Политическая система структура и функции

Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно – идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Политическая система — это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть.

Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно – правовую и функционально- коммуникативную.

Институциональная подсистема – включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных. К формализованным институтамотносятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованныминститутам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

Нормативно правовую подсистемусоздают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают приделы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно — правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Функционально- коммуникативная подсистемапредставляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политическая система многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

· институционаональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

· функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

· регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

· коммуникативный – совокупность отношений между субъектами плитической системы по поводу власти;

· идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).

Существует ряд функций, которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом.

— согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

— определение общих целей, задач и путей развития общества;

— разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

— распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

— политическая социализация граждан: подготовка и включения индивидов в систему сложившихся политических отношений;

— контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Для определения типа политической системы существуют различные основания:

— в зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические

— в зависимости от типа государствующей в обществе идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

— формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно- экономических формаций: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические.

— цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизации: традиционная ( доиндустриальная ) индустриальная, постиндустриальная (информационная ).

— по степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне – на открытыеи закрытые.

— по характеру взаимоотношений между центром и местами –на децентрализованныеи централизованные.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 33

Всякий социальный процесс, протекает, как правило, в рамках определенных социальных институтов, отно­шений и норм. Мы уже указывали, что политическая жизнь общества также осуществляется с помощью особого социального механизма. В политической науке совокупность государственных и негосударственных общественных ин­ститутов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения, называется полити­ческой системой общества.

Первым аналогом понятия «политическая система общества» было древнегреческое слово полития (politeia). Вначале оно оз­начало принадлежность к полису, т. е. гражданство и связанное с ним участие в политике через единство прав и обязанностей. За­тем оно получило также значение политического устройства. Так, Аристотель называет политией известную организацию оби­тателей или граждан полиса . В качестве важнейших элементов организации полисного сообщества он рассмат­ривает суд и народное собрание. Гражданами же считает тех, кто имеет право и одновременно обязанность участвовать в деятель­ности этих политических институтов. Указанное значение слова «полития» и составляет исконный, корневой смысл современного понятия «политическая система общества».

Разумеется, любое современное общество имеет гораздо бо­лее сложную систему социальных институтов и норм, посредст­вом которых осуществляются политико-властные отношения. Понятно, что познание этого механизма имеет чрезвычайно важ­ное теоретическое и практическое значение. Соответственно и проблема политической системы общества, включающая вопросы ее структуры, сущности, функций, типологии и дру­гие, является одной из центральных проблем курса политоло­гии.

Множеством субъектов и сложностью по­литических отношений обусловливается и многообразие социальных институтов, политических и правовых норм, посред­ством которых эти отношения осуществляются. Политическая
система выглядит как определенное множество взаимосвязанных и образующих устойчивую целостность элементов. Здесь зако­номерно встает вопрос, каковы признаки таких компонентов и каковы границы этого множества? — В соответствии с приведенным выше определением в качест­ве ведущего, основного признака того или иного компонента по­литической системы выступает отношение социального институ­та или социальной нормы к политической власти. Именно те со­циальные институты (организации, учреждения) и социальные нормы, которые так или иначе связаны с осуществлением поли­тической власти, и выступают в качестве важнейших компонен­тов политической системы. В современном обществе такими ин­ститутами прежде всего являются государство, полити­ческие партии, а также общественные организа­ции и движения. Осуществление политической власти, борьба за власть или стремление повлиять на нее являются если не основным, то во всяком случае важнейшим содержанием их деятельности.

Ограничивается ли данными компонентами политическая система общества? В отечественной литературе прослежи­вается два подхода к определению ее границ. Согласно первому подходу компонентами собственно политической системы общества являются указанные выше институты. Данный подход, например, реализуется автора­ми такого источника, как философский энциклопедический словарь . Для сторонников другого подхода характерно стремление включить в число компонентов по­литической системы, с одной стороны, политические отно­шения как таковые и все их субъекты, в том числе первичные — классы, нации, социальные группы и лич­ности, а с другой, — не только политические и правовые нормы, но и политическое сознание.

