Подзаконные нормативные акты

Начнем с главного — Конституция выше всех. В нашей иерархии нормативно-правовых актов ей не может противоречить ни один закон, в том числе и указ самого президента.

Считаются ли указы федеральными законами? Зачем они нужны? Какое место решения президента занимают в законодательстве РФ? Эти вопросы мы разберем в данном материале. Несмотря на то, что нормативно-правовые акты обладают разной юридической силой, их объединяет общая цель — обеспечение достойных условий для жизни и труда каждому жителю страны. Если вы знаете, что ваши права ограничивают, но не знаете, как грамотно отстоять свою позицию, пора обратиться за консультацией к юристу.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 341 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Зачем нужны указы президента?

Указ президента РФ — подзаконный правовой акт, издаваемый президентом в пределах его полномочий. Что означает «подзаконный»? Уточняющий. Указы президента вносят поправки, ликвидируют пробелы и дополняют другие акты, в том числе и федеральные. Приведем несколько примеров Указов президента:

  • Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020;
  • «О Правительстве Российской Федерации»;
  • «О награждении государственными наградами Российской Федерации»;
  • «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации»;
  • «О мерах по противодействию терроризму»;
  • «О присвоении дипломатических рангов» и т.д.

Из примеров очевидно, что еще одно, ненормативное, предназначение указов — назначение на государственные должности, например, губернаторов и судей, награждение за выдающиеся заслуги или анонсирование изменений в составе органов власти. Все указы и другие действующие в РФ нормативно-правовые акты можно посмотреть на различных официальных правовых порталах.

Может ли указ противоречить федеральным законам или отменять их?

Нет. В иерархии законодательства нашей страны высшим авторитетом обладает Конституция. За ней следуют федеральные законы и только потом — указы главы государства. Федеральный уровень законодательства находится выше полномочий президента — значит, указы могут дополнять его, но не отменять.

Возможности президента ограничены — в первую очередь, Государственной Думой и Советом Федерации. Кажется, что указ, подписанный президентом, обладает наибольшим весом. Но, если вдуматься, президент подписывает нормативно-правовые акты и более высоких уровней. Юридическая сила акта определяется степенью участия в нем органов власти. Если в их создании участвовал Парламент, президент не может отменить их одним росчерком пера. В таких случаях глава государства либо использует свое право законодательной инициативы, либо обращается в Конституционный суд.

Подзаконные нормативные правовые акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении исполнения содержания законов относительно специфики определенных сфер общественной жизни. Они представляют собой взаимосогласованную, иерархическую систему, каждый элемент которой, соответствуя актам более высокой юридической силы, служит юридической базой для актов, имеющих меньшую юридическую силу.

Выделяют следующие виды подзаконных нормативных правовых актов, расположенные по иерархии:

1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве; распоряжения обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам;

2) постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ;

3) приказы, инструкции, положения министерств и ведомств принимаются на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

4) решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной думы, Астраханского областного Представительного Собрания);

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);

6) нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов и т.п.;

7) локальные нормативные правовые акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка) .

Большой юридический словарь. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.

Подзаконный нормативный правовой акт — это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать «свои» правовые акты.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. В Российской Федерации этот вопрос четко и исчерпывающим образом не решен ни в Конституции, ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах. Это служит причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными правотворческими органами при издании подзаконных нормативных актов.

Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.

В-третьих, в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм*(109). К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можно отнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов.

В-шестых, подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Другое, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся «под» законом. Приставка «под» в данном термине указывает на подчиненное положение одного предмета от другого. В специально-юридическом значении приставка «под» в термине подзаконный акт означает их системную зависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на один уровень, но ниже закона, располагаться под законом.

Однако подзаконность данной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую «необязательность». Все эти акты обладают необходимой юридической силой, они также как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральных законов.

Помимо иерархической зависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всех подзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует все наиболее важные, принципиальные отношения (первичное регулирование), а все остальные отношения регулируются всеми остальными нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование). Существование сферы вторичного регулирования обусловлено тем, что после принятия, к примеру, федерального закона органы, наделенные различной компетенцией издают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализовать предписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы, распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами по своевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами, приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовых и управленческих решений.

