Полиция в 19 веке

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7

  1. I. Африка после окончания Первой мировой войны
  2. Аграрная политика самодержавия в первой половине XIX в.
  3. Армия и полиция
  4. Б3.5 Оказание первой помощи при ожогах.
  5. Б7.5 Способы оказания первой помощи пострадавшему при поражения электрическим током.
  6. Б9.5 Перечислить последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшим.
  7. Беларусь в годы первой мировой войны.
  8. Билет 10. Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную во второй половине XVII века.
  9. Билет 19.Культура России в первой половине XIX века.

В 1802 году Александр I создает в России новые органы центрального управления — министерства и среди них — министерство внутренних дел Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. — М.: «Щит-М», 1998. 77 с. (см. прил. — док. № 7), которому поручались надзор за благоустройством и санитарным состоянием страны, функционированием путей сообщений, снабжением населения продовольствием, организация почтового сообщения. Кроме того МВД руководило деятельностью губернаторов, в подчинении которых и находилась вся местная полиция. Непосредственное руководство органами внутренних дел осуществлялось второй экспедицией министерства — экспедицией спокойствия и благочиния. Она включала два отделения. Первое курировало сельскую полицию (нижний земский суд), второе — городскую (управу благочиния).

Первым министром внутренних дел стал Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) — близкий друг Александра I.

Дальнейшее развитие органов центрального полицейского управления связано с осуществлением реформы М.М. Сперанского, в ходе которой было образовано Министерство полиции. Министерство полиции состояло из департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент) и двух канцелярий (общей и особенной). Департамент полиции хозяйственной осуществлял контроль за ценами, продовольственным снабжением городов, пресекал спекуляцию. В его ведении также находились смирительные и работные дома. Департамент полиции исполнительной контролировал работу местной полиции, надзирал за проведением следствий по уголовным делам, занимался поимкой дезертиров. Медицинский департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами. Особенная канцелярия Министерства полиции занималась секретным делопроизводством, политическим сыском, наблюдением за иностранцами.

Правительство наделило Министерство полиции большими полномочиями. Кроме собственно охранения внутренней безопасности, Министерство следило за исполнением законов всеми другими государственными министерствами. Поэтому многие высшие сановники империи негативно восприняли появление нового контрольного органа и использовали любые возможности для дискредитации его деятельности. В конце концов в 1819 году вновь назначенному министру внутренних дел В.П. Кочубею удалось обосновать перед царем необходимость его ликвидации с возвращением функций Министерства полиции в Министерство внутренних дел Борисов А.В. «Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века», М.: Академия МВД СССР, 1982. — 47 с..

В 1837 году усиливается сельская полиция. Уезды разделяются на станы, в каждом из которых вводится должность станового пристава или участкового заседателя, обязанного постоянно проживать на обслуживаемом участке и руководить работой подчиненных ему сотских и десятских.

В начале XIX века происходят изменения в организации полиции Москвы и Санкт-Петербурга. Петербургская полиция разделяется на внутреннюю и внешнюю части. Внутренняя часть включала управы благочиния, частных приставов, квартальных надзирателей и решала задачи производства следствия, исполнения распоряжений городских властей, контроля паспортного режима. Внешняя часть представляла собой полицейскую наружную службу. В ее задачи входило поддержание общественного порядка, патрулирование улиц силами полицейской команды и команд ночной и пожарной стражи. Назначение на полицейские должности в столицах производилось военным губернатором, а на должность обер-полицмейстера — императором.

Претерпела изменения и политическая полиция: Тайная канцелярия упраздняется, а полномочия расследования политических преступлений передаются Сенату и судам по уголовным делам. С 1802 года эти дела концентрируются в особенной канцелярии Министерства внутренних дел (с 1811 по 1819 год — особенная канцелярия Министерства полиции), а затем в Комитете для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия. В состав последнего вошли министры юстиции и внутренних дел, а также несколько сенаторов. В начале 20-х годов возникает ряд других секретных служб: тайная полиция при штабе гвардейского корпуса, подобная организация при Управлении военных поселений. Все они работали самостоятельно, конкурируя между собой Демин В.А. «Очерки истории органов внутренних дел Российского государства», Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001. — 41 с..

После подавления восстания декабристов органом политического сыска становится Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. При образовании Отделения в качестве исходных составных частей в него вошли особенная канцелярия Министерства внутренних дел, тайная агентура и Отдельный Корпус Жандармов.

Обязанности жандармов регламентировались нечетко: им предписывалось наблюдение за исполнением законов, преследование разбойников, рассеяние запрещенных собраний, усмирение бунтов, преследование тайных обществ, конвоирование арестованных, производство обысков и дознаний, приведение в исполнение приговоров. Деятельность жандармерии законодательно не ограничивалась и регламентировалась распоряжениями руководства в виде устных и письменных инструкций.

С момента основания и до своей кончины (в 1844 г.) шефом жандармов и начальником III Отделения являлся Александр Христофорович Бенкендорф. Непосредственным организатором и управляющим III Отделением являлся Максим Яковлевич фон Фок, ранее бывший директором особенной канцелярии Министерства полиции. Аппарат Отделения первоначально насчитывал всего 16 человек, организационно объединенных в четыре экспедиции: первую (политические дела), вторую (ересь, фальшивомонетничество, убийства, места заключения, крестьянский вопрос), третью (контроль за иностранцами), четвертую (делопроизводство, личный состав). В 1842 году появляется пятая экспедиция, специализирующаяся в области театральной цензуры. Штат служащих постепенно увеличивался и к моменту ликвидации III Отделения (1880) превысил 70 человек.

Политическая полиция того времени начинает активно использовать возможности агентуры. Тайный агент И.В. Шервуд-Верный вскрыл подготовку заговора декабристов, П.Д. Антонелли (студент Петербургского университета) способствовал разоблачению кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. После подавления польского восстания (1830-1831 гг.) и формирования польской эмиграции, стала формироваться и заграничная агентура.

Производство по уголовным делам тогда подразделялось на три этапа: следствие, суд, исполнение приговора. Кроме осуществления следствия и исполнения приговора, на полицию возлагались также и судебные функции, правда по незначительным, маловажным правонарушениям. Следствие как этап производства по уголовному делу дифференцировалось на предварительную и формальную стадии Иванова Е.А. «Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII — начало XX в.)». Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003. — 102 с..

Предварительное следствие начиналось по жалобе потерпевшего, донесению прокуроров, явке с повинной, а также по собственному усмотрению полиции. В ходе его полиция должна была установить, действительно ли имели место деяния, заключавшие в себе признаки преступления, и провести необходимые розыскные действия.

На формальной стадии устанавливались личность преступника и обстоятельства преступления. Доказательства фиксировались в протоколах, подписываемых лицом, производящим следствие, и обвиняемым. На этой стадии следствия допускалось присутствие депутатов от сословий для наблюдения за правомерностью следственных действий. Важное значение в процессе расследования придавалось получению собственного признания подозреваемого, но пытки уже в 1801 году были запрещены законодательно.

Право ведения расследования по уголовным делам в то время предоставлялось весьма широкому кругу должностных лиц и органов. Его могли проводить нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, состоявшие из полицмейстеров, частных приставов и следственных приставов уголовных дел. Следствие по маловажным делам производили в основном квартальные надзиратели. В более сложных случаях оно поручалось особым чиновникам, выделяемым губернским начальством или министром внутренних дел, либо особым комитетам, состоящим из чинов различных ведомств, но при главенствующей роли в них офицеров корпуса жандармов.