Ряд современных зарубежных авторов также дает тер­мину «политическая система» более широкое толкование. Политическая система понимается ими как иерархичное отношение между элитами и массами, в котором элиты
выступают как господствующая, а массы — как подчиненная группа. При таком подходе под данное понятие подводится почти любое общественное отношение, в котором имеет место оказание политического влияния или принятие ав­торитетно-властных решений. Так, в качестве компонентов политической системы ими рассматриваются все граждане, социальные группы и общности, политическая элита, по­литическая власть, конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные нормы и социально-политические ценности, а также тер­ритория страны.

Разумеется, общая теория систем не запрещает такого подхода к рассмотрению политической системы общества. Напротив, каждый из компонентов любой системы, в свою очередь, также может быть рассмотрен как система, состо­ящая из ряда элементов. Например, население, территория и власть, являющиеся основными элементами такого по­литического института, как государство, вполне могут рассматриваться в качестве отдельных компонентов системы более общего порядка — политической системы общества. Но в таком случае неясно, следует ли рассматривать их в качестве особых элементов политической системы наряду с государством, так как та же теория систем предполагает анализ более или менее определенных, не повторяющихся компонентов, образующих целостность. Так что вопрос о границах политической системы, о реальном составе ее компонентов, видимо, еще долго будет оставаться открытым.

Мы связываем политическую систему прежде всего с теми субъектами политических отношений, которые носят институциональный характер. И саму политическую сис­тему мы рассматриваем как институциональный механизм политики, различные элементы которого организуют и нор­мативно закрепляют отдельные виды политических отно­шений. В этом мы усматриваем специфику данного понятия, которая и дает ему право на существование. При этом мы исходим из того, что властные отношения в современном обществе реализуются, главным образом, через политиче­ские институты. Первой исторической формой таких инс­титутов является государство. В последующем возникли политические партии, которые также имеют институцио­нальный характер. Подобными признаками обладают и те общественные организации и движения, хотя бы один из аспектов деятельности которых связан с политико-власт­ными отношениями. Институциональной основой всех их являются первичные субъекты политики.

Разумеется, политическая жизнь общества не ограничи­вается деятельностью политических институциональных структур, она включает в себя всю совокупность отношений, складывающихся между социальными субъектами по поводу завоевания и использования политической власти. Эти от­ношения реализуются не только посредством политических институтов, но и путем неинституциональных форм взаи­модействия первичных субъектов политики. Однако при этом всегда открытым остается вопрос о правомерности таких форм политического взаимодействия, их соотношении с полномочиями политических институтов. Только на основе институционализации политических отношений, четкого опре­деления функций и полномочий различных организацион­ных форм политического взаимодействия можно всерьез говорить о содержательной упорядоченности политической жизни и, следовательно, о политической системе общества как таковой, а также о ее легитимности.

Поэтому, с нашей точки зрения, рассмотрение населения, классов, социальных групп или территории страны, наряду с политическими институтами, в качестве основных ком­понентов политической системы общества ведет к утрате специфики самого этого понятия, к размыванию границы между обозначаемыми им политическими явлениями и их средой. Нам представляется, что для отражения связи, ко­торая существует между социально-классовой структурой общества и системой политических отношений, больше под­ходит понятие «общественно-политический строй», кото­рое широко употребляется в отечественной политической лексике. Оно как раз и указывает на целостность, которую составляют социальные группы, общественные отношения и политические институты данного общества.

Что касается политического сознания, то мы рассмат­риваем его как имманентное свойство субъектов политиче­ских отношений. Как таковое оно присуще не только институциональным компонентам политического процесса, но и всем субъектам политики и, следовательно, может рассматриваться как составной элемент политических от­ношений в их самом широком смысле. Однако складыва­ющиеся между субъектами политики отношения или, точнее говоря, регулирующие эти отношения политические и пра­вовые нормы, разумеется, могут рассматриваться в качестве компонентов собственно политической системы. Именно с таких позиций мы будем подходить к анализу их роли в политической жизни общества в целом и в функциониро­вании его политической системы в частности.