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 4668 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Ордина О.Н.,

канд. культур, наук, доцент кафедры философии

Института (филиала) Московской государственной

юридической академии в г. Кирове

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ВЕДОМСТВЕННЫЕ АКТЫ)

КАК ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Среди источников административного права выделяются ведомственные акты. Для нашей страны проблема ведомственных актов традиционно является актуальной. Этой теме уделяли значительное внимание как советские, так и российские исследователи.

В советский период законодательная база была во многом недостаточна, и поэтому ведомственное правотворчество развивалось очень интенсивно, зачастую подменяя собой сферу регулирования законом. Однако и в современном массиве нормативных правовых актов удельный вес ведомственных актов также продолжает оставаться значительным.

Возникновение и действие ведомственных актов обусловлены наличием в системе исполнительной власти специфических органов: министерств, агентств, комитетов, департаментов, инспекций и иных разновидностей центральных органов управления. Они могут быть как федеральными органами исполнительной власти, так и соответствующими органами субъектов РФ, выполняющими специализированные функции управления, регулирования и надзора. Их статус определяется Конституцией РФ, законами и указами, положениями о каждом органе, утвержденными Правительством РФ. В их функциях, структуре, методах деятельности, порядке принятия актов имеются различия.

Нормативные правовые акты, принимаемые названными органами, регулируют внутриорганизационную деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также могут носить межведомственный и надве-домственный характер и регулировать отношения ведомств и граждан.

Ведомственные акты занимают самостоятельную позицию среди остальных актов Российской Федерации, в них содержится значительная часть всех правовых предписаний. Эти акты призваны развивать и конкретизировать положения федеральных законов, актов Президента и Правительства

Российской Федерации. Они в большей степени, чем другие акты, отражают сложность и динамику регулируемых общественных отношений1. В связи с этим заслуживает пристального внимания их положение среди других нормативных правовых актов.

Следует отметить, что положение ведомственных актов в общей системе нормативных правовых актов Российской Федерации не урегулировано ни на конституционном, ни на законодательном уровне. В Конституции Российской Федерации отсутствует упоминание о праве издания федеральными органами исполнительной власти ведомственных актов, что, конечно, является правовым пробелом.

В то же время на федеральном уровне действуют Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 10092. В соответствии с п. 1 указанных Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства России, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Анализ научных взглядов в отношении ведомственных актов дает возможность выделить специфические признаки данного понятия.

1. Ведомственные акты являются одним из видов нормативных правовых актов. Поэтому по своим основным признакам (нормативности, формальной определенности, санкционированности) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не отличаются и не могут отличаться от других нормативных правовых актов.

2. Они подзаконны — издаются на основе и во исполнение закона, в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не могут им противоречить. При этом наиболее часто ведомственные акты издаются на основании и во исполнение актов Правительства Российской Федерации. Соответствие нормативных актов министерств и ведомств актам Правительства обусловлено подчиненным положением министерств и ведомств по отношению к Правительству. Общая

1 См.: Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской Федерации. М.: Моск. ун-т МВД России, 2004. С. 36.

2 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. от 30 сентября 2002) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

компетенция того или иного министерства или ведомства, и, следовательно, пределы его нормотворческой деятельности определяются, как правило, актами Правительства. В конечном счете все ведомственные нормативные акты должны соответствовать законам и Конституции страны.

3. Ведомственные акты принимаются федеральными органами исполнительной власти, обладающими специальной компетенцией. Поэтому можно сказать, что ведомственные акты являются формой реализации компетенции федеральных органов исполнительной власти. При их издании проявляется административно-управленческая функция министерств.

4. Масштаб применения такого акта ограничен законным правомочием по реализации той или иной функции министерства, ведомства. Поэтому ведомственный акт имеет всегда четко выраженную отраслевую направленность, производную от компетенции издавшего его органа. Отраслевая направленность выражается в возможности министерства или ведомства издавать акты лишь по вопросам, отнесенным законом к его ведению, и лишь в отношении тех субъектов, на которых распространяется сфера реализации функций данного органа.

5. Акты федеральных органов исполнительной власти носят вторичный характер, поскольку они направлены на реализацию и организацию исполнения актов вышестоящих органов, развивая правовое регулирование актов более высокого уровня.