Таким образом, уголовный сыск (оперативно-розыскная деятельность) к середине XIX века уже выделялся как форма участия полиции в раскрытии преступлений, причем как составная часть дознания. Также был введен в действие важный закон — в 1801 году пытки подозреваемого были запрещены законодательно.

III. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Упущения в деятельности III отделения (его противодействие политическому террору в лице «Народной воли” оказалось несостоятельным) предопределили серьезные изменения центрального аппарата министерства внутренних дел. Император Александр II, обеспокоенный безопасностью собственной персоны и порядком управления государством, 12 февраля 1880 года утверждает в Санкт-Петербурге Верховную Распорядительную Комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. — М.: «Щит-М», 1998. 32 с.. Орган этот задумывался в качестве чрезвычайно-административного, поскольку ему поручались и контроль, и непосредственное ведение всех уголовных дел по государственным преступлениям, находящимся в производстве по всей Империи, а также принятие мер обеспечения государственной безопасности, обязательных к исполнению всеми губернаторами и ведомствами. Главный Начальник Комиссии подчинялся непосредственно императору.

За время своей работы комиссии удалось убедить царя в возможности возвращения к прежнему порядку управления, но с одной особенностью: функции и компетенция министерства внутренних дел должны были быть существенно расширены. В августе 1880 года дела III отделения передаются образованному в составе МВД Департаменту Государственной Полиции (в 1883 году переименован в Департамент полиции), а само отделение упраздняется. Одновременно на министра возлагается заведование Корпусом Жандармов, а Верховная комиссия закрывается.

Реформа 1880 года превратила МВД в главенствующее звено госаппарата, в роли которого оно пребывало практически до падения самодержавия. Министр внутренних дел превратился в ключевую правительственную фигуру с уникальной компетенцией (помимо управления большей частью экономики первенство министра подтверждалось сосредоточием в его руках значительной власти). Лидерство министра нашло юридическое закрепление в сложившейся позже практике наделения его по совместительству полномочиями Председателя Совета Министров.

Принятое после убийства Александра II Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия” позволяло ему в случае необходимости объявлять территории Империи состоящими в положении «усиленной охраны”1 (до 1 года), а с согласия комитета министров — в положении «чрезвычайной охраны”1 (до 6 месяцев) Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. — М.: «Щит-М», 1998. 33 с..

В условиях «усиленной охраны”1 губернатору разрешалось поручать ведение «внутреннего наблюдения” владельцам недвижимого имущества; запрещать массовые собрания, закрывать предприятия и заведения, высылать неблагонадежных частных лиц, передавать уголовные дела на рассмотрение военных судов. При введении положения «чрезвычайной охраны” к указанным мерам добавлялись: право непосредственного (минуя военное командование) отдания приказов воинским частям, создания внештатных военно-полицейских команд, наложения ареста на движимое и на недвижимое имущество и доходы от них; тюремного заключения на срок до 3 месяцев, закрытия учебных заведений и средств массовой информации.

Положение расширяло и полномочия полицейских органов. Местные начальники полиции, а также начальники жандармских управлений и их помощники могли производить предварительное задержание подозрительных лиц на срок до 14 дней, производить в любое время обыски во всех без исключения помещениях, накладывать аресты на всякого рода имущество.

Вследствие огромной нагрузки министра по руководству подчиненными учреждениями функции управления полицией безопасности исполнял его заместитель — товарищ министра, заведующий полицией и командир отдельного корпуса жандармов. Он осуществлял непосредственное руководство Департаментом полиции.

Включавший Директора, Вице-Директоров, чиновников для особых поручений, секретаря, делопроизводителей, старших и младших их помощников, казначея с помощником, начальника архива, Департамент, в соответствии со Сводом Законов Российской Империи, решал задачи борьбы с преступностью и поддержания правопорядка, обеспечения приграничных сообщений, демаркации государственной границы, заботы о сиротах, надзора за правилами торговли, регистрации организаций и обществ, контроля за соблюдением паспортного режима.

Организационно Департамент Полиции состоял из семи делопроизводств, двух отделов и агентурной части. Распорядительное делопроизводство вело кадровую работу. Законодательное — ведало строительством полицейских органов по всей территории страны, предупреждением антиобщественного поведения обывателей (пьянства, нищенства, «разврата”). Третье — занималось негласным сбором информации о гражданах, желающих поступить на государственную службу, а также о ведущих активную общественную деятельность. Кроме того, на него возлагался контроль за розыском преступников. Четвертое — контролировало проведение дознаний по делам о государственных преступлениях. Пятое — наблюдало за исполнением решений, принятых в отношении государственных преступников. Шестое — наблюдало за производством и хранением взрывчатых веществ, контролировало соблюдение законов о винной монополии и евреях, регулировало отношения между предпринимателями и рабочими. Седьмое — руководило деятельностью сыскных отделений Иванова Е.А. «Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII — начало XX в.)». Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003. — 120 с..

Особый отдел (организован в 1898 году) обобщал результаты перлюстрации писем, а также вел агентурную работу за пределами Империи. С образованием в России политических партий его подразделяют на два самостоятельных подразделения: первый отдел (сбор сведений о деятельности партий) и второй отдел (сбор сведений, касающихся общественных организаций).

Местные полицейские органы во второй половине XIX века также реформируются. В декабре 1862 года уездная и городская полиция объединяются в одну структуру — уездное полицейское управление («Временные правила об устройстве полиции”). Глава полиции — уездный исправник — теперь назначался министром, а не избирался, как ранее.

Уезды подразделялись на станы, возглавляемые становыми приставами. Города контролировались городскими и участковыми приставами, а также полицейскими надзирателями. Институт сотских и десятских преобразования не затронули. Однако объединение не коснулось столиц и крупных городов, в которых городская полиция сохранялась.

Полицейские учреждения облагались двойным контролем: «по вертикали” — со стороны Департамента полиции и «по горизонтали” — со стороны губернатора и губернского правления,

Непосредственная ответственность за состояние общественной безопасности возлагалась на станового пристава. Он проводил дознание по уголовным преступлениям, собирал сведения о проживающих на подконтрольной территории, обеспечивал безопасное прохождение по стану войск, арестантов и пр.

В 1878 году приставы получили помощников в лице урядников Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. — М.: «Щит-М», 1998. 121 с. (см. прил. — док. № 8). На этих полицейских чиновников и легла основная тяжесть производства дознаний по уголовным делам и многие другие обязанности: наблюдение за поведением обывателей во время церковных служб, пресечение антиправительственных действий и слухов, контроль за ношением оружия, исполнением правил питейной торговли (продажа спиртного с 7 утра и до 22 (в селах) — 23 часов вечера (в городах) в будние дни, в праздничные и воскресные — по окончании литургии; в местах реализации спиртного не допускались музыка, азартные игры.) В распоряжении урядников находились сотские и десятские.

Законченное урядниками дознание начальник уездной полиции передавал судебному следователю с сообщением об этом прокурору. Основной формой работы урядников являлось патрулирование обслуживаемой территории, с уделением особого внимания наиболее посещаемым (базары, площади и пр.) и «глухим” местам. Не менее сложной задачей являлся негласный надзор за «официальными” и ”неофициальными” (ведущими подозрительный образ жизни, еще не пресеченный компетентными органами) подопечными. Проживающие на территории вверенного им участка урядники отлучались с него только с разрешения непосредственного начальника.