Таким образом, в более развернутом виде политическую | систему общества можно определить как комплекс соответ­ствующих институтов (государство, партии, общественные объединения), складывающихся между субъектами полити­ки отношений и регулирующих эти отношения политиче­ских и правовых норм. Данный подход к пониманию политической системы характерен и для ряда зарубежных авторов, в числе которых американский политолог Майкл Паренти. Под политической системой он подразумевает различные органы государственной власти, а также по­литические партии, законодательство, лица и группировки представителей частных интересов, которые воздействуют на государственную власть .

Это понятие также встречается в ли­тературе наряду с понятием полити­ческой системы общества. Авторы философского энциклопедического словаря не усматривают между ними никакого различия. Однако авторы других источников все же на определенные различия указывают, причем различия двоякого рода.

Так, одни считают, что понятием «политическая орга­низация общества» констатируется тот факт, что данное общество организовано политически и что, следовательно, общество может быть устроено и не политически. Другие же исходят из того, что политическая организация обще­ства — это система государственных и общественных ор­ганизаций господствующего класса (классов), осуществляющих руководство и управление развитием со­циальной жизни общества в интересах этого класса (клас­сов) . Как видно, сторонники последней точки зрения в рассматриваемое понятие не включают институты, создаваемые подчиненными социальными груп­пами с целью борьбы за реализацию своих политических интересов.

Таким образом, имеются определенные основания для различных суждений относительно соотношения между рассматриваемыми понятиями. Однако во всех случаях содержание понятия «политическая система общества» шире понятия «политическая организация общества». Оно, как и второе, относится именно к политически органи­зованному сообществу людей и, кроме того, включает в себя все многообразие существующих в таком сообществе политических институтов и норм. Видимо, в познаватель­ном отношении не являются бессмысленными попытки вычленить среди них политические институты господст­вующих и подчиненных социальных групп. Но все же в современных плюралистических системах политико-власт­ных отношений все их компоненты взаимосвязаны и пред­ставляют определенное единство, целостность. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее адекватно суть рассмат­риваемого явления выражается понятием «политическая система общества».

После выявления состава политиче­ской системы общества следующим аналитическим действием является рассмотрение ее структуры, т.е. ее внутренней организации, способа взаимосвязи и взаимо­действия образующих ее компонентов.

Стержневым элементом политической системы общества, ее ядром является государство. Мы уже рассматривали роль государства как инструмента политических отношений. Здесь мы должны отметить те его свойства, которые придают ему статус основного компонента политической системы. Таких черт несколько. Среди них важнейшими являются следующие две.

Во-первых, это право государства на применение физи­ческого принуждения, для чего оно имеет в своем распо­ряжении специальные органы. Мы уже отмечали, что насилие отнюдь не является нормальным и единственным средством государства, но именно только государство обла­дает монополией легитимного насилия. Только государство обладает всеми публично-властными прерогативами, кото­рые оно не делит ни с какими иными существующими в обществе учреждениями, корпорациями, союзами.

Во-вторых, всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его велений для всех членов об­щества. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев. Эта черта государства обуслов­лена самим фактом существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно государство, являясь официальным представителем всех категорий граждан, осуществляет выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В>силу, по крайней мере, этих двух причин государство является непосредственным институтом политической вла­сти, главным инструментом реализации интересов и воли экономически доминирующих социальных сил и, следова­тельно, основным компонентом политической системы об­щества.

Политические партии не являются непосредственными органами власти. Они выступают как самодея­тельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Од­нако, вне всякого сомнения, основным назначением полити­ческой партии являются достижение политической власти, борьба за овладение органами государства с тем, чтобы реа­лизовать представляемые партией интересы социальных сло­ев. Характерным для деятельности партий является их стрем­ление объединить различные социальные группы вокруг сво­их идеалов и программ, привлечь на свою сторону широкие слои граждан. Став правящей, политическая партия проводит свою политическую линию также не непосредственно, а через органы государства. Она участвует в разработке политическо­го курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.

Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям. И те и другие являются добровольными объединениями граж­дан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, про­фессиональные, молодежные, ветеранские, предприниматель­ские союзы и иные общества и ассоциации. В сущности, об­щественной организацией является также церковь. Политиче­ская роль каждого из этих объединений выражается в оказа­нии влияния на ход избирательных кампаний, а также давле­ния на органы государства. Некоторые из общественных объ­единений имеют тенденцию превращаться в политические партии, как это произошло, например, с народными фронтами в странах бывшего СССР.

Политические и правовые нормы вы­полняют роль регулятивного элемента политической сис­темы, они призваны упорядочивать отношения между раз­личными субъектами политики — как первичными, так и вторичными. Политическая норма — это образец, пра­вило, принцип деятельности, признанный субъектом по­литики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформаль­ные, устные и письменные, явные и латентные, универ­сального и частного характера. Принятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются од­новременно и правовыми нормами. Совокупностью полити­ческих и правовых норм, выработанных данным обществом, обеспечивается определенная последовательность, согласо­ванность и предсказуемость в действиях субъектов полити­ки. Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.

Политическая система, будучи компонентом или подсистемой более общей системы общества социальной системы, каковой высту­пает общество, выполняет по отноше­нию к нему и другим его подсистемам определенные функции. Поэтому анализ политической системы общества должен быть дополнен выяснением ее функционального назначения.

Надо отметить, что среди политологов существует зна­чительный разброс мнений в понимании функций полити­ческой системы. Видимо, это является отражением того факта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки. Автор, например, разделяет подход, согласно которому в качестве основных функций политической системы призна­ются следующие: властно-интеграционная, целеполагающая, организаторская и регулятивная .

Властно-интеграционная функ­ция политической системы находит свое выражение в интеграции, объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры на базе ценностей и идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы.

Целеполагающая функция политической системы состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества.

Организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его господствующие социально-политические силы.

Регулятивная функция состоит, прежде всего, в легитимации политики, т. е. в обеспечении обще­ственного признания политики и власти, объяснении и оправдании политических решений, деятельности полити­ческих институтов, их изменения и обновления. Эта фун­кция находит свое выражение также в обеспечении политического участия граждан без принуждения или в оправдании использования силы и всех других средств, которыми располагает власть.

В качестве определенного итога предыдущего анализа политической системы общества теперь мы можем указать на ее внутреннее, глубинное содержание, которое составляет ее сущность. Во всякой политической системе концентрируются интересы классов и других социальных групп. Само существование этой сис­темы обусловлено социальными причинами и прежде всего необходимостью защиты и реализации коренных социаль­ных интересов. Таким образом, любая политическая система в целом и любой из входящих в нее элементов имеют социальное содержание, являются отражением определен­ных социальных интересов. В этом ее сущность.

Уяснение того, какие социальные интересы и цели от­ражают тот или иной политический институт, то или иное явление политической жизни, составляет важнейшую ис­следовательскую, познавательную и политическую задачу.

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Структура политической системы

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и СМИ, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Т. Алмондом и Дж. Пауэллом (рис. 8.3). Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов (миф об «американской мечте»), идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них: 1) отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации; 2) ориентация на личный успех, дающая уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Рис. 8.3. Функции политической системы

Жизнеспособность системы обеспечивается се способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

— части составляют единое целое;

— система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки — плод современного этапа политического знания. Термин «политическая система» встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие «политическая система» разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа — определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная — способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы — несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы — политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Признаки гражданского общества

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитая демократия;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· самоуправление;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

· легитимность.

Функции гражданского общества

· законность обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым

· способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· функция социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· коммуникационнуя функция.Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах

· стабилизирующая функция создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

Политическая система: понятие, структура и функции

Выполнил студент 2-го курса

12-й группы дневного отделения

Путятин Д. Г.

