Подвид дополнительного образования

Может ли учебный центр, имеющий лицензию на дополнительное профессиональное образование, проводить обучение по рабочим специальностям?

  • Новости
    • Все новости
    • Законотворчество
    • Государственный надзор и контроль
    • Управление ОТ на региональном и местном уровне
    • События, интервью, факты
    • Передовой опыт
    • Происшествия, аварии, пожары, несчастные случаи
    • Консультации и разъяснения
    • Обо всем
  • Библиотека
    • Законодательство по ОТ, пожарной и промышленной безопасности
    • Инструкции по ОТ
      • Что такое инструкция по ОТ?
      • Все инструкции
      • Типовые инструкции по охране труда для работников по должностям, отдельным профессиям.
      • Типовые инструкции по охране труда для работников организации на отдельные виды работ.
      • Инструкции по охране труда для работников организации по должностям, отдельным профессиям.
      • Инструкции по охране труда для работников организации на отдельные виды работ.
    • ГОСТы Российской федерации
    • Технические нормативы
  • Soft по ОТ и ПБ
    • «ОХРАНА ТРУДА» для 1С:Предприятия 8
      • О программе
      • Возможности программы
      • Купить программу
    • АРМ ОТ
      • О программе
      • Download
      • Экзаменационные вопросы
      • Бесплатная регистрация
    • Наглядная безопасность и охрана труда
      • О программах
      • Перечень всех программ и их содержание
      • Стоимость программ
      • Купить программы (оформление заявки)
  • Консультации по ОТ
    • Все консультации
    • Консультации органов исполнительной власти
    • Организация ОТ на предприятии, СУОТ, трудовые споры
    • Требования безопасности к производственным процессам
    • Несчастные случаи на производстве
    • Обучение по ОТ и ПБ
    • Медосмотры, профзаболевания, МСЭ.
    • СОУТ, экспертиза УТ, производственный контроль, льготы и компенсации
    • СИЗ и СКЗ
    • Промышленная безопасность
    • Пожарная безопасность
    • ГО и ЧС
    • Экология
  • Дистанционное обучение
  • Форум
    • Форум
    • Правила форума
  • Золотой фонд
    • Файлообменник
      • Все файлы
      • Статистика и анализ, отчеты гос.органов
      • Управление охраной труда
      • Деятельность службы охраны труда
      • Безопасность производ процессов
      • Пожарная безопасность
      • Промышленная безопасность
      • Нормативно-правовые акты
      • Рефераты, курсовые, дипломы, диссертации, книги
      • Программы и мультимедиа по ОТ
      • Стихи, песни, приколы, пр. для отдыха
      • Бланки и формы журналов по охране труда
      • Разное
    • Видеогалерея
      • Все видео
      • Безопасность на производстве (охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, экология)
      • Выставки, конференции, совещания, интервью
      • Учебный и агитационный материал
      • Товары, продукция и услуги по охране туда
      • Происшествия, аварии, н/сл, ДТП, пожары и т.п.
      • Мир, государство, общество, экономика, политика (новости)
      • Хобби, личное, разное
    • Доска объявлений
      • Все объявления
      • Биржа труда — ВАКАНСИИ
      • Биржа труда — РЕЗЮМЕ
      • Конкурсы, аукционы, запросы котировок
      • Услуги по аттестации рабочих мест, лаб.исследованиям, сертификации
      • Услуги по обучению по ОТ, курсы повышения квалификации
      • Медицинские услуги
      • Другие услуги в области ОТ (разработка документов, аудит, функции служб ОТ и др.)
      • Продукция по охране труда
      • Услуги и продукция в области промышленной безопасности
      • Услуги и продукция в области пожарной безопасности
      • Прочие объявления
  • Соцсеть специалистов (ССОТ)
    • О сообществе
    • Обновления в сообществе
    • Люди сообщества

Дополнительные общеобразовательные программы и особенности их реализации в Российской Федерации

Дополнительное образование является единственным видом образования, которое классифицируется на подвиды. Согласно ч. 6 ст. 10 Закона об образовании дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. В соответствии с делением на подвиды определяются виды программ дополнительного образования: дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы (ч. 4 ст. 12 Закона).

