Подведомственность понятие

Подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено зако­ном к ведению определенного юрисдикционного органа.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

    • суд;

    • арбитражный суд;

    • третейский суд.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, поспорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдаетсясудебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;

    • дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ;

    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;

    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Исключительная подведомственность

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданамнедействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

24. Подведомственность гражданских дел: критерии, правила определения.

1. Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК закреплены общие правила подведомственности суду гражданских дел и отдельные исключения из этих правил.

Общие правила подведомственности гражданских дел — это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.

Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37 ГПК. К ним относятся:

а) наличие спора о праве:

б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование:

в) субъектный состав спорного правоотношения.

Судам обшей юрисдикции, как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны. Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного характера могут быть предметом судебного разбирательства.

В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.

По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел. возникающих из указанных выше правоотношений, в случаях, предусмотренных актами законодательства, разрешаются иными юрисдикционными органами.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и другими нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (например, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).

Суды обшей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 541 ГПК).

Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъектный состав спорного правоотношения — основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность суда дел в гражданском процессе. Из этих правил установлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.

В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить: — во-первых, характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание — связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет); — во-вторых, субъектный состав (состав участников спора); — в-третьих, спорность либо бесспорность права; — в-четвертых, наличие договора между сторонами спора; — в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер); — в-шестых, орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления). Могут использоваться в законодательстве и иные критерии разграничения подведомственности.

Наличие различных юрисдикционных форм защиты прав и интересов обусловливает существование нескольких видов подведомственности, с помощью которых определяются возможные варианты защиты.

Вопрос о видах подведомственности неоднозначно решался в научной литературе.

Считается, что одним из первых, кто произвел попытку классифицировать подведомственность, был П. С. Дружков. Ученый выделил общую и специальную подведомственность. По его мнению, по общей подведомственности определялось, что одни категории дел подлежат рассмотрению в судах (например, гражданские, семейные, трудовые дела), другие – в административных органах (земельные, административные, финансовые дела). Специальная же подведомственность устанавливает изъятия из указанных правил. В свою очередь, специальная подведомственность может быть альтернативной (допускающей выбор между различными органами), исключительной (вопрос может решаться только одним органом), договорной (определяется волей сторон) и условной (дело рассматривается в определенной очередности различными юрисдикционными органами).

Ю. К. Осипов также предложил классифицировать подведомственность на общую и специальную. Специальная подведомственность, в свою очередь, подразделяется на единичную, допускающую возможность рассмотрения определенных дел каким-либо одним указанным в законе органом, и множественную подведомственность, допускающую разрешение дел не одним, а несколькими различными органами. Множественная подведомственность бывает альтернативной, императивной и договорной.

В настоящее время деление подведомственности на общую и специальную отчасти утратило свое первоначальное значение, что во многом связано с тем, что практически все категории дел могут быть рассмотрены в суде, а следовательно, общее правило подведомственности определяет судебную подведомственность гражданских дел.

Однако все также выделяют: единичную (исключительную) и множественную подведомственность, которая, в свою очередь, делится на альтернативную, договорную и условную (императивную).

Правила об исключительной судебной подведомственности определяют те случаи, когда только суд может рассмотреть соответствующий вопрос. Как правило, в решении вопроса о такой подведомственности законодатель исходит из специфики дела, т.е. его особой сложности и значимости. Необходимо учитывать, что в настоящее время к исключительной подведомственности относят, по сути, две разные группы дел:

  • 1) правовые вопросы, которые могут быть разрешены и во внеюрисдикционном порядке, но в случае невозможности решения вопроса без властного органа только суд вправе его рассмотреть. В отношении судов общей юрисдикции примером могут служить случаи, определенные в ч. 2 ст. 391 ТК. В статье определено, что только в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу и т.д.;
  • 2) правовые вопросы, которые во внеюрисдикционном порядке вообще разрешены быть не могут. В отношении судов общей юрисдикции примерами являются дела о признании брака недействительным; дела об усыновлении (удочерении ребенка); дела о расторжении брака в случае наличия несовершеннолетних детей (за некоторыми исключениями, которые были указаны выше) или в том случае, если отсутствует согласие одного из супругов на расторжение брака.

При альтернативной подведомственности предусмотрен выбор между судом и иным юрисдикционным органом. Например, действия, (бездействие, решения) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или орган.

В ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сказано, что пользователь услугами связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи, а также с обеспечением эксплуатационной готовности радиочастотного спектра.

