Политическая система как элемент гражданского общества

Большинство ученых исследуют политическую систему общества, анализируя входящие в нее элементы.

С этих позиций политическая система общества есть целевая совокупность государственных, а также не государственных институтов, формируемых гражданским обществом для осуществления политической власти и управления обществом.

Несмотря на единообразие в понимании определения политической системы общества, существуют различные взгляды на ее структуру.

Доминирующим является подход, в соответствии с которым, политическая система состоит(См. схему) из: 1) государства, его органов; 2) политических партий; 3) общественных объединений; 4) религиозных организаций; 5) органов местного самоуправления; 6) трудовых коллективов; 8) преступных сообществ, которые оказывают влияние на политическую жизнь страны.

Общество, представляющее взаимодействие как частных, так и общественных интересов, которые служат причиной постоянных конфликтов и противоречий, не способно их урегулировать самостоятельно. Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, социальные, этнические, культурные, профессиональные группы, и способной примирить возникающие здесь противоречия является государство. Центральное место государства в политической системе обусловлено рядом обстоятельств:

Государство выступает как единственная организация, объединяющая все население, проживающее на его территории, является выразителем его общих интересов. Осуществляя свои важнейшие функции – социальную, правоохранительную, экономическую, обороны и другие, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.

Государство обладает публичной властью и возможностью применять меры принуждения. Специфика государственной власти – в ее суверенности, полноте и верховенстве, по сравнению с другими субъектами политической системы. Государство обладает разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.

Государство обладает монопольным правом издания властных общеобязательных велений, которые распространяются на всех членов общества. На этой основе осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства, которое, по И. Канту, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам.

Государство характеризуется специфичностью и четкостью границ политического пространства. Оно имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ареал – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности.

Государство само определяет правила взаимодействия всех структурных элементов политической системы, условия их участия в борьбе за власть. Здесь возможно возникновение конфликтов между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. противоречия резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную и расовую политику.

В научной литературе присутствуют и другие точки зрения, авторы которых полагают, что государство – особое, но не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность. Если в структуру политической системы включить отдельную личность, то, бесспорно, в политической системе открытого гражданского общества приоритетное место будет занимать отдельная личность. Только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

С другой стороны, по мнению В.Д. Перевалова, отдельная личность не может выступать в виде элемента политической системы, следовательно, и сложно говорить о ее центральном месте в ней. В рамках этой дискуссии предпочтительным является подход, в котором государство в большей либо в меньшей степени учитывает интересы общества и отдельной личности.

Существенную связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом (как не политической сферой) и государством призваны сыграть политические партии — это общественные объединения, созданные для участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Представляя разнообразные потребности и интересы гражданского общества (отдельных личностей, социальных групп, слоев, классов) в политической форме, в виде определенных политических целей, идей, программ, требований, содержащихся в их программах и уставах, они тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении. Большинство политических партий борются за овладение государственной властью легально, в рамках требований Конституции и действующего законодательства, путем формирования большинства мест в парламенте, участия в органах исполнительной власти. Деятельность политических партий в Российской Федерации регулируется федеральными законами «О политических партиях» (2001г.), и. «Об общественных объединениях» (1995г.).

Следует признать, что наряду с легальными партиями, существуют политические партии, использующие нелегальные формы борьбы за власть, направленные на насильственный захват государственной власти, утверждения себя в качестве единственного выразителя воли и интересов гражданского общества.

Политические партии по степени организованности и способам взаимосвязи подразделяют на: кадровые (немногочисленные профессиональные политики, больше похожи на политические клубы известных деятелей); массовые (характеризуются наличием территориальных ячеек, уплатой взносов, фиксированным членством, имеет постоянно растущий электорат); партии избирателей (образуются в преддверии выборов с целью продвижения своих представителей, не требуется обязательного вхождения в состав партии).

По степени влияния в механизме государственной власти выделяют: правящие – для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц; парламентские партии – занимают более скромное место, их политическая деятельность направлена на осуществление законодательной власти в рамках парламентских процедур; оппозиционные- противопоставляют свои взгляды, свою идеологию правящим партиям, как правило это партии проигравшие на выборах.