Учитывая постоянно возрастающий объем работы, выполняемой данным институтом, в уездную полицию вводится дополнительная категория нижних чинов — стражники. Объединенные с урядниками, они составляли полицейскую стражу (1903 г.). Должность урядника вводилась в каждой волости, а общее количество стражников определялось из расчета не более одного на 2,5 тысячи жителей.

На вооружении у стражи находились револьверы и холодное оружие (урядники) и шашки (стражники; хотя они имели право ношения огнестрельного оружия, но приобретенного за свой счет). Общее руководство стражей осуществлялось по цепочке: становой пристав — уездный исправник — губернатор — Директор Департамента полиции — министр.

Городская полиция (сохраняющаяся в соответствии с «Временными правилами” Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. — М.: «Щит-М», 1998. 107 с. (см. прил. — док. № 9) 1862 г.) практически не менялась ни организационно, ни функционально. Высшим полицейским чиновником города был градоначальник, являвшийся одновременно и главным администратором.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 18; Нарушение авторских прав

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………………………………. 2

Глава 1: Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи………………….. 3

$1: Реформа органов государственного управления. Создание Министерства внутренних дел………………………………………………………………………………………… 3

$2: Структура и задачи МВД с 1802 – 1811 г…………………………………………….. 5

Глава 2: Министерство полиции России: причины создания, структура и задачи………………………………………………………………………………………………………………… 10

$1: Причины создания Министерства полиции………………………………………….. 10

$2: Структура и задачи Министерства полиции………………………………………… 12

Глава 3: Присоединение Министерства полиции к МВД……………………………… 18

Заключение……………………………………………………………………………………………… 20

Список литературы …………………………………………………………………………………. 21

Введение

«Создания МВД Российской империи. Его структура и задачи» — одна из важных и актуальных тем для изучения истории ОВД.

Тема работы актуальна потому, что в России интенсивно шел необратимый процесс становления новых капиталистических отношений, а самодержавие послушно выполняло волю крепостников, которые и не думали ни о каких конституционных преобразованиях.

Еще во времена Екатерины II внутренние дела пришли в упадок. Администрация как высшая, так и местная была развращена. Расстройство финансовое, взяточничество чиновников, снисходительность императрицы к фаворитам ни для кого не были тайной. Вот письмо Александра 1 графу Кочубею: «Наши дела в неимоверном беспорядке. Грабеж со всех сторон; порядок, кажется, изгнан отовсюду”.

Русское самодержавие в первой половине XIX в. свое высшее назначение видело в том, чтобы отстоять во что бы то ни стало всевластие трона. И эту цель можно было достичь или путем откровенной реакции, или приспособлением развивающихся капиталистических отношений к нуждам и запросам господствующего класса. Как известно, русское самодержавие выбрало второй путь. В своих замыслах Александр 1 вынужден был пойти дальше воззрений своей «августейшей бабки”.

Актуальность нашего исследования определила цель работы:

Целью работы является рассмотрение создания структуры и задач МВД в 1802-1825 гг. XIX века.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

1. Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи.

2. Министерство полиции России: причины создания, структура и задачи.

3. Присоединение Министерства полиции к МВД.

I. Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи.

Реформа органов государственного управления. Создание Министерства внутренних дел.

В первые десятилетия XIX в. в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. Созданная в это время система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями до 1906 г., когда была учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты «Основные законы Российской Империи», ставшие по существу первой Конституцией России. .

Реформа государственных учреждений определялась как внутренними причинами — необходимостью приведения в соответствие системы управления с изменявшимися социально-экономическими условиями, для обеспечения традиционного в России деятельного участия государства в экономической, общественной жизни, так и внешними обстоятельствами — прежде всего войнами с наполеоновской Францией.

Следует учитывать и субъективные факторы проведения реформ в это время, игравшими не последнюю роль в истории России, а именно политическую ориентацию и преобразовательные планы вступившего на престол в 1801 г. императора Александра I и его ближайшего окружения. Начало царствования Александра I «характеризуется горячим и искренним приступом к реформам по инициативе самого юного императора. В то же время это был период самых розовых, хотя и очень неопределенных надежд и ожиданий со стороны общества!’1.

Реформы государственного аппарата вызвали надежды в одних и опасения в других кругах русского общества (оказавшиеся напрасными), расценивавших их как начало движения в сторону ограничения самодержавия, к конституционной монархии.

В это время декларировалось повышение роли Сената в управлении государством: был создан высший законосовещательный орган «Непременный совет», преобразованный вскоре в Государственный совет, был организован Комитет министров; проводились другие изменения в системе государственного управления, предпринималась очередная попытка кодификации российского законодательства.

Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование в сентябре 1802 г. новых органов центрального управления — министерств

В Манифесте 8 сентября 1802 г. об образовании восьми министерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, прин-ципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.

Структура и задачи МВД с 1802 – 1811 г.

«Должность Министра Внутренние Дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. В управлении своем имеет он все части Государственной промышленности, кроме части Горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в Государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии…»(1).

Компетенция Министерства внутренних дел и задачи, стоявшие перед ним, были определены в статье IV Манифеста о создании министерств. Министр внутренних дел был обязан «заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи», что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией, исполнение большого объема внутренних функций государства.

МВД руководило всеми отраслями государственной промышленности (кроме горной): государственного строительства, торговли, почтой и др.

Структура центрального аппарата МВД Российской Империи в 1802 г.(2)

Попечения о народном продовольствии Спокойствия и благочиния Государственного хозяйства Общественного призрения

Экспедиции

Первым министром внутренних дел стал один из ближайших друзей Александра I 34-летний граф, впоследствии князь, председатель Государственного Совета и Комитета министров при Николае I Виктор Павлович Кочубей, который пригласил на службу в МВД М.М. Сперанского, образованнейшего человека своего времени, ставшего одним из крупнейших государственных деятелей России XIX в. Он возглавил главное структурное подразделение МВД — Департамент внутренних дел, в состав которого входили четыре так называемые экспедиции. Руководство полицией сосредоточивалось во второй экспедиции Департамента — экспедиции спокойствия и благочиния, состоявшей из двух отделений. Первому отделению подчинялась сельская, второму — городская полиция.

На первое отделение возлагались — сбор ведомостей о происшествиях, предотвращение «ложных слухов» писем, ересей… а главное — наблюдение «за неповиновением крестьян законной власти». Второе отделение, как руководившее городской полицией, занималось, по существу, контролем за соблюдением Устава благочиния, а также состоянием и содержанием полицейских и пожарных команд.

Губернаторы, являвшиеся чиновниками Министерства внутренних дел, начиная с 1805 г., представляли в МВД ежегодные отчеты, по содержанию и форме соответствовавшие ежегодным отчетам министра царю. Аналогично министерскому, в губернаторском отчете специальный раздел посвящался деятельности полиции.

Отчеты Министерства внутренних дел о своей деятельности публиковались в издаваемом с 1804 г. МВД «Санкт-Петербургском журнале». Это имело большой общественный резонанс, так как впервые широкая общественность стала получать многие сведения о положении в Империи, в том числе о состоянии преступности, числе несчастных случаев, пожаров и т.д. Данные о состоянии преступности считались одним из основных документов «доброго или худого устройства полиции»3.

