Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, структуру и функции политической системы общества, охарактеризовать роль государства и права в политической системе общества, выделить субъекты политической системы. Политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения и связывает все субъекты политики в единое целое.
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
Структуру политической системы составляют следующие компоненты:
1) субъекты политической организации общества, к которым относятся — государство, политические партии, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Выделяют следующие функции политической системы:
1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и «включение» его в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);
8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).
Основная литература:
Конституция РФ. М, 1993.
Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.1991.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. — М.: Омега-Л, 2005.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. — М.: Юристъ, 2004.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.
Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. — М.: Юрайт, 2005.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник — М.: ПБОЮЛ, 2001.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2004.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. — СПб., Юридический центр пресс, 2005.
Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова — М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Дополнительная литература:
Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1998.
Вебер М. Избранные произведения. — М.1990.
Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право.1994. №7.
Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом
Определение 1
Политические системы общества – это системы связанных и взаимодействующих объединений людей.
В их основу заложены разнообразные формы собственности, подразделяющиеся по интересам и воле социальных классов, слоёв, групп, наций, реализующие политическую власть либо борющиеся за её выполнение в рамках закона посредством государственного управления.
Структура политической системы
Определение 2
Политическая система включает следующие компоненты:
- Группу политических объединений (государство, партии, общественные организации и течения).
- Политические взаимоотношения, образующиеся между структурными звеньями системы.
- Политические обычаи и нормы, организующие политическую жизнь государства.
- Политическое сознание, в котором отражается идеология и психология общества.
- Политическая деятельность, включающая действия и решения конкретных представителей партий, членов политобъединений.
Можно сказать, что все 5 компонентов – это характеристика политической системы.
При определении политсистемы важное значение имеет человеческий фактор. Люди – материальные и одухотворённые существа, наделённые разумом. Они как раз и творят политику, порождают политические идеи, создают политические нормы и традиции, устанавливают отношения и т.д. Однако конкретные индивиды сами по себе не выступают в качестве структурных элементов политсистемы. Человек рождается социально-биологическим, но не политическим существом. В данном понимании он является тем «сырьем”, из которого в определенных условиях возникают элементы и система в целостности.
Исходя из материалистического понимания истории, можно сделать заключение.
Вывод 1
В реальной жизни «политическое” требует закономерного организационного оформления. В своём развитии политическое становится реальностью, осязаемой лишь в специфических материализованных формах, организациях, институтах (государство, течения, политические партии). Индивид может быть гражданином, депутатом, членом партии или общественной организации.
Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание
Политическая власть
Выступает сущностным фактором и реализуется через несколько уровней:
- Власть конкретных политобъединений (партий, общественных и политических организаций и течений). Реализуется посредством организационных руководящих структур. Это институциональный уровень, наиболее зримый и реальный.
- Следующий уровень – коалиционный, отражает властные устремления либо несколько социально-однородных политорганизаций, либо блок политорганизаций, либо блок партий и объединений с интересами разных социальных общественностей. Здесь власть выполняется посредством временных или постоянных органов наподобие «круглого стола”, совета парламентских фракций.
- Общеполитический уровень, на котором сосредотачиваются результаты политического консенсуса, достигаемого в соперничестве и сотрудничестве разнообразных политических сил. При отражении данных результатов в правовых актах политвласть совпадает с государственной и реализуется государством. В остальных ситуациях она осуществляется посредством политических органов, обычно обладающих равномерным характером (конференции народного согласия, отечественные фронты и т.д.).
Понятие и структура политической системы предполагает использование следующих критериев (зависимо от сферы жизнедеятельности общества):
- Политические (реальность общественного самоуправления, классовое разделение политвласти).
- Правовые (демократические права и свободы граждан, гарантии, легитимность политвласти, уровень правопорядка и законности).
- Социально-экономические (форма и типы собственности на орудия и средства производства, характер осуществления труда, ключевые принципы ведения хозяйства).
- Социально-структурные (наличие/отсутствие определённых классов, слоёв).
- Социально-культурные (степень образованности общества, реальность совокупного развития личности).
Вывод 2
Политическая структурность реального общества обусловлена многообразием определенных критериев. А политические события в целом складываются в систему, характеризующуюся постоянным движением комплексного и диалектического назначения.
Классификации политической системы общества
Любая политическая система «живет”, функционирует во времени и пространстве, поскольку является одной из главных форм движения социально-классовой материи. Классификация проводится по разным основаниям.
В зависимости от политического режима политическая система может быть демократической или тоталитарной.
В соответствии с марксистской теорией по основанию общественно-экономической формации, политсистемы бывают рабовладельческими, феодальными, буржуазными, и социалистическими.
Согласно географическому и территориальному фактору можно выделить европейские, азиатские, североамериканские и прочие региональные системы. По национальным, религиозным, языковым, общим и особенным чертам предопределяется принадлежность к арабским, индуистским, мусульманским и прочим политсистемам.
Внутри системы конкретной общественности в виде специфических политических образований выступают также и её структурные звенья: государство, политпартии, общественные группы и объединения.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 9
Основные субъекты политической системы общества.
1. Государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти).
2. Политические партии.
3. Общественные объединения (профсоюзы и др.),
4. Местное самоуправление
5. Гражданин как первичный элемент политической системы общества.
Политические партии(«партия» от англ. — часть) – это организованные группы единомышленников, представляющие интересы части населения и ставящие целью завоевание политической власти либо участие в ней.
В настоящее время по числу партий можно выделить:
— беспартийные системы (Иран, Ливия),
-однопартийные системы (Куба, Северная Корея),
-квазимногопартийные системы (Казахстан, Узбекистан и др.),
— двухпартийные системы (США, Великобритания),
— беспорядочная многопартийная система (при более 5 сильных партиях (Италия и др.)).
В России политические партии действуют на основание ФЗ от 11 ноября 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях».
Признаки политической партии:
ü имеет формальное членство (партийные билеты, вступают и исключаются из партии и др.) и разветвленную внутреннюю структуру (местные отделения, центральные органы, высший лидер, бюрократический аппарат и др.)
ü имеют идеологию или выраженную политическую ориентацию, зафиксированную в программе и уставе партии.
ü стремление к завоеванию политической власти или участию в политике (например, посредством участия в выборах).
ü наличие относительно массовой базы из числа членов или сторонников.
Типы политических партий:
1. по социальной опоре (рабочие, крестьянские, буржуазные, общенародные);
2. по направленности идеологии (реакционные, консервативные, реформистские, революционные; левые, правые, центристские, националистические, либеральные и др.);
3. по принципу организации (массовые и кадровые);
4. по месту в политической системе общества (легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, партии-лидеры, партии-аутсайдеры).
5. по идейной основе (доктринальные (последовательно опирающиеся на идеологию, в том числе религиозную), прагматические (действующие по обстоятельствам), харизматические (формируемые вокруг вождя)).
Общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческие (не для получения прибыли) формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей, указанных в их уставах. Действуют на основание ФЗ от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Организационно-правовые формы общественных объединений (ст.7 ФЗ «Об общественных объединениях».).
a) общественные организации, основанные на формальном членстве (например, профсоюз, творческий союз (союз писателей) и др.), созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения их уставных целей;
b) общественные движения (объединяющие в своем составе участников, как и все последующие общественные объединения, например, «Грин пис» (зеленые)), преследующие общественно полезные цели, поддержанные их участниками;
c) общественные фонды (например, фонд М.Л. Растроповича для поддержки музыкально одаренных детей, фонд Мира и др.), формирующие имущество на основе добровольных взносов и иных законных поступлений для его использования на общественно полезные цели;
d) общественные учреждения для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям (общественная приемная по правовым вопросам и др.);
e) органы общественной самодеятельности для совместного решения конкретных социальных проблем по месту жительства, работы или учебы, реализации общественной потребности группы граждан (домовой комитет, комитет защиты зеленых насаждений и др.).
Во многих государствах религиозные организации оказывают существенное влияние на политическую систему общества (прежде всего, где население исповедует ислам, а также в Польше и ряде других католических стран) и даже доминируют в ней (Иран, Афганистан при талибах). В большинстве развитых стран церковьотделена от государства. В ст.14 Конституции РФ закреплен светский характер Российского государства, а также свобода совести (ст.28) и запрет разжигания религиозной розни (ст.29).
Местное самоуправление – это самоорганизация населения местных (муниципальных) образований для решения важных в местных масштабах вопросов. Это проявление народовластия, прямой демократии (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан). Местное самоуправление отделено от государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).
Виды органов местного самоуправления:
a) Выборные представительные органы (например, городская дума).
b) Выборные должностные лица (мэры, глава администраций районов).
c) Органы территориального общественного управления (уличные комитеты).
Граждане. Гражданство – это устойчивая правовая связь между человеком и государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях.
При этом надо разделять следующие понятия: человек (биологический индивид), личность (человек в системе социальных связей, социологизированный биологический индивид), гражданин (политическая связь индивида с государством).