административное правонарушение, влечет административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц,

замещающих должности государственной гражданской или муниципальной службы;

б) судьями гарнизонных военных судов, если эти правонарушения совершены военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы. В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ эти лица привлекаются за свои правонарушения не к административной, а к дисциплинарной ответственности, за рядом исключений, которые и составляют юрисдикцию военных судов;

в) судьями арбитражных судов. Их административная юрисдикция формируется из дел, отвечающих сразу двум признакам: 1) предметному (составы перечисленные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1, в том числе, когда по этим делам проводится административное расследование) и 2) персональному (это дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями);

г) мировыми судьями. Они рассматривают дела об административных правонарушениях перечисленных в ч.ч. 1-2 ст. 23.1, если эти дела не относятся по каким-либо из описанных ранее признаков к компетенции одного из вышеперечисленных судов.

Внесудебная подведомственность дел об административных правонарушениях включает:

а) подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела о правонарушениях, специально отнесенных к их ведению КоАП РФ (ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22). Комиссии уполномочены в зависимости от обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего (в возрасте от 16 до 18 лет), виновного в совершении правонарушения, освободить его от ответственности с применением других мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством. В соответствии со ст. 18 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. (в редакции от 6 августа 1986 г.) к принудительным мерам, не являющиеся административными наказаниями, применяемым комиссиями, например, относятся:

— принесение публично (или в иной форме) извинения потерпевшему;

— объявление выговора (строгого выговора);

— передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под

наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;

— направление несовершеннолетнего в специальное лечебно -воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией. И другие меры.

б) подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти — в соответствии с установленной Указом Президента РФ структурой этих органов (ст. 23.3 — 23.70 КоАП РФ). В указанных статьях определена подведомственность дел по предметному признаку.

Говоря об альтернативной подведомственности, следует отметить, что она бывает как судебной, так и внесудебной (ведомственной). Так, в ч. 2. ст. 23.1 перечислены административные правонарушения, дела о которых могут передаваться на рассмотрение судьям. Альтернативную подведомственность обуславливает зачастую альтернативная санкция: когда в санкции предусмотрено дополнительное наказание, назначаемое по усмотрению правоприменителя, если применение этого наказания выходит за рамки его компетенции, должностное лицо (орган), рассматривающие дело, решают вопрос о том назначить ли простое наказание или передать дело для назначения более строгого наказания компетентному органу (должностному лицу). Ведомственная альтернативная подведомственность предполагает передачу дела от нижестоящего лица — вышестоящему. Судебная альтернативная подведомственность предполагает передачу дела должностным лицом органа исполнительной власти — в суд.

Не является альтернативной подведомственность (подсудность) дел в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. На этот счет КоАП РФ содержит специальные правила, изложенные в ст. 22.3.

Правила, касающиеся территориальной подведомственности, — то есть подведомственности по месту рассмотрения дела, -сформулированы в ст. 29.5 КоАП РФ. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1). Альтернативой является возможность рассмотрения дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство при наличии его ходатайства об этом.

Здесь налицо коллизия: данная формулировка не позволяет отнести эту норму к юридическим лицам, т.к. к ним неприменимо понятие «место жительства». В указанную норму необходимо внести

изменения, которые позволили бы распространить ее на юридическое лицо, например, изложив ее в следующей редакции: «1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по его месту жительства (для физического лица) или месту нахождения (для юридического лица)».

Исключения из общего правила:

1) дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

2) дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

3) дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства (должностное лицо, составившее протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средств).

Все рассмотренные выше правила касаются подведомственности рассмотрения дела об административных правонарушениях. Однако, КоАП содержит нормы посвященные подведомственности и по по другим стадиям производства. Например, нормы ст. 28.3 и 28.4 устанавливают субъектную подведомственность возбуждения дел об административных правонарушениях.

Список литературы

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2006. С. 456.

Подведомственность — это определение объектов, на которые распространяется властные полномочия.

административная подведомственность – распределение объектов, дел, которыми ведают структурные единицы исполнительной власти. 6 уровней подведомственности:

1. Государственная подведомственность – законодательное решение вопросов о том, органы какого государства вправе решать дела. На этом уровне можно различить три разновидности подведомственности :

1) Между федер-м центром и субъектами РФ;2) Между суверенными государствами;3) Между гос и международными органами.