6. Ведомственные нормативные акты, организуя реализацию законодательных требований, неизбежно вносят в механизм действия реализуемых норм дополнительные детали, корректируя вышеназванный механизм правового регулирования. Таким образом, ведомственные акты способны усилить или ослабить нормативное предписание, влияя на его эффективность, предмет регулирования, взаимные отношения субъектов и т.п.

7. Это акты, обязательные к исполнению в той или иной сфере, отрасли управления, изданные в пределах полномочий соответствующих органов. Их убедительность обеспечена наличием аппарата исполнительных органов, наделенных властными полномочиями и входящих в систему соответствующих министерств и ведомств.

8. Это акты, характеризующиеся конкретностью своих предписаний, адресованностью их строго определенному кругу лиц и организаций. Правовое воздействие ведомственных актов направлено на регулирование внутриведомственных отношений и строго очерченной сферы, отрасли управления в пределах полномочий соответствующих органов. Свое действие внутриведомственные акты распространяют на должностных лиц и работников данного ведомства. Однако в ряде случаев ведомственные акты обязательны для граждан и организаций, не подчиненных данному

ведомству. Поэтому акты федеральных органов исполнительной власти разграничивают на акты внутреннего (ведомственного) и внешнего (вневедомственного) действия.

9. Ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Минюсте России и быть официально опубликованными. Таким образом, за ними установлен государственный контроль.

10. Ведомственные акты разнообразны по форме и содержанию, что обусловлено различием в характеристиках самих издающих органов, спецификой компетенции и характером решаемых ими задач, а также объемом и характером полномочий, которыми обладают соответствующие органы. Акты служат важнейшим, но не единственным средством реализации этих полномочий. Используются также экономические, организационные, материально-технические, кадровые средства.

Таким образом, ведомственные акты — это необходимый элемент механизма правового регулирования. Ведомственные акты как компонент механизма действия права доводят требования закона до адресата и организуют реализацию этих требований. Они осуществляют реализацию требований законов, других нормативных правовых актов, при этом существенно то, что отдельные законы не могут быть реализованы без издания соответствующих ведомственных актов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведомственный акт можно рассматривать как нормативный правовой акт, издаваемый федеральным органом исполнительной власти на основе и во исполнение актов вышестоящих органов, принимаемый в рамках соответствующих процедур и пределах его компетенции с целью реализации возложенных на него функций для обеспечения деятельности в соответствующих отраслях управления и сферах общественной жизни. При этом ведомственные акты могут регламентировать и внутриведомственные отношения и обеспечивать целый ряд личных, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод граждан. Право министерства или ведомства на издание акта, а также действие самого акта во времени, по кругу лиц ограничено пределами той функции, во исполнение которой он издан. Место ведомственного акта в иерархической системе источников административного права производно от позиции, занимаемой издавшим его органом управления во властно-правовых структурах. Поэтому, с одной стороны, ведомственный акт должен быть издан в строгом соблюдении рамок компетенции соответствующего министерства, ведомства, а с другой — заключается в непротиворечии ведомственных норм нормам, обладающим большей юридической силой.

Ведомственные акты разнообразны по своим содержанию и формам. Наиболее распространенной является классификация по виду (форме) ведомственных актов (формально-юридический критерий).

Правильный выбор формы акта является одним из критериев проверки законности актов. Издание ведомственного нормативного правового акта определенной формы имеет большое значение для определения обязательности нормы права, ее места в иерархии других норм и связей с ними. Иерархическая система нормативных правовых актов предполагает общность, единство всех разновидностей ведомственных актов1. Каждый ведомственный акт обладает только ему присущей логикой построения и стилем изложения. При этом необходимым требованием является обязательное соответствие формы ведомственного акта его содержанию.

Но, несмотря на пристальное внимание со стороны исследователей к теме классификации ведомственных актов, проблема продолжает оставаться актуальной областью изучения, поскольку не разрешены вопросы в видовом разграничении таких актов. Классификация имеет большое значение в выявлении сущности ведомственных актов, рассмотрении специфических черт отдельных групп актов, особенностей их принятия и оформления. Она способствует более четкому определению требований, предъявляемых к ведомственным актам, помогает совершенствовать порядок издания нормативных правовых актов, способствует осуществлению контроля за соблюдением законности в актах различных видов, обеспечивает научный подход к отбору актов при их систематизации. Многообразие ведомственных актов всегда порождало необходимость их типизации и совершенствования процедур их подготовки и принятия.

