Политич права

Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Если личные права принадлежат каждому от рождения, то политические права – гражданам. В Конституции РФ политические права закреплены в статьях 30–33. В соответствии со статьей 60 Конституции РФ гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (и прежде всего политические права и свободы) с 18 летнего возраста.

Право участвовать в управлении делами государства(статья 32). Это право вытекает из положения статьи 3 Конституции РФ о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

К непосредственным формам выражения воли народа относятся референдум и свободные выборы. Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Право на участие в референдуме реализуется в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ (в ред. от 24 апреля 2008 г. N 1-ФКЗ) и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.).

Выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ и законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Граждане принимают участие в выборах посредством их активного и пассивного избирательного права – права избирать и быть избранными. Референдум и выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Право граждан участвовать в управлении делами государства конкретизируется также в положении части 1 статьи 32 направлены нормы Конституции РФ: «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Это означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку при поступлении гражданина на государственную службу. Вместе с тем к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, могут предъявляться повышенные, дополнительные требования и это не может расцениваться как нарушение принципа равенства доступа к государственной службе. Эти требования носят исключительно профессиональный характер. Вопросы поступления на государственную службу регулируются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.).

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32). Этим правом обеспечивается демократический порядок формирования судебных органов. Это право может быть реализовано путем занятия должности судьи, а также путем участия в отправлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя.

Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). Порядок реализации этого права установлен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.). Под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Таким образом, Закон устанавливает три вида обращений граждан – это предложение, заявление и жалоба.

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Каждый из этих видов обращений имеет свою специфику, особый порядок рассмотрения и различные правовые последствия.

Право на обьединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (статья 30). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Право на объединение включает:

— право на добровольной основе создавать общественные объединения;

— право вступать в уже существующие общественные объединения;

— право воздерживаться от вступления в какое-либо общественное объединение;

— право свободного выхода из общественных объединений.

Часть 2 статьи 30 Конституции РФ запрет на принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Конституцией РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений, за исключением ограничений, указанных в части 5 статьи 13: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Порядок реализации гражданами конституционного права на объединение регламентируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.). Законом допускается создание общественных объединений в следующих организационно-правовых формах:

— общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);

— общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения);

— общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах);

— общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения);

— орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания);

— политическая партия (общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления). Деятельность политических партий регулируется специальным Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013 г.). Политические партии создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях и непосредственно влияют на решение государственных проблем. Законом не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений. Запрещается финансирование государством политических партий (за исключением избирательных кампаний). Они не могут получать финансовую и иную помощь от иностранных государств, обязаны ежегодно публиковать свои бюджеты для всеобщего сведения. Политические партии не могут создавать другие общественные объединения.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (статья 31). Посредством этого права граждане могут выражать свою социальную и политическую активность, воздействовать на процессы управления государством.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ (в ред. от 8 июня 2012 г.) направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав собираться мирно, без оружия. Закон устанавливает правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения.

Организатором публичного мероприятия в соответствии с Законом могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия:

— лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

— лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1-20.3, 20.18, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

— политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. N 12-П норма пункта 3 части 4 статьи 5 указанного Закона (о том, что организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия) признана не противоречащей Конституции РФ. Как указал Конституционный Суд, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования этот пункт позволяет рассматривать несоответствие реального количества участников публичного мероприятия предполагаемому их количеству, указанному в уведомлении о проведении данного публичного мероприятия, в качестве основания привлечения его организатора к административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия только в том случае, если будет установлено, что именно это несоответствие, возникшее по вине организатора публичного мероприятия, создало реальную угрозу для общественного порядка и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия, равно как и лиц, в нем не участвовавших, причинения ущерба имуществу физических и юридических лиц.

Право граждан на свободу информации (статья 29). В Конституции РФ закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ключевую роль в информационном обмене принадлежит средствам массовой информации, которые являются наиболее широким и доступным способом поиска, получения и распространения общественно значимых сведений. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-I (в ред. от 2 июля 2013 г.) определяет правовое положение СМИ, основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации, т.е. не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань и т.д.

Право на свободу информации ограничивается неразглашением сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. (в ред. от 21 декабря 2013 г.), который определяет перечень сведений, относящихся к государственной тайне, порядок пользования ими, ответственность за разглашение государственной тайны и др.).

Реализуя закрепленные в Конституции политические права и свободы, граждане Российской Федерации участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.

1. Право на создание общественных объединений. Это конституционное право закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы. Это право широко используется гражданами.

2. Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

Проведение этих публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» СЗ РФ. 2004. № 25. Ст.2485..

Свобода собрания — возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.).

Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения группами людей стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т. п.

Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок.

За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (за организацию массовых беспорядков, например).

3. Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Статья 32 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Кроме этого общего положения в ст. 32 Конституции закреплены основные формы реализации этого права, главной из которых являются избирательные права. Граждане Российской Федерации, устанавливает ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В Конституции закреплены ограничения в пользовании этими правами. «Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Конституция РФ устанавливает, что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Анализируя эту норму, следует подчеркнуть, что речь идет о равных юридических возможностях, а не о фактической реализации, которая зависит от ряда факторов.

4. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно.

В ранее действовавшей конституции это право именовалось «право на жалобу», что во многом сужало возможности граждан на конструктивные обращения в государственные органы.

Право граждан на обращение регулируется в настоящее время Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060..

Обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Кроме того, рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Обращения граждан выполняют сразу несколько функций: во-первых, они являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления; в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений См.: Головацкая М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан // «Человек и закон». 2007. № 8. С.82..

Тема Конституционное право.

1. Конституция — это:

1)​ это юридический документ, который содержит все законы страны;

2)​ это основной закон государства, определяющий его устройство, формирование органов власти, определяет и закрепляет права человека и т.п.;

3)​ это свод основных законов государственных принципов;

4)​ это присяга на верность государству.

2.Что не является принципом конституционного права РФ:

1)​ государственный суверенитет;

2)​ демократический централизм;

3)​ идеологический плюрализм;

4)​ разделение властей.

3. Поправки могут быть внесены Федеральным Собранием РФ:

1)​ во все главы Конституции РФ;

2)​ в главы с 3 по 8;

3)​ в главы с 6 по 9;

4)​ поправки вносить нельзя ни в одну главу Конституции РФ.

4. Высшая юридическая сила Конституции означает:

1)​ все правовые акты не должны противоречить Конституции;

2)​ любое лицо вправе непосредственно ссылаться на нормы Конституции;

3)​ Конституция не подлежит изменению и пересмотру;

4)​ Конституция принимается народом России.

5. Принцип прямого действия Конституции заключается в том, что:

1)​ никакие законы не должны противоречить Конституции;

2)​ любое лицо вправе непосредственно ссылаться на нормы Конституции;

3)​ каждая новая Конституция связана с предшествующим законом конституционного развития;

4)​ данный принцип включает все вышеперечисленные моменты.

6. Конституция РФ имеет верховенство:

1)​ на территории РФ и субъектов РФ;

2)​ на всей территории РФ;

3)​ на всей территории РФ за исключением свободных экономических зон;

4)​ на всей территории РФ за исключением случаев, предусмотренных специальным федеральным законом;

7. Каков порядок источников конституционного права РФ по мере убывания их юридической силы?

1)​ федеральные конституционные законы, Конституция, Указы президента, федеральные законы, акты правительства;

2)​ Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, акта правительства;

3)​ Конституция, указы Президента, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты правительства;

4)​ указы Президента, Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты правительства.

8. Являются ли источниками конституционного права России общепризнанные принципы и нормы международного права?

1)​ не являются;

2)​ являются;

3)​ являются, если они не противоречат федеральным конституционным законам.

9. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия:

1)​ федерального закона;

2)​ федерального конституционного закона;

3)​ Указа Президента РФ;

4)​ Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

10. Обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ имеет право:

1)​ Генеральный прокурор РФ;

2)​ Председатель Верховного Суда РФ;

3)​ Президент РФ;

4)​ любой гражданин РФ.

11. Определить основополагающий принцип конституционного строя РФ:

1)​ жесткая централизация государственного управления;

2)​ ограничение экономической деятельности на территории субъектов РФ;

3)​ целостность и неприкосновенность территории РФ;

4)​ общность взглядов и интересов всех граждан.