Дополнительные общеобразовательные программы в свою очередь делятся:

  • • на дополнительные общеразвивающие программы;
  • • дополнительные предпрофессиональные программы.

Освоение дополнительных общеразвивающих программ не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. Также законодательство не устанавливает каких-либо требований к уровню образования для допуска к освоению данных программ, если иное не обусловлено их спецификой.

Дополнительное образование следует отличать от культурно-досуговой и иной деятельности. Сравним, например, «клуб любителей французского языка» и «курсы французского языка». В первом случае собираются единомышленники и обсуждают какие-либо темы на французском языке. При этом целенаправленная образовательная программа здесь отсутствует — это просто встречи, отдельные семинары и т.д. Во втором случае присутствует образовательная программа и целенаправленные усилия обучающихся по ее освоению. Таким образом, «клуб любителей французского языка» не является дополнительным образованием, а «курсы французского языка» являются.

Одним из существенных различий между дополнительными общеразвивающими программами и дополнительными предпрофессиональными программами являются требования к возрасту обучающихся. Если дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, то дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей (ч. 2 ст. 75 Закона об образовании).

Также среди различий между этими программами следует выделить то, что содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ кроме этого должно соответствовать федеральным государственным требованиям (ч. 4 ст. 75 Закона об образовании).

Отметим, что такие требования устанавливаются только к дополнительным преднрофессиональным программам. Федеральные государственные требования устанавливают требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и к срокам обучения но этим программам. Указанные требования в области искусств устанавливаются Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 5 ст. 83 Закона об образовании), а в области физической культуры и спорта — Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 4 ст. 84 Закона).

Кроме этого, рассматриваемые программы различаются по своим целям.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени (ч. 1 ст. 75 Закона).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 ст. 83 Закона).

Соответственно, слово «предпрофессиональные» в наименовании данной разновидности программ означает, что, несмотря на то что данные программы не повышают уровень образования обучающихся, они готовят их к получению профессионального образования в соответствующей области.

Еще одной особенностью предпрофессиональных образовательных программ является то, что прием на обучение по ним проводится на основании результатов индивидуального отбора. Целью такого отбора является выявление лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные или способности в области физической культуры и спорта (ч. 6 ст. 83, ч. 5 ст. 84 Закона об образовании).

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области искусств утвержден приказом Минкуль- туры России от 14.08.2013 № 1145. Согласно п. 9 данного Порядка для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные прослушивания, просмотры, показы, предусмотренные образовательной организацией. Формы проведения отбора по конкретной предпрофессио- нальной программе устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом федеральных государственных требований.

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области физической культуры и спорта утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 № 731. В соответствии с п. 4 указанного Порядка индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ. Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией.

Статьей 83 Закона об образовании дополнительно установлен ряд особенностей реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Частью 3 указанной статьи очерчен круг образовательных организаций, в которых могут реализовываться указанные программы:

  • • образовательные организации дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
  • • профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • • образовательные организации высшего образования.

Еще одной особенностью рассматриваемых программ является то, что их освоение, в отличие от иных дополнительных общеразвивающих программ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливается Миикультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 83 Закона об образовании). Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Миикультуры России от 09.02.2012 № 86. Итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов. Их количество и виды для конкретной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств устанавливаются федеральными государственными требованиями. При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов: концерт (академический концерт), исполнение программы, просмотр, выставка, показ, постановка, письменный и (или) устный ответ. В п. 7 указанного Порядка отдельно подчеркивается, что итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

Часть 14 ст. 60 Закона об образовании устанавливает, что лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минкультуры России.

Каких-либо специальных документов, которые могут выдаваться лицам, освоившим дополнительные общеразвивающие программы, законодательство не предусматривает. Вместе с тем ч. 15 ст. 60 Закона предусматривает возможность выдачи таким лицам документов об обучении по образцу и в порядке, которые самостоятельно устанавливаются реализующими такие образовательные программы организациями.

Добавить комментарий