Зачастую обращение во внесудебные органы для заинтересованного лица является более «привлекательным», например, в связи с оперативностью решения вопроса.

Обращение лица в внесудебный орган не лишает его права на обращение в суд, при этом решение суда в таком случае является приоритетным. Напротив, обращение в суд исключает возможность обращения во внесудебный орган.

Договорная подведомственность основывается на диспозитивности, предопределяющей возможность участников гражданско-правовых отношений самостоятельно, по взаимному согласию выбрать орган, который будет рассматривать возникающие между этими субъектами споры.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 ГПК по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Нередко договорную подведомственность рассматривают как подвид альтернативной подведомственности. Однако в литературе обоснованно обращают внимание и на их различие, которое заключается в том, что при альтернативной подведомственности в отличие от договорной выбор органа осуществляется одной, а не обеими сторонами. Еще одно важное отличие между договорной и альтернативной подведомственностью заключается в том, что наличие решения третейского суда, по общему правилу, препятствует обращению в государственный суд.

Необходимо учитывать, что основанный на договоре выбор между юрисдикционными органами возможен только в том случае, если это напрямую разрешено законом. В свою очередь, если подобного разрешения нет, то и изменить установленные законом правила подведомственности нельзя. Так, например, будет считаться ничтожным условие договора, согласно которому стороны при возникновении разногласий обязуются передать дело на рассмотрение арбитражного суда в том случае, если в соответствии с законом такое дело в действительности подведомственно суду общей юрисдикции.

В современных учебниках по гражданскому процессу условную и императивную подведомственность чаще всего отождествляют. Под такой подведомственностью понимают то, что условием для обращения в суд является необходимость соблюдения заинтересованным лицом определенного досудебного порядка урегулирования спора. Так, например, в ст. 797 ГК сказано: до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. В п. 2 ст. 452 ГК определено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок.

Согласно ч. 4. ст. 55 Федерального закона «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.

В соответствии со ст. 101.2 НК решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Кроме того, сами стороны договорного отношения могут предусмотреть претензионный порядок урегулирования спора, который не может как напрямую, так и завуалированно исключать право на обращение в суд, так как такое ограничение недействительно (ч. 2 ст. 3 ГПК).

В отношении указанного вида подведомственности необходимо также указать на следующее.

1. Существует точка зрения, согласно которой императивная и условная подведомственность рассматриваются как два самостоятельных вида подведомственности. Одни авторы различие в них видят в том, что при императивной подведомственности, до того как дело будет рассмотрено судом, оно обязательно должно быть рассмотрено другим юрисдикционным органом. То есть дело рассматривается юрисдикционными органами в определенной последовательности.

В свою очередь, в случае условной подведомственности досудебный этап связан не с обращением к специальному юрисдикционному органу, а с иным условием, например с переговорами.

Другие авторы считают, что условная подведомственность не связана с досудебным порядком разрешения спора, а означает не что иное, как ситуацию, когда одно и то же дело в зависимости от различных условий становится подведомственно либо суду, либо иному юрисдикционному органу. Например, вопрос о расторжении брака в зависимости от наличия или отсутствия несовершеннолетних детей подведомственен либо судам, либо органам загса.

2. Некоторые авторы предлагают отказаться от существования условной подведомственности, поскольку наличие любого ограничения права на обращение в суд, по их мнению, противоречит ст. 46 Конституции. По нашему мнению, подобный подход сложно назвать правильным, поскольку наличие досудебных порядков урегулирования споров выполняет важную функцию – с одной стороны, например, переговоры зачастую позволяют реально устранить существующий правовой конфликт, с другой стороны, это правило в определенной мере ограждает суды от рассмотрения споров, которые в действительности могли быть удачно разрешены во внесудебном порядке. Кроме того, досудебный порядок ни в коем случае не исключает возможности в случае недостижения положительного результата во внесудебном порядке обращения в суд.

Исходя из сказанного можно прийти к выводу, что определение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции для лица, ищущего судебной защиты, строится по определенному алгоритму. Такому лицу необходимо установить: 1) подлежит ли соответствующий вопрос разрешению в юрисдикционном порядке (т.е. является ли вопрос правовым, а также не исключен ли он из судебной подведомственности) и входит ли он в круг гражданских дел; 2) не отнесен ли этот вопрос к ведению других судов (например, арбитражных); 3) нет ли предусмотренного законом досудебного порядка урегулирования спора, а если есть, то соблюден ли он.