2. Родовая подведомственность – распределение полномочий между разными видами государственной власти: судебная подведомственность, административная подведомственность, подведомственность представительных органов, а также иных государственных органов: ЦБ, ЦИК, прокуратура.

3. Видовая подведомственность. — какой вид органов ведает делами (например, гл.23 КоАП РФ).

4. Территориальная подведомственность, какой из органов данного вида на определенной территории ведает делами (ст. 29.5 КоАП РФ).

5. В некоторых случаях, исходя из важности дела, законодатель устанавливает правила иерархической подведомственности, т. е. поручает дела вышестоящему органу или предоставляет ему право брать дела у нижестоящих органов и принимать их к своему производству (вышестоящий ОВД, таможенный орган).

6. Должностная административная подведомственность, т. е. в рамках органа ведать (контролировать, решать) могут разные должностные лица (23.3 – в ОВД, 23.8 – в таможенных органах, 23.34 – в органах, осуществляющих государственный пожарный надзор и т.п.).

Подведомственность может быть однозначной (императивной) и альтернативной. Она может быть общей, установленной общей нормой и специально установленной в специальной норме, содержащей исключения из общего правила.

Какой конкретно орган исполнительной власти данного вида должен заниматься делом об административном правонарушении определяет территориальная подведомственность. В соответствии со ст.28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а по ходатайству лица — по месту жительства указанного лица. Если проводилось административное расследование, дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего данное расследование (ст.29.5 КоАП РФ).

В МВД РФ и ФСБ РФ. Этими ведомствами изданы приказы, утверждающие Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, в производстве по делу об административном правонарушении следует выделять подведомственность постадийную. КоАП РФ четко определяет круг лиц, имеющих право составлять протоколы, то есть возбуждать дела. Такими субъектами являются лица, закрепленные в ст. 28.3 КоАП РФ, а также лица, имеющие право рассматривать дела об административном правонарушении. В законодательстве, однако, имеется некоторая неточность (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), так как не могут составлять протоколы судьи, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии и т.п. Такое право по смыслу настоящего Кодекса принадлежит исключительно государственно-властным субъектам органов и учреждений исполнительной ветви власти, а также выполняющих контрольно-надзорные функции в сфере административно-правового регулирования.

Нормами главы 23 КоАП РФ устанавливается перечень субъектов, обладающих правом рассмотрения дел, то есть правом назначать административные наказания. Также, в этом смысле, важное значение имеют нормы главы 3 КоАП РФ, определяющие круг лиц, назначающих отдельные виды административных наказаний. Законодатель установил подведомственность и на пересмотр дел об административном правонарушении и на исполнение отдельных видов наказаний.

50.Возбуждение дела как стадия производства. Стадиями являются логически связанные, следующие друг за другом этапы совершения действий субъектов правоприменения, направленные на решение определенной промежуточной задачи Исходя из структуры КоАП РФ, можно выделить следующую последовательность стадий производства по делу об административном правонарушении: 1- возбуждение дела; 2- рассмотрение дела; 3- пересмотр постановления и решения по делу; 4-исполнение постановления.

Возбуждение дела об административном правонарушении – «правомочные должностные лица соответствующих органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-процессуальных действий, в ходе которых устанавливается 1-факт совершения проступка, 2-производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, 3-определяется круг допустимых доказательств и средств доказывания, 4-подведомственность дела для рассмотрения по существу, и дело направляется по подведомственности».

На 1-ой стадии осуществляется сбор и закрепление доказательств по делу об административном правонарушении, первичная квалификация действий правонарушителя. В соот с ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления уполномоченным должностным лицом протокола о применения мер обеспечения производства по делу, протокола об административном правонарушении, определения (постановления) о возбуждении дела, постановления – квитанции о наложении административного штрафа или постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения.

КоАП РФ в ст.24.5 устанавливает перечень обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению: 1) Отсутствие события правонарушения, 2) Отсутствие состава правонарушения, т.е. субъективных и объективных признаков, в совокупности дающих основание квалифицировать деяние как правонарушение. 3) Действия лица в состоянии крайней необходимости. ст.2.7 КоАП РФ.4) Издание акта амнистии, 5)Отмена закона, установившего административную ответственность. Закон, смягчающий или отменяющий ответственность, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. 6) Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а по отдельным видам проступков — одного года со дня совершения правонарушения. 7) Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства, либо постановления о возбуждении уголовного дела. 8) смерть физического лица, в отношении которого оно ведется.