12. Найдите среди ниже перечисленных положение, которое нельзя отнести к основам конституционного строя РФ:

1)​ разделение властей;

2)​ идеологическое и политическое многообразие;

3)​ признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

4)​ политическая и правовая культура избирателей.

13. Российская федерация (Россия) – это:

1)​ авторитарное федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

2)​ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

3)​ общенародное союзное правовое государство с республиканской формой правления;

4)​ унитарное, социальное правовое государство с республиканской формой правления.

14. В Конституции РФ признается суверенитет:

1)​ многонационального народа РФ;

2)​ субъектов РФ;

3)​ республик в составе РФ;

4)​ исключительных экономических зон РФ.

15. Источником власти в РФ является:

1)​ парламент;

2)​ референдум;

3)​ народ;

4)​ президент.

16. Согласно Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе:

1)​ разделения на исполнительную, законодательную и судебную;

2)​ взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной властей;

3)​ верховенства исполнительной власти;

4)​ все вышеперечисленные ответы верны.

17. Гражданство – это:

1)​ правовое состояние лиц, постоянно проживающих на законном основании на территории РФ;

2)​ устойчивая правовая связь человека и российского государства;

3)​ правовая принадлежность человека к населению РФ;

4)​ все, перечисленное выше.

18. Что из ниже перечисленного не является основанием приобретения российского гражданства?

1)​ приобретение гражданства по рождению;

2)​ прием в гражданство;

3)​ восстановление в гражданстве;

4)​ все перечисленное является основанием приобретения российского гражданства.

19. Может ли гражданин РФ быть лишен права иметь российское гражданство?

1)​ да, если в отношении данного гражданина есть приговор суда о лишении его свободы;

2)​ да, но только в тех случаях, если доказано, что действия данного гражданина направлены на насильственное изменение основ конституционного строя;

3)​ никто из граждан РФ не может быть лишен гражданства РФ;

4)​ да, но только в тех случаях, когда данное лицо проживает заграницей.

20. Кто, согласно Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина?

1)​ Правительство;

2)​ Генеральный прокурор;

3)​ Министерство юстиции РФ;

4)​ Президент РФ.

21. В какой последовательности перечисляются права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ?

1)​ личные, политические, экономические, социальные, культурные;

2)​ личные, социальные, экономические, политические, культурные;

3)​ политические, личные, социальные, экономические, культурные;

4)​ социальные, экономические, личные, политические, культурные.

22. Что из ниже перечисленного относится к естественным правам человека?

1)​ право на труд, на жилище, на образование;

2)​ право на жизнь, на личную неприкосновенность;

3)​ право на участие управлением государства;

4)​ право на забастовку.

23. Личные права человека и гражданина не включают право на:

1)​ свободу и личную неприкосновенность;

2)​ жизнь;

3)​ образование;

4)​ неприкосновенность жилища.

24. К группе политических прав в РФ относятся:

1)​ право на забастовку;

2)​ право проводить собрания, митинги, шествия;

3)​ право на судебную защиту своих прав;

4)​ право свободно выезжать за пределы РФ.

25. К категории социальных прав в РФ относят:

1)​ право на неприкосновенность жилища;

2)​ свобода передвижения по стране;

3)​ право на частную собственность;

4)​ право на благоприятную окружающую среду.

26. Свобода совести означает:

1)​ никто не может принуждаться к выражению своих убеждений или отказу от них;

2)​ право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

3)​ право свободно указывать свою национальную принадлежность;

4)​ свобода литературного, художественного и иных видов творчества.

27. Избирательным правом не обладают граждане РФ:

1)​ старше 70 лет;

2)​ профессиональные военные;

3)​ имеющие двойное гражданство;

4)​ находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

28. Термин «активное избирательное право» означает право граждан РФ:

1)​ избирать в органы государственной власти и органы местного

самоуправления;

2)​ избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3)​ контролировать избирательный процесс;

4)​ таким правом граждане РФ не обладают.

29. Права и свободы не могут быть ограничены федеральным законом в целях:

1)​ защиты нравственности;

2)​ защиты основ конституционного строя;

3)​ обеспечение приоритета отдельного министерства;

4)​ защиты прав и свобод других лиц.

30. Не подлежат ограничению, по Конституции РФ:

1)​ право на неприкосновенность частной жизни;

2)​ право на социальное обеспечение по возрасту;

3)​ право на тайну переписки;

4)​ право на отпуск.

31. Конституционной обязанностью граждан РФ является:

1)​ получение основного общего образования;

2)​ создание семьи;

3)​ участие в выборах органов государственной власти;

4)​ заниматься предпринимательской деятельностью.

32. Лицо может быть подвергнуто задержанию на срок:

1)​ не более 72 часов;

2)​ не более 48 часов;

3)​ не более 24 часов;

4)​ не более 10 суток.

33. Какие вопросы нельзя решать путем референдума?

1)​ вопросы объявления войны;

2)​ вопросы о принятии Конституции;

3)​ вопрос о пересмотре действующего закона;

4)​ вопрос о применении в государстве смертной казни.

34. Процедура прямого участия народа в принятии решений по важнейшим вопросам государственной жизни называется:

1)​ выборами;

2)​ импичментом;

3)​ самоуправлением;

4)​ референдумом.

35. Одной из обязанностей граждан РФ является:

1)​ личная неприкосновенность;

2)​ защита отечества;

3)​ право избирать и быть избранным;

4)​ свобода слова.

36. Свобода человека предполагает:

1)​ полную независимость от общества;

2)​ возможность делать собственный выбор;

3)​ действие в соответствии с обстоятельствами;

4)​ самоизоляцию от социального окружения.

37. Свобода совести означает:

1)​ возможность не отвечать за собственные проступки;

2)​ возможность говорить неправду родителям;

3)​ право исповедовать любую религию или быть атеистом;

4)​ право обманывать своих близких.

38. Какие из перечисленных прав относятся к конституционным экологическим?

1)​ право на труд в безопасных условиях;

2)​ право на благоприятную окружающую среду;

3)​ право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением;

4)​ право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

39. Права человека, принадлежащие ему от рождения, называются:

1)​ основными;

2)​ конституционными;

3)​ естественными;

4)​ индивидуальными.

40. РФ – светское государство (ст. 14 Конституции РФ). Это означает:

а) религиозные объединения отделены от государства;

б) запрещены государством;

в) независимы от государства;

г) каждый российский гражданин должен быть атеистом.

41. В РФ существует:

1)​ 6 видов субъектов федераций;

2)​ 89 видов;

3)​ 85 видов;

4)​ 1 вид.

42. Не является субъектом РФ:

1)​ федеральный округ;

2)​ город федерального значения;

3)​ автономная область;

4)​ автономная республика.

43. Виды субъектов РФ:

1)​ республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

2)​ республики, края, области, автономные области, автономные округа, федеральные округа;

3)​ районы, города федерального значения, автономные области, хутора, автономные округа;

4)​ республики, города федерального значения, автономные области, села, автономные округа.

44. Что подразумевает «вхождение» автономного округа в состав края,

области?

1)​ утрату автономным округом элементов своего статуса;

2)​ соответствие всех окружных законов краевым или областным;

3)​ недопустимость принятия автономными округами самостоятельных бюджетов;

4)​ наличие единой территории и населения края, области, включающих территорию и население автономного округа.

45. Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

1)​ да, в полной мере;

2)​ не обладают;

3)​ суверенными являются только республики в составе РФ;

4)​ все субъекты РФ обладают ограниченным суверенитетом в рамках, установленных Конституцией и Федеративным договором.

46. Государственная целостность как принцип федеративного устройства означает:

1)​ невозможность выхода субъектов из Федерации по его желанию;

2)​ недопущение установления таможенных границ, пошлин и сборов;

3)​ признание рубля валютой РФ;

4)​ полное отсутствие суверенитета субъектов РФ.

47. B исключительном ведении РФ находится:

1)​ природопользование;

2)​ трудовое законодательство;

3)​ государственные награды и почетные звания РФ;

4)​ защита традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

48. Границы между субъектами РФ могут быть изменены:

1)​ по требованию одного из субъектов РФ;

2)​ по взаимному согласию субъектов РФ;

3)​ по решению Конституционного суда;

4)​ по решению Президента.

49. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается:

1)​ федеральным законом;

2)​ Президентов РФ;

3)​ полностью самостоятельно субъектами РФ;

4)​ субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом.

50. Президент РФ избирается:

1)​ на 4 года жителями РФ;

2)​ на 4 года гражданами РФ;

3)​ на 6 лет жителями РФ;

4)​ на 6 лет гражданами РФ.

51. Президент РФ:

1)​ разрабатывает федеральные законы;

2)​ утверждает федеральные законы;

3)​ подписывает и обнародует федеральные законы;

4)​ одобряет федеральные законы.

52. Президент РФ:

1)​ решает вопрос о доверии Правительству РФ;

2)​ принимает решение об отставке Правительства РФ;

3)​ решает вопрос о доверии Правительству и принимает решение об его отставке;

4)​ вопрос о доверии Правительству и его отставке не входит в компетенцию Президента РФ.

53. Найдите функцию, не принадлежащую Президенту РФ:

1)​ осуществляет помилование;

2)​ объявляет амнистию;

3)​ осуществляет руководство внешней политикой;

4)​ решает вопросы предоставления политического убежища.

54. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно выполняет:

1)​ Председатель Госдумы;

2)​ Председатель Совета Федерации;

3)​ Председатель Правительства;

4)​ Министр иностранных дел.

55. B случае отрешения Президента от должности решение принимается:

1)​ специальной комиссией, образованной Госдумой;

2)​ 1/3 голосов Совета Федерации;

3)​ 2/3 голосов от общего числа членов каждой из палат;

4)​ 3/4 голосов от общего числа членов каждой из палат.

56. Для процедуры отрешения Президента РФ от должности необходимо:

1)​ обвинение, выдвинутое Советом Федерации;

2)​ обвинение, выдвинутое Госдумой;

3)​ обвинение, выдвинутое Правительством РФ;

4)​ обвинение, выдвинутое Верховным судом РФ.

57. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию:

1)​ в течение тридцати дней;

2)​ в течение семи дней;

3)​ в течение четырнадцати дней;

4)​ в течение десяти дней.

58. В случае досрочной отставки Президента РФ выборы нового Президента должны состояться:

1)​ в течение 6 месяцев со дня отставки;

2)​ в срок не менее 3 месяцев со дня принятия отставки;

3)​ не позднее 4 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента;

4)​ не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.

59. Государственная Дума:

1)​ принимает федеральные законы;

2)​ одобряет федеральные законы;

3)​ ратифицирует федеральные законы;

4)​ подписывает федеральные законы.

60. Госдума избирается на:

1)​ 5 лет;

2)​ 4 года;

3)​ 7 лет;

4)​ Госдума не избирается, а формируется путем кооптации представителей от субъектов.

61. K ведению Госдумы относится:

1)​ дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

2)​ назначение на должность судей Конституционного суда;

3)​ осуществление помилования;

4)​ назначение высшего командования вооруженных сил РФ.

62. K ведению Совета Федерации относится:

1)​ назначению выборов Президента РФ;

2)​ назначение на должность Уполномоченного по правам человека;

3)​ разработка федерального бюджета;

4)​ объявление амнистии.

63. Федеральный конституционный закон считается принятым, если:

1)​ он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы РФ;

2)​ он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов Госдумы и не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ;

3)​ он одобрен большинством не менее 1/2 голосов от общего числа членов Совета Федерации не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы;

4)​ он одобрен не менее ½ голосов от общего числа депутатов обеих палат.

64. Президент имеет право досрочно распустить Госдуму в случае:

а) однократного отклонения Госдумой представленных им кандидатур на пост Председателя Правительства;

2)​ двукратного отклонения кандидатур на ПОСТ Председателя Правительства;

3)​ если Госдума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие

Правительству;

4)​ Президент РФ такого права не имеет.

65. Высший орган исполнительной власти в РФ —это:

1)​ Президент РФ;

2)​ Совет Федерации;

3)​ Правительство;

4)​ Госдума.

66. Основные направления деятельности Правительства определяет:

1)​ Президент РФ;

2)​ Госдума;

3)​ Председатель Правительства;

4)​ лидер победившей на выборах политической партии.

67. B функции правительства не входит:

1)​ разработка Федерального бюджета;

2)​ обеспечение проведения единой финансовой политики;

3)​ управление Федеральной собственностью;

4)​ выдвижения обвинения против Президента для отрешения его от должности.

68. Основанием для прекращения полномочий Правительства РФ является:

1)​ прекращение полномочий Госдумы;

2)​ избрание или переизбрание Президента РФ;

3)​ недоверие Правительству со стороны Совета Федерации;

4)​ недоверие Правительству со стороны Федерального Собрания РФ.

69. Если государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, то Президент:

1)​ решает вопросы об отставке Правительства;

2)​ решает вопросы о роспуске Госдумы и назначении новых выборов;

3)​ решает вопрос об отставке Правительства и роспуске Госдумы и назначении новых выборов;

4)​ вопрос об отставке не входит в компетенцию Президента РФ.

70. В соответствии с Конституцией РФ правосудие осуществляется:

1)​ Президентом РФ;

2)​ главами администраций субъектов РФ;

3)​ только судами;

4)​ прокуратурой.

71. Какой из указанных признаков муниципального образования является обязательным:

1)​ местный бюджет;

2)​ определенный размер территории муниципального образования;

3)​ обязательное наличие в составе муниципального образования нескольких населенных пунктов;

4)​ наличие достаточных водных ресурсов.

72. Указать основной вид муниципального образования:

1)​ муниципальный округ;

2)​ муниципальный район;

3)​ городской район;

4)​ деревенское поселение.

73. Орган местного самоуправления:

1)​ избираются непосредственно населением;

2)​ избираются представительным органом муниципального образования;

3)​ формируются представительными государственными органами муниципального образования;

4)​ либо избирается населением, либо образуются органом муниципального образования.

74. Структура местной администрации утверждается:

1)​ представительным органом муниципального образования;

2)​ главой местной администрации;

3)​ представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации;

4)​ главой администрации субъекта федерации.

75. Высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов обладают:

1)​ устав муниципального образования;

2)​ решения, принятые на референдуме;

3)​ устав и решения местного референдума (схода);

4)​ постановления и распоряжения главы местной администрации.

Таблица правильных ответов к тесту по конституционному праву.

Политические права и свободы наряду с личными (гражданскими) принадлежат к первому поколе­нию прав человека: они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности политических прав и свобод:

— тесно связаны с личными правами, поскольку последние напол­няют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную непри­косновенность, свободу передвижения, в то же время сами поли­тические права выступают гарантией и условием реализации отдель­ных личных прав и свобод граждан);

— в отличие от личных прав, которые могут принадлежать каждому человеку, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в общест­ве, в объединении граждан друг с другом;

— связаны с осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити­ческим содержанием;

— являются способом привлечения каждого гражданина к полити­ческому народовластию, как на уровне государ­ственной власти, так и местного самоуправления.

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:

— свобода мысли и слова (ст.29), которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;

— право на информацию (ч.2 ст.24, ч.4 ст.29);

— право на объединение (ст.30);

— право на проведение публичных мероприятий (ст.31);

— право на участие в управлении делами государства (ст.32);

— право на обращения в государственные органы и органы местно­го самоуправления (ст.33).

В России гарантируется свобода средств массовой информации, запрещена цензура. Свобода мысли и слова ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Гарантируется свобода деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Единственным условием на свободное проведение публичных мероприятий является мирный характер мероприятия и запрет на оружие.

Граждане Российской Федерации обладают активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным) избирательным правом, имеют право участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, а также право на участие в правосудии (например, работа в качестве присяжных заседателей).

Термины из раздела «Конституционное право»

Политические права и свободы — это одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан наряду с личными, социальными, экономическими, культурными правами, позволяющими гражданам участвовать в общественной и политический жизни страны.

Они, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом. Эти права самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием, а также являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

Курсовые и дипломные работы по конституционному праву России

Курсовые и дипломные работы по конституционному праву зарубежных стран

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Добавить комментарий