Одним из первых вопросов, который пришлось решать руководству МВД, было материальное обеспечение служащих полиции, которые не могли жить по средствам из-за мизерности получаемых ими окладов, что нередко приводило к реализации ими возможностей, имевшихся у полицейских для получения «небезгрешных доходов». По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции «на жалованье по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи”4.

Компетенция второй экспедиции Департамента полиции МВД, распределение функций между входившими в нее двумя отделениями, место ее в системе других структурных подразделений претерпели изменения в 1806 г.

По сравнению с предыдущим периодом, новое распределение функций между отделениями было более сложным — проводилось не по видам полиций (сельская и городская), а по отраслям деятельности, полицейских органов, что больше соответствовало централизованному, «министерскому» характеру управления полицией. Функции каждого отделения определялись более подробно и были добавлены новые.

Первое отделение собирало сведения по губерниям о всех происшествиях, занималось «делами цензуры», контролировало проведение массовых зрелищ, публичных собраний. Комплектование полицейских команд, назначение, увольнение, награждение полицейских чиновников — также находилось в ведении первого отделения. Рассмотрение жалоб на полицию по поводу «медлительности, проволочки, насилии личном и имущественном» было компетенцией второго отделения. Таким образом, управление кадрами полиции было централизовано, вопросы прохождения службы полицейскими чиновниками решались в министерстве. Это было одним из условий относительной независимости и самостоятельности полиции от руководства местной администрации. Второе отделение занималось и вопросами «прямого неповиновения власти и восстановления порядка».

К вопросу о создании Министерства внутренних дел

Российской империи

В. В. ЖИЛЯКОВ,

слушатель 4 факультета, начальник ремонтно-эксплуатационного отдела Управление тылового обеспечения (Академия управления МВД России) E-mail: valzhv71@mail.ru

To the Question About Creation the Interior Ministry the Russian

V. V. ZHILYAKOV,

Student of the 4th Faculty,

В статье рассматриваются предпосылки создания Министерства внутренних дел Российской империи, исследуется развитие и особенности формирования Министерства внутренних дел в первой половине 19 в., его организационно-штатная структура.

Министерство внутренних дел Российской империи, история органов внутренних дел, предпосылки развития.

УДК 351.741:94(47)

Interior Ministry of the Russian Empire, history of the law enforcement bodies, development background.

В 2018 г. исполняется 300 лет с момента издания указа Петра Великого, положившего начало созданию впервые в России регулярной полиции.

Знакомство с историческим наследием прошлого, нашедшее отражение в ряде документальных источников, позволяет с позиции наших дней осознать исключительно важное место Министерства внутренних дел Российской империи в системе государственной власти и управления.

В статье будет предпринята попытка рассмотреть основные предпосылки создания Министерства внутренних дел Российской империи и проанализировать организационно-штатную структуру данного ведомства в первой половине XIX в.

В настоящее время происходит перманентное реформирование системы МВД России. Одни структурные подразделения создаются, другие

упраздняются, происходят изменения штатных расписаний как подразделений центрального аппарата, так и территориальных органов внутренних дел. Все эти мероприятия направлены на оптимизацию организационной структуры министерства в целях повышения эффективности управления и, как следствие, более качественного выполнения своих основных задач.

В этой связи имеет смысл обратиться к опыту создания и реформирования Министерства внутренних дел Российской империи.

Одним из первых исследований истории Министерства внутренних дел является работа Н. В. Варадинова «История Министерства внутренних дел». В нем описываются создание и деятельность министерства в первой половине XIX в. Однако, при всей своей ценности данная работа имеет лишь описательный характер изложенного материала и недостаточный правовой анализ законодательной базы.

Труд, подготовленный С. А. Адриановым — «Министерство внутренних дел 1802—1902 гг.», также имеет схожие недостатки с работой Н. В. Варадинова. В основе периодизации деятельности министерства так же, как и у многих других исследователей, лежит хронология смены императоров, а не изменение структуры и функций самого ведомства.

Советская историческая наука довольно поздно, лишь в 50-60-х гг. начала разрабатывать проблемы истории политических институтов и учреждений Российской империи. К числу таких работ следует отнести монографию Н. П. Ерошкина, посвященную политическим институтам самодержавной России. Дав общую характеристику государственного строя России в первой половине XIX в., автор затем останавливается на анализе высших государственных учреждений этого периода, таких как Непременный совет, Негласный комитет, Государственный совет, Комитет министров, Святейший Синод и Собственная его императорского величества канцелярия. Что же касается центральных государственных учреждений — министерств, то рассмотрев общие начала и правовую основу их организации в целом, автор лишь несколько строк уделяет структуре Министерства внутренних дел в исследуемый период.

Начиная с 60-х годов XX в. в Высшей школе МВД СССР начала формироваться научная школа истории органов внутренних дел под руководством Р. С. Мулукаева. В рамках данной научной школы впервые в отечественной историко-пра-вовой науке стали разрабатываться вопросы места и роли Министерства внутренних дел в государственном механизме Российской империи, его организационной структуры и функций.

Значительный вклад в изучение деятельности Министерства внутренних дел внесла монография А. В. Борисова, А. Я. Малыгина, Р. С. Мулукаева «Полиция Российской империи». В ней на основе обобщения значительного объема архивного материала рассмотрена структура и основные направления деятельности российской полиции в XVIII — начале XX вв., а также роль Министерства внутренних дел как органа центрального отраслевого управления.

Как совершенно справедливо отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин на встрече с участниками первого Общероссийского исторического собрания: «Из событий минувших дней нужно извлекать уроки для решения современных задач, для того чтобы посмотреть немного вперед: на ближайшую, среднесрочную, отдаленную перспективу» .

Исследование организационно-правовых основ создания Министерства внутренних дел

Российской империи позволит учесть опыт прошлого и с определенной долей коррекции избежать совершения многих ошибок при очередном реформировании системы в наше время .

В настоящее время одними из актуальнейших проблем общественной жизни являются вопросы укрепления российской государственности, налаживание механизма государственного управления, местного самоуправления, организации правоохранительной деятельности.

Во многом схожая ситуация складывалась в Российской Империи в начале XIX в. Это был довольно сложный и насыщенный противоречиями период отечественной истории. А. С. Пресняков характеризует государство в этот период так: «Россия на распутье — между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны, соответственно назревшим и ощутимым потребностям развития ее материальных и культурных сил» .

К началу XIX в. Россия имела достаточно сложный механизм государственного управления, не отвечающий требованиям времени. Одним из основных факторов, обусловливающих необходимость совершенствования механизма государственного управления, являлась обширная территория страны, включающую значительные пространства Восточной Европы и Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток). В течение первой половины XIX в. территория страны была существенно увеличена (с 16 до 18 млн км ) за счет присоединения Финляндии, Царства Польского, Бессарабии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Приамурья и Приморья, на которой проживали около 43 млн чел. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также к началу XIX в. были обострены противоречия феодально-крепостнической системы, которые фактически можно было охарактеризовать как общий кризис феодализма, охватывающий практически все стороны жизни общества. Крайне низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве, а также трудности развития капиталистических отношений в промышленности были обусловлены сохранившимся в государстве крепостным правом .

Кризисные явления в экономике отражались и в социально-политической сфере. Этот период характеризовался ростом социальной напряженности, обострением классовых противоречий. В таких условиях правительство вынуждено было идти на определенные изменения в государственном управлении.

Реформы рассматриваемого периода, в том числе и министерские, происходили среди пре-

ний и споров. Александр I, на время правления которого (1801—1825 гг.) пришлись существенные преобразования органов государственного управления, в том числе и министерская реформа, активно выражал желание реформировать «безобразные издания нашего управления», а также уничтожить «деспотизм нашего правления» и установить в России формы «истинной (конституционной) монархии» .

Так, 8 сентября 1802 г. Манифестом «Об учреждении министерств» было положено начало становлению министерской системы управления в России. Согласно Манифесту учреждалось только одно министерство с 8 отделениями: военных, сухопутных, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. При этом лица, которые возглавляли эти отделения, именовались министрами. Сами эти отделения уже в 1802 г. во всех официальных бумагах именовались министерствами .

Статус министра внутренних дел был определен в IV статье Манифеста. Основной его задачей являлась забота о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи.

На Министерство внутренних дел возлагались задачи по организации и поддержанию общественного порядка. Помимо этого также закреплялись задачи по управлению государственной промышленностью (кроме горной), строительством, сельским, городским хозяйством, продовольственной, врачебной, пожарной частями и др. В ведении Министерства внутренних дел находились весьма важные и разнообразные стороны государственной деятельности.

В соответствии с требованиями Манифеста 7 января 1803 г. при министерстве образовался Департамент внутренних дел.

Департамент подразделялся на 4 экспедиции, которые заведовали:

I — делами народного продовольствия и соляной части;

II — делами благочиния;

III — государственным хозяйством и мануфактурами;

IV — делами медицинской коллегии и приказов общественного призрения.

При департаменте учреждалось Общество дворян, на которое возлагалось составление истории каждой части управления, систематизация сведений о каждой губернии, производство следствия на местах, практическая помощь экспедициям, исполнение особых поручений министра и др. В министерстве также были составлены правила делопроизводства и положения о должностях различных чинов Департамента.

Руководство полицией было сосредоточено во II экспедиции, которая состояла из двух отделений (столов). Первому отделению подчинялась сельская полиция, второму — городская .

Первое отделение занималось сбором сведений о различных происшествиях, предотвращением «ложных слухов» и ересей. Главной же задачей, было предупреждение неповиновения крестьян законной власти.

Второе же отделение осуществляло контроль за соблюдением «Устава благочиния…», а также за состоянием городских полицейских и пожарных команд.

Главным отличием новых органов центрального управления (министерств), заменивших прежние коллегии, было единоличное управление: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; министры, в свою очередь, были ответственны перед Сенатом. Такие политические изменения явились первоначальным шагом в реформе 1802 г., но окончательно коллегиальный строй Манифест не уничтожал.

По мнению первого министра внутренних дел графа В. П. Кочубея, сохранившийся коллегиальный порядок являлся главным тормозом к успешному ведению дел министерства. Руководитель Департамента внутренних дел М. М. Сперанский также считал, что основным недостатком учрежденных в 1802 г. министерств было смешивание дел и власти между Сенатом и данными министерствами, в отсутствии преград в самопроизвольных действиях министра и в неопределенности власти его и недостатке ответственности .

В связи с этим, В. П. Кочубей 18 июля 1803 г. обратился с докладом к императору, в котором указывал на то, что причинами неудовлетворительности дел в министерстве является сохранение коллегиального порядка, от которого исходила медлительность в управленческих делах, слабая ответственность и исполнительность. Он предложил отказаться от коллегиальной системы. Основным вопросом, требующим разрешения, он считал существенное расширение полномочий министра в управлении. Александр I данные предложения одобрил.

Переход от старой системы управления к новой закончился к 1807 г. Во главе Министерства внутренних дел стояли министр и его товарищ, при министерстве состояло Общество дворян и 5 секретарей, Департамент внутренних дел, состоящий из трех экспедиций и Медицинского совета. При министерстве находилось Главное правление почт, которым министр заведовал отдельно на правах главноуправляющего и для которого имел особую канцелярию.

24 ноября 1807 г. В. П. Кочубея на посту министра внутренних дел сменил князь А. Б. Куракин, а совсем незадолго до этого, 19 октября, М. М. Сперанский был переведен на более высокий пост.

А. Б. Куракин обратил внимание на быстрый рост делопроизводства в Департаменте, из-за чего стала ощущаться нехватка служащих в экспедициях. Так, в 1807 г. количество входящих бумаг по Департаменту составляло около 25 тыс., а исходящих около 16 тыс. Из них около половины приходилось на дела II экспедиции. В этой связи в 1808 г. была произведена реорганизация II и III экспедиций.

На следующем этапе министерской реформы 1810—1811 гг. основными правовыми актами стали манифесты: 1) от 25 июля 1810 г. «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих» 2) от 17 августа 1810 г. «Высочайше утвержденного разделения государственных дел по министерствам» 3) от 25 июня 1811 г. «Общее учреждение министерств» .

С января 1811 г. по июль 1819 г. Министерство внутренних дел возглавлял О. П. Козодав-лев. Именно при нем были проведены реформы М. М. Сперанского, которые значительно отразились на министерстве, изменив круг его ведения. Необходимость реформы М. М. Сперанский обосновывал несовершенством учрежденных в 1802 г. министерств, в частности отсутствием четкой внутренней организации министерств, слабой исполнительской дисциплиной и прочее .

Реформы М. М. Сперанского начались с того, что 25 июля 1810 г. было обнародовано новое распределение государственных дел между министерствами. Манифест от 25 июля 1810 г. «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих» включал в себя два отделения. Первое отделение освещало разделение государственных дел, а второе — предметы ведения каждого министерства и Главного управления . Основные положения данного манифеста легли в основу Манифеста от 25 июня 1811 г.

Так, из Министерства внутренних дел было выделено Министерство полиции. Задачами Министерства внутренних дел было попечение о земледелии и промышленности, а задачами Министерства полиции — государственное благоустройство и медицинская часть.

Реформы М. М. Сперанского способствовали более четкому распределению дел по ведомствам, укрепляли внутреннюю организацию

министерств. Объединение министерской деятельности происходило за счет развития Комитета министров, над которым органом верховного надзора оставался по-прежнему Сенат. Кроме того, определенные изменения в положение министров внесло учреждение Государственного Совета 1 января 1810 г. В частности, министры наделялись правом законодательной инициативы.

Структура Министерства полиции отличалась от структуры Министерства внутренних дел. Кроме канцелярии и Совета министров, учрежденных на общем собрании, она состояла из трех департаментов, Медицинского совета и Особой канцелярии министра. Также была увеличена штатная численность: в трех департаментах служили 88 чиновников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Департамент ведал полицией хозяйственной и подразделялся на 2 отделения: первое контролировало продовольственные дела, а второе руководило приказом общественного призрения.

II Департамент руководил полицией исполнительной (самый большой департамент) и имел 3 отделения: первое ведало личным составом полиции и рассматривало губернские отчеты; второе вело судные и уголовные дела по предметам полиции; третье занималось отправлением земских повинностей, сношением по ним с воинскими частями.