В гос органах организован учет сообщений, заявлений содержащих реальную, конкретную и определенную информацию об обстоятельствах правонарушения (о месте, времени и способе его совершения). Протокол об административном правонарушении – «процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя». «Протокол – это своего рода обвинительный акт». Он составляется во всех случаях, кроме тех, когда дело возбуждается прокурором (ч.1 ст.28.4 КоАП РФ) и когда административное наказание назначается без составления протокола (ст.28.6 КоАП РФ). Ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает определенные требования к содержанию протокола об административном правонарушении. В нем должны быть отражены следующие сведения. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, совершившим правонарушение. По просьбе указанного лица ему вручается копия данного протокола.

Следующие сроки составления протокола: а) известны все сведения, необходимые для разрешения дела, — протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ); б) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, — протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ); в) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела, либо данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, — протокол составляется по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ (ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ). Согласно ст.28.8. КоАП РФ протокол (постановление прокурора) должен быть направлен в уполномоченный орган (судье, должностному лицу) для рассмотрения дела об административном правонарушении в течение суток с момента его составления.

51 .Рассмотрение дела как стадия производства. КоАП РФ (ст.29.7) Стадиями являются логически связанные, следующие друг за другом этапы совершения действий субъектов правоприменения, направленные на решение определенной промежуточной задачи .Исходя из структуры КоАП РФ, можно выделить следующую последовательность стадий производства по делу об административном правонарушении: 1- возбуждение дела; 2- рассмотрение дела; 3- пересмотр постановления и решения по делу; 4-исполнение постановления. Рассмотрение дела является центральной стадией производства по деламоб административном правонарушении и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие решения по делу. На данной стадии происходит рассмотрение дела по существу. При этом оцениваются представленные доказательства, проверяется законность и обоснованность предыдущих процессуальных действий, решается вопрос о необходимости привлечения свидетелей для дачи показаний и т.п. Можно выделить следующие этапы рассмотрения дела об административном правонарушении: — подготовка дела к рассмотрению; -слушание дела; — доведение постановления до сведения участвующих в деле лиц.

Также, разрешаются вопросы о возможности рассмотрения дела данным судьей, должностным лицом органа. Далее, судья, должностное лицо уполномоченного органа устанавливает, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, разрешает ходатайства и отводы, решает вопрос о времени и месте рассмотрения дела. В соот-и со ст.29.4 КоАП РФ решение перечисленных выше вопросов выносится в форме определения, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу.

КоАП РФ (ст.29.6) устанавливает 15дневн срок рассмотрения дела об административном правонарушении. По ходатайству участников производства, либо для дополнительного выяснения обстоятельств дела определением судьи, должностного лица органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. Далее осуществляется непосредственное слушание дела. Главная цель рассмотрения дела по существу – установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, объективная правовая оценка его и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного наказания». На данном этапе уполномоченным органом (судьей, должностным лицом) на основании материалов, собранных по делу, а также доказательств, исследуемых непосредственно при разбирательстве, разрешается вопрос о наличии состава правонарушения, о виде и размере административного наказания, применяемого к правонарушителю.

При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, иные материалы дела; 1. заслушиваются объяснения лица, 2- показания других лиц, участвующих в производстве по делу, 3- пояснения специалиста и заключение эксперта; 4- исследуются доказательства; 5- заслушивается заключение прокурора при его участии в рассмотрении дела; 6- осуще-ся другие процессуальные действия.

Итоговым документом, является постановление, выносимое судьей, должностным лицом, рассматривающим дело. При этом может быть вынесено либо постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу в тех случаях, когда совершенное деяние малозначительно или содержит признаки преступления, или имеются обстоятельства, исключающие производство по делу (ч.1 ст.29.9 КоАП РФ).

В случае если дело об административном правонарушении неподведомственно судье, должностному лицу, его рассматривавшему, либо санкция нарушенной нормы закона требует применения к нарушителю мер воздействия, которые данный орган наложить не вправе, выносится определение о передаче дела в надлежащий орган (судье, должностному лицу) (ч.2 ст.29.9 КоАП РФ).

В соответствии с КоАП РФ (ст. 29.11) постановление по делу об административном правонарушении доводится до сведения заинтересованных лиц, во-первых, путем его оглашения по окончании рассмотрения дела, а во-вторых, путем вручения его копии лицу, в отношении которого оно вынесено.