По содержательным характеристикам принято различать консервативные парии (выступающие за сохранение прежних порядков); клерикальные (настаивающие на необходимости согласования государственной деятельности с догмами религии); либеральные (выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь); реформистские (выступающие под лозунгами национального возрождения, за социальную справедливость при сохранении частной собственности); радикальные партии (выступающие за коренное переустройство общества, с применением как правило насильственных мер).

Важным компонентом политической системы являются общественные объединения, представляющие собой добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Различные виды общественных объединений играют неодинаковую роль в политической системе общества. Значительная часть из них действует в сфере трудовой, культурной, творческой, спортивной и иных не политических видах деятельности. Их участие в политической жизни возможно при определенных условиях. Например, профсоюзы, защищая интересы трудящихся, активно влияют на принимаемые решения не только в ходе переговорного процесса, или работая с депутатами Государственной Думы, но и забастовочным процессом, выдвигая политические требования. В последние годы значительно возросло влияние экологических общественных организаций на принимаемые в государстве решения.

Другие общественные объединения (например, общества рыболовов, любителей охоты и др.) стоят вне политики. Однако политический аспект в деятельности таких организаций проявляется в восприятии ими политики государства, деятельности политических партий.

В науке спорен вопрос о вхождении религиозных организаций в политическую систему. Следует признать, что в ряде государств (клерикальных и теократических) церковь играет определяющую роль в политической жизни общества и, следовательно, входит в политическую систему.

В светских государствах религиозные организации через благотворительность, формирование нравственных принципов формируют мировоззрение верующих, которые являются избирателями. Религиозные деятели непосредственно участвуют в борьбе за мир, за достижение общественного согласия, в противодействии проявлениям экстремизма, в экологических движениях. Следовательно, в светских государствах, церковь, не являясь элементом политической системы, активно участвует в политической жизни.

Гражданское общество не только участвует в деятельности государства, но и самостоятельно управляет своими делами через органы местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления отражена в «Европейской хартии местного самоуправления» (1985г), которая в ст.3 определяет его как право и реальную способность этих органов регламентировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это тоже публичная власть, но не государственная, а власть населения тех административно-территориальных единиц, которые рассматриваются как муниципальные образования или территориальные коллективы. Статья 12 Конституции РФ отделяет местное самоуправление от органов государственной власти и передает ему самостоятельное решение вопросов местного значения. На эти органы возложены задачи управления муниципальной собственностью, организации здравоохранения, школьного образования, бытового и коммунального устройства, обрядовой духовной жизни и т.д. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания.

Представляется значительной роль трудовых коллективов в современных демократических государствах, которые наряду с профсоюзами наделены правом управления делами предприятий и организаций. Роль трудовых коллективов возросла в связи с участием их в социальном партнерстве, которое можно определить как систему взаимоотношений между трудовыми коллективами, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей, с интересами всего общества и государства. Такие соглашения направлены на улучшение условий труда работников, повышение его оплаты, повышение законодательного минимума гарантий прав работников, на обеспечение занятости и т.п.

В странах Европы трудовым коллективам предоставлено право, определенным образом, участвовать в управлении предприятием, путем избрания своих представителей в специальный орган организации, который занимается привлечением к управлению предприятием трудящихся, разрешает конфликты между работниками и работодателем.

Относительно новым является взгляд, в соответствии с которым, к компонентам политической системы относятся преступные сообщества. Не всеми учеными разделяется такой подход. Вместе с тем нельзя не согласиться, что некоторые из криминальных сообществ, обладая значительными денежными средствами, полученными от торговли наркотиками, проституцией, хищений, способствуют коррупции, оказывают давление на органы не только исполнительной, но и судебной власти. Следует предположить, что, при отсутствии борьбы с коррупцией, некоторые должностные лица органов государственной власти, тесно с ней связанные, будут принимать решения выгодные не всему гражданскому обществу, а узкому кругу лиц, входящих в организованные преступные сообщества. Именно по этим причинам следует признать, что эти сообщества относятся к политической системе общества.

В юридической литературе высказываются и другие подходы к структуре политической системы. Например, компонентами (подсистемами) политической системы выделяют:

а) организационный (институциональный), куда входят государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, а также политические отношения, складывающиеся между ними;

б) регулятивный (нормативный), включающий в себя право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.;

в) функциональный компонент, представляющий основные направления деятельности политической системы;

г) идеологический компонент, в виде политического сознания господствующего класса, идеологические и психологические характеристики системы.

Другие авторы при характеристике структурных компонентов выделяют:

а) относительно большое количество людей — граждан, в целом избирателей, обладающих разной политической культурой; б) должностных лиц, решения которых являются обязательными; в) государственный режим, правовые принципы, политические процессы, основные ценности, регулирующие работу системы; г) территорию.

Все существовавшие и существующие политические системы можно разделить на тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.

В тоталитарных политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные, детские) выступают проводниками государственной идеологии. Эта партия не терпит конкуренции в лице других политических сил. Инакомыслие, другие формы общественной жизни, противоречащие партийной идеологии, беспощадно подавляются. Личность полностью подчинена коллективу. Гражданское общество оказывается поглощенным государственными структурами, политизируется. Государство, скрепляемый его властью народ объявляется высшей ценностью, подчиняющей себе индивида. Само государство имеет сугубо полицейский характер. Расширение его управленческих функций вызывает гигантский рост управленческого аппарата – бюрократии. Элементами тоталитарной политической системы выступают партия (вождь), государство, подчиненные ему общественные организации и население.

Либерально-демократические политические системы характеризуются многопартийностью, плюрализмом. Партии стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей. Поэтому в таких политических системах отдается приоритет личности, ее правам и свободам над интересами коллектива. Политические партии, получившие большинство мест в высшем представительном органе государственной власти, получают соответствующее количество министерских должностей, что позволяет ей проводить ту политику, за которую голосовал избиратель. Проигравшие партии образуют в этом случае политическую оппозицию.

Элементами либерально-демократической политической системы являются народ, партии, государство.

Переходные политические системы формирует смешанная социальная среда, в которых плюрализм соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Такие системы нестабильны, противоречивы и эволюционируют в сторону других систем.

Известны другие классификации политических систем. Так, по историческому типу общественно-экономической формации выделяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы. По степени распределенности политической власти между компонентами политической системы выделяют демократические и автократические политические системы.

Таким образом, политическая система общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.

Политические системы имеют динамичный характер, эволюционируют, перестраиваются, но возникают объективно, так как объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, удержания и использования в интересах тех или иных социальных сил, всего гражданского общества.

В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом (рис. 10.2).

Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Рис. 10.2. Структура гражданского общества

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений, составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает наличие у индивида сформированных конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью политических партий, движений, групп интересов и т.д.

Если рассмотреть современное гражданское общество в экономически развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, в личной и семейной жизни. Эти самостоятельные, независимые от государства общественно-политические институты подчас противостоят друг другу, борясь за доверие граждан, остро критикуют и разоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, в общественной жизни и на производстве.

Еще в 1830-х гг. А. Токвиль в качестве одной из особенностей США назвал наличие разветвленной системы институтов гражданского общества, ставшей гарантом стабильности американской демократии. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и организациях и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. (К примеру, в работе 200 потребительских организаций участвуют более 70 млн граждан.) Сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует с целью создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и реализация их повседневных потребностей и одновременно сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

«Социальный капитал»

Для описания зрелости гражданского общества американским ученым Дж. Коулменом был введен термин «социальный капитал», который содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие, создающих условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды. Объем «социального капитала» измеряется по двум показателям: 1) индексу доверия и 2) членству в общественных организациях.

По данным американского политолога Р. Патнэм, в настоящее время в США объем «социального капитала» сокращается. За последние 25 лет, по исследованиям Р. Патнэм, число членов разного рода добровольных ассоциаций сократилось на 25–50%, время неформального общения за тот же период уменьшилось на четверть, а деятельность в общественных организациях – на 50%. Наконец, индекс доверия, т.е. число положительных ответов на вопрос: «Можно ли доверять людям?», за 30 лет (с 1972 г.) снизился примерно на треть. Резко возросла статистика случаев немотивированной агрессии на улицах американских городов с использованием огнестрельного оружия. Это заставило американские власти в 2013 г. ввести радикальные ограничения по его продаже. В других западных странах подобные исследования не выявили тенденций к сокращению «социального капитала».

Четвернин: Гражданское общество — это система ненасильственных социальных взаимодействий, не опосредованных государственной властью, свободных от публично-властного участия.

В потестарной парадигме общество как порядок социальных взаимодействий видится искусственным образованием, производным от политического управления: публично-властные институты формируют, изменяют, совершенствуют цивилизованное общество. Вопрос о соотношении государственности и других социальных институтов здесь решается по логике этатизма, начиная с утверждения, что государственный интервенционизм ведет к всеобщему благополучию, и заканчивая тоталитаристским тезисом «государство — форма общества».

В либертарной парадигме признается, что порядок социальных взаимодействий может быть достигнут и без их опосредования публично-властными институтами, и правовая государственность лишь обеспечивает правовой порядок, в рамках которого спонтанно складывается саморегулирующееся гражданское общество.

В ходе исторического прогресса свободы в капиталистическом обществе происходит разделение экономических и политических отношений, сферы собственности и сферы публичной власти, частного права и публичного права. Общественное развитие становится относительно независимым от государственного управления: экономика успешно функционирует по законам рынка, без публично-властного вмешательства в рыночные процессы.

Возникает феномен гражданского общества — система социальных взаимодействий, не опосредованных государственной властью и происходящих по правилам частного права. По существу термин «гражданское общество» означает буржуазное, или капиталистическое общество.

Свобода от публично-властного вмешательства означает:

— никто не вправе ограничивать ненасильственную деятельность любых дееспособных лиц, заключение и совершение ими любых сделок, образование новых юридических лиц, включая политические партии;

— правительство не вправе устанавливать ограничения на деятельность дееспособного лица по соображениям защиты его интересов либо на основании предположений о намерениях или последствиях;


— никто не может быть принудительно лишен своего имущества для государственного употребления по соображениям публичных интересов;

— правительство не вправе вести деятельность, которую берутся и могут осуществлять частные лица;

— правительство не вправе владеть имуществом иначе, как прямо предназначенным для осуществления дозволенной ему деятельности и т.д.

В гражданском обществе никто, включая акторов публичной власти, не вправе применять насилие иначе, как для защиты прав лиц и только в случае нарушения этих прав.

Феномен свободного (гражданского) общества => достигнуто верховенство прав человека по отношению ко всем иным ценностям социальной жизни = признание за каждым человеком фундаментального права принадлежать только самому себе и самостоятельно определять свое поведение, руководствоваться своим частным интересом вопреки любым публичным интересам — если только при этом не нарушаются такие же права других, не нарушается запрет агрессивного насилия.

В посткоммунистическом обществе не может быть гражданского общества правового типа.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство, партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

А.В. Малько: Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

А.В. Мелехин: Политическая система общества — это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Основными элементами политической системы являются:

а) само государство;

б) негосударственные структуры;

в) органы местного самоуправления.

Т.Н. Рахманина: Политическую систему общества можно определить как совокупность государственных органов, политических партий, других общественных объединений, хозяйственных организаций, институтов, в той или иной степени участвующих в политической жизни общества. Политическая система состоит из государственных структур и негосударственных образований.

Понятие «политическая система общества» вошло в научный оборот во второй половине ХХ в.. Оно показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем:

— демократические

— командно-административные

— теократические

— переходные и т.п.

Выделяют следующие функции политической системы:

1. обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2. управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3. мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4. выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5. удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6. интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7. политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он «включается в работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества.

Добавить комментарий