III Департамент — Медицинский — имел 3 отделения: в первом производились дела по устройству медицинского управления; второе управляло казенными аптеками и вело заготовление врачебных средств; третье производило учет денежных средств и ревизию материалов по министерству .

Медицинский Совет заботился о снабжении всех ведомств врачебными предметами, осуществлял заключения по делам судебной медицины, распространял в народе лучшие способы борьбы с болезнями и пр.

Еще одним структурным подразделением стала Особая канцелярия министра полиции, которая состояла из 13 человек и ведала иностранцами, въезжающими в Россию, загранпаспортами для русских подданных, наблюдала за точным соблюдением цензурных распоряжений.

Реформирование министерств было произведено двумя актами с интервалом около года: Манифестом от 12 июля 1810 г. о разделении государственных дел на особые управления и «Общим учреждением министерств» 25 июня 1811 г. Из прежних министерств упразднялось Министерство коммерции, функции которого были разделены между Министерством финан-

сов и Министерством внутренних дел (последнему подчинялась теперь внутренняя торговля). Все вопросы обеспечения внутренней безопасности из Министерства внутренних дел были переданы во вновь образованное Министерство полиции. В ведение Министерства финансов из Министерства внутренних дел передавалась соляная часть и дела по казенным землям и винным откупам. Кроме этого, из Министерства внутренних дел в Министерство просвещения были переданы Медицинский совет и Медико-хирургическая академия. Также учреждено было несколько особых ведомств под названием главных управлений, по статусу равных министерствам: Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, Главное управление путей сообщения. В «Общем учреждении министерств» определялся состав и порядок делопроизводства в министерствах, пределы власти и ответственность министров, а также другие подробности министерского управления .

4 ноября 1819 г. Министерство полиции вновь присоединяется к Министерству внутренних дел, которое возглавлял В. П. Кочубей. По официальным оценкам, практика функционирования Министерства полиции показала, что его учреждение не дало положительных результатов. Министерству полиции предоставлялось право контролировать местные управленческие структуры других министерств, что ставило его как бы вне и над местными учреждениями, что усложняло и запутывало взаимодействие местных органов власти. Критика Министерства полиции усилилась и в связи с ревизией реформ М. М. Сперанского в период его опалы.

После присоединения Министерства полиции к Министерству внутренних дел оно стало иметь более сложную структуру: Канцелярия министра; Департамент государственного хозяйства и публичных зданий (при нем строительный комитет и чертежная); Департамент хозяйственной полиции; Департамент исполнительной полиции; Медицинский Департамент. В составе Министерства внутренних дел действовали Медицинский Совет, Особая канцелярия Министерства, Цензурный комитет, Совет министра.

В ходе проведения этой реформы из Министерства внутренних дел в Министерство финансов был передан Департамент мануфактур и внутренней торговли, а Почтовый департамент был отделен от министерства внутренних дел и оставлен под руководством министра духовных дел и народного просвещения кня-

зя А. Н. Голицына, который слал именоваться также и Главноначальствующим над Почтовым департаментом. Кроме того, 19 марта 1820 г. в компетенцию Хозяйственного департамента из Министерства финансов были переданы дела о ярмарках .

К концу 20-х гг. XIX в. структура Министерства внутренних дел включала в себя 4 департамента (Государственного хозяйства и публичных зданий, Полиции исполнительной, Медицинского и Хозяйственного) и канцелярию министерства. Последняя состояла из 4 экспедиций.

В 30-40-х гг. в Министерстве внутренних дел был проведен ряд организационных мероприятий, направленных на усиление полицей-ско-карательной функции за счет сокращения хозяйственной деятельности. Так, в 1832 г. была проведена реформа, в результате которой в состав Министерства внутренних дел вошло выделенное из Министерства народного просвещения Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Еще 24 августа 1827 г. был утвержден его штат. Оно состояло из 3 отделений: 1-е занималось делами католиков, униатов и армяно-григориан, 2-е — протестантов, 3-е — представителей др. религий. В 1828 г. главноуправляющим был назначен граф Д. Н. Блудов, а когда в 1832 г. он был назначен министром внутренних дел, Главное управление было преобразовано в Департамент духовных дел иностранных исповеданий и в таком виде включено в структуру Министерства внутренних дел. Его передача в структуру министерства объяснялась тем, что понятие охрана безопасности и общественного порядка включало и контроль за деятельностью религиозных сект, раскольников, а также за всеми церковными организациями и объединениями, не относящимися к православной форме христианства.

В 1842 г. была учреждена Особая канцелярия при министре внутренних дел. В том же году были учреждены должности вице-директоров во всех департаментах, для замещения директоров во время их отсутствия. Это было обосновано необходимостью выездов руководителей департаментов в командировки для ознакомления с положением дел на местах.

Таким образом, говоря сегодня об историческом опыте деятельности Министерства внутренних дел Российской империи, следует отметить, что период XIX в. обогатил нас новым опытом осуществления внутриполитических и социально-экономических перемен.

Во-первых, исследование организации Министерства внутренних дел в рассматриваемый

период показывает, что в целом его структура окончательно сформировалась к середине 20-х гг. XIX в. Дальнейшие преобразования носили частный характер, и были обусловлены возникновением новых общественных отношений, которые требовали совершенствования органов отраслевого управления.

Во-вторых, учреждение Министерства внутренних дел Российской империи знаменовало возникновение новой отрасли государственного управления. В сферу деятельности Министерства внутренних дел, помимо карательных функций, были включены и некоторые административно-хозяйственные дела: государственная промышленность, строительство и др.

И самое главное, управленческая деятельность Министерства внутренних дел Российской империи была выстроена так, что все губернаторы были обязаны представлять рапорта императору через Министерство внутренних

дел. Все военные, гражданские, полицейские вопросы губернаторы решали с ведома Министерства внутренних дел.

В целом реформационный период начала XIX в. показал, что модель Министерства внутренних дел, обозначенная в Манифесте от 8 сентября 1802 г., в главных чертах оказалась на практике реализованной. И, хотя, после 1819 г. Министерство подвергалось изменениям, именно этот год стал гранью в его истории. Именно им завершился период, когда вырабатывались приемы и организация министерского управления.

Представляется, что в наши дни необходимо продолжать исследовать проблемы истории органов внутренних дел, вводить в научный оборот новые документы, выявлять специфические черты в организации нормативной правовой регламентации Министерства внутренних дел Российской империи.

Список литературы:

1. Аказеев Д. М. Особенности кадровой политики Министерства внутренних дел Российской империи в области социальной защиты и стимулирования служебной деятельности полицейских чиновников во второй половине XIX века // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

2. Андрианов С. А. Министерство внутренних дел: Исторический очерк (1802—1901). СПб., 1902.

3. Борисов А. В., Малыгин А. Я., Мулукаев Р. С. Российская империя. История полиции. М.: РИПОЛ классик, Де-Либри, 2014.

4. Варадинов Н. История Министерства внутренних дел. Ч. 1. СПб., 1858.

5. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на встрече с участниками первого Общероссийского исторического

собрания. URL: https://rg.ru/2016/06/22/ vladimir-putin-pogovoril-ob-istorii-s-ucheny-mi.html.

6. Довнар-Запольский М. В. Зарождение министерств в России. М. 1912.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. История России XIX — начала XX века. М.: Зерцало,1998.

8. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996.

9. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. СПб., 1830. Т. XXXI. № 24307; № 24326;№ 24686.

10. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М.: Книга, 1990.

В начале XIX в. в развитии российской государственности произошли серьезные перемены, изменившие систему высших и центральных государственных органов, что в свою очередь, сказалось и на формировании местных органов управления. Перемены вызывались прежде всего необходимостью приведения в соответствие государственного аппарата и меняющейся социально-экономической и политической обстановки в стране (7).

Одним из важнейших направлений реформирования государственной системы стало образование в соответствии с Манифестом от 8 сентября 1802 г. новых органов центрального управления — министерств, среди которых особая роль и место отводились Министерству внутренних дел. Важнейшей стороной деятельности этого министерства являлось руководство полицией помимо исполнения большого объема других внутренних функций государства. В его ведении оказались самые различные учреждения: местные административно-полицейские органы, сословные органы, учреждения благотворительности, управление иностранными поселенцами, продовольственное дело, медицина, почтовое дело, управление рядом отраслей промышленности.

Столь разнородный круг задач МВД безусловно сказывался на эффективности управления полицией, на которую, в свою очередь, возлагались самые разнообразные задачи и функции. Круг деятельности полиции был чрезвычайно широк: от непосредственных правоохранительных функций, связанных с охраной общественного порядка, борьбой с преступностью, участием в судебно-следственной деятельности, контролем за исполнением судебных приговоров и т.п. до сугубо административных, хозяйственных вопросов, входящих в компетенцию местных органов управления. Так, в журналах заседаний Ярославской городской полиции начала XIX в. и ее делопроизводственных документах можно найти сведения о самых разных делах, с которыми были связана деятельность полицейских органов, хотя все-таки заметно преобладание дел, связанных с контролем за исполнением, да и самим исполнением, приговоров и решений губернской палаты уголовного суда и расправы: дел о краже имущества, конокрадстве, нарушениях общественного порядка, неисполнении служебных обязанностей, поведении лиц, находящихся под присмотром полиции и т.д. (док. № 7, 8, 9, 10, 13, 14, 18, 24). Однако там же отражены и дела, связанные, например, с контролем за организацией питейных сборов, с порядком следования через Ярославль воинских команд, с решением внутренних организационно-штатных вопросов и т.д. (док. № 27, 28, 29). Ярославский полицмейстер Т.И.Боярский осуществлял контроль за исполнением распоряжения губернатора о формировании ярославского губернского земского войска (милиции), его вооружении и обеспечении, хранении собранного для него оружия и т.п. (док. № 19, 20, 22, 23, 31). Городской полиции приходилось рассматривать и расследовать дела сугубо уголовного характера, как, например, пропажу нескольких десятков дел из архива Ярославского губернского правления (док. № 14, 15), кражу пряжи с Ярославской Большой мануфактуры (док. № 18) и т.д.. И в то же время полиция занималась вопросом о судьбе имущества внезапно умершего профессора Ярославского Демидовского высших наук училища (док. № 25, 26), выяснением данных о числе жителей города, годных к воинской службе (док. № 20), контролем за иностранцами, проживающими в Ярославле (док. № 21) и т.д.

М.М.Сперанский, возглавлявший главное структурное звено МВД — Департамент внутренних дел, где и концентрировалось управление местными полицейскими органами, разработал проект создания специального Министерства полиции. 25 июля 1811 г. в Манифесте «Общее учреждение министерств» (8) было объявлено о выделении из МВД Министерства полиции для управления административно-полицейскими учреждениями и некоторыми важными полицейско-хозяйственными делами. Структурно оно состояло из министра, двух канцелярий (общей и особенной) и трех департаментов. Всем административно-полицейским аппаратом, тюрьмами, рекрутскими наборами ведал департамент полиции исполнительной. Продовольственными делами и приказами общественного призрения — департамент полиции хозяйственной, а врачебным составом, заготовлением медикаментов и снабжением медицинских учреждений — департамент полиции медицинской. Важнейшую роль в аппарате Министерства полиции играла Особенная канцелярия — орган политического сыска, осуществлявший борьбу с общественным и крестьянским движением, функции цензуры, контрразведки и расследования крупных уголовных дел (именно она в перспективе стала первоосновой создания специального органа политической полиции — знаменитого III Отделения собственной канцелярии императора).

Образование и деятельность Министерства полиции не встретили поддержки ни в центре, ни на местах. Большое раздражение вызывало предоставленное ему право контролировать местные органы других министерств, что ставило полицию в особое положение по сравнению с другими местными учреждениями. Тем более, что практическая деятельность Министерства полиции не улучшила работу на местах, а скорее запутала и усложнила взаимодействие местных органов, в том числе и собственно полицейских. Поэтому в 1819 г. Министерство полиции было упразднено, а его аппарат возвратился в структуру МВД (9).

Создание центральных органов управления полицией (Министерства внутренних дел , а затем Министерства полиции) оказало существенное влияние на построение и деятельность местных полицейских органов. В 1803 г. появился Указ Александра I «О средствах к исправлению полиции в городах», который вместе с Уставом благочиния стал одним из основных нормативных актов, определявших устройство, функции и компетенцию органов городской полиции. (10).

Руководство полицией во всех губернских и других крупных городах передавалось полицмейстерам, назначавшимся Министерством внутренних дел, которые через губернское правление подчинялись МВД, затем Министерству полиции. Предполагалось ввести должность полицмейстера в небольших городах, где руководство администрацией и полицией концентрировалось в руках городничего. Но практическое осуществление этих положений Указа шло довольно медленно.

Основное внимание Министерство внутренних дел, а также и Министерство полиции, уделяли в это время совершенствованию структуры, штатов и деятельности полиции в крупных городах, т.е. преимущественно в губернских центрах. Для рассмотрения вопросов организации полиции в каждом конкретном городе создавались специальные комиссии, разрабатывавшие проекты новых штатов городской полиции и инструкции для ее руководителей с учетом экономических, социально-демографических особенностей и финансовых возможностей данного города. Так, штаты для Рыбинской городской полиции, разработанные и утвержденные в конце 1804 г. предполагали наличие полицмейстера, частного пристава и двух квартальных офицеров. Однако проблему с рядовыми полицейскими предлагалось решить заимствованием воинской команды «из губернской роты, не прибавляя к оной других чинов» (11). Губернские батальоны и роты в это время представляли из себя военные, по существу, подразделения, предназначенные для охраны государственного порядка, несения караульной и конвойной службы и фактически выполнявшие полицейские обязанности. Формировались они преимущественно за счет уволенных от военной службы солдат и офицеров. (док. № 16). Создание Министерства полиции в 1811 г. совпало с их преобразованием в войска внутренней стражи.

Некоторые из губернаторов пытались изменить штатную численность своей полиции без согласования с МВД, а во втором десятилетии XIX в. с Министерством полиции, но это, как правило, им не удавалось. Даже родственнику императора Александра I, принцу Г.П.Ольденбургскому, генерал-губернатору Ярославской, Тверской и Новгородской губерний было отказано в утверждении его плана реорганизации полиции в этих губерниях, поскольку разработан этот план был без участия МВД (12).

Определенные изменения проявились и в организации и деятельности органов сельской полиции, по-прежнему существовавших в качестве нижних земских судов, избиравшихся на уездных дворянских собраниях и утверждавшихся губернатором. Весьма важным нововведением в их деятельность стало предоставление уездной полиции права взаимодействия с полицейскими и «прочими не только равными себе, но и высшими учреждениями других уездов и губерний», минуя губернское правление.

В годы правления Николая I каких-либо существенных преобразований системы полицейских органов не произошло. Однако именно в этот период, с созданием в 1826 г. III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, из компетенции Министерства внутренних дел были изъяты функции политической полиции, что породило на более чем полувековой период (до 1880 г.) постоянное соперничество III Отделения и Министерства внутренних дел.

Управление органами местной полиции по-прежнему оставалось в Департаменте полиции исполнительной МВД. Его роль заметно возросла, поскольку при централизации и бюрократизации управления, характерных для времени Николая I, решение многих вопросов из компетенции губернского руководства передавалось в министерства. Для полиции это были: решение кадровых вопросов, определение штатной численности, создание новых полицейских органов в городах и на селе, и особенно — контроль за расходованием денежных средств, отпускаемых на полицейские нужды. Надо сказать, однако, что содержание органов полиции возлагалось на местные власти и составляло в это время заметную долю расходов местного бюджета. Расходы на содержание, например, Рыбинской городской полиции в 1835 г. составили более 12 951 руб., или 23,2% всех расходов городского бюджета (13).

Не претерпели существенных изменений в первой половине XIX в. органы городской полиции. Достаточно стабильной на протяжении длительного времени оставалась их штатная численность, хотя пересмотр полицейских штатов происходил регулярно. Сравнительно невысокий уровень преступности в городах, незначительное количество тяжких преступлений позволяли не поднимать вопроса о количественном увеличении штатной численности городской полиции. Так, не столь велик был количественный состав Ярославской городской полиции. В 1847 г. она состояла (помимо управленческого штата) из пожарной (3 унтер-офицера и 75 рядовых) и полицейской (4 унтер-офицера и 54 рядовых) команд, которых было вполне достаточно для поддержания порядка в городе. За весь 1847 год в Ярославле было совершено: убийств — 1, самоубийств — 3, случаев воровства и мошенничества — 38, случаев конокрадства — 4. Под надзором полиции находилось 5 человек. В течение года было задержано 45 беглых и бродяг. Для города с тридцатитысячным населением (мужчин — 16210, женщин — 13856) это были весьма «спокойные» показатели. В годовом отчете городской полиции отмечено было только некоторое «умножение» воровства при практическом отсутствии грабежей и убийств. (14). (док. № 37). Характерно, что и в следующем, 1848 году картина городского «спокойствия» изменилась мало: убийств — 2, самоубийств — 1, случаев грабежа и разбоя не было отмечено вообще (15). (док. № 38). Помимо всего прочего, это свидетельствовало и об эффективной работе городской полиции.

Примечательно, что в это время городская полиция стремится укрепить и расширить свою наружную, постовую службу, увеличивая, в частности, число «полицейских будок» — своеобразной приметы николаевского царствования. В таком уездном городе, как Рыбинск, число каменных полицейских будок к середине 1830-х гг. доходило до пяти (16). В 1853 г. для усиления патрульно-постовой полицейской службы в городах были сформированы «из нижних военных чинов» полицейские команды. Их численность определялась из расчета 5 полицейских на 2 тыс. жителей и 10 полицейских во главе с унтер-офицером на 5 тыс. жителей. Подчинялись эти команды полицмейстеру. Исходя из общего количества жителей Ярославля, составлявшего в 1853 г. 26 144 чел., в городе могла быть создана полицейская команда численностью до 55 человек (17). Кстати сказать, уже существовавшая и функционирующая в Ярославле полицейская команда в это время вполне соответствовала этим параметрам, насчитывая вместе с унтер-офицерами не более 60 человек. Другое дело, что население губернского центра постоянно росло, особенно в пореформенный период и к концу XIX в. (1897 г.) составляло уже 71 616 человек, а к 1917 г. — 128 255 человек и этот фактор, помимо всего прочего, заставлял вносить коррективы в численный состав полицейской команды города (18).

Был предпринят целый ряд мер по укреплению сельской полиции, являвшейся одним из самых слабых звеньев в системе полицейских органов. Слабость эта была обусловлена незначительностью штата сельской полиции при весьма обширном круге задач, которые ей приходилось решать в масштабах уезда. Тем более, что на полицейские органы (нижний земский суд) возлагалось немало административных и хозяйственных функций, которые должны были входить в компетенцию органов местного самоуправления.

В июле 1837 г. Николай I утвердил Положение о земской полиции (19), предусматривавшее заметное увеличение числа полицейских в уезде. Уезд разделялся на несколько участков-станов во главе с участковыми заседателями, именовавшимися также становыми приставами, назначавшимися губернатором по представлению уездного дворянского собрания. Примерно в два раза (до 10 чел.) увеличивался состав нижнего земского суда.

Введение должности станового пристава, имеющего в своем распоряжении рассыльных с полицейскими функциями, а также сотских и десятских, выбираемых из крестьян уезда, способствовало укреплению сельской полиции. На это же было направлено создание постоянной канцелярии уездного земского суда как аппарата управления сельской полицией, подчиненного земскому исправнику ( нижний земский суд с 1857 г. стал именоваться земским судом, а его руководитель — только земским исправником).

Положение о земской полиции 1837 г. уточнило функции сельской полиции и ее должностных лиц, но не изменило круга тех вопросов, которые они решали. Они по-прежнему являлись низовыми исполнительными органами губернской администрации и поэтому объединяли в своей деятельности как собственно полицейские функции по охране правопорядка, так и функции административно-хозяйственные.

В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы —станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался, губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г. В 70-х гг.главной задачей Третьего отделения становится ведение дознаний по делам народников,которые готовили убийство царя.Но оно не справлялось со своей задачей и в 1880 г.была создана Верховная распорядительная комиссия по охране гос.порядка во главе с генералом М.Т.Лорис-Меликовым.Главной задачей Комиссии было объединение всех карательных органов для борьбы с революционным движением.

38Систематизация и кодификация законодательства в пер.Половине 19 века.

В нач.19века продолжали действовать законодат.акты,принятые в 17-18 вв.,Соборное Уложение 1649г,Воинский устав Петра1.Все это затрудняло деят-ть гос.органов,порождало произвол и взяточничество.Инициатором систематизации законодательства выступил М.М.Сперанский и предложил план радикальных буржуазных преобразований.В 1810г.был разработан проект Гражданского кодекса,но на волне конфронтации с буржуазной Францией был отклонен.Та же судьба постигла Уголовное и Торговое уложения.Сперанский предложил реорганизовать комиссию составления законов и возложить работы по систематизации законод-ва на второе отделение Канцелярии,под надзором императора.Новый план законодательных работ состоял из 3 этапов:1.Создание полного собрания законов(действующих и устаревших) и опубликование их в едином сборнике(в 1830г.сборник был создан).2.Подготовка сборника действующих законодательных актов(впоследствии был утвержден в январе 1833г,назывался-Свод законов Российской империи, состоял из 15 томов и переиздавался в 1842,1857 и 1885гг).3.создание гражданского и уголовного уложений. В итоге 15 августа 1845г.было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»,первый самостоятельный Уголовный кодекс России

Добавить комментарий