Политический режим понятие и признаки

Политический режим

1) Понятие политического режима и его типы (политический режим как функциональный аспект политической системы)

Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод граждан, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических решений, способы формирования политических институтов, методы переработки политических решений.

Существуют различные классификации и типологизации политических режимов.

Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии.

Термин «диктатура» (лат. – неограниченная власть) даёт содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм.

Демократические режимы (греч.demos – народ и cratos – власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Современная демократия отличается от античной. Её главными признаками являются: 1) наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; 2) признание политических прав и свобод граждан в таком объёме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и париям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу «разделения властей», причём единственным законодательным органом считается парламент; 4) политический плюрализм; 5) публичность власти.

Среди многообразных классификаций политических систем выделяются типологии Р. Даля и Ж. Блонделя.

Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй – касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть.

В соответствии с предложенными критериями и их измерением выделяются четыре типа политических систем.

В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трёх переменных: политическая конкуренция, структур элиты и политическое участие населения.

Политическая конкуренция – оценивается с точки зрения того, является ли она открытой или закрытой. Структура элиты – показывает, есть ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии. В этом смысле различаются монолитные и дифференцированные элиты.

Политическое участие – характеризуется степенью включения населения в политическую жизнь.

В качестве примеров политических систем соответствующих типов можно назвать современные и исторические системы.

К традиционным системам могут быть отнесены монархии в странах третьего мира. Однако не все современные монархические режимы являются традиционными. Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах – Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах. В Свазиленде существует «парламент», частично избираемый племенными советами и частично назначаемый королём.

Авторитарно-бюрократические системы могут быть представлены военными режимами стран Латинской Америки периода 70–80 гг. (Чили, Аргентина, Уругвай).

Сегодня система конкурирующей олигархии существует в тех странах, где население фактически не оказывает влияние на результаты борьбы за власть между различными группами элит.

К эгалитарно – авторитарным системам в настоящее время можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

Что касается авторитарно-неэгалитарных систем, то они существовали в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия).

Наконец, либеральные демократии существуют в современных европейских странах – Великобритании, Швеции, Франции и т.д., в США и Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии.

2) Тоталитарный политический режим

Термин «тоталитаризм» (от лат. totalitas – полнота, цельность, totalis – весь, полный, целый) в политический лексикон ввел в 1925 году Муссолини для характеристики своего режима (в позитивном смысле). В конце

20-х гг. о тоталитаризме стали говорить в либерально-демократических странах как о негативном политическом явлении.

Характеристика тоталитарного режима вызывает сложности, ибо здесь речь идет не только об изменении в политической системе, но и психологическом перерождении всего общества.

В литературе выделяют следующие основные черты тоталитарного режима:

1. Признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры;

2. Господство одной официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества;

3. Существование всеобщего контроля над поведением индивидов и применение репрессивных методов;

4. Всеобщий контроль над СМИ;

5. Централизованное управление экономикой.

Концепции о тотальной управляемости общества, о превращении его в нечто цельное, где индивид полностью растворен в нем, существуют более 2 тысяч лет. С подобными концепциями выступали Платон, Т. Мор, Кампанелла и др. В этих духовных истоках тоталитаризма лежит стремление реализовать некую социальную утопию, но это еще не тоталитаризм. Для тоталитаризма важно провозглашение утопии в качестве абсолютной истины и подавление при этом всякого инакомыслия.

Как реальный политический режим тоталитаризм возник в XX веке. Исследователи выделяют три вида тоталитарного политического режима: 1) коммунизм; 2) фашизм; 3) национал-социализм.

Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие, выражает сущность тоталитаризма, ибо, уничтожая частную собственность, он добивается абсолютной власти над личностью.

Классическая форма фашизма – итальянский фашизм. Фашизм претендует на очищение народной души, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической, «почвенной» основе, стремится к ликвидации массовой преступности.

Национал-социализм (Германия, 1933-1945 гг.) имеет родство с фашизмом, но имеет много общего и с советским коммунизмом: социалистические моменты в организации экономики и общества в целом. Интересно, что и в национал-социалистической Германии, и в Советском Союзе было принято обращение «товарищ».

Можно говорить и о тоталитарных теократических режимах. Примером являлся режим талибов в Афганистане, политический режим в Иране при аятолле Хомейни.

