Политология гражданское общество и правовое государство

Любое государство основано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, займы). Цель государства, оправдание его существования – охрана общества и управление происходящими в нем процессами в интересах правящей социальной группы.

Гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и на самостоятельности добычи средств к существованию (взносы, пожертвования).

Институтами гражданского общества являются семья, коммерческие, научные, профессиональные и другие общественные образования, осуществляющие свою деятельность на основе равенства и реального самоуправления. Институты гражданского общества возникают по инициативе населения. Они не могут формироваться по решению органов государственной власти.

В этом плане не вызывает особого доверия проект «построения» гражданского общества в России на основе общественной палаты, её эффективность и способность в нынешнем составе выражать мнение гражданского общества.

Государственные органы и должности создаются и должны действовать на основе права.

Элементы структуры гражданского общества правом в такой степени не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений, определенная деятельность граждан могут регулироваться правом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников и на основе норм права.

Различия структур гражданского общества и государства порождают особенности правового регулирования частных и публичных правоотношений, обусловливают наличие общедозволительного и разрешительного типов правового регулирования.

Граждане и их организации имеют правоспособность, дающую им возможности совершать любые действия, не запрещенные правом. Использование права в основном не является обязанностью гражданина.

Государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, ограничивающей их действия исходя из цели их создания и предмета ведения. Они обязаны пользоваться предоставленными полномочиями.

Взаимодействиегосударства и гражданского общества

Государствовырабатывает нормативно-правовую основу функционирования элементов гражданского общества и обеспечивает их охрану с применением, при необходимости, государственного принуждения.

Гражданское общество обеспечивает легитимность государственной власти, формирует общественное мнение, которое должно лежать в основе правотворческой и правоприменительной деятельности государства в лице его органов.

Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многообразные диалектические взаимосвязи, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных общественных институтов, так и в процессе реформирования общественной и государственно-правовой сферы.

Через институты демократии, через общественное мнение гражданское общество стремится подчинить себе государство, которое становится не столько орудием классового господства, сколько средством достижения общественного компромисса.

Формальное равенство, права и свободы личности, обособленность государства от общества, представительные учреждения и другие институты современного государства коренным образом изменили государство и право, их соотношение с гражданским обществом.

Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено положение, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство». Все понимают, что правовое государство для России не объективная реальность, а цель. Становление правового государства – это сложный и длительный по времени процесс. Он осуществляется вместе с формированием гражданского общества. Его невозможно реализовать законодательным актом.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы – задача первостепенной важности. Но, кроме этого, необходимо коренное преобразование социально-экономической, политической и духовной жизни. Главное здесь в формировании собственности и среднего класса в обществе. При безраздельном монопольном господстве бюрократической государственной и олигархической собственности, которое требует наличия жесткой административно-командной системы государственного управления, сформировать правовое государство и гражданское общество невозможно.

Таким образом, процесс становления правового государства занимает длительный исторический период. Его невозможно осуществить декретированием или строительством. Правовое государство будет сформировано гражданским обществом по мере его зрелости.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие и структура политической системы общества.

3.2. Государство и политические партии.

4.3. Взаимодействие государства с общественными объединениями.

5.4. Идеи гражданского общества в истории политико-правовой мысли.

7.5. Основные положения концепции правового государства.

8.6. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Темы рефератов

1. Личность в политической системе общества.

2. Государство и религия.

Глава 5

Теория права

Термин «право» может употребляться в различных значениях. В общесоциальном смысле под правом понимаются нравственные, политические, культурные и иные возможности и ограничения в поведении субъекта. В конкретном смысле право представляет меру возможного и должного поведения конкретного субъекта.

Под правом также понимается юридический инструментарий, имеющий государственную природу, состоящий из целой системы юридических норм, институтов и отраслей. Именно такое понимание права является объектом нашего рассмотрения.

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

по предмету «ПОЛИТОЛОГИЯ»

тема №5: «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»

студентки группы А-1

3-го курса заочной формы обучения

ПЕТРАСЮК ОКСАНЫ

Донецк – 2004

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.

Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и т.д. Государственное насилие самое страшное, потому что оно опирается на силу государственной власти с ее карательным аппаратом, совершается в масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей и способов борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий и установлению тотального контроля над обществом.

Однако, государство не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. С целью минимизации негативных последствий функционирования государства для общества, ограничения возможного зла от нее, человечество отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в первую очередь, теория демократии с ее концепциями и принципами и их практической реализацией. Особое место в арсенале теоретических способов влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и гражданского общества.

1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По определению Ж.Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющие данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности… – писали Маркс и Энгельс. – Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его…».

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколь­ко веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в неко­торых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее офор­мление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги граждан­ского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.

Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкно­вениями классов, коренными преобразованиями общественной идео­логии.

На первом этапе (примерно ХVI-ХVII вв.) складывались эко­номические, политические и идеологические предпосылки гражданско­го общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформ­ление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет Нового времени.

На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

– экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

– безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

– легитимность и демократический характер власти;

– равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

– правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

– политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

– свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

– невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

– классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

– эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.

В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

Информация о работе «Гражданское общество и правовое государство» Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 29064
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

55239 0 0

… , декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран — конституционные обычаи, в мусульманских государствах — предписания Корана. 2.2 Гражданское право Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости …

67733 0 0

… 3-4 проц. населения (т. 1, с. 264-265). На какую же социокультурную базу в таком случае опирался интересующий автора, как и всех нас, «генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства»? Миронов делает усилия понять, как этот процесс прокладывал себе путь в обществе. Он прослеживает постепенную гуманизацию законодательства, означавшую, что общество начало …

48398 0 0

… не обладающих имуществом (промышленное, всеобщее сословие), то, по логике Маркса, будет упразднена «иллюзия единства», что будет означать утверждение тождества гражданского общества и политического государства. Общество вернется к состоянию своего далекого и недалекого прошлого. Маркса не удовлетворил анализ сословий гражданского общества, сделанный Гегелем, особенно в части, касающейся социальных …

52021 0 0

… и для потребления других, и, таким образом, приобретается возможность всеобщего обеспечения средствами существования (8).Следовательно, вышесказанное не означает, что мыслители отождествляли гражданское общество с реально существующим государством, с реальными формами государственного управления. По теории общественного договора, которую они все поддерживали, законным считалось то правительство, …

В теории конституционного права совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. основными элементами г.о. являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. в последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ г.о. в качестве комплексного конституционно-правового института.

Источник: Большой юридический словарь на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. Новейший философский словарь
  2. Гражданское общество — В особом смысле, употребляемом некоторыми юристами, обозначает совокупность всех лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании Г. права. Члены Г. общества выступают или в качестве субъектов… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. см. ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ. Социологический словарь
  4. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — Общество, в котором существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности, все предпосылки для проповедования различных идеологических постулатов (граждане могут свободно выражать свои мнения… Словарь по конституционному праву
  5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – 1) общество, в котором сочетаются частные и общие интересы (см. Гегель ); 2) общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль… Новая философская энциклопедия
  6. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — термин, употребляемый в разных значениях; введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис). Большой энциклопедический словарь

Понятия «гражданское общество» и «правовое госу­дарство» — концептуальные категории философии, поли-тологии, социологии.

Гражданское общество — сфера самопроявления сво­бодных граждан и добровольно сформировавшихся ассо­циаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной рег­ламентации их деятельности со стороны государствен­ной власти.

Становление концепции гражданского общества отно­сится ко второй половине XVIII — началу XIX в. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу матери­ально-экономической жизни, в основе развития которой он видел «мировой дух», абсолютную идею. К гражданс­кому обществу он относился как к инобытию духа, идеи;

во взаимодействии государства и гражданского общества отдавал приоритет государству (особенно отчетливо это выражено в его философии права).

Маркс, Энгельс развили идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Концептуальное значение имеет выдвинутый ими тезис о диалектике го­сударства и гражданского общества, который сводится к следующему: не государством обусловливается и опреде­ляется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. В общество государство входит как важнейший элемент политичес­кой надстройки.

Над этой базисной сферой и в причинной зависимости от нее располагается сфера социальных отношений, оп­ределенная организация семьи, сословий, классов. В ней происходит двуединый взаимосвязанный процесс — лич­ные интересы развиваются до степени групповых и клас­совых, а групповые, классовые начинают воспринимать­ся сквозь призму личных интересов, прав и свобод от­дельной личности.

Для понимания характера этих отношений важно иметь в виду следующее. Если государство знает различ­ные формы правления господствующих классов — демок­ратические, монархические, диктаторские, то для граж­данского общества характерна демократическая форма существования. Поэтому, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.

В процессе своего развития гражданское общество проявляет тенденцию к охвату все более широких слоев населения.

Передовые мыслители XVII—XVIII вв. — Локк, Мон­тескье и другие сформулировали принцип разделения государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной, во-вторых, уравновешивать другие. Принцип разделения властей послужил основой (фундаментом) для теории правового государства. Так, Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям ко­торого оно должно подчиняться. Гражданское правовое состояние, по Канту, основано на следующих априорных (изначальных) принципах: 1) свобода каждого члена об­щества как человека; 2) равенство его с каждым другим как подданным; 3) самостоятельность каждого члена об­щности как гражданина.

Значительный вклад в развитие теории правового го­сударства внесли немецкий философ К.Ясперс, русские философы А.Н.Радищев, А.И.Герцен и др.

Признаки правового государства отрабатывались и совершенствовались человечеством веками. К ним от­носятся:

1) господство права, его приоритет над государством. Это означает, что правовой закон, принятый парламен­том, не может быть изменен, отменен, приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распо­ряжениями. Государственный орган, издавший закон, также не вправе его нарушать;

2) четкое разграничение компетенции властей на за­конодательную, исполнительную и судебную при усло­вии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках правового закона, на основе конституционно-пра­вовой регламентации разделения властей;

3) незыблемость свободы личности, ее прав, чести, достоинства, их охрана и гарантии. Это важнейший вопрос для любого демократического правового госу­дарства;

4) взаимная правовая ответственность личности и го­сударства. Это означает, что человек становится цент­ром, вокруг которого функционирует весь общественный механизм. Но и личность ответственна перед государ­ством;

5) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением нрав и свобод граждан, реализацией право­вых законов, других нормативных актов.

Из этого следует, что первооснова правового государ­ства заключается в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в неукоснительном осуществлении прав граж­дан, в их уважении и соблюдении со стороны государ­ства. Итак, правовое государство — это правовая форма^ организации и деятельности публичной политической’ власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъек­тами права.

Правовое государство относится к общечеловеческим ценностям как правовая форма организации политичес­кой власти и сохраняет свое значение в современном мире.

Гражданское общество — сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. В таком обществе призваны действовать многооб­разные политические силы, которые прежде всего путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д. должны достигать своих целей.

Добавить комментарий