В следующих параграфах этой главы будет рассмотрен вопрос о разграничении подведомственности между судами общей юрисдикции и другим государственными судами. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в свое время В. М. Жуйков сделал разумное предложение о том, что поскольку в данном случае речь идет о разграничении компетенции между судами, а не различными ведомствами, то было бы правильнее использовать институт подсудности, а не подведомственности. Однако данное предложение пока реализовано не было.

1. Понятие гражданского процесса судопроизводства). Задачи, виды и стадии гражданского судопроизводства

Гражданский процесс (судопроизводство) — это урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок производства по гражданским делам, который определяется системой взаимосвязанных гражданско-процессуальных прав и обязанностей, а также гражданско-процессуальных действий, которыми они реализуются их субъектами — судом, органом судебного исполнения и участниками процесса.

Задачи. Основной задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов. Эта задача конкретизируется применительно к каждому делу и реализуется во всех стадиях процесса, но главным образом в решении суда общей юрисдикции. Именно в решении получают защиту нарушенные и оспариваемые права и свободы. При полном удовлетворении иска в решении суда получают защиту права истца, нарушенные или оспариваемые ответчиком. При отказе в иске — права ответчика от необоснованных требований истца. В случае частичного удовлетворения иска решением суда в одной части защищаются права истца, в другой — права ответчика.

Помогая осуществлению прав и добиваясь выполнения обязанностей, суд тем самым содействует укреплению законности в РФ.

Виды. Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает единый порядок рассмотрения гражданских дел, объединенных по материальным признакам в три вида, как то:

1) исковое производство (в делах, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, кооперативных правоотношений);

2) производства по делам, которые возникают из административно-правовых отношений (по жалобам граждан на действия и решения избирательных комиссий, органов);

3) отдельное производство (по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании гражданина без вести пропавшим или умершим и т. д.).

Под стадией процесса следует понимать

совокупность ряда процессуальных действий, объединенных соответствующей процессуальной целью.

Стадии:

1) возбуждение гражданского дела;

2) подготовка гражданского дела к судебному разбирательству;

3) разбирательство дела по существу в суде первой инстанции;

4) производство в кассационной инстанции;

5) пересмотр в порядке надзора судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу;

6) пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам;

7) исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, когда приводится в исполнение решение суда по делу.

В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений. И чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, которые систематически осуществляют надзор за соблюдением соответствующих правил.

Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности имеет большое значение четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дел об административных деликтах.

Подведомственность — неотъемлемая часть компетенции. В то же время подведомственность — это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать делами — значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права. Для лидирующих субъектов подведомственность — это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные границы. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает делами.

Подведомственность дел может быть основана на линейной и функциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и соответственно линейной подчиненности работника (студента, военнослужащего), а подведомственность дел об административных нарушениях (как и все административное принуждение) является проявлением функциональной власти (подчиненности).

В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни органы (должностные лица) вправе расследовать дела, другие — рассматривать их и принимать постановления, третьи — рассматривать жалобы на постановления. Эта «эстафета лидирующих субъектов» характерна для всех юрисдикционных процессов. Поэтому в процессе актуален вопрос о постадийной подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает постановление и т. д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто предоставляет отсрочку исполнения постановления, составляет протокол и т. д.).

При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.

В гл.16 КоАП РСФСР, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ в иных актах решается вопрос о видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Постановления по этим делам выносят, жалобы рассматривают, постановления исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные приставы-исполнители), а также арбитражные суды. Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дела рассматривает ОВД, дела рассматривает судья), иногда — альтернативно (гражданин вправе обжаловать постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган государственной власти).

Решив вопрос о видовой, нужно разобраться с территориальной подведомственностью. То есть нужно выяснить, какой конкретно орган исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься делом. Эти правила установлены ст. 297, 358, 370 ТК РФ; ст. 256 КоАП РСФСР и некоторыми иными нормами. По общему правилу дело расследуется, рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо которого занималось расследованием. А в какой суд может обратиться с жалобой гражданин? По общему правилу — по месту жительства гражданина. Но в ч. 2 ст. 370 ТК РФ так определена территориальная подведомственность: суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.

Следующий уровень подведомственности — должностная. Правила должностной подведомственности определяют, кто в государственном органе должен заниматься делом. В системе ОВД такая подведомственность регламентирована частично ст. 203 КоАП РСФСР (налагать взыскания вправе начальники ОВД, их заместители, а за нарушение правил дорожного движения — работники ГИБДД). Право рассматривать дела о нарушении таможенных правил ст. 359 Кодекса предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям.

Добавить комментарий