Воронеж

Понятие политической системы………………………………………………………………………..3

Структура политической системы……………………………………………………………………..7

Функции политической системы…………………………………………………………………. …..10

Литература……………………………………………………………………………………………………….15

«Ассоциация может быть названа политической постольку, поскольку принудительное введение ее порядка осуществляется постоянно на данной территории путем применения или угрозы применения физической силы со стороны административного аппарата».

Макс Вебер.

Понятие политической системы

Понятие «политической системы» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной, и функциональной сторонах политики.

Прежде чем раскрыть понятие политической системы необходимо кратко остановиться на интерпретации понятия система и определить его смысл применительно к социально – политическим явлениям.

Понятие системы очень широко и общо. В очень широком значении его можно определить как «взаимозависимых элементов, т. е. они так связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменяться остальные тоже и, следовательно, изменится вся совокупность», писал Людвиг фон Берталанфи. Таким образом, уточнение понятия имеет огромное значение.

Система (гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство.

Из отечественных ученых следует отметить А.А. Богданова (Малиновского), работы которого посвящены общей организационной теории. Его труд «Тектология» (1912 г.), в некотором роде эскиз общей теории систем, представляет значительный интерес и в настоящее время, а некоторые идеи Богданова были развиты кибернетикой. В теорию систем внесли свой вклад А.А. Гастев, П.К. Керженцев, О.А. Ерманский, А.И. Берг, В.М. Глушков.

Таким образом, в разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой области следует отметить плодотворные попытки В.Г. Афанасьева, А.К. Белых, Ф.М. Бурлацкого и др.

Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который определял политическую систему как подсистему общества, назначение которой, определении коллективных целей, мобилизации ресурсов, принятии решений. Но это было только начало. Основателем же теории политических систем считается американский политолог Д. Истон.

Нередко и у нас, и на Западе имеет место фактическое отождествление понятий «политическая система» и «системный подход» в политике. Такое смешение не чуждо таким известным политологам Запада, как Д. Истон, К. Дойч, М. Дюверже и др. Однако не составляет труда доказать, что системный подход является одним из методологических направлений в политологических исследованиях и его никак нельзя путать с политической системой. Это разноплановые категории, которые нельзя смешивать без существенных издержек с точки зрения качества и достоверности результатов исследования.

Большинство западных политологов под политической системой понимают совокупность политических взаимосвязей и отношений, существующих в каждом политическом сообществе. Одно из них принадлежит Д. Истону, по мнению которого «можно идентифицировать политические взаимодействия (интеракции) в обществе как его политическую систему, нежели как правительство, государство, власть или комплекс процессов принятия решений». Как считает Истон, «мы можем охарактеризовать политическую систему как поведение или комплекс взаимодействий, с помощью которых достигается и осуществляется для общества властное размещение ресурсов (или обязывающие решения)». При таком подходе под данное понятие подводится почти любое общественное отношение, в котором имеет место оказание политического влияния или принятие авторитетно властных решений. Политическая система предполагает наличие не только системы отношений, но и в первую очередь структур институциональной инфраструктуры, на основе которых могут развертываться эти отношения. Как подчеркивал Т. Парсонс, структура составляет «анатомию» социальной системы, а функции — ее «физиологию». Этот постулат в не меньшей мере верен и применительно к политической системе.

Справедливости ради следует отметить, что в принципе сторонники системного анализа, например Г. Олмонд, признают необходимость выделения при анализе политической системы структур, выполняющих политические функции. Но при этом, определяя политическую систему как «набор взаимодействующих ролей, или ролевую структуру», Олмонд понимал под структурой «стандартизацию взаимодействий». Исходя из этого, определял уже саму политическую систему как «стандартизованное взаимодействие ролей, влияющих на решения, подкрепленные угрозой физического принуждения». Очевидно, что при таком подходе вопрос об институциональной структуре, «анатомии» политической системы как бы теряет актуальность.

Г. Алмонд предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию решений к принятию политических решений в сфере государственных отношений.