Тоталитаризм опирается не только на насилие, в определенные периоды своего существования тоталитарные режимы достаточно легитимны. Это вызвано следующими моментами:

1. Культ харизматических личностей (Сталин, Муссолини, Гитлер).

2. Наличие привилегий у определенных групп лиц. Например, в СССР при Сталине в привилегированном положении находились ученые, военные, рабочие высокой квалификации и др.

3. Осуществление массовой восходящей социальной мобильности. Это достигалось устранением старой элиты, место которой занимали выходцы из низов, а также прогрессивным изменением социально-профессиональной структуры. Так, вследствие индустриализации миллионы крестьян в Советском Союзе стали рабочими, многие выходцы из рабочих и крестьян, получив образование, пополнили интеллигенцию.

4. Тоталитарный режим придавал жизни личности большую надличностную цель, наделял ее высоким смыслом жизни. Период существования тоталитарного режима был своего рода героическим периодом.

5. Этот режим, лишив личность свободы, обеспечил устойчивость и гарантии ее существования;

6. Достигалась психологическая комфортность путем снятия с личности ответственности за происходящее в обществе и ответственности за свою судьбу.

Тоталитаризм не есть некое случайное явление. Это определенный, но тупиковый способ разрешения социальных противоречий.

Авторитарный политический режим

Авторитарному (от лат. autoritas – власть, влияние) политическому режиму присущи следующие черты:

1. Автократия (от греч. autokrateia) – самодержавие, монархия, самовластие или небольшое число носителей власти (тирания, хунта, олигархическая группа).

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких кругов населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы принудить при необходимости граждан к повиновению.

4. Монополизация власти в политике, недопущение политической оппозиции и конкуренции.

5. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не на основе конкурентной политической борьбы.

6. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего, в экономику.

Исходя из перечисленных признаков, можно дать следующую интегральную характеристику данного режима: авторитарный политический режим – неограниченная власть одного или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономность личности в неполитических сферах.

Авторитарные политические режимы очень разнообразны: монархии, диктаторские режимы, военные хунты и др. Большую часть политического периода своего существования человечество прожило в условиях авторитарных режимов. И в настоящее время значительное число государств, особенно молодых, существует при авторитарном политическом режиме.

3) Демократия как тип политического режима

Демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа.

Демократия возникает и сохраняется при наличии определённых условий: 1) высокий уровень экономического развития; 2) наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства; 3) согласие общества относительно таких ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности; 4) ориентации значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов)

Исторически в представлениях о демократии преобладали две базовые модели. При прямой демократии полноправные граждане принимают политические решения непосредственно путём голосования с дальнейшим подчинением меньшинства воле большинства или за счёт достижения полного согласия. В представительной демократии граждане делегируют эту функцию избранным ими представителям, которые отвечают перед избирателями за свои действия. Практические реализации демократии стали развитием этих представлений, причём ранние модели с течением времени подвергались дискредитации и сегодня рассматриваются лишь как этапы к современным формам народовластия:

Олигархическая демократия позволяет только крупным собственникам принимать непосредственное участие в управлении государством и гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвергается имущественным ограничениям. Родственной моделью является плутократия, где правящий класс проводит политику преимущественно в интересах крупного капитала.

Эгалитарная демократия имеет своей целью осуществление политики в интересах всей нации и ставит их выше интересов меньшинства или отдельного гражданина. Националистические варианты этой модели трактуют нацию в этническом смысле, а не в гражданском, и наделяют полными правами только лица определённых национальностей.

Социалистическая демократия схожа с эгалитарной, однако сфокусирована на воле простого народа. Она предполагает ликвидацию классового общества и преимущественно государственную собственность на средства производства.

Либеральная (также буржуазная и конституционная) демократия основана на ряде принципов: 1)Правление с согласия народа на основе волеизъявления большинства 2)Мирная смена власти путём периодических выборов 3)Общественный компромисс и поиск консенсуса 4)Информационная открытость процесса принятия политических решений 5)Влияние граждан на принятие решений 6)Система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства 7)Верховенство права 8)Гарантии политических, гражданских и социальных прав человека 9)Гарантии прав оппозиции

Государственный режим – совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Это важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

Политический режим – понятие более широкое, так как включает в себя не только методы государственного властвования, но характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует, но можно выделить общие черты, присущие той или иной разновидности режима.

Демократический режим. Здесь государственная власть формируется народом, провозглашаются, и гарантируются личные права и свободы, осуществляется защита личности от беззаконья. Демократический режим характеризуется наличием механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти, демократическими методами властвование, правовым характером деятельности всех государственных органов.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Признаки:

1. Свобода личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

2. Реальные гарантии правового человека и гражданина. Его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных и других организациях.

3. Независимое судопроизводство.

4. Плюрализм политики и идеологии.

5. Эффективный механизм прямого воздействия населения на характер государственной власти (через избирательную систему).

6. Защита личности от произвола, беззакония.

7. Учитывается интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

8. Базирует на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, более спокойное разрешение конфликтов между государством и личностью, между социальными и национальными группами людей.

Близки к нему США, Англия, Швеция, Дания. В России также провозглашен демократический режим, но реальности еще не совпадают с действительностью.

Антидемократический (ограничение демократии) режим.

Характеризуется контролем государства над всеми сферами общественной жизни, государственная власть не формируется, и не контролируется народом, подавлением личности и отсутствием реальных прав и свобод, в то время когда в основном законе государства они декларируются. Государство возвышается над правом, играет доминирующую роль. В таких государствах происходит постепенная милитаризация всех отраслей жизни. Существует одна партия, при провозглашении многопартийности какие – либо оппозиционные взгляды и убеждения подвергаются преследованию.

1. Деспотический — концентрация всей власти у монарха, объяснение власти монарха божественной волей подавления личности. Монарх является и первосвященником (Вавилон, Древнеегипетское государство).

2. Тиранический – схож с деспотическим. Характерно физическое и моральное насилие над людьми и обычаями, навязывание иных религиозных норм (Османская империя).

3. Авторитарный – более мягкий, чем тоталитарный. Формально действуют демократические институты, но фактически власть у одного лица (СССР при Хрущеве). Характеризуется ликвидацией или значительным, ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением воли выборных государственных органов и усиление роли исполнительно – распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

4. Тоталитарный режим – крайняя форма антидемократического режима. Он более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. Любые партии, кроме правящей, возглавляемой лидером организации, запрещены (Иран).

Выделяют переходные и чрезвычайные режимы.

5. Переходные режимы отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Они устанавливаются в результате победы радикальных аппозиционных сил.

6. Чрезвычайные режимы устанавливаются в связи с необходимостью ликвидации или предотвращения негативных для общества явлений (массовые беспорядки, попытки государственного переворота), которые угрожают нормальному функционированию процессов, протекающих в нем.

7. Фашистский (расистский) режим. Сходен с тоталитарным, является его разновидностью. Основан на националистической идеологии. Характеризуется агрессивной внешней политикой (Фашистская Германия).

Политический режим современного Российского государства.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, а так же от соотношения политических сил в стране. Решающее влияние оказывает исторический тип государства. Специфику формы государства определяют и характеризуют взаимоотношения государства и его органов с негосударственными органами (предприятиями, церковью, профсоюзами).

РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета в данном государстве является народ, именно он осуществляет свою сласть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Суверенитет РФ распространяется на всей территории РФ. К РФ и ФЗ имеют верховную силу на всей территории. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономной области – равноправных субъектов РФ. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной ценности, единстве системы государственной власти, равноправии и самоопределении народов РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равны. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье человека. РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не ограничит права и свободы человека и гражданина.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти.

Всякие изменения, происходя­щие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государст­венного устройства. Данная категория показывает реальное функционирование всей политической и государственной системы в конкретной стране, осуществ­ление власти господствующим классом (господ­ствующими классами или правящими социальными группами). Все принципиальные изменения в природе госу­дарственной власти и способах ее организации неизбежно отражаются на политическом режиме.

Существуют две точки зрения на соотношение понятий «политический режим»и «государственный режим». Согласно одной понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо вклю­чает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических пар­тий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная ха­рактеристика политической системы. Категории «политическая система»и»политический режим»тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в поли­тической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Политический режим в отличие от формы правления или формы государственного устройства выражен в конституцион­ных и законодательных актах неполно и фрагментарно. Каче­ственные черты политического режима формируются в течение длительного периода времени, нередко спонтанно.

Понятие «политический режим» включает в себя параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно на­родом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной вет­вями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государст­венной безопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;

18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократиче­ский и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авто­ритарный). Из двух разновидностей политического режима ис­торически первым был авторитаризм, возникший в глубокой древности в государствах Востока.

Основными чертами (признаками) демократического режима являются:

1)население участвует в формировании и осуществлении госу­дарственной власти посредством прямой (напри­мер, когда граждане на референдуме непосредственно принимают решения по важ­нейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (напри­мер, когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2)решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3)базируется на гражданском обществе с его развитой струк­турой;

4)предполагает существование и действие принципов правового государства;

5)выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

6)легитимность государственной власти;

7)силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем обще­ства, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8)доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9)во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных ос­нованиях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

13) гласность; средства массовой информации свободны от цен­зуры;

14) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить по­вседневную политику государства) и судебную (призванную высту­пать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонару­шений).

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая «непосредственная» демократияпозволяет осуществлять власть самим на­родом без политических посредников, проводится в жизнь через инсти­туты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего из­бирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные и местные обсуждения. Выборы и референдумы четко регламентированы нормативными правовыми актами (конституцией, конституционны­ми, органическими и обычными законами), носят импе­ративный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур; другие институты прямого народовла­стия носят консультативный характер.

Референдум нашел широкое применение в таких странах, как США (на реги­ональном и муниципальном уровне), Швейцария, Италия, Канада.

К достоинствам прямой демократии относится то, что она предоставляет более широкие возможности для выражения интересов граж­дан и их участия в общественно-политической жизни; в боль­шей мере обеспечивает легитимизацию власти; позволяет в оп­ределенной степени контролировать политическую элиту.

К недостаткам можно отнести: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной политической и управленческой деятельностью; сложность и дороговизна про­водимых государственно-общественных мероприятий; низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофесси­онализма большинства «правителей» и т. д.

Представительная демократияпозволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полити­ческих партий и общественных организаций.

К достоинствам представительной демократии можно отнес­ти то, что она дает больше возможностей (по сравнению с ин­ститутами прямой демократии) для принятия эффективных ре­шений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, про­фессионалы, компетентные лица и органы, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально орга­низует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом.

Ее недостатками являются: возможность злоупотребления властью, развитие бюрократии и коррупции; отрыв избранных представителей от народа; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, раз­личного рода лоббистов и т. д.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть не­однородными. В частности, особыми их разновидностями выс­тупают либерально-демократические и консервативно-демокра­тические режимы. Если либерально-демократические режимы ха­рактеризуются тем, что акцентируют внимание на приоритете личности, ее прав и свобод и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конститу­цию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. Однако подобная дифференциация является весьма условной.

Антидемократический политический режим целесообразно рассмотреть через его разновидности: тоталитарный, авторитарный, фашистский режимы.

Тоталитарный режимхарактеризуется абсолютным контро­лем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Термин «тоталитаризм» (от лат. totalis) оз­начает «весь, целый, полный». Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его использовал лидер ита­льянского фашизма Б. Муссолини. С 20-х гг. начинается пери­од становления и укрепления антидемократического тоталитар­ного строя на Апеннинском полуострове.

Основными чертами тоталитарного политического режима являются:

— государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

— общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании форми­руется представление о единстве, слиянии власти и народа;

— господствует монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, ре­лигией и т. д., вплоть до личной жизни;

— абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламента­ция общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

— государственная власть формируется на бюрократической основе, по закрытым каналам, окружена секретностью и недо­ступна для контроля со стороны граждан;

— доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

— властвует одна партия, происходит фактическое сращива­ние ее профессионального аппарата с государством, запрещена легальная деятельность оппозиционно настроенных сил;

— права и свободы человека и гражданина носят декларатив­ный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

— характеризуется наличием одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

— происходит центра­лизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

— экономической основой выступает крупная собственность: об­щинная, монополистическая, государственная;

— бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

— отсутствие правовой государственности и гражданского об­щества;

— государственная власть осуществляется по своему усмотре­нию, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Авторитарный(от лат. auctoritas — власть, влияние) режимможно рассматривать как своего рода компромисс между тота­литарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с дру­гой — жестче, шире применяет репрессии.

Авторитарный режим — государственно-политическое состо­яние общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или классом, партией, элитной группой при минимальном участии народа. Главной его характеристикой яв­ляется авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиноче­та).

Основными чертами авторитарного политического режима являются:

— в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов государства (или конкретного сильного лидера) при одновре­менном отчуждении народа от реальных рычагов государствен­ной власти;

— игнорируется принцип разделения властей (зачастую пре­зидент, исполнительно-распорядительные структуры подчиня­ют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

— суд выступает, по сути, вспомогательным институтом, на­ряду с ним могут действовать и внесудебные органы;

— сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, по­дотчетности и подконтрольности их населению;

— в качестве методов государственного управления домини­руют командные, административные, в то же время отсутствует массовый террор;

— сохраняется цензура, «полугласность»;

— допускается частичный плюрализм;

— права и свободы чело­века и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечива­ются;

— силовые структуры обществу практически неподконтроль­ны и используются подчас в сугубо политических целях.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидностиданного режима.

Деспотический режиместь абсолютно произвольная, неогра­ниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режимоснован на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществле­ния. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас уста­навливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный (военно-диктаторский, военно-полицейский) режимоснован на власти реальных руководителей вооруженных сил или спецслужб, устанавливается в результате переворота, осу­ществляемого против законного правления гражданских лиц. Военные режимы властвуют коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господ­ствующую социально-политическую силу, активно участвует в реализации как внутренних, так и внешних функций государ­ства. В условиях подобного антидемократического режима со­здается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает помимо армии и спецслужб большое количество дру­гих органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объе­динениями, идеологической обработки граждан, борьбы с анти­правительственными движениями и т. п. Отменяется конститу­ция и многие законодательные акты, которые заменяются акта­ми военных властей. Типичный пример: военное правление в Мьянме (бывшая Бирма), в Аргентине, Боливии, Парагвае в недавнем прошлом, в ряде государств Тропической Африки.

Следует указать отличия авторитарных режимов от тотали­тарных:

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, не охватываемых государственным контролем;

2) при тоталитарном правлении осуществляется массовый систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательных реп­рессий, направленных на предотвращение возникновения оп­позиции или ее ослабление.

Имеет право на существование концепция, рассматриваю­щая классический немецкий и итальянский фашизм (тоталита­ризм) как крайнюю форму авторитаризма.

Фашистский режим по своей сути есть радикальный тотали­таризм. Государствами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г., а первые фашистские политические орга­низации появились в 1919 г. Для итальянского фашизма харак­терным было стремление к возрождению Великой Римской им­перии. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г. Целью его было утверждение господства арийской расы, высшей нацией про­возглашалась немецкая.

Фашизм устанавливается в кризисных ситуациях, когда тра­диционные буржуазно-демократические институты не срабаты­вают, а проводимая государственная политика оказывается или ошибочной, или неэффективной.

Причины появления фашизма в 20-30-х гг. XX в. в Запад­ной Европе:

1) глубокий социально-экономический кризис, приведший к резкому падению производства, массовой безработице;

2) стагнация и кризис в развитии западного либерализма и буржуазной культуры;

3) радикальные изменения в социальной структуре буржуаз­ного общества, обусловленные экономическим кризисом и не­обходимостью модернизации производства;

4) слабость государственной власти, не имевшей развитых традиций парламентаризма и многопартийности.

5) милитаризация общественного сознания значительной части населения, ксенофобия и антисемитизм.

Тоталитарный режим фашистского типа характеризуется во­инственным антидемократизмом, антипарламентаризмом, расиз­мом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, широком при­менении насилия. «Все в государстве, ничто — вне государства, ничего — против государства», — утверждал Б. Муссолини, один из основоположников и лидер итальянского фашизма.

Фашизм не только уничтожает демократию, но и теорети­чески «обосновывает» необходимость установления тоталита­ризма. Вместо либерально-демократической концепции инди­видуализма фашизм выдвигает концепцию нации, интересы которой превалируют над интересами отдельных личностей. Германский и итальянский фашизм были низвергнуты в 1945 г. в результате победы держав антигитлеровской коалиции во Вто­рой мировой войне.

Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; государство право теория политический

предполагается существование правового государства и гражданского общества;

выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

доминируют методы убеждения, компромисса;

политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» (от латинского топдз — весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой — жестче, антинароднее, чем демократический

Основные характеристики авторитарного политического режима: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»; существует частичный плюрализм; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте.

Добавить комментарий