Политические права и свободы человека

Содержание

Политические права и свободы граждан

Политические права и свободы включают:

    • право на объедине­ние,
    • право на проведение собраний, митингов и демонстраций,
    • право на участие в управлении делами государства,
    • право избирать и быть избран­ным и др.

Особенности политических прав и свобод:

    1. большинство политических прав и свобод принадлежат только гражданам государства;
    2. могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий);
    3. в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

Подробнее

Некоторые авторы, в частности Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин основное отличие политических прав и свобод от личных прав и свобод видят в том, что если личные права и свободы принадлежат каждому человеку, независимо от обладания гражданством РФ, то «политические права и свободы (ст. 30-33 Конституций РФ) связаны с обладанием гражданства государства». Аналогичную точку зрения высказывают Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго.

Однако право на объединения, которое всеми без исключения авторами отнесено к политическому, принадлежит не только гражданам России, но и гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, что прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона «Об общественных объединениях» (1995 г.). Поэтому представляется более правильным положение М.В. Баглая о том; что «в отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства».

Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве, которому не безразлично в чьих руках будет находиться вся полнота власти.

Специфика политических прав и свобод состоит еще и в том, что они могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий).

И, наконец, главное, что характеризует политические права и свободы, — это то, что в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

Право участвовать в управлении делами государства

Субъектом власти народа является народ, выступающий как единое целое, как совокупность граждан. И народ действительно осуществляет свою государственную власть непосредственно (референдум и свободные выборы) и через представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Что же касается участия в управлении делами государства, то субъектом этого участия выступает не народ в целом как ассоциация, как носитель и источник власти, а отдельный гражданин как член сообщества которое именуется народом. Это участие в управлении делами государства также может осуществляться непосредственно (путем реализации субъективного права каждого гражданина участвовать (или не участвовать) в проведении референдума, в выборах депутата, голосовать (или не голосовать) «за» или «против»).

Помимо участия в референдуме и выборах, к непосредственной форме участия в управлении делами государства относятся:

    1. обращения отдельных граждан или их групп с предложениями, заявлениями, жалобами в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностным лицам;
    2. личное участие в митингах, демонстрациях;
    3. работа в государственных органах;
    4. участие в отправлении правосудия в качестве судьи или присяжного заседателя и т.д.

Наряду с непосредственными формами участия в управлении делами государства есть и представительные формы участия отдельных граждан в управлении делами государства, такие, например, как участие через избрание депутатов (которые выступают от имени и по поручению своих избирателей), через органы общественной самодеятельности (уличные, квартальные комитеты, родительские комитеты и т.п.).

Провозглашая равный доступ граждан к государственной службе, Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) и Федеральный закон «Об основах государственной службы в РФ» (1995 г.) не допускают каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, национальности, языка, места жительства, принадлежности к религиозному или общественному объединению при поступлении на государственную службу.

Право на равный доступ граждан РФ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо из указанных признаков. Это право нельзя понимать буквально, то есть так, что любое лицо может занимать любую должность в государственном аппарате. Более того, законы предусматривают целый ряд ограничений при занятии тех или иных должностей в государственных органах.

Основания для отказа в принятии на государственную службу

Основаниями для отказа в принятии на государственную службу могут быть:

  • признание судом недееспособным;
  • лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
  • наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий;
  • наличие близкого родства с государственными служащими при непосредственном подчинении или подконтрольности;
  • по другим основаниям, установленным законом.

Для предотвращения фактов случайного назначения на государственные должности некомпетентных, неквалифицированных людей следует шире использовать не только образовательный ценз, но и такую форму контроля, как сдача экзаменов авторитетной комиссии, способной оценить профессиональные знания и другие способности, необходимые для успешного выполнения служебных полномочий. При этом работу указанных комиссий следует организовывать в открытом режиме, с привлечением независимых экспертов, что позволит исключить предвзятость при проведении экзаменов, и, как следствие, назначение на должности госслужбы «нужных» людей.

Предусмотренное Конституцией РФ право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) означает возможность участия в отправлении правосудия в качестве профессиональных судей, присяжных заседателей, участников судебных процессов. Конечно, Конституция РФ приводит далеко не полный перечень форм участия граждан в управлении делами государства. Здесь широкое поле для инициативы как со стороны государства, так и со стороны граждан. Но очень важно в этом вопросе избежать формализма.

Право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Конституция РФ закрепляет за гражданами РФ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Обращения являются важнейшей формой участия граждан в общественно-политической жизни страны. Будучи одним из способов участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан, с одной стороны, укрепляют связь государственного аппарата с населением, а с другой — способствуют усилению контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Формы обращений в государственные органы и органы местного самоуправления:

    1. предложения;
    2. заявления;
    3. жалобы;
    4. ходатайства.

Предложение — это обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав. Оно направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц (например, предложение в Государственную Думу принять закон о повышении пенсий или предложение, адресованное администрации города, изменить расписание городского транспорта и т.д. и т.п.).

Заявление — обращение по поводу реализации принадлежащего гражданину права (на получение жилья, пенсии и т. п.).

Жалоба — обращение по поводу нарушения принадлежащего гражданину права или законного интереса с требованием о восстановлении нарушенного права (например, жалоба на грубость инспектора ГИБДД, на приговор суда и т.д.).

Ходатайство — обращение с просьбой о предоставлении того или иного статуса (беженца, вынужденного переселенца и т.д.).

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан РФ, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные манифестации

В статье 31 Конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование».

Цель таких действий — коллективное обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки внутренней и внешней политики органов государственной власти, а также других общественно-политических сил или протеста против них, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. Это право тесно связано с реализацией права на свободу слова в специфических формах, которые определены в ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Проведение упомянутых выше публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Часть норм данного закона тем или иным образом ущемляет ряд конституционных прав граждан.

Право на объединение

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ и является одним из важнейших элементов гражданского общества, создающих реальные условия для решения многих общественных проблем без вмешательства государственной власти.

Общественные объединения призваны выражать и отстаивать интересы отдельных групп населения. И в этом смысле государству противостоит множество самостоятельных общественных объединений».

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Порядок реализации гражданами своего конституционного права на объединение регламентирует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Деятельность отдельных видов общественных объединений регулируется специальными законами, например:

    • Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,
    • Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.

Право граждан на объединение включает:

    1. право на добровольной основе создавать общественные объединения;
    2. право вступать (или не вступать) в уже существующее общественное объединение;
    3. право свободного выхода из общественных объединений.

Право на объединения имеют как российские граждане, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Исключение составляют политические общественные объединения (политические партии), право на создание и участие в которых имеют только граждане России.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно — путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Подробнее

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Учредители общественного объединения — физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Гарантируя свободу деятельности общественных объединений, Конституция РФ вместе с тем запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

Однако, такие основания для ограничения, как «подрыв безопасности государства» или «разжигание социальной розни», дают простор для вольных интерпретаций и предоставляют возможность для субъективизма и злоупотреблений со стороны работников госаппарата, от которых зависит реализация законодательства об общественных объединениях, что мы и наблюдаем в последнее время в России. Так, достаточно тому или иному общественному объединению выступить против скопления огромных богатств в руках «олигархов» или иным образом затронуть интересы крупного капитала, лоббирующего законы в Госдуме РФ, чтобы попасть в категорию тех, кто разжигает социальную рознь. Это, в свою очередь, позволяет требовать ликвидации этой партии или общественного объединения, с чем никак нельзя согласиться.

Особенности правового статуса общественных объединений:

    1. это объединения самостоятельные;
    2. это формирования добровольно объединившихся лиц;
    3. это целевые сообщества людей, объединившихся для удовлетворения конкретных потребностей и интересов;
    4. это объединения формальные (т.е. они формально оформлены — имеют устав, определенные цели, задачи и т.д.);
    5. это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников);
    6. объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер (не является незаконной).

Подробнее

Во-первых, общественные объединения — это объединения самостоятельные. Они не являются структурными, функциональными или специализированными ячейками более широких объединений. Правда, общественные объединения могут входить в состав иных негосударственных объединений, но при этом они не утрачивают своей самостоятельности и сохраняют статус юридического лица, широкое внутреннее самоуправление, собственные программы и устав, право на самостоятельное определение направлений своей деятельности. Именно самостоятельность отличает общественные объединения от вспомогательных подразделений, создаваемых при других негосударственных объединениях или органах государственной власти (общественных комитетах, комиссиях и т.п.).

Во-вторых, общественные объединения — это формирования добровольно объединившихся лиц. Члены общественных объединений в любое время могут выйти из них. Общественные объединения не могут создаваться по указанию органов государственной власти или местного самоуправления.

В-третьих, общественные объединения — целевые сообщества людей, т.е. людей, объединившихся для удовлетворения посредством совместной деятельности конкретных потребностей и интересов (научных — Академия естественных наук, творческих -Союз художников, Союз писателей и т.д.). Наличие совместных целей отличает их от других людских сообществ, образуемых стихийно для достижения индивидуальных целей (совокупность зрителей в театре, на стадионе и т.д.).

В-четвертых, общественные объединения — объединения формальные, т.е. они формально оформлены — имеют устав, определенные цели, задачи, имеются отношения власти — подчинения и т.п. Формальная основа деятельности отличает общественные объединения от неформальных союзов: дружеских кругов, поклонников театра, завсегдатаев ресторана и т.п.

В-пятых, общественные объединения — это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников). Равенство участников отличает общественные объединения от таких образований, члены которых изначально выполняют строго заданные роли и не могут свободно ими обмениваться (семья).

В-шестых, общественные объединения — объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер. Данное качество означает, что деятельность общественных объединений не противоречит действующему законодательству, но не более того.

Общественные объединения вовсе не обязаны сверять свою деятельность и отстаиваемые ценности с официальной политической линией государства и господствующими в обществе ценностными установками. Но общественно полезный характер деятельности общественных объединений отличает последние от объединений криминальных, мафиозных.

Для создания общественного объединения не требуется предварительного разрешения какого-либо органа государственной власти или местного самоуправления. Они создаются по инициативе их учредителей. Учредителями общественных объединений могут быть и юридические лица — общественные объединения.

Организационно-правовые формы общественных объединений:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности;
  6. политическая партия.

Особенности каждой из этих форм определены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Подробнее

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается вформирований имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Органами общественной самодеятельности являются уличные, домовые, родительские комитеты и т.п.

Различаются общественные объединения и в зависимости от территории их сферы деятельности:

    1. общероссийские (осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
    2. межрегиональные (осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
    3. региональные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ);
    4. местные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного органа местного самоуправления).

Кроме того, образованное в России общественное объединение признается международным, если в иностранных государствах создается и действует хотя бы одно из его структурных подразделений (организация, отделение, филиал или представительство).

Правовой статус политических партий

Политическая партия — это объединение граждан по их политическим взглядам и интересам, стремящееся к осуществлению своих целей путем участия в политической жизни страны, в выборах, посредством оказания влияния на государственную власть.

Через партии осуществляется организованное участие в политической жизни страны всех социальных слоев общества, демократическая конкуренция в борьбе за власть, формирование ее органов.

Характерные признаки политической партии

Деятельность политических партий регулируется Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях».

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия — общественное объединение граждан. Таким образом, в основе политической партии лежит право человека на объединение, т.е. объединение и политическую партию можно соотносить как общее и особенное.

Партия — некоммерческое объединение граждан. В Федеральном законе от 25 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» этот признак общественных объединений присутствует как основополагающий.

Партия — объединение граждан, имеющих целью достижение политической и государственной власти.

Партия — объединение граждан на основе общих взглядов и идей. У каждого гражданина есть собственное мировоззрение, точка зрения на те или иные факты, действия и т. д. Чтобы создать политическую партию, некая совокупность граждан с общими взглядами и идеями, касающимися политической, государственной власти, объединяется для воплощения в жизнь этих замыслов и идей. Этот признак можно назвать организующим, поскольку проявляется он на стадии создания политической партии, когда граждане обмениваются своими взглядами, вырабатывают общие идеи по поводу участия в политической жизни и «завоевания» государственной власти теми или иными методами.

Деятельность политической партии свободна, т.е. она не должна никем и ничем ограничиваться, кроме, естественно, случаев, установленных законом.

Деятельность политической партии законна. Этот признак корреспондирует с признаком свободы деятельности партий в том плане, что политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Учредителями, членами и участниками политической партии могут быть только граждане РФ.

Кроме того, существуют и специальные ограничения. Например, в Федеральном конституционном законе РФ «О Конституционном Суде РФ» устанавливается запрет для судей Конституционного Суда на участие в деятельности политических партий, в Законе РФ «О прокуратуре РФ» — для прокурорских работников, в Законе РФ «О Центральном банке» фиксируется ограничение прав на участие в политических партиях членов Совета директоров Центрального банка.

Осуществление гражданами права на объединение в политические партии тесно связано с избирательным процессом, поскольку именно партии становятся его основными участниками: формируют мировоззрение избирателя, выдвигают кандидатов, финансируют избирательные кампании, после выборов формируют различные органы государственной власти и местного самоуправления.

Каждый гражданин, проживающий на территории своего государства, обладает своими политическими правами и обязанностями, свободой личности. Все эти пункты прописаны в соответствующих законах. Каждый человек обязан знать не только свои права, но и обязательства в области политической жизни. Тогда не возникнет различных непонятных ситуаций при создании различных организаций политической направленности.

Что в них входит, что относится к политическим правам гражданина согласно конституции Российской Федерации

Каждый гражданин своей страны имеете определенные правила и обязанности, которые он может и должен соблюдать в сфере политики. Все эти аспекты прописаны в основном законе страны, а также в 67 ФЗ Об основных гарантиях изобретательских прав.

Свобода печати и информации

Каждый гражданин обладает правом на то, чтобы отыскивать и получать интересующую его информацию. Это говорит о том, что страна в лице общественных учреждений должна предоставлять все данные, которые требует гражданин. Единственным ограничением станет государственная тайна.

Также каждый гражданин имеет право на передачу и распространение информации, придерживаясь закона. Другими словами, каждый человек может доносить информацию для общества под свою ответственность. При этом распространение информации не должна быть монополией страны. Только так социум получить все сведения объективно и в полной мере.

При изучении данной темы важно знать и понимать всё про международные договора как источник конституционного права.

Особая роль отведена массовой информации. Ее реализация осуществляется через информационные каналы и такие средства, как газеты, журналы. Свобода массовой информации регламентируется основным законом страны. Благодаря этому открываются все пути для беспрепятственного образования газет и прочих СМИ.

На видео-политические права и свободы человека и гражданина:

При подготовке материалов для подачи обществу независимое телевидение и пресса не обязаны отчитываться перед каким-нибудь государственным учреждением. Работники прессы и телевидения способны самостоятельно подбирать информацию, получаемую от государственных органов, самостоятельно строит свои связи с межнациональными информационными учреждениями.

Право на мирные сборы и демонстрации

Это право распространяется только на тех людей, кто является гражданином своей страны. Причем демонстрации должны носить мирный характер, без оружия.

Цель таких демонстраций состоит в том, что граждане собираются для обсуждения возникших проблем, требующих поддержки политики властей. Но еще демонстрации могут носить характер протеста против действующей власти.

Возможность участия в управлении делами страны

Этим видом права может воспользоваться население своей страны. В Конституции право на управлении делами государства носит обобщенный и декларативный характер.

Свое волеизъявление граждане могут выразить на выборах и референдуме. Также они могут быть выступать в качестве кандидатов в государственные органы, на места самоуправления.

Право принимать участие в области правосудия

Благодаря такому праву удается добиться демократического порядка образования судебных органов. Этим правом может обладать каждый гражданин без различной дискриминации. При этом он может занять должность судьи, присяжного заседателя, народного заседателя.

Согласно основного Закона РФ

На основании имеющихся исследования, РФ – это демократическая страна. Сам термин «демократия» обозначает, что власть России находится в руках народа, а закреплены ни все в основном законе страны – Конституции.

Традиционно права и свободы граждан РФ подразделяют на 3 группы:

  • личные;
  • политические;
  • культурные, общественные и экономические.

Благодаря данной классификации удается определить относительную целостность прав и обязанностей каждой группы. Что касается политических прав, то они вступают в свою силу с того момента, как гражданину исполнилось 18 лет.

Только после достижения данного возраста наступает полная дееспособность физического лица. Дееспособность – это способность юридического характера при помощи своих действий формировать права и обязанности, а также корректировать их.

Кому принадлежит право законодательной инициативы по конституции РФ подробно рассказывается в данной статье.

Что собой представляет судебный прецедент как источник конституционного права, подробно указано в данной статье.

Какие социальные права человека по конституции рф гарантированы в полном объёме каждому, подробно указано здесь: https://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/socialnoe/socialnye-prava-cheloveka-po-konstitucii-rf.html

Согласно Конституции РФ для граждан определены следующие права и обязанности:

  1. Право вступать в сообщества, создавать профсоюзы, деятельность которых направлена на защиту своих интересов. При этом никого лично не принуждают вступать в конкретное учреждение. Социальное объединение – это добровольное, самостоятельно управляемое, некоммерческого формирование, создание которого – это идея граждан, которые решили объединиться для отстаивания своих интересов и реализации поставленных целей.
  2. Возможность собирать мирные собрания и митинги. Согласно определенным законам имеются конкретные акты, которые ограничивают данное право граждан. Именно эти законы устанавливают определенные ограничения на проведение демонстраций на территории, на которой в данный момент было введено чрезвычайное и военное положение.
  3. За каждым человеком закреплено право на участие в управлении делами страны. Причем делать он может это лично или через представителей.

Для тех кто хочет знать, чем определяется конституционно правовой статус человека и гражданина, необходимо подробно прочесть данную статью.

Всё что предусмотрено Конституцией РФ, а конкретно право на труд очень подробно указано в данной статье.

Для тех кто хочет знать и понимать гражданские права человека по конституции РФ, стоит прочесть данную статью.

Изучать свои права и обязанности должен каждый гражданин своей страны. Власть в России принадлежит народу, поэтому для своего волеизъявления они принимают участие в выборах и референдумах, причем в качестве кандидата или избирателя. Называется это активное избирательное право.

28. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ

Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, что обеспечивает демократический режим РФ.

Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ, т. е. они являются гражданскими. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод: 1) политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право); 2) политические права принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, т. е. право 1 голоса на выборах или референдуме принадлежит 1 гражданину; 3) политические права и свободы связаны не с правоспособностью граждан, а с их дееспособностью, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах, тогда как ограничение в личных допускается в исключительных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным; 4) государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.

Виды политических прав и свобод граждан РФ: 1) избирательные права (они имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет); 2) право на участие в референдуме; 3) право граждан РФ на объединение (согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем); 4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан); 5) право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (эти обращения могут быть направлены лично или коллективно в форме заявления, предложения или жалобы).

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Добавить комментарий