С точки зрения Уорда и Макридиса, политической системой является механизм выявления, постановки проблем, выработки и принятия решений в сфере государственных отношений.

Ряд политологов предполагают, что политическую систему необходимо связывать, прежде всего, с теми субъектами политических отношений, которые носят институциональный характер. И саму политическую систему необходимо рассматривать как институциональный механизм политики, различные элементы которого организуют и нормативно закрепляют отдельные виды политических отношений. В этом усматривается специфика данного понятия, которая и дает ему право на существование. При этом нужно исходить из того, что властные отношения в современном обществе реализуются, главным образом, через политические институты. Мельник

Первой исторической формой таких институтов является государство. В последующем возникли политические партии, которые также имеют институциональный характер. Подобными признаками обладают и те общественные организации и движения, хотя бы один из аспектов деятельности которых связан с политико-властными отношениями. Институциональной основой всех их являются первичные субъекты политики.

Разумеется, политическая жизнь общества не ограничивается деятельность политических институциональных структур, она включает в себя всю совокупность отношений, складывающихся между социальными субъектами по поводу завоевания и использования политической власти.

Таким образом, по их мнению, политическую систему общества можно определить как комплекс соответствующих институтов (государство, партии, общественные объединения), складывающихся между субъектами политики отношений и регулирующих эти отношения политических и правовых норм. Данный подход к пониманию политической системы характерен и для ряда зарубежных авторов, в числе которых американский политолог Майкл Паренти. Под политической системой он подразумевает различные органы государственной власти, а также политические партии, законодательство, лица и группировки представителей частных интересов, которые воздействуют на государственную власть.

Структура политической системы

Среди политологов не наблюдается единства мнений относительно структуры политической системы.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).

Соловьев А.И. в качестве основополагающих структурных компонентов политической системы выделяет следующие:

— институциональный, раскрывающий наиболее характерные для данного общества способы артикуляции и агрегирования социальных интересов; тип формирования политических ассоциаций, партий, групп интересов; набор институтов, структур и организаций, участвующих в конкурентной борьбе за власть; особенности электоральной системы, государственного строя и т.д.;

— нормативный, характеризующий устоявшийся в обществе тип принятия решений; господствующие методы политического принуждения; формы государственного контроля за принятыми решениями; технологии контроля общественности за властью; особенности конституционной и судебной систем; принципы и нормы политической этики и т.д.;

— информационный, демонстрирующий принятый в обществе тип культурного языка; традиции, обычаи, символы, ритуалы, используемые для обеспечения политического процесса; особенности политической семантики, форм межличностного и межгруппового общения и т.д.

Существует и другая структура политической системы общества предложенная Мельником В.А. Он включает в структуру политической системы следующие элементы: государство, политические партии, общественные организации и движения, политические и правовые нормы.

Мельник В.А выделяет несколько свойств государства, которые придают ему статус основного компонента политической системы: во-первых, это право государства на применение физического принуждения, для чего оно имеет в своем распоряжении специальные органы; во-вторых, всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его велений для всех членов общества.

Политические партии не являются непосредственно органами власти. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Однако, вне всякого сомнения, основным назначением политической партии является достижение политической власти, борьба за овладением органами государства с тем, чтобы реализовать представляемые партией интересы социальных слоев. Партия учувствуют в разработке политического курса страны и его осуществления, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование представительных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.

Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям. И те и другие являются добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, профессиональные, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы и иные общества и ассоциации. В сущности, общественной организацией является также церковь. Политическая роль каждой из этих объединений выражается в оказании влияния на ход избирательных компаний, а также давления на политические партии и органы государства. Некоторые из общественных объединений имеют тенденцию превращаться в политические партии, как это произошло, например, с народными фронтами в странах бывшего СССР.

Политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы, они призваны упорядочивать отношения между различными субъектами политики – как первичными, так и вторичными. Политическая норма – это образец, привило, принцип деятельности, признанный субъектом политики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформальные, устные и письменные, явные и латентные, универсального и частного характера. Принятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются одновременно и правовыми нормами. Совокупностью политических и правовых норм, выработанных данным обществом, обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики. Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.

Функции политической системы

Надо отметить, что среди политологов существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Видно, это является отражением того факта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки.

Одна из важных характеристик политической системы – это рассмотрение ее в качестве системы управления, призванной гибко адаптироваться к меняющимся условиям общественного развития. Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения ее функций с помощью тех или иных методов и средств, отражающих конкретно-историческую обстановку.

Функции политической системы определяют ее структуру, институты и процесс действия. В научных исследованиях функции, однако, выделяются очень редко. Возможно, это происходит потому. Что раскрытие природы политической системы, призванной воплощать власть класса, народа и достигать удовлетворения классовых, общественных интересов, признается достаточным для выражения направленности ее деятельности. Но этого мало, поскольку при таком подходе не выявляется в полной мере содержательность действия системы в целом. Ведь функционально-целевое единство служит одной из ее определяющих характеристик.

Определение функций политической системы не простое дело, поскольку нельзя механически переносить функции составных частей на функции в целом, ведь первым присущ собственный набор функций.

В связи с изучением функциональных аспектов развития политической системы требуется уточнить само понятие «функции». Оно обычно используется в трех смыслах: как определение задачи, как деятельность и как результат или вклад. Адекватным определением понятия «функция» является характеристика его как свойства субстанции, находящей свое проявление в определенном роде деятельности.

Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции: система должна соответствовать своей «модели», особенно в аспекте управления и короля над обществом; она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами; она должна интегрировать свои функции и задачи, т.е. определять отношения между составляющими ее элементами; система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие меры, ориентировать на них население.

В связи с этим, по мнению Краснова Б.И, основными функциями политической системы как единого целого являются следующие:

-определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными и конечными (по времени осуществления); экономическими, социальными, политическими, идеологическими (по содержанию). Бесцельная политика – это кризис развития общества;

-мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуществление его целей и задач;

-укрепление единства общества;

-распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

-урегулирование конфликтов. Любая политическая инстанция, обладающая монополией на законное принуждение, порождена необходимостью справляться с конфликтами.

Говоря о функциях политической системы, мы собственно, ведем речь о «работе» политической системы, ее функционировании.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения. Лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов, идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них – отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации или ориентация на личный успех, дающей уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществлять с помощью политической рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Литература

Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. — №5. – С. 67 – 80

Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. №5. С. 83.

Жан-Мари Денкэн «Политическая наука» Издательство МН ЭПУ Москва 1993

Основы теории политической системы. – М., 1985. – 248 С.

Соловьев А.И Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб для ВУЗОВ. – М.: Аспект Пресс, 2001.–559 С.

Г.А. Белов «Политология». Учеб. Пособие. – М.: ЧеРо, 1996

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 432 с.

Мельник В.А. Политология: Учебник. – Минск, 1996. – 479 с.

К.С. Гаджиев Политическая наука Пособие для преподавателей, аспирантов, и студентов гуманитарных факультетов. Москва 1994 г.

См.: Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. — №5. – С. 67 – 80

См.: Жан-Мари Денкэн «Политическая наука» Издательство МН ЭПУ Москва 1993

См.: Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. — №5. – С. 67 – 80

См.: К.С. Гаджиев Политическая наука Пособие для преподавателей, аспирантов, и студентов гуманитарных факультетов. Москва 1994 г.

См.: Г.А. Белов «Политология». Учеб. Пособие. – М.: ЧеРо, 1996

См. напр.: Мельник В.А. Политология: Учебник. – Минск, 1996. – 479 с.

См.: Соловьев А.И Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб для ВУЗОВ. – М.: Аспект Пресс, 2001.–559 С.

См.: Мельник В.А. Политология: Учебник. – Минск, 1996. – 479 с.

См.: Основы теории политической системы. – М., 1985. – 248 С.

См.: Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. — №5. – С. 67 – 80

См.: Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 432 с.

Добавить комментарий