Политическая система тгп

Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, структуру и функции политической системы общества, охарактеризовать роль государства и права в политической системе общества, выделить субъекты политической системы. Политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения и связывает все субъекты политики в единое целое.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует полити­ческая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодейст­вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Кате­гория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе ис­пользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

1) субъекты политической организации общества, к которым относятся — госу­дарство, политические партии, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе­мы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие по­литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элемен­ты в единую политическую систему, является категория «политичес­кая власть».

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв­ляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической систе­мы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль­ной группы или для большинства членов данного общества (полити­ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи­ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста­новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада­чи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра­жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаи­модействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни­мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и «включение» его в работу конкрет­ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз­водство политической системы путем обучения все новых членов об­щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен­ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

Основная литература:

Конституция РФ. М, 1993.

Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. — М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. — М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. — М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник — М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. — СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова — М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Дополнительная литература:

Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1998.

Вебер М. Избранные произведения. — М.1990.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право.1994. №7.

Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом

Определение 1

Политические системы общества – это системы связанных и взаимодействующих объединений людей.

В их основу заложены разнообразные формы собственности, подразделяющиеся по интересам и воле социальных классов, слоёв, групп, наций, реализующие политическую власть либо борющиеся за её выполнение в рамках закона посредством государственного управления.

Структура политической системы

Определение 2

Политическая система включает следующие компоненты:

  1. Группу политических объединений (государство, партии, общественные организации и течения).
  2. Политические взаимоотношения, образующиеся между структурными звеньями системы.
  3. Политические обычаи и нормы, организующие политическую жизнь государства.
  4. Политическое сознание, в котором отражается идеология и психология общества.
  5. Политическая деятельность, включающая действия и решения конкретных представителей партий, членов политобъединений.

Можно сказать, что все 5 компонентов – это характеристика политической системы.

При определении политсистемы важное значение имеет человеческий фактор. Люди – материальные и одухотворённые существа, наделённые разумом. Они как раз и творят политику, порождают политические идеи, создают политические нормы и традиции, устанавливают отношения и т.д. Однако конкретные индивиды сами по себе не выступают в качестве структурных элементов политсистемы. Человек рождается социально-биологическим, но не политическим существом. В данном понимании он является тем «сырьем”, из которого в определенных условиях возникают элементы и система в целостности.

Исходя из материалистического понимания истории, можно сделать заключение.

Вывод 1

В реальной жизни «политическое” требует закономерного организационного оформления. В своём развитии политическое становится реальностью, осязаемой лишь в специфических материализованных формах, организациях, институтах (государство, течения, политические партии). Индивид может быть гражданином, депутатом, членом партии или общественной организации.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Политическая власть

Выступает сущностным фактором и реализуется через несколько уровней:

  • Власть конкретных политобъединений (партий, общественных и политических организаций и течений). Реализуется посредством организационных руководящих структур. Это институциональный уровень, наиболее зримый и реальный.
  • Следующий уровень – коалиционный, отражает властные устремления либо несколько социально-однородных политорганизаций, либо блок политорганизаций, либо блок партий и объединений с интересами разных социальных общественностей. Здесь власть выполняется посредством временных или постоянных органов наподобие «круглого стола”, совета парламентских фракций.
  • Общеполитический уровень, на котором сосредотачиваются результаты политического консенсуса, достигаемого в соперничестве и сотрудничестве разнообразных политических сил. При отражении данных результатов в правовых актах политвласть совпадает с государственной и реализуется государством. В остальных ситуациях она осуществляется посредством политических органов, обычно обладающих равномерным характером (конференции народного согласия, отечественные фронты и т.д.).

Понятие и структура политической системы предполагает использование следующих критериев (зависимо от сферы жизнедеятельности общества):

  • Политические (реальность общественного самоуправления, классовое разделение политвласти).
  • Правовые (демократические права и свободы граждан, гарантии, легитимность политвласти, уровень правопорядка и законности).
  • Социально-экономические (форма и типы собственности на орудия и средства производства, характер осуществления труда, ключевые принципы ведения хозяйства).
  • Социально-структурные (наличие/отсутствие определённых классов, слоёв).
  • Социально-культурные (степень образованности общества, реальность совокупного развития личности).

Вывод 2

Политическая структурность реального общества обусловлена многообразием определенных критериев. А политические события в целом складываются в систему, характеризующуюся постоянным движением комплексного и диалектического назначения.

Классификации политической системы общества

Любая политическая система «живет”, функционирует во времени и пространстве, поскольку является одной из главных форм движения социально-классовой материи. Классификация проводится по разным основаниям.

В зависимости от политического режима политическая система может быть демократической или тоталитарной.

В соответствии с марксистской теорией по основанию общественно-экономической формации, политсистемы бывают рабовладельческими, феодальными, буржуазными, и социалистическими.

Согласно географическому и территориальному фактору можно выделить европейские, азиатские, североамериканские и прочие региональные системы. По национальным, религиозным, языковым, общим и особенным чертам предопределяется принадлежность к арабским, индуистским, мусульманским и прочим политсистемам.

Внутри системы конкретной общественности в виде специфических политических образований выступают также и её структурные звенья: государство, политпартии, общественные группы и объединения.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 9

Основные субъекты политической системы общества.

1. Государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти).

2. Политические партии.

3. Общественные объединения (профсоюзы и др.),

4. Местное самоуправление

5. Гражданин как первичный элемент политической системы общества.

Политические партии(«партия» от англ. — часть) – это организованные группы единомышленников, представляющие интересы части населения и ставящие целью завоевание политической власти либо участие в ней.

В настоящее время по числу партий можно выделить:

— беспартийные системы (Иран, Ливия),

-однопартийные системы (Куба, Северная Корея),

-квазимногопартийные системы (Казахстан, Узбекистан и др.),

— двухпартийные системы (США, Великобритания),

— беспорядочная многопартийная система (при более 5 сильных партиях (Италия и др.)).

В России политические партии действуют на основание ФЗ от 11 ноября 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях».

Признаки политической партии:

ü имеет формальное членство (партийные билеты, вступают и исключаются из партии и др.) и разветвленную внутреннюю структуру (местные отделения, центральные органы, высший лидер, бюрократический аппарат и др.)

ü имеют идеологию или выраженную политическую ориентацию, зафиксированную в программе и уставе партии.

ü стремление к завоеванию политической власти или участию в политике (например, посредством участия в выборах).

ü наличие относительно массовой базы из числа членов или сторонников.

Типы политических партий:

1. по социальной опоре (рабочие, крестьянские, буржуазные, общенародные);

2. по направленности идеологии (реакционные, консервативные, реформистские, революционные; левые, правые, центристские, националистические, либеральные и др.);

3. по принципу организации (массовые и кадровые);

4. по месту в политической системе общества (легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, партии-лидеры, партии-аутсайдеры).

5. по идейной основе (доктринальные (последовательно опирающиеся на идеологию, в том числе религиозную), прагматические (действующие по обстоятельствам), харизматические (формируемые вокруг вождя)).

Общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческие (не для получения прибыли) формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей, указанных в их уставах. Действуют на основание ФЗ от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Организационно-правовые формы общественных объединений (ст.7 ФЗ «Об общественных объединениях».).

a) общественные организации, основанные на формальном членстве (например, профсоюз, творческий союз (союз писателей) и др.), созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения их уставных целей;

b) общественные движения (объединяющие в своем составе участников, как и все последующие общественные объединения, например, «Грин пис» (зеленые)), преследующие общественно полезные цели, поддержанные их участниками;

c) общественные фонды (например, фонд М.Л. Растроповича для поддержки музыкально одаренных детей, фонд Мира и др.), формирующие имущество на основе добровольных взносов и иных законных поступлений для его использования на общественно полезные цели;

d) общественные учреждения для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям (общественная приемная по правовым вопросам и др.);

e) органы общественной самодеятельности для совместного решения конкретных социальных проблем по месту жительства, работы или учебы, реализации общественной потребности группы граждан (домовой комитет, комитет защиты зеленых насаждений и др.).

Во многих государствах религиозные организации оказывают существенное влияние на политическую систему общества (прежде всего, где население исповедует ислам, а также в Польше и ряде других католических стран) и даже доминируют в ней (Иран, Афганистан при талибах). В большинстве развитых стран церковьотделена от государства. В ст.14 Конституции РФ закреплен светский характер Российского государства, а также свобода совести (ст.28) и запрет разжигания религиозной розни (ст.29).

Местное самоуправление – это самоорганизация населения местных (муниципальных) образований для решения важных в местных масштабах вопросов. Это проявление народовластия, прямой демократии (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан). Местное самоуправление отделено от государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Виды органов местного самоуправления:

a) Выборные представительные органы (например, городская дума).

b) Выборные должностные лица (мэры, глава администраций районов).

c) Органы территориального общественного управления (уличные комитеты).

Граждане. Гражданство – это устойчивая правовая связь между человеком и государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях.

При этом надо разделять следующие понятия: человек (биологический индивид), личность (человек в системе социальных связей, социологизированный биологический индивид), гражданин (политическая связь индивида с государством).

Добавить комментарий