52.Пересмотр дел об административном правонарушении как стадия производства. Стадиями являются логически связанные, следующие друг за другом этапы совершения действий субъектов правоприменения, направленные на решение определенной промежуточной задачи .Исходя из структуры КоАП РФ, можно выделить следующую последовательность стадий производства по делу об административном правонарушении: 1- возбуждение дела; 2- рассмотрение дела; 3- пересмотр постановления и решения по делу; 4-исполнение постановления.

Основаниями являются наличие жалоб отдельных участников процесса, а также протест прокурора. Для стадии пересмотра характерно, что она по сути представляет собой новое рассмотрение дела по существу. В соответствии с ч.3 ст.30.6 судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме.

Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административном правонарушении включает в себя следующие этапы: 1. подача жалобы (принесение протеста); 2. подготовка к рассмотрению жалобы (протеста);3. рассмотрение жалобы (протеста); 4. доведение решения по жалобе (протесту) до сведения заинтересованных лиц. Категории лиц, имеющих право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ: — лицу, в отношении которого ведется производство по делу; — законным представителям физического и юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу; -защитнику и представителю.

В соответствии со ст.25.11 КоАП РФ право принесения протеста на постановление предоставлено прокурору. КоАП РФ определяет следующий перечень органов, которые рассматривают жалобу на постановление по делу об административном правонарушении: вышестоящий суд, районный суд, арбитражный суд, вышестоящий орган. Срок обжалования постановлений в КоАП РФ определяется ст.30.3: начало течения 10 -дн срока на обжалование со дня вручения или получения копии постановления.

Должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, на стадии подготовки к ее рассмотрению извещает о дате, времени и месте рассмотрения жалобы лицо, обратившееся с жалобой, а также прокурора в случаях, если дело об административном правонарушении возбуждалось по инициативе прокурора либо рассматривалось с его участием, а также вызывает лиц, участие которых является необходимым при рассмотрении жалобы. Извещения и вызовы направляются с уведомлением о вручении.

Жалоба должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган или должностному лицу правомочным ее рассматривать по существу.

На стадии рассмотрения жалобы, ведется протокол рассмотрения жалобы, в который вносятся сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении жалобы; о разъяснении указанным лицам их процессуальных прав и обязанностей; об ознакомлении лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, его законного представителя или защитника с делом и дополнительно представленными документами; о заявленных отводах и ходатайствах и результатах их разрешения; об исследовании доказательств; объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление, показания других лиц, пояснения специалиста и эксперта; назначенные дата и время нового рассмотрения жалобы, если принято решение об отложении ее рассмотрения; другие сведения.

В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо вышестоящего таможенного органа принимают одно из решений, ст.30.7 КоАП :

1) об оставлении постановления без изменения. 2) об изменении постановления. 3) об отмене постановления и прекращении производства по делу. 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, должностному лицу органа, правомочному рассмотреть дело. 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности Свои выводы судья, вышестоящее должностное лицо, рассматривающие жалобу, излагают в форме решения. Решение по результатам рассмотрения жалобы должно содержать те же сведения, что и постановление по делу об административном правонарушении (ч.1ст.29.10 КоАП РФ).Особо, что в резолютивной части решения по жалобе должен быть решен вопрос об издержках, возникших в связи с рассмотрением жалобы, в случае отмены постановления и прекращении производства по делу или изменения постановления по делу – также о судьбе изъятых вещей и документов, товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, об издержках по делу об административном правонарушении.

Решения по жалобе (протесту) должны быть в обязательном порядке доведены до сведения заинтересованных лиц (ст.30.8 КоАП. Решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста), также может быть обжаловано (опротестовано) в вышестоящий суд (ст. 30.9, 30.10 КоАП РФ) в том же порядке, что и первоначальное решение. Вступившее в законную силу постановление, решение может быть опротестовано прокурором, занимающим должность не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Такой протест рассматривается в судах не ниже областного уровня, а в соответствующих случаях – в Высшем Арбитражном Суде (ст.30.11 КоАП РФ).

| следующая лекция ==>
Административный арест и административное выдворение. 3.9,3.10 | Особенности административной ответственности в судебном порядке.

Дата добавления: 2018-11-12; просмотров: 1096 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий