Политическая коммуникация

Политическая коммуникация как своеобразный вид политических отношений и информационное поле политики представляет собой совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и органы власти с целью определения своих задач и влияния на поведение граждан. Информационные потоки политической коммуникации выступают действующим механизмом формирования массовых настроений, общественного мнения, коллективных представлений, политических предпочтений.

Специфика политической коммуникации определяется совокупностью процессов информационного обмена, ориентированного на передачу политической информации, структурирующей политическую деятельность и придающей ей особое значение. Информационнокоммуникативные процессы в этом случае неотделимы от политических и экономических отношений в обществе, подчиняясь принципам и законам политической системы, специфическим формам взаимодействия субъектов политики и экономики.

Политическая коммуникация включается в широкий спектр массовой коммуникации, действует на формирование отношения субъекта к тем или иным политическим проблемам общества и в конечном итоге воздействует на функционирование экономической и политической системы, ее стабильность и устойчивость.

Политическая коммуникация как процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой, осуществляет информационный обмен между политическими акторами в ходе их формальных и неформальных взаимодействий, передачу, перемещение, оборот политической информации.

В зависимости от характера отношений между субъектами политики, целей и ресурсов, на которых основана та или иная коммуникация, выделяют следующие типы политических сообщений: побудительные сообщения (приказ, убеждение), собственно информативные (реальные или вымышленные сведения) и фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

Система политической коммуникации направлена на различные уровни информационных потоков, определяющих ее виды:

  • • актуальная информация, обслуживающая органы власти и управления, необходимая в рамках государственного управления (служебная и иная информация, необходимая для решения тех или иных административных задач);
  • • информационная среда деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (программы, уставы и информация в рамках общественных объединений);
  • • информация, обращенная непосредственно к общественному мнению, к массовому сознанию, к политическому поведению больших групп людей (с особой ролью средств массовой информации);
  • • неформальная коммуникация между людьми и группами, которая не контролируется извне формальными структурами (слухи, сплетни, анекдоты, карикатуры и политические мифы как каналы передачи неформальных сообщений), позволяющая включаться в политический процесс широкому слою субъектов и адаптироваться к политической информации в рамках собственного мировоззрения и принятия политических ценностей.

Политическая коммуникация является неотъемлемой частью политики, представляет ее сущность, организует общение между людьми для решения социально значимых задач в политической сфере, оказывает значительное влияние на отдельные политические процессы, осуществляет взаимодействие субъектов политики, формирование политических предпочтений и ориентаций, является своеобразным индикатором социально-политических процессов.

Коммуникация в сфере политики и экономики предполагает использование элементов и диалогической, и авторитарной манипулятивной направленности. Мотивирующим и оптимизирующим средством политической коммуникации является ее ориентация на власть, подобно тому, как в науке таким средством и целью выступает истина, в экономике и бизнесе — деньги, прибыль, обогащение, коммуникативное взаимодействие в процессе производства материальных благ. Вместе с тем при всей специфике рациональной коммуникации в зависимости от ее принадлежности к тем или иным глобальным формам социальности — к политике, экономике, науке и т. д., важно ее наполнение нравственным началом, либеральными ценностями, идеалами согласия, толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. Как только нарушается эта мера добра, тогда и возникает возможность перекодировки системы коммуникативной рациональности, ее перехода в свою противоположность. Например, когда политические решения регулируются не кодом власти, а кодом денег, возникает коррупция, когда для субъекта власти код личных предпочтений более значим, чем объективные критерии и показатели развития общества, возникает политический волюнтаризм, ведущий к рискогенным ситуациям и принятию неадекватных управленческих решений.

Важнейшим условием социальной жизни является вотум доверия в обществе, без которого невозможны бизнес, политика, искусство, личная жизнь, консолидация и обеспечение единства общества, его цивилизационное развитие. Именно доверие и гражданская идентичность обеспечивают стабильность и реализацию нравственного вектора социальной динамики. При этом доверие в широком смысле слова означает взаимное доверие личности бизнесу, экономике, праву, государству, определяет механизмы формирования гражданской идентичности. Понятие гражданской идентичности вбирает в себя такие исторически предшествующие стадии, как этническая, задающая принадлежность к роду, племени, клану; статусная, на которой личность выступает как уже выделенный из рода индивид и занимающий определенное место в социальной иерархии; ролевая, на которой личность идентифицируется по выполняемым ею социальным ролям и профессиональной востребованности; проектная, на которой идентификация задается ее ответственностью, признанием и узнаваемостью личности в обществе, сетевом пространстве; постчеловеческая, где идентичность выступает в синтезе свободы и ответственности, гражданской зрелости и жизненной компетентности, нравственности и взаимного доверия личности и социума.

Демократическая коммуникативная рациональность позволяет ее участникам поддерживать целенаправленное общение даже в случае негарантированного успеха, ради стремления к консенсусу, что лишает такую коммуникацию потенциальной или актуальной «репрессивности». При этом коммуникативная рациональность/нерациональ- ность погружается в пространство анализа отношений между субъектами коммуникации, разрешения проблемных ситуаций, налаживания дискурса и «языковой игры» с ее правилами и системой аргументации. В зависимости от участников коммуникации, их целей, интеллектуального окружения рациональность приобретает специфические черты и смыслы в ситуации ли повседневности, научного, политического, экономического дискурса и т. п., обеспечивая плюрализм коммуникативного пространства.

Политико-экономический дискурс, нацеливаясь на политическую эффективность и экономическую выгоду, отличается в основном использованием рациональных стандартов языка науки и одновременно ориентируется на определенные общественные реализации и социальные цели. Научный дискурс отвечает понятиям истины, достоверности, обоснованности и не ограничен никакими внешними — предметными и социальными — сферами, хотя в рамках современной науки особую актуальность приобретает этико-гуманитарная экспертиза проводимых научных исследований с привлечением заинтересованной общественности и гражданских инициатив.

Понятие политической коммуникации

Коммуникация является необходимым элементом взаимной деятельности людей, групп, народностей, стран, в ходе, которой происходит передача информации, оценок, чувств, значений, ценностей и смыслов.

Понятие коммуникации можно толковать следующим образом:

  1. средство информации — связывается с проблемой дифференциации и систематизации различных по своей природе средств коммуникации;
  2. передача информации — связывается с проблемой межличностных коммуникаций;
  3. воздействие информацией — связывается с проблематикой массовых коммуникаций.

Определение 1

Коммуникация — социальный процесс передачи, восприятия информации в условии личного и массового общения при помощи различных каналов и многообразных вербальных и невербальных средств.

Изучать политическую коммуникацию начали еще очень давно, начало современным изучениям проложили исследования пропаганды при Первой мировой войне, которые проводились после ее завершения. Фундаментальными работами в этой области отмечаются в конце 1940 -х начале 1950-х годов. Формированию исследований коммуникации в политической сфере в независимое направление было обусловлено демократизацией процессов политики на мировой арене во второй половине 20 века, развитием теории кибернетики, возникновением новейших систем и технологий коммуникации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды и формы политической коммуникации 410 руб.
  • Реферат Виды и формы политической коммуникации 250 руб.
  • Контрольная работа Виды и формы политической коммуникации 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рассмотрим наиболее распространенные трактовки идей политических коммуникаций:

  1. Политическая коммуникация представлена не только речевым взаимодействием или способностью убеждения путём символики или знаков, но так же как способность реализации самой власти.
  2. Политическая коммуникация трактована как непрерывный процесс передачи информации политической сферы, путем которого политические тексты проходят между разными элементами системы политики, между социальной системой и политикой.
  3. Политическая коммуникация представляется процессом передачи политической информации, благодаря ему она перемещается из одной части политической системы в другую и между социальной системой и политикой.
  4. Политическая коммуникация — не односторонняя направленность сигналов элит к массам, а весь спектр процессов коммуникации в обществе, оказывающих самое обширное влияние на политическую сферу.

В целом политическая коммуникация определяется процессом обмена информацией между субъектами политической сферы, который осуществляется в ходе их формальных и неформальных соотношений.

Замечание 1

Важный момент политической коммуникации — смысловой аспект взаимодействия субъектов политической сферы при помощи обмена информацией в ходе борьбы за властные полномочия или их реализацию.

Путем коммуникации передаются следующие типы политических сообщений:

  1. побудительные — приказ, убеждение;
  2. собственно информативные — реальные или вымышленные сведения;
  3. фактические — сведения, которые связаны с установлением и поддержанием контакта между субъектами политической сферы.

Структура политической коммуникации выделяет: содержательный и идеальный элемент; формальный и материальный — каналы, средства.

Политическая коммуникация предполагает коммуникатора, сообщение, канал либо средство передачи информации, её получателя.

Виды политической коммуникации

Определение 2

Средства политической коммуникации — определенные организации и институты, которые функционируют в рамках социальной и политической систем, при помощи которых реализуется процесс обмена информацией.

Политологическая литература преимущественно отмечает виды политической коммуникации, которые основаны на применении различных средств и способов: 1. Коммуникационный процесс при помощи печатных (пресса, плакаты и т. п.) и электронных средств (радио, телевещание и т. п.) массовой информации. 2. Коммуникация через политические партии, группы интересов. 3. Электоральная коммуникация. 4. Коммуникация через неформальные каналы при использовании личностных связей.

Функции политической коммуникации

Политическая коммуникация реализует ряд следующих функций:

  • информационную — распространение необходимых знаний об элементах системы политики и их функционировании;
  • регулятивную — выработка наилучшего механизма взаимодействия, как элементов политической системы, гражданского общества;
  • политической социализации — помогает становлению важнейших норм деятельности в сфере политики и политического поведения;
  • манипуляторские формы коммуникации- сориентированы на явное влияние на людей с целью агитации или меркантильной целью.

Политические коммуникации выступают как специфичный вид отношений в сфере политики, путем которого доминирующие актеры в политике управляют производством и распространением общественно-политической идеи настоящего времени. Основной целью политической коммуникации является формирование общественного мнения и массового осознания, которые оказывают влияние на ход различных политических процессов — изменений в сфере власти государства. Мнение общественности представлено совокупностью оценочных суждений, которые возникают по конкретным вопросам. Именно оно непосредственно влияет на конкретные решения в области политики. Массовое сознание представляется понятием, которое больше относится к психологии.

Формы политической коммуникации

К основным формам политической коммуникации отнесены:

  1. межличностная неформальная политическая коммуникация;
  2. устная и письменная агитация и пропаганда, осуществляемая через общественно-политические институты и организации;
  3. печатные и электронные средства массовой информации, Интернет-СМИ.

Замечание 2

Следует отметить, что политической коммуникацией производится особенный сложный процесс взаимоотношений общества и власти. Ее эффективность определена уровнями развития гражданского общества, то есть общества, где власть напрямую зависит от граждан, существует для них, но не наоборот. Распространение политической информации между разнообразными элементами системы политики происходит тем эффективнее, чем более высок уровень демократизма в конкретном обществе. Форма распространения политической информации — один из главных критериев определения типа режима политики авторитарным или демократическим.

Термин коммуникация появился в научной литературе в начале XX в. Коммуникация (от лат. communicatio — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) выступает как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей.

Понятие «коммуникация» имеет по крайней мере три интерпретации: а) средство информации; 6) передача информации; в) воздействие информацией. Первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, различных по своей природе, функции и эффективности; второе — с проблемами межличностной коммуникации; третье обусловлено проблемами массовой коммуникации. Соответственно коммуникацию можно определить как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью многообразных коммуникативных (вербальных и невербальных) средств.

Изучение политической коммуникации имеет глубокие корни, но начало современным изысканиям положили исследования пропаганды в Первую мировую войну, проводившиеся после ее окончания. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940 — начале 1950-х гг. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических процессов было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением новых коммуникационных систем и технологий.

Сама идея политической коммуникации довольно неоднозначна. Существует множество ее трактовок. Среди них можно выделить наиболее распространенные:

  • 1. Политическую коммуникацию представляют не только в качестве речевого взаимодействия или способности убеждения посредством символов и знаков, но и как возможность осуществления самой власти.
  • 2. Политическая коммуникация трактуется как постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами.
  • 3. Политическая коммуникация определяется как процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой.
  • 4. Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разнообразное влияние на политику.

В целом политическую коммуникацию можно определить как процесс информационного обмена между субъектами политики, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Проиесс обработки и передачи данных в период избирательной кампании

Важным моментом политической коммуникации является смысловой аспект взаимоотношений субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Посредством коммуникации передается три типа политических сообщений: а) побудительные (приказ, убеждение); б) собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); в) фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

В структуре политической коммуникации можно выделить как содержатель- ный/идсальный элемент, так и формаль- ный/материальный (каналы, средства). Политическая коммуникация, как и иная, предполагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средство передачи и, наконец, получателя.

Под средствами политической коммуникации понимаются определенные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией. В политологической литературе преимущественно выделяются следующие способы политической коммуникации, основанные на использовании различных средств.

  • 1. Коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т. д.) и электронные средства (радио, телевидение и т. д.) массовой информации.
  • 2. Коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т. д.; в настоящее время с полным основание сюда следует включить разветвленную сеть научных и научно-информационных учреждений.
  • 3. Электоральная коммуникация, поскольку в условиях демократии именно выборы являются кульминацией процесса политической коммуникации.
  • 4. Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей. Современная политическая жизнь.(избирательная кампания, информационное обеспечение политических акций и т. д.) немыслима без опоры на технологии public relations («связи с общественностью»). Паблик рилейшенз (PR) в политической сфере — это деятельность по формированию образа объекта (идеи, организации, личности и т. д. ) и внедрению этого образа в общественное или групповое сознание для достижения заданных политических целей.

По отношению к политической системе и гражданскому обществу политическая коммуникация выполняет следующие функции:

  • ? информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании);
  • ? регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия, как элементов политической системы, так и политической системы и гражданского общества);
  • ? функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения);
  • ? манипулятивная (при этом следует различать манииуляторские и симметричные (интерактивные) формы коммуникации; манипуляторские формы коммуникации ориентированы на явное воздействие на людей с агитационной или меркантильной целью; симметричные (интерактивные) формы коммуникации ориентированы на партнера, их цель — создать партнерские отношения).

Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике акторы регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени. Основная цель политической коммуникации заключается в формировании общественного мнения и массового сознания, прямо или косвенно оказывающих влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфере государственной власти). Общественное мнение представляет собой совокупность суждений и оценок, возникающих по конкретным вопросам. Соответственно оно оказывает непосредственное влияние на конкретные политические решения. Массовое сознание — понятие, скорее относящееся к психологии. Графически общественное мнение можно изобразить в качестве синусоиды, а Ценности и убеждения, которые лежат в основе массового сознания, — как прямые, потому что они остаются неизменными.

По мнению Ю. Хабермаса, крупнейшего социального философа современности, понятие общественного мнения возникло только в XIX в. Поскольку именнб тогда происходила концентрация людей, они селились близко друг к другу, образовывались города. Они имели возможность собираться вместе и обсуждать политические вопросы. В этот процесс также вовлекались газеты и журналы. В XIX в. произошел переход от автократического режима к режиму, при котором декларировалась подотчетность властей обществу. В это же время СМИ начали занимать центральное место в публичной сфере. В XX в. СМИ не только сохранили свое положение, но и упрочили влияние на формирование общественного мнения. В современных условиях, полагает Хабермас, общественное мнение представляет собой убеждения компетентных людей, но для того, чтобы быть компетентной, общественность должна быть нейтральной. Независимая площадка — это СМИ, но СМИ стали коммерческими организациями, интересы которых автоматически влияют на ее деятельность и находят отражения в сюжетах, что, к примеру, мы можем наблюдать в современной России.

СМИ в публичной сфере выполняют ряд функций:

  • ? информирование населения;
  • ? интерпретация информации;
  • ? предоставление «платформы» для дебатов и споров;
  • ? информирование населения о деятельности органов власти;
  • ? предоставление общественности возможности влияния на лиц, принимающих решения.

Можно выделить два основных подхода к определению роли политической коммуникации в современном обществе.

Согласно концепции либерального плюрализма, СМИ полностью независимы и играют роль «сторожевого лса» демократии, источником информации в государстве, в котором власть разделена между конкурирующими политическими элитами. При этом деятельность самих СМИ и качество информационного продукта, поставляемого ими обществу, контролируются самим обществом при помощи рыночных механизмов (иными словами, общество «потребителей информации» «голосует» за те или иные СМИ, оплачивая подписку на них, а СМИ, привлекая как можно больше подписчиков, могут рассчитывать на возрастание прибылей от рекламы и конкурировать с другими СМИ). Сами СМИ рассматриваются как одна из институций власти — «четвертая власть», при этом признается, что на подачу новостей значительное влияние оказывают собственные взгляды журналистов, что обусловливает важность уважения к нормам журналистской этики.

В отличие от адептов концепции либерального плюрализма сторонники критического подхода основываются на восприятии власти как непрозрачной, концентрированной и доминирующей и скептически относятся к задекламированному властью отказу от политического контроля за СМИ.

Стратегическая критика власти направляется на установление «прозрачности» в самом режиме властвования, на способы и техники применения силы. Ведь для того, чтобы остаться непрозрачной, власть персонифицирует себя там, где она хочет казаться доступной и открытой, и все оставляет в тайне («режим секретности») там, где она применяет силу и преследует свои цели. То, что ею персонифицируется, предстает в качестве желаемого образа власти; то, что она скрывает, называя свои действия то ли незначительными, «чисто рабочими», то ли, напротив, объявляя некоторые из них «государственной тайной», не должно обсуждаться обществом. Анонимность власти касается не только «кухни» принятия решений, и даже не столько «кухни». Главной причиной того, что власть остается закрытой и «тайной», является ее нежелание раскрывать свои ресурсы (материальные, информационные, символические и пр.). Ведь всякое применение силы должно быть наделено соответствующим ресурсом, который-то и позволяет применять силу адекватным образом (во всяком случае, так кажется власти). Отсюда, СМИ должны находиться под постоянным контролем со стороны гражданского общества.

Основными критическими концепциями СМИ являются:

  • 1) инструментализм (СМИ как инструмент пропаганды и манипуляции общественным мнением в руках государства или капитала, т. е. их собственников);
  • 2) структурный детерминизм — зависимость содержания новостей и информации в СМИ от многочисленных объективных факторов — прежде всего экономических, рыночных факторов, высокой стоимости производства медиа-продукта, корпоративного контроля за СМИ, коммерциализации СМИ;
  • 3) идеологическая концепция, согласно которой СМИ являются «передатчиком» взглядов представителей властной элиты при помощи наборов штампов, символов, отбора «достойных» новостей и навязывания массам собственных оценочных суждений;
  • 4) концепция политико-экономического влияния «информационной элиты» на содержание новостей;
  • 5) концепция гегемонии, согласно которой суть политической коммуникации состоит в достижении правящей элитой политической и социальной стабильности путем убеждения общества в том, что ее (т. е. правящей элиты) интересы и идеология совпадают с общечеловеческими ценностями и поэтому должны поддерживаться обществом. Таким образом, при помощи эффективной политической коммуникации правящая элита достигает того, чего невозможно достичь насилием: общество начинает воспринимать ее установки как свои собственные ценности, убеждения и приоритеты.

Таким образом, политическая коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия власти и общества. Ее эффективность определяется уровнем развития гражданского общества, т. е. общества, в котором власть зависит от граждан и существует для граждан, а не наоборот. Обмен политической информацией между различными элементами политической системы происходит тем интенсивнее, чем выше уровень демократии в обществе. Не случайно форма распространения политической информации является одним из основных критериев для определения типа политического режима как авторитарного (наличие строгого контроля) или демократического (информационный плюрализм и доступность информации максимально широким слоям общества).

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Политическая коммуникация — процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику».

В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:

· Коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

· Коммуникация через неформальные каналы.

Политика, как и любая другая сфера человеческой деятельности, изначально содержит в себе коммуникационное начало, которое проявляется в конкретно-исторических формах взаимодействия субъектов политических отношений по поводу завоевания, удержания и осуществления власти. Эти отношения позволяют рассматривать власть и ее осуществление как коммуникационный процесс, который предполагает информационное взаимодействие «управляющих» и «управляемых», наличие прямых и обратных информационных связей между ними.

Современная политика осуществляется прежде всего в информационном пространстве. В информационном обществе информация и средства ее распространения становятся главным властным ресурсом, используя который можно целенаправленно формировать общественное мнение и осуществлять над ним контроль.

Политическая коммуникация предоставляет органам государственной власти, политическим партиям, движениям и конкретным политикам возможность целенаправленного информационного взаимодействия с «управляемым» сообществом или избирателями, в результате которого происходит формирование или корректировка общественного мнения. Следовательно, политическую коммуникацию следует признать одним из важнейших факторов легитимации власти, требующим соответствующего изучения.


Коммуникацию в политической сфере следует рассматривать как частный случай проявления социально-коммуникационных процессов. Начало изучению процессов и явлений политической коммуникации было положено исследованиями Г. Лассуэлла, в которых был дан анализ феномена пропаганды в период первой мировой войны, а систематические исследования начались только в середине XX столетия.

Эффективность политической коммуникации зависит от количества и качества политической информации, циркулирующей по коммуникационным каналам. Количество и качество информации зависят от многочисленных «коммуникативных барьеров», стоящих на ее пути — естественных, технических, «человеческих». В политической коммуникации наиболее значимыми являются «человеческие» барьеры. Наиболее эффективный способ преодоления «коммуникативных барьеров» — наличие устойчивой обратной связи между источником и потребителем политической информации, позволяющей обеим сторонам корректировать свои политические взгляды и поведение, добиваясь тем самым ценностного консенсуса.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму. Поэтому все определения контент-анализа подчеркивают его объективный характер.

Объективность при этом трактуется так: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Ведь что обычно происходит в рамках гуманитарных наук: мы можем дать задание для 50 человек, и они дадут нам 50 результатов. В этом отношении контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой.

Для более полной характеристики метода необходимо добавить следующее. Первое: все данные статистики вербального материала используются для формулирования выводов о невербальных аспектах, например, о тех или иных характеристиках адресата и адресанта. Поэтому текстовый материал здесь представляется промежуточным объектом. Нас в данном случае интересует вовсе не текст. И второе: само по себе выяснение частоты употребления, например, писателем X., такого-то слова с такой-то частотой не является контент-анализом. Контент-анализ -это всегда сопоставление двух потоков. Например, сопоставление двух газет как двух вербальных потоков. Возможно также сопоставление невербального и вербального потоков: данных о рождаемости и информации о детях-героях в литературных журналах. Интерес представляет исследование данного вербального потока и нормы: частота употребления определенного слова в произведениях писателя и стандартная частота употребления этого же слова в языке того времени.

Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психоаналитические исследования. Этот диапазон охватывает, по подсчетам исследователей, 60% всех работ.

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ АНАЛИЗ

В современном мире пропаганда давно уже перестала быть чисто идеологическим занятием, она покоится на жестких научных основаниях. Именно последняя война, получившая название «холодной», была на самом деле войной семантической, войной семиотической. Она дала значительный стимул развитию коммуникативных моделей воздействия. Они в достаточной мере научны, хотя и формулируются с непривычной для нашего уха долей цинизма. Так, американцы считают, что им лучше обработать одного журналиста, чем десять домохозяек или пять врачей. Поскольку человек при этом рассматривается как канал, а не как адресат информации.

Модель искривленного источника, где пропагандист (П) создает искривленный источник (П1), из которого исходит сообщение (Сооб). Получатель (Пол) рассматривает эту информацию как такую, что поступила из доступного ему источника П1, поскольку ему не известен оригинал (П).

Модель легитимизации источника. В этом случае пропагандист (П) тайно помещает оригинальное сообщение (Сооб 1) в легитимном источнике (П2). Это сообщение в виде в другом виде (Сооб 2) передается пропагандистом получателю информации под видом иного сообщения (Сооб 3) в качестве такого, что вышло из другого источника (П 2).

Следует добавить к этому списку пропагандистских моделей и использование слухов. Модель слухового источника: информация используется при отсутствии указания на источник. Сергей Филатов, являвшийся в то время руководителем администрации Президента России, в своем интервью газете «Московские новости» так охарастеризовал один из возможных вариантов использования этой модели:

АНАЛИЗ СЛУХОВ

Такая коммуникативная единица, как слух, являясь достаточно частотным элементом массового общения, значительно реже попадает в обиход общения научного. О распространенности этого явления свидетельствуют данные социологических исследований, где отвечая на вопрос «Часто ли приходится сталкиваться со слухами?», вариант ответа «иногда» дали 65% опрошенных г. Ленинграда (среди опрошенных с высшим образованием эта цифра оказалась еще выше — 71%). Слухи представляют определенный интерес и с чисто теоретической стороны как природой своего самостоятельного распространения, так и тем, что средства массовой коммуникации, являясь более организованными, более мощными, в то же время не в состоянии достаточно оперативно приостанавливать распространение этого вида массовой коммуникации. Соответственно борьба со слухами входит в арсенал обязательной работы служб паблик рилейшнз.

Одно из определений слухов, принадлежащее Т. Шибутани, гласит, что это «циркулирующая форма коммуникации, с помощью которой люди, находясь в неоднозначной ситуации, объединяются, создавая разумную ее интерпретацию, сообща используя при этом свои интеллектуальные потенции»

Слухи используются и в политике. Так, в преддверии принятия/непринятия украинским парламентом Конституции активно распространялись слухи про готовый президентский указ о роспуске парламента в случае негативного решения, что, в свою очередь, во многом способствовало утверждению Конституции. Или такой пример: газета «Зеркало недели» (1996, 19 окт.) упоминает о слухах, сопровождавших обсуждение правительственной программы действий в парламенте, которые состояли в упоминании о якобы противодействии ей со стороны президента. И как бы в ответ парламент принял эту программу. Так что манипуляция слухами уже не в первый раз становится активным моментом политической борьбы.

Слухи неполитического характера носят очень яркий визуальный характер: они представляют ситуацию, которая очень хорошо «видна» зрителю. В то же самое время анекдот, второй представитель самотранслируемых сообщений, вполне может быть чисто вербальным.

Каковы коммуникативные характеристики слуха? Согласно классификации Ю.В. Рождественского для слуха характерна однократная воспроизводимость перед данным слушающим. Второй раз одному и тому же человеку данный слух не пересказывается. При этом важным отличием является и то, что слух обязательно подвергается дальнейшей циркуляции. Слушающий затем становится говорящим и передает этот слух дальше. Этот тип сообщения можно назвать самотрансляционным. Для него не требуется создания вспомогательных внешних условий. И даже более того: противодействующие ситуации не всегда в состоянии помешать распространению слуха. Таким образом, мы бы хотели охарактеризовать данный тип сообщения таким свойством, как самотранслируемость. К подобным сообщениям относятся также и анекдоты. Другой полюс этой шкалы займут трудно транслируемые сообщения. Затруднения трансляции могут быть вызваны как содержательными аспектами (например, статья по квантовой физике не годится для массовой печати), так и специальными ограничениями, регулируемыми обществом (например, гриф «совершенно секретно», процедура спецхранения в библиотеке, архиве). В последнем случае мы можем иметь дело и с самотранслируемым сообщением, но для приостановки его трансляции создаются формальные ограничители. Часто они носят временный характер (например, некоторые документы не допускаются к использованию на протяжении какого-то ряда лет).

⇐ Предыдущая12

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий