Политическое отношение

Политические отношения как разновидность общественных отношений.

Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они, по существу, определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы аппозиционных сил.

Политические отношения складываются в процессе осуществления политической власти, либо по поводу нее. Их можно разделить на три группы. Прежде всего это отношения между классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Другую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы. Они также имеют важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической системы, методов осуществления политической власти.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями. Иногда именно эти отношения, наряду с политическими организациями, объединяют понятием политической системы общества.

Существенным элементом политической системы являютcя политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы. Ясно, например, что принципы диктатуры пролетариата или принципы и нормы демократического централизма, признаваемые (или признававшиеся) коммунистическими партиями, несовместимы с существующими ныне в западных индустриальных обществах политическими системами.

Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия социальных групп, которые возникают в процессе политической деятельности. Их зарождение происходит тогда, когда потребность в управлении и регулировании общественных процессов начинает осуществляться под руководством государственной системы. Если обратиться к истокам, можно заметить, что такие отношения берут свое начало в экономике общества, точнее, в тех взаимодействиях, которые возникают в результате удовлетворения наиболее важных и основных потребностей населения.

Политические отношения имеют как положительные (взаимосвязь индивидов, представляющих различные социальные группы, кооперация), так и отрицательные (конкуренция) характеристики, которые способствуют как объединению, так и разобщению людей. Однако суть таких взаимоотношений заключается в установлении связи между жизнью социальных субъектов и теми проблемами и интересами, которые присущи всему обществу в целом. Как раз государство и выступает в роли структурного элемента, который осуществляет контроль над поддержанием этой связи.

Заметим, что политическая жизнь и властные отношения являются взаимосвязанными. Так, режим не только упорядочивает и нормирует эти отношения, но и влияет на специфику их характера. Так, в государстве с тоталитарной формой правления они полностью зависят от вертикали власти. Что касается демократического общества, целью политических отношений здесь является контроль, управление и регулирование. Заметим, что немаловажную роль в их функционировании и формировании играет нормативно-правовая база, которая присуща конкретному государству.

Еще несколькими факторами, которые влияют на политические отношения, являются следующие: политическая культура населения страны и эффективность проводимой политики в государстве. Заметим, что такой вид взаимодействия формируется на основе взаимосвязей, которые образовываются между социальными слоями и этническими группами людей. Они характеризуются определенной устойчивостью и являются результатом расстановки политических сил и реализации программы правящей верхушки государства.

Заметим, что все общественные отношения становятся политическими, если они начинают включать в себя использование власти центрального и местного значения.

Политические отношения проявляются в таких основных формах:

— государственные органы-учредительные организации;

— государство-социальные группы;

— государство-общественные организации негосударственной принадлежности;

— политические партии-политические партии;

— политические партии-неполитические организации;

— власть-граждане;

— отношения между государствами на международном уровне;

— государство-международные политические объединения.

В основе каждого вида подобных отношений лежат интересы и цели, которые могут расходиться или совпадать. Именно от характера взаимодействия этих понятий определяется специфика развития отношений между участниками политической жизни. Они также зависят от экономических и социальных характеристик, а также от общественной политической культуры и волеизъявления субъектов государственной власти. Политические отношения, таким образом, представляют собой совокупность многоуровневых и различных по своей сути видов взаимодействия политических субъектов. Их регуляция осуществляется путем применения комплекса социальных норм, например, политических принципов, традиций, а также правовых и этнических законов. Заметим, что если в обществе изменяются действующие субъекты политической жизни, это неуклонно влечет за собой изменения принципов отношений в этой сфере.

Политические отношения — это взаимодействие между социальными общностями, группами, гражданами и институтами по поводу власти, государственного устройства и управления обществом.

Политические отношения классифицируют по разным основаниям:

1) по субъектам политики различают отношения между нациями (этносами), социальными слоями, индивидами, политическими институтами — государствами, партиями, организациями;

2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;

3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;

4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;

5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.

Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во- вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.

Сфера политических отношений связана с политическим сознанием индивидов, групп, классов, общностей. Усилиями профессиональных политиков (лидеров), идеологов создаются конкретные формы политического сознания — идеи, учения, концепции, доктрины (на теоретическом уровне), а также программы, уставы, заявления в связи с конкретными социальными проблемами и т.п. (на эмпирическом уровне).

Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:

— смысл политических отношений — установление связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной общности; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в их поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между субъектами политики;

— деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;

специфическим инструментом политических отношений выступает власть.

Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.

Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям:

— по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.;

— по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.;

— по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;

— по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.

Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.

Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.

Политические отношения — это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть .

Политическая власть — это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов. Главный из них — это государство (в демократических странах — также система местного самоуправления). В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения.

Конституционные принципы правового регулирования политических отношений:

    • многообразные проявления политической власти (в политических партиях, движениях и т.д.);

    • равенство всех общественных объединений перед законом;

    • главенствующее место государственной власти среди других проявлений власти;

    • демократизм и гуманизм политической власти;

    • признание верховенства права над политической властью;

    • всеохватывающий характер государственной власти (объединяет всех членов общества и осуществляется непрерывно);

    • суверенность государственной власти (верховенство, самостоятельность и независимость);

    • единство государственной власти (ее концентрация в одном субъекте — народе);

    • разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную);

    • определение основ политического процесса (т.е. форм, способов и направлений политической деятельности — избирательный, законодательный, бюджетный и т.д.);

    • определение приемов, методов и способов осуществления политической власти (те. характер политического режима).

Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.

Политические отношения — это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть .

Политическая власть — это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов. Главный из них — это государство (в демократических странах — также система местного самоуправления). В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения.

Конституционные принципы правового регулирования политических отношений:

    • многообразные проявления политической власти (в политических партиях, движениях и т.д.);

    • равенство всех общественных объединений перед законом;

    • главенствующее место государственной власти среди других проявлений власти;

    • демократизм и гуманизм политической власти;

    • признание верховенства права над политической властью;

    • всеохватывающий характер государственной власти (объединяет всех членов общества и осуществляется непрерывно);

    • суверенность государственной власти (верховенство, самостоятельность и независимость);

    • единство государственной власти (ее концентрация в одном субъекте — народе);

    • разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную);

    • определение основ политического процесса (т.е. форм, способов и направлений политической деятельности — избирательный, законодательный, бюджетный и т.д.);

    • определение приемов, методов и способов осуществления политической власти (те. характер политического режима).

Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему взаимодействия государственных и негосударственных организаций в процессе осуществления публичной (прежде всего государственной) власти в обществе. Конституционные основы политической системы образуют такие начала (принципы), на которых строится вся система власти в том или ином государстве. Эти начала выражают принадлежность власти и ее источник, основы устройства системы органов власти, распределение властных полномочий между субъектами политической системы и т.п.

В обобщенном виде можно выделить некие пары принципов, выражающие одни и те же основы, но характеризующиеся полярностью содержания. К их числу относятся следующие:

1. Республиканизм, с одной стороны, и роялизм (монархизм) – с другой. Республиканизм означает, что в основе устройства высших органов власти лежат такие начала, как выборность и периодическая сменяемость состава органов власти. Принцип роялизма предопределяет закрепление верховной власти за какой-либо правящей династией.

2. Народовластие и народный суверенитет, с одной стороны, и принцип божественной предопределенности власти (теологизм) – с другой. Принцип народовластия, выраженный через конституционное закрепление народного суверенитета и принадлежности власти народу, осуществляющему эту власть в формах прямой и представительной демократии, не нуждается в детальной характеристике.

Принцип теологизма как один из принципов государственного строя сложился в социальной практике еще в доконституционную эпоху. Он признавался как сам собой разумеющийся и был выведен мыслителями-теологами. Правители (фараоны, императоры, короли, князья и т.п.) олицетворяли государственную власть, ниспосланную им Богом, перед которым они только и несли ответственность. Этот принцип как основное начало власти не утратил своего значения и в современную эпоху в ортодоксально монархических (и теократических) государствах.

3. Следующая пара принципов – разделение властей, с одной стороны, и неделимость государственной власти – с другой.

4. Принцип верховенства конституции (закона) и права либо принцип верховенства идеи (или воли правителя). Верховенство закона и права – это основополагающее начало правового государства.

Верховенство самодержавной воли практически не закрепляется в законе, да и не нуждается в таком закреплении, поскольку такое начало складывается в результате возникающей политической ситуации, когда власть либо захватывается, либо постепенно сосредоточивается в руках единоличного правителя.

5. Политический (и идеологический) плюрализм либо политический (и идеологический) монизм. Политическое и идеологическое многообразие предполагает равнозначность идей, политических взглядов, течений, что в совокупности с принципами демократизма, верховенства права создает основы для подлинного народовластия, когда официальную поддержку получают те идеи (воплощенные в избирательных программах), которые отвечают интересам большинства или основных социальных слоев.

Альтернативный плюрализму принцип политического монизма вытекает из принципа верховенства идеи и предопределяется им. Он непосредственно не закрепляется в конституции, но находит выражение в содержании ряда норм, устанавливающих приоритет какой-либо одной партии и запрет или ограничение деятельности других партий.

6. Все рассмотренные принципы предопределяют еще одно важное начало, связанное с определением и закреплением положения человека в обществе и государстве. Это – признание прав человека как естественных и неотъемлемых или отрицание этой категории и замена ее принципом государственного патернализма.

Государственный патернализм (от лат. pater – отец) означает покровительство и выражается в том, что государство якобы берет на себя заботу обо всех гражданах, а фактически отстраняет народ от выполнения властных функций. Такая «забота” охватывает не только сферу социальной защиты населения, но и политическую, и духовную, и иные сферы. В результате практически вся общественная жизнь ставится под жесткий государственный контроль, складывается тоталитарный режим.

7. Признание самостоятельности местного самоуправления или отрицание всякой самостоятельности в решении вопросов местного значения, подчиненность местных интересов общенациональным.

Следует отметить, что рассмотренные принципы представляют собой конституционное оформление определенного набора социальных ценностей, лежащих в основе той или иной модели современного общества. С определенной долей условности их можно разделить на либеральные (или ценности Запада) и нелиберальные (или ценности традиционного общества).Сами эти ценности относятся ко всем сферам жизнедеятельности общества, но прежде всего к политической системе, поскольку находят выражение именно в конституции – важнейшем политико-правовом документе современного общества.

Сочетание тех или иных принципов из числа рассмотренных образует основные модели государственности в современном мире. С одной стороны, это демократическая республика или парламентарная монархия, основанные на народном суверенитете, народовластии, уважении прав человека, законности и правопорядке. С другой стороны, это монархии с абсолютистским режимом или республики с авторитарной властью, попирающие права человека.

Концентрированным выражением конституционных основ политической системы общества является конституционная формула государства, в которой выражаются основные характеристики государства. Закрепляется эта формула, как правило, в первых же статьях конституций. Рассмотрим несколько примеров.

Конституционная формула выражает, прежде всего:

-форму правления – государство объявляется республикой или монархией;

-форму политико-территориальной организации государства – унитарное или федеративное государство;

-политический (государственный) режим.

В политической системе выделяют институциональный, нормативный, функциональный и идеологический элементы. Институциональный элемент политической системы представляет собой совокупность социальных институтов, участвующих в осуществлении власти. Нормативный элемент представляет собой совокупность норм, регулирующих политические отношения, прежде всего правовые нормы. Функциональный элемент выражается в политическом режиме. Идеологический элемент выражен в политической идеологии.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений.

Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти. 

Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса из возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т.п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т.п.), а также другими факторами.

Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.

Важной политической категорией является категория «политической борьбы» или, как ее чаще именуют — «политического конфликта».

Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет…

Сущность политических отношений

Отношения, складывающиеся между людьми в связи с их участием в делах политически организованного сообщества, в государственных делах, называются политическими отношениями. Они являются связующими сетями политики, выступают одной из подсистем политической системы общества.

Политические отношения представляют собой взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, использования и перераспределения политической власти; систему многообразных, многоуровневых, стихийных и сознательных взаимосвязей и взаимодействий субъектов и объектов политики.

Политические отношения представляют собой относительно самостоятельную, специфическую, динамичную подсистему. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства. В этом своеобразие политических отношений в сравнении с другими видами общественных отношений, их специфика как формы деятельности, организации людей. В центре политических отношений находятся взаимоотношения государства, общества и личности. В них входят также межгрупповые (межклассовые), межнациональные (межэтнические), внутригрупповые и межличностные отношения. Система политических отношений охватывает и межгосударственные (международные) отношения.

С одной стороны, в основе политических отношений лежит борьба за власть между политическими субъектами, с другой стороны, политические отношения позволяют интегрировать общество, обеспечивать его развитие.

Выделяются разнообразные политические отношения. Среди них: отношения компромисса, консенсуса, кооперации, солидарности, соперничества, конфликта, вражды, войны и др.

К числу центральных политических отношений относятся отношения политического управления (между управляющими и управляемыми). В современных условиях — это отношения между государством, бизнесом и гражданским обществом

Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они выражают взаимосвязи между субъектами через отношения власти, в той или иной форме определяют характер всех других общественных отношений. Взаимопереплетаясь, группируясь в пучки взаимосвязей на основе определенных потребностей и проблем, они интегрируются в структуру политической системы (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Структура видов политических отношений

Основание

классификации

По носителю, субъекту политических отношений

Отношения между большими общественными группами; между нациями (этносами); между социальными слоями; межличностные отношения; отношения между религиозными общностями

Отношения между политическими институтами

Межгосударственные; между государственными органами; между партиями и государством; между партиями и общественными организациями; между государством и общественными организациями; международные межпартийные связи; между государствами в составе федераций и автономными образованиями; между социальными группами и государством; между социальными группами и партиями; между государством и индивидом

По характеру взаимодействия субъектов

Руководства — подчинения (целеполагания); состязательности (борьба), конфронтации; кооперации, сотрудничества; политической игры

По форме участия в политике и отношению к власти

Лояльности; поддержки; неповиновения; оппозиции

Идеологические и социально-психологические

Солидарности, взаимопонимания, дружбы, взаимоуважения; обособленности, различия, вражды, ненависти, взаимного недоверия и т.д.

По способу закрепленности

Формальные, официально оформленные в нормах права и других документах; официально незакрепленные (неформальные); закрепленные в политическом сознании и общественном мнении; закрепленные в групповом сознании той или иной общности; незакрепленные, динамически формирующиеся или изменяющиеся политические отношения

Характер политических отношений во многом определяется тем, насколько согласуются политические интересы субъектов политических отношений с тенденциями общественного развития. Интересы и потребности субъектов политики выступают важнейшими побудительными причинами их деятельности.

Политический интерес — обобщенное выражение потребностей, идеальных стремлений и мотивация направленности политической активности социальных групп и отдельных индивидов, выражающая зависимость между потребностями и деятельностью по их осуществлению.

Политический интерес отражает объективное положение социальных групп и индивидов в социально-экономической и политической структуре общества, особенности его политико-культурных норм и традиций, выступает в качестве одного из важных связывающих звеньев между человеком и миром политических явлений.

Обратите внимание!

Роль политических интересов точно определил В. И. Ленин: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов»1.

Важно обращать внимание на различные политические интересы общегосударственные, региональные, ведомственные, местные, личные и др. Любая политика, в конечном счете, есть взаимодействие между людьми, сопровождающееся их размежеванием и (или) консолидацией по поводу обладания властью. И именно потребности и интересы людей, социальных групп побуждают их к политическому участию.

В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений.

В системе национальных отношений ключевыми, решающими являются политические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы. Вместе с тем на формирование национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия обитания наций, народностей. Все вопросы межнациональных отношений приобретают политическое значение и могут быть решены на политическом уровне.

Актуальность национальных (межэтнических) отношений определяется тем, что ныне существует более 5 тыс. этносов, которые прошли различные стадии в своем развитии. Под этносом (др. греч. — «вид, народ») понимается исторически образовавшаяся группа людей, объединенная общим происхождением, судьбой, языковыми, культурными и психологическими признаками. Значительную часть из них представляют нации как исторически сложившиеся устойчивые и значительные общности людей, возникшие на базе общности языка, территории, развитой экономической и политической жизни, культурно-психологических и коммуникативных черт, имеющих государственность. Это отражено в названии и главной международной организации — Организация Объединенных Наций (государств).

Сегодня в мире существует около 200 государств и более 500 образований государственного типа в федеративных государствах (национальные и автономные республики, автономные области, округа, территории и др.)- Все они, как собственно этносы, народы и нации, выступают субъектами или объектами национальных отношений.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции. Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Важно иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

Накапливаемый в этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализа с учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны со всеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявления детерминируются общей ситуацией в стране.

Сфера политических отношений весьма подвижна, имеет ряд уровней, во многом зависит от уровня и характера его развития, степени политизации жизни общества. При тоталитарных и авторитарных режимах политические отношения строго контролируются, политическая жизнь направляется в определенные рамки. В демократических условиях политические отношения разнообразятся и совершенствуются как внутри политических институтов и между ними, так и по линии «государство — гражданское общество», развиваются в разнообразных политических процессах и при широком демократическом политическом участии.

Совокупность всех политических отношений определяет функционирование политической системы общества. Трансформация политических отношений создает предпосылки и условия для изменения институциональной структуры.

  • Лепин В. И. Поли. собр. соч., Т.39. С. 70.

Добавить комментарий