Множественность ведомственных нормативных правовых актов затрудняет правильный выбор их формы для решения определенных вопросов. Это вызвано в первую очередь отсутствием надлежащего правового регулирования. На законодательном уровне не предусматривается соотношение компетенций федеральных органов исполнительной власти, принимающих различные виды ведомственных актов. Ни в Конституции Российской Федерации, ни в других действующих нормативных правовых актах не указывается, для каких целей установлены различные виды нормативных правовых актов, чем они отличаются друг от друга.

В большинстве случаев полномочия министерств и ведомств в сфере правотворчества устанавливаются положениями о них, которые утверждаются Указами Президента РФ, или Постановлениями Правительства РФ и

1 Шмакова Н.С. Ведомственное правотворчество: понятие и формы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 99-100.

служат юридическим основанием их деятельности по применению права. Иногда правомочия таких органов исполнительной власти закрепляются Указом Президента РФ или Постановлением Правительства РФ, а также нормативным распоряжением Президента РФ или Правительства РФ.

Как уже говорилось, в настоящее время на федеральном уровне действуют «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 10091.

Эти Правила установили требования, предъявляемые к форме этих актов. В частности, в п. 2 данных Правил предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Установлен запрет на издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм. Таким образом, указанные Правила определили перечень ведомственных нормативных правовых актов, предусмотрев их шесть видов. В Правилах также была введена государственная регистрация тех ведомственных актов, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан, а также имеющие межведомственный характер. Ведет государственный реестр и осуществляет регистрацию актов Министерство юстиции РФ. Потом эти акты подлежат официальному опубликованию.

Но данные правила не определяют критерии издания разных видов нормативных правовых актов, не предусматривают соотношение компетенции федеральных органов исполнительной власти, принимающих различные виды ведомственных актов. В связи с этим указанные нормативные правовые акты Российской Федерации давно пора обновить, и работа в этом направлении уже ведется.

Таким образом, ведомственные акты — один из основных источников российского административного права, регламентирующий значительную часть важнейших общественных отношений. Поэтому проблемы, возникающие в уяснении того, что представляют собой ведомственные акты, их сущности, а также вопросы их классификации и перспективы их совершенствования вызывают у исследователей повышенный интерес. Разрешение этих проблем необходимо еще и потому, что по-прежнему наблюдается превышение министерствами и ведомствами своих полномочий, придание ведомственным актам правоустановительного характера, произвольное изменение норм законов или их игнорирование.

1 Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. от 30 сентября 2002) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

Преодоление этих и иных пороков ведомственного правотворчества, определение единых, базовых, оптимальных, гармоничных требований, предъявляемых к ведомственным актам, является важнейшей задачей юридической науки.

Поэтому в современных условиях существует необходимость перехода к законодательной регламентации порядка принятия ведомственных актов. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти довольно краткие и не регулируют все необходимые вопросы подготовки проектов ведомственных актов. Издание закона привело бы к установлению порядка и единообразия. В законе следует законодательно оформить классификацию ведомственных актов. При этом учесть все виды ведомственных актов, которые будут присущи соответствующему федеральному органу исполнительной власти, установить признаки каждого вида актов и их иерархию. На наш взгляд, ведомственные акты должны располагаться в следующем порядке: приказ, инструкция, положение, правила, постановление, распоряжение.

Шибаев Д.В.,

ст. преподаватель кафедры правовой информатики филиала

Московской государственной юридической академии в г. Вологде

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ В ОРГАНАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом1. Эта конституционная норма в совокупности с другими конституционными информационными правами человека является основой российского информационного законодательства.

Одним из видов информации, в доступе и получении которой заинтересованы граждане, являются общедоступные сведения о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления2.

В России право на доступ и получение информации впервые было юридически оформлено в Декларации прав и свобод человека и граждани-

1 Пункт 4 ст. 29 Конституции РФ // Российская газета, № 237, от 25 декабря 1993 г.

2 Там же. Пункт 2 ст. 24.

Добавить комментарий